101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Чёрно-белое" цветоделение

  • Модест Осипов
  • 4 декабря 2008 г.
  • 10584

Впервые про цветоделение я услышал лет двенадцать назад. Узнал со слов старших, но тоже не слишком опытных товарищей, что это такое шаманство, тайное знание, доступное лишь посвящённым. Особенно пугали уровнями генерации чёрной краски…

   

В наши дни цветоделение — этап технологического процесса, построенного на соблюдении отраслевых стандартов и грамотном управлении цветом. Печатаются контрольные шкалы, проводятся точные измерения, генерируются профили. Конвертация изображения в CMYK, в цветовое пространство будущего печатного оттиска, позволяет подобрать оптимальные значения для цветовой палитры оригинала. В большинстве случаев…

   

…Но не для чёрно-белой фотографии. Её не убили ни повсеместное распространение цветной негативной плёнки, «мыльниц» и мини-лабов, ни давление «цифры». При печати очень важно сохранить нейтральность снимка, чистоту, не допустить появления каких бы то ни было посторонних оттенков. Ведь белый, серый и чёрный — пожалуй, самые важные памятные цвета.

  

В принципе, ч/б фото можно напечатать в одну краску.

Но плотности одной лишь чёрной явно недостаточно, чтобы добиться на оттиске хорошего контраста.

Можно воспользоваться стандартным профилем CMYK — тем же, что и для цветных фото.

Но большая часть деталей по всему тоновому диапазону распределится по каналам триады, а на долю чёрной краски придутся только глубокие тени. И малейшее нарушение серого баланса при печати будет хорошо заметно — фото из ч/б превратится в тонированное. Ведь человеческий глаз гораздо более чувствителен к любым цветовым несоответствиям именно в светах и в средних тонах, нежели в тенях.

   

Предлагаю способ, не только сохраняющий «чёрно-белость», но и делающий фото максимально контрастным: в панели Convert to Profile вместо стандартного профиля CMYK выбираем Custom CMYK… и устанавливаем необычные настройки цветоделения.

Профиль печатных красок и значение растискивания зависят от типа бумаги, на которую вы ориентируетесь (мелованная, немелованная, газетная). И не удивляйтесь, максимально допустимая сумма красок — именно 400%. Такое значение обеспечит максимальный контраст, а сумма красок даже в самых глубоких тенях всё равно не превысит 270%.

   

Как видите, теперь чёрный канал похож на исходное ч/б фото, а каналы триады лишь добавляют плотности в тени. Сумма красок в самой тёмной точке, которую мне удалось найти, — 269%. Типография, где печатается Publish, считает разумным максимумом 300%. Чтобы сделать тени ещё немного плотнее, а всё фото контрастнее, предлагаю воспользоваться кривыми.

Обратите внимание, света по всем трём каналам зафиксированы контрольными точками и остаются без изменений. Мы повышаем контраст в тенях равномерно по трём каналам — до тех пор, пока сумма красок в самой тёмной точке не достигнет максимума. Серый в тенях баланс при этом не нарушается, так как разные плотности по краскам триады заданы автоматически при цветоделении.

Ещё одна задача, для которой подходит «чёрно-белое» цветоделение, — обработка каталожной съёмки. Например, чёрные ботинки, серебристый холодильник, вилка с ножом из полированной нержавейки или сотовый телефон.

Не беспокойтесь за цветные элементы на фото — границы между ними и монохромным корпусом прибора достаточно резкие, их цвет не пострадает от специфического цветоделения.

    

Сумма красок в самой тёмной точке — 249%. Но для повышения контраста в тенях кривые в данном случае не подойдут, затемнять цветные элементы нам незачем. На помощь придёт Selective Color.

Короткий совет напоследок. Если работаете не с универсальными профилями (скажем, из комплекта Photoshop или с сайта FOGRA), а пользуетесь собственными, созданными специально под ваш печатный процесс, кроме стандартного профиля для цветных фото, сгенерируйте ещё один — для чёрно-белых. Он точнее учтёт специфику вашего печатного процесса, чем самодельный профиль на базе Custom CMYK.

Об авторе: Модест Осипов (MOssipoff@vazari.ru), руководитель отдела предпечатной подготовки бренд-билдингового агентства «Вазари».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по выставке «Реклама 2021»

Путеводитель по решениям для печати и послепечатной обработки на главной выставке для российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати.

Текстильная DTF-альтернатива «трафарету» и футболочным принтерам

Хорошие перспективы в секторе прямой печати многокрасочных изображений есть у относительно новой технологии Direct-to-Film

Ваш помощник по цифровой резке

ColorCut FB1175 формата B1+ имеет ряд интересных особенностей, позволяющих успешно использовать её в типографиях разного профиля — от офсетных до цифровых, от студий широкоформатной печати до рекламно-производственных компаний.

Широкий взгляд на рулонную УФ-печать

УФ-принтер Grando GD3000UV с разумным сочетанием печатающих головок и чернил

Цифровые офсетные пластины: тенденции и сложности

Вместе с представителями производителей и крупными российскими поставщиками цифровых офсетных пластин рассматриваем новинки и разбираемся в том, как изменилась структура потребления за прошедший год.<


Новый номер

Тема номера – «Цифровая упаковка и этикетка». Путеводитель по «Рекламе 2021», первые в России Roland VersaUV LEF2-300D и HP Latex 800 W. Цифровые офсетные пластины. Обзор Sinajet DF0906-MT. Плоттеры Graphtec. Тайный Покупатель квартальных календарей. 


Голосование
По какому принципу вы чаще всего принимаете решения об инвестициях в оборудование?
    Проголосовало: 30