2019.08.29, Автор: Игорь Терентьев1956 прочтений

Долгая дорога к лучшей «цифре»

Теги: Publish Ricoh Например Цифровая печать Эксклюзив

Долгая дорога к лучшей «цифре»Кишинёвская типография Bons Оffices, начинавшаяся свою деятельность как офсетная, со временем испытала в деле цифровое печатное оборудование практически всех ведущих производителей. Ближе всего к идеалу оказались последние приобретения…

 

 

 

 

 

За новенькой Ricoh Pro C9210 — руководитель отдела цифровой печати Bons Оffices Сергей Рошка и директор типографии Ион Кихай

Сначала — немного предыстории. Как рассказал руководитель Bons Оffices Ион Кихай, компания была основана Петру Шарков вместе с несколькими соучредителями в 1997 г. К тому времени Петру уже имел 5-летний опыт работы в полиграфии. Первоначально Bons Оffices выпускала бланочную продукцию. Начинали работать со стареньким Adast Romayor 313, а первые опыты печати многокрасочной продукции датированы 2001 г., когда в типографии появился Romayor 314. Кихай пришёл в компанию 2002 г. вместе с коллегой. В тот момент Ион был юным абитуриентом факультета международных экономических отношений, но его привлекла перспектива развития типографии. Уже было понятно, что на рынке будет более востребована многокрасочная печатная продукция. После анализа ситуации было решено инвестировать в б/у малоформатную офсетную машину Ryobi 520, которая придала новый импульс росту бизнеса — началось активное развитие участка послепечати. В то время типография купила машины КБС, листоподборочную и др.

 

 

Одна из офсетных машин Bons Offices — довольно редкая малоформатная Roland 54, на которой сейчас в основном печатают на картоне

В 2004 г. Bons Offices удалось получить грант от правительства Японии на 160 000 евро на льготных условиях для дальнейшего развития. На эти деньги приобрели Ryobi 522HE, послепечатный комплекс Horizon с двумя башнями листоподборки и фальцовку Eurofold. А в 2008 г. в типографии появилась первая 4-красочная офсетная машина — Ryobi 524GX. Тогда Bons Offices выиграла тендер на печать учебников, поэтому без 4-красочной машины было не обойтись. Кстати, чуть позже на смену Ryobi 524GX пришла очень редкая машина — малоформатный Roland 54. В последующие кризисные годы типографии, взявшей курс на выпуск книжно-журнальной продукции, было непросто. Но большинство крупных конкурентов ушли в упаковку, поэтому Bons Offices удавалось получать достаточное количество заказов, чтобы оставаться прибыльной.

В 2010 г. был взят ещё один рубеж: типография вышла в формат B1

В 2010 г. был взят ещё один рубеж: типография вышла в формат B1, для чего приобрели из Бельгии сразу две б/у офсетных машины KBA (5- и 2-красочные). Разумеется, вслед за печатными машинами потребовалась послепечать под новый формат — купили промышленные фальцевальные машины, ВШРА, КБС и др. Осложняло жизнь то, что типография занимала арендованные у госпредприятия площади. И расширять производство было крайне сложно. «Мы понимали, что для надёжного развития нам нужно собственное помещение, — объяснил Кихай, — и приняли стратегическое решение его приобрести». После долгих поисков это было сделано в 2011 г. Переезд был непростым и занял примерно полгода. На новом месте список оборудования продолжил пополняться. Например, была куплена офсетная полуформатная машина Roland 300.

Сейчас Bons Offices, имеющая годовой оборот около 1,5 млн евро и 50 сотрудников, занимает общую площадь 2800 м2. Из них 2000 м2 приходится на офсетное производство, 400 м2 — на цифровое, а остальное — на офис. Есть и возможность расширить площадь.

Цифровые опыты

«Всё это время мы пробовали кокетничать с цифрой», — пошутил Ион. Сначала это выражалось в том, что малотиражные заказы отдавали субподрядчикам для печати «цифрой». В 2008 г. первый раз попробовали поработать на Xerox DocuColor 12. Из-за отсутствия грамотного оператора и сервисной поддержки опыт оказался неудачным. Вторая попытка произошла в 2012 г., когда в компанию пришёл нынешний руководитель отдела цифровой печати Сергей Рошка, имевший большой опыт работы на HP Indigo. Первой его цифровой машиной в Bons Offices стало цветное б/у МФУ Ricoh. Это тоже не сработало. Лучше цифровое направление начало развиваться с появлением новой Xerox Color 242. За ней последовало ещё несколько лёгких ЦПМ Xerox разных моделей — новые машины покупали каждый год. Был также короткий годовой эксперимент с б/у HP Indigo 5000, но он типографии дивидендов не принёс. Ион связывает это с не самыми выгодными условиями сервисного контракта, навязанного румынским поставщиком.

«Но мы понимали, что хотим чего-то более серьёзного, — объяснил Кихай. — В республике уже было установлено много ЦПМ Konica Minolta. Однако мы стремились быть уникальными и не хотели покупать такое же оборудование, как у коллег, а затем конкурировать с ними только по цене». Претворять эту идею в жизнь начали с покупки двух б/у ЦПМ Canon imagePRESS C7010VP и C6010VP. Вскоре пришлось приобрести ещё две таких же ЦПМ, которые также использовали в качестве «донорских» — для оперативного устранения поломок.

К этому моменту объёмы заказов на цифровую печать существенно выросли, и в Bons Offices стали размышлять о следующем шаге. В республике появился партнёр Ricoh — компания X-Service, а во время семинара в Москве, проходившего в офисе Ricoh Rus, Кихай познакомился с возможностями пятикрасочной ЦПМ Ricoh Pro C7100x. Они впечатлили, и в начале осенью 2018 г. первая такая машина в Молдавии была запущена в Bons Offices. Кихай сетует, что, хотя возможности пятикрасочных ЦПМ Ricoh очень велики, осваивать и продавать их клиентам непросто. И здесь была бы полезна большая поддержка со стороны производителя и поставщика. Возможно, нужен специализированный мини-сайт, где были бы собраны руководства по использованию пятого цвета, по подготовке макетов, а также как можно больше примеров использования дополнительных цветов вместе с файлами. «В цифровой индустрии все привыкли работать с CMYK, а придумывать дизайны и готовить макеты с дополнительными тонерами некому, — объясняет Ион. — Зато, когда мы создаём какие-то уникальные решения, их оказывается уже сложно сравнить по цене с конкурентами. Это большой плюс».

Помимо листовой цифровой печати в типографии занимаются и широкоформатной. За Ricoh Pro C7100x можно заметить узнаваемый силуэт твёрдочернильного широкоформатного принтера Océ ColorWave 600, на котором печатают чертежи и плакаты

Уже в ходе эксплуатации Ricoh Pro C7100x выяснилось, что в моменты пиковой нагрузки одной ЦПМ недостаточно. Устранить это узкое место сначала решили с помощью 100-страничной Konica Minolta AccurioPress C6100 с модулем IQ-501, также запущенной осенью 2018 г. Но на пике сезона с учётом того, что в обеих машинах случались поломки, а C6100 хорошо справляется не со всеми ходовыми сортами и плотностями бумаги, печатать все заказы не успевали. Да и основным предназначением Ricoh Pro C7100x Ион считает выпуск эксклюзивной продукции, поэтому объёмы обычной CMYK-печати на ней невелики. В итоге проблема нехватки мощностей возникала снова.

Той же осенью Кихай побывал в Телфорде и ознакомился с новейшей Ricoh Pro C9200. В ней Ион увидел настоящую ЦПМ тяжёлого класса, способную производительно печатать на всём ассортименте материалов — от тонкой бумаги до толстого картона. «Позже в московском шоу-руме по нашей просьбе эту машину даже настроили для печати инструкций к лекарствам на бумаге плотностью 50 г/м2, хотя производитель этого не рекомендует. Печать прошла успешно», — вспоминает Ион. В итоге в апреле 2019 г. в Bons Offices установили Ricoh Pro C9210 — это самая самая производительная конфигурация, способная печатать до 135 стр. А4 в минуту (при двусторонней печати на листах А3 — даже 144 стр. А4 в минуту). Её ресурс рассчитан на 60 млн отпечатков или 5 лет эксплуатации, а максимальная плотность бумаги — 470 г/м2, что тоже впечатляет. В конфигурацию вошёл мощный контроллер EFI Fiery 85. К сожалению, ограничения бюджета не позволили добавить баннерный лоток, о чём в Bons Offices жалеют — некоторые сложные работы (для обложек с клапанами и суперобложек) C9210 печатает заметно лучше, чем C7200x. Не мешало бы увеличить и количество подающих лотков. «Если есть стекер, то при 5–7 тысячах копий оператор параллельно делает следующие работы, иногда машина не останавливается по 40 минут. Самое узкое звено у нас сейчас, — признаётся Ион, — спуск полос заданий на печать. Когда проектов много, а вся нужная бумага загружена в машину, они печатаются быстрее, чем мы успеваем их подготовить». Не является узким местом послепечать — в типографии сформирован очень мощный и разнообразный набор оборудования для разных форматов печатных листов и книжно-журнальной продукции. А вот комплексной автоматизации, начинающейся с приёма заказа и его допечатной подготовки и заканчивающейся отгрузкой его заказчику, типографии очень не хватает. Здесь эксплуатируют АСУ собственной разработки, но возможностей для цифрового бизнеса, особенно web-to-print и автоматической калькуляции, там пока нет.

Один из коммерческих тиражей на Ricoh Pro C9210. Заказчик и типография очень довольны качеством воспроизведения сложных серых плашек

Собственные образцы Bons Offices, демонстрирующие возможности Ricoh Pro C7100x с белым и прозрачным тонерами

Если вернуться к Ricoh Pro C9210, то она оказалась почти идеальной для выпуска книжно-журнальной продукции — машина отлично работает на самых ходовых сортах бумаги: мелованной плотностью 90 г/м2 или офсетной, 60–70 г/м2. ЦПМ также является очень сильным конкурентом для малоформатного офсета по скорости и качеству печати, без проблем справляясь со сложными плашками, обеспечивая также стабильность цветопередачи на протяжении тиража и при выполнении повторных заказов. В большинстве случаев (особенно на тонких сортах бумаги) ЦПМ обеспечивает очень хорошую приводку лица к обороту. Пожалуй, единственное, в чём эта машина уступает Konica Minolta AccurioPress C6100, — приладка, для которой ЦПМ Ricoh Pro C9210 обычно требуется больше времени. Поэтому в Bons Offices считают полезным иметь в арсенале обе машины.

Прибыль — на стыках

Кихай считает, что гибридная типография — очень устойчивый бизнес, позволяющий зарабатывать больше «на стыках» технологий. По качеству печати принципиальной разницы между офсетом и современной «цифрой» уже нет, а способ печати выбирает типография по принципу экономической выгоды, срочности, уровню текущей загрузки оборудования и другим параметрам. Жёсткой границы по тиражу между экономикой офсета и «цифры» в Bons Offices не устанавливают — она зависит от материала, типа заказа и т. п. У «цифры» есть преимущество не только на малых тиражах и при выполнении срочных заказов. Например, отпечатки с ЦПМ Ricoh Pro C92100 даже с плотными заливками ламинируются обычными плёнками лучше офсетных. Это также позволяет ускорить выпуск готовой продукции.

Ставка на «цифру» оправдывается и за счёт перетекания на неё офсетных тиражей. Кихай ожидает по итогам 2019 г. рост объёмов цифровой печати в типографии на 20–30%, при это общий объём её производства скорее всего не вырастет. Локомотивом роста объёмов и прибыли цифрового направления Ион считает Ricoh Pro C9210, на которой уже отпечатано 700 000 «кликов» А4. Она должно помочь воплощению в жизнь принципа «Или в срок, или бесплатно», который типография планирует объявить заказчикам осенью этого года.

Интересно, что нередко клиенты, заказывая офсетный тираж, затем просят допечатать небольшое количество. И тогда в дело вступает «цифра». Случается и наоборот: когда сначала очень срочно печатают что-то на ЦПМ, а оставшуюся большую часть тиража выполняют офсетом. В таких случаях у гибридной типографии есть очевидное преимущество перед специализированными, обладающими только одной технологией. Ближайшая перспектива — дополнение печати цифровой отделкой, что позволит ещё более повысить ценность продукции типографии в глазах клиентов. На фоне постоянного снижения маржинальности полиграфического бизнеса вложения в выпуск более ценных (и дорогих) продуктов — самые перспективные.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • OKI Pro1050

    Заключение: светодиодный принтер для производства коротких тиражей этикетки. Может заинтересовать предприятия, которые нуждаются в коротких тиражах простых этикетоок для выпускаемой ими продукции, а также небольшие типографии, задумавшиеся о диверсификации.

     

  • Ricoh IM C6000

    Заключение: цветное производительное МФУ формата А3+ с высоким качеством печати. Подходит как для корпоративных клиентов, так и для полиграфических компаний, особенно небольших и начинающих.

     

  • Цифровая этикеточная экспансия

    Цифровые технологии стали поистине вездесущи. Они переместились в центр внимания на выставках. Их всё активнее используют в типографиях для печати и облагораживания этикеток, а цифровое оборудование осваивает всё новые сферы применения — теперь с его помощью можно изготавливать ещё более сложные виды этикетки и гибкой упаковки, а также надёжно защищать продукцию от подделки.

     

  • Какие ЦПМ для цифровой печати этикеток будут наиболее востребованы в ближайшей перспективе?

    Из ответов, которые дали наши читатели на сайте, видно, что многие из них выбрали вариант «Другие». Очевидно, некоторые из ответивших имеют в виду широкоформатные принтеры (в том числе со встроенной функцией резки). Например, так можно печатать короткие тиражи на самоклеящейся плёнке. А, возможно, мы упустили что-то ещё, выбирая варианты ответов.

     

  • Уроки японского

    Девизом конференции Konica Minolta European Leadership Campus в этом году стал Rethink your scope, что можно перевести как «Переосмысли свои пределы».

     

  • «Но мы не такая типография»*, или Когда срок печати открыток — 3 недели

    Повторяем запрос на печать открыток четвёртый год подряд (Publish № 12, 2016, № 11, 2017 и № 01-02, 2019). Считаем: евроформат со сгибом: 20x20 см в развороте, 20x10 см в готовом виде, 1 биг, 4+4, мелованная матовая 300 г/м2, тиражи 300 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus