101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Первые в Грузии

  • Игорь Терентьев
  • 31 января 2019 г.
  • 4856
Две грузинских типографии делятся опытом эксплуатации новейших моделей ЦПМ Ricoh с пятой красочной секцией.

Первые в ГрузииДве грузинских типографии делятся опытом эксплуатации новейших моделей ЦПМ Ricoh с пятой красочной секцией.

На полиграфическом рынке Грузии профессиональные решения Ricoh начали активно продвигаться совсем недавно. Партнёром для Ricoh здесь выступает Heidelberg Georgia. О том, как всё начиналось, мы узнали во время нашего первого визита в эту страну в мае 2018 г. (И. Терентьев. География экспансии Ricoh // Publish № 6, 2018, стр. 28). Тогда был торжественно открыт демозал Heidelberg Georgia с тремя цветными листовыми ЦПМ: Ricoh Pro C7200x, Heidelberg Versfire и Ricoh Pro C5200s. Теперь пришло время поближе познакомиться с первопроходцами — грузинскими типографиями, ставшими первыми пользователями пятикрасочных машин Ricoh Pro C7100x и C7200x.

В PrintVision любят лак

Грузия — страна небольшая, её население составляет 3,729 млн человек, из которых более миллиона (т. е. чуть менее 30%) живут в Тбилиси. Но, как сообщили коллеги из Heidelberg Georgia, в столице сосредоточено примерно 95% полиграфических фирм. Не удивительно, что обе типографии, решившиеся на довольно крупные инвестиции в новые ЦПМ Ricoh, также расположены в Тбилиси.

Первой мы посетили Print Vison, в 2017 г. переехавшую в новенькое двухэтажное здание, где уютно разместились сразу несколько полиграфических фирм. Ещё поднимаясь по лестнице на второй этаж, обращаем внимание на знакомый запах УФ-чернил — на первом этаже работает рекламно-производственная компания, занимающаяся широкоформатной печатью. В Print Vision нас встретила её директор Мариам Цецхладзе. Эта небольшая компания, в которой работает 6 человек, была образована в 2015 г. «До этого на протяжении 15 лет я и мои друзья, образовавшие Print Vision, были наёмными работниками в другой компании», — объяснила Мариам. Компания является типичной цифровой типографией, выполняющей заказы по производству рекламной продукции — от визиток, брошюр, журналов и книг до меню, пакетов, POS-материалов и малотиражной упаковки.

Первоначально основным печатным оборудованием была лёгкая листовая цветная ЦПМ Konica Minolta. Однако в марте 2017 г. на производстве появилась первая в стране Ricoh Pro C7100x (Versafire CV) с пятой дополнительной секцией со скоростью печати 80 стр./мин. Поставку и запуск осуществляла Heidelberg Georgia. Цецхладзе отмечает, что новая машина позволила существенно улучшить качество и стабильность печати, включая сложные работы с большими плашками и т. п. Установка машины совпала с переездом в новый офис — она завозилась в практически пустое здание.

Ricoh Pro C7100x в Print Vision. На приёмке машины установлен финишёр для скрепления подобранных стоп на скрепку сверху или сбоку
Ricoh Pro C7100x в Print Vision оснащён двумя лотками с вакуумной подачей (на фото снизу) и ручным (сверху), через который можно подавать баннерные материалы форматом 70×33 см

Вместе с машиной изначально были поставлены два комплекта дополнительных тонеров для пятой секции: прозрачный и белый. На практике, как отмечает Мариам, наибольшим спросом пока пользуется прозрачный: «До последнего времени ни у кого в Грузии не было возможности использовать выборочный лак для малых тиражей. Для нас это оказалось большим бонусом, поскольку позволило получить много новых клиентов». Она также рассказала, что для дизайнеров Print Vision не составляет проблемы подготовка макетов с выборочным лакирования — здесь помогает большой опыт работы для офсетной полиграфии. При необходимости дорабатывают и готовые файлы с лаком от клиентов. Впрочем, цифровой лак на Ricoh Pro C7100x, конечно, отличается от офсетного и трафаретного, поэтому на первых порах в Print Vision учились — пробовали разные варианты дизайнов, чтобы понять, какие из них смотрятся более выигрышно. Наличие собственной ЦПМ с лаком также позволило отказаться от услуг субподрядчиков.

Мариам Цецхладзе показывает рекламный буклет сложной формы. Его печатали на удлинённой бумаге

Большие сигаретные пачки представляют собой POS-материалы — они сначала печатались в цвете, затем ламинировались, а поверх ламината наносился прозрачный тонер. Тираж был небольшой, поэтому для резки и биговки использовали собственный планшетный режущий плоттер

За время эксплуатации Ricoh Pro C7100x зарекомендовала себя с самой лучшей стороны — она без поломок «прошла» уже более 2 млн отпечатков. Этому способствуют и регулярные регламентные работы, которые в Print Vision всегда стараются выполнять вовремя.

Из особенностей конфигурации машины — вакуумная подача, обеспечивающая более надёжную работу с разными сортами бумаги: тонкой, толстой, мелованной и др. Выбор такого варианта подачи вместо стандартной фрикционной в Heidelberg Georgia рекомендуют всем профессиональным полиграфистам. В качестве контроллера печати используется Heidelberg Prinect.

Печать выполняют на самых разнообразных материалах — мелованной бумаге и картоне, хотя максимальную плотность стараются ограничивать на уровне 330 г/м2 — берегут машину (заявленный для неё максимум — 360 г/м2). С дизайнерской фактурной бумагой тоже работают, но нечасто — в Грузии её непросто купить. Зато печать стиккеров на самоклеющейся бумаге — дело обычное. При этом обращают внимание на то, чтобы на оборотной стороне самоклейки не было надрезов, через которые в машине может выдавливаться клей.

По опыту Print Visoon, выборочное лакирование очень эффектно смотрится на чёрных плашках, в том числе на бумажных пакетах

Рекламный материал для известного производителя энергетического напитка напечатан на картоне одностороннего мелования

Важное преимущество безмасляного тонера на Ricoh Pro C7100x — не возникает никаких проблем с качеством ламинирования, поскольку плёнка закрепляется прочно и не отслаивается на краях и сгибах при биговке или фальцовке. А ламинируют продукцию в Print Vision часто, тем более что выборочное лакирование особенно выигрышно смотрится при нанесении поверх матовой (бархатной) плёнки.

Среди заказчиков типографии есть местная филармония, для которой печатают билеты с нумерацией. Для подобной продукции в качестве элемента защиты можно было использовать лак, но пока заказчики этого не требуют — обходятся микротекстом.

Судя по содержимому приёмного лотка, праздники ещё не закончились…

Оператор Георгий Барбакадзе, имеющий опыт работы с HP Indigo и Konica Minolta, легко освоил новую машину. Среди особенностей Ricoh Pro C7100x, которые ему понравились, отмечает удобство извлечения застрявших в тракте проводки листов. Ещё один отличительный нюанс — точность заявленных ресурсов: случаев, когда какой-либо ресурсный компонент выходил из строя раньше положенного, не было

С марта 2017 г. загрузка машины постепенно росла, сейчас она достигает 20–25 тыс. листов в месяц, что немного для ЦПМ такого класса (рекомендуемые месячные объёмы печати для Ricoh Pro C7100x — 60–240 тыс. стр.). Так что у Print Vision есть неплохой потенциал для роста с уже существующим набором оборудования. Мариам особенно довольна тем, что Ricoh Pro C7100x позволяет печатать прозрачным тонером — в предновогодние месяцы практически каждый второй заказ компании был с лаком.

Интересно, что в 2017 г. Print Vison покупала комплект оборудования — помимо ЦПМ, в него вошла резальная машина Polar и др. Всё это обошлось примерно в 500 000 лари (около 12,5 млн руб. по текущему курсу). Однако в Грузии существует программа, по которой государство дотирует проценты по кредитам для компаний, внедряющих инновационные технологии. Print Vision вступила в эту программу и в ближайшее время уже собирается полностью вернуть взятый на покупку оборудования кредит. Так что, похоже, ставка на Ricoh Pro C7100x оказалась верной…

 

 

Печатаем на любой поверхности

Наш второй визит в Грузии состоялся в более крупную типографию Tegi Print. В ней работает 50 человек, производственные площади — 2400 м2. Как рассказала начальник отдела продаж Тамара Вачеишвили, формально Tegi Print — молодая компания, основанная в 2015 г. Однако она появилась в результате реорганизации типографии, работающей с 2008 г.

На фото рядом c Ricoh Pro C7200x (Heidelberg Versifire EV) в Tegi Print: в первом ряду слева направо — директор Саломе Кварацхелия, начальник отдела продаж Тамара Вачеишвили, технический директор цифрового отдела Лали Иакобишвили, во втором ряду — технический директор офсетного производства Александре Чадашвили и оператор цифровой печати Николоз Джеиранашвили

Поэтому Tegi Print, в которую перешли опытные сотрудники, изначально имела неплохое оснащение допечатным (CTP), офсетным, трафаретным, цифровым листовым и широкоформатным оборудованием, разнообразными послепечатными машинами — резальными, фальцевальными, брошюровальными (на скрепку и КБС), ниткошвейной; ламинаторами, тигельным прессом, режущим плоттером и др. Кроме того, в типографии имеется специализированная цветная листовая тонерная машина и термофиксирующее оборудование для нанесения деколей на стекло и керамику. Учитывая такое разнообразие технологий, рабочим лозунгом Tegi Print выбран «Мы печатаем на любой поверхности». Не удивительно, что типография предлагает очень широкий ассортимент печатной продукции: от флаеров, брошюр, книг и блокнотов до промосувениров (их поставками занимается дружественная компания PROSCO) и вывесок.

 

В Tegi Print имеют очень разнообразный набор оборудования: от четырехкрасочной полуформатной офсетной Heidelberg и широкоформатных принтеров до высечного пресса (переделан из заслуженного Original Heidelberg Cylinder) и брошюровальной линии

С момента своего основания Tegi Print регулярно обновляет своё оборудование. Говоря об особенностях выбора новой цифровой машины вместо устаревшей Xerox Colour 550, Вачеишвили объяснила: «Сам рынок нам подсказал, что нужна не просто цифровая машина, способная качественно печатать, но и имеющая уникальные опции, например, дополнительные тонеры». Конечно, помимо этого, она должна была обеспечивать более конкурентную себестоимость печати, а её поставщик должен был гарантировать бесперебойное снабжение расходными материалами и безупречный сервис. Всем этим критериям соответствовала Ricoh Pro C7200x (Heidelberg Versafire EV), которая была запущена в сентябре 2018 г. и стала первой из машин этой модели, установленных в Грузии.

Инсталляция заняла три дня, включая обучение операторов. Однако до этого специально для новой ЦПМ в типографии построили чистую комнату площадью 25 м2. Особое внимание при обучении уделили процедурам замены и использования специальных тонеров для пятой секции. В Ricoh Pro C7200x появилась возможность не только менять тонер в занимающей фиксированное место пятой секции, но и устанавливать спецтонер первым. Это особенно полезно, если он должен играть роль подложки (например, при печати на цветных материалах сначала печатать белую плашку). Кстати, в комплекте с ЦПМ Tegi Print приобрела полный набор специальных тонеров — прозрачный, белый, флуоресцентные жёлтый и розовый, а также видимый только в УФ-лучах красный. Поскольку у операторов типографии был опыт эксплуатации ЦПМ с контроллерами печати EFI Fiery, его выбрали и для C7200x в новейшей версии 6.

Оборот визиток. Здесь использована матовая ламинация, поверх которой выполнялась печать прозрачным тонером

Коллеги из Tegi Print воспользовались нашим визитом, чтобы вручить директору Heidelberg Georgia Годердзи Годердзишвили (на фото справа) новогодний набор сувениров. Разумеется, все печатные продукты в шкатулке изготовлены на новой ЦПМ

Отвечая на вопрос о востребованности дополнительных тонеров, Тамара признала, что заказчики пока ничего об этом не знают: «Если мы предлагаем и показываем образцы, печать с дополнительным тонером могут попросить. Но большинство клиентов пока о таких возможностях просто не знают». На практике в Tegi Print из всего набора специальных тонеров для коммерческих заказов пока использовали только прозрачный. С остальными — только экспериментировали. Это связано с тем, что новая ЦПМ появилась в типографии в горячее время — в предновогодний сезон, поэтому всерьёз заняться продвижением её уникальных возможностей пока просто не успели. Зато здесь уже смогли оценить преимущества безмасляного тонера, на который отлично ложится ламинирующая плёнка.

Заготовка из фактурной чёрной бумаги для этой коробки ламинировалась с лицевой стороны, а затем запечатывалась прозрачным тонером. Кстати, для коробок оказалась полезна возможность печати на баннерных материалах — можно увеличить размеры развёртки

Печать этой коробочки выполнялась только триадными тонерами, зато необычна сама конструкция, разработанная в Tegi Print. Коробочка раскрывается, как цветок, если снять с неё крышку. Конструкция оказалась настолько привлекательной, что её заказывали уже более полусотни раз, причём разные клиенты

Располагая разным печатным оборудованием, типография может выбирать оптимальную технологию с учётом тиража и типа заказа. Например, визитки, флайеры и буклеты здесь печатают «цифрой» тиражами до 1000 штук. Если заказывают больше, переводят на офсет. Если речь идёт о цветных брошюрах, то здесь пороговым значением может быть одна-две сотни экземпляров, но конкретное значение зависит от формата.

Возможности «цифры» также применяют для печати лотерейных билетов. Это сложный заказ: бланки предварительно запечатывают офсетом, затем на «цифре» впечатывают нумерацию, а в конце трафаретным способом наносят скретч-поле. Впрочем, для этой работы новую ЦПМ пока не используют — жалеют, поскольку на офсетных бланках остаётся противоотмарывающий порошок, который загрязняет механизм ЦПМ. Но, возможно, C7200x задействуют, когда тираж подобной работы будет небольшим — тогда можно отказаться от запечатанных офсетом бланков, а заодно нанести дополнительные защитные элементы. Вот и невидимый тонер пригодится…

Опыт печати на фактурной бумаге пока небольшой — только открытки и визитки. К качеству печати новой ЦПМ на такой бумаге никаких вопросов нет. Проблема с фактурной бумагой в Tegi Print, как и у их коллег из Print Vision, уже не техническая, а логистическая — такие материалы сложно купить.

За неполных 4 месяца на новой ЦПМ отпечатано около 60 000 листов. Это немного, но загрузка постепенно растёт. За это время были довольно сложные заказы, но машина справилась с ними. Не было замечено каких-либо отклонений по цвету в процессе печати длинных тиражей. Вачеишвили надеется, что это не эффект «новой машины», а её стандартная характеристика на длительный срок эксплуатации, ведь заявленный ресурс этой ЦПМ — 14,4 млн отпечатков (или 5 лет).

Повышению загрузки должна способствовать и реорганизация, в результате которой Tegi Print будет объединена с PROSCO в одну рекламно-производственную компанию Gutenberg. Идея такого объединения заключается в том, чтобы предоставлять клиентам комплексные услуги по реализации рекламных кампаний. Для этого в Gutenberg также будут работать специалисты по маркетингу, дизайнеры и др. Получится своеобразная служба одного окна, в которую могли бы обращаться маркетологи, не имеющие ничего, кроме идеи.

Обаяние пятой краски

Особенность местного рынка цифровой печати в Грузии — относительно небольшие загрузки. Поэтому ЦПМ уровня Ricoh Pro C7100x/С7200x по рекомендуемым объёмам печати выглядят избыточными для типографий, которые выбрали эти машины. Не случайно, как отметил директор Heidelberg Georgia Годердзи Годердзишвили, среди проданных в стране ЦПМ за последний год превалируют более доступные Ricoh Pro C5200s — их установлено шесть.

Но оказалось, что самым креативным типографиям просто невозможно сопротивляться обаянию пятой краски. А клиенты тоже это оценили — не случайно в предновогоднем декабре в Print Vision каждый второй заказ включал печать прозрачным лаком. Интересны такие возможности и для заказчиков Tegi Print. Впрочем, обеим типографиям ещё предстоит немало потрудиться, чтобы раскрыть весь потенциал уникальных машин.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29