2017.02.06, Автор: Марсель Шарифуллин1141 прочтений

Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ

Теги: Publish В типографии с Марселем Программное обеспечение Эксклюзив

 

Рассказ об автоматизации типографии НИУ ВШЭ в Publish № 9 (http://www.publish.ru/articles/201609_20013614) закончился на том, что мы приступили к созданию нового сайта с поддержкой web-to-print (w2p). Я ожидал, что пройдёт ещё много времени, пока мы чего-то достигнем. Но мы ускорились, и полноценный w2p-сайт — www.print.hse.ru — заработал уже через два месяца.

Выбор w2p-решения

О выборе той или иной w2p-технологии мы размышляли с самого начала внедрения АСУП типографией и изучили все существующие доступные решения: покупку отдельной лицензионной программы, аренду стороннего софтверного решения software as a service (SaaS) или разработку собственного ПО.

Лицензионные решения специализированных иностранных разработчиков отпали сразу ввиду их высокой стоимости. АСУП от дружественных поставщиков цифрового печатного оборудования (Koniсa Minolta, Canon, Ricoh), предлагаемые по приемлемым ценам, не устроили нас из-за недостатка функционала на постпечатном участке и привязки решений к определённым брендам ЦПМ. Достойных w2p-предложений от отечественных разработчиков «лицензий» мы не нашли, поэтому на определённом этапе сосредоточили свой выбор на SaaS-решениях томской PixelPark, екатеринбургской PrintOndemandSolution и московской IprintIt. Их решения требовали минимальных стартовых инвестиций и могли быть запущены в эксплуатацию в течение считанных недель. Но в итоге и их предложения нас не устроили из-за необходимости рентной платы за каждый принятый заказ (в нашем случае с большим процентом бесплатных заказов от подразделений ВШЭ это представляло бы некоторые сложности) и отсутствия желания или возможности их разработчиков стыковать свои w2p-решения с работающей у нас АСУП.

Нам очень понравились «самописные» проекты нескольких типографий (netPrint, «Т8», «Борус», «ИРМ1», «П-Центр», «Четыре цвета», «Формула цвета», «М-групп» и др.), но их владельцы даже слышать не хотели о возможности продаж w2p-софта: слишком много сил, времени и средств они вложили в их разработку. Руководители крупнейшей типографии по печати книг малыми тиражами «Т8» и национального сервиса фотопечати netPrint, например, оценили затраты в своё ПО в миллионы евро, назвав его главным активом своих предприятий.

В итоге, посовещавшись с Сергеем Пеновым, мы решили делать w2p-проект для типографии НИУ ВШЭ самостоятельно, на основе уже внедрённой у нас программы «Принт-эксперт» (ПЭ). Говоря по простому, нам требовалось лишь упростить имеющийся автоматизированный расчёт заказов, задав несущественную часть параметров по умолчанию, и, отладив экспортно-импортные операции, вывести его интерфейс на интернет-сайт типографии, дополнив его всеми необходимыми атрибутами для онлайн-оформления заказов. А все остальные процессы по проводке и обработке заказов выполнялись бы как обычно, в ПЭ.

Внедрение w2p-модуля в АСУП

Реализация специального w2p-модуля началась только в сентябре, после тщательного изучения опыта других типографий, реальной оценки наших сил и формализации наших потребностей. По аналогии с обычными шаблонами расчёта в ПЭ были созданы специальные шаблоны видов продукции для сайта w2p, включившие в себя все необходимые производственные технологические операции: печать на ЦПМ, ризографе или плоттере; ламинацию; тиснение; разные виды брошюровки; резку и т. п. Для каждого вида продукции были заданы в соответствующих справочниках перечни форматов и типов бумаги, текстовые поля для описания, ссылки на иллюстрации и режимы отображения всей этой информации на сайте.

После ввода информации в w2p-справочники видов продукции, форматов и бумаги можно было удобно создать шаблоны w2p-продукции и заполнить его поля данными из этих справочников. А содержимое этих шаблонов было связано с интернет-сайтом и автоматически отображалось в виде красивых окон с изображениями и описаниями продукции, полями для расчёта стоимости заказа с выбором из списка или вводом всех необходимых параметров. В результате ПЭ стала управляющим ядром не только всех типографских процессов, но и интернет-сайта типографии. Кроме самой информации, там содержатся также режимы её отображения, координаты всех полей и изображений, выводимых на экран для посетителей сайта.

Порядка месяца занял стартовый ввод всех данных в w2p-модуль ПЭ и отработка механизмов программы для облегчения этого процесса. В дальнейшем при необходимости добавления новых единиц продукции, материалов на складе или выполняемых технологических операций на сайте типографии, сотрудник типографии сможет отразить это в ПЭ (рис. 1) за считанные минуты.

Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
Рис. 1. W2p-интерфейс ПЭ, ввод данных для сайта типографии

В итоге мы получили полноценный w2p-сайт типографии, где любой посетитель может выбрать необходимый ему вид продукции, заполнить характеристики своего заказа и мгновенно получить его расчётную стоимость. Причём, в отличие от большинства полиграфических интернет-калькуляторов, выбирающих стоимость продуктов из html-таблиц с заранее рассчитанными вариантами или считающих по независимым формулам прямо на сайте, в нашем проекте все цены рассчитываются в реальном времени в мощной АСУП типографии. Данные пользователя, введённые на сайте, импортируются в ПЭ, где создаётся новый заказ с заполненными полями в соответствии с желаниями интернет-клиента. Расчёт стоимости этого заказа выполняется по тем же алгоритмам, что и обычные заказы, вводимые в ПЭ вручную менеджерами типографии. W2p-заказ сохраняется с текущим номером в программе, а при поступлении оплаты у него можно просто изменить статус, автоматически запустив его в производство. Полученная в ПЭ расчётная цена (со скидкой, зависящей от регистрационных данных интернет-клиента) экспортируется обратно на сайт типографии и отображается там в соответствующем поле. После оптимизации w2p-модуля разработчик добился того, чтобы все эти процессы проходили менее чем за полсекунды даже на сложных составных видах продукции. Из-за того что все процессы идут параллельно и в многопоточном режиме, скорость расчёта заказов практически не зависит от количества запросов с сайта.

Достоинства нашего проекта

Собственно достоинства нашего w2p-решения очевидны.

Можно автоматически рассчитать цены практически любого заказа с произвольно заданными тиражами и форматами. Список бумаги не произволен, а берётся из справочников материалов в АСУП типографии. При новых поступлениях на склад мы отображаем вновь появившиеся материалы на сайте, просто добавляя их в w2p-справочник бумаги. Другие существующие на рынке w2p-решения обычно менее гибки в этом отношении.

Создание и редактирование окон с типами продукции, изменение цен или любой другой информации на сайте выполняется сотрудниками самой типографии без привлечения разработчиков w2p-решения. Концепция нашего проекта вообще не предусматривает отдельного администрирования w2p-сайта. Это сокращает расходы на сайт и количество задействованного персонала.

Отсутствие двойного хранения данных (на сайте и сервере АСУП) исключает ошибки параллельного редактирования. Любые изменения в ПЭ, например, изменение стоимости расходных материалов, формул или коэффициентов ценообразования, автоматически отображаются на работе w2p-сайта. Невозможно, например, забыть изменить расчёт на сайте при изменении курса валют и соответственного удорожания материалов типографии. Цены, полученные посетителем сайта, всегда будут актуальны и будут совпадать с расчётом менеджера. Даже контактная информация заказчика, введённая им на сайт при регистрации, будет импортирована в АСУП для постоянного хранения.

Автоматическое создание технологической карты и постановки заказов, принятых через интернет-сайт в работу в системе АСУП, позволяет работникам типографии выполнять поступающие из интернета заказы без участия менеджеров и руководителей типографии. Это именно то, что недоставало нам в других w2p-решениях, без интеграции с АСУП типографии или программ АСУП без w2p-модулей.

После оплаты лицензии модуль w2p, как и весь АСУП в целом, становится собственностью типографии и располагается на её серверах вместе со всеми содержащимися там данными. Появляется хороший стимул к модернизации системы, так как наработанные «ноу-хау» не смогут стать достоянием конкурентов, как при SaaS-решениях.

Создание w2p-сайта типографии

Рис. 2. W2p-сайт типографии НИУ ВШЭ (главная страница и выбор групп продукции)

Посредством интенсивного мозгового штурма в сентябре-октябре была создана рабочая версия w2p-сайта типографии НИУ ВШЭ, и началось постепенное наполнение сайта всеми необходимыми элементами: блоком автоматической генерации расчётов (от простой к более сложной продукции), диалоговыми сообщениями и интерфейсом оформления заказов, блоком регистрации и входа посетителей на сайт, модулями закачки файлов, онлайн-оплаты и т. п. Впереди предстоит ещё работа по созданию редактора макетов, блока проверки оригинал-макетов, организации доставки и многого другого, без чего трудно представить сайт любой компании, продающей свои услуги через интернет.

Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
Рис. 3. Страница онлайн-расчёта стоимости заказа, закачки макета и оформления заказа выбранной продукции

Несмотря на ограниченность ресурсов, мы сумели достаточно быстро сделать базовый каркас проекта и выпустить наш w2p-сайт «в эфир». Сейчас на неё можно автоматически рассчитать стоимость трёх десятков наиболее популярных видов продукции (см. рис. 3), включая такие сложные, как составные книги в мягком или твёрдом переплёте с чёрно-белым блоком и цветной вставкой. И для каждого элемента этого расчёта можно выбрать тип бумаги и дополнительной отделки: ламинации, горячего тиснения (с указанием цвета фольги, типа и площади клише и т. п.), а также задать все необходимые параметры выбранного типа сшивки.

 

Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
Рис. 4. Главная страница сайта типографии НИИ ВШЭ

Зарегистрировавшись с указанием почтового домена @hse.ru, посетитель автоматически получит скидку, предназначенную для сотрудников или студентов НИУ ВШЭ. При оформлении заказа в отдельных полях выбирается желательный срок сдачи, дополнительный комментарий к заказу и участок типографии НИУ ВШЭ, на котором клиент хочет изготовить свой заказ. Для этого все участки типографии, где технически можно изготовить выбранный тип продукции, выводятся в списке выбора с их расположением на карте города (рис. 4).

Оригинал-макет заказчик пока должен изготовить самостоятельно и загрузить на сайт в процессе оформления заказа перед переходом к онлайн оплате-заказа. Пока реализована автоматическая оплата лишь с банковских карточек Сбербанка через платежный шлюз интернет-портала ВШЭ или распечатка заполненных бумажных квитанций для оплаты в любом банке через оператора или вводом этих данных в их онлайн-сервисы. Все ранее введённые данные автоматически подставляются в последующие формы оплаты, и заказчикам не приходится дважды вводить одну и ту же информацию.

W2p-сайт был создан на отдельной динамической платформе w2p.hse.ru и объединён со статической частью типографии, так что для посетителя сайта всё выглядит как единое целое. Предстоит ещё создание единого дизайна в обоих этих частях, но уже сейчас w2p-сайт выполняет свою основную функцию — принимает заказы онлайн в типографию. После объявления о начале приёма заказов онлайн неделю назад мою почту уже завалили автоматические письма-уведомления системы о регистрации новых пользователей, пошли первые онлайн-оплаты от студентов и сотрудников ВШЭ.

Заключение

Начав в марте преобразования в типографии НИУ ВШЭ, мы не могли себе представить, что менее чем через девять месяцев (символический срок) с нуля создадим единую АСУ всеми процессами на десяти её разных участках, расположенных в разных концах Москвы. Наша АСУП максимально учитывает все особенности (состав оборудования, спектр выпускаемой продукции, ценообразование) и специфику работы предприятия — начиная от тонкостей бухгалтерского, финансового учёта и экспорта специфических ежемесячных отчётов и заканчивая персональными скидками корпоративным клиентам. Неожиданно даже для себя, нам удалось создать w2p-сайт c минимумом затрат на поддержание актуальности данных и цен, который в связке с АСУП осуществляет прохождение заказов через типографию без административного вмешательства менеджеров и руководителей типографии. Даже не верится, что всего год назад не столь далеко от Москвы автор этих строк лишь мечтал об w2p, публикуя статьи о новой технологии с упоминанием поглощения традиционных европейских типографий гигантами интернет-полиграфии типа Vistaprint.

Работа по развитию типографии и совершенствованию нашего проекта постоянно продолжается. Буквально в момент написания этой колонки создан механизм проводки через ПЭ (а значит, и через сайт типографии) аутсорсинговых операций и продажи продукции, изготовленной в других типографиях. За счёт этого на сайте появились такие виды продукции, как квартальные календари и бумажные пакеты. Теперь мы можем ввести в ассортимент типографии офсетные товары, сувениры и другую пользующуюся спросом печатную продукцию, которую типография НИУ ВШЭ не может изготавливать у себя совсем или делает дорого. Чтобы избежать проблем некорректных макетов, нам необходимы модуль автоматической проверки файлов заказчиков, онлайн-редактор на сайте и библиотека готовых шаблонов. Это трудоёмкая и длительная работа. Чтобы не изобретать велосипед, возможно, мы скооперируемся с другими разработчиками w2p-решений. По крайней мере, сейчас у нас уже есть, что предложить им взамен. Вряд ли их клиенты откажутся получить полнофункциональный АСУП вдобавок к имеющемуся w2p-сайту.

Вообще мы готовы предложить свои уникальные наработки в АСУП другим типографиям и продолжить совершенствовать этот продукт совместно с ними. Стоимость «Принтэксперт» (120 тыс. руб. за лицензию с неограниченным количеством пользователей и 100 тыс. руб. в месяц на внедрение) кажется вполне подъёмной, особенно с учётом того, что процесс может быть успешно завершён за короткое время. В типографии НИУ ВШЭ, например, АСУП заработала в полном объёме уже через три месяца, хотя нам пришлось практически полностью переделать имеющееся ПО. Программа, изначально рассчитанная на офсетные и флексографские производства, должна была справиться с интенсивным потоком коротких заказов и малым штатом сотрудников, характерных для цифровой типографии.

Можете свободно обращаться по адресу: 2@marsel.ru за любыми консультациями по автоматизации полиграфических производств к автору, невольно ставшему практическим экспертом в области АСУП и web-to-print.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus