2017.02.06, Автор: Игорь Терентьев2301 прочтений

Неслучайные связи

Теги: Publish Расходные материалы Чернила Эксклюзив

Во время посещения литовской компании Veika я постоянно ловил себя на мысли — всё это не случайно. Ведь достижения этого производителя закономерны и тесно связаны с системным подходом ко всему, что он делает. А каждый следующий шаг его развития логично вытекает из предыдущих достижений.

На фото слева направо: директор по развитию Veika Аркадий Блюмин, технический директор Veika Алексей Этин, генеральный директор «Смарт-Т» Андрей Макачёв и основатель Veika Яков Этин

Через полчаса после выезда из аэропорта Вильнюса, не заезжая в город, автобус повернул с ведущей через лес дороги налево и остановился перед въездом в ворота. Слева от входа мы увидели 4-этажное административное здание, а за ним просматривалось несколько аккуратных и выполненных в едином стиле, но выкрашенных в разные цвета двух- и трёхэтажных производственных корпусов. Всё это несколько диссонировало с тем, что мы ожидали увидеть, — ведь речь шла о визите всего лишь к небольшому производителю чернил для широкоформатной печати Veika, о котором ещё три года назад на рынке широкого формата никто даже не слышал. Как же это получилось?

От обоев к чернилам

Компания Veika, в 2016 г. отпраздновавшая своё 25-летие, начинала с выпуска химических компонентов для производства обоев (пластизоли, краски для глубокой печати, связующие, акриловая пена и т. п.) и долгое время концентрировалась только на этом направлении. Это семейное предприятие, основанное Яковом Этиным, в 1986 г. вместе с семьёй покинувшим белорусский Гомель (при СССР являвшийся одним из центров обойного производства) и осевшим в Литве. Оказалось, что местоположение новой компании выбрано крайне удачно — сейчас страна является членом Евросоюза, что даёт массу преимуществ для бизнеса. При этом зарплаты квалифицированного персонала здесь существенно ниже, чем в более развитых странах Западной Европы. С другой стороны — совсем рядом находится огромный рынок стран бывшего СССР.

Несмотря на «обойное» прошлое, выход Veika на рынок широкоформатной цифровой печати нельзя назвать случайным. Наоборот — это закономерное следствие развития компании. В 2013 г., основываясь на своём опыте производства качественных компонентов и красок глубокой печати для обоев, в Veika решили выйти на перспективный рынок экосольвентных чернил для цифровой широкоформатной печати, которая всё чаще начала применяться для изготовления фотообоев. Промышленные партии чернил Balance начали поставляться на рынок в начале 2014 г. и уже тогда обратили на себя внимание низким запахом, высокой скоростью высыхания, низким растеканием капель, стабильным поведением в печатающих головках, широким цветовым охватом, хорошей стойкостью к истиранию и стабильностью свойств от партии к партии. Разумеется, так о чернилах говорят их создатели. Но после того как мы увидели оснащение и организацию производства, а также разнообразные сравнительные исследования и тесты, проводимые в лабораториях Veika, заявленные качества её продуктов не показались чем-то сомнительным. Образцы чернил сравниваются с оригинальными, а также конкурентами от третьих фирм по множеству параметров — на цветовой охват, скорость высыхания, стойкость к истиранию и воздействию УФ-лучей и т. п.

 

Цех, в котором изготавливаются чернила для широкоформатной печати

Во время визита на предприятие Veika о чернилах нового партнёра весьма высоко отзывался и их российский поставщик в лице генерального директора компании «Смарт-Т» Андрея Макачёва. В «Смарт-Т», столкнувшись с серьёзными проблемами, связанными с поставками чернил широко известной израильской компании Bordeaux Digital Printink, фактически ушедшей с рынка, замену этим чернилам подыскивали с особой тщательностью. Всестороннее и многомесячное независимое тестирование, проведённое специалистами «Смарт-Т», подтвердило — чернила серии Balance, безусловно, отвечают всем необходимым современным требованиям к качеству экосольвента.

В Veika сделали существенные инвестиции в разработку, оборудование для серийного выпуска и контроля качества — мы убедились в этом во время экскурсии. Разумеется, достигнуть всех заявленных свойств удалось не сразу, но в Veika (и это отметили их партнёры из «Смарт-Т») умеют прислушиваться к заказчикам и работать над ошибками. Более того: фирменный стиль компании — стремление очень тщательно прорабатывать продукты до выпуска, а не доводить их уже в процессе, превращая клиентов в «подопытных свинок» (что, увы, не редкость в нашей индустрии). У Veika есть всё необходимое для успешных разработок: компания научилась привлекать значительные финансовые ресурсы в виде грантов от Евросоюза, закупает самое передовое оборудование, а в отделе НИОКР трудятся 27 сотрудников, причём 7 из них — с научными степенями.

Среди достижений этого отдела — система дегазации чернил собственной разработки, в которой используется более эффективный метод, чем самый распространённый сейчас в индустрии — с помощью центрифуг. Поэтому, кстати, в Veika настоятельно рекомендуют закупать чернила не в бутылках, а в герметичных картриджах и пакетах (мешках) — это позволит существенно продлить жизнь печатающих головок. Как показывают результаты вскрытия головок (в Veika их буквально разрезают, исследуют под микроскопом и с помощью инфракрасного спектрографа), самая частая причина засоров — частицы бумажной пыли от очищающих салфеток, которыми операторы протирают трубки или горлышки бутылок при их замене в системах непрерывной подачи чернил. Для смены пакета достаточно проткнуть его иголкой из системы подачи — чернильный тракт оказывается защищён от мусора и пыли гораздо лучше.

К концу 2016 г. продажа чернил приносила Veika около 10% от её годового оборота в 20 млн евро. У компании уже есть OEM-заказчики среди производителей принтеров, для которых изготавливаются чернила, затем поставляемые под другим марками, но их названия по понятным причинам не раскрываются. При этом Veika стремится к тому, чтобы на каждом рынке компания была обязательно представлена и собственной маркой Balance. Вместе со своими дистрибьюторами Veika при переходе на её чернила готова давать на новые печатающие головки такую же по длительности гарантию, как и производитель принтера. Речь пока идёт только об оборудовании двух марок — Mimaki и Roland.

Материальное многообразие

Неслучайные связи

Ещё одно неслучайное направление развития Veika — запечатываемые материалы для широкоформатной печати Decojet. Всё просто — большинство из них предназначено для производства фотообоев. Разумеется, они оптимизированы для запечатывания чернилами Balance. Ширина рулонов — 1,07 м, длина намотки — 50 м. В ассортименте — материалы с разными текстурами, имитирующими песок, кожу и др.

Чистая перспектива

Производство чернил — дело перспективное, но в Veikа признают, что не являются здесь первопроходцами. Рынок этот — высококонкурентный, чтобы занять на нём заметную долю, потребуются годы. При этом не приходится ожидать и сверхприбылей — во время экскурсии руководители Veika не раз подчёркивали, что не готовы экономить на качестве компонентов, применяемых для чернил. А продавать готовый продукт всё равно возможно только по ценам, существенно уступающим оригинальным чернилам.

В поисках более многообещающих направлений развития, в Veika решили взглянуть под другим углом на обойное производство и озаботились созданием экологически чистой альтернативы доминирующим на рынке ПВХ-обоям. Дело в том, что процесс их изготовления при всех усилиях производителей остаётся довольно «грязным», а готовые обои, будучи наклеенными на стены, ещё многие годы «фонят» вредными летучими испарениями. При этом и сам ПВХ — инертный материал, который практически не разлагается, внося свою долю в загрязнение окружающей среды. В результате многолетней исследовательской работы, в которую была инвестирована часть 10-миллионного гранта от Евросоюза, в Veika совершили настоящий прорыв, создав экологически чистую основу для обоев Ecodeco, полномасштабный выход которой на рынок планируется на 2017 г. В отдельном здании, в которое нас не пустили, построена линия для выпуска основы Ecodeco мощностью 10 млн еврорулонов (что составляет 53 млн м2) в год.

По сути, в Veika разработали вспенивающийся полимерный состав, не содержащий ПВХ, растворителей и пластификаторов и не выделяющий вредных веществ при изготовлении обоев — об этом у компании уже есть сертификат от авторитетного института в Кёльне. Состав наносят на флизелиновую основу в рулонах. А обойщики могут использовать новый материал на существующих линиях, производя обои горячего тиснения без ПВХ. При этом можно существенно сэкономить, отказавшись от систем дожига вредных испарений. Но это скорее перспектива, о которой на обойных производствах могут подумать, устанавливая новое оборудование. Создатели уверяют, что разница в себестоимости производства материала по сравнению с ПВХ — всего 10%, что представляется совсем небольшой доплатой за экологическую чистоту. Поэтому в Veika ожидают настоящего бума спроса на свой продукт. Уже на Heimtextil 2017 коллекции на прокате Ecodeco показали ведущие европейские производители обоев Rasch, Grandeco, Erismann, а также российский производитель Victoria Stenova. И это только начало! Аркадий Блюмин уверен, что инновационное решение Veika позволит обойной индустрии, постепенно уступающей позиции «красочникам», обрести второе дыхание, так как обои создают особый уют в наших домах и квартирах.

Образцы новых коллекций ведущих производителей обоев (включая российскую Victoria Stenova) на основе Ecodeco на выставке Heimtextil 2017

Цифровой рельеф

Уже в процессе разработки Ecodeco в Veika задумались о цифровом решении, логично вытекающем из имеющихся наработок. Почему бы не предложить рынку уникальную систему придания цифровым обоям рельефа, точно соответствующего сюжету? Суть технологии такова: сначала специальный рулонный материал на нетканой основе с покрытием толщиной около 200 мкм, аналогичным Ecodeco, запечатывается в один проход на обычном широкоформатном принтере латексными водными чернилами собственной разработки Veika, а затем пропускается через цифровой каландр. В результате взаимодействия нагрева, спецчернил и покрытия материала формируется рельеф. Эффект — поразительный! К тому же он не требует большого расхода дорогих чернил или лаков, как это происходит при создании рельефа на планшетных УФ-принтерах или с помощью систем цифрового лакирования, подобных решениям Scodix или MGI. А в отличие от распространённой технологии печати фресок и фотообоев по готовым текстурированным материалам, рельеф всегда будет точно соответствовать сюжету. Ещё один важный плюс новой технологии унаследован от Ecodeco — технология экологичная, так как в ней не используются продукты, содержащие ПВХ, пластификаторы и растворители.

Образцы печати системы Dimesor S с рельефом
Прототип Dimesor S на стенде Veika на drupa 2016

Прототип системы Dimesor S был показан на стенде Veika на выставке drupa 2016. Машина создана на базе широкоформатного принтера японского производителя шириной 1,6 м. Производительность — до 20 м2/ч. Высота создаваемого рельефа — до 1 мм. Отпечатки практически не пахнут и имеют высокую стойкость к истиранию. Понятно, что понятия «минимальной партии» здесь уже нет — вы сможете напечатать по разумной цене столько квадратных метров обоев, сколько необходимо. Более того — нет ограничений по размерам изображения, присущим аналоговым способам изготовления обоев. В Veika говорят, что себестоимость одного квадратного метра с учётом потраченных чернил и материала — 3,5 евро. Стоимость Dimesor S составит около 70 000 евро. Подобные возможности будут востребованы не только на рынке оформления интерьеров, но и на рекламном.

Хотя нам уже продемонстрировали работающий экземпляр устройства, до серийного выпуска ещё далеко. В 2017 г. около десятка систем будут установлены на обойных производствах, примерно половина — на российских. А для широкой продажи решения будут предлагаться с 2018 г. На 2019 г. намечен выпуск более производительной системы, позволяющей выпускать до 100 м2/ч. А однопроходный Dimensor L производительностью до 1000 м2/ч собираются создать в 2020 г.

Технология Dimense — главная ставка Veika на рынке цифровой печати. Глубоко понимая рынок обоев, в компании уверены, что уникальные возможности получения специальных эффектов в сочетании с экологичностью будут обязательно востребованы. И это также объясняет кажущуюся длительность доведения прототипа до серии — даже малейшие недоработки обойдутся создателям слишком дорого. Зато, когда всё получится, Veika окажется единственным и единолично владеющим самыми важными компонентами уникального решения поставщиком. И, похоже, ничто не может помешать успеху этого предприятия…

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus