2015.02.05, Автор: Игорь Терентьев3712 прочтений

CTP-2014: затяжной прыжок в неизвестность

Теги: Agfa Amsky Cron CTP ECRM Fujifilm Glunz & Jensen Heidelberg Kodak Publish Screen Допечатные процессы Эксклюзив

Российский рынок CTP для офсета в ушедшем году продолжал падать и напоминал затяжной прыжок, для которого парашют складывали неизвестно кто и как – откроется ли вовремя, не ясно...

CTP-2014: затяжной прыжок в неизвестность

Круглый стол, посвящённый российскому рынку CTP для офсета, состоялся в редакции Publish уже в девятый раз — впервые мы собрали поставщиков в конце 2006 г. В мероприятии по итогам 2014 г., состоявшемся 8 декабря, в очной и заочной форме приняли участие 9 поставщиков (перечислены по алфавиту): «ВИПСИБИРЬ», «Гейдельберг-СНГ», «Легион», «ЛОГОМАШ», «МакЦентр», «НЦ Лоджистик», «Полиграф-Клуб», «Терем», «Терра Принт». Присутствовали также представители производителя — руководитель полиграфического направления Kodak в России Сергей Парамонов и от представительства Agfa Graphics — менеджер по продажам Олег Щенников. Из-за несогласия с нашими стандартными условиями отказалась от участия в круглом столе компания «ЯМ Интернешнл» — данные о её инсталляциях в 2014 г. взяты с официального сайта.

Группа поддержки Kodak. В связи с внутренней реструктуризацией бизнеса группы компаний «НИССА» в 2014 г. должность коммерческого директора «НЦ Лоджистик» занял Максим Круглов (на фото — слева), а продукт-менеджером направления «Допечатная подготовка» стал Андрей Езерский (справа). На заднем плане — Сергей Парамонов (Kodak)

По сравнению с 2013 г. список участников существенно изменился. Его покинули «Безводные печатные технологии», «Комлайн» и «Паритет». Две первые компании за прошедший год не сумели продать и запустить ни одного CTP, а «Паритет» в начале 2014 г. вовсе закрыла своё полиграфическое направление. Работавший там Михаил Ложников теперь возглавил отдел продаж допечатного оборудования «Терем». Формально новым участником стала «НЦ Лоджистик», однако фактически она является «правопреемником» по CTP компании «НИССА Центрум». В результате внутренней реструктуризации весной 2014 г. в «НЦ Лоджистик» переданы все права и обязательства по поставке и сервису продуктов Kodak и допечатных решений других производителей. Единственный новый участник — компания «Полиграф-Клуб», впервые осуществившая поставку CTP Agfa.

С результатами 2013 г. можно ознакомиться в статье «CTP-2013: год Китая в России» (Publish № 1/2, 2013; http://www.publish.ru/articles/201401–02_20013186). Самый свежий справочник покупателя по CTP вышел в Publish № 3, 2014 (http://www.publish.ru/articles/201403_20013216). Технологическое развитие в этом секторе существенно замедлилось — мировой рынок больше не растёт, поэтому производители стали реже обновлять свои модельные ряды.

CTP-2014: затяжной прыжок в неизвестность

Ускорение падения

Общий итог продаж неутешительный — 65 систем, это на 28,6% меньше, чем в 2013 г. Падение, начавшееся ещё в 2013 г., усугубилось. Мы почти вернулись на уровень 2009 г. — тогда было продано 60 систем, а спад по сравнению с рекордным 2008 г. составил катастрофические 55%. Но тогда уже в следующем 2010 г. наметился рост, а сейчас снижение объёмов продаж продолжается два года подряд и усиливается. Только закоренелые оптимисты могут прогнозировать улучшение в текущем году — ведь мы имеем дело с импортным оборудованием, рублёвая стоимость которого сейчас взлетела до невиданных высот…

Но мы отгоним прочь печальные эмоции и хладнокровно приступим к детальному анализу продаж. Выборка пока ещё позволяет говорить о тенденциях. Среди производителей уже не первый год с существенным отрывом лидирует Heidelberg — на этот раз установлено 20 машин под этой маркой, что соответствует доле рынка в 30,8%. Интересно, что не все аппараты новые и поставлены «Гейдельберг-СНГ», но об чуть этом ниже. Второе и третье место делят Kodak и китайская Amsky — по 11 инсталляций (по 16,9%). А на четвёртом — ещё один производитель из поднебесной Cron с 10-ю инсталляциями. В сумме доля китайских производителей составила 32,3% — треть рынка! Это чуть больше, чем 31,9% в прошлом году, когда китайских марок было на одну больше — за счёт единичной поставки Wifac. Но в абсолютных цифрах в сравнении с 2013 г. почти все нынешние лидеры потеряли — на 2 меньше установлено машин Heidelberg, на 5 — Kodak, сразу на 10 — Cron, и лишь Amsky показала положительную динамику после 8 запусков год назад. Первая пятёрка марок, в которой также присутствует Agfa c 7 CTP (10,8%), фактически сформировала рынок — в сумме её доля составляет 90,8%.

Смещение спроса в сторону более доступных китайских аппаратов не удивляет, а резкое снижение продаж Cron можно объяснить как усилившимся давлением со стороны Amsky, так и снизившейся «внутренней» конкуренцией между поставщиками этой марки после ухода «Паритет».

Стабильны позиции нишевой марки струйных iCTP компании Glunz & Jensen — всё те же 2 единицы. Однако ещё в момент начала продаж поставщик признавал, что бизнес на подобных системах имеет смысл, если поставлять их десятками. Впрочем, в текущих экономических условиях и такой результат можно считать положительным. Ведь даже такие известные (и далеко не нишевые) производители, как Screen, Fujifilm и ECRM, перестали пользоваться популярностью у российских полиграфистов — в 2014 г. на три марки пришлось в сумме 4 инсталляции.

Можно отметить тенденцию существенного сокращения ассортимента продаж различных марок — ещё год назад их было 13, а сейчас — всего 9. Не продано ни одной машины замыкавших прошлогодний список basysPrint, Optotec, Wifac и Lüscher. Говоря о последней, Кирилл Королёв («Легион») посетовал, что после банкротства и перехода Lüscher в собственность WIFAG-Polytype понимание производителем ценовой политики не улучшилось, поэтому продавать это дорогостоящее оборудование в России сейчас уже практически невозможно. Особенно с учётом наличия большого количества доступных китайских CTcP и сокращения разрыва в стоимости между аналоговыми и CTP-пластинами.

Особого смысла публиковать традиционную диаграмму по производителям за все годы нет — в России накопилась большая инсталлированная база (в прошлом году она перевалила за 1000 единиц), а в этом году объём поставок слишком мал, чтобы заметно повлиять на общую картину. Позиции большинства марок изменились незначительно, поскольку их доли рынка отличаются от прошлогодних на десятые доли процента. Первые две незыблемы — Kodak (24,9%) и Heidelberg (20,6%). Правда, марка Kodak потеряла 0,5 процентных пункта (п. п.), а Heidelberg эту потерю «подобрала» — плюс 0,7 п. п. Поменялись местами Agfa и ECRM — теперь третье место у Agfa с 11,1%, а четвёртое — у ECRM (10,8%). Из остальных отметим существенный прогресс Amsky — после 0,8% в первый год продаж, сейчас марка добавила 1 п. п. — до 1,8%, почти догнав Lüscher (1,9%).

CTP-2014: затяжной прыжок в неизвестность

Есть заметные изменения в итогах года по поставщикам. Большинство признали, что достигнутые результаты не соответствуют планам, верставшимся в конце 2013 г. в совершенно другой экономической ситуации. Первые два места традиционно у «Гейдельберг-СНГ» (15 инсталляций, 23,1% рынка) и «НЦ Лоджистик» (12, 18,5%). Абсолютный результат продаж лидера чуть хуже прошлогоднего, доля рынка ниже на 0,8 п. п. «НЦ Лоджистик» при снижении объёма продаж удалось улучшить долю рынка на 2,3 п. п. А. Езерский подчеркнул, что при планах продать 11 CTP Kodak результат 10 единиц можно считать приемлемым. Запущено также две iCTP. Впервые третье и четвёртое место делят поставщики китайских CTP — «Легион» и «МакЦентр». У каждой компании в активе по 9 CTP и 13,9% рынка. С третьей на пятую позицию откатился «Терем» — 7 инсталляций и 10,8%. Снова выросло количество прямых поставок в типографии — их мы насчитали 5 (4 Heidelberg и 1 Kodak). В сумме на первые шесть мест приходится 87,7% рынка. Замыкают список «ЯМ Интернешнл» (3), «ВИПСИБИРЬ» (2), «ЛОГОМАШ» (1), «Терра Принт» (1) и «Полиграф-Клуб» (1). Список поставщиков (не считая «виртуального» игрока «Прямая поставка») по сравнению с прошлым годом также сократился — с 12 до 10. Это вполне естественный процесс при общем снижении объёма рынка.

Позиции поставщиков (как и производителей) за все годы изменились несущественно. Первое место — у «НЦ Лоджистик» с долей 22,1%. Самое заметное изменение — «Гейдельберг-СНГ» потеснила «Терем» со второго места с долей 19,1%. У «Терем» — 18,7%. Для этого «Гейдельберг-СНГ» хватило прибавки всего в 0,2 п. п. На троих лидеры уже не первый год сохраняют за собой 60% рынка. Почти все остальные поставщики сохранили свои относительные позиции. «Легион» прибавил 0,5 п. п., оставшись на пятом месте после «ЯМ Интернешнл». Самое заметное прибавление в доле — у «МакЦентр» — с 1,3% до 2,1%, т. е. 0,8 п. п. А общее количество поставщиков, когда-либо отметившихся инсталляцией CTP в России, достигло 20. Получается, что действующих среди них — только половина.

Кстати, почти такая же ситуация с производителями — за всё время в России было продано 1066 аппаратов 20 марок. В этом году были поставлены CTP только 9 марок. Интересно, как сейчас себя чувствуют покупатели таких давно не продававшихся CTP, как Escher-Grad, Esko Graphics, HighWater, RIPit, Xante, Optotec и Presstek? К сожалению, информация о выведенных из эксплуатации аппаратах нам недоступна. Хотя она была бы крайне полезна для оценки действительно работающих CTP.

Технологии и форматы

Самый большой сюрприз 2014 г. — минимальное за все годы количество установленных CTP с фиолетовым лазером. Запущено всего 2 (!) CTP, столько же, сколько нишевых струйных систем. В 2013 г. «фиолетовые» аппараты всё еще составляли весьма заметную долю — 11 машин или 12,1% рынка. А успех китайских CTcP для обычных пластин уже никого не удивляет — эти решения рассчитаны на максимальную экономию, и на них стали обращать своё внимание даже очень крупные типографии. Если проследить продажи по типам пластин с 2011 г. (см. диаграмму), то можно увидеть, что доля доминирующих на рынке термальных систем (для термальных, беспроцессных и, частично, свободных от химии пластин) постепенно снижалась, но никогда не была ниже 55%. При этом росла доля CTcP, последние два года стабилизировавшаяся на уровне чуть выше 30%. В то время как «фиолетовые» системы (для обычных фотополимерных и свободных от химии пластин) постепенно теряли рынок, в 2014 г. заняв лишь 3,1% в общем объёме поставок.

CTP-2014: затяжной прыжок в неизвестность

Говоря о беспроцессной пластине Agfa Azura TE, О. Щенников сообщил, что в 2015 г. она уже будет доступна — это законченный коммерческий продукт, лишённый «детских болезней» и не уступающий по своим характеристикам аналогам конкурентов

Перспектива, конечно, за беспроцессными системами. Тем более, что пластины для них теперь есть в ассортименте всех производителей «большой тройки» — последней в свой ассортимент их добавила Agfa. Есть информация об их выпуске и китайскими производителями. Это самое изящное решение — для него не нужна ни химия, ни дополнительное устройство обработки. Детские болезни — низкие скорость экспонирования, визуальный контраст и тиражестойкость — уже вылечены. Но главное препятствие для победного шествия «беспроцесса» — цена. Пока стоимость эксплуатации подобных систем (с учётом всех расходов) не приблизится к показателям обычных CTP на психологически приемлемую величину, массового их внедрения в России ожидать не приходится. Свежие итоги продаж беспроцессных систем не впечатляют — 2 CTP Kodak запустила «НЦ Лоджистик». Одна свободная от химии инсталляция Agfa в активе «Терем». Хотя ещё в 2013 г. их было 5 — 3 ECRM и 2 Agfa.

Лидер по поставкам термальных систем — «Гейдельберг-СНГ» (15), а всего термальных машин под этой маркой было запущено 20. На втором месте — «НЦ Лоджистик» с 8 CTP (всего термальных машин Kodak установлено 9). Ещё 5 таких CTP (все Agfa) в активе «Терем». Больше всего аппаратов CTcP установил «МакЦентр» — 9 систем Amsky. Лишь на одну меньше запустил «Легион» — 8 аппаратов Cron. Замыкает тройку ещё один дистрибьютор Amsky — «ВИПСИБИРЬ» — с 2 CTP. «НЦ Лоджистик» отметилась также двумя запусками струйных iCTP.

Что касается распределения по форматам, то оно почти соответствует обычной картине. Больше всего продаётся 4-полосных систем (24, 36,9%), за ними следуют 6-полосные и газетные (18, 27,7%), на третьем месте — 8-полосные (16, 24,6%). Неожиданно много оказалось запусков VLF — сразу 5. И это после всего одной инсталляции в 2013 г.! Даже в весьма успешном 2012 г. таких запусков было только 3.

Единственный игрок в 2-полосном секторе — «Гейдельберг-СНГ» — запустил 2 системы. Он же является лидером по 4-полосным аппаратам с 9 машинами, за ним следует «МакЦентр» — 4. Столько же аппаратов было поставлено напрямую. В 6-полосном секторе с большим отрывом лидирует «Легион» — 9 аппаратов, у следующего за ним «НЦ Лоджистик» — 5. В 8-полосном секторе результаты плотнее: «НЦ Лоджистик» — 5, «МакЦентр» — 4, «Гейдельберг-СНГ» — 3. Сразу 2 VLF аппарата Agfa запустил «Терем», по одному — «Гейдельберг-СНГ», «НЦ Лоджистик» и «МакЦентр». Примечательно, что у «МакЦентр» состоялась первая европейская инсталляция VLF-системы Amsky. А годом раньше была запущена первая VLF-система Cron. Китайские производители выходят и в те сектора, которые привыкли считать своей вотчиной американские, европейские и японские компании.

Среди производителей первые места по форматам распределились так: 2-полосный — Heidelberg (2), 4-полосный — Heidelberg (14), 6-полосный и газетный — Cron (10), 8-полосный — Kodak (5), VLF — Agfa (2).

Поставщики о бизнесе и инсталляциях

А. Езерский («НЦ Лоджистик») рассказал о состоявшейся в апреле в динамично развивающейся типографии «Люксупак» (Тверь) инсталляции первого в стране аппарата Kodak Achieve с беспроцессными пластинами нового поколения Sonora XP. Об этой инсталляции мы уже подробно писали в статье «Разумный компромисс», Publish № 9, 2014; http://www.publish.ru/articles/201409_20013310. Как отмечает Езерский, по словам клиента, выбор первого в стране решения в сочетании с беспроцессными пластинами был рискованным, но этот риск себя оправдал — технологическая поддержка допечатного участка стала существенно проще.

Ещё одна интересная инсталляция CTP Kodak состоялась в типографии «Сибиар» (Новосибирск). Там был проведён первый запуск «упрощённой» CTP серии Trendsetter 1600 формата VLF, выпуск которой был возобновлён Kodak в 2013 г. Езерский отметил: «Мы получили аппарат, который заполнил пробел в продуктовой линейке для этого сегмента рынка». Особенности машины — отказ от автоматизации и относительно невысокая (но достаточная — 8 пл./ч) производительность, за счёт чего удалось получить оптимальное и недорогое в этом классе решение для рынка упаковки. М. Круглов («НЦ Лоджистик») рассказал об инсталляции в типографии «Флексопак» (Белгород). Там внедрено гибридное решение Kodak Flexcel NX, позволяющее изготавливать флексографские и офсетные формы. Для офсета клиент выбрал беспроцессный вариант.

Типографии и регионы

Прошедший год выделяется необычно большой долей инсталляций в коммерческих типографиях — 67,7%, это более двух третей рынка. Годом ранее эта доля была 60%, а в 2012 г. коммерческие типографии тоже покупали много CTP, но их доля всё равно была чуть меньше нынешней — 65,7%. В смешанных типографиях установили 13,9% CTP — на уровне 2013 г. Снизилась доля газетных инсталляций — 10,8%. Третий год мы тщательно следим за инсталляциями CTP не только в типографиях, но и в репроцентрах. После всплеска инсталляций в 2011 г., когда в репроцентры продали 11% CTP, в 2012 г. доля снизилась до 7,4%, в 2013 г. снова взлетела до 13,2%, а в 2014 г. вернулась к 7,7%. В 2015 г. мы собираемся более подробно рассмотреть развитие репроцентров, а пока рекомендуем читателям ознакомиться с результатами опроса на тему «Репроцентры или собственный формный участок?» на стр. 30.

Что касается распределения по федеральным округам, то лидером остаётся Центральный ФО, причём его доля снизилась с 41,8% до 40%. Далее идут Приволжский (18,5%), Сибирский (13,8%), и Северо-Западный ФО (9,2%). Из них заметно прибавил последний — в 2013 г. на него пришлось только 7,7%.

Кирилл Королёв («Легион») отметил, что основной объём инсталляций компании приходится на устройства CTcP, работающие на чувствительных аналоговых пластинах

К. Королёв («Легион») сообщил, что среди состоявшихся инсталляций устройств CTcP выделяется первая термальная. «Изначально клиенты ориентировались на термальную технологию, выбирали между б/у аппаратом из Европы и китайским, а после неудачной попытки купить CTP из европейской типографии в итоге договорились с нами о поставке термальной CTP Cron», — рассказал Королёв. При этом «Легион» старается продвигать именно CTcP, говоря о преимуществах с точки зрения стоимости владения и расходных материалов. Был отмечено также расширение сервиса — большинство клиентов компании «Паритет» после закрытия ею полиграфического направления теперь обслуживаются в «Легион». Растёт количество сервисных контрактов на постоянное обслуживание, у «Легион» — 6 сервис-инженеров (2 в Москва, 4 — в Санкт-Петербурге).

Говоря об примечательных инсталляциях CTcP Cron, Королёв отметил, что в репроцентре в городе Екатеринбург запущена уже третья машина — новейшая модель в полностью автоматической конфигурации (автозагрузка, пробивка и т. п.).

В. Стрельников («Терем») отметил, что при планах продаж 12 аппаратов, состоялось только 7 инсталляций. Главный упор компания делала на инсталляции VLF-машин. Две уже состоялись, запуск ещё одной произойдёт в 2015 г. На заводе тарных изделий «Металлпак» (Лобня, Московская обл.) установлен полный комплекс VLF-оборудования вывода форм для печати на жести. Стрельников отметил, что у компании нет в ассортименте 4-полосных CTcP, поэтому в этом сегменте она не присутствовала. Но он считает, что и риск продаж в этот сегмент велик — покупатели в нём особенно чувствительны к ухудшению экономической обстановки. Для «Терем» прежде всего важнее экономическая эффективность для типографий от внедрения технологии или замены существующего CTP, а не достижение максимального количества инсталляций. Только одну инсталляцию CTP Agfa с пластинами, свободным от химии, Стрельников объяснил тем, что ряд проектов оказался замороженым.

Справа — Андрей Школьный («Терра Принт»), который только начал руководить допечатным направлением, в дополнение к решениям для цифровой печати и ПО. Слева — Игорь Марченко, руководивший продажами CTP до конца 2014 г.

А. Школьный («Терра Принт») сообщил об одной состоявшейся инсталляции CTP Cron и ещё одной, запуск которой перенесён на 2015 г. по просьбе заказчика. Марченко подчеркнул, что машина была куплена по рекомендации клиента, который приобрёл эту CTP у «Терра Принт» раньше. Марченко посетовал на сложности продажи CTP при отсутствии в ассортименте пластин, которые могут предложить конкуренты. Он также отметил повышение количества обращений в сервис после ухода с этого рынка «Паритет».

А. Автономов («ЛОГОМАШ») отметил, что клиенты компании работают в премиальном сегменты рынка. Чувствуют они себя не очень хорошо, в текущем году заняли выжидательные позиции. Поэтому инсталляций Agfa или BasysPrint, как это было в 2013 г., не случилось. Как следствие, начали реализовывать проекты с б/у аппаратами — удалось установить одну CTP Heidelberg Suprasetter, а вторая уже доставлена в типографию, но будет запущена в начале 2015 г. Также Автономов сообщил, что «ЛОГОМАШ» осуществил две поставки б/у CTP Kodak из России за границу в Западную Европу. Это стало возможным благодаря большому опыту руководителей компании в международных экспортно-импортных операциях. Подобный факт впервые встречается в практике нашего анализа российского рынка. Очевидно, что снижение курса рубля делает подобные сделки более выгодными.

Генеральный директор «Полиграф-Клуб» Алексей Зеленов впервые на нашем круглом столе

А. Зеленов («Полиграф-Клуб») рассказал, что, расширив в январе 2014 г. соглашение с Agfa Graphics, его компания осуществила поставку нового термального CTP Avalon B8–24S в ОАО «Тульская типография». Это первая поставка CTP в практике «Полиграф-Клуб». Зеленов рассказал, что до этого в типографии работали на «фиолетовой» CTP Fujifilm, поставленной «ЯМ Интернешнл». Переход на термальную машину произошёл очень легко. Типография отметила более высокий уровень коммуникаций с сотрудниками «Полиграф-Клуб» и специалистами Agfa Graphics, помогавшими в запуске. Зеленов также отметил, что наличие собственного сервиса производителя очень облегчило работу поставщика: «Это большое конкурентное преимущество Agfa Graphics».

Антон Рулёв («МакЦентр») удивил собравшихся, объяснив, что правильнее название марки Amsky произносится «Амскай», причём с ударением на последнем слоге

А. Рулёв («МакЦентр») рассказал: «В этом году мы продавали только китайские машины Amsky. При плане 10 продали 9. Ожидали худших результатов, но получилась ещё одна продажа сверх плана — эта машина запускается в декабре. Это первый CTcP-аппарат VLF-формата под маркой Amsky для машин, печатающих по жести. Но мы его установили на Можайский полиграфкомбинат, дополнив устройством, засвечивающим края. В нашем случае после экспонирования пластины устанавливаются на печатную машину с поворотом на 90о. Поэтому оставшиеся неэкспонированными боковые полоски, находившиеся в захватах CTP, чтобы они не собирали краску, дополнительно засвечиваются по краям на втором конвейере простыми фиолетовыми лазерами без дополнительной оптики. Отлаживали мы подобный конвейер в Рыбинске, где была похожая проблема. Процесс получается полностью автоматизированным».

По информации «Гейдельберг-СНГ», на Смоленском полиграфкомбинате запущен Suprasetter 162 (до 1425×1630 мм) — это полностью автоматическая машина самого большого формата из проданных и установленных специалистами «Гейдельберг-СНГ». Установка этого оборудования состоялась в рамках модернизации крупного полиграфического комбината, выпускающего учебную продукцию.

Ещё одна интересная инсталляция состоялась в «РустПресс» (Москва). Suprasetter A75 стал вторым аналогичным устройством — первое Suprasetter S74 было установлено в 2008 г. Это подтверждает, что типография высоко оценила преимущества модели. Второе устройство CTP и комплекс ПО Prineсt позволили увеличить производительность и эффективность, стали очередным этапом в автоматизации процессов в типографии «РустПресс».

Тенденции и перспективы

Все собравшиеся отметили тяжелейшую экономическую ситуацию, падение и волатильность курса рубля, отрицательно повлиявшие на коммерческие результаты. Большое количество проектов отложено и заморожено. Повысился спрос на подержанное и дешёвое оборудование, а из-за низкого курса рубля впервые отмечен интерес зарубежных типографий к б/у оборудованию из России. Среди тенденций, ярко проявившихся ещё в 2013 г., — высокий спрос на китайские CTcP, сочетающие доступную цену аппаратов и пластин. Но прошлогоднего роста больше нет — доля рынка зафиксировалась на уровне 30%. На этом фоне «фиолетовые» CTP продемонстрировали минимальный уровень продаж за всю историю наших наблюдений. Например, запуск только одной CTP ECRM В. Стрельников («Терем») объяснил тем, что «фиолетовый» сегмент — среди самых пострадавших от ухудшения экономической обстановки. Второе «фиолетовое» CTP оказалось марки Agfa.

А. Езерский («НЦ Лоджистик») среди основных тенденций также отметил продолжающееся падение на газетном рынке и усиление интереса к беспроцессным решениям, которые проходят интенсивные тестирования в различных типах типографий. «Впервые с 2008 г. имели место сделки со 100% авансами — добавил Езерский. — Таким образом нам вместе с клиентами удавалось зафиксировать рублёвую цену контракта и избежать изменений при дальнейших колебаниях курса».

К. Королёв («Легион») объяснил продолжающийся высокий спрос на CTcP: «Хотя разница в цене между аналоговыми и термальными пластинами постепенно сокращается, первые пока выгоднее. Для лазеров в системах CTcP также характерны более долгие сроки службы, чем для термальных. Год от года улучшается и конструкция систем Cron, которые мы предлагаем». Он также напомнил, что, помимо резкого снижения курса рубля, с последнего квартала существенно ухудшились условия кредитования, а большинство типографий активно пользовались заёмными средствами и лизингом. Всё это крайне негативно повлияло на продажи и привело к большому количеству отложенных проектов.

Николай Сизов («Легион») напомнил о тенденции снижения объёмов печати. К счастью, оно не так сильно влияет на объёмы вывода, которые прежде всего зависят от количества тиражей, а не от их длины. В некоторых секторах (например, упаковка и этикетка) количество тиражей даже выросло. Но типографии из-за снижения объёмов меньше зарабатывают.

Олег Офицеров («ВИПСИБИРЬ») среди тенденций назвал работу «на выживание» многих мелких и средних типографий, а также ухудшение платёжной дисциплины. С ним согласился А. Рулёв, упомянувший отказ двух заказчиков от оплаты уже подписанных контрактов, находящихся в стадии выполнения и оплаченных поставщиком.

Говорить в текущих условиях о перспективах очень сложно. Большинство поставщиков уверены, что лучшим исходом по итогам 2015 г. было бы сохранение текущих результатов. Наиболее перспективны продажи в упаковочные и этикеточные типографии. А если где-то и возможен рост, то в секторе самого доступного китайского оборудования для аналоговых пластин. А. Рулёв («МакЦентр») считает, что особенности технологий сейчас уже вторичны: «Продаваться будет то, что китайцы научатся или согласятся производить». Очевидно намекая на особый интерес заказчиков к самым доступным решения — эта тенденция будет ещё более перспективна в следующем году.

А. Зеленов («Полиграф-Клуб») уверен, что перспективы — самые печальные: «В декабре 2014 г. российские книжные типографии не добрали 50% заказов. На издательском рынке фактически сложилась монополия, да ещё аффилированная с высшими органами власти. И теперь книжные издательства, большинство из которых принадлежат “Эксмо” или “Просвещению”, диктуют свои условия типографиям. Как следствие, в 2015 г. вряд ли можно ожидать, что у “книжников” появятся средства на модернизацию оборудования». Он также напомнил о влиянии интернета на издательско-полиграфическую отрасль — газет, книг и журналов будет печататься всё меньше. Поэтому полиграфистам следует обращать больше внимания на упаковку, особенно для пищевых продуктов, — это то, что поддержит нашу отрасль. Будет востребована печать по невпитывающим материалам. Зеленов также ожидает, что с рынка будут продолжать уходить поставщики. По его мнению производители будут брать на себя больше сервисных функций (по примеру Agfa, открывшей сервис-центр), а поставщики начнут превращаться в «супермаркеты», предлагая товары, которыми раньше не занимались. Также негативное влияние окажет процесс ухода из России иностранных инвестиций, которые есть и в полиграфии. При этом, как считает Зеленов, надеяться на развитие наших типографий с помощью инвесторов из Азии (в первую очередь из Китая), не стоит из-за различий в менталитете и подходах к бизнесу.

«Терем» на этот раз представляли Михаил Ложников и директор по продажам Вячеслав Стрельников

О. Офицеров ожидает волны банкротств мелких и средних типографий, но при этом надеется на повышение интереса к решениям с минимальными стоимостью владения и расходных материалов. С ним согласен В. Стрельников («Терем»), добавив, что можно также ожидать слияний и поглощений мелких игроков более крупными с перераспределением оборудования между площадками. «Терем» уже активно участвует в подобных проектах, консультируя по поводу оптимального перераспределения, перевозки и дооснащения оборудования. Он отметил, что ближайшие месяцы будут самыми тяжёлыми — после того, как будут завершены проекты, стартовавшие в «стабильное» время. После этого в течение полугода новых продаж будет очень мало. С ним согласился и Щенников (Agfa). Стрельников также не исключил, что после заключения в 2014 г. стратегического соглашения между ECRM и Cron в ассортименте первой в перспективе могут появиться и CTcP совместной разработки — работы по модернизации аппаратов Cron инженерами ECRM уже идут.

М. Ложников («Терем») добавил: «Мы с удовольствием помогаем нашим клиентам в сделках с б/у оборудованием, надеясь сохранить их как покупателей наших расходных материалов. Мы видим, как вырос интерес к б/у оборудованию — он, очевидно, сохранится и в 2015 г.».

Щенников отмечает, что в 2015 г. с клиентами нужно будет работать более плотно и тщательно. В Agfa больше рассчитывают на сегмент доступного оборудования начального уровня первого формата, в котором у компании есть интересные предложения. Перспективы в продвижении 4-полосных CTP с точки зрения Agfa не будет. «Оживления я бы ждал ближе к Drupa — во второй половине 2015 г. и позже», — заключил он.

«ЛОГОМАШ» — очень разносторонняя компания. В момент основания два года назад она объявила о соглашении с Agfa, позже договорились о сотрудничестве с BasysPrint. Однако по итогам 2014 г. в активе компании — поставка одной б/у CTP Heidelberg. На фото — Артём Автономов, на заднем плане — Алексей Хохряков

А. Автономов («ЛОГОМАШ») выразил надежду, что будет продолжаться процесс замены уже установленных CTP, ведь 2/3 установленных машин — старше 5 лет, а примерно половина лишена сервисной поддержки на привычном уровне. Он считает, что крупнейшие игроки рынка растеряли свои сервисные службы. Всё это значит, что рынок будет развиваться, хотя и не такими темпами, как это бывало раньше. Примерно половина продаж будет приходиться на решения начального уровня минимальной стоимости, включая б/у, а другая половина — на более серьёзное, дорогостоящее и маржинальное европейское оборудование.

А. Школьный («Терра Принт») отметил, что упаковочные и этикеточные типографии действительно успешны — многие из них, с которыми сотрудничает его компания, отмечают рост 20–30%, планируя набор персонала, повышение автоматизации и расширение производства. «В этом секторе есть перспектива развития, — отметил он. — Возможно, своё положительное влияние уже оказывает и окажет в следующем году импортозамещение, в результате которого растёт производство товаров в России, а значит, потребуется больше упаковки».

М. Круглов («НЦ Лоджистик»), согласившись по общим тенденциям и перспективам с коллегами, отметил, что перспективы продвижения решений Kodak он видит в большой инсталлированной базе, которую рано или поздно типографиям придётся обновлять, а также в поставках CTP в упаковочный сектор, для которого у Kodak есть обычные и гибридные решения. Его коллега Езерский подтвердил, что именно упаковщики продолжают плановую реализацию проектов по модернизации. Со стороны таких типографий высок спрос на решения, повышающие эффективность бизнеса. Требуется ранее не применявшийся комплексный системный анализ, в ходе которого можно было бы выявить и устранить узкие места. Большим шагом вперёд для таких типографий мог бы быть переход на пластины Sonora, которые сейчас успешно тестируются — в том числе для УФ-печати. Есть резервы по внедрению средств автоматизации. Круглов же оптимистично заключил: «Я надеюсь, что мы соберёмся здесь же в следующем году и нам будет что обсуждать!»

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Mimaki UJF-3042 MkII

    UJF-3042 MkII

    Разработчик: Mimaki

    Оценка: 5/5

     

  • Японско-немецкое предприятие

    Европейская штаб-квартира Horizon как демонстрация сочетания лучших черт, которые мы традиционно приписываем немецким и японским машиностроителям: от умения работать с металлом до разработки передовой электроники.

    В конце марта 2017 г. крупная немецкая типография Onlineprinters пригласила European Digital Press Association (EDP), в которой Россию представляет Publish, провести на своей базе ежегодную генеральную ассамблею.

     

  • Точки контакта: «Дайте жалобную книгу!» Получаем обратную связь и собираем отзывы (часть 9)
     

    Отзывы клиентов о работе с типографией — это логическое продолжение работы с обратной связью от заказчиков. Эти два практически бесплатных инструмента можно рассматривать как в паре, так и независимо друг от друга.

    Менеджеры типографий, как правило, не задают клиентам вопросы о качестве после отгрузки тиража. Если последних что-то не устраивает, они звонят сами. В этом есть определённый смысл. Очень высока вероятность услышать недовольство клиента. Особенно при условии, что сам менеджер это и спровоцировал (уж он-то знает). Плюс — менеджеров мало, клиентов много, заказов ещё больше, а время ограничено. Кажется, лучше потратить его на что-то другое. С другой стороны, есть люди неконфликтные, не любящие разборок и претензий. «Накосячила» типография — они её молча меняют. А менеджеры зачастую даже не знают причин ухода клиента.

     

  • Несекретные козыри листового офсета

    Автоматизированное оборудование, разумеется, обходится дороже, чем «простое». Но в итоге оно повышает конкурентоспособность типографии. По нашей просьбе руководители типографий рассказали об оказавшихся наиболее полезными для них опциях автоматизации для листового офсета.

    Тенденция к повышению автоматизации офсетных печатных машин — далеко не новость и наблюдается не первый год и даже не первое десятилетие. Автоматизация служит увеличению производительности и рентабельности, которые необходимо повышать из-за давления на офсетную печать со всех сторон.

     

  • PROKOM для идей и вдохновения
     

    С 10 по 12 мая в столице Австрии прошла первая конференция «Мощь PROKOM» для членов сообщества пользователей промышленных решений Konica Minolta. Для крупного производителя ЦПМ поддержка сообщества — это естественный шаг на пути перехода от продавца «коробок» к поставщику решений.

     

  • Маленький прямоугольный кусочек плотной бумаги
     

    Неожиданно перед майскими праздниками мне понадобились визитки. Выручила знакомая. 50 односторонних цветных визиток на обычной белой бумаге обошлись в 350 руб. Решили посмотреть, дорого это или нет, и заодно сравнить, а как это было в сентябре 2015 г. (Publish № 9, 2015, https://www.publish.ru/articles/201509_20013463).

    Запрашиваем «Цифровая типография визитки» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Визитные карточки 4+0, бумага матовая 300 г/м2, тиражи 100 и 300 шт. Есть макет. Просим указать сроки.

     


comments powered by Disqus