2015.02.051134 прочтений

Мысли о текущем моменте

Теги: Publish В типографии с Марселем Эксклюзив

 

И снова кризис…

С момента прошлой колонки в октябре 2014 г. сгущающиеся проблемы российский экономики превратились в полноценный кризис, который, очевидно, будет продолжительным. Полиграфистам, как это уже случалось в 1998 и 2008 гг., придётся потуже затянуть пояса на несколько неспокойных лет. Известно, что почти все полиграфическое оборудование, расходные материалы и большая часть бумаги и картона экспортируется из-за рубежа и сейчас из-за девальвации рубля удвоилось в цене (причём, возможно, это ещё не предел), что не могло не сказаться на конечной стоимости печатной продукции. По оценкам специалистов уже к середине 2015 г. стоимость полиграфической продукции вырастет в среднем на 25%, что отпугнёт многих частных потребителей, получающих доходы в рублях. Рекламные бюджеты компаний будут урезаны в первую очередь, вызвав сжатие и закрытие многих глянцевых и информационных печатных изданий, банкротство рекламных агентств, являющихся значительной долей заказчиков типографий. Разумеется, свою негативную лепту внесёт и процесс перевода изданий и книг в электронный формат, который может ускориться в кризисный период.

Думаю, в ближайшие время типографиям будет не до покупок новой техники. Как говорится, быть бы им живу… Поэтому по теме номера могу только сказать, что вопросы предпочтения технологий CTP (термальные, фиолетовые, для обычных пластин или струйные) для полиграфистов отойдут на второй план. Кое-какие перспективы продаж могут сохраниться лишь у бюджетных решений, в первую очередь китайского производства. Тем более что азиатское качество повышается на глазах. Если уж фирмы из Поднебесной не боятся бросать вызов высокотехнологичным продуктам от Apple, что уж говорить о каких-то полиграфических допечатных системах. Следовательно, вопрос о целесообразности вывода пластин в сторонних репроцентрах снова станет актуальным. Типографиям, не имеющим современного допечатного оборудования, теперь может оказаться эффективнее договориться с коллегами на аутсорсинговые услуги, вместо того, чтобы обновлять свой парк оборудования и инвестировать средства в СТР и обслуживающий персонал.

К сожалению, уверенная поступь цифровой печатной техники на просторах нашей страны также немного запнётся, а позиции офсета вновь укрепятся. Вопросы о предпочтительности разных технологий цифровой печати, рулонных машин и ЦПМ второго формата на время уйдут в область теории. То же самое могу предположить и об УФ-печати высокореактивными красками. Из-за высокой цены оборудования и специальных красок я не ожидаю большого количества инсталляций мировых полиграфических новинок в России в ближайшие пару лет. В то же время в связи с банкротством некоторых типографий много хорошей техники может поступить на вторичный рынок. Сильные предприятия, сохранившие свободные средства, могут воспользоваться этим и существенно улучшить парк своего оборудования.

Худшими последствиями кризиса, конечно, будут сокращение зарплат и увольнение персонала типографий. Причём как частных, так и государственных. Мы проходили это в предыдущие кризисы и, думаю, не сможем избежать этого и сейчас. Передовые предприятия также могут использовать это себе на пользу и укрепить свой штат высокопрофессиональными специалистами.

Теперь о хорошем

У листа — две стороны. Поэтому и кризис может выполнить некоторые очистительные функции и иметь положительные последствия.

Во-первых, полиграфические предприятия будут вынуждены стать более бережливыми и эффективными, правильно считать реальную себестоимость своей продукции и даже, возможно, задумаются о внедрении АСУП в своих производствах. Начнут специализироваться и взаимовыгодно кооперироваться друг с другом, больше прислушиваться к полезным советам, которые публикуются в различных статьях. Вырастет производительность труда на предприятиях, заработные платы вернутся к реальным и оправданным значениям, произойдёт селекция кадров. Разорятся же закредитованные типографии или предприятия с устаревшим оборудованием, очистив пространство для более современных и эффективных производств.

Во-вторых, благодаря возросшей курсовой разнице, печать за рубежом станет невыгодной, и большое количество печатных изданий и книг вернётся на отечественную базу. Причём такое решения примут не только российские издатели, но и иностранцы, выпускавшие свои русскоязычные версии печатных продуктов. Ещё недавно, по оценкам экспертов, в страну экспортировалась почти треть всех журналов и газет на мелованной бумаге. Это огромное количество, исчисляемое в сотнях миллионов евро, и если хотя бы половина их уцелеет, то за загрузку крупных журнальных типографий можно будет не волноваться.

В-третьих, в связи с тяжелейшей экономической ситуацией на Украине, можно ожидать не только возврата в Россию заказов украинских типографий, предназначавшихся для российских потребителей, но, возможно, и перебазирования самих полиграфических производств, обречённых на отсутствие работы на родине в сложный период. Что, вопреки негативному тренду, может создать потребность в рабочих местах для полиграфических специалистов.

В-четвертых, заявленная правительством программа импортозамещения иностранной продукции рано или поздно может принести свои плоды и дать новые заказы для отечественных типографий. В первую очередь это, конечно, касается этикеточной продукции и картонной упаковки для товаров сельского хозяйства, пищевой, текстильной и лёгкой промышленности. Ответное продуктовое эмбарго России и появление новых импортёров также может способствовать появлению новых расфасовочных, упаковочных и этикеточных производств в стране.

В-пятых, тяжёлая экономическая ситуация, наконец, может создать в стране условия для поддержки малого и среднего бизнеса, к коему принадлежит подавляющее большинство полиграфических предприятий России, на законодательном и исполнительном уровне. Мы ждём снижения налогового бремени, уменьшения количества проверок, упрощения отчётности, помощи от государства вновь созданным юридическим лицам.

Существующий кризис, в отличие от предыдущего, локальнее. Что, с одной стороны, плохо, так как российская полиграфия не сможет опереться на помощь коллег из-за рубежа. А с другой стороны, она сможет составить им конкуренцию и попытаться перетянуть на себя часть общемирового полиграфического одеяла. По крайней мере, ту его часть, что наполняет российский рынок.

О пошлинах

Думаю, что попав под несправедливые санкции США и Европейского Союза, Россия имеет моральное право ответить тем же и, в том числе, позаботиться о своих интересах в полиграфической отрасли. Надо навести порядок с таможней. Несправедливо, что ввоз в страну чистой бумагу обходится дороже, чем запечатанной.

Для исправления ситуации необходимо, наконец, снизить пошлины на ввоз мелованной бумаги и картона, 90% которых сейчас экспортируются из-за рубежа, до 5%, как этого требуют правила ВТО, или отменить их совсем. Эпопея с этим вопросом безуспешно тянется уже десяток лет, и после временного послабления с 2010 г., когда пошлины были снижены до 5%, недавно вновь обернулась невыгодной для российских полиграфистов стороной. В конце 2014 г. пошлины вновь вернулись к 15%. Поддержка единственного отечественного производителя ОАО «Группа Илим», способного покрыть всего 10% потребности страны в мелованной бумаге, явно не стоит разорения тысяч российских типографий. Конечно сейчас, с ростом курса иностранных валют относительно рубля (а соответственно, и стоимости рабочей силы за границей), острота этой проблемы снизилась, но она должна быть решена окончательно.

Для развития ЦБК, а также мебельных и других деревообрабатывающих производств на территории России, целесообразнее вместо повышения пошлин на импорт бумаги ставить заградительные пошлины на экспорт российской древесины, являющейся основным сырьём для европейских ЦБК и других деревопотребляющих производств. Необходимо, наконец, осуществить то, что было задумано ещё в 2006 г. (когда Россию не хотели принимать в ВТО), и повысить пошлины на вывоз леса-кругляка со смешных 10% до заградительного уровня в 80%. К сожалению, эти планы несколько раз переносились, а с вступлением России в ВТО в 2012 г. отменены совсем. В результате многие ЦБК стран Евросоюза и Украины работают на наш рынок, создавая рабочие места и добавочную стоимость в своих странах. А на порядок более высокая стоимость местной древесины помогает европейцам сохранять свои лесные богатства.

С другой стороны (прошу не считать автора невежей) для уравнивания пошлин на бумагу и печатную продукцию можно замахнуться на Флорентийские соглашения. По крайней мере, в той мере, в какой это касается экспорта русскоязычных печатных изданий, отпечатанных за границей за деньги российских издателей и для продажи российским же потребителям. Думаю, что это не имеет ничего общего с «обменом материалами образовательного, научного и культурного характера между разными народами», как это было заложено в основе таких соглашений от 17.06.1950 и закреплено в межправительственном протоколе России от 7.10.1994. Позже подобный документ был подписан в рамках СНГ и позволил беспошлинно экспортировать в Россию печатную продукцию от наших братских республик.

Заключение

Хотя в ближайшие годы всю нашу страну ждут тяжёлые времена, призываю коллег не опускать руки и не критиковать огульно руководство и народ России. Мы проходили такое раньше, и думаю, что и в этом случае сможем выйти из ситуации с честью. В конечном счёте всё зависит от нас самих: от нашей активности, трудолюбия, предприимчивости и целеустремлённости. Кризис может стать для многих точкой роста и выхода на более высокий уровень развития. Надо продолжать трудиться и уметь извлекать выгоды из любого положения. Знаю несколько типографий, которые в прошлом году уже сумели извлечь выгоду из кризиса, приобретя новое оборудование по лизингу или в кредит с рублёвыми ставками. Тем самым они существенно (на треть) сократили свои затраты.

Конечно, сейчас наша страна больна высоким уровнем коррупции, отсутствием верховенства закона в судебной системе и силовых структурах. Вы знаете, откуда пишутся эти строки. Исполнилось ровно три года, как меня оторвали от семьи и нормальной жизни по навету и незаконному приговору. Несмотря на это я остаюсь оптимистом, верю в Россию и призываю всех вас сохранять уверенность в светлом будущем. Самая тёмная ночь бывает перед рассветом, кризис может оказаться трамплином для вашего будущего и будущего нашей страны в целом. Каждый человек творец своего счастья. Оставайтесь людьми, и всё будет хорошо!

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Mimaki UJF-3042 MkII

    UJF-3042 MkII

    Разработчик: Mimaki

    Оценка: 5/5

     

  • Японско-немецкое предприятие

    Европейская штаб-квартира Horizon как демонстрация сочетания лучших черт, которые мы традиционно приписываем немецким и японским машиностроителям: от умения работать с металлом до разработки передовой электроники.

    В конце марта 2017 г. крупная немецкая типография Onlineprinters пригласила European Digital Press Association (EDP), в которой Россию представляет Publish, провести на своей базе ежегодную генеральную ассамблею.

     

  • Точки контакта: «Дайте жалобную книгу!» Получаем обратную связь и собираем отзывы (часть 9)
     

    Отзывы клиентов о работе с типографией — это логическое продолжение работы с обратной связью от заказчиков. Эти два практически бесплатных инструмента можно рассматривать как в паре, так и независимо друг от друга.

    Менеджеры типографий, как правило, не задают клиентам вопросы о качестве после отгрузки тиража. Если последних что-то не устраивает, они звонят сами. В этом есть определённый смысл. Очень высока вероятность услышать недовольство клиента. Особенно при условии, что сам менеджер это и спровоцировал (уж он-то знает). Плюс — менеджеров мало, клиентов много, заказов ещё больше, а время ограничено. Кажется, лучше потратить его на что-то другое. С другой стороны, есть люди неконфликтные, не любящие разборок и претензий. «Накосячила» типография — они её молча меняют. А менеджеры зачастую даже не знают причин ухода клиента.

     

  • Несекретные козыри листового офсета

    Автоматизированное оборудование, разумеется, обходится дороже, чем «простое». Но в итоге оно повышает конкурентоспособность типографии. По нашей просьбе руководители типографий рассказали об оказавшихся наиболее полезными для них опциях автоматизации для листового офсета.

    Тенденция к повышению автоматизации офсетных печатных машин — далеко не новость и наблюдается не первый год и даже не первое десятилетие. Автоматизация служит увеличению производительности и рентабельности, которые необходимо повышать из-за давления на офсетную печать со всех сторон.

     

  • PROKOM для идей и вдохновения
     

    С 10 по 12 мая в столице Австрии прошла первая конференция «Мощь PROKOM» для членов сообщества пользователей промышленных решений Konica Minolta. Для крупного производителя ЦПМ поддержка сообщества — это естественный шаг на пути перехода от продавца «коробок» к поставщику решений.

     

  • Маленький прямоугольный кусочек плотной бумаги
     

    Неожиданно перед майскими праздниками мне понадобились визитки. Выручила знакомая. 50 односторонних цветных визиток на обычной белой бумаге обошлись в 350 руб. Решили посмотреть, дорого это или нет, и заодно сравнить, а как это было в сентябре 2015 г. (Publish № 9, 2015, https://www.publish.ru/articles/201509_20013463).

    Запрашиваем «Цифровая типография визитки» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Визитные карточки 4+0, бумага матовая 300 г/м2, тиражи 100 и 300 шт. Есть макет. Просим указать сроки.

     


comments powered by Disqus