2014.10.06, Автор: Марсель Шарифуллин1813 прочтений

Ключ к эффективности — в руках сотрудников

Теги: В типографии с Марселем Эксклюзив

 

Тема номера — вечная. Но интерес к ней особенно велик в моменты, когда ухудшается положение на рынке. Эффективность любого производства, а тем более такого сложного, как полиграфическое, зависит от огромного числа факторов. Среди них — степень автоматизации и состояние инфраструктуры, использование современных технологий и ноу-хау, организация производственных процессов и соблюдение производственной дисциплины, качество персонала и системы его мотивации, профессионализм менеджмента, финансовая политика, качество учёта и контроля.

Многие из этих аспектов были рассмотрены в моих прежних колонках. Благодарю Юрия Захаржевского за упоминание моих технических и технологических советов в его статье в тему номера. Я же акцентирую внимание на организационных моментах.

Человеческий фактор

Уверен, что успех любой типографии в первую очередь зависит от людей: начиная от обслуживающего персонала и заканчивая руководителями разного уровня. Сотрудники своей инициативностью, добросовестностью, командным духом и т. п. могут многократно повысить эффективность производства. Согласно последнему обзору промышленности, производительность труда (ПТ) в 20% лучших предприятиях России в 6–12 раз превосходит аналогичный показатель 20% худших. Это ли не повод задуматься?

Увы, средняя ПТ в нашей стране в 2–3 раза уступает уровню США и развитых стран Европы (а в некоторых отраслях — в десятки раз). Проблема эта в России давняя, но прогресса как не было, так и нет. Почему японцы или немцы строго соблюдают трудовую дисциплину, неукоснительно исполняют распоряжения начальства, работают хорошо на повремёнке и окладах, без всяких хитрых систем мотивации, а россиянам не помогают даже сдельные и бонусные системы оплаты труда? В Германии, например, не только производственники, но даже и продавцы получают простые оклады, и это не мешает им работать качественно и производительно. Не в силах разрешить эту проблему, специалисты ссылаются на особый российский менталитет и влияние нашей среды, якобы в принципе не позволяющие россиянам хорошо работать. Им же они объясняют и другие «неразрешимые» беды России: бюрократию, равнодушие к проблемам других, коррупцию, воровство, круговую поруку и т. д. Хорошая позиция, чтобы смириться и опустить руки…

Не могу с этим согласиться. Иначе как тогда объяснить высокую ПТ россиян, работающих в западных компаниях (будь то в нашей стране или за границей), ни в чём не уступающих иностранцам? Менталитет, конечно, у нас особый, но при грамотной мотивации и организации трудовых процессов наши люди способны совершать трудовые подвиги и демонстрировать чудеса выработки. По опыту своей работы (в «СофтЮнион», «Апостроф», «Вариант», типографиях МГУ им. М. В. Ломоносова и НИУ ВШЭ) знаю, что можно ежегодно увеличивать производительность подразделения в разы (!) только за счёт грамотного менеджмента. Плохое же управление способно в короткий срок развалить самое успешное предприятие. Яркое тому подтверждение (из-за которого, кстати, я оказался в тюрьме) — типография МГУ, развалившаяся и «севшая» на бюджетное финансирование после моего увольнения.

Предлагаю рассматривать удручающую статистику по ПТ не как роковой бич, а как потенциальную возможность для роста эффективности отечественных предприятий. Кто-то подсчитал, что ВВП России вырастет в полтора раза (а не на 1–2%, как сейчас), если всего 10% трудящихся в нашей стране будут работать так же, как их коллеги на Западе.

После того как мы определились с главной проблемой, остается «маленький» вопрос: как же заставить людей работать производительнее?

Что делать?

Попробую ответить ещё на один вечный вопрос. Важно создать коллективную заинтересованность сотрудников в общих результатах работы типографии. Вызвать тот самый командный дух, что заставляет людей работать, не жалея своих сил, не за страх, а на совесть. Информируйте людей обо всех успехах и проблемах предприятия, публично отмечайте соответствующим образом передовиков и нарушителей, будьте в курсе проблем сотрудников и помогайте их решать. Руководитель должен быть настоящим психологом: менять стиль своего управления с авторитарного на демократический и обратно, когда это необходимо, уметь воодушевлять и заряжать людей корпоративным интересом, учитывать индивидуальные особенности сотрудников, ценить каждого в отдельности.

В отличие от немцев и японцев, российского работника лучше мотивировать сдельными формами оплаты труда. Менеджеров и управляющий персонал мотивировать частью прибыли предприятия. Необходимо тщательно контролировать работу, чтобы создать у сотрудников впечатление всевидящего ока начальства и неотвратимости наказания за нарушения трудовой дисциплины и брак. Помню, что после установки системы автоматической регистрации сотрудников на проходной в типографии МГУ опоздания на работу практически закончились. Огромную помощь в распределении заданий, учёте и оценке труда сотрудников, расчёте заработной платы оказывают системы АСУП. В частности, программа Print-expert позволила мне поднять производительность труда печатников в полтора раза, переведя их на сдельную форму оплаты труда.

Для увеличения прибыльности и эффективности предприятия необходимо либо снизить издержки производства, либо увеличить выручку предприятий, либо задействовать сразу оба этих метода.

Первый путь предполагает оптимизацию расходов и снижение себестоимости продукции, автоматизацию рабочих процессов и систем управления предприятием, сокращение складских запасов, внедрение программ бережливого производства, специализацию типографии. По закону Парето 80% прибыли приносят 20% продуктов и 20% клиентов. Значит, надо сосредоточиться на эффективности выполнения и реализации именно этих высокорентабельных видов продукции и обслуживании именно этих заказчиков. Экономия также предполагает сокращение числа сотрудников. Вообще, при подборе кадров надо руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Один высокооплачиваемый профессионал стоит нескольких обычных работников с меньшими зарплатами. Обучая людей смежным специальностям, ротируйте персонал по горизонтали, а лучших продвигайте вверх по служебной лестнице.

Второй путь — расширение спектра и количества выпускаемой продукции, повышение её качества и ценности для клиентов. Причём не обязательно делать всё самостоятельно: низкорентабельные процессы лучше отдавать на аутсорсинг или кооперироваться по их выполнению со специализированными предприятиями. При тщательном выборе партнёров это выгоднее со всех сторон — по цене, качеству и срокам.

Больше ценных продуктов и услуг

Под повышением ценности продукции, разумеется, речь идёт не о перепечатке прайс-листа, что может привести лишь к неприятностям на высококонкурентном полиграфическом рынке. Обратите внимание, что функция типографий заключается не только в изготовлении вещественной печатной продукции, но и оказании нематериальных услуг своим заказчикам. Попробуйте увеличить долю этой неосязаемой части в совокупном неразделимом продукте типографий «товар-услуга».

Организация услуг принесёт больше добавленной стоимости и привлечёт новых клиентов. Такими услугами могут быть:

  • расширенная номенклатура предлагаемой продукции за счёт партнёров по бизнесу;
  • собственный дизайн-центр для разработки элементов фирменного стиля, организации рекламных компаний для клиентов и т. п., совместная работа над проектами дизайнеров и представителей заказчиков;
  • удобный сайт типографии с калькулятором стоимости заказов, интернет-магазином, механизмом информирования клиентов о прогрессе их заказов, системой web-to-print и т. п.;
  • оперативность выполнения пробных и малотиражных заказов (вплоть до изготовления в присутствии клиента), минимальные сроки отгрузки первой партии продукции на длинных тиражах;
  • круглосуточная работа типографии (или хотя бы её дежурных менеджеров), работа в выходные и праздничные дни;
  • забор макетов и доставка заказов с помощью курьеров, автомашин и другим транспортом;
  • почтовая рассылка печатной продукции конечным потребителям по предоставленным заказчиком адресам;
  • хранение готовой продукции и полуфабрикатов заказчиков на складе типографии;
  • разнообразные финансовые услуги (начало работ без предоплаты, рассрочка платежей в процессе изготовлении или после отгрузки продукции, индивидуальные скидки клиентам за объем, лояльность, посредничество).

Попробуйте добавить в этот список свои пункты…

Все такие услуги должны быть монетизированы в явном или опосредованном виде: через повышение имиджа типографии, рост числа клиентов, повышение цен на некоторые совокупные продукты «товар-услуга» и др. Как показывает практика, большинство заказчиков выбирает свою типографию не по цене, а по степени её комфортности и полноты удовлетворения своих потребностей. Ваша задача — распознать эти потребности.

По статистике более 70% валового дохода развитых стран приходится на долю сервисных услуг. Причём в последнее десятилетие темпы мирового роста сферы услуг (банки, учебные заведения, транспортные и телекоммуникационные компании, интернет, индустрия туризма, развлечений и др.) почти в два раза превышают темпы роста производительного сектора экономики. Держитесь и вы в мэйнстриме, раз уж полиграфический пирог «товар-услуга» позволяет это делать.

И снова о людях

Подытоживая тему услуг, хочу подчеркнуть: для организации некоторых новых сервисных предложений типографий не обязательно тратить много денег. Достаточно лишь политической воли руководства, налаживания кооперации с коллегами, выстраивания эффективного взаимодействия между различными сотрудниками и подразделениями, создания атмосферы взаимного уважения в коллективе, изменения отношения людей к выполняемым обязанностям. Все сотрудники должны осознать, что их финансовое благополучие обеспечивается заказчиками типографии, и делать всё от них зависящее, чтобы клиенты были довольны. Задача руководителей — внушить персоналу чувство гордости своим предприятием, мотивировать их кнутом и пряником к качественному и производительному труду.

Конечно, «нудные» кадровые вопросы отвлекают руководителей от казалось бы более важных стратегических задач: обновления парка оборудования, внедрения АСУП, сертификации производства по ISO, организации бережливого производства, финансово-кредитных схем и т. п. Но если не уделять внимание человеческому фактору, типография может погрязнуть в организационном хаосе с нарушениями сроков, несогласованностью между подразделениями и отдельными сотрудниками, простоями, браком, недостачами и другими неприятностями. Развивать будет просто нечего.

Поэтому хочу завершить статью тем же, с чего и начал: главный резерв повышения эффективности в людях! Позаботьтесь о них, и они сделают типографию успешной!

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Цифровые тенденции в послепечатных процессах
     

    Мы живем в интересное время, когда провозглашена уже четвёртая промышленная революция (напомним, что первые три касались механизации и разделения труда, электрификации и конвейерного производства, компьютеризации и цифровых технологий), согласно которой ожидается массовое внедрение киберфизических систем в производственные процессы, прямое взаимодействие этих процессов с производимыми товарами и адаптация их под желания потребителей. В полиграфии эта тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку. Эта тема стала ключевой на drupa 2016 и была поднята на знамя всеми ведущими разработчиками полиграфического оборудования и программного обеспечения.

     

  • Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
     

    Рассказ об автоматизации типографии НИУ ВШЭ в Publish № 9 (http://www.publish.ru/articles/201609_20013614) закончился на том, что мы приступили к созданию нового сайта с поддержкой web-to-print (w2p). Я ожидал, что пройдёт ещё много времени, пока мы чего-то достигнем. Но мы ускорились, и полноценный w2p-сайт — www.print.hse.ru — заработал уже через два месяца.

     

  • Секрет ярославского «МТК пресс»
     

    С чего все начиналось

    Крупнейшая на сегодня коммерческая типография Ярославля — «МТК пресс», как и многие другие подобные предприятия, родилась в период рыночных реформ 90-х. Её основатели Валерией Бочагов и Александр Игнатенко попали в полиграфию случайно, оставшись не у дел после приватизации и фактического закрытия Ярославского завода топливной аппаратуры. Высшее техническое образование и большой опыт работы в качестве начальника цеха и технолога на предприятии союзного значения помогли им создать небольшое рекламное агентство и начать изготавливать различные баннеры, штендеры, светящиеся вывески и другие рекламные конструкции.

     

  • Практический опыт внедрения АСУП и W2P в цифровую типографию

    В прошлой моей колонке (Publish № 6, 2016; http://www.publish.ru/articles/ 201606_20013587) была приведена информация о первых месяцах внедрения АСУП в типографии НИУ ВШЭ. В мае основной участок типографии начал полностью работать в программе PrintExpert (ПЭ): менеджеры производили расчёты и фиксировали все заказы в АСУП, работники отмечали выполнение всех производственных операций на конкретном оборудовании и заносили информацию о фактически расходуемых материалах, экономист приходовал расходные материалы на склады и вносил данные о счетах поставщиков. Чуть позже по просьбам сотрудников была отлажена работа программы на разных устройствах (компьютерах, планшетах или смартфонах), работающих на платформах iOS, Windows или Android.

     

  • Начало: АСУП в типографии НИУ ВШЭ
     

    Моя практическая деятельность, бурно стартовав в феврале (см. мою прошлую колонку), не снизила темпы и дальше. Руководство НИУ ВШЭ поставило передо мной задачу продолжить развитие и вывести типографию на самоокупаемость. Так как экстенсивный путь развития был исчерпан (бюджета и площадей для установки нового оборудования не предполагается), эффективность можно повысить лишь за счёт внутренних резервов подразделения. Автоматизировав процессы сбора информации, взаимодействия с клиентами и рабочий поток на производстве, типография сможет нарастить количество заказов даже на имеющихся мощностях и штате. Автоматизация не только сделает удобным и оперативным взаимодействие с типовыми заказчиками (подразделениями вуза), но и позволит работать с новыми платными: студентами и сотрудниками НИУ ВШЭ. За счёт внедрения автоматизированной системы управления производством (АСУП) можно всего за 2–3 года удвоить обороты вузовской типографии, вернуть все инвестиции в софт и переорганизацию производства, заработать средства на дальнейшее развитие предприятия и мотивацию персонала.

     

  • Первый месяц на свободе…
     

    25 января я, наконец, освободился и смог вернуться к нормальной жизни. Новые впечатления, события нахлынули потоком и поначалу ошеломили, но затем (по мере ознакомления с ситуацией в семье и на бывшем месте работы) заставили начать действовать с удвоенной энергией. Из-за всего произошедшего я потерял массу времени, было совершено много ошибок и набрано долгов. Наступило время возвращения.

    В последние месяцы своего заключения я не сидел без дела и по мере возможности изучал всё касающееся автоматизации работы цифровых типографий и внедрения технологии web-to-print (WTP). Пригодились и полулегальные телефоны, и изучение иностранного языка, так как наиболее ценные сведения можно было найти только в англоязычной части интернета. Итогом стала выработка примерного плана развития для типографии НИУ ВШЭ на ближайшие годы, основанная не на наращивании оборудования и персонала, а на внутренних организационных преобразованиях и максимальной автоматизации рабочих процессов. Узловой частью такой реформы является выбор ПО для АСУП (MIS) и WTP, адаптация их под особенности действующего производства и внедрение ПО в типографии. В том, что это должно принести результат, сомнений нет.

     


comments powered by Disqus