101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Ключ к эффективности — в руках сотрудников

  • Марсель Шарифуллин
  • 30 сентября 2014 г.
  • 2815
 

Тема номера — вечная. Но интерес к ней особенно велик в моменты, когда ухудшается положение на рынке. Эффективность любого производства, а тем более такого сложного, как полиграфическое, зависит от огромного числа факторов. Среди них — степень автоматизации и состояние инфраструктуры, использование современных технологий и ноу-хау, организация производственных процессов и соблюдение производственной дисциплины, качество персонала и системы его мотивации, профессионализм менеджмента, финансовая политика, качество учёта и контроля.

Многие из этих аспектов были рассмотрены в моих прежних колонках. Благодарю Юрия Захаржевского за упоминание моих технических и технологических советов в его статье в тему номера. Я же акцентирую внимание на организационных моментах.

Человеческий фактор

Уверен, что успех любой типографии в первую очередь зависит от людей: начиная от обслуживающего персонала и заканчивая руководителями разного уровня. Сотрудники своей инициативностью, добросовестностью, командным духом и т. п. могут многократно повысить эффективность производства. Согласно последнему обзору промышленности, производительность труда (ПТ) в 20% лучших предприятиях России в 6–12 раз превосходит аналогичный показатель 20% худших. Это ли не повод задуматься?

Увы, средняя ПТ в нашей стране в 2–3 раза уступает уровню США и развитых стран Европы (а в некоторых отраслях — в десятки раз). Проблема эта в России давняя, но прогресса как не было, так и нет. Почему японцы или немцы строго соблюдают трудовую дисциплину, неукоснительно исполняют распоряжения начальства, работают хорошо на повремёнке и окладах, без всяких хитрых систем мотивации, а россиянам не помогают даже сдельные и бонусные системы оплаты труда? В Германии, например, не только производственники, но даже и продавцы получают простые оклады, и это не мешает им работать качественно и производительно. Не в силах разрешить эту проблему, специалисты ссылаются на особый российский менталитет и влияние нашей среды, якобы в принципе не позволяющие россиянам хорошо работать. Им же они объясняют и другие «неразрешимые» беды России: бюрократию, равнодушие к проблемам других, коррупцию, воровство, круговую поруку и т. д. Хорошая позиция, чтобы смириться и опустить руки…

Не могу с этим согласиться. Иначе как тогда объяснить высокую ПТ россиян, работающих в западных компаниях (будь то в нашей стране или за границей), ни в чём не уступающих иностранцам? Менталитет, конечно, у нас особый, но при грамотной мотивации и организации трудовых процессов наши люди способны совершать трудовые подвиги и демонстрировать чудеса выработки. По опыту своей работы (в «СофтЮнион», «Апостроф», «Вариант», типографиях МГУ им. М. В. Ломоносова и НИУ ВШЭ) знаю, что можно ежегодно увеличивать производительность подразделения в разы (!) только за счёт грамотного менеджмента. Плохое же управление способно в короткий срок развалить самое успешное предприятие. Яркое тому подтверждение (из-за которого, кстати, я оказался в тюрьме) — типография МГУ, развалившаяся и «севшая» на бюджетное финансирование после моего увольнения.

Предлагаю рассматривать удручающую статистику по ПТ не как роковой бич, а как потенциальную возможность для роста эффективности отечественных предприятий. Кто-то подсчитал, что ВВП России вырастет в полтора раза (а не на 1–2%, как сейчас), если всего 10% трудящихся в нашей стране будут работать так же, как их коллеги на Западе.

После того как мы определились с главной проблемой, остается «маленький» вопрос: как же заставить людей работать производительнее?

Что делать?

Попробую ответить ещё на один вечный вопрос. Важно создать коллективную заинтересованность сотрудников в общих результатах работы типографии. Вызвать тот самый командный дух, что заставляет людей работать, не жалея своих сил, не за страх, а на совесть. Информируйте людей обо всех успехах и проблемах предприятия, публично отмечайте соответствующим образом передовиков и нарушителей, будьте в курсе проблем сотрудников и помогайте их решать. Руководитель должен быть настоящим психологом: менять стиль своего управления с авторитарного на демократический и обратно, когда это необходимо, уметь воодушевлять и заряжать людей корпоративным интересом, учитывать индивидуальные особенности сотрудников, ценить каждого в отдельности.

В отличие от немцев и японцев, российского работника лучше мотивировать сдельными формами оплаты труда. Менеджеров и управляющий персонал мотивировать частью прибыли предприятия. Необходимо тщательно контролировать работу, чтобы создать у сотрудников впечатление всевидящего ока начальства и неотвратимости наказания за нарушения трудовой дисциплины и брак. Помню, что после установки системы автоматической регистрации сотрудников на проходной в типографии МГУ опоздания на работу практически закончились. Огромную помощь в распределении заданий, учёте и оценке труда сотрудников, расчёте заработной платы оказывают системы АСУП. В частности, программа Print-expert позволила мне поднять производительность труда печатников в полтора раза, переведя их на сдельную форму оплаты труда.

Для увеличения прибыльности и эффективности предприятия необходимо либо снизить издержки производства, либо увеличить выручку предприятий, либо задействовать сразу оба этих метода.

Первый путь предполагает оптимизацию расходов и снижение себестоимости продукции, автоматизацию рабочих процессов и систем управления предприятием, сокращение складских запасов, внедрение программ бережливого производства, специализацию типографии. По закону Парето 80% прибыли приносят 20% продуктов и 20% клиентов. Значит, надо сосредоточиться на эффективности выполнения и реализации именно этих высокорентабельных видов продукции и обслуживании именно этих заказчиков. Экономия также предполагает сокращение числа сотрудников. Вообще, при подборе кадров надо руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Один высокооплачиваемый профессионал стоит нескольких обычных работников с меньшими зарплатами. Обучая людей смежным специальностям, ротируйте персонал по горизонтали, а лучших продвигайте вверх по служебной лестнице.

Второй путь — расширение спектра и количества выпускаемой продукции, повышение её качества и ценности для клиентов. Причём не обязательно делать всё самостоятельно: низкорентабельные процессы лучше отдавать на аутсорсинг или кооперироваться по их выполнению со специализированными предприятиями. При тщательном выборе партнёров это выгоднее со всех сторон — по цене, качеству и срокам.

Больше ценных продуктов и услуг

Под повышением ценности продукции, разумеется, речь идёт не о перепечатке прайс-листа, что может привести лишь к неприятностям на высококонкурентном полиграфическом рынке. Обратите внимание, что функция типографий заключается не только в изготовлении вещественной печатной продукции, но и оказании нематериальных услуг своим заказчикам. Попробуйте увеличить долю этой неосязаемой части в совокупном неразделимом продукте типографий «товар-услуга».

Организация услуг принесёт больше добавленной стоимости и привлечёт новых клиентов. Такими услугами могут быть:

  • расширенная номенклатура предлагаемой продукции за счёт партнёров по бизнесу;
  • собственный дизайн-центр для разработки элементов фирменного стиля, организации рекламных компаний для клиентов и т. п., совместная работа над проектами дизайнеров и представителей заказчиков;
  • удобный сайт типографии с калькулятором стоимости заказов, интернет-магазином, механизмом информирования клиентов о прогрессе их заказов, системой web-to-print и т. п.;
  • оперативность выполнения пробных и малотиражных заказов (вплоть до изготовления в присутствии клиента), минимальные сроки отгрузки первой партии продукции на длинных тиражах;
  • круглосуточная работа типографии (или хотя бы её дежурных менеджеров), работа в выходные и праздничные дни;
  • забор макетов и доставка заказов с помощью курьеров, автомашин и другим транспортом;
  • почтовая рассылка печатной продукции конечным потребителям по предоставленным заказчиком адресам;
  • хранение готовой продукции и полуфабрикатов заказчиков на складе типографии;
  • разнообразные финансовые услуги (начало работ без предоплаты, рассрочка платежей в процессе изготовлении или после отгрузки продукции, индивидуальные скидки клиентам за объем, лояльность, посредничество).

Попробуйте добавить в этот список свои пункты…

Все такие услуги должны быть монетизированы в явном или опосредованном виде: через повышение имиджа типографии, рост числа клиентов, повышение цен на некоторые совокупные продукты «товар-услуга» и др. Как показывает практика, большинство заказчиков выбирает свою типографию не по цене, а по степени её комфортности и полноты удовлетворения своих потребностей. Ваша задача — распознать эти потребности.

По статистике более 70% валового дохода развитых стран приходится на долю сервисных услуг. Причём в последнее десятилетие темпы мирового роста сферы услуг (банки, учебные заведения, транспортные и телекоммуникационные компании, интернет, индустрия туризма, развлечений и др.) почти в два раза превышают темпы роста производительного сектора экономики. Держитесь и вы в мэйнстриме, раз уж полиграфический пирог «товар-услуга» позволяет это делать.

И снова о людях

Подытоживая тему услуг, хочу подчеркнуть: для организации некоторых новых сервисных предложений типографий не обязательно тратить много денег. Достаточно лишь политической воли руководства, налаживания кооперации с коллегами, выстраивания эффективного взаимодействия между различными сотрудниками и подразделениями, создания атмосферы взаимного уважения в коллективе, изменения отношения людей к выполняемым обязанностям. Все сотрудники должны осознать, что их финансовое благополучие обеспечивается заказчиками типографии, и делать всё от них зависящее, чтобы клиенты были довольны. Задача руководителей — внушить персоналу чувство гордости своим предприятием, мотивировать их кнутом и пряником к качественному и производительному труду.

Конечно, «нудные» кадровые вопросы отвлекают руководителей от казалось бы более важных стратегических задач: обновления парка оборудования, внедрения АСУП, сертификации производства по ISO, организации бережливого производства, финансово-кредитных схем и т. п. Но если не уделять внимание человеческому фактору, типография может погрязнуть в организационном хаосе с нарушениями сроков, несогласованностью между подразделениями и отдельными сотрудниками, простоями, браком, недостачами и другими неприятностями. Развивать будет просто нечего.

Поэтому хочу завершить статью тем же, с чего и начал: главный резерв повышения эффективности в людях! Позаботьтесь о них, и они сделают типографию успешной!

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 57