2014.09.04, Автор: Марсель Шарифуллин2973 прочтений

Типографиям не страшен ручной труд *

Теги: В типографии с Марселем Эксклюзив

 

В прошлой колонке (Pubsish № 6, стр. 46, http://www.publish.ru/articles/201406_20013269) шла речь о практике применения и видах ручного труда в современном полиграфическом производстве, о специализации и повышении эффективности его использования. Заканчивая тему, приведу несколько примеров полиграфической продукции, изготовление которой возможно только вручную.

Бумажные пакеты | Cтали очень популярны буквально в последнее десятилетие. Пик их потребления резко взлетает накануне Нового Года и других праздников. Тогда стоимость услуг на их изготовлении возрастает в разы, а типографии просто не успевают обрабатывать резко возросшее количество заказов.

Самых популярных типов бумажных пакетов два:

1) Из дизайнерской бумаги с одно- или многокрасочной печатью трафаретным способом, дополнительно украшенные выборочным лакированием или тиснением (блинтовым или цветной фольгой). Так как «дизайнерка» дорогая, подобные пакеты составляют не более 10% от общего объёма с тиражами до 2000 шт.

2) Остальные 90% — пакеты с цветной печатью на мелованной бумаге от 170 до 300 г/м 2 или картоне 180–220 г/м 2 с глянцевым или матовым ламинированием. Иногда их укомплектовывают верёвочными ручками, отверстия под которые могут украшаться и упрочняться металлическими люверсами (кольцами пикколо).

Размеры бумажных пакетов — от формата А6 (получаемые из листов А5) до А1 готовом виде (из двух листов А1) с разным соотношением высота × ширина × глубина. Типографии используют сотни типовых видов штампов под пакеты. Например, в «Аврора Принт» их 980 шт.

Составные части пакета: один или два листа материала с нанесённым изображением и биговальными линиями для последующего их сложения; картонные вкладыши для упрочнения дна и мест крепления ручек; шнуры для изготовления ручек; люверсы; разные типы клея или двухстороннего скотча. Список оборудования для сборки пакетов короток и может включать: бумагосверлильный станок, клеевые термопистолеты, устройство для закрепления люверсов. Умельцы из бригад сборщиков иногда используют самодельные приспособления для нарезки шнура.

Для достижения максимальной прочности боковые стыки скрепляют с помощью двухстороннего скотча (он надёжно удерживает даже ламинированную бумагу), а дно — термоклеем. Для недолговечных пакетов допустимо использование и дешёвых холодных ПВА-клеёв.

Не вдаваясь в технологические тонкости процесса, отмечу: если сборщикам вместо отдельных листов выдавать предварительно склеенный по боковому стыку полуфабрикат (т. н. «труба»), можно повысить производительность на 20%! Такую «трубу» можно получать в типографиях на специальных автоматических фальцевально-склеивающих линиях. Насколько я знаю, такие станки в России есть только у типографий «Аврора Принт» и Vision Group.

Производительность профессиональных сборщиков в зависимости от видов продукции и комплектующих (без шнура. который вяжут отдельные люди) может достигать 500 пакетов (формата А4) в смену.

Стоимость услуги сборки пакетов — от 1 руб. в регионах и от 3 руб. в Москве без учёта материалов и комплектующих, в зависимости от вида и тиража.

Для полноты обзора добавлю, что существуют автоматические станки для нарезки и оплавки шнуров, и заклейки дна. Они также способны немного ускорить процесс производства, но их могут себе позволить только сильно загруженные типографии при работе на тиражах от 10 тыс. пакетов. Полностью автоматизированной линии по сборке бумажных пакетов пока не существует. Хотя производители работают над этим — прототип такой линии я видел на заводе итальянской Fidia.

Кубик-трансформер (The magic Cube) | Это необычная сувенирная продукция, представляющая собой оклеенные бумагой и скрепленные особым образом между собой восемь деревянных или пластиковых кубиков. С одной стороны конструкция является единым целым, а с другой — может бесконечно трансформироваться, открывая разные грани составляющих её кубиков. Процесс завораживающий и долго не надоедает пользователям — ему даже приписывают успокаивающий и релаксирующий эффект. Реклама, нанесённая на такие кубики, считается эффективной в течение долгого времени.

Размеры кубиков — от 3 до 12 см, наиболее популярные — 7 и 8 см. Цельные рекламные изображения могут отображаться на каждом кубике или на группах из 4 или 8 элементарных кубиков (2×2 или 4×2 элемента). Таким образом, один трансформер может содержать от 6 до 48 рекламных блоков (в последнем случае все грани элементарных кубиков используются порознь). Но наиболее распространены (75% от их общего объёма) кубики с 12 изображениями 2×2 элемента с календарными месяцами года — календари-трансформеры. Следующие по распространённости (24% случаев) кубики-трансформеры с 9 рекламными поверхностями: 6 внешними (2×2 элемента) и 3 скрытыми двойными гранями (4×2 элемента). Оставшийся 1% — 7-гранные кубики в экзотических исполнениях. В последнее время получают распространение фотокубы со снимками заказчиков на гранях.

Для привлечения большего внимания кубики могут оснащать дополнительными аксессуарами: красивыми футлярами, держателями авторучек, магнитами, скрытыми клапанами под мелкие предметы внутри элементарных кубиков, встроенными флеш-картами, часами, аудиомодулями и др. «примочками».

Изготовление кубиков-трансформеров трудоёмко. Комплектующие для сборки — 8 элементарных пластмассовых или деревянных кубиков, 12 или более изображений для их поверхностей, скотч для крепления граней соседних кубиков и клей для бумаги. Технология сборки не афишируется, и многие типографии, промышленно занимающие сборкой такой продукции, имеют собственные ноу-хау.

Кубики-трансформеры изготавливают специализированные типографии в России (при оперативных заказах и тиражах до 5 тысяч экземпляров) и Китае (при больших тиражах, срок поставки — от 6 недель). Директор типографии «АМ Графикс» Андрей Федотов рассказывает: «Самый популярный тираж — 50 или 100 штук. До кризиса типография собирала по 5000 кубиков ежемесячно, сейчас объёмы упали до 10 000 в год».

Стоимость готовых трансформеров в зависимости от вида и тиража — от 100 до 500 руб за штуку.

В последнее время на основе тех же принципов изготавливаются и другие объёмные изделия-трансформеры в виде цилиндра, шара, диска, кольца, пирамиды, кристалла, треугольной призмы и т. п.

Объёмные книги (pop up) | Наверняка многие ещё с детства помнят великолепные книги с разворачиваемыми в трёх измерениях элементами и подвижными частями, позволяющие разыгрывать целые спектакли на каждом развороте. Хотя такую продукцию и нельзя назвать распространенной в наши дни, она существует и находит своих поклонников. Сейчас, когда интерес к традиционным печатным изданиям падает, объёмные книги могли бы получить второе дыхание и привлечь интерес к полиграфии.

Преимущества таких книг — в их особенном художественно-эстетическом восприятии. Если речь идёт о детской литературе, то объёмные книги обычно рассчитаны на просмотр всей семьёй. Родители и дети сближаются друг с другом в комфортной психологической обстановке, что ценно само по себе. Если это рекламный продукт или поздравительная открытка, то её долго хранят и часто показывают окружающим, достигая, тем самым, главной цели рекламодателя.

Главный минус — низкая технологичность их производства. Как следствие — долгий срок изготовление и высокая цена. В наши дни в мире существует не более полусотни конструкторов изделий pop up, каждый из которых выпускает всего по несколько изданий в год. Правда, существуют фирмы, занимающиеся только локализацией и переводом книг на другие языки, но и их не так уж и много. Процесс создания объёмных книг — творческий, и людей, посвятивших бумажному конструированию всю свою жизнь, можно сравнить одновременно с писателями, режиссерами и художниками. В то же время в их работе необходимо незаурядное инженерное мастерство. Ведь в отличие, например, от другого бумажного творчества — оригами, объёмные книги требуют от автора не только создания красивого конечного продукта, но и гарантирования его надёжной работоспособности, способности выдержать сотни циклов раскладывания/складывания в течение долгих лет жизни изделия. Имена создателей объёмных книг остаются в истории и известны по всему миру.

Интересующимся предлагаю посмотреть в интернете сайт Роберта Сабуды (www.robertsabuda.com). Там можно увидеть примеры замечательных работ в фото- и видеоформате и узнать много интересного о мире pop up. В частности, некоторые авторы выложили чертежи и детально расписали технологию изготовления подарочных открыток и других несложных видов продукции pop up в домашних условиях.

Промышленное изготовление объёмных книг требует кропотливого ручного труда, поэтому основные производители — страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где такой труд дешёв. Повышение эффективности таких производств можно достичь только конвейерными методами сборки, когда каждый отдельный рабочий выполняет только несколько операций. С учётом того, что каждый разворот может содержать десятки приклеиваемых элементов, масштабы таких производств должны быть огромны, а штат исчисляться сотнями и тысячами сотрудников. Что в свою очередь определяет их положительную рентабельность только на больших тиражах — десятки тысяч и более книг. Объёмные книги можно приобрести в крупных книжных магазинах или через интернет по цене от 700 руб.

Мне не известны крупные российские фирмы, самостоятельно занимающиеся производством объёмных книг. Но не вижу оснований, почему этот бизнес нельзя было бы развить и сделать прибыльным в нашей стране. Интерес к таким книгам велик — например, посвящённую им статью в Publish (http://www.publish.ru/articles/201210_20012903) прочитали более 5000 раз! Если начать с несложных книг и открыток с подвижными частями, то, при грамотной бизнес-стратегии и хорошем коллективе специалистов–единомышленников, успех не может не прийти. Тем более, что конкуренции на этом рынке сейчас нет, а сложный ручной труд вполне «укрощаем» и может стать высокоэффективным — при грамотной организации и использовании специализированных типографий или рабочих коллективов. Чему и посвящалась первая часть статьи в предыдущем номере журнала.

* Окончание. Начало в http://www.publish.ru/articles/201406_ 20013269

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Цифровые тенденции в послепечатных процессах
     

    Мы живем в интересное время, когда провозглашена уже четвёртая промышленная революция (напомним, что первые три касались механизации и разделения труда, электрификации и конвейерного производства, компьютеризации и цифровых технологий), согласно которой ожидается массовое внедрение киберфизических систем в производственные процессы, прямое взаимодействие этих процессов с производимыми товарами и адаптация их под желания потребителей. В полиграфии эта тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку. Эта тема стала ключевой на drupa 2016 и была поднята на знамя всеми ведущими разработчиками полиграфического оборудования и программного обеспечения.

     

  • Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
     

    Рассказ об автоматизации типографии НИУ ВШЭ в Publish № 9 (http://www.publish.ru/articles/201609_20013614) закончился на том, что мы приступили к созданию нового сайта с поддержкой web-to-print (w2p). Я ожидал, что пройдёт ещё много времени, пока мы чего-то достигнем. Но мы ускорились, и полноценный w2p-сайт — www.print.hse.ru — заработал уже через два месяца.

     

  • Секрет ярославского «МТК пресс»
     

    С чего все начиналось

    Крупнейшая на сегодня коммерческая типография Ярославля — «МТК пресс», как и многие другие подобные предприятия, родилась в период рыночных реформ 90-х. Её основатели Валерией Бочагов и Александр Игнатенко попали в полиграфию случайно, оставшись не у дел после приватизации и фактического закрытия Ярославского завода топливной аппаратуры. Высшее техническое образование и большой опыт работы в качестве начальника цеха и технолога на предприятии союзного значения помогли им создать небольшое рекламное агентство и начать изготавливать различные баннеры, штендеры, светящиеся вывески и другие рекламные конструкции.

     

  • Практический опыт внедрения АСУП и W2P в цифровую типографию

    В прошлой моей колонке (Publish № 6, 2016; http://www.publish.ru/articles/ 201606_20013587) была приведена информация о первых месяцах внедрения АСУП в типографии НИУ ВШЭ. В мае основной участок типографии начал полностью работать в программе PrintExpert (ПЭ): менеджеры производили расчёты и фиксировали все заказы в АСУП, работники отмечали выполнение всех производственных операций на конкретном оборудовании и заносили информацию о фактически расходуемых материалах, экономист приходовал расходные материалы на склады и вносил данные о счетах поставщиков. Чуть позже по просьбам сотрудников была отлажена работа программы на разных устройствах (компьютерах, планшетах или смартфонах), работающих на платформах iOS, Windows или Android.

     

  • Начало: АСУП в типографии НИУ ВШЭ
     

    Моя практическая деятельность, бурно стартовав в феврале (см. мою прошлую колонку), не снизила темпы и дальше. Руководство НИУ ВШЭ поставило передо мной задачу продолжить развитие и вывести типографию на самоокупаемость. Так как экстенсивный путь развития был исчерпан (бюджета и площадей для установки нового оборудования не предполагается), эффективность можно повысить лишь за счёт внутренних резервов подразделения. Автоматизировав процессы сбора информации, взаимодействия с клиентами и рабочий поток на производстве, типография сможет нарастить количество заказов даже на имеющихся мощностях и штате. Автоматизация не только сделает удобным и оперативным взаимодействие с типовыми заказчиками (подразделениями вуза), но и позволит работать с новыми платными: студентами и сотрудниками НИУ ВШЭ. За счёт внедрения автоматизированной системы управления производством (АСУП) можно всего за 2–3 года удвоить обороты вузовской типографии, вернуть все инвестиции в софт и переорганизацию производства, заработать средства на дальнейшее развитие предприятия и мотивацию персонала.

     

  • Первый месяц на свободе…
     

    25 января я, наконец, освободился и смог вернуться к нормальной жизни. Новые впечатления, события нахлынули потоком и поначалу ошеломили, но затем (по мере ознакомления с ситуацией в семье и на бывшем месте работы) заставили начать действовать с удвоенной энергией. Из-за всего произошедшего я потерял массу времени, было совершено много ошибок и набрано долгов. Наступило время возвращения.

    В последние месяцы своего заключения я не сидел без дела и по мере возможности изучал всё касающееся автоматизации работы цифровых типографий и внедрения технологии web-to-print (WTP). Пригодились и полулегальные телефоны, и изучение иностранного языка, так как наиболее ценные сведения можно было найти только в англоязычной части интернета. Итогом стала выработка примерного плана развития для типографии НИУ ВШЭ на ближайшие годы, основанная не на наращивании оборудования и персонала, а на внутренних организационных преобразованиях и максимальной автоматизации рабочих процессов. Узловой частью такой реформы является выбор ПО для АСУП (MIS) и WTP, адаптация их под особенности действующего производства и внедрение ПО в типографии. В том, что это должно принести результат, сомнений нет.

     


comments powered by Disqus