2014.08.15, Автор: Феликс Шмольгрубер2219 прочтений

Цвета на металле

Теги: Допечатные процессы Измерительное оборудование Эксклюзив

Сложности точного измерения цвета на металлизированных поверхностях.

Печать на металлизированных материалах становится всё более популярной не только в относительно узких сегментах полиграфического производства этикеточной и упаковочной продукции, но и среди профессионалов других направлений. Дизайнеры и владельцы брендов постоянно ищут новые способы мотивации потребителей к покупке продукции определённого наименования или марки. Однако печать, например, упаковки с использованием прозрачных красок на металлизированной фольге приносит целый набор проблем оценки и контроля цвета.

Типы приборов для измерения цвета

На сегодняшний день в печатной и упаковочных отраслях промышленности утвердились два основных типа спектрофотометров: с «традиционной» т. н. линейной геометрией измерения 0°/45° (или 45°/0°) и сферической конструкции с «диффузной» геометрией (рассеянный свет/8°). Третий тип инструментов, называемых мультиугловыми спектрофотометромами (МА), лучше подходит для более широкого спектра промышленного производства и мог бы использоваться, например, для оценки металлизированных красок или красок со специальными эффектами. В статье мы сосредоточимся на приборах с линейным и сферическим построением оптической системы.

При обозначении геометрии измерения первое число относится к углу освещения, а второе — к углу обзора (регистрации отраженного света). Это означает, что в случае 45°/0° свет падает под углом 45° к поверхности измеряемого образца, а светоприемник получает отраженный свет под углом 0° перпендикулярно к поверхности объекта (рис. 1).

Цвета на металле

В сферических инструментах объект освещается со всех направлений, а датчик получает отражённый свет под углом 8° от поверхности измеренного объекта (рис. 2). Это построение оптической системы получило название «сферы», так как в инструменте используется физическая полая сфера с белой отражающей внутренней поверхностью (обычно покрытой сульфатом бария), которая рассеивает свет во всех направлениях.

Спектрофотометры с линейной геометрией 0°/45° (или 45°/0°) разработаны, чтобы оптимально измерять образцы не только по цветовым координатам, но и с учётом глянца и структуры материала. Однако если глянцевый оттиск будет измеряться таким спектрофотометром, то он будет восприниматься как более тёмный и насыщенный, чем образец, отпечатанный с той же толщиной красочного слоя на матовой поверхности (рис. 3).

Цвета на металле

Все инструменты с линейной геометрией «видят» цвет абсолютно так же, как и человеческий глаз, именно поэтому они более предпочтительнее при измерении цвета на матовых поверхностях, слабо структурированных, а также глянцевых материалах.

Сферические инструменты могут обеспечить измерение коэффициента отражения двумя способами: с включённой и исключённой зеркальной составляющей. При включённой составляющей измерение включает компонент блеска (рис. 4), тогда как при измерении с исключённой составляющей эффект блеска не учитывается (рис. 5).

Цвета на металле

Если проводить параллель между приборами с линейной геометрией и сферической, то именно при оценке сферическими приборами с исключённой зеркальной составляющей результаты между двумя типами приборов получаются наиболее близкими.

Использование режима исключённой зеркальной составляющей позволяет сферическому спектрофотометру «приблизиться» по результатам к приборам с линейной оптикой, наилучшим образом согласованным с визуальным восприятием.

На практике это означает, что сферические спектрофотометры более гибкие для производственного процесса. Они позволяют проводить измерения цвета с учётом и без учёта влияния эффекта запечатываемого материала.

Измерение краски на металлизированной фольге

Оценка результата печати на металлизированной фольге для спектрофотометров с линейной геометрией проблематична, поскольку металлизированные материалы обладают очень сильной отражающей способностью и мало рассеивают свет. Измеряя любую подобную зеркалу поверхность, прибор с линейной геометрией по существу будет «слепым» к запечатываемой поверхности, так как почти 100% света будет отражено в противоположном зеркальном направлении, не оставляя почти ничего для регистрации датчиком (рис. 6). Доходящий до датчиков световой поток настолько несущественен, что чистый цвет, например, насыщенный жёлтый, будет практически чёрным, что естественным образом не позволяет проводить никаких оценок и получать точные значения Lab.

Цвета на металле

С другой стороны, сферический инструмент может обеспечить наивысшую точность и повторяемость измерений именно благодаря своей конструкции. Отражённый от металлической основы свет попадает на внутреннюю поверхность сферы, которая фактически собирает требуемое количество света для последующей регистрации фотоэлементом. Дополнительной особенностью является то, что обычно визуальная оценка происходит при внешнем освещении, что очень точно соответствует принципу регистрации сферических приборов. Использование этих инструментов для работы с металлизированными материалами можно сравнивать с применением приборов линейной оптики на бумаге, где, как мы отмечали выше, оптическая система имитирует человеческий глаз.

Используя измерительные приборы, необходимо всегда помнить и о технических ограничениях, накладываемых оптической конструкцией. Неправильно думать, что можно иметь на производстве один прибор, например, с линейной оптикой, и пытаться использовать его для оценки материалов, которые он в принципе не может правильно измерить. Однако необходимо отметить, что все полиграфические стандарты серии ISO 12647 основаны на измерениях приборами с линейным построением 0°/45° (или 45°/0°). Поэтому найти какие-то справочные значения или допуски в современных стандартах для приборов со сферической оптикой в настоящее время не представляется возможным.

Об авторе: Феликс Шмольгрубер — руководитель отдела международной технической поддержки X-Rite для регионов Европы, средней Азии и Африки. 

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     

  • Дизайн и вёрстка на ходу
     

    Что могут современные мобильные приложения для графических дизайнеров и верстальщиков,  а также разработчиков интерфейсов?

    Введение

    Когда появился первый iPad (а это было очень давно — в 2010 г.), многие дизайнеры с удовольствием стали его использовать — не для творчества (тогда это было просто нереально), а для демонстрации своих достижений. Приходит такой дизайнер к клиенту и показывает свои наработки. Дизайнер и устройство модные, картинки красивые — и клиент растекается от блаженства! Конечно, на планшете можно было и поиграть, и в интернет сходить, и даже какой-то текст набрать в письме — а что ещё нужно обычному обывателю?!

     

  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Крепко сбитый широкоформатный помощник

    Широкоформатные сканеры – настоящие универсалы, подходящие для самых разнообразных применений. Знакомьтесь – Image Access WideTEK 36.

     

  • Формы для офсета: быстрее, проще, дешевле
     

    Время революционных изменений в формных процессах для офсетных типографий прошло. На drupa 2016 можно было наблюдать результаты эволюции, а также сближения уровня решений от ведущих производителей и «догоняющих» их компаний из Китая.

    В России 2015 г. оказался худшим за всё время существования рынка CTP для офсета — было поставлено всего 27 систем (подробнее об итогах года — в Publish № 1/2, 2016; http://www.publish.ru/articles/201601–02_20013529). Мы предполагаем, что это было «дно», поскольку сумевшие пережить кризис офсетные типографии адаптировались к ценовому шоку из-за падения курса рубля и другим рыночным факторам. Уже в текущем 2016 г. мы ожидаем улучшения ситуации. Тем более что традиционно в год drupa на рынке наблюдается оживление и рост продаж.

     

  • Газетно-журнальная автоматизация: от дистанционного утверждения до интеллектуального спуска полос

    Современные системы для автоматизации техпроцессов повышают эффективность работы — это аксиома. В ПК «Экстра М» весь последний год активно внедряли функционал для дистанционной загрузки и одобрения заданий на печать на базе решений Agfa Graphics.

    Полиграфический комплекс «Экстра М» (Красногорск) — одна из крупнейших газетно-журнальных типографий России. Она оснащена двумя рулонными скоростными газетными машинами Man Roland Geoman и Uniset. Для выпуска журнальной продукции используются две рулонные машины Man Roland Rotoman-70 и Goss M-600A, а также листовая шестикрасочная Roland-706. Для бесперебойного снабжения такого серьёзного печатного парка требуется мощный допечатный комплекс. Его основу составляют решения Agfa Graphics. В результате последней серьёзной модернизации, произошедшей в 2013 г. (мы писали об этом в статье Ю. Захаржевского «Не снижая темпа»; Publish № 11, 2013; http://www.publish.ru/articles/201310_20013128), парк оборудования был пополнен новейшей моделью Advantage N TR XXT, а два CTP ADVANTAGE CL-3850 прошли модернизацию. Через три года мы снова вернулись в «Экстра М». На этот раз чтобы узнать об опыте использования специализированного допечатного ПО в этой типографии.

     


comments powered by Disqus