2014.08.08, Автор: Юрий Захаржевский10722 прочтений

Картина по холсту не маслом

Теги: Печать Печать по тканям Справочник покупателя Эксклюзив Ricoh Технологии

Выбираем рулонный принтер для прямой печати по ткани.

Картина по холсту не маслом

Картина по холсту не маслом

Как и в прошлом номере, мы снова рассказываем о принтерах для печати по ткани. Если в прошлый раз речь шла о небольших (или сравнительно небольших) «футболочных» агрегатах, то в этот — о рулонных устройствах. Мы решили ограничиться принтерами для прямой печати по ткани. Широко распространён сублимационный способ печати, когда изображение наносится на специальную бумагу, а затем с помощью термопресса или термокаландра переносится на ткань. Но это совсем другая технология, заслуживающая отдельного рассмотрения. Также мы не стали рассматривать и латексные принтеры: это всё же более универсальное по запечатываемым материалам решение, которое лучше рассматривать в комплексе с экосольвентными принтерами. Тем более, что в НР уверены — через несколько лет «латекс» вытеснит экосольвент, а о вытеснении конкурентов из сектора печати по тканям речи не идёт. Одна из причин — меньшая, по сравнению со специализированными решениями, яркость красок.

Некоторые известные на этом рынке марки принтеров в нашу таблицу не попали: они слишком дороги для нашего рынка прямой цифровой печати по тканям, который только начинает развиваться. Устанавливаются они обычно не в типографиях, а на текстильных предприятиях. Мы решили ограничиться принтерами с максимальной производительностью до 150 м 2/ч. Также мы воздержались от включения в таблицу подходящих по производительности принтеров d.gen, поскольку российский дистрибьютор не предоставил информации об актуальных моделях.

Картина по холсту не маслом

Картина по холсту не маслом

Печать по «любому»?

Картина по холсту не масломKornit, известная своими принтерами для печати по футболкам, решила заняться и рулонной печатью. Модель Kornit Allegro пока ещё не продаётся, известно лишь, что при сравнительно небольшой ширине печати (180 см) она обладает высокой скоростью: до 300 м 2/ч. Производитель применил свой фирменный приём: печать с нанесением праймера непосредственно в принтере, благодаря чему ткань не нуждается в предварительной пропитке.

Чернила: определяйтесь заранее

Струйные чернила для тканей делятся на 4 типа.

Пигментные аналогичны тем, что используются в футболочных принтерах, и предназначены для натуральных тканей: хлопок, вискоза, лён. Их преимущество — экологичность, технологическая простота процесса и минимальная цена за комплекс оборудования. Но на практике для рулонной печати их используют редко, поскольку печать получается не очень яркая, а изделие выдерживает небольшое количество стирок. Немаловажный недостаток — малая скорость печати.

Также для натуральных тканей (хлопок, шёлк и др.) предназначены кислотные и активные (они же — реактивные) чернила, для которых нужно специфическое оборудование (см. ниже). Кислотные чернила используются также для печати по нейлону.

Для полиэфирных тканей применяются дисперсные чернила, которые разделяются на три разновидности: для прямой печати по ткани, для печати через сублимационную бумагу и универсальные. Чернилами для бумаги можно печатать и напрямую по ткани, но изображение при этом получается менее ярким. Экономически печать через бумагу или напрямую почти равноценны. Выбор способа печати зависит от вида продукции. Прямую печать обычно используют на тканях с открытой ячеистой структурой, когда требуется двустороннее изображение, чаще всего при изготовлении флагов.

Хотя мы и решили не писать в этот раз о печати с сублимационной бумагой, в таблице есть универсальные принтеры, которые могут печатать универсальными дисперсными сублимационными чернилами как по сублимационной бумаге, так и непосредственно по ткани.

Палитра чернил у рулонных текстильных принтеров гораздо богаче, чем у футболочных: в соответствующей графе таблицы можно найти самые разнообразные дополнительные цвета. На фото — образцы печати на принтерах Hollanders. К сожалению, триадная печать иллюстраций в журнале не позволит вам увидеть яркие оттенки печати, особенно — ярко-зелёный

Красители чернил на рулонных текстильных принтерах, в отличие от пигментных, вступают в химическую связь с волокнами ткани, что даёт яркое и устойчивое изображение. Например, для сублимационной технологии обещают устойчивость до тысячи стирок, в то время как пигментные чернила для футболочных принтеров обычно выдерживают до полусотни.

Надо отметить, что среди полиграфистов, начинающих осваивать печать по тканям, бытуют заблуждения относительно возможности печати различными чернилами на одном принтере. В рекламных материалах поставщики указывают, что один и тот же принтер может печатать несколькими типами текстильных чернил. Например, в принтерах с головками Epson DX5 можно использовать все 4 типа чернил. Но, к сожалению, менять их нельзя (в крайнем случае можно менять между собой различные виды дисперсных чернил). Попытки заменить чернила разных типов в большинстве случаев приводят к выходу головок из строя без возможности их восстановления.

Таким образом, выбор чернил жёстко определяется видом запечатываемых тканей — и наоборот. Поэтому в таблице у нас колонка с тканями отсутствует.

Допечать

Чтобы нанести на ткань рисунок методом прямой печати, одного принтера недостаточно. Ткани для этого вида печати нуждаются в предварительной обработке (пропитке) — точнее, в применении специальных веществ, которые при трафаретной печати добавляются непосредственно в красочную пасту. При струйной печати добавить нужные вещества непосредственно в чернила невозможно, поскольку они изменят их вязкость — критичный фактор для этой технологии. Поэтому нанесение этих веществ на ткань производится до печати. Состав пропитки зависит от вида чернил и указывается их производителем.

Необходимость пропитки не всегда представляет проблему. К примеру, т. н. флажная ткань поставляется уже готовой для печати. А вот ткани на основе натуральных волокон с пропиткой, из которых можно делать, например, одежду, в России не продаются, да и синтетические так просто достать. Чтобы решить проблему, можно либо купить специальное оборудование для пропитки, либо обратиться к услугам текстильного предприятия, у которого такое оборудование есть. Но не у всех такие предприятия имеются поблизости, да и минимальный объём заказа в этом случае вряд ли будет маленьким: фабрике просто неинтересно работать с рулоном в несколько десятков метров. Можно, конечно, заказать большой рулон в расчёте на будущие заказы, но надо учитывать, что с некоторыми видами пропитки ткань нельзя хранить долго.

Кроме подготовки ткани к восприятию чернил, «допечатная подготовка» может понадобиться и в других случаях. Например, при запечатке трикотажа возникает проблема механического характера: на краю ткань скручивается, печатающую головку приходится поднимать, при этом качество печати падает. За рубежом, чтобы такой проблемы не возникало, покупают ткань со специально обработанным (проклеенным) краем.

Печать

Среди производителей техники для печати по тканям встречаются уже знакомые полиграфистам. Например, у Mimaki имеется модель JV5 с автоматическим определением толщины материала и настройкой высоты печатающей головки, что обеспечивает не только сохранность оборудования, но и наилучшее качество печати. Печатающая головка этой модели снабжена автоматическим определением загрязнения сопел: при необходимости включается функция прочистки, что уменьшает количество брака. Система автоматической смены двойных картриджей и объём чернил 1,76 л на каждый цвет позволяют производить замену закончившихся картриджей без остановки печати. В комплект поставки плоттера входит комплект доливных картриджей для альтернативных чернил (16 шт. по 220 мл).

Также Mimaki выпустила линейку принтеров Tx500 с производительностью до 150 м 2/ч. При этом не упущено из виду и качество печати — благодаря сочетанию печатающих головок Ricoh последнего поколения, подавления сателлитных капель, фирменного модуля дегазации чернил и оригинальных (и при этом — доступных по цене) быстросохнущих чернил Mimaki Sb300. Разнообразие цветовых конфигураций позволяет максимально эффективно использовать плоттеры Тx500 в зависимости от тех или иных задач. Так, 6- или 8-цветная конфигурация предназначена для уменьшения зернистости и улучшения воспроизведения градаций полутонов, а традиционная 4-цветная конфигурация хороша для максимальной производительности.

Не все производители принтеров для ткани выпускают собственные чернила. Часто принтеры снабжены не картриджами с встроенными чипами, а обычными ёмкостями. Тогда чернила можно выбирать любые из имеющихся на рынке.

Кonica Мinolta также широко известна полиграфистам как производитель ЦПМ, МФУ и печатающих головок для струйной печати. А вот что касается широкоформатных принтеров, компания выпускает оборудование в секторе печати по тканям под маркой Nassenger PRO. Konica Minolta единственная на рынке предлагает три компонента под своей маркой: и печатные головки, и оборудование, и чернила.

В Nassenger PRO применяются решения, направленные на высокие стабильность и качество печати — система защиты головок от высыхания с «парковкой» головок над ванночками с дистиллированной водой, автоматическая дегазация, автоматическое определение качества печати и чистка головок и т. д.

А вот компания Hollanders в традиционной полиграфии неизвестна, поскольку её принтеры изначально создавались для печати ткани. Hollanders ColorBooster 250 предназначен для начинающих, но поддаётся модернизации: на нём можно установить более производительные печатающие головки и кондиционер для поддержания среды внутри принтера.

Новая модель ColorBooster DS интересна тем, что единственная позволяет запечатывать ткань с обеих сторон одновременно: ткань проходит вертикально между двумя печатающими головками, что создаёт равные условия печати с обеих сторон. Таким образом не только повышается производительность, но и обеспечивается идеальное совмещение рисунков с обеих сторон: это может быть важно, например, для штор.

 

Для надёжной протяжки

 

Во многих текстильных рулонных принтерах, например, Кonica Мinolta Nassenger PRO (на фото), применяется специальная подающая лента (т. н. «кирза»). Она подаёт ткань, при этом не натягивая её, что обеспечивает высококачественную печать на эластичных и деликатных материалах. Она незаменима при производстве одежды из трикотажа и шифона.

Подобная конструкция применяется в гибридных УФ-принтерах. Но там для фиксации материала используют вакуумный прижим. А на «кирзу» наносят специальный клей: при нагревании ленты ткань прилипает к ней. Благодаря предварительному разравниванию (на фото прижимной ролик закрыт «рельсой» печатной головки) ткань на ленте не морщится.

У Nassenger PRO под лентой находится мойка со щёткой и ракелем, которые снимают с ленты остатки краски и прилипшие волокна ткани. После этого лента высушивается. В производственных условиях клей на ленте меняют примерно раз в полгода.

 

Послепечать

Обработка ткани после прямой струйной печати — задача непростая. В зависимости от материала и чернил нужно то или иное оборудование для послепечатной обработки при высокой температуре.

Активные и кислотные чернила закрепляются в паровом зрельнике (стимере) — устройстве, в котором ткань подвергается воздействию горячего пара.

При использовании дисперсных чернил зрельник не обязателен: в качестве послепечатного оборудования используют привычные полиграфистам термокаландр (или термопресс, если отпечатанная ткань сразу разрезается) или ИК-сушку. Цена устройства в этом случае умеренная. Например, ИК-сушку SuperTex можно приобрести за 9500 долл. Hollanders, которая, как было сказано выше, специализируется именно на оборудовании для тканей, предлагает ИК-сушку собственного производства. Каландры тоже пользуются спросом: в частности потому, что ИК-фиксация имеет проблемы с чернилами красных и фиолетовых оттенков.

Зрельники — обычно оборудование более дорогое. Хотя есть и вполне умеренные по величине и цене варианты — например, среди стимеров австралийской Rimslow есть компактный агрегат производительностью 30 погонных м/ч — см. врезку к теме номера на с. 21 (http://www.publish.ru/articles/201407-08_20013273).

У этого же производителя есть комбинированное устройство, на котором делается как предварительная пропитка ткани, так и её стирка после печати. Да-да, требуется ещё и стирка! Поскольку закрепить изображение на ткани — это ещё не всё. Необходимо избавить материал от пропитки и остатков незакрепившегося красителя. В случае с флажной тканью этот этап может быть опущен — её обычно не носят на себе и даже не применяют для оформления интерьера. У Hollanders имеется и собственная стиральная машина, в которой очищение ткани происходит без агрессивной химии, с помощью мыльного раствора.

Если речь идёт о совсем коротких тиражах, то для стирки можно использовать обычную бытовую стиральную машину.

Со стиркой и пропиткой связана ещё одна проблема, которую мы не упомянули, рассказывая о допечатной подготовке: при смачивании многие ткани, как известно, «садятся». Правда, основная усадка происходит при пропитке, а стирка уже не оказывает заметного влияния на размер изделия и изображения. Но стремление к экономии ткани либо необходимость сохранить стандартную ширину рулона заставляют приобретать т. н. ширительные машины, которые растягивают ткань до первоначальной ширины: после пропитки или после стирки, а лучше — дважды.

Ковровая дорожка к прибыли

Картина по холсту не маслом

Среди не вошедшего в нашу таблицу оборудования хотелось бы отметить Hollanders ColorBooster 250 Carpet Edition — принтер для печати на коврах и ковровых дорожках. Максимальная толщина запечатываемого изделия — 20 мм, что вполне достаточно даже для многих ковров с длинным ворсом. Ещё одно отличие — разумеется, усиленная конструкция размотки и намотки. Конечно, это очень своеобразное направление печати, но для парочки таких устройств место в России явно найдётся.

Экономика

Как и в случае с футболочными принтерами, поставщики охотно делились ценами на оборудование и чернила. Надо признать, что внесённые нами в таблицу агрегаты не дёшевы, а для работы с ними желательно иметь дополнительное оборудование для допечатной и послепечатной обработки. Но, с другой стороны, устройства для широкоформатной печати на картоне или виниле могут стоить даже дороже, при этом ситуация на рынке наружной печати в последнее время не внушает оптимизма.

Единственная неясность (как всегда) — расход чернил. Производители называют цифры в диапазоне 10–20 мл на 1 м 2. Но очевидно, что расход очень сильно зависит от красочного заполнения изображения, материала, его толщины и впитываемости.

Как рассказал директор компании «Пятый партнёр» Александр Черников, в Италии граница между аналоговой и цифровой печатью составляет 5000 погонных метров — довольно большая величина. В её пределах выгодными могут быть даже фирменные изделия для не очень большой гостиницы или торговой сети, не говоря уже о персональных заказах на один комплект штор или постельного белья.

Заключение

В России рынок печати на ткани только развивается. В основном это пока что рынок флагов, в т. ч. и потому, что готовая ткань для этого сектора уже имеется в наличии, при печати уже не надо думать о пропитке и стирке.

Практически не охвачены сектора печати по одежде, шторам, ковровым покрытиям. В целом рынок печати по тканям в России есть, но его развитие сдерживается стоимостью комплекта печатного оборудования, особенно для кислотных и активных чернил. Между тем, как рассказывает Черников, на итальянских предприятиях заметная доля заказов для цифровой печати по тканям делается по заказам московских домов моды. Удастся ли нам вернуть их домой?

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Прогресс в печати флаеров
     

    На этот раз мы решили повторить запрос прошлого года (https://www.publish.ru/articles/201605_20013586) и посмотреть, что изменилось. Сравниваем цены и сроки на флаеры в марте 2016 г. с апрелем 2017 г.

    Запрашиваем «Печать флаеров» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Флаеры 10×21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2 мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки изготовления и способ печати.

     

  • Газетная специфика
     

    На этот раз типографии побили рекорд ошибок в ценах. Помимо банальной невнимательности, вскрылась ещё одна проблема. Менеджеры явно не понимают запроса, но при этом мало кто что-то уточняет. И по ответному письму с ценами нельзя понять, что именно тебе посчитали.

     

  • Мастер цифрового этикета

    Основанная в 1935 г. итальянская Durst Phototechnik — настоящая легенда мира аналоговой фотографии. Более 50 лет оборудование этой марки служило эталоном качества и надежности для профессионалов и любителей по всему миру. В 1995 г. компания дебютировала в сегменте цифровой печати, представив первую фотолабораторию для лазерного экспонирования фотобумаги серии Durst Lambda, которая на десятилетие стала новым ориентиром для мировой индустрии фотопечати. В числе первых убедившись в перспективности струйных технологий для промышленной печати, компания начала быстро осваивать новый рынок. В 2001 г. были представлены первые широкоформатные струйные принтеры для интерьерной печати, с 2004 г. — машины для печати по керамике, с 2010 г. — для печати по текстилю, а с 2014 г. — по стеклу.

     

  • Точки контакта: подарки клиентам (часть 7)
     

    Существует обязанность давать, обязанность получать и обязанность воздавать тем же.

    Марсель Мосс

    Принцип взаимного обмена — мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что предоставил нам другой человек.

    Роберт Чалдини. Психология влияния

     

    Продолжаем тему точек контакта с клиентами. На этот раз — о подарках.

    Подарки — важная составляющая корпоративной культуры. Это не только приятные бонусы для сотрудников, партнёров и клиентов, но и эффективный инструмент управления восприятием компании. Но только при правильном подходе и организации…

     

  • О бумаге и путях повышения эффективности полиграфии

    Состоявшийся 13 и 14 октября в подмосковном пансионате «Клязьма» «Первый всероссийский полиграфический форум» дал руководителям типографий неплохое представление о рынке бумаги и богатую пищу для размышлений в части способов повышения эффективности производства.

    Организаторы мероприятия — «ОктоПринт Сервис», «хубергруп РУС», «КБА РУС» и ТД «Папирус-Столица» — объявили его темой повышение эффективности полиграфического производства в условиях современного рынка. Фактически форум оказался разделён на два смысловых блока. В первом выступали представители производителей — поставщиков бумаги ТД «Папирус-Столица», говорившие главным образом о своих продуктах и рынке бумаги. Что касается практических вопросов повышения эффективности полиграфии, то их затронули во втором блоке производители оборудования и поставщики расходных материалов.

     

  • К новогоднему сезону готовы?
     

    Продолжаем готовиться к новому году и следующей за ним череде праздников. Считаем стоимость открыток: «евроформат» со сгибом: 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, 4+4, мелованная матовая 300 г/м2, тиражи 300 и 500 экз.

    Рассылка запросов проводилась в начале ноября 2016 г. Адресатов выбирали по запросам «Печать открыток» в поисковых системах Google и «Яндекс». Было отправлено 30 запросов. Получен 21 ответ (все вошли в таблицу).

     


comments powered by Disqus