2014.07.24, Автор: Марсель Шарифуллин3287 прочтений

Типографиям не страшен ручной труд

Теги: В типографии с Марселем Послепечать Эксклюзив

 

Причины использования ручного труда | Несмотря на мою приверженность всесторонней автоматизации производства на полиграфических предприятиях, эту статью я посвящаю ручному труду в современных типографиях. Как бы мы ни желали, автоматизировать все процессы производства современной печатной продукции, увы, невозможно. Даже в самых коротких технологических цепочках обязательно будут присутствовать операции, которые можно выполнить только вручную, либо автоматизация которых нецелесообразна.

На автоматических машинах легко отпечатать, заламинировать и вырубить листы бумаги, а вот, например, отделить облой из стопы вырубленного картона, склеить нестандартную коробку или POS-продукцию техника не сможет. Машины смогут сфальцевать листы во взаимно перпендикулярных направлениях, а заказчик может захотеть согнуть уголок. И таких примеров множество. Печатная продукция очень разнообразна, её номенклатура только растёт. В конкурентной борьбе за клиента рекламисты и дизайнеры придумывают всё более сложные изделия, за которыми не могут угнаться производители полиграфической техники. К тому же автоматизация производства всех творений мысли не имеет смысла с экономической точки зрения: из-за сложности технических решений и дороговизны получаемого оборудования, ограниченности сферы его применения, низкой добавленной стоимости и потребных тиражей оригинальной печатной продукции. В промежутке между МГУ и ВШЭ мне пришлось некоторое время серьёзно заниматься фальцевально-склеивающим оборудованием. Меня удивлял долгий процесс внедрения автоматической линии по производству бумажных пакетов. Итальянские инженеры Fidia многие годы бились над созданием оборудования, которое могло бы складывать и склеивать типовые пакеты, вкладывать и вклеивать картонки под их ручки и дно. Работающие прототипы были изготовлены, но эта чудо-линия так и не пошла в производство. Вместо производительной автоматической техники потенциальные заказчики по-прежнему предпочитали использовать дешёвый ручной труд. И это несмотря на огромный рынок бумажных пакетов, потребляемых сотнями миллионов штук в год. Что уж говорить о механизации производства печатной продукции в более узких сегментах.

Живучесть ручного труда объясняется также наличием на нашей планете множества людей, готовых работать за минимальную плату. Причём речь идёт не только о странах Юго-Восточной Азии, Африки или Латинской Америки, где транснациональные корпорации давно размещают свои производства, требующие ручного труда. Даже в нашей стране много малых населенных пунктов с большим процентом безработицы, где люди будут рады любой работе. Ввиду своего местонахождения не могу не упомянуть и громаду ФСИН (Федеральной системы исполнения наказаний) РФ. По статистике в пенитенциарной системе России содержится около 700 000 заключенных, из которых трудоустроено меньше трети. А ведь труд в таких учреждениях важен не только с точки зрения рентабельного бизнеса, но и как воспитательное и психологическое средство, позволяющее занять руки и мысли отчаявшихся людей. Заработок позволяет осуждённым выплачивать иски потерпевшим, перестать тянуть материальную помощь от обездоленных и также страдающих родственников. Намеренно оставляю за рамками данной статьи вопросы эффективности подневольного труда, принудительной мотивации работающих и коррупции среди сотрудников ИК и тюрем России (если и вернусь когда-либо к этой теме, то только после освобождения). Конечно, стоимость услуг ФСИН далека от рыночных принципов, но заказы в лагерях и колониях выгодны для заказчиков по экономическим и моральным критериям. Проблемы же с качеством и сроками изготовления продукции, соблюдением трудового законодательства в отношении зеков, выплаты им хотя бы минимального уровня заработной платы решаемы, если этим серьёзно заниматься.

Специализация предприятий | Использование ручного труда не противоречит пропагандируемой мною автоматизации и специализации полиграфических предприятий. Конечно, от некоторых ручных процессов внутри типографий не избавиться, но наиболее трудоёмкие и массовые ручные операции разумнее отдавать на аутсорсинг в специализированные предприятия. За счёт этого современные предприятия могут получить сразу несколько выигрышей:

  1. снизить цену на ранее нетипичную для данного предприятия печатную продукцию, увеличить тиражи, улучшить качество и сократить сроки её производства;
  2. расширить предлагаемую номенклатуру выпускаемой продукции и тем самым привлечь новых клиентов;
  3. увеличить загрузку автоматизированного оборудования и сконцентрировать в собственной типографии только высокорентабельные рабочие операции, производя самостоятельно наибольшую добавленную стоимость и отдавая партнёрам менее выгодную (или даже убыточную) часть работы;
  4. наладить партнёрские связи с предприятиями, профессионально занимающимися ручным трудом, которые, в свою очередь, будут поставлять вам профильные для вашей типографии заказы;
  5. сократить собственный штат работников ручного труда, снизив издержки и повысив общую эффективность работы предприятия;
  6. без потерь справляться с сезонными спадами и всплесками заказов, свойственными полиграфической отрасли.

Формы такого сотрудничества могут быть разными. Можно отдавать часть работ на субподряд в другие организации или, наоборот, арендовать профессиональных «ручников» и выполнять работы на собственных площадях. Можно самостоятельно организовывать бригады ручников в близлежащих поселках с высоким уровнем безработицы или налаживать долгосрочное сотрудничество со специальными учреждениями. Последнее решение будет экономически выгоднее (при сдельной форме оплаты за произведённую продукцию), но потребует больших затрат времени, средств и нервов на начальном этапе.

Подобная специализация и кооперация с коллегами не только поможет успешнее автоматизировать производственные цеха типографий, но и позволит ускорить внедрение типовых АСУП (из-за уменьшения доли сложно алгоритмизируемых ручных операций). Важность же внедрения АСУП, увеличивающей живучесть предприятия в условиях высокой конкуренции, никем не оспаривается. Причём даже предприятия, специализирующиеся на ручных операциях, не обязательно должны оставаться в стороне от АСУ. Например, крупный интегратор послепечатных решений, типография «Аврора принт», значительно сократила время регистрации и просчёта заказов, автоматизировала расчёт зарплат сотрудников и ведение собственных складов после внедрения адаптированной под её нужды АСУП Print-expert в прошлом году. Со слов её гендиректора А. Вахтурова, это позволило существенно повысить эффективность производства и обеспечить поступательный рост типографии, несмотря на неблагоприятную ситуацию на полиграфическом рынке.

Полиграфические услуги, выполняемые вручную | Чтобы было понятно многообразие ручных работ в современных типографиях, приведём список наиболее востребованных технологических операций, трудно поддающихся механизации:

  • фальцовка нестандартных и особо плотных сортов бумаги, «перефальцовка»;
  • упаковка и повторная упаковка готовой продукции;
  • стикетирование, маркировка (в том числе и штрихкодом);
  • сортировка, составление комплектов продукции;
  • фасовка вложений в конверты, пакеты или коробки;
  • приклейка двухстороннего скотча на постеры, воблеры, шелфтокеры, шелфстопперы и другую POS-продукцию, которую нельзя прогнать через автоматическую линию;
  • выемка облоя после вырубки тиражей на штанцевальных автоматах;
  • приклейка вкладышей, пробников и образцов продукции в печатные издания;
  • вклейка образцов продукции в каталоги, веера и альбомы;
  • сборка и склейка сложных папок и картонной упаковки, других объёмных изделий;
  • приклейка плёночных окошек в конверты и коробки;
  • аппликация, привязка шнуров и ленточек, пришивание бусинок и других декоративных элементов;
  • замена страниц в готовых книгах;
  • установка курсоров в квартальные календари;
  • сборка флажков, некхенгеров, сувенирной продукции;
  • ручная подборка тетрадей;
  • сборка и склейка футляров под книги и другую продукцию;
  • обтяжка коробок бумагой или плёнкой;
  • крепление ленточных или верёвочных ручек в пластиковые пакеты;
  • сборка CD/DVD-упаковки и комплектов;
  • установка кольцевых механизмов в твёрдые папки;
  • сборка бумажных пакетов;
  • сборка кубов-трансформеров;
  • изготовление адресных папок и удостоверений;
  • изготовление книг во французском перёплете;
  • сборка нестандартной рекламной или POS-продукции.

Со многими из этих процессов мне приходилось сталкиваться во время работы в типографии МГУ. Часто это было из-за ошибки менеджеров (оригинальная фальцовка, повторная упаковка, нестандартная приклейка скотча или склейка папок), производственного брака (сортировка, «перефальцовка», ручная подборка тетрадей, замена страниц), чрезмерных требований заказчиков из МГУ (склейка дизайнерских и адресных папок, изготовление книжных футляров, книг во французском переплёте, картонных рамок для фотографий, привязка шнуров) или других форс-мажорных обстоятельств. Подобно стихийному бедствию, такие случаи вынуждали нас мобилизовать весь штат свободных сотрудников (включая бухгалтеров, охранников и дворников). Нам приходилось решать возникшие проблемы, не думая о рентабельности рабочих процессов. Помнится, типография по просьбе ректората аврально за несколько дней отпечатала к 70-летию ректора эксклюзивную брошюру «Садовничий. Автобиография» тиражом 3000 экземпляров. И после выяснилось, что из-за спешки издательство допустило в её тексте несколько ошибок. А нам пришлось три месяца (по мере наличия свободных рук в типографии) заменять страницы в готовой книге, вырезая ошибочные и вклеивая на скотч новые листы. Конечно, полная перепечатка издания была бы правильней и дешевле, но свободные руки в летний период нам найти оказалось проще, чем денежные средства на повторную закупку бумаги и расходных материалов, а заказ типография в любом случае выполняла для МГУ бесплатно.

Но не надо пугаться ручных работ. При грамотной организации они способны генерировать прибыль. И дело не только в возможности аутсорсинга услуг. За счёт разумного ценообразования каждой операции можно минимизировать долю ручного труда в типографии или получать достойное вознаграждение от клиентов за оказание непрофильных услуг. Как уже упоминалось выше, существенную помощь в этом может оказать АСУП, позволяющая быстро просчитывать любые заказы и рабочие операции, фильтровать по цене нерентабельные заказы ещё до того, как они будут приняты в работу.

Большая часть приведённых в списке ручных операций проста по своей сути и не требует дополнительных пояснений. В следующей статье мы рассмотрим подробнее несколько наиболее интересных продуктов, изготавливаемых с применением ручного труда.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Цифровые тенденции в послепечатных процессах
     

    Мы живем в интересное время, когда провозглашена уже четвёртая промышленная революция (напомним, что первые три касались механизации и разделения труда, электрификации и конвейерного производства, компьютеризации и цифровых технологий), согласно которой ожидается массовое внедрение киберфизических систем в производственные процессы, прямое взаимодействие этих процессов с производимыми товарами и адаптация их под желания потребителей. В полиграфии эта тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку. Эта тема стала ключевой на drupa 2016 и была поднята на знамя всеми ведущими разработчиками полиграфического оборудования и программного обеспечения.

     

  • Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
     

    Рассказ об автоматизации типографии НИУ ВШЭ в Publish № 9 (http://www.publish.ru/articles/201609_20013614) закончился на том, что мы приступили к созданию нового сайта с поддержкой web-to-print (w2p). Я ожидал, что пройдёт ещё много времени, пока мы чего-то достигнем. Но мы ускорились, и полноценный w2p-сайт — www.print.hse.ru — заработал уже через два месяца.

     

  • Секрет ярославского «МТК пресс»
     

    С чего все начиналось

    Крупнейшая на сегодня коммерческая типография Ярославля — «МТК пресс», как и многие другие подобные предприятия, родилась в период рыночных реформ 90-х. Её основатели Валерией Бочагов и Александр Игнатенко попали в полиграфию случайно, оставшись не у дел после приватизации и фактического закрытия Ярославского завода топливной аппаратуры. Высшее техническое образование и большой опыт работы в качестве начальника цеха и технолога на предприятии союзного значения помогли им создать небольшое рекламное агентство и начать изготавливать различные баннеры, штендеры, светящиеся вывески и другие рекламные конструкции.

     

  • Практический опыт внедрения АСУП и W2P в цифровую типографию

    В прошлой моей колонке (Publish № 6, 2016; http://www.publish.ru/articles/ 201606_20013587) была приведена информация о первых месяцах внедрения АСУП в типографии НИУ ВШЭ. В мае основной участок типографии начал полностью работать в программе PrintExpert (ПЭ): менеджеры производили расчёты и фиксировали все заказы в АСУП, работники отмечали выполнение всех производственных операций на конкретном оборудовании и заносили информацию о фактически расходуемых материалах, экономист приходовал расходные материалы на склады и вносил данные о счетах поставщиков. Чуть позже по просьбам сотрудников была отлажена работа программы на разных устройствах (компьютерах, планшетах или смартфонах), работающих на платформах iOS, Windows или Android.

     

  • Начало: АСУП в типографии НИУ ВШЭ
     

    Моя практическая деятельность, бурно стартовав в феврале (см. мою прошлую колонку), не снизила темпы и дальше. Руководство НИУ ВШЭ поставило передо мной задачу продолжить развитие и вывести типографию на самоокупаемость. Так как экстенсивный путь развития был исчерпан (бюджета и площадей для установки нового оборудования не предполагается), эффективность можно повысить лишь за счёт внутренних резервов подразделения. Автоматизировав процессы сбора информации, взаимодействия с клиентами и рабочий поток на производстве, типография сможет нарастить количество заказов даже на имеющихся мощностях и штате. Автоматизация не только сделает удобным и оперативным взаимодействие с типовыми заказчиками (подразделениями вуза), но и позволит работать с новыми платными: студентами и сотрудниками НИУ ВШЭ. За счёт внедрения автоматизированной системы управления производством (АСУП) можно всего за 2–3 года удвоить обороты вузовской типографии, вернуть все инвестиции в софт и переорганизацию производства, заработать средства на дальнейшее развитие предприятия и мотивацию персонала.

     

  • Первый месяц на свободе…
     

    25 января я, наконец, освободился и смог вернуться к нормальной жизни. Новые впечатления, события нахлынули потоком и поначалу ошеломили, но затем (по мере ознакомления с ситуацией в семье и на бывшем месте работы) заставили начать действовать с удвоенной энергией. Из-за всего произошедшего я потерял массу времени, было совершено много ошибок и набрано долгов. Наступило время возвращения.

    В последние месяцы своего заключения я не сидел без дела и по мере возможности изучал всё касающееся автоматизации работы цифровых типографий и внедрения технологии web-to-print (WTP). Пригодились и полулегальные телефоны, и изучение иностранного языка, так как наиболее ценные сведения можно было найти только в англоязычной части интернета. Итогом стала выработка примерного плана развития для типографии НИУ ВШЭ на ближайшие годы, основанная не на наращивании оборудования и персонала, а на внутренних организационных преобразованиях и максимальной автоматизации рабочих процессов. Узловой частью такой реформы является выбор ПО для АСУП (MIS) и WTP, адаптация их под особенности действующего производства и внедрение ПО в типографии. В том, что это должно принести результат, сомнений нет.

     


comments powered by Disqus