101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ipex-2014: цифровая революция прошла мимо...

  • Михаил Борисов
  • 14 июля 2014 г.
  • 4850
Ура, товарищи! Цифровая революция свершилась... Где-то ещё...
 

Ура, товарищи! Цифровая революция свершилась... Где-то ещё...

Вот только «большия, малыя и белыя, традиционныя и нетрадиционныя полиграфии», получив небольшую толику цифровых «ништяков», остались дружно в стороне. Крупнейшая (после Drupa) выставка полиграфии в Европе продемонстрировала то, что в будущее полиграфии никто особенно не верит. Ни в традиционную, ни даже в цифровую…

А ведь как пафосно, с плясками с бубном и призывами высших сил, всё начиналось! Неужели история никого ничему не учит? Ведь совсем недавно по тому же скорбному пути прошлась фотография… Помните, как в каждом переходе стоял процессор для «мгновенной» печати фотографий? Помните синие, красные и зелёные коробочки с фотоплёнкой? Помните кипы фотографий, привезённых из удачной поездки в дальние страны? Помните… Так вот сегодня ничего этого нет. Помните, как радовались первым цветным принтерам с «фотокволити» и возможности прямо дома отпечатать любимую кошечку с первых цифровых мыльниц? Наверное, почти у каждого есть в хозяйстве фотопринтер с засохшими чернилами — а вдруг напечатать. Но всё меньше и меньше поводов сделать это. Теперь даже этот дар цифровой революции никому не нужен. «Инстаграммы» и «вконтакте» заменили не только домашние альбомы, но и любимых кошечек в рамочках. А на смену мыльницам Kodak пришли даже не цифровые фотоаппараты, а, не побоюсь этих слов,  айфоны и прочие андроиды! И даже планшеты — уж на что казалось бы неэквивалентная замена компактной камере…

Фотобумага ушла в небытие — по крайней мере в быту уже давно не слышал об этом ничего, хотя некоторые представители ещё живых производителей утверждают, что небольшой постоянный спрос ещё существует. С ней вместе ушла широкая индустрия компактных процессоров, рамочек и фотоальбомов… Детьми и кошечками теперь принято хвалиться в «дропбоксах» и «яндекс-дисках». А прошло-то всего лет пять-десять..

К чему это я? А к тому, что это тот путь, куда дружно идём сегодня мы. И как нам того бы ни хотелось, судьба отрасли практически предрешена. Если, конечно, вдруг не запретят интернет и всё сопутствующее. Что маловероятно.

Точки роста?

На прошлом Ipex (напомню — четыре года назад) основных точки роста было обозначено две. Цифровые печатные машины и Wunderwaffe производителей послепечатных машин, способные сделать любую многостраничную книжку-журнал в единственном экземпляре «на лету»… Не останавливаясь для переналадки, тут же напечатать нечто совсем иное. Стенды кишели прототипами один другого прекраснее. Одни прототипы демонстрировали светлое будущее цифровых машин, поставленных на основы традиционных офсетных. Другие прототипы активно печатали-фальцевали-клеили-резали книжки плохого качества, демонстрируя будущий золотой век книгопечатания…

Прошло четыре года. Всё изменилось. Если два года назад на Drupa казалось, что «традиционное» будет вытесняться «цифровым»… Ан нет. Цифровой энтузиазм гаснет чуть не быстрее, чем угасает большая полиграфия. Что в общем-то объяснимо, хотя для многих совсем не очевидно.

Попробуем разобраться. Четыре года тому назад «цифре» пророчили длинное и славное будущее в полиграфии. Идея была такова: по индустрии бродит огромное количество малых тиражей, которые очень неудобно печатать на офсетных машинах. Вот их-то мы и будем печатать на «цифре», постепенно «отъедая» всё более «немалые» тиражи у офсета. И, конечно же, есть ещё пресловутая «персонализация»! Такая нужная и такая полезная!

Сначала казалось, что всё идет неплохо. Действительно: малые тиражи стали отлично печататься на цифровых машинах — гораздо быстрее и гораздо дешевле офсетных. Небольшие технические проблемы постепенно решались, и носители цифровой идеи стали замахиваться на «Вильяма нашего Шекспира», то есть на тиражи средние. Подлил масла в огонь Бенни Ланда (создатель Indigo), шумно пообещав всем и сразу светлое цифровое будущее практически без офсета и прочих ограничений!

И тут свершилась цифровая революция. Но свершилась она в сферах, от полиграфии далёких и, даже можно сказать, ей антогонистичных.

К человечеству пришли смартфоны и планшеты. И широкополосный интернет прямо «в вагоне метро»! Идея читать книжки на экране была не нова. Специальные «читалки» позволяли делать это довольно давно. Но они не были такими уж дешёвыми, они не были универсальными, для их использования требовалось довольно много манипуляций, и посему какой-то заметной угрозы книгопечатанию они не являли…

А вот повсеместное распространение планшетов и смартфонов, как ни странно, явило… А когда вполне себе работоспособные планшеты стали продаваться по цене чуть дороже 50 баксов, стало понятно, что дни «полиграфии on-demand» и вовсе сочтены…

Как это ни странно, именно цифровая ветвь полиграфии попала под удар первой и понесла самые серьёзные потери! Первыми жертвами стали книги. Они очень естественно переселились с бумажных страниц на экраны планшетов и смартфонов. Развитая инфраструктура продаж нужных продуктов в «полтора клика», широкополосный интернет где попало и тот фактор, что «всё равно уже есть», делают книги рудиментом со скоростью мысли. Достаточно понаблюдать за пассажирами в поезде метро… Нет ни одного резона, что меню в ресторанах попроще очень скоро не станут подаваться на планшетах. Презентации уже раздают на планшетах, а визитками скоро начнут меняться из смартфона в смартфон одним кликом, да ещё с массой «ништяков» по сравнению с традиционными медиа!

Ну и персонализация! Куда без неё. Оказывается, что проще впечатывать «Уважаемый Полуэкт Полуэктович…» в уже готовый бланк, предварительно исполненный на офсете, нежели печатать весь бланк целиком в режиме реального времени. И быстрее, и дешевле. А вот скоро всем раздадут по официальному адресу электронной почты — и «вуаля»! Вся персонализация уйдет с бумаги в биты-байты-каналы-роутеры…

Кроме того, производители цифровых машин слишком увлеклись «большими формами». Большинство концептуальных аппаратов так или иначе планировалось строить на базе тех или иных офсетных машин. Конечно, больших брендов. Конечно, дорогих. В итоге получилось, что цифровые машины «побольше» стоят дороже офсетных того же формата. Нонсенс! Зачем цифровую машину, которая работает по большому счёту бесконтактно, строить на базе машины, рассчитанной на сотни тонн давления?! Это же лютый «оверинжинирг»! Это неоправданная цена! Это большой горизонт планирования, несвойственный цифровой идеологии вообще!

Реалии выставки и полиграфии

Из того, что было под руками! Немудрёный самонаклад, немного станочного профиля и печатающая головка от именитого производителя — вот она, новая концепция персонализации

Безусловно, апологеты цифровых технологий исправили бы свои ошибки… Если бы у них было время. Но его уже нет. Печать на бумаге уходит. Цифровая печать уходит так быстро, что уже почти ушла. Знаете, какое впечатление производит Ipex?! Собери цифровую машину из «желудей и спичек»! Масса машин, собранных по схеме «самонаклад–транспортная лента с печатающей головой–приёмка». И готовая «персонализация», пока она ещё кому-то нужна. Никаких миллионов евро! Никаких тонн высокоточного железа!

Ещё один тренд выставки: плоттеры. Масса плоттеров. Они режут, бигуют, выжигают лазером, фрезеруют… и печатают! И всё это в общем-то за небольшие деньги. Да здравствует Великий Китайский Народ! Сервомеханика сегодня такая дешёвая, что грамотный школьник девятого класса может за пару тысяч долларов собрать такую диковинку у себя в гараже! Лазер, пригодный для выжигания по картону, стоит уже готовый на «алибабе» чуть больше тысячи баксов… Поставь туда печатающую головку — и получишь печатную машину любого нужного формата!

Конечно, качественно собранный в Голландии или Швейцарии плоттер гораздо внушительнее китайских поделок — но тенденция очевидна и скорее всего необратима! В области визуализации чего бы то ни было не остается места не только бумаге, но и «массивной» промышленности — самое время искать новые специальности!

Последняя большая надежда полиграфии — упаковка. Беда в том, что её объем никак не сопоставим с объёмом «большой издательской полиграфии», которая находится в глубоком пике. И хотя утопающий хватается за соломинку, «лосёнок маленький — на всех не хватит»… Конечно, есть ещё немного сфер, где бумага правит бал. В основном это рекламные тиражи и некоторые специфические темы, типа книжек-раскрасок. Но это положение такое хрупкое, а субстанция такая нежная… Кто знает, какую фигу в кармане заготовили производители гибких дисплеев и прочих гаджетов?! Может быть, скоро будет дешевле раскладывать планшеты по ящикам, а потом их утилизировать, как некогда бутылки?! А термоусадочная упаковка будет прошиваться нужной картинкой прямо в момент самой упаковки?!

Неспроста значительная часть выставки оказалась не занятой вовсе, а большинство мэтров просто проигнорировало это в недавнем прошлом значимое событие большой полиграфии…

Вот такой вот грустный Ipex получился.

Ложка мёда…

Впрочем, не все так безысходно, как могло бы показаться… Во-первых, в Европе уже обозначился некий положительный тренд. Вместе с ростом экономики подрастает и сектор полиграфии. Что же касается отечественной печати, то тут надежды даже чуть светлее! Традиционно отечественный рынок полиграфии находился сильно позади европейского (не говоря уже об американском), у нас был и остается ещё изрядный резерв роста… Кроме того, общее улучшение экономической ситуации неизбежно приводит к росту спроса на энергоносители, рост же спроса на энергоносители оживит и нашу экономику. А там и потребность в нашей индустрии подрастёт… Конечно, теперь уже трудно ожидать, что мы достигнем европейского уровня «тучных лет», но, безусловно, есть куда подрасти… Так что пока рынки Северной Америки и Европы будут планомерно падать до нашего уровня, мы будем трудно, но всё же расти… И когда-нибудь встретимся. Обязательно встретимся!

Об авторе: Михаил Борисов — президент издательства «Открытые системы», практикующий полиграфист.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Все — на drupa 2024

30 января 2024 года в Алматы (Казахстан) и 1 февраля в Ташкенте (Узбекистан) прошли конференции, посвящённые крупнейшей в мире международной специализированной выставке печатной, полиграфической и бумажной промышленности — drupа 2024.

Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26