2014.06.25, Автор: Игорь Терентьев2530 прочтений

Размышления о будущем

Теги: От редактора Эксклюзив


Будущее — это то, что в последние годы всё больше занимает мысли всех, кто имеет отношение к индустрии печати: от хозяев и руководителей типографий до рядовых работников и молодёжи, только выбравшей свой жизненный путь. До 2008 г. всё было проще — справиться бы с потоком заказов да купить вовремя следующую машину. И даже опасения от наступления интернета, «великого и ужасного», казались чем-то эфемерным, не имеющим отношения к реальности. О влиянии интернета на медиаиндустрию можно было спокойно порассуждать за чашечкой кофе после очередного семинара поставщика для рынка полиграфии, где речь шла о гораздо более серьёзных и насущных вещах. В похожей ситуации находились производители оборудования и расходников — нужно было лишь поточнее угадывать, на сколько именно процентов вырастут продажи в следующем году, чтобы получше спланировать производство.

Осенью 2008 г. всё в одночасье изменилось — происходящие в медиаиндустрии процессы наложились на жесточайший экономический кризис. Рекламодатели резко сократили свои бюджеты почти везде, но особенно существенно — в печатных медиа. Считалось, что можно здорово сэкономить, если перенаправить оставщиеся рекламные деньги в интернет. И казавшиеся теоретическими разговоры о воздействии интернета на полиграфию вдруг обрели пугающую реальность. Издания начали терять свои доходы, типографии — заказчиков, поставщики и производители решений для полиграфии — покупателей. Привычные методы прогнозирования на ближнюю и дальнюю перспективу оказались бесполезны.

Что будет с индустрией печати через год? Даже на такой короткий срок загадывать вдруг стало сложно. Кто-то ударился в панику, предполагая полный и скорый крах издательской полиграфии, завязанной на доходах от рекламодателей и читателей. Масла в огонь подливают и отдельные выставочные проекты — оказывается, неудавшаяся полиграфическая выставка может ввергнуть в настоящую депрессию и породить самые мрачные прогнозы. Своими впечатлениями от Ipex-2014 поделился на последней странице этого номера президент нашего издательства и практикующий полиграфист Михаил Борисов. Он считает, что «цифра» (в контексте цифровой печати) — отнюдь не спасение для полиграфии. «Цифра», точнее — цифровые носители, активно убивает нашу отрасль. И Михаил приводит свои аргументы…

Мы в Publish далеки от шапкозакидательских настроений. Игнорировать происходящие процессы «цифровизации» с отказом от бумажных носителей глупо — это происходит на наших глазах. Но и апокалипсиса печати по этой причине в ближайшей перспективе не ждём. Резервы развития — огромны, способы реакции для компаний, зарабатывающих на печати, — неисчерпаемы.

Достаточно бегло просмотреть текущий номер. Чем активно занимается такой монстр полиграфической отрасли, как Heidelberg? Вкладывается в развитие цифровой печати, запускает новые совместные проекты с Fujifilm и Ricoh, выходит в новые ниши, например, печати по объёмным предметам. Коллеги из Ricoh продвигают новое решение для кросс-медийных кампаний — Clickable Paper, объединяющее достоинства печатных и электронных носителей.

Наш опрос показал, что руководители и владельцы типографий очень внимательно следят за возможными направлениями диверсификации своего бизнеса. Самое заметное — 3D-печать. Хотя приживётся ли она как ещё один инструмент для зарабатывания денег в обычных типографиях — большой вопрос! С этой точки зрения гораздо перспективнее кажется применение печатной электроники. Здесь совершенно точно будет востребован опыт типографий в области печати и обработки различных материалов. А применений печатной электроники — множество. Загляните на стр. 49 — там лишь несколько примеров. Самым перспективным нам кажется использование печатной электроники для изготовления различных RFID-меток. Уже сейчас они встречаются нам на каждом шагу — от противокражных наклеек для товаров до проездных билетов на общественном транспорте. Прорыв на этом направлении может произойти в любой момент.

Конечно, при этом мы не перестаём надеяться на достижении определённости в таких банальных вещах, как таможенные пошлины на мелованную бумагу. От них зависит, начнут ли отечественные заказы на издательскую полиграфию возвращаться в российские типографии. Ставки здесь высоки — сотни миллионов долларов в год. Получится — и мы увидим более светлый вариант будущего. А там, глядишь, и более отдалённые перспективы прояснятся...

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     


comments powered by Disqus