2014.06.25, Автор: Игорь Терентьев2661 прочтений

Размышления о будущем

Теги: От редактора Эксклюзив


Будущее — это то, что в последние годы всё больше занимает мысли всех, кто имеет отношение к индустрии печати: от хозяев и руководителей типографий до рядовых работников и молодёжи, только выбравшей свой жизненный путь. До 2008 г. всё было проще — справиться бы с потоком заказов да купить вовремя следующую машину. И даже опасения от наступления интернета, «великого и ужасного», казались чем-то эфемерным, не имеющим отношения к реальности. О влиянии интернета на медиаиндустрию можно было спокойно порассуждать за чашечкой кофе после очередного семинара поставщика для рынка полиграфии, где речь шла о гораздо более серьёзных и насущных вещах. В похожей ситуации находились производители оборудования и расходников — нужно было лишь поточнее угадывать, на сколько именно процентов вырастут продажи в следующем году, чтобы получше спланировать производство.

Осенью 2008 г. всё в одночасье изменилось — происходящие в медиаиндустрии процессы наложились на жесточайший экономический кризис. Рекламодатели резко сократили свои бюджеты почти везде, но особенно существенно — в печатных медиа. Считалось, что можно здорово сэкономить, если перенаправить оставщиеся рекламные деньги в интернет. И казавшиеся теоретическими разговоры о воздействии интернета на полиграфию вдруг обрели пугающую реальность. Издания начали терять свои доходы, типографии — заказчиков, поставщики и производители решений для полиграфии — покупателей. Привычные методы прогнозирования на ближнюю и дальнюю перспективу оказались бесполезны.

Что будет с индустрией печати через год? Даже на такой короткий срок загадывать вдруг стало сложно. Кто-то ударился в панику, предполагая полный и скорый крах издательской полиграфии, завязанной на доходах от рекламодателей и читателей. Масла в огонь подливают и отдельные выставочные проекты — оказывается, неудавшаяся полиграфическая выставка может ввергнуть в настоящую депрессию и породить самые мрачные прогнозы. Своими впечатлениями от Ipex-2014 поделился на последней странице этого номера президент нашего издательства и практикующий полиграфист Михаил Борисов. Он считает, что «цифра» (в контексте цифровой печати) — отнюдь не спасение для полиграфии. «Цифра», точнее — цифровые носители, активно убивает нашу отрасль. И Михаил приводит свои аргументы…

Мы в Publish далеки от шапкозакидательских настроений. Игнорировать происходящие процессы «цифровизации» с отказом от бумажных носителей глупо — это происходит на наших глазах. Но и апокалипсиса печати по этой причине в ближайшей перспективе не ждём. Резервы развития — огромны, способы реакции для компаний, зарабатывающих на печати, — неисчерпаемы.

Достаточно бегло просмотреть текущий номер. Чем активно занимается такой монстр полиграфической отрасли, как Heidelberg? Вкладывается в развитие цифровой печати, запускает новые совместные проекты с Fujifilm и Ricoh, выходит в новые ниши, например, печати по объёмным предметам. Коллеги из Ricoh продвигают новое решение для кросс-медийных кампаний — Clickable Paper, объединяющее достоинства печатных и электронных носителей.

Наш опрос показал, что руководители и владельцы типографий очень внимательно следят за возможными направлениями диверсификации своего бизнеса. Самое заметное — 3D-печать. Хотя приживётся ли она как ещё один инструмент для зарабатывания денег в обычных типографиях — большой вопрос! С этой точки зрения гораздо перспективнее кажется применение печатной электроники. Здесь совершенно точно будет востребован опыт типографий в области печати и обработки различных материалов. А применений печатной электроники — множество. Загляните на стр. 49 — там лишь несколько примеров. Самым перспективным нам кажется использование печатной электроники для изготовления различных RFID-меток. Уже сейчас они встречаются нам на каждом шагу — от противокражных наклеек для товаров до проездных билетов на общественном транспорте. Прорыв на этом направлении может произойти в любой момент.

Конечно, при этом мы не перестаём надеяться на достижении определённости в таких банальных вещах, как таможенные пошлины на мелованную бумагу. От них зависит, начнут ли отечественные заказы на издательскую полиграфию возвращаться в российские типографии. Ставки здесь высоки — сотни миллионов долларов в год. Получится — и мы увидим более светлый вариант будущего. А там, глядишь, и более отдалённые перспективы прояснятся...

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Такая разная цифровая этикетка

    Под «цифровой этикеткой» мы обычно подразумеваем цифровой способ её печати и отделки. Именно поэтому в заглавной статье номера речь идёт о новинках в области цифровой печати — ЦПМ и гибридных машинах с цифровыми секциями, а также решениях для отделки с использованием цифровых технологий. Кстати, из заметных новостей с недавней Labelexpo — появление флексомашин со встроенными цифровыми секциями нанесения белого и лака, но без многокрасочной цифровой печати. Жизнь — штука богатая, вероятно, перед кем-то стоят задачи, требующие и таких конфигураций.

     

  • Обложка с клапаном, защита и цифровая печать…

    Выпуская журнал для полиграфистов, мы сами никогда не упускаем случая попробовать что-то новое. На этот раз такую возможность нам предоставили коллеги из «Европапир» вместе со своими партнёрами из Konica Minolta Business Solutions Russia. Хотя в тот момент, когда пишутся эти строки, обложка ещё не напечатана, будем надеяться, что всё получится, как задумано.

     

  • Взгляд Терминатора

    Это был вызов — визуализировать такую сложную тему. «Цифровая трансформация в офсетной типографии» — как это вообще может представить себе дизайнер? К счастью, к моменту выдачи задания Ане Бурлакиной у нас была не только тема номера, но и готовая статья по итогам нашей конференции на выставке Printech 2019. Это помогло Ане, что называется, «войти в тему». Результат вы можете увидеть на обложке этого номера…

     

  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     


comments powered by Disqus