2014.06.25, Автор: Игорь Терентьев2133 прочтений

Размышления о будущем

Теги: От редактора Эксклюзив


Будущее — это то, что в последние годы всё больше занимает мысли всех, кто имеет отношение к индустрии печати: от хозяев и руководителей типографий до рядовых работников и молодёжи, только выбравшей свой жизненный путь. До 2008 г. всё было проще — справиться бы с потоком заказов да купить вовремя следующую машину. И даже опасения от наступления интернета, «великого и ужасного», казались чем-то эфемерным, не имеющим отношения к реальности. О влиянии интернета на медиаиндустрию можно было спокойно порассуждать за чашечкой кофе после очередного семинара поставщика для рынка полиграфии, где речь шла о гораздо более серьёзных и насущных вещах. В похожей ситуации находились производители оборудования и расходников — нужно было лишь поточнее угадывать, на сколько именно процентов вырастут продажи в следующем году, чтобы получше спланировать производство.

Осенью 2008 г. всё в одночасье изменилось — происходящие в медиаиндустрии процессы наложились на жесточайший экономический кризис. Рекламодатели резко сократили свои бюджеты почти везде, но особенно существенно — в печатных медиа. Считалось, что можно здорово сэкономить, если перенаправить оставщиеся рекламные деньги в интернет. И казавшиеся теоретическими разговоры о воздействии интернета на полиграфию вдруг обрели пугающую реальность. Издания начали терять свои доходы, типографии — заказчиков, поставщики и производители решений для полиграфии — покупателей. Привычные методы прогнозирования на ближнюю и дальнюю перспективу оказались бесполезны.

Что будет с индустрией печати через год? Даже на такой короткий срок загадывать вдруг стало сложно. Кто-то ударился в панику, предполагая полный и скорый крах издательской полиграфии, завязанной на доходах от рекламодателей и читателей. Масла в огонь подливают и отдельные выставочные проекты — оказывается, неудавшаяся полиграфическая выставка может ввергнуть в настоящую депрессию и породить самые мрачные прогнозы. Своими впечатлениями от Ipex-2014 поделился на последней странице этого номера президент нашего издательства и практикующий полиграфист Михаил Борисов. Он считает, что «цифра» (в контексте цифровой печати) — отнюдь не спасение для полиграфии. «Цифра», точнее — цифровые носители, активно убивает нашу отрасль. И Михаил приводит свои аргументы…

Мы в Publish далеки от шапкозакидательских настроений. Игнорировать происходящие процессы «цифровизации» с отказом от бумажных носителей глупо — это происходит на наших глазах. Но и апокалипсиса печати по этой причине в ближайшей перспективе не ждём. Резервы развития — огромны, способы реакции для компаний, зарабатывающих на печати, — неисчерпаемы.

Достаточно бегло просмотреть текущий номер. Чем активно занимается такой монстр полиграфической отрасли, как Heidelberg? Вкладывается в развитие цифровой печати, запускает новые совместные проекты с Fujifilm и Ricoh, выходит в новые ниши, например, печати по объёмным предметам. Коллеги из Ricoh продвигают новое решение для кросс-медийных кампаний — Clickable Paper, объединяющее достоинства печатных и электронных носителей.

Наш опрос показал, что руководители и владельцы типографий очень внимательно следят за возможными направлениями диверсификации своего бизнеса. Самое заметное — 3D-печать. Хотя приживётся ли она как ещё один инструмент для зарабатывания денег в обычных типографиях — большой вопрос! С этой точки зрения гораздо перспективнее кажется применение печатной электроники. Здесь совершенно точно будет востребован опыт типографий в области печати и обработки различных материалов. А применений печатной электроники — множество. Загляните на стр. 49 — там лишь несколько примеров. Самым перспективным нам кажется использование печатной электроники для изготовления различных RFID-меток. Уже сейчас они встречаются нам на каждом шагу — от противокражных наклеек для товаров до проездных билетов на общественном транспорте. Прорыв на этом направлении может произойти в любой момент.

Конечно, при этом мы не перестаём надеяться на достижении определённости в таких банальных вещах, как таможенные пошлины на мелованную бумагу. От них зависит, начнут ли отечественные заказы на издательскую полиграфию возвращаться в российские типографии. Ставки здесь высоки — сотни миллионов долларов в год. Получится — и мы увидим более светлый вариант будущего. А там, глядишь, и более отдалённые перспективы прояснятся...

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     


comments powered by Disqus