101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Правильный цвет: достичь и сохранить

  • Юрий Захаржевский
  • 20 января 2014 г.
  • 5337
29 октября прошел семинар с участием компаний X-Rite, Esko и ГК «Легион», посвящённый ПО для работы со смесевыми цветами. Речь шла и о внедрении стандартов, позволяющих построить стабильные техпроцессы.

В этой рубрике обычно мы рассматриваем интересные примеры использования современного оборудования или выпуска необычной продукции. Но типографии всё чаще внедряют специальное ПО: оно позволяет оптимизировать работу типографии с уже имеющимся оборудованием. 29 октября прошел семинар с участием компаний X-Rite, Esko и ГК «Легион», посвящённый ПО для работы со смесевыми цветами. Речь шла и о внедрении стандартов, позволяющих построить стабильные техпроцессы. Основными посетителями семинара стали работники предприятий, производящих этикетку и гибкую упаковку, для которых эта тема весьма актуальна.

Экономия — прежде всего

Именно с экономии сейчас принято начинать перечисление достоинств продукта. Тиражей печатается больше, но они становятся всё короче. Растут затраты времени и материалов на приладку. А клиенты хотят платить всё меньше. Для части заказов хорошим решением является цифровая печать, но как быть с остальными?

Продукт-менеджер Esko Дэвид Харрис считает, что при печати этикеток и гибкой упаковки поможет работа с расширенным набором цветов. При этом вместо того, чтобы для каждого тиража со смесевой краской готовить особую рецептуру, смывать секцию и заливать новую краску, используется несколько красок, расширяющих цветовой охват. Например, можно использовать комбинацию CMYK+Orange+Blue+Green. Для того чтобы получить соответствующее цветоделение, Esko предлагает свою систему Equinox.

Д. Харрис (слева) и А. Дроздов рассказывают о преимуществах системы Esko Equinox, предназначенной для офсета, флексографии и глубокой печати

Технический специалист ГК «Легион» Александр Дроздов разъяснил: дополнительные краски при работе с этим ПО можно выбирать — например, вместо Blue использовать Violet. В зависимости от потребностей и возможностей выбирать либо наиболее яркие краски, либо менее дорогие.

Каковы достоинства такого способа печати? Затраты снижаются за счёт времени на смену тиража, растворителей для смывки, меньше образуется остатков смесевых красок. Важное преимущество — совмещение работ с разными цветами Pantone на одном листе, в то время как при использовании готовых смесевых красок совмещение работ ограничено количеством красочных секций на машине. При печати этикетки воспроизводится, по утверждению Харриса, до 94 % красок из каталога Pantone с точностью ΔЕ = 2.

Ярче — значит лучше

Но преимущество заключается не только в экономии. Не менее (а для кого-то — и более) важное достоинство — яркие, привлекательные растровые изображения, поскольку Equinox «делит» не только плашки, но и растровые сюжеты. Конечно, при этом приходится забыть о колориметрической точности, но что важнее для клиента: яркость продукта или попадание в образец, которого покупатель никогда не увидит?

Не обязательно расширять цветовой охват всего изображения: можно выбрать наиболее важные элементы, которые должны привлечь внимание покупателя.

Ещё один вариант использования Equinox — введение небольшого количества дополнительных красок в сюжет: не для того, чтобы сделать его ярче, а чтобы сэкономить на краске или уменьшить количество сепараций. Реализовать это не просто. Харрис и Дроздов рассказали и о тонкостях работы при многокрасочном цветоделении. Например, может получиться много сепараций, что осложняет попадание в цвет. Или появятся сепарации, на которых всего несколько процентов заполнения, — это нежелательно, особенно для флексографской печати. Здесь-то и проявляются преимущества Esko Equinox по сравнению с конкурирующими продуктами. Специальные настройки позволяют дизайнеру оптимизировать цветоделение в соответствии с технологическим требованиями: убрать сепарации со слишком малым процентом заполнения, ликвидировать чёрный и т. д. Можно заранее задать максимальное количество красок и другие показатели, а полученные «рецепты» сохранять для дальнейшего использования.

Есть у Equinox и другие фундаментальные преимущества. В продуктах Esko используется собственный механизм управления цветом, поэтому наряду с ICC-профилями можно работать в собственном формате Esko. В нём есть спектральные данные не только красок Pantone, но и их наложений, в том числе растровых. Специальный плагин для Photoshop помогает получать на мониторе результат цветоделения более корректно, чем с использованием ICC-профилей, а цветопроба FlexProof позволит получить ориентир для печатника и клиента.

Наконец, с Equinox можно работать в облаке с помощью системы Pantone Live (о преимуществах которой см. http://www.publish.ru/news/201312_20086826).

Уже есть случаи, когда крупные производители переходят на многокрасочное цветоделение. К сожалению, у нас этот метод пока не распространён. Единственная типография в СНГ, уже более года использующая Esko Equinox, — белорусская Uniflex. Посетителям семинара были продемонстрированы образцы печати этой типографии, на которых наглядно видно преимущество этой системы по части яркости продукта.

Железный стандарт

Проблема стандартизации производственных процессов в полиграфии решается не первый год: желающие работать «по-европейски» имеют в своём распоряжении уже более 70 стандартов, описывающих работу в полиграфической компании (хотя основных — «только» 9). Главной заботой полиграфистов обычно является «правильная» печать триадными красками. Своеобразной вершиной стандартизации офсетной печати является PSO (Process Standard Offset).

Сертификационная процедура UGRA-PSO была предложена институтом UGRA (Швейцария). Она включает не только проверку результатов печати, но и, что самое главное, проверку состояния оборудования в типографии. Чтобы получить этот сертификат, необходимо иметь не только инструкции для персонала, но и исправное оборудование. Одна из особенностей сертификации — приладка тиража должна быть короткой! То есть если вы провозились с тиражом целый день и вымучили, наконец, необходимый результат, сертификата не получите. В реальности для того, чтобы удовлетворить строгим требованиям UGRA, обязательны современное оборудование и ПО, в т. ч. — печатную машину со сканирующим спектрофотометром, а не с ручным прибором для измерения шкал.

Неудивительно, что в России имеется всего одно предприятие с этим сертификатом — нижегородская компания «Промис», одно из ведущих (12 % российского рынка картонной фармацевтической упаковки) предприятий в этой отрасли. Среди её заказчиков — семь десятков российских и иностранных фармацевтических компаний, которые очень придирчиво подходят к качеству упаковки. Поэтому успешное развитие типографии основано на новейших технологиях и жёстком соблюдении правил работы. В частности, печатные машины были оборудованы сканирующими спектрофотомерами X-Rite Intellitrax. В 2010 г. впервые в России и странах СНГ институтом UGRA было подтверждено соответствие печатного процесса на предприятии требованиям PSO, а в октябре 2013 г. прошла ресертификация.

«Промис» продолжает развиваться в том же направлении. В сентябре 2012 г. была введена в эксплуатацию печатная машина Speedmaster XL 75–6+L, оснащенная сканирующей системой спектрофотометрического контроля качества Prinect Axis Control. Эта система не только обеспечивает стабильное качество печати, в том числе со смесевыми красками, но и позволяет сэкономить на времени приладки и материалах.

Жёсткие стандарты соблюдать нелегко, но их внедрение приносит и приятные плоды. В 2010 г. в типографии было напечатано 78 работ с несоответствием по цвету, в 2012 г. — 46, а за 9 мес. 2013 г. — всего 29 случаев.

Дисциплинируются и клиенты: с каждым заключается договор с указанием допусков по ΔЕ и прочими условиями.

Впереди Европы всей

PSO задаёт высокую планку качества, но в X-Rite/Pantone решили, что необходимо расширить понятие стандартизация и предложили отдельно стандартизировать печать смесевыми красками, разработав сертификационную процедуру Pantone Certified Printer как международный инструмент контроля правильного воспроизведения цвета. Программа заработала совсем недавно: только в этом году в США несколько полиграфических предприятий получили такой сертификат.

Международный технический эксперт X-Rite/Pantone М. Синяк рассказывает о Pantone Certified Printer

В Европе программа была представлена в июле этого года и, что очень отрадно, в России, первой стране в Европе, уже есть сертифицированное производство — и это снова «Промис». Разумеется, это не случайно. X-Rite/Pantone предпочитает иметь дело с компаниями, которые уже имеют сертификат G7 (в Америке) или PSO. Такие производства уже готовы к сертификации печати смесевых красок, так как имеют всю необходимую базу. Иначе процедура, и так достаточно продолжительная (до 3 месяцев), становится слишком долгой — до 8–9 месяцев. Для получения Pantone Certified Printer (как и для PSO) необходимо иметь серьёзную техническую, метрологическую базу, а также соответствующие технические регламенты. В ходе сертификационной процедуры Pantone проводит тщательную инспекцию всего производства. Исследуются рабочие регламенты и оборудование по всему техпроцессу: допечать, цветопроба, подготовка красок, печать. Представители X-Rite/Pantone проверяют, что за эталоны и приборы используются для измерения цвета, качество цветопробы, оборудование для краскосмешения и т. д. Все измерительные приборы должны иметь свежие сертификаты. Каждая операция на производстве должна контролироваться с помощью измерительного прибора и соответствующего ПО, а данные об измерениях должны сохраняться. «Шаманство» при такой организации работы уже не пройдёт. Но хотя X-Rite/Pantone делает упор на числовые характеристики цвета, все работники, которые так или иначе связаны с воспроизведением и оценкой цвета, должны пройти тест проверки цветового зрения Farnswort-Munsell 100 Hue.

В идеале, у компании должен быть собственный допечатный отдел с цветопробой и СТР. Если же цветопроба или формы делаются на стороне, предприятие должно обеспечить их контроль по соответствующей методике. В качестве «контрольной работы» необходимо воспроизвести цвета Р258 и Р444 на цветопробе и печатной машине, причём на приладку отводится 20–30 минут. Что даёт сертификация типографии, которая решится пройти через эти суровые испытания? Стандартизация, прежде всего, обеспечивает независимость от человеческого фактора, за которую сейчас столь упорно борются. И к тому же действующий сертификат поднимает рейтинг типографии. Владельцы солидных брендов, предъявляющие высокие требования к воспроизведению «фирменных» цветов, по наличию таких стандартов смогут сразу понять, где искать безупречное исполнение.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

«Аврора» в Твери

Тверская типография «Люксупак» работает на рынке производства картонной упаковки уже более 20 лет. Это огромное предприятие со штатом сотрудников в 250 человек занимает одно из ведущих мест в своей упаковочной нише в таком большом городе, как Тверь. Компания оказывает полный спектр полиграфических услуг и успешно развивается в этой области. В том числе за счёт автоматизированного высокотехнологичного оборудования от лучших мировых производителей, которое постоянно оптимизируется под современные тенденции рынка упаковки.

Axiom-события осени

Отечественный производитель ПО для автоматизации рабочих процессов на полиграфических производствах рассказывает о своих новостях.

Две стороны автоматизации

Генеральный директор «ИРМ-1» Павел Капель является идеологом системы Printing.ru — проекта управления типографией и web2print, заявленный как «сделанный полиграфистами для полиграфистов». Система поставляется в готовом виде, от типографии требуется только подключить эквайринг, а результаты внедрения будут заметны уже через три месяца. Весной 2023 года к системе подключилась «Типография Михаила Фурсова» (СПб). Что это за система и как всё прошло, рассказывают непосредственные участники процесса.

Когда трудности делают сильнее

Как и для всех в российской полиграфии, минувший год для ГК «Легион» выдался, откровенно говоря, непростым. О том, как компания справилась с новыми вызовами, и что нам ждать в будущем, рассказывает руководитель полиграфического направления Андрей Дьяконов.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105