2014.01.17, Автор: Юрий Захаржевский6080 прочтений

Riso А2

Теги: Riso Цифровая печать

Riso А2

Riso А2

Разработчик: Riso Kagaku

Оценка: 5/5

Заключение: первый и единственный в мире дупликатор формата А2 будет интересен прежде всего региональным типографиям, занимающимся выпуском малотиражных газет.

Цена: 32 640 долл.

Числа и возможности

Скорость печати — 60, 80 или 100 отпечатков в минуту

Разрешение — 600×600 dpi

Плотность бумаги — 46–120 г/м2

Мин. формат бумаги — 420×297 мм

Макс. формат бумаги — 624×432 мм

Макс. формат печати — 596×425 мм

Вес — около 200 кг

Запрос на дупликатор второго формата существовал уже давно. В основном им интересовались типографии, выпускающие региональные газеты. Но производители всё никак не решались на столь кардинальный шаг. Закономерно, что первой на него отважилась Riso Kagaku, которая в своё время и положила начало производству дупликаторов: недаром их второе название — «ризограф» (аналогично тому, как многие цифровые печатные устройства самого разного происхождения в нашей стране до сих пор именуют «ксероксами»).

Даже основоположник направления долго не решался выпустить серийную машину (прототип показали ещё в 2010 г. на Ipex), но, в конце концов, сдался — в том числе под влиянием многочисленных запросов из России: именно наши полиграфисты нуждаются в экономичных печатных устройствах, каковыми и являются дупликаторы. В Японию посылали на испытания нашу газетную бумагу — чтобы конструкторы лучше понимали, на чём печатает будущий потребитель. А бета-тестирование под большим секретом проводили в двух российских типографиях. И вот свершилось: на «Полиграфинтере-2013» новая машина, наконец, была представлена широкой публике.

Конструкция

Дупликаторы — это устройства для оперативного выпуска однокрасочной продукции. Возможно и увеличение красочности, но только в случаях, если макет разрешает отклонение приводки больше, чем привычные для офсетчиков доли миллиметров. Для такой печати нужен дополнительный красочный барабан на каждый новый цвет.

Хотя эти аппараты часто именуют «цифровыми дупликаторами», это не совсем верное название. На самом деле в основу работы этих аппаратов положен принцип трафаретной печати. Термоголовка прожигает отверстия в т. н. мастер-плёнке, которая служит формой. При смене тиража форму необходимо менять. Но так как операция замены форм в дупликаторах автоматизирована, а при наличии цифрового интерфейса на дупликатор можно «печатать» прямо с компьютера, создаётся впечатление, что это и впрямь цифровое устройство. По сути же оно очень близко к офсетным машинам DI: способ печати — аналоговый с постоянной формы, допечатные процессы — цифровые и автоматизированные.

Узел изготовления формы из мастер-плёнки снабжён подробной инструкцией для оператора с рисунками. Дупликаторы, особенно в Японии, часто работают не в типографиях, а в различных учреждениях, в т. ч. школах, поэтому использование должно быть максимально простым. Обеспечивается это, конечно, не только иллюстрированными инструкциями, но и автоматизацией: например, если открыть и снова закрыть отсек с мастер-плёнкой, машина автоматически установит рулон в нужное положение

Отработанная мастер-плёнка собирается в приёмном боксе (до 25 комплектов), откуда её удобно вынимать через выемку (показана стрелкой)

Из-за этой особенности мы не проверяли время обработки большого файла, как обычно делаем в обзоре цифровой техники. В данном случае это не имело смысла, поскольку файл включал в себя несколько страниц, а дупликатор всегда печатает одну страницу с каждой формы. Получить после печати подобранный комплект, как на настоящем устройстве цифровой печати, на нём не удастся.

В новой машине три фрикционных узла для подачи бумаги (показаны стрелками), в то время как в предыдущих моделях был всего один

Разумеется, трафаретная технология печати и жидкие краски, закрепляющиеся путём впитывания, затрудняют воспроизведение мелких деталей. Линиатура при печати на дупликаторах невысока, поскольку разрешение термальной головки — не выше 600 dpi (а на бюджетных моделях может быть 400, а то и 300). Но для печати многих монохромных работ, в т. ч. текстовых, дупликатор выдаёт вполне приемлемое качество, к тому же он лучше многих ЦПМ справляется с дешёвыми сортами бумаги без покрытия. А вот, меловку, наоборот не любит.

Если смотреть на новую машину «в профиль», то она по внешнему виду не сильно отличается от ризографов меньшего формата. Но достаточно обойти её, чтобы увидеть, что она стала гораздо шире. Если во всех предыдущих моделях подача бумаги была портретной, то в этой лист подаётся широкой стороной.

Слева стрелками показаны щёточки для снятия статического электричества с отпечатанных листов. Справа тракт транспортировки бумаги открыт: так удобнее удалять бумагу в случае замятия. Боковые «щёчки» (показаны стрелками) можно сдвигать, чтобы придавать оптимальную форму листам разного формата

В действительности в новой модели изменилось почти всё. Даже внешний кожух теперь уже не целиком пластиковый, машина стала более «металлической». Очевидно, именно необходимость массовых переделок в конструкции и послужила причиной сравнительно высокой цены новой модели.

Смена раскатного барабана производится так же легко, как и дупликаторов меньшего формата, хотя к его размеру надо привыкнуть. Справа — барабан с краской другого цвета

 

Высота стопы на подаче и приёмке — 110 мм, или 1000 листов бумаги плотностью 64–80 г/м2.

В отличие от механических узлов, картриджи с краской остались такими же, как для моделей RZ/MZ 1070, — ёмкостью по 1 л. Для Riso A2, как и для других моделей, можно купить краски разных цветов: 21 стандартный (то есть имеющийся на складе) и 50 «пользовательских», которые можно привезти под заказ. Также можно заказать краску индивидуального цвета.

Драйвер устройства поддерживает практически все ходовые версии ОС Windows — от XP до 8.

Скорость

Измеренная нами максимальная скорость печати равняется заявленным 100 листам в минуту. Есть и два других режима: 60 и 80 листов в минуту. Какой смысл печатать медленнее? Не все материалы одинаково хорошо ведут себя при печати, особенно на приёмке, поэтому на некоторых видах бумаги скорость приходится понижать.

Кроме собственно печати, время тратится также на изготовление формы из мастер-плёнки — до 60 с (в зависимости от формата изображения). Учитывая, что в большинстве случаев на дупликаторах печатают не единичные листы (см. раздел об экономике), это незначительно сказывается на общей производительности.

Ещё одна особенность: после начала печати несколько первых листов получаются бледными. Но их можно сэкономить, используя функцию раскатки краски в барабане: приладочных листов будет меньше, но придётся потратить несколько минут.

Отпечатки

К сожалению, нам не удалось провести все испытания, которые мы обычно делаем на печатных машинах, поскольку тестирование производилось в специфических условиях выставки. Застать эту машину на складе поставщика трудно: даже на первый экземпляр сразу нашлось несколько желающих.

В частности, не удалось проверить точность совмещения на разных сторонах листа. По заявлению производителя, она равняется 0,25 мм. Также не выяснили и точность совмещения цветов. Позицию печати на листе можно менять в пределах ± 15 мм вдоль печати и ± 10 мм поперёк печати (в последнем случае ширина бумаги должна быть не более 604 мм).

Главное же огорчение — не удалось провести тестирование на газетной бумаге. Однако Анатолий Слюсарь — генеральный директор московский типографии «Лика», где производилось бета-тестирование Riso A2, — сообщил, что в ходе реальной эксплуатации проблем с газетной бумагой плотностью 48 г/м 2 не было, в печати она ведёт себя так же, как офсетная.

Мы отпечатали нашу тестовую полосу (естественно, в одноцветном варианте) на офсетной бумаге 65 и 80 г/м2. На более плотной бумаге фотосюжеты получились, естественно, гораздо лучше, поскольку у неё меньше прозрачность и менее заметна «облачность».

Следует отметить, что разрешение термальной головки на этом дупликаторе (самом большом из существующих) равно 600 dpi, в то время как некоторые модели меньшего формата имеют гораздо меньшее разрешение.

Мы испробовали печать с различными линиатурами: от минимальной (38 lpi) — до максимальной (200 lpi), и убедились (как и следовало ожидать), что наилучший результат получается не на максимальной линиатуре, а на рекомендованной производителем для газет — 71 lpi. Конечно, растр при этом заметен, но по сравнению с качеством печати на газетной рулонной машине результат более чем достойный. При желании достичь совершенства можно «поиграть» с файлами: например, выборочно применить к фотографиям стохастическое растрирование. Но надо помнить, что оно подходит не для всякого сюжета.

Что касается текста, то он хорошо читается с величины 5 пт, но такой мелкий шрифт на практике не используют ни в газетах, ни в книгах.

А. Слюсарь: «При печати на разных сортах бумаги разницы мы не замечали, но, разумеется, надо производить необходимые при печати на копирах настройки подачи бумаги: прижим роликов подачи и режим работы разделителя бумаги на барабане».
Цифры на пульте (фото справа) — режимы раздува для отделения листов от цилиндра в зависимости от типа бумаги. Показанная стрелкой кнопка выключает оптический датчик двойного листа: это может понадобиться при печати на тёмной бумаге или несколькими цветами

Экономика

При расчёте себестоимости печати на ризографе надо учитывать краску и мастер-плёнку.

Одна туба чёрной краски стоит 34 долл., а хватить её должно на 11 934 полосы формата А2 при 5 % заполнении. Стоимость краски на каждую такую полосу составляет чуть менее 9 с половиной копеек.

Рулон мастер-плёнки (его хватает на 100 кадров А2) стоит 106 долл. То есть одна форма второго формата обойдётся в 34 руб. 52 коп.

Путём несложных вычислений приходим к выводу, что мастер-плёнка и краска при печати 10 страниц формата А2 обойдутся в 3 руб. и 59 с половиной копеек, что, разумеется, дорого. Но уже при увеличении числа отпечатков до 100 цена получается 44 с половиной копейки, а до 1000 — всего 13 коп. Одна форма в среднем выдерживает около 4000 отпечатков, при таком тираже достигается максимальная рентабельность (при цене отпечатка около 10 копеек). В этом заключается кардинальное отличие от настоящей «цифры», на которой цена отпечатка не зависит от тиража.

Учитывая, что максимальный формат печати этой машины вчетверо превышает площадь страницы А4, которая на монохромной ЦПМ стоит около 8–9 коп. (немного меньше, если печатать на листах формата А3), очевидно, что Riso A2 начинает конкурировать с монохромными машинами на тиражах более 100 листов.

Таким образом, у этой машины есть довольно широкий диапазон тиражей, на которых она может конкурировать с монохромными ЦПМ (себестоимость ч/б печати на цветных цифровых машинах ещё выше). Конечно, тираж 4000 листов уже вполне «офсетный», но это в том случае, если офсетная машина у вас уже есть. Если же речь идёт о выборе оборудования, то надо предусмотреть, что даже простейшая офсетная машина такого формата обойдётся дороже, её далеко не везде можно установить, она нуждается в выводе форм (которые дупликатор делает сам) и квалифицированном печатнике.

Заключение

Как уже упоминалось выше, на первый экземпляр Riso A2 нашлось несколько покупателей. Их даже не остановила цена, характерная скорее для тяжёлой техники, а не для офисных устройств. Новая машина очень интересна, прежде всего, небольшим газетным типографиям. Печать сократившихся тиражей на рулонной технике становится всё более невыгодной, а найти ей замену для печати на дешёвых сортах бумаги — проблематично. К тому же ни одна листовая монохромная ЦПМ пока не в состоянии печатать на листах формата А2. Правда, газетчикам ещё нужно будет решить вопрос послепечатной обработки листов формата А2 — на первых порах это можно делать вручную, а в перспективе придётся подыскать подходящую фальцовку. Скорее всего где-то в глубокой китайской провинции уже делают именно такие: простые и дешёвые.

Кроме газет, на этом аппарате можно печатать книги, брошюры, рефераты, листовки и т. п. недорогую продукцию.

Из недостатков — слишком большой минимальный размер бумаги: А3. Для газетной типографии это неважно, а вот для цифрового салона печать на офисной бумаге — дело обычное. Впрочем, аппарат и не позиционировался как инструмент оперативной полиграфии.

Если уж придираться, то можно добавить, что металлическая тумбочка, на которой стоит дупликатор, не имеет дверей, поэтому её нельзя использовать для хранения, например, мастер-плёнок, чернил и т. п. Понятно, что ей приходится нести нагрузку в два центнера, но можно было бы укрепить её внутренней перегородкой.

В целом же можно сказать, что на рынке дупликаторов появилось принципиально новое устройство, которое расширяет области применения подобной техники, а его производителю позволит ещё более укрепить своё лидирующее положение в этом секторе.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Заметная эволюция
     

    Перед разработчиками новых цветных листовых электрографических устройств в категории «лёгкие ЦПМ» стоят непростые задачи — улучшать характеристики, оставаясь в рамках заданных маркетологами границ. Кто-то понимает задачу буквально, разрабатывая новые ЦПМ с неизменной скоростью печати, но в Canon посчитали важным, чтобы перемены к лучшему были заметны во всех аспектах — при создании imagePRESS C850 (и разработанных на основе того же механизма печати менее производительных, но более доступных 75- и 65-страничных моделей C750/С650) была существенно повышена линейная скорость печати — до 85 стр./мин, а также добавлены функции, расширяющие возможности устройства.

     

  • Индустриальный рубеж Konica Minolta

    Крупный японский производитель цифровых решений для офисной и коммерческой печати осваивает новые, перспективные рынки — этикеточный и упаковочный.

    Konica Minolta не раз доказывала, что готова с открытым забралом встретить любые новые вызовы. Компания способна реагировать на перемены быстро и радикально, делая всё, чтобы обеспечить свой стабильный и устойчивый рост.

     

  • PROKOM для идей и вдохновения
     

    С 10 по 12 мая в столице Австрии прошла первая конференция «Мощь PROKOM» для членов сообщества пользователей промышленных решений Konica Minolta. Для крупного производителя ЦПМ поддержка сообщества — это естественный шаг на пути перехода от продавца «коробок» к поставщику решений.

     

  • «Мегацифра» для рулонной этикетки

    Освоение ниши малых тиражей этикеточной типографией требует не только внедрения цифрового печатного оборудования, но и перехода на новые методы работы.

    Типография «Мегафлекс» открылась в 1998 г. и с самого начала занималась самоклеющейся этикеткой. В дальнейшем предприятие развивало направление рулонной печати высококачественной этикетки.

     

  • Ваш друг Versant

    Говорят, что настоящий друг — тот, на кого можно положиться в самые трудные моменты жизни. Если перенести эту аналогию на цифровые печатные машины, то в их поддержке типографии особенно нуждаются в самые горячие дни — когда наступает пик загрузки и дорога каждая секунда.

     

  • Собирая тиражи
     

    Крупнейшая европейская типография Onlineprinters, выполняющая по 4000 заказов в день, построила свой бизнес на приёме заказов онлайн и печати сборных тиражей. Хотя основные производственные мощности — офсетные, в компании смотрят в будущее и активно внедряют цифровые технологии печати.

     


comments powered by Disqus