2013.10.02, Автор: Сергей Белокуров2846 прочтений

Чернильный тест-драйв 2: секреты сертификации чернил и не только

Теги: Капля за каплей с Сергеем Белокуровым

секреты сертификации чернил и не только

Введение

Когда я сам лично только начинал заниматься широкоформатной печатью, то не понимал, что такое сертификация чернил и как отличить сертифицированные чернила от прочих. Думаю, большинство печатников также не задумываются о таких вещах. Мне просто давали бутылки с чернилами, а я их заливал в систему и печатал. Банки (производители) менялись очень часто — порой несколько раз за месяц. Мне казалось, что проблем нет — всё более-менее работало. У меня даже и представления не было, что чернила могут сильно различаться, а перед заменой неплохо было бы провести какие-нибудь тесты, узнать отзывы пользователей и прочее.

Уже после того, как я отошёл от непосредственно от печати, то узнал — есть такие вещи, как сертификация и тесты чернил. И что у производителя есть список производителей и марок чернил, которые он официально одобряет для использования. Позднее я узнал, что при использовании сертифицированных чернил можно получить гарантию на головку. Это для меня было настоящим открытием: «Вау, гарантия на головки!..» Я понимал это так: берёшь принтер, заливаешь сертифицированные чернила для его головок и всё! Вот твоё счастье — суперстабильность и гарантия, а если возникнут проблемы, то тебе без проблем поменяют головки. Правда, когда их меняют из-за плохого качества чернил, то их производителям икается. Но прошло время, и я понял, что на самом деле всё обстоит иначе…

Правда о сертификации чернил

Стандартный этап прохождения процесса инспекции головок при возникновении гарантийного случая на предмет вины производителя головок/сертифицированных чернил

Как и всё, что бывает первый раз, больше всего мне запомнился первый опыт контакта с крупнейшим мировым производителем печатающих головок — английской XAAR. Компания, в которой в то время я работал, стала первым в мире дистрибьютором продукции XAAR в России. Для XAAR это тоже был первый опыт. Тогда они и поведали нам про гарантию на печатающие головки. Т. к. я работал в компании, которая производила чернила, нам сразу предложили начать процесс сертификации. Казалось, что плюсов был вагон и маленькая тележка: маркетинговая поддержка, гарантия, проведение всех тестов, а ещё — голограммы на бутылки, подтверждающие высокое качество продукта.

Детали таинства (сертификации) были следующие: проводится платно — 20 тыс. долл. На первом этапе нам было необходимо отослать пару десятков литров в XAAR, а они в ответ вышлют наклейки. Мы объяснили, что чернила, которые выпускает компания, ещё дорабатываются — потребуется время для завершения процесса с нашей стороны. А нам ответили: «Это не проблема — переводите деньги, а мы вам вышлем 20 тыс. голограмм (по доллару за штуку)». Каждая из них должна быть наклеена на одну бутылку чернил (объёмом 1 литр), такие же наклейки клеились и на печатающие головки. Получается, человек видит: на головке и чернилах — одинаковые голограммы. Значит, оба продукта — качественные и сертифицированные производителем головок. Но такой «упрощённый» (мягко говоря) процесс сертификации немного отпугнул. Выходит, можно даже и не посылать чернила? И даже если тест чернила не пройдут, дела это не меняет — наклейки-то есть! Смело маркируй ими бутылки и продавай свою продукцию. Уверен, что сейчас ситуация изменилась, но тогда подход был именно такой — чернила становятся «сертифицированными» сразу после оплаты счёта.

Второй раз я столкнулся с сертификацией в Konica Minolta Inkjet Technologies (KMIJ). В 2007 г. она продавала намного меньше печатающих головок, чем XAAR, но амбиции у KMIJ были огромные. Сертификация проводилась по одному из следующих вариантов.

Первый — это рекомендованный список чернил, куда можно было попасть. Это чернила, которые проходили только два упрощённых теста: стабильности и совместимости (о них подробно рассказывается в предыдущей колонке, Publish 7/8, 2013, с. 46; http://www.publish.ru/articles/201307–08_20013088). В этом случае KMII не даёт никакой гарантии на головки и прав на использование этой информации в маркетинговых целях. Для клиента информация о том, что чернила попали в список рекомендованных, означает следующее: они не вредят печатающей головке (она не расплавится, не испортится, сопля не забьются) и будут печатать стабильно (нестабильный продукт в список не попадёт). По-хорошему, если протестированные чернила являются продуктом, специализированным для решения узких задач, KMIJ готова рекомендовать их клиентам, решающим именно эти задачи.

Второй этап тестов, который предлагается KMIJ, — это сертификация продукта. Процесс более сложный и долгий, минимальных платежей нет. Фактически, сертификация не оплачивается клиентом. Но шаг этот — очень ответственный для обеих компаний, серьёзные обязательства (в том числе финансовые) берут на себя оба производителя. Тесты проводятся в несколько этапов. На них изучается формирование капли чернил через систему Drop Watcher, количество сателлитов, стабильность. Также проводятся испытания на увеличенных скоростях вылета капли. Нормальная скорость вылета капли у головок KMIJ составляет 6 м/с, а сертификация считается пройденной только в случае получения такой же стабильности и при скорости 9 м/с. Обычно процедура сертификации занимает от 3 до 6 месяцев, включая прохождение всех необходимых тестов. Количество производителей чернил, которые прошли сертификацию, невелико. Например, у KMIJ, Kyocera, Toshiba TEC, Seiko количество сертифицированных чернил менее 10, у XAAR — более 20.

В ближайшие годы количество сертифицированных продуктов у производителей головок будет неуклонно расти, т. к. получение прибыли только от продажи головок недостаточно. Головки работают на хороших чернилах долго, поэтому от эксплуатации чернил тоже необходимо получать деньги, причём вполне приличные. Это оборотная сторона медали, ведь пользователям сертифицированных чернил не очевидно, что они платят с каждого литра ещё и отчисления производителю головок.

Вся правда про гарантию на головки

Моё представление о гарантии на головки тоже эволюционировало. Мне казалось, что если головка вышла из строя, а чернила сертифицированные, достаточно обратиться к производителю, и он тебе даёт новую головку взамен вышедшей из строя. На самом деле ситуация выглядит несколько иначе.

Представим себе, что по каким-либо причинам ваша печатающая головка вышла из строя. Вы информируете об этом производителя (конечный потребитель — продавца техники, а с производителем принтеров контактирует уже он). Вас попросят выслать печатающую головку в офис компании или напрямую на завод. Например, в KMIJ просят выслать головки и заполненную форму в европейский офис в Англии и затем, при необходимости, пересылают их для дальнейшего тестирования в Японию. XAAR всегда просит выслать головки в английский офис, а затем, если это головки «старого» поколения, отправляет их на завод в Швецию.

Время на тестирование может быть долгим: от недель до месяцев. На это время производитель не даёт головку на замену — придётся ждать результатов. А результаты бывают разные. Во первых, очень часто оказывается, что причина отправки головки — в плохой проходимости чернил или в том, что какое-то количество дюз не продувается. У меня был такой опыт в KMIJ: печатающая головка приходит от клиента, в сопроводительных документах написано, что она не работает. Мы её продули сольвентом и специальной очищающей жидкостью, поставили на проверочную станцию, где подключили к чернилам и электронике. Делаем начальные тесты — все 100% дюз работают! Делаем тесты на разных режимах, опять порядок. Не видим проблем и тут же звоним клиенту, который её отправил, с вопросом: «А что же с этой головкой было не так?» Оказывается, клиент её получил от своего пользователя и даже не разбирался, в чём проблема — просто отправил её нам. А оказалось, что головка на 100% рабочая. Что тут делать? Запаковываем головку и отправляем обратно. И таких случаев, как ни странно, порядка 70%!

Остальные случаи — это когда сама по себе печатающая головка имеет механические повреждения. Увы, в этом случае гарантия не действует. То же касается вышедшей из строя электроника из-за короткого замыкания или неправильного подключения — починить головку нет возможности. А вот случаи, когда производитель головок менял их по гарантии, вообще редки. Сильно рассчитывать на это не стоит. На нашем рынке был производитель европейских УФ-принтеров, который предлагал 2 года гарантии на головки. Недавно компания закрылась. Надеюсь, что случаи предоставления гарантии и закрытие компании никак не связаны.

Другие действенные способы тестирования чернил

Самый лучший способ — накупить специальное оборудование, нанять специально обученного человека и тестировать чернила самостоятельно. Но этот вариант для печатных компаний не подойдёт по финансовым соображениям. Другой вариант — тестирование чернил на собственных принтерах — тоже не очень приветствуется. В таком чутком организме, как печатное производство, замена одного из компонентов при печати больших одинаковых тиражей может привести к нестабильности или отклонениям в цветопередаче. Подобные испытания, когда в роли подопытного кролика выступает собственное промышленное оборудование, далеко не всегда оказываются успешными.

Я лично в ответ на вопрос «Какие чернила лучше подойдут для моего принтера?», всегда отвечаю: «Нужно ехать на ближайшее производство, где эти чернила можно увидеть в деле. Причём желательно на том принтере (или хотя бы с такими же печатающими головками), как у Вас. И смотреть, насколько легко принтер на этих чернилах начинает работать на “холодную” с утра, сколько прочисток делается за время печати плаката 3×6 м, каково качество печати, насколько яркие цвета, как быстро сохнут чернила, есть ли пыление головок. И многое, многое другое».

К сожалению, действенных народных способов тестирования чернил, типа «набрать чернила в шприц, брызнуть на баннер и растереть пальцем», не существует. Такое шаманство никак не поможет понять, хорошо ли чернила работают на определённом принтере и головках. Тест-драйв чернил должен проходить на оборудовании. Только тогда ответы на основные вопросы — о стабильности и совместимости — будут получены за считанные часы.


Хотите разобраться в загадках струйных технологий? Пишите: sergey@belokurov.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

    comments powered by Disqus