2013.08.21, Автор: Ирина Зотова6638 прочтений

Картонный пирог

Теги: Расходные материалы

В отличие от издательской полиграфии, упаковщики гораздо менее подвержены кризисам в рекламе и СМИ. Зато весьма зависимы от ситуации с производством и поставками самого главного упаковочного ингредиента — картона.

Мы приготовили для вас блюдо из упаковочного картона: добавили немного чистоцеллюлозного и макулатурного сырья, едва не пересолили с классификациями картона, кодами ТН ВЭД РФ и довели до готовности, используя информацию о текущем состоянии пошлин и новинках…

Существует несколько сегментов упаковки, изготовляемой с использованием различных сортов картонов. Наиболее крупный и массовый, разумеется, сегмент гофроупаковки. Сырьём для её производства служит тарный картон (containerboard в международной классификации), издержки на покупку которого составляют до 70% в себестоимости готовой гофротары.

Объём ежемесячного производства тарных картонов в РФ по данным главного статистического ведомства колеблется в диапазоне 230–250 тыс. т в месяц и распределяется между целлюлозными и макулатурными сортами в соотношении 60/40. Экспорт — 50-65 тыс. т в месяц, 99% приходится на целлюлозный картон. Есть и импорт: ввозится около 20-25 тыс. т в месяц, и здесь уже доля макулатурных картонов (тестлайнеров и флютинга) составляет 95%.

В результате на внутреннем рынке России потребляется в среднем 200-220 тыс. т тарного картона в месяц (достаточно для изготовления порядка 400 млн м2 гофрокартона в месяц). Соотношение в потреблении меняется уже на 40/60 в пользу макулатурного картона.

Сегмент гофроупаковки настолько массовый, что в большинстве случаев рассматривается как отдельный самостоятельный рынок, со своими игроками и тенденциями, а не в качестве одной из разновидностей упаковочных картонов. Поэтому часто в профессиональной среде термин «упаковочный картон» трактуется уже и служит для обозначения таких сортов картонов, как хром-эрзац, коробочный картон, дуплексный картон для изготовления упаковки для жидких пищевых продуктов, но не распространяется на тарные картоны.

Резка рулонов на фабрике Metsä Board Simpele (Симпеле)
 

К сожалению, лишь некоторые производители картона, к которым мы обратились при подготовке статьи, нашли возможность сообщить данные о выпуске за 2012 г.

Stora Enso в 2012 г. произвела 2,7 млн т потребительского картона и 1,3 млрд м2 гофрокартона. Картон и упаковочные решения составляют 29% от объёма продаж всей группы компании, принося 44% операционной прибыли.

Данных о выпуске упаковочного картона ещё одним крупным игроком Metsä Board за 2012 г. нет, но производственные мощности компании составляют 935 000 т в год.

«Приготовление» картона в Архангельском ЦБК

Объём производства крупнейшего российского производителя тарного картона Архангельского ЦБК за 2012 г. составил 498,4 тыс. т. Сейчас на производстве ведутся строительные работы в новом цехе НСПЦ (нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы). По словам директора по продажам и маркетингу Алексея Дьяченко, его ввод в строй позволит увеличить выработку тарного картона до 550 тыс. т в год и снизить себестоимость за счёт замещения в композиции сырья небелёной хвойной целлюлозы. Кроме того, в АЦБК осваивают выпуск картонов пониженных граммажей.

Мнение производственников

Производители упаковки очень зависимы — они вынуждены потреблять то, что есть на рынке. «Оптовики в первую очередь стараются привезти дешёвые сорта картона. Но не все новинки хороши. Бывает картон целлюлозный, вроде бы, но при биговании начинает осыпаться. Например, так ведут себя некоторые китайские и бразильские сорта. Производители упаковки больше следят за ценами на картон — а они всегда повышаются, и очень грустно повышаются», — комментирует дизайнер и конструктор упаковки и владелец компании по производству упаковки Валентин Татаринцев.

Он отмечает: помимо основных требований при выборе картона — поставщик, производитель, стоимость, качество, формат, условия поставки и её периодичность, условия перевозки и хранения и т. п. — для производителя упаковки важны условия перевозки и выкладки готового изделия.

Постобработка будущей упаковки в типографии «ПетроПак»

Выбор картона в основном российского производства для компании «ПетроПак» объясняется очень просто: это дешевле, ближе и можно оперативно взять большие объёмы на склад.

Разница есть

Наполнение главных слоёв определяет тип картона. Для наиболее дорогих и высококачественных внешние слои — отбелённая целлюлоза. Средний слой определяет механические и печатные свойства картона: в одних случаях пухлость и жёсткость, в других — белизну и глянец поверхности. При этом все слои могут состоять и из одного материала. Иногда даже опытные полиграфисты путаются из-за различия в российской и западной классификации картона. А есть ещё классификация ТН ВЭД, которой пользуется таможенное ведомство при определении ввозных пошлин.

Российский ГОСТ «аскетично» выделяет всего несколько типов упаковочного картона:

М — мелованный по верхнему слою из белёной целлюлозы;

MHO — мелованный по небелёной основе;

НМ — немелованный с покровным слоем из белёной целлюлозы;

А — с верхним слоем из белёной целлюлозы;

Б — с верхним слоем из небелёной целлюлозы;

В — с ненормируемым составом по волокну;

Г — из полуфабрикатов и прочих полуфабрикатов.

Западные системы разделяют упаковочный картон детальнее: в зависимости от сырья, способов изготовления, структуры мелованного покрытия.

Европейская классификация включает четыре основных группы: SBB (SBS), FBB и WLC.

SBB или SBS (Solid Bleached Board или Sulphate) — чистый целлюлозный картон (из белёной сульфатной целлюлозы). Используется для изготовления высококачественной упаковки в парфюмерии, табачной и пищевой промышленности, а также для открыток, мягких обложек, элитных и представительских изданий. Характерная плотность: 185–390 г/м2.

FBB (Folding Box Board) — коробочный картон. Часто употребляется в более узком значении — для обозначения картона из первичных волокон. Путём комбинирования свойств слоёв данного вида достигается высокая жёсткость, что позволяет использовать его для тех же применений, что и чистоцеллюлозный картон. Плотность: 200–340 г/м2.

WLC (White Lined Chipboard) — макулатурный мелованный картон (содержит 60–100% макулатурной массы). Плотность: 200–600 г/м2.

В международной практике производителями широко применяется германская классификация упаковочного картона:

Z — целлюлозный;

GG — литого мелования;

U — немелованный;

GC — хромкартон;

UC — хром-эрзац;

D — дуплекскартон (двухслойный);

G — мелованный;

Т — триплекскартон (трёхслойный).

Комментирует менеджер по продажам Antalis Сергей Дашинский: «Использование европейской системы более оправдано, поскольку именно от состава картона и способа производства зависят его потребительские качества (жёсткость, возможность многокрасочной печати и т. д.). Возможно, раньше учебные заведения, готовящие полиграфистов, уделяли вопросу классификации картона мало внимания. Поэтому какие-то трудности восприятия могли быть. Думаю, сейчас любой технолог и печатник знает, каких результатов печати и на каком материале можно добиться. Подавляющее большинство “плоского” картона на российском рынке — импортные сорта, а поставщики используют терминологию европейских производителей».

Почему у нас нет всех видов картона?

В России не производится только мелованный картон, применяемый в полиграфии и для изготовления этикеток, сигаретных пачек, индивидуальной упаковки. Его потребление закрывается импортом.

«В России основной объем производства упаковочного картона из переработанного сырья приходится на Санкт-Петербургский КПК. Он не покрывает всей потребности рынка, и дефицит восполняется импортными аналогами. Однако этот разрыв не настолько велик, чтобы появилось новое производство», — комментирует менеджер по продажам Stora Enso Дмитрий Панфилов.

Производство целлюлозного картона — процесс очень ёмкий в технологическом и финансовом плане. Успешность запуска подобного производства в России сомнительна. Панфилов считает, что высокая технологичность и эффективность европейских производителей, а также постоянно растущий объём производства в азиатских странах — не лучшие условия для загрузки и хорошей рентабельности у нас.

Плотность картона выше, чем у чистоцеллюлозной бумаги. Настолько тонкий рисунок лазером вряд ли удалось бы выполнить на бумаге, по крайней мере, такой лист вскоре распался бы на части, отмечает менеджер по продукту Iggesund Paperboard Юхан Гранос

«Объём импорта упаковочного картона из первичных волокон в Россию сопоставим с производительностью одной картонно-делательной машины. Существующее сегодня предприятие International Paper в Светогорске в этом смысле является исключением, поскольку узкий профиль и сравнительно небольшой объём производства картона позволяют им уверенно чувствовать себя в занимаемой нише. Учитывая возможный рост потребления картона, такое производство может появиться, однако сегодня говорить об этом преждевременно», — отмечает Панфилов. Кстати, о развитии вышеупомянутого предприятия руководитель отдела маркетинга и PR по Россия и СНГ International Paper Наталья Васильева дала такой комментарий: «Ключевые сегменты для компании в России — офисная бумага и картонная упаковка для жидких пищевых продуктов. Мы рады отметить, что эти рынки продолжали расти хорошими темпами и в 2012 г. Основной причиной стал экономический рост в России и продолжающееся повышение уровня потребления на душу населения. Мы твёрдо намерены и в дальнейшем инвестировать и развиваться в России. Рынок продолжает расти, но Россия привлекательна для инвестиций не только благодаря своему потенциалу роста. В частности, известна своей высококвалифицированной рабочей силой, а это критичный фактор для устойчивого развития нашего бизнеса».

Региональный директор по продажам в России и странах СНГ компании Metsä Board Максим Ноздрин считает, что вопрос заключается не столько в производстве картона вообще, сколько в выпуске качественного продукта: «Наша компания производит картон уже не одно десятилетие, постоянно инвестируя в усовершенствование производственных и сервисных процессов, разрабатывая картон с учётом требований клиентов и законодательства. Именно поэтому, на наш взгляд, наладить производство высококачественного картона — не вопрос короткого промежутка времени и не только быстрых инвестиций. Деньги — это хорошо, но далеко не всё. При организации производства и продажи картона необходимо учитывать такие факторы, как отличное знание рынка сбыта, технологии, тенденции».

Это временно

Коллегия Евразийской экономической комиссии временно снизила ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов бумаги и картона с 15% до 5% от таможенной стоимости.

Под 5% ставку, действующую до 19 января 2014 г. включительно, попадают картоны, которые в кодах ТН ВЭД трактуются как прочие, а также в рулонах и в рулонах шириной более 15 см или в листах с размером одной стороны более 36 см и размером другой стороны более 15 см в развёрнутом виде. Снижены пошлины и на весь картон с белёными слоями до 31 декабря 2015 г. включительно.

На бумагу газетную в рулонах и листах (код ТН ВЭД 480100 000 0), бумагу и картон немелованные прочие, в рулонах или листах (код 4805) действует 15% пошлина. На бумагу и картон многослойные (изготовленные из макулатуры и прочие), с кодом ТН ВЭД 4807 00 действует ставка 10%. Бумага и картон гофрированные (код 48 08) идут с 20% ставкой на пошлины. На картон мелованный (4810 92 900 1) в рулонах шириной более 29 см, массой 180–250 г/м2 и толщиной 200–350 мкм действует 5% пошлина.

Дьяченко считает, что пошлины на импорт носят защитный характер и работают в интересах отечественной промышленности. По словам специалиста «Европапир» по направлению «Мелованные бумаги и картон» Ларисы Даниловой, при вступлении России в ВТО все ожидали оживления рынка картонной упаковки, но действия правительства заставили частично снизить потребление и размещать больше заказов на её изготовление за границей: «Сейчас ситуация выравнивается, но снижение пошлин не повлекло за собой моментальное снижение цен на картон, т. к. многие оптовики остались со складскими запасами, привезёнными под 15%. И с этим приходится работать, так что цены на картон будут снижаться постепенно».

Особые сложности возникают с кодами ТН ВЭД. Есть сорта картона, записанные под одним кодом и трактуемые как прочие. Получается, что один и тот же картон можно провозить по разным кодам, так как с определённого момента описания он подходит под описание другого кода. И тогда стараются выбрать более выгодный код. Причём различные ставки ввозных пошлин на картон действуют, а на уже запечатанные листы или готовую упаковку — нет.

Картон — дело вкусное

Картонная битва, организованная мастерской «Сделано в Картонии» в феврале 2013 г. в честь 70-летия нашей победы в Сталинградской битве

Картон – не только дело тонкое, но ещё и вкусное. Это наглядно доказывает московская мастерская «Сделано в Картонии». Здесь можно не только резать, гнуть и клеить картон, но и воплотить как небольшие проекты по специальному заказу, так и вполне масштабные, вышиной более 5 метров.

Мастерская использует картон разного вида и производителей, в основном производства «ПЦБК» и фабрики «Союз». Персонажи Картонии устраивают праздники в декорациях Картонного города, занимаются дизайном интерьеров, помимо материализации Картонии в разных городах.

В феврале были проведены «Бои на Картонных Трубах» в честь 70-летия нашей победы в Сталинградской битве. Каждый желающий мог прийти, зарегистрироваться, получить картонный меч-трубу, послушать краткий инструктаж по технике безопасности и отправиться побеждать в великой битве.

В апреле мастерская участвовала в международном автотранспортном фестивале «Мир автобусов», благодаря её художникам, было создано, расписано и подарено полтора десятка единиц общественного картонного транспорта, устроены 60 гоночных заездов. В этом году состоялся премьерный показ моноспектакля Академического картонного театра по произведению Ричарда Баха — «Чайка Джонатан».

Персонажи Картонии планируют 7 июля провести в Москве 2-ю презентацию картонного машиностроения (на улице Кузнецкий Мост) в рамках фестиваля «Яркие Люди», а также будут участвовать в международном театральном фестивале Taiwan Yilan International Lohas Festival 2013, где откроют на 2 недели мастерскую костюмов и гигантских объектов из картона

Что нового?

Antalis возобновила поставки в Россию картона Invercote Creato («Инверкот Креато»), производства шведской фабрики Iggesund. Это чистоцеллюлозный (SBB) многослойный матовый картон средней плотности, двукратного мелования лицевой и оборотной сторон (они идентичны). Обладает отличными механическими и печатными свойствами, идеально подходит для дизайнерских работ, тиснения, рекомендуется для изготовления даже самой сложной полиграфической продукции.

С февраля 2013 г. в ассортименте «Дубль В» появился китайский целлюлозный картон Bravo GC-2 с трёхкратным мелованием лицевой стороны и отбелённым оборотом цвета манила. Он применяется в производстве упаковки для продуктов питания, кондитерских изделий, напитков, лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, коробок для CD-дисков, этикеток для одежды. Также в феврале была впервые осуществлена поставка нового картона Pride GC-1 фабрики Chenming (Китай) — целлюлозного, с двукратным мелованием лицевой стороны и однократным мелованием оборота. Его рекомендуют как высококачественную полноцветную упаковку для пищевых продуктов, кондитерских изделий, лекарственных препаратов, моющих и косметических средств, парфюмерии, видеокассет и детских игрушек, промышленных товаров.

Среди новинок ассортимента Stora Enso (Финляндия) можно выделить семейство картонов Performa из Швеции. Картоны Performa White, Bright и Cream имеют широкий диапазон плотностей. Средний слой — не древмасса, а химико-термомеханическая целлюлоза. Performa Cream имеет высокие жёсткостные показатели, не имеет запаха и идеально подходит для кондитерской и пищевой, фармацевтической и парфюмерной упаковки. Картоны отличает цвет оборотной стороны, от белоснежно белого до мягкого кремового. LennoCard — однослойный картон с двойным шёлковым покрытием, оптимизированный для цифровой печати. Может использоваться для полиграфических и упаковочных изделий, требующих высококачественного исполнения, например, для производства фотоальбомов, открыток, обложек книжных и для CD/DVD, рекламных плакатов, билетов и этикеток, календарей, папок, хозяйственных сумок и упаковки. Производится с двуслойным шёлковым покрытием либо с одной, либо с обеих сторон: LennoCard C1S — с двуслойным покрытием одной стороны, 120–300 г/м2; LennoCard C2S — с двуслойным покрытием обеих сторон, 250 и 300 г/м2. Картон сертифицирован компанией HP для применения в печатных машинах Indigo без предварительного праймирования.

В 2013 г. в ассортименте Stora Enso появился новый сорт лайнера —  Ecoboard Plus. Он представлен в основном на рынках Южной и Западной Европы. Картон плотностью 230 г/м2 имеет многочисленные сферы применения — от упаковки для вина до прочных коробок для игрушек, электрических и электронных приборов.

Metsä Board улучшила характеристики сортов Avanta Prima, Simcote и Carta Elega. Это результат технической модернизации фабрик в рамках инвестиционной программы 2011–2012 гг. Изменения улучшают потребительские свойства картона и дают возможность применять его для производства разнообразной упаковки — пищевых продуктов, косметики и лекарств, товаров класса люкс, с использованием графики.

В линейке картона Avanta Prima снижена плотность. Он специально разработан для фармацевтического рынка, поверхность модернизирована для нанесения двухмерного матричного кода. Изменился и оттенок для улучшения визуального восприятия белизны. У картона Simcote, обладающего уникальной комбинацией жёсткости и стабильности качества, идеальной для создания пищевой упаковки, улучшен показатель пухлости, что означает увеличение выхода готовой продукции при прежних параметрах толщины и жёсткости. Оттенок картона Carta Elega изменён для улучшения визуального восприятия белизны — важной характеристики на рынке товаров для красоты и здоровья.

Что будет?

Сложность отметить какие-либо тенденции на рынке упаковочного картона за последнее время Татаринцев связывает с условиями стагнации: «Появляется материал дешевле и качественнее — переходят на него. В России не технологии печати подстраиваются под материалы, а наоборот».

«При улучшении качества печати потребитель не замечает, какой вид картона использовали для упаковки. Но не всегда его можно заменить, например, из-за барьерных свойств. Макулатурный картон не возьмёшь для упаковки пельменей, но его легко заменит полимерный мешок. На ощупь кажется, что использовали крафт-бумагу, а на самом деле полимер. Это тенденция на рынке упаковки — вытеснение макулатурного картона полимерами, полусинтетической бумагой и полиэтиленом высокой прочности», — отмечает Татаринцев.

Общая тенденция для заказчиков во все времена — разумное желание сэкономить. Комментирует директор по продажам типографии «ПетроПак» Анна Мухина: «Большинство заказов у нас связано с созданием упаковки из кашированного микрогофрокартона с полноцветной офсетной печатью. Поскольку при этом используется больше компонентов, возрастает её себестоимость, в отличие от упаковки из обычного картона. Зачастую для снижения себестоимости используется макулатурный картон, например, “Нева” производства “Кнауф Петроборд” и SvetoCoat Светогорского комбината. Он поставляется в ролях разных форматов, и можно подобрать оптимальный, обеспечив минимальные отходы при производстве. Это положительно сказывается на себестоимости, хотя упаковка из целлюлозного картона более качественная. Наш отдел продаж всегда рассчитывает для заказчиков стоимость упаковки из разных картонов, показывает варианты: из чего может состоять и как выглядеть продукт».

«Рынок картона для производства потребительской упаковки показывает устойчивое развитие. Это связано со многими факторами, среди которых рост потребления, маркетинговые усилия производителей продуктов питания и ТНП, выраженные в диверсификации продуктовых линеек, и постоянно растущие требования к экологичности упаковки. Развитие этого рынка в ближайшем будущем я вижу именно в вытеснении пластиковой упаковки», — отмечает Панфилов.

«Рынок упаковочного картона достаточно стабилен и менее всего подвержен сторонним влияниям. За последние лет 15 изменилось разве что количество ввозимого картона. Изменились качество производимой на территории России упаковки и возможности постобработки, появились новые виды отделки дорогой упаковки. Но соотношение макулатурного и чистоцеллюлозного картона держится в пределах 30-40/60-70%», — считает руководитель отдела маркетинга компании «Берег» Фёдор Шлаев.

Сектор упаковочного картона постоянно развивается, и специалисты прогнозируют его рост, несмотря на общую кризисную ситуацию в полиграфии. Однако, как отмечает Данилова: «По нашим оценкам, рост потребления картонов в России каждый год составляет примерно 3-5%. И мы пока не видим причин для улучшения ситуации».

Ноздрин полагает, что спрос на целлюлозные сорта в I кв. 2013 г. стабилен: «Несмотря на традиционно меньшие ожидания, начало года оказалось позитивным по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет. Отрасли, где применяется наш картон, стабильно растут. Если говорить об общих тенденциях упаковочного рынка, то всё больше глобальных компаний приходят на российский рынок. Это несёт позитивный заряд и для российского производителя, так как международные игроки диктуют высокие стандарты, соответственно, развивается и местная полиграфическая отрасль».

Дьяченко напомнил, что в 2013 г. в строй вступают новые картоноделательные машины в SFT Group (Каменская БКФ), холдинге «Объединённые бумажные фабрики» (Сухонский ЦБЗ), в ОАО «Маяк» (Пермь), у производителя гофротары ОАО «Гофрон». Их суммарная мощность оценивается не менее чем в 500 тыс. т макулатурного картона в год: «Вероятно, на российском рынке появится дополнительное предложение 10-15 тыс. т тестлайнера и макулатурного флютинга уже в III-IV кварталах 2013 г. С учётом общей тенденции, доля потребления макулатурного картона в РФ достигнет 65%, и произойдёт соответствующее вытеснение чистоцеллюлозного картона».

Автор благодарит за содействие при подготовке статьи Алексея Дьяченко и Михаила Коноплева (Архангельский ЦБК), Дмитрия Панфилова (Stora Enso), Максима Ноздрина (Metsä Board), Валентина Татаринцева (дизайнера и конструктора упаковки, владельца компании по производству упаковки), Сергея Дашинского (Antalis), Ларису Данилову («Европапир»), Анну Мухину («ПетроПак»), Фёдора Шлаева («Берег»), Ольгу Широкову (СБО).

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Зелёная упаковка в поисках дружественного картона

    Блистерная упаковка без пластика

    Один из самых распространённых типов упаковки — блистерная упаковка — теперь может быть полностью произведена из картона. Два её основных преимущества — это уменьшение воздействия на окружающую среду и упрощение открывания упаковки со снижением опасности нанести себе травму. Блистерная упаковка производится для размещения на кронштейнах в розничных магазинах и обычно состоит из картонной подложки и прозрачного пластикового короба, чтобы покупателю был виден продукт. Изобретательно спроектированная упаковка Cefapac, производства норвежской компании Moltzaus, более экологична и проще открывается и уже завоевала несколько наград.

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • ТЕСТ: готовы ли Вы оценить качество печати?
     

    Редакция Publish совместно с партнёром – бумажным оптовиком Antalis – разработала тест, в котором мы предлагаем определить, как те или иные дефекты печати влияют на финальных вердикт: тираж или брак.

     

  • Вера Бубело: «Если рынок позволит, мы готовы увеличить выпуск мелованной бумаги в любой момент»
     

    Когда в конце 2012 г. Группа «Илим» объявила о планах по выпуску мелованной бумаги в России, это вызвало определённый скепсис среди полиграфистов. О подобных проектах другие компании объявляли и ранее. Но ни один из них не был реализован. Сейчас на дворе уже 2017 г., и мелованная чистоцеллюлозная бумага «Омела» прочно заняла своё место на рынке. Иногда полиграфисты даже жалуются, что её бывает непросто приобрести — «Омела» бывает дефицитным продуктом, поскольку при вполне достойном качестве она обычно продаётся заметно дешевле импортной бумаги. На наши вопросы о текущем состоянии и перспективах производства отечественной меловки отвечает директор по продажам белых бумаг и пиловочника Группы «Илим» Вера Бубело.

     

  • В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

    Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

     


comments powered by Disqus