2013.07.29, Автор: Игорь Терентьев2641 прочтений

Весёлые цифровые пони

Теги: От редактора

К обложке сначала надо было притереться, свыкнуться… Вот как её автор Полина Хохонова объясняет идею: «Раскрепощённый дизайн хорош для поднятия настроения. Но в целом у картинки есть чёткий смысл. Я думала про цифровую печать и её отличие от офсета. Пришла в голову такая метафора — цифровая печать является неким "одомашненным" способом печати, доступным и функционально упрощённым. Если переводить всё в плоскость более раннего быта, офсет — вольная лошадь, а цифровая печать — пони: просто, доступно и подходит для небольших тиражей».

Боюсь, пониводы нас не одобрят (насчёт просто и доступно), но с этого момента я уже привык и радуюсь каждый раз, глядя на эту развесёлую картинку. В конце концов, наша индустрия слишком серьёзна. Мы не будем лениться напоминать об этом раз за разом.

Но делу — время. Оглянитесь вокруг — и увидите, насколько активно цифровая печать осваивает любые ниши. Те самые, где раньше господствовали исключительно аналоговые способы. Или даже открывает новые, например, фотокниги. В нашей стране они стали массовым явлением только после прихода цифровой печати. Ведь это, по определению, продукт индивидуальный. Нельзя отрицать, что дорожку им частично проторили выпускные и свадебные альбомы. Но между ними, изготовленными трудолюбивыми фотографами аналоговым способом, и современными фотокнигами — дистанция огромного размера. И не столько с точки зрения качества исполнения (оно далеко не всегда превосходит традиционные фотоальбомы), сколько по объёмам выпуска. Для производства фотокниг уже закупается современное промышленное печатное и послепечатное оборудование, дорогостоящее ПО, а его владельцы то и дело жалуются: «Мало заказчиков, нужно больше». Конечно, нужно, но это не дело одного дня. Ведь сектор в самом начале развития, и в нём пока нет серьёзных игроков, способных вложиться в крупные рекламные кампании. Будучи в Лондоне на Fespa-2013, не раз видел рекламу фотокниг в метро. Чувствуете разницу?

«Цифра» стала практически синонимом оперативной полиграфии, попутно превратив рынок малоформатного офсета в нишевой. Небольшие офсетные машины теперь покупают только для специфических задач, а это совсем другой масштаб. Скромные начальные инвестиции в печатное оборудование, минимальные площади, разумная себестоимость малых тиражей и быстрота выполнения заказов — вот золотая формула, которая де факто сделала «цифру» практически стандартом для салонов оперативной полиграфии.

И прямо сейчас, буквально на наших глазах, происходит очередная схватка. Теперь уже на следующей ступеньке развития: мы наблюдаем первый год продаж серийных ЦПМ формата B2. Всего три производителя уже разменяли первую половину сотни. А ведь машины эти заметно дороже полуформатных офсетных, да и существенного снижения себестоимости оттисков не случилось. Но рынок и наши коллеги-полиграфисты уже поверили в «большую цифру» и активно в неё инвестируют. И каждая проданная ЦПМ формата B2 снижает шансы на продажу офсетных машин такого же формата и даже большего. Эту арифметику прекрасно понимают производители офсета, перед которыми сейчас стоит непростая, но весьма насущная задача — спрогнозировать кривую спада продаж оборудования на ближайшие годы. Для кого-то это вопрос выживания на рынке…

А на горизонте уже маячит Бенни Ланда с его «вундерваффе» для полиграфистов в виде нанографии. Верить или не верить в реальность достижения объявленных им целей — личное дело каждого. Я убеждён, что Ланда и его команда способны довести до ума эту технологию и добиться качества печати, удовлетворяющего полиграфистов. Но в появление коммерческого продукта в ближайшие два года не верю. Сути дело это не меняет — с Ландой или без него цифровые «пони» будут продолжать теснить вольных офсетных «лошадок» и прочие аналоговые способы печати по всем направлениям. Тенденция последних полутора десятков лет явно не собирается меняться.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     


comments powered by Disqus