2013.07.03, Автор: Марсель Шарифуллин3759 прочтений

Сочинение на заданную тему: инновации от Марселя

Теги: В типографии с Марселем

Несмотря на позитивный смысл, новомодные слова «инновации», «нанотехнологии», «Сколково» у меня ассоциируются не с изобретательством, а в первую очередь с растратой средств или освоением госбюджета. Например, МГУ имени М. В. Ломоносова за последние годы получил от государства более 10 млрд рублей на развитие инновационных технологий. В СМИ же проскакивала лишь информация о закупке в 2008–2009 гг. самого мощного в России суперкомпьютера за 1 млрд рублей. Куда пошли остальные средства и какова была отдача от супервычислительной машины — неизвестно.

Поэтому вместо инвестиционных инноваций поговорим о скромных, но реальных достижениях, которые имели место в типографии МГУ под моим руководством. С одной стороны, все наши действия можно назвать новаторскими, т. к. типография поднималась с нуля и достигла заметных успехов за короткий срок. С другой, профессионалы, возможно, не увидят здесь ничего особенного, так как успешные полиграфические предприятия схожи в своём развитии.

Взлёт и падение типографии МГУ

В середине 2007 г. типография представляла собой жалкое зрелище: «сталинское» оборудование; не ремонтировавшееся со времён Хрущева здание; сотрудники с «брежневской» зарплатой в 1500–5000 руб.; примитивная ч/б продукция, выпускающаяся в день по чайной ложке для подразделений МГУ.

И вот туда закупается полиграфическое оборудование на 72 млн руб. Приглашают меня, чтобы построить типографское подразделение МГУ, работающее на полном хозрасчёте и изготавливающее печатную продукцию для университета по себестоимости. Казалось бы — рядовая задача, если бы не некоторые особенности. Никаких средств на развитие, зарплату персоналу, текущие расходы, ремонт здания, мебель и оргтехнику, покрытие долгов прежнего руководства и т. п. не выделяется. Расчётный счёт позволяют использовать только казначейский, из-за медлительности не пригодный для работы на открытом рынке, да и то МГУ открывает его только через 7 месяцев после начала моей работы в качестве директора типографии. Старых работников (более 40 человек), не желающих работать на новой технике, просят не увольнять. Отпечатанную для МГУ продукцию оплачивают с большими задержками (год и более) или не платят за неё совсем.

Несмотря на жуткие начальные условия, труднейшая задача была успешно решена. Уже к концу 2009 г. в МГУ было стабильно работающее типографское подразделение со штатом 120 обученных сотрудников, получающих достойную з/п (15–50 тыс. руб), где в среднем выполнялось по 500 заказов разнообразнейшей печатной продукции на сумму 6 млн руб. в месяц.

Переходя к сухому языку цифр, отмечу следующие достижения типографии МГУ за 2,5 года: всего изготовлено продукции на 135 млн руб.; в качестве зарплаты персоналу выплачено около 60 млн руб.; закуплено разного имущества для типографии примерно на 6 млн руб. С учётом соответственно закупленного, арендованного и взятого на хранение с правом использования, парк полиграфического оборудования вырос вдвое. Бесплатно для подразделений МГУ отгружено печатной продукции на сумму более 15 млн руб. И самое главное — всего этого нам удалось добиться без бюджетных средств от МГУ (не считая закупки половины используемого оборудования), только за счёт средств, самостоятельно заработанных типографией на открытом, конкурентном рынке Москвы.

К сожалению, дальнейшая судьба предприятия была печальна. Я был смещён с поста директора в начале 2010 г., а при новых руководителях — С. Ю. Егорове и И. В Попове — типография потеряла половину персонала, 80% заказчиков, почти все наработанные полиграфические технологии. Оставшаяся без надлежащего ухода и обслуживания её материальная база была разрушена. Продолжая использовать без оплаты арендованное полиграфическое оборудование, новый директор затеял судебные тяжбы с арендодателем, и МГУ проиграло более 7 млн руб. Вконец запутавшись в делах типографии, он не нашёл ничего лучшего, как обвинить во всех бедах предшественника. И в середине 2012 г. по заявлению И. В. Попова я был осуждён на 5 лет лишения свободы за использование в работе типографии коммерческого расчётного счёта и выплату гл. бухгалтером зарплаты сотрудникам типографии за ноябрь 2009 г. через обналичку (когда МГУ обнулило лимит ФОТ по смете, и по-другому заплатить людям было невозможно). Никулинский районный суд с подачи МГУ преподнёс это якобы как нанесение ущерба МГУ в корыстных целях на 75 млн руб., т. е. весь оборот коммерческого р/с, и взыскал эту сумму с меня по гражданскому иску.

Возвращаясь к теме статьи, поделюсь с читателями своим опытом подъёма типографии. Чтобы не раздувать статью, коснусь только тех моментов, которые могут принести пользу другим полиграфистам.

Достигнутые возможности

Поначалу, в отсутствии заказов, нам приходилось браться за любые работы. Тем не менее, сразу была задана специализация и выбраны перспективные направления роста типографии, определяемые имеющимся парком оборудования, свободными рыночными нишами и предпочтением нашей материнской структуры — МГУ.

В первую очередь, это была книжная продукция, которую мы научились изготавливать в любых исполнениях: с шитым (на марлю и без) или проклеенным КБС блоком; с ч/б или цветной печатью; с круглённым или плоским корешком; в обложке, интегральном или классическом твёрдом переплёте с тиснением (№ 7) или печатью и ламинацией (7БЦ).

Среди наиболее примечательных книг, изготовленных типографией, отмечу подарочное издание К. Голикова «Этот прекрасный сад», которое было создано полностью нами: начиная с вёрстки и обработки фотографий, заканчивая чудесным исполнением в элитном твёрдом переплёте с тиснением и суперобложкой, отпечатанной по цене бумаги тиражом 5000 экз., а также двухтомник трудов В. А. Садовничего «Слово о Московском университете», содержащий более 1500 иллюстрированных страниц на мелованной бумаге в кожаном переплёте и футляре с золотым тиснением, преподнесённый в подарок ректору на его 70-летие, тиражом 1000 экз.

Освоив технологию твёрдого переплёта, типография МГУ попутно стала мастером в изготовлении адресных папок, дипломов и удостоверений: твёрдых и мягких, однородных или переменных по толщине, с вкладышами и без. Освоила производство гибридной продукции: футляров для книг, книжную упаковку для CD/DVD-дисков с карманами и треями, эксклюзивные твёрдые сумки и папки на шнурках. Здесь можно отметить разнообразные раздаточные материалы к университетским конференциям, съездам Союза ректоров; подарочный набор «Слово о полку Игореве», состоящий из нескольких брошюр, CD-диска в твёрдой обложке, книги из специальных материалов под старину (копия оригинального издания 1800 г.), объединённый в эксклюзивной клееной папке из бумвинила с блинтовым тиснением и шнуровым замком.

Кроме традиционных брошюр на проволочном скреплении, коньком типографии были журналы с квадратным корешком, которые изготавливались на специализированном оборудовании Watkiss spinemaster. Таким способом были выполнены, например, брошюры для первокурсников «Университет XXI века» в 2007 г. тиражом 6000 экз. (В следующем году мы переиздали её уже в виде книги в интегральном переплёте тиражом 10 000 экз.) Квадратный корешок, кроме практической пользы, служил для продвижения типографии — как реклама её возможностей.

Следующим ударным направлением типографии МГУ была разнообразная продукция из картона и бумаги, изготовленная на автоматической фальцевально-склеивающей линии Fidia: вышеупомянутый интегральный переплёт; канцелярские папки; рекламные, курьерские и рентгеновские конверты; плоская и объёмная упаковка для DVD?дисков; шелфтоккеры и другая POS-продукция; координатная приклейка двухстороннего скотча; фальцовка плотного картона.

Чтобы увеличить возможности линии, мы изготовили и добавили к ней податчики скотча в 10-километровых бобинах (иначе приходилось останавливать машину каждые 10 минут для замены роликов скотча), оснастили её разнообразными направляющими, клеевыми соплами, аппликаторами скотча и т. п. Постепенно количество заказов выросло от единичных случаев в месяц до загрузки 50% возможностей машины. А они были грандиозными, например, Fidia могла производить до 50 тыс. конвертов, 20 тыс. папок в час или приклеивать скотч со скоростью 10 тыс. лист./ч.

Из наиболее крупных заказов вспоминаю склейку 200 тыс. папок для другой типографии всего за две недели. Объём готовой продукции оказался таким большим, что её пришлось увозить на двух фурах. Однажды типография МГУ всего за месяц изготовила 2 млн плакатов с двухсторонним скотчем и несколько миллионов шелфтоккеров сложной вырубной формы со скотчем с рекламой соков Лебедянского комбината.

Выпускали мы и другую полиграфическую продукцию: листовки, газеты, блокноты на пружинном скреплении, календари, бумажные пакеты, упаковки, этикетки и многое другое, вплоть до элитных книг во французском переплёте. Но ввиду малой рентабельности таких заказов и высокой степени конкуренции на рынке мы не сильно вкладывались в продвижение этих услуг.

Технические секреты

В некотором отношении старт типографии МГУ произошёл с отметки ниже нуля. В частности, так обстояло дело с качеством выпускаемой продукции в 2007 г. Избалованные нетребовательными заказчиками из подразделений университета, работники типографии не умели и не желали следить за качеством и сроками сдачи продукции. Почти половину заказов приходилось переделывать из-за брака или платить клиентам компенсации за просрочки. Думаю, учить людей с нуля было бы проще, чем ломать укоренившиеся привычки наплевательского отношения к результатам своего труда. Было потрачено много усилий на подбор, обучение и мотивацию персонала, прежде чем ситуация изменилась к лучшему. Этой теме посвящена моя прошлая статья «Кадры решают всё» (Publish № 5, 2013; http://www.publish.ru/articles/201305_20013036 ). Ситуация осложнялась ещё и отсутствием профессиональных кадров на растущем рынке в 2007 г. (когда шло наполнение штата типографии) и финансовым кризисом 2008–09 гг., который обрушил цены и спрос на печатную продукцию.

Мы отладили наилучшим образом работу всех печатных машин, выстроили их профили для вывода форм на устройстве СТР. Причём пластины цифровым способом выводились не только для машин Roland и Ryobi, но и для ч/б печати на Dominant-725 и Romayor-314.

Позже мы откалибровали и настроили параметры работы основных печатных машин Roland-204 и Roland-305 (отступ под клапан, растискивание, геометрическое соответствие размеров оттисков) так, чтобы перекидывать офсетные пластины с одной машины на другую без потери качества печати.

Досконально изучив особенности и отрегулировав машины, мы специализировали некоторые для решения отдельных задач. Например, на Ryobi 3302H эффективно запечатывались готовые конверты, на Ryobi 512 работали с самоклеющейся бумагой, на одном из Romayor печатали самокопирующиеся бланки.

На основных наших машинах Roland научились печатать практически любую продукцию: от газет на бумаге плотностью 60 г/м<sup>2sup> до упаковки на 400-граммовом картоне. Однажды даже успешно отпечатали тираж фолиевыми красками на пластике толщиной 0,3 мм. Впрочем, несмотря на высокое качество, от этой идеи мы отказались из-за необходимости долгой перемывки машины и увеличенного времени сушки продукции, разложенной тонкими стопками на стеллажах.

Для повышения производительности типографии и рентабельности заказов использовались разные машины и способы выполнения одинаковых операций. Например, в зависимости от тиража, красочности или сроков сдачи печать шла на цифровых, малоформатных или среднеформатных офсетных машинах. Водоразделом между «офсетом» и «цифрой» обычно был тираж около 500 экз. Были и исключения: ч/б брошюры или книги печатали на Dominant 725 тиражом всего 100 экз., так как это давало выгоду на послепечатных операциях (пo-тетрадная технология), а отлаженные машины не расходовали много бумаги на приладку. Ламинирование шло на настольном аппарате GMP или промышленной автоматической машине KDFM-800 с самонакладом и масляным подогревом валов. Тиснение (блинтовое или металлизированной фольгой) — на тигельной машине (для книжных переплётов), стопцилиндровой (листовки, этикетки и т. п.) или автоматическом прессе YAWA TYM800 (картонная упаковка, папки, конверты); резка — на разных одно- и трёхножевых машинах.

Технологи типографии каждый раз выбирали наиболее эффективные и экономичные способы изготовления продукции. Для выравнивания загрузки различного оборудования использовались и экономические методы с помощью грамотного ценообразования машинных операций.

Завершая технический блок, упомяну пару предложений, принесших пользу типографии МГУ. Проблемная работа машин с большим количеством электроники (вертикально-подборочные линии Watkiss, цифровые печатные машины, устройства СТР, блоки управления Fidla, компьютеры и др.) отладилась после установки внешних стабилизаторов напряжения. Их стоимость оказалась значительно ниже затрат на вызов сервис-инженеров и ремонт оборудования.

Для машин, потребляющих сжатый воздух (печатные офсетные, фальцаппараты, ламинаторы, штанцевальная машина, фальцевально-склеивающая линия и переплётное оборудование), использовались мощные выносные компрессоры с рессиверами 1-2 из 4 — с устройствами сушки и контроля воздуха. В рабочих цехах стало тише и комфортней, работа машин стала надёжнее.

Были ещё идеи по поводу централизованной станции подачи увлажняющего раствора в печатных цехах, но я не успел воплотить их в жизнь.

Автоматизированное управление типографией

Одним из наиболее инновационных решений (в хорошем смысле этого слова) явилась разработка и внедрение АСУП PrintExpert в типографию МГУ в 2009 г. Подробно процесс описан в статьях «Как мы автоматизировали типографии» на сайте marcel.ru и «Время АСУП» (Publish № 10, 2010; http://www.publish.ru/articles/201010_15508580 ), здесь же ограничусь кратким перечнем её новинок.

В типографии была полностью реализована концепция единого информационного пространства. Каждый сотрудник (и несколько ключевых клиентов) имели доступ ко всем необходимым данным в соответствии со своими полномочиями. Все действия на предприятии выполнялись в рамках единой программы.

Автоматически рассчитывалась стоимость любых заказов, вплоть до таких сложных, как книги в твёрдом переплёте. PrintExpert на базе информации о загрузке оборудования вычисляла прогнозируемый срок сдачи заказа ещё до принятия его в работу.

Была реализована удалённая работа в программе через интернет. Одновременно в ней работало до 30-ти сотрудников типографии, но количество мест не было лимитировано.

Можно было работать сборными спусками, программа сама графически раскладывала печатные листы. Это позволяло типографии эффективно выполнять однотипные малотиражные заказы.

При отладке мы подстроили экспорт всей документации из базы в формате ранее используемых в типографии документов. Это облегчило внедрение АСУП и дало возможность ручной перепроверки или работы на ранних стадиях.

Был создан простой и эффективный инструмент формирования смен на всё оборудование, который позволял сотруднику видеть список предстоящих ему работ со всей необходимой информацией и отмечать выполненные или отложенные. Технологи наполняли и редактировали эти смены.

Складской блок вёл учёт материалов и готовой продукции, отслеживал список расходников по каждому рабочему заказу, резервировал материалы на складе, выдавал информацию по плановому и фактическому их расходу на каждый заказ.

Встроенная система сообщений информировала пользователей о поступлении готовой продукции на склад, оплате от клиентов и т. п., позволяла общаться и согласовывать рабочие вопросы, не выходя из программы.

PrintExpert автоматически рассчитывал зарплату рабочим-сдельщикам и бонусы менеджерам на основе информации о фактической себестоимости работ.

АСУП могла интегрироваться с другими учётными системами (например, «1С-Бухгалтерия») и корпоративным сайтом типографии (но реализовать это мы не успели).

Новаторский сайт типографии МГУ

Достижением стал и интернет-сайт типографии МГУ www.mgu-print.ru, созданный совместно с замечательным веб-программистом Андреем Хрисанфовым. Идеи и текстовое наполнение сайта было моим, а всё исполнение и дизайн сделал он. В результате уже через 1,5 года сайт вошёл в рейтинг 100 наиболее популярных полиграфических ресурсов, без всякого продвижения за деньги. Главной идеей было большое количество интересного содержимого и еженедельное появление новых материалов.

Ядром ресурса стали три взаимосвязанных модуля с информацией об услугах, продукции и оборудовании типографии. При просмотре любой услуги автоматически генерировались связанная с ней продукция и используемое оборудование. Аналогично выстраивались списки на страницах конкретных машин и видов выпускаемой продукции. Дополнительно генерировались ссылки на статьи и новости, связанные по смыслу с содержимым просматриваемой страницы.

Андрей создал удобный администраторский интерфейс для наполнения и редактирования содержимого сайта, а также привлекающие посетителей«красивости»: увеличивающиеся при наведении мышки картинки, карточки сотрудников типографии (фото, контакты, должность) на главной странице, калькулятор цифровых заказов, фотоэкскурсию по типографии, презентацию её достижений, каталог интересной продукции и другие вещи, демонстрирующие мощь предприятия.

Всё это привлекало клиентов в типографию и удерживало сайт вверху поисковых запросов. В 2009 г. до 30% новых клиентов типографии МГУ приходило через него.

Заключение

Уверен, что благодаря многим новаторским решениям типография бы продолжала быстро развиваться, но с моим увольнением процесс пошёл вспять. Только в планах (и моих служебных записках ректору В. А. Садовничему) остались идеи по объединению типографии с Издательством МГУ с образованием синергетического эффекта для обоих подразделений. Тесная кооперация типографии с библиотекой МГУ, чтобы студенты и преподаватели могли заказывать и получать любую научную и учебную литературу, оперативно отпечатанную для них в единичном экземпляре. Подготовительные шаги к этому (выбор книжных сканеров, программного обеспечения, закупка и отладка работы ЦПМ) мною были сделаны, но современная технология Print-On-Demand так и осталась нереализованной в МГУ. Были идеи по созданию участка цифровой печати для студентов МГУ, чтобы они могли копировать или размножать свои печатные материалы по сниженным ценам, это также не заинтересовало ректорат МГУ.

Несмотря на это, я уверен, что планы когда-нибудь будут реализованы и главный российский вуз снова получит лучшую типографию. Призываю инициативных людей не бояться трудностей и идти вперёд. Не боги горшки обжигают! Если много работать и видеть благородную цель, то успех обязательно придёт.

 

С уважением, Марсель

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Цифровые тенденции в послепечатных процессах
     

    Мы живем в интересное время, когда провозглашена уже четвёртая промышленная революция (напомним, что первые три касались механизации и разделения труда, электрификации и конвейерного производства, компьютеризации и цифровых технологий), согласно которой ожидается массовое внедрение киберфизических систем в производственные процессы, прямое взаимодействие этих процессов с производимыми товарами и адаптация их под желания потребителей. В полиграфии эта тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку. Эта тема стала ключевой на drupa 2016 и была поднята на знамя всеми ведущими разработчиками полиграфического оборудования и программного обеспечения.

     

  • Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
     

    Рассказ об автоматизации типографии НИУ ВШЭ в Publish № 9 (http://www.publish.ru/articles/201609_20013614) закончился на том, что мы приступили к созданию нового сайта с поддержкой web-to-print (w2p). Я ожидал, что пройдёт ещё много времени, пока мы чего-то достигнем. Но мы ускорились, и полноценный w2p-сайт — www.print.hse.ru — заработал уже через два месяца.

     

  • Секрет ярославского «МТК пресс»
     

    С чего все начиналось

    Крупнейшая на сегодня коммерческая типография Ярославля — «МТК пресс», как и многие другие подобные предприятия, родилась в период рыночных реформ 90-х. Её основатели Валерией Бочагов и Александр Игнатенко попали в полиграфию случайно, оставшись не у дел после приватизации и фактического закрытия Ярославского завода топливной аппаратуры. Высшее техническое образование и большой опыт работы в качестве начальника цеха и технолога на предприятии союзного значения помогли им создать небольшое рекламное агентство и начать изготавливать различные баннеры, штендеры, светящиеся вывески и другие рекламные конструкции.

     

  • Практический опыт внедрения АСУП и W2P в цифровую типографию

    В прошлой моей колонке (Publish № 6, 2016; http://www.publish.ru/articles/ 201606_20013587) была приведена информация о первых месяцах внедрения АСУП в типографии НИУ ВШЭ. В мае основной участок типографии начал полностью работать в программе PrintExpert (ПЭ): менеджеры производили расчёты и фиксировали все заказы в АСУП, работники отмечали выполнение всех производственных операций на конкретном оборудовании и заносили информацию о фактически расходуемых материалах, экономист приходовал расходные материалы на склады и вносил данные о счетах поставщиков. Чуть позже по просьбам сотрудников была отлажена работа программы на разных устройствах (компьютерах, планшетах или смартфонах), работающих на платформах iOS, Windows или Android.

     

  • Начало: АСУП в типографии НИУ ВШЭ
     

    Моя практическая деятельность, бурно стартовав в феврале (см. мою прошлую колонку), не снизила темпы и дальше. Руководство НИУ ВШЭ поставило передо мной задачу продолжить развитие и вывести типографию на самоокупаемость. Так как экстенсивный путь развития был исчерпан (бюджета и площадей для установки нового оборудования не предполагается), эффективность можно повысить лишь за счёт внутренних резервов подразделения. Автоматизировав процессы сбора информации, взаимодействия с клиентами и рабочий поток на производстве, типография сможет нарастить количество заказов даже на имеющихся мощностях и штате. Автоматизация не только сделает удобным и оперативным взаимодействие с типовыми заказчиками (подразделениями вуза), но и позволит работать с новыми платными: студентами и сотрудниками НИУ ВШЭ. За счёт внедрения автоматизированной системы управления производством (АСУП) можно всего за 2–3 года удвоить обороты вузовской типографии, вернуть все инвестиции в софт и переорганизацию производства, заработать средства на дальнейшее развитие предприятия и мотивацию персонала.

     

  • Первый месяц на свободе…
     

    25 января я, наконец, освободился и смог вернуться к нормальной жизни. Новые впечатления, события нахлынули потоком и поначалу ошеломили, но затем (по мере ознакомления с ситуацией в семье и на бывшем месте работы) заставили начать действовать с удвоенной энергией. Из-за всего произошедшего я потерял массу времени, было совершено много ошибок и набрано долгов. Наступило время возвращения.

    В последние месяцы своего заключения я не сидел без дела и по мере возможности изучал всё касающееся автоматизации работы цифровых типографий и внедрения технологии web-to-print (WTP). Пригодились и полулегальные телефоны, и изучение иностранного языка, так как наиболее ценные сведения можно было найти только в англоязычной части интернета. Итогом стала выработка примерного плана развития для типографии НИУ ВШЭ на ближайшие годы, основанная не на наращивании оборудования и персонала, а на внутренних организационных преобразованиях и максимальной автоматизации рабочих процессов. Узловой частью такой реформы является выбор ПО для АСУП (MIS) и WTP, адаптация их под особенности действующего производства и внедрение ПО в типографии. В том, что это должно принести результат, сомнений нет.

     


comments powered by Disqus