2013.06.06, Автор: Игорь Терентьев2996 прочтений

Восточный взгляд на цифровую трансформацию

Теги: Последняя страница

Решения для цифровой печати от Fujifilm и Screen готовы изменить традиционные подходы к полиграфии уже сегодня.

14–17 апреля по приглашению «ЯМ Интернешнл» делегация российских полиграфистов и представителей профессиональной прессы посетила Бельгию и Голландию. Там мы ознакомились с современными цифровыми решениями от двух японских производителей — Fujifilm и Screen. Первый раз я посетил штаб-квартиру Screen в октябре 2012 г., подробная статья вышла в Publish № 11, 2012 («PODвижный бизнес», http://www.publish.ru/articles/201211_20012917), поэтому сейчас проанализирую перемены и разницу в подходах Fujifilm и Screen к решению насущных для полиграфистов проблем.

FujifilmJetPress_720
Судя по цифрам продаж, полиграфисты оценили офсетную основательность машины Fujifilm Jet Press 720, даже несмотря на её далеко не офсетную цену

«Цифра» в формате B2: соблазны и сомнения

После мартовского объявления о старте продаж HP Indigo 10000, первой листовой ЦПМ HP в формате B2, казалось: вот он — лидер! Ведь по сообщению HP в мире установлено уже 16 машин. Однако начавшая гораздо раньше Fujifilm сумела удивить: оказывается, даже без демозалов и типографий, где проходит бета-тестирование, в мире инсталлированы уже 22 машины Jet Press 720 — 5 в Европе, 8 в Японии, 9 в США. Результат Screen скромнее — 5 ЦПМ Truepress JetSX.

Напомню, что струйная Fujifilm Jet Press 720 показывалась как прототип в 2008 г. на Drupa, в 2010 г. на Ipex состоялась демонстрация в работе, в 2011 г. — бета-инсталляции в Японии и Америке, а затем начало коммерческих продаж. Максимальный формат 75×53 см, разрешение печати 1200 dpi с четырьмя размерами капель, минимальная точка 2 пл. Головки собственные — Dimatix Samba. Платформа, на которой построена ЦПМ, — офсетная машина японского производства с макс. механической скоростью до 18 000 лист./ч и привычными самонакладом, станиной и передаточными цилиндрами. Макс. скорость ЦПМ — 2700 отт. B2 в час (в пересчёте на А4 — около 10 800 отт./ч), поэтому в конструкцию заложен большой запас прочности. Встроенная система контроля качества с обратной связью обеспечивает безупречные оттис-ки. Применяемые водные пигментные чернила Vividia обладают более широким цветовым охватом, чем офсетные. Особенность технологии — отсутствие растекания капель при попадании на бумагу за счёт технологии Rapid Coagulation Primer (RPC). Чернила взаимодействуют c праймером, нанесённым на всю поверхность материала с помощью анилоксового вала. Это позволяет без проблем печатать на обычной мелованной и немелованной бумаге. Разработчики гордятся идеально точной приводкой изображения, цветов (головки расположены рядом, закреплены неподвижно и юстируются на заводе) и лица к обороту, не уступающих офсету. Однако двусторонняя печать — не автоматическая. Стопу нужно перевернуть и подать в машину ещё раз. Диапазон толщины материалов 0,105–0,34 мм, что эквивалентно плотностям 127–300 г/м2.

При кажущемся сходстве решения Fujifilm и Screen имеют массу отличий. У Truepress JetSX меньше скорость (1620 отт. B2 в час) и формат (74×53 см), возможна автоматическая двусторонняя печать. Макс разрешение 1440 dpi, головки и водные пигментные чернила производства Epson. Вместо праймера вместе с жёлтыми чернилами сразу после чернил CMY поверх всех запечатанных областей наносится защитный состав, также вступающий в реакцию с чернилами. В отличие от ЦПМ Fujifilm оттиски сразу после печати готовы к обработке — их не нужно сушить. Ещё одно важное преимущество — шире диапазон толщины материалов: 0,08–0,4 мм или 0,1–0,6 мм (как опция). Последнее за счёт того, что Screen не использует передаточных цилиндров, а фиксирует листы на плоском конвейере захватами и вакуумом.

Оба производителя говорят, что их решения легко интегрируются в офсетные техпроцессы — формы им не нужны, формат удобный, а привычные послепечатные операции выполняются без проблем. Заказчик не заметит и разницы в качестве по сравнению с офсетом — и это действительно так. Другое дело, что экономика и выбор заказов должны быть другими. Во-первых, сами машины не дёшевы — около 1,5 млн евро каждая. Во-вторых — высока себестоимость расходных материалов. Директор по развитию цифровой печати «ЯМ Интернешнл» Денис Кадунов называет следующие ориентиры по себестоимости одного листа B2 (не считая бумаги): примерно 4,5–4,7 рубля при рабочем заполнении. Сама модель продаж ЦПМ Fujifilm и Screen предусматривает годовые сервисные контракты (первый год включён в цену машины), в стоимость которых включена даже замена печатающих головок, если они выходят из строя. Расходники же в зависимоcти от ЦПМ (чернила, праймер, чистящий состав для головок) клиенты покупают по мере необходимости.

Сопла головок забиваются — это неизбежно. Наглядная демонстрация решения проблемы — оттиски с Jet Press 720. На каждом листе печатается тестовая полоска (на снимке — внизу) одного из цветов CMYK. На ней видны пропуски. Оптический сенсор анализирует состояние сопел и компенсирует забившиеся за счёт более крупных капель из соседних. Итог — идеальные изображения, которые можно увидеть выше

 

Выбирать заказы следует исходя из двух унаследованных преимуществ «цифры» — независимость себестоимости от тиража и возможность переменной печати, плюс формат B2. В списке «хитов» — календари, брошюры нестандартных форматов, открытки, игральные карты, фотокниги, плакаты, флайеры, высококачественные репродукции произведений искусства, вложения и вклейки в журналы, обложки книг, визитки (вечный жанр), материалы для прямой рассылки.

Говоря о примерах применений листовой ЦПМ, отвечающий за это направление в Fujifilm Хилан Шварц рассказал: «Несколько месяцев назад Fujifilm Jet Press 720 продана в Италию в послепечатную компанию, выполнявшую припрессовку фольги, УФ-лакирование и т. п. для книжных обложек. Владелец компании задумался, что он может оставить своим детям. И решил, что ему следует не ждать отпечатанных обложек от издателей, а печатать и обрабатывать их самим. Результат — сократились сроки и расходы на приладку».

Менеджер по развитию рынка Screen Europe Вим Конинг показал интересные приложения, которые, похоже, пока возможны только на Truepress JetSX. Их реализовал первый европейский клиент — английская RCS. Компания нацеливается на рынок малотиражной и персонализированной подарочной упаковки. Суть идеи — печать идёт по предварительно высеченным и бигованным картонным заготовкам. А продаются подобные изделия в Англии с заоблачной маржой: при себестоимости в 7-10 фунтов покупателю они обходятся в 100 фунтов. Соблазнительно, хотя оправдывающий немалые инвестиции объём подобных заказов ещё нужно собрать, а потом организовать их гладкое течение в рамках техпроцесса. Но пример RCS показывает, как цифровые технологии меняют привычные полиграфистам подходы. Кому из офсетчиков вообще могло прийти в голову печатать на предварительно высеченных и бигованных листах? И главное — зачем?

Российские полиграфисты с интересом изучали образцы книг, отпечатанных на Screen Truepress Jet 520

500 машин

Опередив Screen в продажах листовых ЦПМ, Fujifilm только готовится выйти в тот сектор, где конкурент — безусловный лидер. Речь о рулонных струйных ЦПМ, количество инсталляций которых в мире под маркой Screen и OEM-партнёра Ricoh на 1 апреля 2013 г. перевалило за 500. Единственный конкурент, открыто объявляющий о своих цифрах, пока заметно отстаёт: у HP – 90 машин. Среди активных игроков этого рынка Océ (входит в Canon), Kodak и Impika (приобретена Xerox), но они количество инсталляций не раскрывают. Россия пока в самом начале пути — до последнего времени у нас были запущены 3 рулонных ЦПМ Océ JetStream и две Kodak Versamark. Все эти машины, за исключением одной Océ, работают на рынке транзакционной печати и прямых рассылок. Правда, летом ожидается ещё одна инсталляция Kodak Prosper — на ней будут печатать книги. А совсем недавно состоялась официальная презентация первой двухмодульной машины Screen в типографии ФГУП Издательство «Известия». Там она используется для ч/б печати книг.

После демонстрации в октябре 2012 г. линейка машин Screen Truepress Jet 520 не изменилась. В ней присутствуют одно- или двухмодульные системы для одно- и двусторонней ч/б и цветной печати со скоростью 32–220 м/мин (до 2960 страниц А4 в минуту) и шириной полотна 165–520 мм. Заказчик может выбрать чернила на основе красителя или пигментные. А самое главное — экономика подобных решений позволяет окупать их в условиях малотиражного книжного или газетного производства. Конечно, потребуется соответствующее послепечатное оборудование. Оно имеет специфику с учётом электронной подборки на ЦПМ и ширины её рулона. Управление техпроцессами можно доверить Screen Equios — эта АСУ ТП способна функционировать в условиях гибридного производства.

Д. Кадунов отметил: «У таких машин — лучшая экономика, в т. ч. за счёт печати на недорогой отечественной бумаге. Прошли успешные тесты на газетной бумаге 35 г/м2 и на плотной 220 г/м2. Себестоимость печати листа формата А4 в ч/б режиме — 1 копейка».

Fujifilm приготовила технологическую демонстрацию своей первой рулонной струйной ЦПМ Jet Press 540W, печатающей со скоростями 100 и 127 м/мин. Разрешение 600 dpi или 600×480 dpi, печатающие головки пьезоструйные, Kyocera. Коллеги из Fujifilm не исключают, что в перспективе будут использоваться собственные головки от Dimatix. Ширина рулона до 543 мм. Здесь также предлагаются на выбор водные чернила на основе красителя или пигментные.

На родине пластин

После посещения демоцентра Fujifilm в Брюсселе мы направились на завод пластин в Тилбурге — самое крупное (как уверяют в Fujifilm) производство офсетных пластин в мире. Даже нарочитые сомнения закоренелых скептиков — а действительно ли там всё устроено по последнему слову техники? — распались в прах. Завод открыт в 1991 г., имеет три линии, самая современная стоимостью 96 млн евро запущена в 2011 г. На ней, среди других, изготавливают инновационную беспроцессную пластину Fujifilm Brillia HD Pro-T3. Персонал 800 человек, площадь 63 га, объём выпуска до 6 млн м2 пластин в месяц. Круглосуточное производство автоматизировано, в упаковочных цехах больше роботов, чем людей. Помимо большого внимания к экологичности продукции (выпускается всё больше беспроцессных и малохимических пластин), здесь заботятся о сокращении влияния завода на окружающую среду — около 20% энергии поступает от построенных на территории ветрогенераторов.

УФ для всех

Оба японских производителя стремятся диверсифицировать свои портфолио в области цифровой печати. В первую очередь — за счёт решений с УФ-технологией. В ассортименте Fujifilm — сверширокоформатные принтеры Uvstar Pro, промышленные планшетные Inca Onset, более доступные планшетные Acuity и широкоформатные Acuite LED.

Fujifilm Jet Press 540 W
Fujifilm Jet Press 540 W — одно- или двухсторонняя печать в компактном корпусе. Для удобства оператора, управляющая консоль с экраном при открытии дверцы разворачивается внутрь

В Screen к нашему приезду подготовили демонстрацию новейшей планшетной модели — Truepress Jet W1632UV. Про этот принтер разработчики говорят: «Самая высокая скорость печати в классе». Макс. производительность 94 м2/ч, формат 160×320 см, толщина материала 48 мм. Цветовая схема CMYK, в качестве опции предлагаются светлые оттенки голубого и пурпурного. Хотя физическое разрешение головок 900 dpi, заявленное видимое — 1200 dpi. Предусмотрена автоматическая очистка головок. Головки Kyocera с фиксированным размером капли 12 пл имеют жидкостное охлаждение и позволяют печатать различимый текст размером 3 пункта или 4 вывороткой. Головки расположены в шахматном порядке, по две на цвет, заменяются раздельно. Система T-mapping компенсирует засорившиеся сопла соседними.

Truepress Jet W1632UV
Для удобства оператора Truepress Jet W1632UV, помимо обычных органов управления, есть и педаль

Беседуя с президентом Screen Europe Брайаном Филлером, я поинтересовался: «У вас уже есть машина, печатающая по картону толщиной до 600 мкм. Логичный шаг — разработать её УФ-версию для невпитывающих материалов. Планируете?» Он ответил: «Truepress JetSX сейчас находится на этапе младенчества, поэтому говорить о подобном слишком рано». Возможно, в Screen решили, что целесообразно выходить в этикеточно-упаковочный сектор проторенной дорожкой — уже почти готова к началу продаж узкорулонная Truepress Jet L350UV. Она печатает УФ-чернилами на рулонах шириной до 350 мм со скоростью до 50 м/мин. Разрешение 600 dpi или 600×1200 dpi при минимальной капле 3 пл. Цветовая формула CMYK, белые чернила — опция. Позиционируется для печати этикеток на самоклеющихся материалах.

В практическую плоскость

Среди российских полиграфистов, участвовавших в поездке, было немало опытных в цифровой печати. Она давно стала обыденностью в малоформатной оперативной полиграфии, изготовлении широкоформатной и сувенирной продукции. Примечательно, что изучение более производительных ЦПМ теперь почти полностью переместилось в плоскость «А как это может окупаться?». Вопрос «А хватает ли качества?» для популярных применений снят. Не без участия известных японских производителей, продемонстрировавших собственные подходы к трансформации аналоговых технологий печати в цифровые.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Маленький прямоугольный кусочек плотной бумаги
     

    Неожиданно перед майскими праздниками мне понадобились визитки. Выручила знакомая. 50 односторонних цветных визиток на обычной белой бумаге обошлись в 350 руб. Решили посмотреть, дорого это или нет, и заодно сравнить, а как это было в сентябре 2015 г. (Publish № 9, 2015, https://www.publish.ru/articles/201509_20013463).

    Запрашиваем «Цифровая типография визитки» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Визитные карточки 4+0, бумага матовая 300 г/м2, тиражи 100 и 300 шт. Есть макет. Просим указать сроки.

     

  • Прогресс в печати флаеров
     

    На этот раз мы решили повторить запрос прошлого года (https://www.publish.ru/articles/201605_20013586) и посмотреть, что изменилось. Сравниваем цены и сроки на флаеры в марте 2016 г. с апрелем 2017 г.

    Запрашиваем «Печать флаеров» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Флаеры 10×21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2 мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки изготовления и способ печати.

     

  • Газетная специфика
     

    На этот раз типографии побили рекорд ошибок в ценах. Помимо банальной невнимательности, вскрылась ещё одна проблема. Менеджеры явно не понимают запроса, но при этом мало кто что-то уточняет. И по ответному письму с ценами нельзя понять, что именно тебе посчитали.

     

  • Считаем реальный заказ
     

    «Вы считаете несуществующие заказы… Отрываете менеджеров от их работы…» Такие комментарии были после публикации на страничке Publish в Facebook одного из выпусков «Тайного покупателя». И вот уже второй номер мы считаем только реальные заказы.

    Ко мне обратилась молодая активная бабушка, написавшая книгу для внучки. Компьютером владеет слабо, интернетом пользуется, но мало. Один раз уже печатала книжку, но результат разочаровал. Очень хочет сделать для внучки и близких родственников качественный и хороший подарок. Первый главный вопрос: сколько будет стоить?

     

  • Что подарить родным и близким?
     

    На семейном совете приняли решение к следующим праздникам подарить бабушкам, тётушкам и крестным фотоальбомы. Как профессиональному полиграфисту и поставщику материалов в типографии, организовывать поручили мне. Так и родилась эта статья.

    Решили делать: фотоальбом А4 горизонтальный, твёрдый переплёт с фотографией, 20 стр., плотность — 170–200 г/м2, тираж — 1 и 5 экз. (одинаковые).

     


comments powered by Disqus