2013.04.054120 прочтений

Почём хлеб для полиграфистов?

Теги: Расходные материалы

Мелованная и офсетная бумага: новинки, тенденции и перспективы рынка в 2012–2013 гг. Дефицита меловки, тем более офсета, ожидать не стоит. А вот ситуация с таможенными пошлинами на момент сдачи статьи всё ещё не разрешилась.

«...Дело мастера боится, и коль  крестьянин не умеет сохою  владеть — хлеб не родится».  Суворов А. В.
«...Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится».
Суворов А. В.

Уж сколько раз твердили миру, что отечественная полиграфия находится на вполне конкурентном уровне. По данным Межрегиональной ассоциации полиграфистов, в России насчитывается порядка 7500 типографий различной производственной мощности и специализации. Треть из них — цифровые, а более 90% остальных — малые и средние со штатом до 50?ти человек, не способные содержать масштабные склады и логистические службы для самостоятельного хранения и поставок «хлеба» полиграфистов: мелованной и офсетной бумаги.

В оборудование для полиграфического производства в России с 2000-х годов было вложено более 211,636 млрд руб. частных инвестиций. Для сравнения — по данным пресс-службы Минприроды, общий объём финансирования лесного хозяйства в 2012 г. достиг 63,3 млрд руб. При этом статистика, позволяющая получить комплексные сведения о бумажно-полиграфическом и издательском рынке в стране, отсутствует. Но, благодаря материалам отраслевых мероприятий и мнению специалистов рынка, мы попытаемся подвести итоги развития в секторе мелованных и офсетных бумаг, расскажем о новинках и перспективах.

Дефицита меловки не будет

Выносимая лёгкость бытия достигается за счёт... плотности взгляда
Выносимая лёгкость бытия достигается за счёт... плотности взгляда

В Россию импортируются в основном высокосортные мелованные и книжно-журнальные сорта бумаги, которые в стране пока не производятся. Импорт бумаги для печати всех видов в 2011 г. составил 431 тыс. т. Доля чистоцеллюлозной мелованной бумаги наибольшая — 197 тыс. т (46%), книжно-журнальной мелованной бумаги — 163 тыс. т (38%). Импорт меловки стабильно растёт на 5-10% в год. Однако это не всегда соответствует росту продаж. «В 2012 г. складские запасы оптовиков превышали спрос», — комментирует Ольга Широкова (исполнительный директор Содружества бумажных оптовиков, СБО). Ввоз чистоцеллюлозной мелованной листовой бумаги в Россию в 2012 г. составил 230 тыс. т, а мелованной рулонной книжно-журнальной — 160 тыс. т.

Сегодня на российском рынке можно найти продукцию практически всех крупных производителей мелованной бумаги. По данным на конец 2012 г., 65% этого рынка в России принадлежит европейским производителям, остальная часть — производителям восточного региона, в основном Китая. Но, как считает Фёдор Шлаев (отдел маркетинга, «Берег»), всё еще может измениться.

«В секторе продаж мелованной листовой бумаги рынок России в 2012 г. показал очень хорошую динамику, был прирост по ввозу — 15% по отношению к 2011 г. В Европе же, наоборот, по чистоцеллюлозным сортам наблюдалось падение на 3,6%. По книжно-журнальной бумаге рынок в 2012 г. выглядел чуть хуже, чем в 2011 г. Спрос упал примерно на 3%, и, по большому счёту, стагнация наблюдается на протяжении всего года», — отмечает Игорь Дроздов (старший менеджер по работе с клиентами, Sappi). В Европе спрос на книжно-журнальную бумагу упал на 9%. Таким образом, состояние российского рынка мелованной бумаги выглядело более привлекательным.

Интереснее Европы

Если не сейчас, то когда?

В 2012 г. в России продолжался спад издательского рынка и переход на электронные носители с соответствующим сокращением тиражей, полосности, наименований. «Основной тенденцией на рынке мелованной бумаги 2012 г., как и ранее, было увеличение ассортимента», — отмечает Шлаев. Ещё 5 лет назад мелованную бумагу делили на две категории: матовую и глянцевую. Теперь же предлагается целая линейка градаций матовости и уровня глянца, а с приходом на рынок восточных производителей — и пухлости. Для примера, в ассортименте «Берег» более 20-ти марок мелованной бумаги от ведущих мировых производителей. Продукт-менеджер Ольга Сердюкова (продукт-менеджер, «Александр Браун») отмечает, что в 2012 г. наблюдалось сокращение рекламной полиграфии. По её мнению, год ознаменовался жёстким ценовым демпингом на рынке мелованной и офсетной бумаги. Рост потребления рулонной наблюдался только в ритейле. В основном для печати каталогов используются сорта малой плотности (36–54 г/м2, легкомелованная и суперкаландрированная), т. к. масса конечного издания крайне важна с точки зрения затрат при прямой почтовой рассылке.

В журнальном сегменте рынка (периодические издания) продолжилась многолетняя тенденция к уменьшению плотности. Процесс идёт плавно, в отличие от разгара кризиса. Уменьшение на несколько грамм, как правило, в рамках одного сорта, позволяет сэкономить на расходе бумаге и максимально сохранить внешний вид издания, к которому привыкли читатели и рекламодатели. Более яркую тенденцию — расширение использования бумаги низких плотностей в каталогах торговых сетей — отметил Дроздов. Сетевые компании, обладающие большой сетью магазинов, на протяжении последних лет активно снижают плотность. Если раньше они начинали с 54 г/м2 и выше, то сейчас стандарт — 42 г/м2, с учётом достаточно больших объёмов потребления — это также позволяет торговым сетям заметно экономить на рекламных расходах.

Пусть на улице дождик... — номер или заказ в печать уйдёт в срок
Пусть на улице дождик... — номер или заказ в печать уйдёт в срок

По словам менеджера по развитию мелованных и специальных бумаг компании «Европапир» Дмитрия Скрипкина, в секторе мелованной бумаги весь 2012 г. шло смещение в сторону азиатского производителя — ввиду более низкой себестоимости, большей пухлости и других факторов. Мелованная бумага корейских производителей Hansol, APP Hainan и Moorim положительно зарекомендовала себя на рынке, благодаря высокому качеству при оптимальных ценах. «Но представлена и менее качественная бумага других азиатских поставщиков, которые пытаются завоевать рынок при помощи демпинговых цен», — отмечает Сердюкова. Последствия лавины азиатской меловки ощутила и компания «Регент-Арт». Продукт-менеджер Анна Мусохранова отмечает: «Не столь важно, как вы относитесь к столбу посреди дороги, важно, что его не удастся игнорировать. Азиатский производитель — это уже реалия нашей жизни, которая во многом диктует новые тенденции».

Все эксперты согласны в одном — самые передовые технологии и современные линии производства, несомненно, расположены в Азии. «Выбор среди азиатских брендов и поставщиков весьма велик, а японские и корейские образцы значительно отличаются от китайских», — считает Мусохранова.

Чего желает клиент

На предпочтения клиентов в секторе мелованной бумаги также повлиял азиатский производитель: более пухлые сорта выбирают всё чаще, стремясь воспользоваться экономическим эффектом от использования такой бумаги. Скрипкин считает, что эта тенденция сохранится и в 2013 г.

В 2012 г. на российском рынке традиционно предъявлялись высокие требования к белизне мелованной бумаги. Остальные тенденции выражены не так явно и, возможно, носят временный характер. Так, в последнее время, по словам Мусохрановой, в запросах клиентов снова стала преобладать глянцевая бумага.

Родной офсет

В Российской Федерации в 2011 г. (достоверных данных за 2012 г. пока нет) было произведено 2310 тыс. т бумаги для печати, из которых 384 тыс. т (17%) — офсетная. Внутреннее потребление практически полностью обеспечивается собственным производством — доля импорта составляет всего 6% от объёма потребления офсетной бумаги. Кроме того, в структуре экспорта бумаги для печати из России на неё приходится 108 тыс. т (8%). Экспортируется 28% от произведённого объёма офсетной бумаги.

К сожалению, оценить объём экспорта только офсетной бумаги для печати в 2001—2010 гг. не представляется возможным из-за многосложности номенклатуры ТН ВЭД и смешения различных видов бумаги (технической, специальной) в общем объёме экспорта по различным кодам в группе 4802 ТН ВЭД.

Основным событием 2012 г. в секторе офсетных бумаг Скрипкин считает открытие листорезальной машины на «Сыктывкарском ЛПК». Соответственно, конец года был ударным, особенно для оптовиков, которые стремились увеличить продажи офсета из Сыктывкара. Тем самым они наращивали свои продажи за счёт дополнительного объёма, производимого комбинатом.

Импорт офсетной бумаги в Россию в 2011 г. составил 17 тыс. т. Наименьший объём за десятилетие был в 2002 г. (1,8 тыс. т), наибольший — в 2007 г. (25,6 тыс. т). На период с 2002 по 2007 гг. приходится основной рост, а с 2007 по 2011 гг. темпы плавно снижались. Сектор офсетной бумаги почти не меняется, но, если говорить о Mondi, которая активно внедряла новые плотности по офсетным сортам, вырисовывается спрос на продукты более высокой плотности.

Что с пошлинами?

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) рассматривает вопрос о снижении/продлении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованной бумаги и картона, внесённый российской стороной.

13 декабря 2012 г. данное предложение было направлено белорусской и казахстанской сторонам для рассмотрения в установленном порядке и представления в ЕЭК согласованных позиций.

23 января 2013 г. Консультативный комитет по торговле ЕЭК поддержал следующие предложения России:

установление ставки ввозной таможенной пошлины по коду ТН ВЭД ТС 4810 92 100 0 в размере 5% сроком до 31 декабря 2015 г.;

продление (установление) на 9 месяцев ставки ввозной таможенной пошлины по кодам ТН ВЭД ТС 4810 13 800 9, 4810 19 900 0, 4810 22 100 0, 4810 29 300 0 в размере 5%.

30 января 2013 г. состоялось заседание Совета ЕЭК. В его компетенцию входит принятие решений по корректировке ставок пошлин на товары из перечня чувствительных. Поскольку упомянутые виды являются нечувствительными товарами, вопрос на заседании не рассматривался.

Вопросы о корректировке ставок таможенных пошлин на нечувствительные товары входят в сферу принятия решений Коллегии ЕЭК, которая заседает еженедельно. Соответствующие предложения о корректировке пошлин могут быть внесены в повестку дня только при наличии согласованных позиций всех стран-членов Таможенного союза. К 15 февраля 2013 г. Республика Казахстан всё ещё официально не представила в ЕЭК согласованную позицию по рассматриваемым вопросам. Министерство экономики и бюджетного планирования РК (Департамент регулирования внешнеторговой деятельности) является уполномоченным органом, представляющим согласованную позицию по вопросам таможенно-тарифного регулирования.

Основная задача издательско-полиграфической отрасли — содействовать в представлении казахстанской стороной согласованной позиции по рассматриваемому вопросу в ЕЭК.

Предположительно вопрос будет рассмотрен Коллегией ЕЭК (принято Решение) 5 марта. Расчётный планируемый срок введения 5% пошлин – середина апреля. Минэкономразвития России вносит на Коллегию ЕЭК предложение о введении данного Решения в действие через 10 дней с даты опубликования — в этом случае 5% пошлины начнут действовать раньше.

Источник: СБО

Расширения ассортимента и присутствия

Традиционно считается, что рынок мелованной бумаги — один из самых консервативных. Тем не менее, за прошедший год почти каждый поставщик может похвастаться расширением ассортимента.

Только в 2012 г. компания «Берег» возобновила поставки мелованной бумаги улучшенного качества Everest Fine («Эверест Файн»). Бумага обладает повышенной пухлостью даже по сравнению с традиционно пухлыми сортами восточных производителей, что позволяет применять бумагу меньшей плотности (115 г/м2 вместо традиционных 130 г/м2) и существенно экономить на тираже. Увеличилась линейка плотностей мелованной бумаги Magna («Магна») до 400 г/м2. В ассортименте компании появилась новая марка европейской мелованной бумаги Tecno Plus. В сегменте мелованной бумаги премиум класса Symbol Freelife («Симбол Фрилайф») появилась бумага с тиснением Country («кантри»), весьма популярном последнее время в Европе. Пополнилось семейство мелованной бумаги для цифровой печати NOW!Print («НАУ!Принт») – добавлены суперглянцевая NOW!Print Supergloss («НАУ!Принт Суперглосс») и бумага повышенной пухлости NOW!Print Eco («НАУ!Принт Эко»).

«Анталис» в конце 2012 г. начала поставки чистоцеллюлозной матовой бумаги тройного мелования высочайшего качества — Satimat. Как отмечает поставщик, бумага обладает самой высокой скоростью сушки на рынке, имеет хорошую пухлость, отличную непрозрачность даже при полном запечатывании поверхности, высокое качество и гладкую поверхность. Её сертификат FSC не теряет силы, потому что «Анталис» с 2012 г. также является держателем сертификатов цепочки поставок FSC и PEFC. Создавая ассортимент офсетной «зелёной бумаги», компания ещё в начале 2012 г. эксклюзивно представила на рынок немелованную бумагу премиум-класса Olin (Arjowiggins) из уникальной эвкалиптовой целлюлозы, сертифицированной FSC. Сейчас Olin для многих дизайнеров и типографий стала незаменимой в производстве подарочных книжных изданий и поздравительных открыток. В 2013 г. стартуют продажи офсетной Cocoon производства Arjowiggins — инновационной экстра-белой бумаги, на 100% произведённой из FSC-сертифицированного переработанного сырья.

Рынок офсетной печати жёстко поделён, и Россия не исключение. В основном все конкурируют одними и теми же продуктами. И объёмов, производимых Mondi, вполне хватает, чтобы обеспечить значительную долю рынка.

В 2012 г. Mondi значительно расширила линейку плотностей листовых офсетных сортов бумаги Maestro Print Syktyvkar, увеличила диапазон форматов. Выпустила новую серию очень гладкого и белого (170 CIE) сорта для цифровой печати DNS Color Print. Бумага входит в портфолио «зелёных» сортов Mondi Green Range. Они доступны в диапазоне 80–300 г/м2 и форматах A4, A3, SRA3, имеют сертификаты FSC и EU Ecolabel.

Год был также ознаменован выходом на рынок высококачественной азиатской бумаги Hi-Kote четырёхкратного мелования (производства APP Hainan). Она и «Кинмари Экс» («Мицубиси») в конце 2012 г. пополнили ассортимент «Регент-Арт». Традиционно наиболее сильные бренды компании — «Веларт» и «Титан» — также напоминают о себе. Во второй половине года на суд клиентов был представлен «Титан Гибрид» — бумага с 30% содержанием волокна вторичной переработки, не уступающая по качеству чистоцеллюлозному аналогу. Ожидается появление в продаже «Веларт Форте» — бумаги с однослойным мелованием, представленной в редкой для европейского листового бренда плотности 80 г/м2.

Расширяется присутствие в России одного из крупнейших зарубежных производителей книжно-журнальной бумаги. В мае 2012 г. UPM открыла офис по продажам бумаги в Ростове-на-Дону. Уже в течение трёх лет компания продаёт в России бумагу за рубли, помимо традиционных продаж в валюте. По словам Наталии Малашенко (директор, корпоративные коммуникации), все внутренние процессы и системы производителя подверглись значительной перестройке. Первый «офис-спутник» компании в Екатеринбурге продемонстрировал эффективность региональной экспансии, теперь очередь за Ростовом. В конце сентября на заводе «UPM Кюми» (Финляндия) начала работу новая линия по производству чистоцеллюлозной мелованной бумаги в листах. Цель запуска — увеличить качество и скорость обслуживания российских клиентов UPM, повысить гибкость и поддержать эффективность завода. Линейка состоит из сортов UPM Finesse gloss, premium silk и silk 90–150 г/м2. В 2012 г. UPM в России начала активно закупать для переработки газетную и журнальную макулатуру — глобальный производитель бумаги является крупнейшим в мире потребителем макулатуры.

«Мы предполагаем увеличить свою долю на российском рынке за счёт выигрышного расположения фабрики, комбинации заказов на складе в Коуволе (Финляндия) и хороших сроков производства, поскольку сервис по резке ориентирован, прежде всего, на потребителей в России и странах Северной Европы», — отметила Малашенко.

Накипело

Группа «Илим» на встрече с крупными игроками рынка мелованной бумаги, прошедшей 30 ноября 2012 г., заявила о своих планах запустить в 2013 г. производство мелованной бумаги на заводе в Коряжме объёмом до 70 тыс. т в год. Если проект удастся, в России наконец появится отечественный производитель мелованной бумаги. Но об успехе можно будет говорить, только когда российские полиграфисты и потребители положительно отзовутся о качестве продукта.

«Появление на российском рынке офсетной бумаги ещё одного игрока (производителя) не лишне и будет способствовать здоровой конкуренции, — считает Широкова. — Что касается мелованной бумаги, “Илим” планирует производить только целлюлозные сорта ограниченного количества форматов и плотностей. Заявленный объём — до 70 тыс. т в год, что не так уж много, по сравнению с общим потреблением 230 тыс. т целлюлозной мелованной бумаги в России за 2012 г. Заместится, в лучшем случае, около 30% импорта, что кардинально не изменит рынок».

Одни считают, что противоречащее нашим договорённостям с ВТО повышение таможенных пошлин на руку российским лесопромышленникам. Других смущает, каким образом сопровождается данный процесс. «Мы слышали от многих клиентов о том, что группа “Илим” напрямую ассоциируется с возвращением пошлины на мелованную бумагу к 15% уже сейчас, в т. ч. на те сорта, диапазоны плотностей, которые не собирается производить, в соответствии с планами начала производства в этом году», — заявил Дроздов.

Чудеса делаются своими руками…

«Первые месяцы 2013 г. по ряду позиций в секторе мелованной бумаги, без преувеличения, просто провальные», — констатировал Дроздов. По его мнению, даже если пошлина в ближайшее время вернётся к прежним 5%, отток заказов будет очень сложно быстро компенсировать.

Происходящее в России и странах Таможенного союза вызывает серьёзные опасения. Главный удар для отечественного полиграфического рынка — возвращение на прежний уровень 15% таможенной пошлины на мелованные сорта. В целом, для международных компаний это не так важно: имея представительства по всему миру, они компенсируют падение в России ростом потребления в соседних странах (Польше, Украине, Финляндии, Прибалтике), куда перетекают заказы российских издателей. Но, так или иначе, это касается всех, у кого есть представительства. И последствия этого — падение продаж и сжатие российского рынка в целом.

Негативные тенденции: уход заказов на печать за рубеж, из-за которых страдать будут прежде всего российские типографии и небольшие издательства. Как следствие — повышение цен на сырьё, доля которого в себестоимости конечного продукта доходит до 70%, что вызывает удорожание товара для потребителей. Падение спроса скажется и на занятости, мы прекрасно помним это на примере кризисного периода 2008—2009 гг.

Особую угрозу для России, Беларуси и Казахстана при таких ввозных пошлинах на бумагу для печати представляют отдельные страны СНГ, в которых пошлины были отменены несколько лет назад, а экспорт готовой печатной продукции из этих стран на территорию Таможенного союза налогом не облагается. Кроме того, в Россию готовая издательская печатная продукция ввозится беспошлинно по Флорентийскому соглашению и со сниженной ставкой НДС. Эти факторы уже много лет вынуждают полиграфические производства России и стран-членов Таможенного союза работать в заведомо невыгодных экономических условиях. В настоящий момент Евразийской экономической комиссией снова рассматривается вопрос о снижении/продлении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованной бумаги и картона, внесённый российской стороной.

В целом же, игроки рынка считают, что дефицита в мелованной, тем более в офсетной бумаге не будет. В отличие от офсета, сектор меловки выглядит перспективно, в нём есть куда расширяться, хотя полиграфисты считают правильной такую последовательность действий: сначала должны быть выровнены цены на бумагу в России и за границей — за счёт отмены таможенных пошлин на не производимые у нас сорта. Далее, уже за счёт возврата российских заказчиков на родину должен вырасти объём потребления до масштабов, когда строительство собственного производства меловки в России станет коммерчески рентабельным. Однако отечественные «бумажники» явно рассчитывают на другое — выиграть конкуренцию с импортом за счёт пресловутой 15% таможенной пошлины. Пока полиграфическое лобби опять слабее. Остаётся лишь надеяться и верить в лучшее… А к чему при этом следует готовиться — все знают.

Об авторе: Ирина Зотова (irina.zotova.jou@gmail.com), независимый автор.

Автор благодарит за содействие: Ольгу Широкову (СБО), Фёдора Шлаева («Берег»), Игоря Дроздова (Sappi), Дмитрия Скрипкина («Европапир»), Наталию Малашенко (UPM), Елену Березину («Анталис»), Анну Мусохранову («Регент-Арт»), Ольгу Сердюкову (Александр Браун).

Литература:

1. Сенаторов В. Ю., Широкова О. А., Кириченко Е. М. Отраслевой доклад «Российский рынок бумаги для печати» (2012 г.).

2. Материалы форума СБО «Издательско-полиграфическая отрасль Таможенного Союза в условиях ВТО. Рынок бумаг и картонов».

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Зелёная упаковка в поисках дружественного картона

    Блистерная упаковка без пластика

    Один из самых распространённых типов упаковки — блистерная упаковка — теперь может быть полностью произведена из картона. Два её основных преимущества — это уменьшение воздействия на окружающую среду и упрощение открывания упаковки со снижением опасности нанести себе травму. Блистерная упаковка производится для размещения на кронштейнах в розничных магазинах и обычно состоит из картонной подложки и прозрачного пластикового короба, чтобы покупателю был виден продукт. Изобретательно спроектированная упаковка Cefapac, производства норвежской компании Moltzaus, более экологична и проще открывается и уже завоевала несколько наград.

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • ТЕСТ: готовы ли Вы оценить качество печати?
     

    Редакция Publish совместно с партнёром – бумажным оптовиком Antalis – разработала тест, в котором мы предлагаем определить, как те или иные дефекты печати влияют на финальных вердикт: тираж или брак.

     

  • Вера Бубело: «Если рынок позволит, мы готовы увеличить выпуск мелованной бумаги в любой момент»
     

    Когда в конце 2012 г. Группа «Илим» объявила о планах по выпуску мелованной бумаги в России, это вызвало определённый скепсис среди полиграфистов. О подобных проектах другие компании объявляли и ранее. Но ни один из них не был реализован. Сейчас на дворе уже 2017 г., и мелованная чистоцеллюлозная бумага «Омела» прочно заняла своё место на рынке. Иногда полиграфисты даже жалуются, что её бывает непросто приобрести — «Омела» бывает дефицитным продуктом, поскольку при вполне достойном качестве она обычно продаётся заметно дешевле импортной бумаги. На наши вопросы о текущем состоянии и перспективах производства отечественной меловки отвечает директор по продажам белых бумаг и пиловочника Группы «Илим» Вера Бубело.

     

  • В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

    Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

     


comments powered by Disqus
301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.4.1