2013.03.12, Автор: Игорь Терентьев2153 прочтений

Непрофильный бизнес

Теги: От редактора

Не от хорошей жизни мы уже который год занимаемся подробнейшим подсчётом и анализом российского рынка CTP. Не для профессиональной прессы это занятие — во всём мире подобными исследованиями занимаются государственные статистические органы, профессиональные ассоциации и независимые консалтинговые фирмы. А пресса лишь публикует интересные результаты. Но специфика российского полиграфического рынка такова, что с точки зрения государства его как бы нет — не существует отдельной полиграфической отрасли. Продукцию считают то вместе с бумажной, то смешивая с издательской, то сваливая в одну кучу с упаковкой.

Да, время от времени в государственной статистике появляются краскооттиски или экземпляры книг. Но, положа руку на сердце, много ли среди здравомыслящих людей тех, кто этой статистике доверяет, зная специфику её сбора? Ситуация с аналитикой по рынку, которая могла бы появляться из-под пера отраслевых ассоциаций, ещё печальнее. Самых и главных и таких нужных ассоциаций просто нет. Никак не объединены поставщики полиграфического оборудования. А на развитых рынках подобные объединения не только собирают жизненно важную статистику, но и, например, организуют крупнейшие выставки. Нет и ассоциации полиграфических предприятий. Среди их важнейших функций — формирование отраслевых стандартов, сбор статистики по выпуску продукции и других важнейших данных. Например, в Америке каждый год появляется исследование заработной платы в отрасли. Такие отчёты я считаю обязательным признаком цивилизованности рынка.

К сожалению, нашим полиграфическим рынком пока не особенно интересуются серьёзные консалтинговые фирмы. Может, он кажется им маленьким и неинтересным? Или просто не знают реальных масштабов? Периодически выпускаются отчёты по отдельным секторам, но содержащиеся в них данные вызывают сомнения — уж больно расходятся со сложившимися представлениями о рынке. Это не значит, что во всех подобных отчётах сплошная неправда. Проблема в другом — нет системности. Если консалтинговая компания в один год считала печатные машины, а в другой — выпуск картонных коробок, то у неё просто нет исторической базы, позволяющей оценить точность исследований в контексте многолетних изменений и измерений. Увы, даже самый тщательный анализ таможенных данных не заменяет кропотливой работы с игроками рынка. Такова российская специфика.

Особенно сложная ситуация с таким динамичным сектором, как цифровая печать. Участникам рынка хотелось бы знать о нём как можно больше — от количества и качества поставляемого оборудования до максимально подробной структуры печатной продукции. Причём последнее гораздо интереснее и для поставщиков, и для владельцев/руководителей типографий. Казалось бы, довольно подробные данные о поставках цифровой печатной техники собирают такие уважаемые организации, как IDC. Это верно, но лишь отчасти. Главная сложность — как отделить офисное печатное оборудование от используемого в коммерческих целях. Та же IDC обычно классифицирует печатающие устройства на группы по цветности и производительности. Но для коммерческой полиграфии не менее важны рекомендуемая месячная нагрузка, поддерживаемые форматы и ассортимент запечатываемых материалов. В широкоформатной печати свои определяющие критерии, среди которых не последнюю роль играют тип чернил и формат.

Что касается цифровой печатной продукции, то появляющиеся там и сям аналитические данные совпадают… с точностью «плюс/минус километр». Понятно, что сам термин «цифровая печатная продукция» весьма расплывчатый. Но это не отменяет острого желания всех знать, что в этом секторе происходит и чего от него ждать в перспективе.

К чему это я? Подсчитывая вместе с поставщиками продажи CTP уже семь лет подряд, мы сумели добиться максимальной прозрачности этого сектора рынка. Но этого ещё так мало… Имея точные данные по структуре инсталлированной базы CTP, невозможно даже точно оценить масштабы и тенденции, казалось бы, смежного и зависимого сектора офсетных пластин. Но мы осознаём, насколько это важная и необходимая работа. И будем её продолжать. Хотелось бы только надеться, что не мы одни.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     

  • Фотокниги: «блочные» тонкости
     

    В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

     

  • Воспоминания о будущем печати
     

    Будучи на выставке Hunkeler Innovationdays 2017, которая проводится уже полтора десятка лет и неуклонно растёт, я задал двум представителям производителей оборудования вопрос: «А вы замечали, что из России сюда приезжает больше представителей офсетных типографий?» Ответ был однозначным: «Нет». Получается, за парой исключений (в России уже есть целых две коммерческих типографии, оснащённых рулонными струйными ЦПМ для двусторонней печати) больше никто из офсетчиков особенно не думает о внедрении по-настоящему промышленной «цифры»? Наверное, у наших крупных офсетных типографий всё в порядке с заказами, а будущее легко и безоблачно…

     

  • «Цифровой» белый как двигатель прогресса
     

    Вспоминаю разговор, состоявшийся всего пару лет назад на дилерской конференции крупного дистрибьютора офисного печатного оборудования. Опытный и технически грамотный специалист известного производителя принтеров удивил меня вопросом: «А кому вообще нужен белый тонер в принтерах?» Вопрос его с колокольни компании, в первую очередь сфокусированной на рынке офисной техники, был вполне справедлив. Довольно сложно представить себе, кому в повседневной офисной работе действительно может понадобиться возможность печати белым тонером. Белым по белому? Вы в своём уме вообще? Можно сказать, что идея темы номера «Цифровой белый» зародилась именно тогда…

     


comments powered by Disqus
301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.4.1