2013.02.28, Автор: Игорь Терентьев3479 прочтений

CTP-2012: назад в будущее

Стремительный рост на российском рынке CTP, зафиксированный в 2011 г., не повторился — всё говорит о стабилизации продаж. Но это неплохо — стабильность лучше потрясений со знаком минус.

Мы снова сделали это. Уже в седьмой раз. Погожим днём 14 декабря 2012 г. в редакции Publish собрались представители компаний, активных на рынке цифровых устройств для прямого вывода металлических офсетных форм , которые мы далее для краткости будем называть давно всем понятной аббревиатурой CTP . «Входным билетом» для нашего круглого стола традиционно является продажа и запуск у заказчика хотя бы одного устройства на протяжении календарного года. Допускается и заочное участие — главное, чтобы у компании были продажи и она раскрыла подробную информацию о них. Количество участников год от года варьируется, в 2012 г. их оказалось 8 (в порядке убывания объёма продаж): «Гейдельберг-СНГ» , «НИССА Центрум» , «Терем», ГК «Легион» (включая «НекстПоуз» ), «ЯМ Интернешнл» , «Паритет» , «Терра Принт» , «МакЦентр» . Уже в январе 2013 г. стало известно: компания «НекстПоуз» входит в состав Группы компаний «Легион». Поэтому по итогам года и в статистике за всё время в продажах ГК «Легион» учтены результаты «НестПоуз». Однако в 2012 г. последняя всё ещё действовала как отдельная компания, поэтому мы посчитали мнение её руководителя о развитии и тенденциях рынка интересными – они отражены в статье. Присутствовал и представитель производителя — менеджер по развитию бизнеса Kodak Сергей Парамонов . Исчерпывающие данные о продажах InitPress (единственной компании, увы, традиционно отказавшейся от участия в нашем мероприятии) предоставили их коллеги из «Гейдельберг-СНГ». Таким образом, нам второй год подряд удалось охватить 100% рынка. Но мы ничего не смогли бы без доброй воли и искренней поддержки со стороны российских поставщиков CTP, заинтересованных в прозрачности этого сектора рынка.

 

Как мы считаем

Почему мы твёрдо уверены в достоверности собранных данных? Всё дело в методике. Примерно за месяц до круглого стола мы рассылаем всем участникам (а активные на рынке CTP компании мы знаем поимённо) подробные анкеты. В них должно быть отражено не только количество установленных систем в календарном году, но и все характеристики инсталляций, нужные для последующего анализа, — от вида технологии и используемых пластин до типа типографии и региона. Собираем также информацию о машинах, ввезённых типографиями самостоятельно; о них обычно неплохо осведомлены «ответственные» за ту или иную марку поставщики — их нередко привлекают к запуску и сервисному обслуживанию. Фактически, не считая специфических устройств, используемых военными, в России не производится CTP для офсета, поэтому для точной оценки инсталлированной базы мы учитываем все устройства (новые или б/у), ввезённые из-за границы. Если аппарат перепродан из одной российской типографии в другую, он не суммируется. За неделю до круглого стола вся информация оказывается в редакции и переносится в сводные таблицы.

 

Важно подчеркнуть — мы ведём учёт по факту ввода CTP в эксплуатацию у заказчика (out — по общепринятой международной системе учёта), а не те, что ещё только ввезены и находятся где-то в канале продаж (in). Поэтому наши данные обычно не совпадают с информацией, содержащейся в базе данных таможенной службы. К тому же она может не отражать даже реалий по фактическому ввозу — в силу особенностей российского бизнеса. К счастью, для нашей статистики это значения не имеет.

Данные о продажах каждой марки уточняются и проверяются до, в ходе и после круглого стола. Например, если у марки несколько поставщиков, утаить или приписать что-то становится невозможно. Такой соблазн велик у эксклюзивного поставщика, поэтому мы регулярно проверяем отдельные марки. Последний раз по итогам 2011 г. сделали такую проверку по данным «Гейдельберг-СНГ», позвонив в каждую типографию, где были запущены Suprasetter, — итог точно соответствовал заявленному.

Конечно, нельзя исключать, что за 7 лет какие-то инсталляции всё же не были учтены. Мы также можем не иметь точных данных обо всех машинах, выведенных из эксплуатации. Но речь может идти лишь о единичных случаях, а статистическая погрешность есть всегда.

 

Итак, за ушедший год в России было запущено 108 устройств CTP. Это всё ещё больше, чем 98 * в 2011 г., но темпы роста очень существенно упали. От оптимистичных и вдохновляющих плюс 42% в 2011 г. до нынешних «спокойных» 10,2% . Но раз конец света не наступил, нет сомнений, что в 2013 г. будет достигнута «магическая» граница в 1000 устройств. Ведь по итогам 2012 г. общая инсталлированная база составила 907 единиц (или 909 при подсчёте по производителям — у нас сохраняется небольшое расхождение в подсчётах). Кто-то из поставщиков в IV квартале сможет повесить на очередное запущенное у заказчика CTP табличку «Юбилейное 1000-е устройство CTP в России». За табличкой обращаться в редакцию Publish…

ctp

Любопытно, что с итоговым числом 108 мы попали «назад в будущее» — почти столько же (107) аппаратов было продано в 2006 г., когда мы впервые посчитали годовые продажи. Но при арифметической близости результатов тут дистанция огромного размера. И дело не только в шести прошедших годах и одном всемирном кризисе. Главное — в 2006 г. результат был показан на фоне общего роста индустрии. Никто не сомневался, что через год продажи заметно вырастут (так и случилось — на 22,4%). А результаты за 2012 г. однозначно говорят о другом — мы вышли на «плато», рынок достиг насыщения, наступает стабилизация продаж. Мы ещё вернёмся к другим отличиям, а пока посмотрим на результаты в четырёх традиционных представлениях — по поставщикам и производителям, за год и за всё время существования этого сектора рынка. С результатами за 2011 г. сравнивайте здесь: http://www.publish.ru/articles/201201-02_19839343 .

В «кубке конструкторов» — зачёте по производителям — по итогам года сохранили свои позиции только два первых. Упрочила лидерство марка Heidelberg — за год установлено 36 аппаратов: плюс 5% по сравнению с 2011 г. и более трети рынка (34%). Факт беспрецедентный — ещё никогда одной марке не удавалось преодолеть эту границу по итогам продаж за год. Справедливости ради, по абсолютным продажам остался непревзойдённым рекорд Kodak от 2008 г. — тогда было запущено 44 аппарата (32,6%). Достойный результат (с учётом сложностей головной компании — американской Kodak) и в этом году — 21 CTP, а доля марки на рынке за год уменьшилась не намного — 19,8% (20,8%).

Зато далее изменения весьма существенные. На третье место с результатом 15 устройств (13,9%) ворвался китайский Cron. Прогресс огромный, хотя и вполне предсказуемый. Четвёртую позицию заняла Agfa — 14 CTP (13%). Почему не ECRM, бывшая третьей в 2011 г.? Вячеслав Стрельников ( «Терем» ) объяснил это гораздо более привлекательными специальными предложениями Agfa на Drupa-2012. На лидеров, чьи продажи выражаются двухзначными числами, пришлось почти 80% рынка. Тенденция к укрупнению налицо: в прошлом году 80% пришлось на 5 марок. Бодрый старт Glunz&Jensen iCTP в начале года давал надежды, но получилось всего 4 инсталляции, хотя это и существенный прогресс после паузы в 2011 г. По маркам ECRM, Screen, Fujifilm и Dotline в 2012 г. продажи снизились, а Highwater вообще выпала из списка.

Изменения продаж по производителям за все годы по мере роста инсталлированной базы всё незаметнее. Во главе остаётся Kodak с чуть меньшей долей 26,3% (27,1% в 2011 г.), на втором месте Heidelberg, лишь чуть-чуть не дотянувшись до пятой доли рынка — 19,6% (17,7%). Доли ECRM и Agfa почти сравнялись — 11,9% и 11,3%. Среди остальных марок заметно продвижение Cron — 2,4% (0,9%). Почти синхронно теряют доли такие заслуженные марки, как Screen (9,0% после 10%) и Fujifilm (8,4% после 9,2%).

Естественно, продажи конкретных марок двигают поставщики. И на этом поле тоже есть изменения, качественные и количественные. Самое заметное — уход с рынка компании «Центр ХГС», ещё в прошлом году являвшейся одним из двух российских партнёров Screen. Положение первых четырёх поставщиков по итогам года осталось неизменным, хотя не всем даже в первой четвёрке удалось прибавить. Наибольшего успеха добились в «Гейдельберг-СНГ» — 33 CTP с долей рынка 30,6% (ещё три инсталляции Suprasetter пришлись на долю InitPrepress) после 27-ми в 2011 г. (26,7%). Впечатляющий рост по всем показателям! Далее следует сохранившая темп «НИССА Центрум» — 22 CTP (включая 3 G&J iCTP) при почти неизменной доле рынка 20,4%. Удалось добавить «Терему» — 17 инсталляций и 15,7% (15% в 2011 г.). В четвёртом месте «Легион» (11 CTP; 10,2%) весомы заслуги «НекстПоуз». Но даже без учёта продаж Cron результаты несколько лучше прошлогодних: 4 аппарата Luescher плюс 1 Dotline. Очевидно, в увеличении продаж Luescher сыграл роль фактор повышения интереса к решениям для вывода недорогих аналоговых пластин, на которые рассчитаны также все установленные китайские CTP Cron. Сократились продажи у «ЯМ Интернешнл» — до 7-ми CTP (12 в 2011 г.).

Из трёх следующих поставщиков два — «Паритет» и «Терра Принт» — несут ответственность за рост продаж китайской Cron, установив, соответственно, 6 и 3 её аппарата (и не забываем про 6 систем «НекстПоуз»). Но не факт, что такое количество дистрибьюторов сыграло положительную роль: Михаил Ложников ( «Паритет» ) считает, что более сдержанная политика производителя в выборе поставщиков была бы полезнее для рынка: «Выполнить больше инсталляций в этом году помешала конкуренция в рамках одной марки и агрессивная политика старожилов рынка». Хотя конкуренты с ним не совсем согласны. Мнение редакции Publsih на этот счёт: да, поторговавшись с тремя поставщиками одинаковых решений, покупатели могут получить большую скидку, но не приведёт ли это к снижению уровня сервиса от того поставщика, которого только что «продавили» по цене? Такова оборотная сторона медали…

Ещё два CTP (оба марки Kodak) типографии ввезли самостоятельно, но они были учтены в общей инсталлированной базе, а также по всем анализируемым секторам.

Общее положение по поставщикам за все годы существенно не изменилось. Поздравляем лидера «НИССА Центрум», первым преодолевшего рубеж в 200 единиц, всего 209. Парамонов ( Kodak ) отметил это как огромное достижение многолетнего партнёра. Доля компании на рынке — 23%. Ближайший конкурент «Терем» (180 систем, 19,8%) имеет шансы взять ту же высоту по итогам 2013 г., но для этого придётся улучшить результат. Доли двух лидеров немного уменьшились за счёт успеха «Гейдельберг-СНГ»: 167 аппаратов, 18,4%. Замыкает четвёрку самых крупных поставщиков «ЯМ Интернешнл» с 91?м CTP и долей рынка 10%. Далее — провал. Из четырёх следующих компаний в списке — «Центр ХГС», «Легион», «ВИП-Системы», «Полиграфические системы» — активна на рынке CTP только «Легион». «ВИП-Системы» последние годы не занимаются продажей CTP, а «Полиграфические системы» и «Центр ХГС» вообще прекратили своё существование. Естественно, доля этих поставщиков в дальнейшем будет только падать. Самый сильный из оставшейся группы игроков — «Легион» (включая «НекстПоуз») с 38 CTP и долей рынка 4,2%. За ним следуют «Терра Принт» (21; 2,3%) и «Паритет» (11; 1,2%). Последняя смело может записать год себе в актив — общее количество инсталляций превысило двузначный порог, доля рынка увеличена вдвое, правда, пока продолжает работать эффект низкой базы. Дальше будет сложнее. Повысила активность компания «МакЦентр» — 3 инсталляции после выхода на рынок в 2011 г. с 2-мя аппаратами, но её представитель Антон Рулёв признал, что цели агрессивно наращивать продажи CTP пока не стоит.

Технологии и форматы

Изменения в структуре продаж CTP по типам пластин в 2010–2012 гг.

Прошли времена, когда на темы «Чья точка квадратнее?» или «Термал или фиолет?» разгорались жаркие дискуссии. Сами по себе системы CTP превратились из футуристической новинки (формы без плёнок, вау!) в обыденные устройства, критерии выбора которых понятны и прагматичны. Никому уже не придёт в голову спрашивать: «А что, оно действительно будет выводить для нас офсетные формы день за днём?» Это подразумевается по умолчанию — так и должно работать промышленное оборудование, независимо от технологии, на базе которой реализовано. Но технические нюансы остаются и во многом определяют, насколько выбранное CTP будет соответствовать поставленным задачам.

Традиционно всех интересует вопрос: какая технология экспонирования популярнее? И здесь изменения заметные. «Термал» несколько упрочил доминирующее положение — 68,5% (67% в 2011 г.). На него сделали однозначную ставку две лидирующие марки — Heidelberg и Kodak. Термальную технологию предпочли все покупатели систем Screen и 12 из 14-ти — Agfa.

А вот фиолетовая технология потеряла существенную долю — 10,2% после 22% в 2011 г. За счёт чего? Фиолетовая технология традиционно позиционировалась как более доступная, по сравнению с термальной, «почти не уступая в качестве». Похоже, значительная часть покупателей, ищущих большей доступности, находят более интересные варианты. Набирают силу альтернативы, в первую очередь — УФ-системы (их часто называют CTcP) для экспонирования аналоговых пластин. Они заняли 17,6% (10% в 2011 г.). Наибольший вклад внесли покупатели 15-ти систем Cron (хотя производитель имеет в портфолио и термальные аппараты), ещё 4 — Luescher. Последние известны как весьма недешёвые, но также позволяющие сэкономить за счёт доступных аналоговых пластин. Заметная доля пришлась и на недорогие струйные системы iCTP — 3,7%. Это самые доступные на рынке решения, но требующие специальных формных материалов плюс чернил. Алексей Разумовский ( «НИССА Центрум» ) считает, что рынок для iCTP есть. Некоторые небольшие типографии не выбирают эти струйные решения только потому, что считают их «не престижными» («Да мы лучше залезем в долги, но купим “настоящую” CTP!»), хотя при прагматичном подходе такое решение может быть оптимальным.

С. Парамонов (представительство Kodak) оценил работу за год на «4 с плюсом»: «Мы довольны результатами продаж, хотя всегда хочется большего. Год для компании был сложным с точки зрения политических и финансовых перемен, но она твёрдо заявила о сфокусированности на полиграфический рынок… “НИССА Центрум” — один из самых больших партнёров Kodak, мы ему очень благодарны и будем продолжать сотрудничество»

На самом деле, выбор технологии экспонирования уже давно идёт рука об руку с выбором типа пластин . Аналоговые — для самых экономных, поэтому понятен всплеск продаж с появлением более доступных устройств. Но появляется всё больше вариантов малохимических, свободных от химии и беспроцессных пластин. В последнем случае за счёт отказа от каких-либо дополнительных устройств, кроме CTP, формное решение занимает наименьшую площадь. А для кого-то оказывается единственным вариантом. Диаграмма долей продаж для каждого типа пластин показывает, что несколько сократилась доля инсталляций для самых массовых, «обычных» цифровых термальных пластин — 61,1% (65,3% в 2011 г.). Зато существенно вырос сектор беспроцессных, свободных от химии и т. п. — на их долю пришлось 15,8% (включая специальные, получаемые струйным способом). Правильно было бы разделять бесхимические пластины для «фиолетовых» и термальных СТР, но такой статистики мы пока не вели. Лидер по инсталляциям в этом секторе по итогам года — «Терем» с 9-ю CTP для свободных от химии пластин (8 в 2011 г.). Плюс к этому обе запущенные системы Fujifilm для фотополимерных пластин оснащены малохимическими процессорами. Как отметил Разумовский ( «НИССА Центрум» ), продолжаются продажи «беспроцессорных» ** систем, для которых Kodak разработал новое поколение пластин Sonora XP, без недостатков предыдущего поколения.

Всё это только подтверждает тенденцию роста интереса к экологичным решениям, позволяющим сэкономить за счёт снижения потребления химии или полного отказа от неё. А ещё наш рынок, похоже, окончательно отказался от серебросодержащих пластин. Устройств для их вывода не устанавливают уже второй год.

Заметные изменения претерпел спрос с точки зрения форматов . Наиболее стабильными оказались сектора 4-полосных систем — их доля составила 38% (38,8% в 2011 г.) и VLF — 2,8% (2%). Существенно подросли продажи 6-полосных и газетных аппаратов (25,9% против 20,4%) и более чем вдвое — 2-полосных (9,3% против 4%). А где убыло? Увы, заметно меньше продано 8-полосных CTP — 24,1% (34,7%). Это должно огорчить кого-то из поставщиков, да и общий объём рынка в деньгах и средняя цена продажи явно снизились (особенно с учётом заметной доли самых доступных iCTP), хотя объективных данных об этом у нас нет. На территорию коммерческих секретов мы не вступаем…

Среди поставщиков сразу в двух секторах — 2- и 4-полосном (самом массовом в этом году) с 7-ю и 23-мя аппаратами — с огромным отрывом лидирует «Гейдельберг-СНГ». Именно они и принесли компании львиную долю продаж. Представитель «Паритет» признал, что его ожидания роста продаж за счёт доступной (от 65 тыс. долл.) малоформатной 26-й серии (А3+) не оправдались — запущен только 1 аппарат. Ложников считает, что это объясняется малой мощностью устанавливаемых лазерных диодов, ограничивающих производительность и ассортимент пластин. С ним не согласился Игорь Марченко ( «Терра Принт» ), отметив, что разница в цене между 26-й и 36-й серией невелика, поэтому клиенты предпочитают аппараты большего формата.

В 6-полосном секторе убедительно лидерство «НИССА Центрум» с 12-ю CTP, ближайший конкурент «Терем» записал в актив только 5 систем, зато «отыгрался» в 8-полосном секторе с 7-ю инсталляциями. Здесь распределение продаж наиболее ровное — хотя бы по одной CTP установили все (!) игроки рынка. А в элитной лиге VLF, где ежегодно традиционно устанавливается 1–3 аппарата, по одному проекту реализовали «НИССА Центрум», «Терем» и «Легион».

Типографии и регионы

Продажи CTP по округам за все годы с 2007 г. и за 2012 г. (справа)

В прошлом году, когда, анализируя запуски по типам типографий , мы впервые начали выделять и подсчитывать инсталляции в репроцентрах, оказалось, что таковых набралось 11%! Мы посчитали тенденцию весьма интересной и даже посвятили исследованию рынка репроцентров на базе CTP статью ( Захаржевский Ю. Вывод офсетных форм как услуга: осторожный оптимизм; http://www.publish.ru/articles/201206_19972893), насчитав их более десятка. В этом году репроцентры развивались не так интенсивно — на их долю пришлось только 7,4%. Любопытно, что 5 из 8-и установленных в репроцентрах CTP — системы Cron для экспонирования обычных пластин. Но, чтобы делать из этого факта далеко идущие выводы, лучше пару лет подождать — только время покажет, оправдается ли ставка владельцев репроцентров на более доступное китайское оборудование.


Говоря об итогах года, И. Микаэлян («ЯМ Интернешнл») отметил очень успешный вывод на рынок новых термальных моделей Screen PlateRite 8600M: «В связи с грядущими изменениями тенденций рынка у относительно бюджетного аппарата большое будущее»</p><p> Оп исание

 

Ещё один сектор, в котором отмечено снижение, — газетные типографии. После 12% в 2011 г. их оказалось всего 6,5%. Но это совсем не обязательно означает снижение спроса на CTP со стороны «газетчиков» — ведь раздел «Смешанные» у нас означает газетные типографии, имеющие также оборудование для коммерческой печати. А таких становится всё больше. Поэтому при заметном увеличении поставок в смешанные типографии в сумме по этим двум графам итог даже увеличился — 27,8% (27%). Рост инсталляций в коммерческих типографиях (65,7% после 61%) объясняется почти симметричным снижением роста в репроцентрах. Всё-таки такого расцвета репроцентров, как в эпоху ФНА, сейчас ожидать не приходится. Крупные типографии обязаны иметь собственный полноценный формный участок, а многим мелким формы вообще не нужны — они работают на оборудовании для цифровой печати.

С 2007 г. мы начали анализировать распределение инсталляций по федеральным округам . Традиционно наибольшая доля всегда приходилась на Центральный округ, активность же других регионов варьировалась. Например, в 2008 г. вслед за ЦФО с 58-ю CTP шёл Сибирский с 25-ю инсталляциями, а остальные заметно отставали. Диаграммы позволяют взглянуть на ситуацию в непривычном разрезе — на сколько территориальное распределение инсталляций за 2012 г. отличается от среднего за все годы. Пожалуй, более ровные продажи — это положительная тенденция, поскольку все заинтересованы в сбалансированном развитии полиграфии на всей территории страны. Ведь печатная продукция нужна везде. Кстати, в 2011 г. продажи в ЦФО были в точности равны среднему за все годы.

Примечательные инсталляции

Наиболее примечательным проектом «Паритет» Ложников считает первую инсталляцию CTP Cron 46-й серии формата А1 в Брянской областной типографии: «Мы испытываем определённую гордость за этот проект, который позволил нам выйти на новый уровень как поставщику CTP, став системным интегратором. Был практически с нуля создан современный цифровой отдел допечатной подготовки». Помимо CTP, в рамках комплексного проекта были поставлены широкоформатный принтер для контроля спуска полос, компьютеры и 12 лицензионных программных продуктов.

Николай Сизов ( «НекстПоуз» , подразделение «Легион» ) отметил, что все реализованные за год проекты стандартные. А среди особенностей эксплуатации Cron отметил, что в собственном репроцентре компании им удалось заставить аппарат 36-й серии работать с перфорированными пластинами — для некоторых заказчиков это ещё важно. Доказана и пригодность работы с обычными аналоговыми пластинами, хотя больший разброс их характеристик усложняет дело — появляется определённый процент брака. Практика эксплуатации также показывает, что Cron, благодаря простой конструкции, может быть отремонтирован и силами заказчика.

М. Ложников («Паритет»): «Cron мы продаём уже третий год. Заметьте — установленные машины не ломаются. Первый аппарат прошёл более 50 тыс. м<sup>2</sup> пластин… Полиграфисты делают осознанный выбор, общаясь с коллегами, имеющими опыт эксплуатации. Доверие к этим решениям растёт, особенно в регионах»

Ещё один дистрибьютор Cron — «Терра Принт» . Среди достижений за год Марченко считает важными две первые инсталляции в Москве. В ОАО «Периодика» запущена система Cron 46-й серии первого формата в полной комплектации: с автозагрузкой, проявкой и стеккером. Ещё одна CTP заработала в Санкт-Петербурге, в газетной типографии. Что касается iCTP, то аппарат был установлен в ведомственной типографии, выпускающей продукцию для внутренних нужд.

Предметом гордости «Легион» является масштабная модернизация крупнейшего предприятия Санкт-Петербурга — «Полиграфоформление» (МMP). Выполнено оснащение профессиональными дизайнерскими мониторами EIZO, введено в эксплуатацию профессиональное ПО Esko для редактирования и допечатной подготовки продукции, запущен СТР-комплекс на базе Luescher XPose 260 UV (96HiPower diod) формата VLF с автозагрузчиками и системой обжига, модернизировано измерительное оборудование X-Rite. С учётом ориентированности типографии на высокое качество, выбраны пластины Agfa Aluva. Другой интересный проект — запуск первого в России гибридного CTP Luecsher Multi DX, способного выводить формы для офсетной и флексографской печати. Пока на нём выводятся только офсетные формы (в т. ч. для сухого офсета), но в перспективе будут выпускаться и флексографские.

Стрельников ( «Терем» ) отметил совместный с Agfa проект на поставку VLF-аппарата в типографии из Калининграда. Поставка осуществлялась напрямую из Бельгии. Интересна также установка бесхимической «фиолетовой» CTP Agfa Avalon V4 для Сибирского государственного колледжа печати и информационных технологий (Новосибирск). Про особенности ещё одной инсталляции подробнее рассказал Михаил Рихирев ( «Терем» ). Полноформатный и полностью автоматический бесхимический CTP-комплекс установлен в московской типографии «Еврографика». Он включает автоподатчик пластин, систему CTP Agfa Avalon N8-22S, стеккер, вымывной процессор Azura C125 и полнофункциональную версию ПО Apogee Prepress 7. Среди модулей ПО, которыми постепенно расширял систему заказчик, Рихирев отметил интеллектуальный параметрический модуль спуска полос, не требующий шаблонов.

Среди реализованных проектов «МакЦентр» Рулёв отметил установку Agfa Avalon N4 в репроцентре 24Prerpess с внедрением системы автоматизированного распределения нагрузки между тремя CTP, расположенными на трёх производственных площадках. С помощью ПО, самостоятельно разработанного в 24Prerpess, система интегрирована с Agfa Apogee. В другой типографии отдел дизайна также территориально удалён от участка вывода. Там совместно с инженерами Agfa была решена проблема узкой пропускной способности интернет-канала.

Парамонов ( Kodak ) и Разумовский ( «НИССА Центрум» ) отметили прежде всего инсталляцию в PVG (Санкт-Петербург), крупнейшем производителе наружной рекламы и POS-материалов. Среди оборудования — несколько сверхширокоформатных принтеров, две крупноформатных офсетных машины KBA Rapida 205 и 162. Там запущен флагманский полуавтоматический аппарат Kodak Magnus X-speed в формате VLF с первым в России Interplater 165, работающий на пластинах Kodak. Комплекс функционирует под управлением ПО Kodak Prinergy.

По мнению Н. Сизова («НекстПоуз», подразделение «Легион»; на снимке слева), установленные его компанией за период чуть более года 7 аппаратов Cron — несомненный успех

Интересной Разумовский считает инсталляцию в этикеточной типографии «ОКИЛ», оснащённой несколькими флексомашинами и 4-мя ЦПМ HP Indigo. Часть флексомашин имеет офсетные секции со специфическими требованиями к формам. В 2006 г. там была установлена первая офсетная CTP Kodak Magnus, а теперь запущена гибридная система Kodak Trendsetter NX, позволяющая переключаться с вывода флексоформ на офсетные. Она производительнее и имеет больший формат, а Magnus стала резервной системой. Развёрнуто и специализированное ПО Kodak Prinergy Power Pack.

Про запросы клиентов на iCTP подробнее рассказал Михаил Кувшинов ( «НИССА Центрум» ): «При очень малых объёмах вывода для таких заказчиков важна высокая готовность системы — чтобы её можно было быстро запустить в любой момент. Плюс — минимальные требования к обслуживанию и максимальная автономность (отсутствие привязки к воде и канализации)».

По информации «Гейдельберг-СНГ» , среди самых интересных инсталляций — аппарат в типографии «Деал» (Новосибирск). Установленный там летом Suprasetter 105 DCL — первая после Drupa-2012 инсталляция Suprasetter c новым устройством кассетной загрузки. А в типографии «Группа М» (Санкт-Петербург) запущено уже третье устройство CTP Hiedelberg Suprasetter A75.

Тенденции

CTP-2012: назад в будущее

Среди отмеченных всеми тенденций рынка самая главная — стабилизация, объясняющая снижение темпов роста. Растёт количество сделок по trade-in, повторных инсталляций в дополнение к уже установленным CTP. На этом фоне снижается рост числа новых клиентов. Хотя замечен прирост в секторах малых и средних типографий, покупающих 2- и 4-полосные системы. Видимо, сказывается снижение начальной стоимости комплекта оборудования.

В технологическом плане заметен рост интереса к CTcP для аналоговых пластин, а также более экологичным решениям — беспроцессным (включая специализированные iCTP), свободным от химии, малохимическим. Существующие в типографиях системы для серебросодержащих пластин активно заменяются на более актуальные.

И. Марченко («Терра Принт») главным достижением считает две первые инсталляции CTP в Москве. Справа — Игорь Попов

Заметно сокращение чисто газетных проектов, хотя его можно объяснить не только снижением интереса от газетных типографий, но и их диверсификацией — им всё чаще требуются универсальные CTP, способные выводить и коммерческие формы. «Эта тенденция особенно характерна для регионов», — подтвердил Разумовский ( «НИССА Центрум» ).

Часть поставщиков (это заявили представители «Терем», «НИССА Центрум» с Kodak) стали внимательнее относиться к репутации покупателей. Позиция примерно такова: если в перспективе приобретение CTP ничем не поможет полиграфическому бизнесу, уже находящемуся в тяжёлом положении со шлейфом задолженностей, не стоит бороться за такую сделку.

Парамонов ( Kodak ) указал на рост интереса к гибридным технологиям, способным обслуживать несколько видов печати. В первую очередь — офсетной и флексографской. С этим согласились и представители «Легион».

Стрельников ( «Терем» ) отметил повышение интереса к свободным от химии технологиям (на них пришлась половина инсталляций компании) и специализированному ПО: «Бесхимическая технология эволюционирует — меняются поколения пластин, растёт производительность».

Н. Садыхова («Легион»): «Наши клиенты понимают, что, выбирая Luescher, они также получают высокую остаточную стоимость оборудования через несколько лет. Про китайские аппараты такого не скажешь». Справа — Олег Гурулёв

Рулёв ( «МакЦентр» ) отметил как тенденции рост госзакупок и устойчивый спрос на CTP со стороны репроцентров. По итогам продаж в этом году он несколько уменьшился, но остаётся заметным. При этом все осознают, что репроцентры превращаются… в конкурентов поставщикам CTP и друг другу. Ведь одна «правильная» продажа CTP в репроцентр многократно сокращает спрос на CTP от окрестных типографий, которые уже перестают нуждаться в собственных формных участках. Увеличения спроса можно ожидать от региональных репроцентров, пока выводящих плёнку, но уже осознающих, как мало им осталось времени на перевооружение или уход из бизнеса…

Садыхова ( «Легион» ) просила не забывать о тенденции влияния растущих цен на фототехническую плёнку на рынок CTP. Чем менее доступна плёнка, тем больше желание типографий от неё отказаться, перейдя на прямой вывод. Её коллега Олег Гурулёв добавил, что в регионах степень «ситипизации» ещё очень невелика (где-то формы изготавливают ещё даже не с плёнок, а с бумаги) — здесь есть резерв как для прямых продаж CTP, так и для создания репроцентров на их базе.

На рост региональных репроцентров надеется и Ложников ( «Паритет» ), предполагая кооперацию для этого нескольких типографий.

Одна из обсуждавшихся тенденций последних лет — два из трёх поставщиков CTP Cron эксплуатируют эти аппараты в собственных репроцентрах. Кто-то усматривает в этом нежелательную конкуренцию с их же клиентами — покупателями CTP. Однако представители «НекстПоуз» и «Паритет» видят в подобном подходе, помимо главной цели отдельных компаний — приносить дополнительную прибыль, ряд преимуществ, в т. ч. для покупателей оборудования: его можно всегда увидеть в работе, да и сами поставщики лучше узнают особенности техники, повышая качество сервиса.

Перспективы и перемены в будущем

Большинство участников круглого стола согласны, что в 2013 г. рынок останется на нынешнем уровне или незначительно вырастет. Что логично, учитывая общее мнение о его стабилизации в 2013 г.

Некоторые поставщики сочли возможным дать прогнозы о своих продажах в 2013 г. Например, «НИССА Центрум» вместе с Kodak рассчитывают на 20-25 аппаратов, причём ориентируются на более сложные и дорогие проекты.

В. Стрельников («Терем»): «Стремясь приобрести более производительные и экологичные CTP, клиенты выдвигают в качестве обязательного требования — забрать старое оборудования в зачёт стоимости нового». Слева на снимке — Михаил Рихирев

Марченко ( «Терра Принт» ) более оптимистичен, ожидая заметного роста продаж по двум направлениям: CTcP и iCTP. С ним согласен его коллега Игорь Попов , ожидающий большого спроса со стороны ведомственных типографий, для которых решения iCTP оптимальны.

Микаэлян ( «ЯМ Интернешнл» ) выразил уверенность, что в ближайшее время, учитывая уход с рынка второго партнёра Screen, его компания получит и формальный статус эксклюзивного дистрибьютора: «Ведь мы имеем эксклюзив по другим продуктам Screen, обеспечиваем качественное сервисное обслуживание инсталлированных CTP, поэтому такое развитие событий было бы логично».

А. Рулёв («МакЦентр»): «По нашему опыту свободные от химии технологии оказались востребованы заказчиками из силовых ведомств»

А ещё в 2013 г. можно ожидать не только роста количества инсталляций китайских CTP в России, но и расширения их ассортимента. Осенью 2012 г. ГК «Комлайн» объявила о соглашении с Wifac International (Нидерланды). Поставляемые под этой маркой CTcP-системы производятся в Китае. Интересно, что с января 2013 г. «МакЦентр» получил статус эксклюзивного дистрибьютора в РФ китайской Amsky. В её ассортименте термальные и УФ-системы CTcP. По информации редакции, с этим же производителем сотрудничает Wifac International. Ничего особенного — практика OEM-сотрудничества весьма распространена, в т. ч. у компаний мировой величины.

В ходе круглого стола было сломано немало копий вокруг перспектив оборудования из Китая. Диапазон мнений широк, но в одном сошлись: у оборудования известных мировых марок с многолетней репутацией и китайского разные покупатели. Хорошую аналогию нашёл Ложников ( «Паритет» ): «Покупатель “Форд Транзит” не станет прицениваться к “Газели”, и наоборот».

По этому поводу более обще выразился Кувшинов ( «НИССА Центрум» ): «Рынок всё более чётко делится на премиальный и бюджетный сегменты. А устройства CTP на нём превращаются в коммодити, т. е. обычные товары, выбираемые в соответствии с поставленными задачами». Что мы и отразили на обложке этого номера Publish, посвящённого CTP…

 

* Проверка данных «Центр ХГС» за 2011 г. оказала, что компания установила только 2, а не 5 CTP Screen.

 

** Видимо, делая особое ударение на полной ненужности каких-либо процессоров (в отличие от «свободных от химии» или «бесхимических» конкурентов): в терминологии Kodak, Fujifilm, да и в переводе с английского processless — всё-таки «беспроцессные». Именно так называются подобные решения в Publish, в т. ч. и в этой статье.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

    comments powered by Disqus
    301 Moved Permanently

    301 Moved Permanently


    nginx/1.4.1