2013.02.2614911 прочтений

Pantone — как много в этом слове...

Теги: Форум

В типографию приходит заказ, а верстальщик и технолог не могут понять, что за цвет имеет в виду дизайнер клиента. Хотя все, казалось бы, говорят о «пантонах»…

Pantone — как много в этом слове...Василий Дождалёв («Графитек») рассказал о многообразии вееров Pantone.

Pantone поддерживает три самостоятельных цветовых системы для полиграфии с различными цветами и системой нумерации. Общее у них — только «C» или «U» на конце обозначения цвета: С — глянцевая мелованная бумага, U — не мелованная.

1) Pantone Plus (бывш. Matching System) — цвета обозначаются 3-5-значными числами либо собственным именем, иногда с номером: Pantone Cyan, Pantone Warm Gray 6.

2) Pantone CMYK (бывш. Pantone Process) — цвета обозначаются сочетаниями вида «P 120-3». Буква означает Process, первое число — номер страницы, второе (от 1 до 16) — порядковый номер цвета на данной странице. Отдельная группа цветов с собственным именем: Pantone Cyan, Magenta, Yellow и Black.

3) Pantone Goe — цвета обозначаются сочетаниями вида «151-2-1». Сначала идёт 1-3-значное число (номер цветового семейства), затем цифра от 1 до 5 (номер страницы в этом семействе), потом цифра от 1 до 7 (номер цвета на странице).

Полноценной конвертации цветов между Plus, CMYK и Goe нет. Не стоит думать, что у каждого цвета в одной системе есть точный аналог в другой. Будьте аккуратнее при выборе веера, чтобы не оказаться со справочником, который не понимают организации-партнёры. Общее правило: если не уверены, какой справочник нужен, лучше брать Formula Guide.

И ни в коем случае не гонитесь за низкой ценой: более дешёвый справочник может оказаться «не той системы» или иметь не всю палитру. С точки зрения закона о защите прав потребителей, веера Pantone относятся к непериодическим печатным изданиям и, при надлежащем качестве, не подлежат замене. Мы стараемся идти навстречу покупателю и делаем обмен при условии сохранности вакуумной упаковки. Но обычно узнаёт он о том, что веер не подходит, только сняв её.

Даже не родственники — просто однофамильцы

Не следует путать веера CMYK и Bridge!

Веер Color Bridge служит для преобразования смесевых цветов из библиотеки Pantone Plus в другие цветовые пространства: CMYK, sRGB, HTML. Каждый цвет представлен на двух плашках: чистым смесевым Pantone и CMYK. Значения CMYK подобраны, чтобы получить цвет, максимально близкий к смесевому.

Веер Color Bride пригодится, когда смесевой цвет по какой-то причине нужно напечатать триадными красками. С его помощью можно заранее узнать, какие значения CMYK надо использовать и как это будет выглядеть.

Веер CMYK Color Guide к смесевым цветам Pantone Plus не имеет никакого отношения! Это созданная с нуля палитра цветов CMYK, которым присвоены свои номера. С его помощью дизайнер сможет заранее увидеть, как цвет будет выглядеть на бумаге, а печатник — контролировать правильность печати. Важно помнить, что это не классические смесевые цвета Pantone и их не следует применять в фирменных стилях и для других задач, где требуется долгосрочное использование цветового обозначения. Цвета из CMYK Color Guide — это цвета «на один раз». Если вам пришёл макет, цвета в котором обозначены в соответствии с этим веером, стоит задуматься: понимает ли клиент, что имеет дело с «непантонным» веером от Pantone?

Зачем нужен CMYK Color Guide, если есть Color Bridge? Во-первых, в нём шире палитра (почти 3000 цветов против 1600), во-вторых, удобнее нумерация цветов.

Чем старее — тем чуднее

Чем новее система, тем удобнее в ней нумерация. В самой старой Pantone Plus на момент её появления было всего 500 цветов, и обозначались они 3-значными числами. При дополнениях новые номера обычно «встраивались» в существующий набор с удлинением номера на один знак. К примеру, была страница с цветами 256-262 в пурпурной гамме, после неё добавляли страницы с 4-значными номерами вида 256X-262X — с новыми её градациями. С увеличением количества цветов система стала запутанной, а в 2010 г. при добавлении нескольких сотен цветов компания и вовсе не соблюдала эти правила, присвоив всем новым цветам номера по порядку в 7-тысячном диапазоне. То же было сделано в 2012 г. с 336 новыми цветами, только в диапазоне 2000. В итоге мы имеем крайне неудобную систему, в которой цвета трудно искать и по номерам, и по гамме.

В системе CMYK обозначения удобнее — по номеру легко искать цвет и наоборот. Первое число в номере даёт представление об оттенке (цвета в справочнике расположены хроматически), второй — о светлоте (1 — самый светлый, 16 — самый тёмный).

Примерно по такому же принципу организованы обозначения в системе Goe — имея некоторый опыт работы, по номеру цвета можно предположить его тон и оттенок.

К сожалению, популярность и распространённость систем Pantone обратно пропорциональны удобству цветовых обозначений: Pantone Plus, фактически, общепринята. Pantone CMYK ограничена цветовым пространством CMYK. Система Goe оказалась «мертворождённой».

Что это за буквы?

Отдельная проблема — устаревшие обозначения. Например, номер с буквой «M» вместо «C» или «U» означает цвет на матовой бумаге, а такие справочники больше не производятся. Но если у клиента веер на матовой бумаге, а у типографии — на глянцевой, их представления об «одном и том же» цвете будут разными.

Индексы «CV», «CVC» и «CVU» использовались в 90-е годы для обозначения цветов Pantone на экране компьютера: тогда графические возможности ПК были очень скудны. В начале 2000-х они отошли в прошлое, но иногда всплывают — вспомним хотя бы недавнюю новость о том, что «Газпром» хочет запатентовать фирменный цвет Pantone 300 CV.

Ушли в прошлое буквы «E» и «S» в обозначениях CMYK цветов. Это следствие того, что компания Pantone отошла от разделения CMYK на европейский Euroscale и американский SWOP и перешла на единые ISO-стандарты.

Но полиграфия — отрасль консервативная, да и веерами Pantone, вопреки рекомендациям производителя, люди пользуются многие годы; устаревшие обозначения и суффиксы продолжают жить.

Могут стать проблемой и новые цвета: если веер заказчика новее вашего, в нём есть новые цвета, появившиеся в 2010 или 2012 г.

Не бумагой единой

Pantone издаёт справочники не только для полиграфистов, но и для других отраслей промышленности. Поэтому клиент, который хочет напечатать каталог тканей или других текстильных изделий, вполне может воспользоваться текстильной библиотекой Pantone (официальное название Fashion+Home) и прислать обозначение цвета в виде PANTONE 17-5641 Emerald TPX или TCX, где TPX означает цвет на бумажном носителе, а TCX — на 100% хлопке. Есть и система цветов для пластиков.

В таких случаях можно воспользоваться системой для конвертации цветов из одной библиотеки в другую на сайте pantone.com: http://www.pantone.com/pages/pantone/color_xref.aspx — там можно подобрать ближайший типографический пантон из библиотеки Pantone Plus. Разумеется, об этом следует в обязательном порядке оповестить клиента: утверждение цветов в тираже, несмотря ни на что, остаётся одним из самых конфликтных моментов в работе полиграфистов.

Пора менять?

Как часто менять веера? Официальная рекомендация Pantone — раз в год. При вскрытии упаковки следует написать на веере текущую дату, а спустя год отправить его «на покой». На практике всё зависит от условий и режима эксплуатации. При активном использовании веера могут выйти из строя и раньше — тем более что бумага, на которой они печатаются, с 2010 г. стала тоньше. Теперь она похожа на большинство тиражных марок бумаги, но пользователи выражают недовольство быстрым износом…

Если же веер достают раз в месяц, он может прожить и несколько лет. Главное — хранить его в сухом, тёмном и непыльном месте. Не забудьте и о моральном устаревании. Используя старый веер, пусть и в отличном состоянии, можно столкнуться с неприятными сюрпризами: дизайнер, выбрав цвет по вееру, может узнать, что данная цветовая библиотека в типографии больше не используется или что обозначение/индекс устарели. Моя рекомендация — замена вееров не реже, чем раз в три года. И старайтесь следить за новостями от Pantone, чтобы не пропустить очередное обновление.

Если жалко отправлять в отставку свой старый веер, утешьтесь тем, что, приобретая современный продукт, получаете право на бесплатное ПО Pantone Color Manager, содержащее все библиотеки Pantone в цифровом виде, которые можно экспортировать, к примеру, в продукты Adobe. Если надо, например, напечатать смесевой цвет красками CMYK, уже не обязательно покупать веер CMYK Color Guide – можно загрузить профиль печатной машины в Pantone Color Manager и получить самые близкие CMYK-значения именно под данную машину. При этом один и тот же номер будет активировать все версии ПО сейчас и в будущем.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Год у руля «КБА РУС»
     

    Год, с тех пор как Фёдор Смирнов занял пост главы московского офиса концерна KBA«КБА РУС», — это не только круглая дата, но и возможность подвести первые итоги. Мы воспользовались встречей на Printech 2017, чтобы обсудить с Фёдором изменения, произошедшие за это время в концерне и его российском представительстве, достижения и планы на будущее.

     

  • Рестарт Foliant в России
     

    Управляющий директор Foliant EU Ладислав Моц рассказал нам о причинах смены партнёра, достоинствах продукции компании, а также перспективных нишах для дальнейшего развития.

     

  • Собирая тиражи
     

    Крупнейшая европейская типография Onlineprinters, выполняющая по 4000 заказов в день, построила свой бизнес на приёме заказов онлайн и печати сборных тиражей. Хотя основные производственные мощности — офсетные, в компании смотрят в будущее и активно внедряют цифровые технологии печати.

     

  • Дмитрий Эпштейн: «Всего год назад о том, что Fujifilm выпускает широкоформатные принтеры, в России знали только единицы»

    Президент «Фуджифильм Рус» Кеничи Танака и директор по продажам и развитию бизнеса полиграфического направления «Фуджифильм-Рус» Дмитрий Эпштейн в интервью Publish рассказали о стратегии компании на российском рынке широкоформатной печати, а также о результатах первого года прямых продаж.

     

  • Возвращение лидера

    С генеральным директором NCL Екатериной Макеичевой и директором по продажам Kodak в России Сергеем Парамоновым мы встретились в офисе NCL. Оказалось, что прошедший 2016 г. ознаменовался для Kodak и её стратегического партнёра NCL не только крупными проектами, но и возвращением лидерства на российском рынке CTP для офсета.

     

  • Успешный год Kodak
     

    Вице-президент Kodak и президент подразделения печатных систем Брэд Крахтен впервые приехал в Россию, чтобы лично выразить своё уважение и признательность крупнейшему в мире потребителю беспроцессных пластин Kodak Sonora XP — типографии «Парето-Принт». Наша беседа состоялась сразу после вручения предприятию памятного знака, подтверждающего его статус.

     


comments powered by Disqus