2013.01.2911508 прочтений

Стандартизация многокрасочной печати *

Теги: Печать

Специальное межотраслевое исследование PrintCity

1. Введение

Управление цветом

Стандартизация и контроль процессов — главные составляющие эффективного управления цветом, которое без них не сможет выполнить поставленные задачи.

Профили

Характеристики цветового пространства и профилирование. Стандартизированный техпроцесс с управлением цветом подразумевает индивидуальные цветовые характеристики и профили для всех источников данных на входе (камеры и сканер) и выходе (монитор, цветопробное устройство, печатная машина). Для получения стабильных результатов необходимы универсальные параметры управления цветом для всех программных приложений на всех участках производственной цепи. Сюда относится работа с профилями в ПО Photoshop, их встраивание в создаваемые изображения и файлы PDF.

Техпроцессы RGB. Все изображения сохраняют в оригинальном цветовом пространстве RGB с профилями и преобразуют в цветовое пространство печатного оборудования непосредственно перед печатью. Для предсказуемого качества рекомендована работа с серверами цветной печати на базе связанных с устройствами профилей. Готовые PDF-файлы серверы переводят в нужные цветовые пространства, а связанные с устройствами профили гарантируют стабильное и предсказуемое качество.

Цветовые преобразования. Автоматизированные серверы преобразуют входящие файлы PDF в соответствии с нужным стандартом печати, обеспечивая баланс при цветоделении для стабильных показателей качества и суммарной красочной плотности.

Оптимизация красок. Интеллектуальное цветоделение с замещением оттенков серого (GCR) в состоянии стабилизировать печать и при этом сэкономить краску. Операция применяется к PDF-файлу автоматически перед отправкой на печать.

Профилирование и характеристика печатной машины. Для печатного оборудования характерен наименьший цветовой охват и основная часть переменных по сравнению с другими участвующими в техпроцессе устройствами. Следовательно, печатная машина становится фиксированной точкой отсчёта, по которой настраивают остальное оборудование. Необходимо работать только с официальными профилями для стандартных условий печати, поскольку они выступают эталонами для цветопробы и печатного производства. Использование стандартных профилей для цветоделения и цветопробы на этапах допечатного и печатного производства — неотъемлемое условие стандартизированного полиграфического техпроцесса. Его преимущества — ускоренная приладка и сокращение рекламаций от заказчиков.

Источник: GMG

Необходимо правильно настраивать печатное оборудование, соблюдать требования к его техническому обслуживанию и периодически проводить замеры на предмет соответствия допускам. Печатную машину калибруют в соответствии со стандартом (используя методики типа PSO). При этом обязательно принимают во внимание все влияющие на результат переменные. Цель — обеспечить стабильную печать по конкретным допускам и стандартам, добившись соответствия определённым эталонным значениям. Обычно для всех печатных машин предприятия рекомендован единый печатный профиль (при условии, что все они соответствуют одному диапазону допусков).

Если стандартные профили не отвечают требованиям клиента (из-за бумаги, краски и пр.) или же невозможно добиться соответствия стандартизированным условиям печати, допустима работа по внутреннему стандарту. Тогда точкой отсчёта становится индивидуальный профиль печатного оборудования, отталкиваясь от которого получают профиль для нужной комбинации бумаги и краски — допустимое количество краски напрямую зависит от выбранной бумаги. Индивидуальный профиль печатной машины создают исключительно в случаях отсутствия официального стандарта (в частности, при работе с высокопигментированными красками).

Стандартные печатные условия

Доступны для офсетной и глубокой печати на различных сортах бумаги — в виде простых результатов замеров (стандартных параметров) либо полученных из них ICC-профилей. Организация ICC выступает своеобразным всемирным реестром параметров для стандартных условий печати. Наиболее популярны параметры Fogra и CGATS. ICC-профили, рассчитанные по данным Fogra и CGATS, можно бесплатно получить в ECI (www.eci.org) и IDEAlliance (www.idealliance.org).

Часть стандартных печатных условий отображает способы печати и виды бумаги, предусмотренные стандартами ISO 12647-2 и ISO 12647-3. Бумага для других стандартных условий печати (даже для некоторых распространённых сочетаний) не включена в ISO 12647-2.

Связанные профили устройств и стандартные профили ICC

Технология управления цветом ICC приобрела особое значение с началом популяризации в 90-х гг. струйной цветопробы. Зачастую ICC воспринимают как стандарт управления цветом, хотя эта технология не всегда в состоянии обеспечить стабильное и высокое качество для преобразований CMYK–CMYK или контрактных цветопроб. Задачей ICC было создание стандартного формата цветовых профилей, упрощающих цветовые преобразования между различными устройствами с точным описанием структуры и применения профилей. Технология не включала подробного описания процессов для получения точных по цветопередаче публикаций и не гарантировала стабильного функционирования совместимых с ICC приложений. А это чревато рядом проблем в управлении цветом.

1. Нестандартизированный модуль управления цветом (Colour Management Module, CMM). Цветовой ICC-профиль описывает взаимоотношения между устройством и независимым цветовым пространством L*a*b* или XYZ — Profile Connection Space (PCS). Модуль CMM берёт на себя преобразование из исходного цветового пространства в нужное с помощью цветовых профилей. ICC-преобразования всегда включают трансформацию цветового пространства устройства A: сначала в PCS, затем — в цветовое пространство устройства В. Ряд производителей предлагает совместимые с ICC модули CMM, но из-за применения разных алгоритмов итоговый цвет может отличаться. Есть модули с собственными методиками преобразования цветового охвата (Gamut Mapping), не предусмотренными спецификациями ICC.

2. Преобразование цветового охвата. Применяется при переходе от более широкого к более узкому цветовому пространству. Каждый производитель инструментов профилирования реализует собственную методику, особенно для воспроизведения по восприятию цветов при переходе от RGB к CMYK, результатом чего становится видимая разница между двумя файлами.

3. Качество профиля. ICC не даёт примера стандартизированных расчётов профилей. Обработка данных с помощью разных инструментов даст отличающиеся результаты. Качество ICC-профиля не задано и зависит преимущественно от уровня квалификации разработчиков специализированного ПО. Любые помехи и проблемы при цветоделении окажут негативное влияние на результат печати.

4. Приватные теги. К профилю можно добавить пометки, которые ICC определяет как «приватные теги». Их редко распознают другие программы, поэтому такие теги чаще всего игнорируют или интерпретируют некорректно.

5. Проблемы с чёрным каналом. Профили ICC далеко не всегда дают нужный результат при преобразовании цветовых пространств, поскольку данные CMYK для итогового цветового пространства высчитываются через промежуточное пространство PCS. Есть риск, что в процессе будут утрачены специфические параметры воспроизведения чёрного — «длинный» и «короткий» чёрный, минимальная воспроизводимая точка. Чёрный текст и монохромные изображения преобразуются в CMYK и при печати получают смешением 4-х цветов, что при малейших проблемах с приводкой чревато цветовыми отклонениями.

6. Вариативность в ICC-техпроцессе. Качество цветовых преобразований в ICC во многом зависит от компетентности разработчика специализированного ПО. При одинаковых исходных данных полученные с помощью разных инструментов и интерпретированные разными CMM-модулями профили приведут к непредсказуемым результатам. Такой подход противоречит понятиям стандартизации и осложняет взаимодействие участников процесса.

Источник: GMG

Связанные с устройством профили

Методология ICC определяет эту технологию как опциональный формат профиля, напрямую связывающий два цветовых пространства без участия PCS (в отличие от ICC). Методика расчёта хранится в профиле устройства, что устраняет присущую ICC вариативность (как в случае с модулями CMM и отображением цветового охвата). Единый профиль устройства для разных техпроцессов гарантирует идентичное преобразование цветов. Соответствующее ПО просчитывает цветовые трансформации в виде связанных с устройством профилей и при необходимости оптимизирует их.

Ниже перечислены преимущества связанного с устройством профиля для цветопробы и преобразования цвета.

1. Цветопроба. Профиль устройства преобразует входящие данные CMYK в цветовое пространство цветопробного принтера, подстраивая восприятие цвета под эталонные печатные условия. В основе связанного с устройством профиля всегда должна быть калибровка, обеспечивающая стабильное преобразование цвета на цветопробных принтерах различных производств. Соответственно, цветопроба будет идентичной независимо от места её получения. Отсутствие вариативности в качестве профиля и методике преобразований закладывает надёжный фундамент для удалённой цветопробы.

2. Преобразование цвета с привязанными к устройству профилями. В профилях устройств напрямую соотносятся друг с другом два цветовых пространства, которые могут исполнять разные функции: преобразование с сохранением цветоделения (например, из отраслевого стандартного пространства во внутреннее производственное); с сохранением цветоделения и сокращением общего количества краски; с повторным цветоделением и сохранением чистого чёрного (например, чтобы сбалансировать различные цветоделённые файлы); с повторным цветоделением без сохранения чёрного. Связанные с устройствами профили имеют явные преимущества перед ICC при цветовых преобразованиях CMYK–CMYK и RGB–CMYK.

3. Автоматические цветовые преобразования. При полной автоматизации они помогут быстро подготовить исходники в различных цветовых пространствах, выдав результат для печати различными способами.

4. Преобразование данных. Преобразование CMYK оптимально переводит данные из одного стандарта или технологии печати в другой с получением аналогичного цвета. Повторное цветоделение CMYK стандартизует цветовые составляющие данных, гарантируя, что данные из разных источников будут одинаково вести себя при печати (нормальный баланс серого, стандартизированное общее количество краски). Такой подход сокращает время на приладку и отходы.

5. Преобразование цветового пространства. Данная методика гарантирует оптимальное преобразование цветов между различными цветовыми пространствами с сохранением качественных цветовых переходов, контраста изображений и воспроизведения деталей в тенях. Цветовое пространство используется оптимально, цвета не «уплощаются». Файлы можно параллельно масштабировать и повышать резкость в процессе обработки.

Стандарты и их внедрение

Стандарт — согласованный документ, утверждённый уполномоченным органом и предназначенный для общего и постоянного пользования, правила, руководства либо описания действий и их результата, нацеленные на достижение оптимального порядка в конкретных условиях. Определение Международной организации по стандартизации (ISO).

Стандартом считается формальный процесс, проверенный и утверждённый компетентным органом. Крупнейший мировой разработчик и издатель международных стандартов — ISO. Это сеть региональных организаций стандартизации в 163 странах, которые служат связующим звеном между государственным и частным секторами.

Стандарт печати — определение оптимальных эталонных условий и допусков для конкретной технологии и производственных условий. Они должны обеспечить оптимальный средний результат в соответствии с рекомендациями — без крайностей, поскольку все переменные учесть невозможно.

Работа по стандартизированным методикам не сводится к получению соответствующих требованиям стандарта результатов: все процессы необходимо взять под контроль, сделать измеряемыми и повторяемыми. Строгий контроль, призванный обеспечить максимальное для печатного производства качество, не ограничен одним калибровочным тестовым тиражом — результаты печати необходимо проверять постоянно.

Триадная печать по ISO 12647-2

Стандарт был разработан в 1995 г. для контроля цветоделения в растровой печати, цветопробы и тиражной печати в сегменте листового и рулонного офсета с сушкой. Определяет входящие данные, их преобразование в печатную форму и итоговый результат в виде крас-

ки на бумаге. Целью данного стандарта является не стандартизация материалов (бумага, краски, оборудование, офсетные полотна), а дифференциация между фиксированными (печатный процесс) и нефиксированными (печатная краска) переменными.

В стандарте ISO 12647-2 есть:

  • пять типов бумаги с координатами CIELAB;
  • координаты CIELAB для базовых цветов (CMYK) и допуски для пяти типов бумаги;
  • вторичные координаты (RGB) для пяти типов бумаги;
  • эталонные тоновые значения и допуски для пяти типов бумаги;
  • определение растискивания в средних тонах;
  • значения CMYK для шкал баланса по серому;
  • допуски вариативности для базовых цветов и растискивания при печати тиража.

В стандарте ISO 12647-2 нет:

  • оптимальных значений плотности для различных типов бумаги;
  • значений CIELAB для баланса по серому;
  • параметров бумаги конкретных производителей;
  • параметров красок конкретных производителей;
  • параметров пластин конкретных производителей;
  • специфических добавок и других вспомогательных материалов для печати.

Стандарт определяет измеряемые результаты, на которые нужно выйти, но не даёт методик и рекомендаций по их достижению.

Спецификации, калибровка и внедрение

Спецификация стандартом не является. Печатная спецификация представляет собой руководство и основу для работы со стандартами.

Две наиболее важные спецификации в полиграфии — Fogra 39 из Германии (используется в PSO) и GRACoL от американской IDEAlliance. Обе включают группы стандартных параметров, основанные на интерпретациях стандарта ISO 12647-2.

Fogra/bvdm и IDEAlliance предоставляют документацию, инструменты и требования для соответствия своим спецификациям, но у них разные подходы к калибровке печатного оборудования и метрикам.

Некоторые компании и группы пользователей для выхода на колориметрические эталоны ISO 12647:2 выполняют тестовые тиражи, с помощью которых получают таблицы с параметрами цветового охвата типа Fogra 3.

Process Standard Offset, PSO (cтандартный триадный офсет)

PSO — система внедрения (не спецификация), разработанная Fogra в 1980 г. для немецкой ассоциации полиграфистов bvdm. Сейчас это интерпретация стандарта ISO 12647:2, лишённая части недоработок и предлагающая практическое руководство по его применению.

Успешно внедрив систему PSO, типография получает право подать заявку на сертификацию по стандарту ISO 12647:2. Для обеспечения равномерной градации тонов PSO использует принцип коррекции растискивания и предусматривает несколько характеризационных параметров, в основе которых — тестовые тиражи на базовых типах бумаги.

Наиболее широкий цветовой охват доступен для мелованной чистоцеллюлозной бумаги с использованием стандартных параметров Fogra 39. Базовые цвета полностью соответствуют ISO 12647-2 AMD 2007, и хотя вторичные цвета несколько отличаются от стандарта, целесообразнее ориентироваться именно на них.

Как выйти на параметры Fogra 39 (по методикам PSO):

  • соответствие значениям CIELAB и показателям глянца бумаги в пределах допусков;
  • соответствие опорным показателям прироста тоновых значений в 40%, 70% и 80%;
  • соответствие максимальному растискиванию для CMY на 40% шкале;
  • контроль вариативности на протяжении тиража.

Все остальные значения в ISO 12647-2 являются сугубо информативными и не влияют на соответствие/несоответствие требованиям стандарта.

При печати тиража часто практикуют контрольные замеры плотности. Показатели снимают с утверждённого тиражного оттиска, который необходимо проверить на соответствие значений CIELAB для CMYK стандарту ISO 12647-2.

Process Standard Offset (PSO) Руководство Process Standard Offset (PSO) было впервые выпущено в 1980 г. ассоциацией bvdm. Это подробное практическое руководство по организации и оптимизации печатного производства в соответствии со стандартом ISO 12647. В 2012 г. выходит новая редакция на английском и немецком языках, которая охватит все офсетные процессы.
www.pso-insider.de

GRACoL

IDEAlliance «Guidelines & Specifications 2007» (Руководство и спецификации 2007), IDEAlliance
«HOW TO — A step by Step Guide to Calibrating, Printing & Proofing by the G7 Method» (Пошаговое руководство по калибровке, печати и цветопробе по методике G7), IDEAlliance.
www.idealliance.org

Американская некоммерческая отраслевая ассоциация IDEAlliance предложила способ добиваться результатов по ISO, придерживаясь спецификаций GRACoL для листовой офсетной печати и спецификаций SWOP для рулонной, а также методику калибровки G7 и определение баланса по серому.

Седьмое издание спецификации GRACoL (GRACoL 7) включает набор стандартных параметров, базирующихся на ранней бета-версии Fogra 39 и приведённых в соответствие нейтральной кривой печатной плотности (Neutral Print Density Curve, NPDC) и баланса по серому по G7. Несмотря на привязку к ISO 12647-2, предусмотренные спецификацией GRACoL 7 кривые NPDC не являются частью стандарта ISO — в их основе аппаратно-независимая спецификация G7. По сути, основой G7 выступает кривая NPDC, выведенная путём анализа нейтральных тонов типового коммерческого офсетного оттиска стандарта ISO, полученного с цифровых (CTP), а не аналоговых (плёночных) печатных форм. G7 определяет визуальные параметры баланса по серому, а также методику калибровки для эмуляции на любом устройстве CMYK предусмотренного G7 баланса по серому. Для получения визуально нейтрального соответствия между различными системами воспроизведения используются 4 одномерные кривые, что делает реальным общий нейтральный результат для различных устройств печати и спецификаций в отсутствие расширенных функций управления цветом. В данном случае вполне корректно говорить о реализации новой технической спецификации ISO 10128 для «почти нейтральной калибровки» (Near Neutral Calibration). Её отличия — ряд не упомянутых в ISO 10128 преимуществ, общий визуально нейтральный результат, зависящий от бумаги баланс по серому, автоматическая адаптация динамического диапазона и аппаратно-независимая тональность. Главное преимущество G7 по сравнению с «почти нейтральной калибровкой» по ISO 10128 в том, что кривая NPDC, определение баланса по серому и методология калибровки одинаковы для любой технологии воспроизведения и не зависят от материала, пигментов, технологий растрирования и пр. Соответственно, методику G7 без каких-либо изменений допустимо применять к любому устройству воспроизведения, получая при этом аналогичный результат печати (как минимум, в нейтральных серых тонах) при условии одинакового цвета запечатываемого материала и той же максимальной нейтральной плотности.

Методика G7 широко распространена в Северной и Латинской Америке, Азии и пр. При её разработке особое внимание было уделено совместимости со стандартом ISO 12647-2 в сфере коммерческой офсетной печати. Согласно методике калибровки и управления процессом в G7, на смену изолированным показателям растискивания приходят единые эталоны баланса по серому и NPDC. Кривые CTP корректируют для соответствия предварительно заданной кривой NPDC для шкалы CMY с балансом серого и шкалы K. Ассоциация IDEAlliance отказалась от указаний на значения растискивания, суммарной красочной плотности (SID) и шкал контраста печати.

IDEAlliance всегда уделяла внимание значениям растискивания как инструменту контроля. Поэтому ассоциация рекомендует комбинировать стандартизированные контрольные точки G7 с заданными пользователем контрольными точками растискивания, считая это оптимальным для комплексного управления техпроцессом.

В GRACoL есть:

  • координаты CIELAB для базовых цветов (CMYK) в зависимости от типа бумаги;
  • координаты вторичных цветов (RGB) в зависимости от типа бумаги;
  • кривая G7 NPDC (см. ниже);
  • баланс по серому по G7 (см. ниже).

В G7 есть:

  • кривая почти нейтральной плотности NPDC для комбинированной серой шкалы CMY;
  • кривая почти нейтральной плотности NPDC для шкалы чёрной краски K;
  • эталонные значения баланса по серому для CIELAB с учётом бумаги.

В методике калибровки G7 нет:

  • допусков растискивания;
  • оптимальных плотностей для различных типов бумаги для выхода на значения ISO CIELAB для CMYK.

В 2011 г. раздел полиграфических технологий (TC 130) насчитывал 69 стандартов ISO, некоторые перечислены ниже.

ISO 2846. Определяет колориметрические характеристики триадных красок при нанесении на эталонные сорта бумаги. Вариативность в толщине красочной плёнки и свойствах материала затрудняет достоверный контроль вне лабораторных условий.

ISO 3664. Условия просмотра.

ISO 12218. Производство офсетных пластин по состоянию на 1997 г.

ISO 12635. Пластины для офсетной печати — параметры (2008) сейчас анализируют с учётом требований CTP.

ISO 12640. Обмен цифровыми допечатными данными — стандарт 1997 г. для плёночных процессов.

ISO 12642. Входные данные для стандартизированной триадной печати.

ISO 12646. Цветопроба: характеристики и условия просмотра.

ISO 12647. Управление полиграфическими процессами. Части:

  1. Методики контроля и измерения.
  2. Офсетная печать — листовая и рулонная с сушкой.
  3. Газетная офсетная печать без сушки.
  4. Глубокая печать.
  5. Трафаретная печать.
  6. Флексография.
  7. Распечатки контрактной цифровой цветопробы.
  8. Оценка оттиска — в процессе.

ISO 13655. Спектральные замеры и колориметрические вычисления.

ISO 15076. Управление цветом по технологии ICC.

ISO 15930. Обмен цифровыми допечатными файлами с использованием PDF/X. Часть 7 содержит полные требования к печатному файлу (PDF/X-4). Часть 8: частичный обмен печатными данными с использованием PDF 1.6 (PDF/X-5).

Рабочая группа Ghent PDF Workgroup публикует спецификации PDF/X-Plus на основе ISO 15930, но с дополнительными ограничениями (доступны X-1, X-3; идёт работа над X-4).

ISO/CD 15311-1. Черновой вариант нового стандарта «Требования к печатной продукции, выполненной по технологии цифровой печати в рамках коммерческого и промышленного производства. Часть 1: параметры и методы измерения».

Сертификация по стандарту?

Сертификация — письменный документ уполномоченной организации, заверяющей, что услуги, производственные процессы и продукты компании протестированы на соответствие соответствующему стандарту (стандартам). Исследование получивших сертификаты типографий, проведённое в 2010 г. группой ISO TC 130, показало, что сертифицированных процессов придерживается всего 661 предприятие (60% Fogra, 15% UGRA и 25% другое) — менее 0,002% от общего числа полиграфических производств мира. Есть вероятность, что компаний, придерживающихся стандартов без сертификации, намного больше: до 2010 г. было реализовано около 3500 руководств по стандартизированной офсетной печати, и лишь в 10% случаев предприятие подавало последующую заявку на сертификацию. Но для заказчиков печатной продукции, заинтересованных в более формальном и подотчётном контроле качества и стабильности, сертификация постепенно переходит в разряд важных требований.

Как правило, аудит и сертификацию по ISO имеют право проводить только компании и организации, авторизованные и аккредитованные местным представительством ISO. Действующий стандарт ISO 12647 не содержит методик сертификации — группа ISO/TC 130 работает над рекомендациями по единой международной методике.

Сейчас сертификацию на соответствие стандарту ISO 12647 проводят в частном порядке, а результат в той или иной степени признаёт международное сообщество. При этом налицо серьёзные отличия в требованиях, критериях, тестах, аудите и пр. Ключевым вопросом остаётся аккредитация, компетенция, стабильность и беспристрастность сертифицирующей организации, её независимость от оказываемых параллельно консультационных услуг. Разнятся также цены, требования и частота частных услуг по сертификации.

Наиболее распространена сертификация PSO (Process Standard Offset) от немецкой Fogra/bvdm (примерно 60%); хорошо известна швейцарская UGRA, на которую приходится около 15% сертификаций. Новый подход выбрали Великобритания, Швеция и США, где для сертификации по ISO 12647 частично комбинируют стандарт системы управления качеством печати ISO 9001 с общими требованиями аудита ISO 17021 (сюда же входят документально подтверждённые процедуры в случае жалоб со стороны клиента и коррекционные действия).

Ниже перечислены некоторые региональные методики, действительные на март 2011 г.

Великобритания. Около 100 типографий выбрали различные варианты сертификации. Новая схема Print and Media Certification (PMC), предложенная Отраслевой федерацией полиграфистов Британии (Print and Media Certification, BPIF), включает ключевые принципы стандарта управления качеством ISO 9001. Аккредитованная сертифицирующая организация — UKAS. Будучи частью рабочей группы ISO/TC130 WG13, федерация BPIF принимает участие в разработке стандарта управления качеством печати. По словам BPIF, по окончании разработки данный стандарт заменит текущую схему управления качеством цвета.

Германия. С 2002 г. Fogra и bvdm в качестве сертифицирующих органов и партнёров провели сертификацию более 400 компаний по всему миру, включая порядка 300 производств в Германии (см. www.psoinsider.de). Своей сертификационной службой в Лейпциге располагает также SID.

Италия. CertiCarGraf от Итальянской полиграфической ассоциации, но без сертифицированных типографий по состоянию на 2010 г. Есть несколько сертификатов UGRA.

Испания. Около 100 сертифицированных типографий. Многочисленные сертификационные услуги от местных партнёров UGRA и Fogra (RCC Consultants). Технологический институт оптики, цвета и работы с изображениями AIDO разработал собственную программу сертификации по поддержке Национального аккредитационного сообщества Испании.

Китай. 48 типографий имеют сертификаты G7 Master Printer от IDEAlliance и партнёра ассоциации в Гонконге APTEC. Есть две сертификации EUGRA и 2 Fogra.

Нидерланды и Бельгия. Независимая сертификационная организация Stichting Certificatie Grafimedia Branche (SCGM) обслуживает сегменты полиграфии, медиа, упаковки и проводит сертификацию по ISO, имея аккредитацию Royal KVGO и Kartoflex.

США. В мае 2011 г. Рочестерский институт технологий (Rochester Institute of Technology, RIT) представил сертификацию Printing Standards Audit (PSA), призванную обеспечить совместимость со всеми признанными печатными стандартами и сертифицирующую техпроцессы сразу по ISO 12647-2 и G7. Предусмотрено два уровня сертификации. 1) PSASM — компании, технически способные обеспечить соответствие техпроцесса стандартам; в расширенном варианте охватит предложенный стандарт Process Independent Standard (ISO 15339), как только он будет одобрен рабочей группой ISO/TC 130. 2) Сертификат PSASM HonorsHonours — компании, постоянно практикующие и совершенствующие стандартизированный техпроцесс (в работе у группы ISO/TC130 WG13).

Франция. Около 20-ти типографий с сертификатами UGRA. France-PSO — некоммерческая организация, занимающаяся популяризацией, способствующая внедрению ISO 12647-2 и направляющая типографии на сертификацию UGRA.

Швейцария. Институт полиграфических технологий UGRA проводит международную сертификацию материалов, специалистов и компаний по различным стандартам и спецификациям, включая ISO.

Швеция. Полиграфическая федерация (GFF) недавно внедрила проект «Сертифицированное полиграфическое производство» (Certified Graphic Production, CGP), включающий систему управления качеством ISO 9001.

Основные контрольные параметры

1. Баланс цветов/серого

Под цветовым балансом в полиграфии понимают взаимодействие между цветами триады, это залог точного воспроизведения цвета на производстве. Человеческий глаз необычайно чувствителен к отклонениям цветового баланса, в особенности в средних тонах. При этом основная причина проблем с цветовым балансом в триадной печати — вариативность растискивания.

Чтобы обеспечить визуально стабильные результаты для изображений с низким контрастом или состоящих преимущественно из оттенков серого, разница между самым высоким и самым низким показателями растискивания в средних тонах не должна превышать ±2%. Вариативность печати зачастую допускает колебания растискивания в ±4% для средних тонов, поэтому основной предпосылкой для выхода на более жёсткие допуски становится повышение стабильности процесса. Контраст между восприятием цветовых отклонений и техническими ограничениями можно смягчить путём стабилизации серых тонов. Лучше, чтобы нейтральный баланс был выше или ниже показателей растискивания, поскольку изменения градаций (светлее/темнее) человеческий глаз воспринимает проще, чем смещение цветового баланса.

Эффективным способом визуального контроля является шкала баланса по серому в средних тонах.

Влияние линиатуры растра на растискивание в листовой печати
Влияние линиатуры растра на растискивание в листовой печати.
Источник: Sappi

2. Растискивание

Важная составляющая тоновоспроизведения выражается в виде разницы между красочным покрытием в теории (допечатная подготовка) и на практике (оттиск). У растискивания есть механическая и оптическая составляющие.

С механическим растискиванием мы имеем дело при увеличении растровых точек в процессе переноса с печатной формы на офсетное полотно, а после на бумагу. Иногда размер растровых точек меняется при обработке в CTP-системе — в случае её некорректной калибровки. Среди других значимых факторов — краски и увлажняющий раствор.

Причина оптического растискивания — рассеивание света на границе между краской и бумагой (которая по природе своей всегда неровная).

Используя формулу Мюррея–Дэвиса, стандартный спектрофотометр замеряет механическую и оптическую компоненты. Растискивание фиксируют в средних тонах, поскольку именно там оно ярче выражено и демонстрирует наибольшие отклонения. Разница в растискивании между аналоговыми позитивными и негативными формами достигает 6–8%. При работе с цифровыми пластинами систематические отличия корректируют с помощью новой кривой переноса для RIP, приближающей растискивание к результатам аналоговых позитивных пластин. Однако по ряду причин для CTP-форм вариативность выше, поэтому процесс требует более тщательного контроля. Растискивание в значительной степени зависит от линиатуры растра и сорта бумаги, поэтому их обязательно оговаривают с клиентом.

Взаимодействие триадных цветов — ключевой фактор точного воспроизведения цвета на печатном производстве. Лучше, чтобы нейтральный баланс был выше или ниже показателей растискивания, поскольку изменения градаций (светлее/темнее) человеческий глаз воспринимает проще, чем смещение цветового баланса.

3. Суммарная красочная плотность

Влияет на общий контраст (насыщенность) изображения и, в меньшей степени, на баланс в тенях (если отклонения в суммарной плотности различаются для цветов триады). Показатели красочной плотности варьируются в зависимости от методики замеров. Например, для жёлтого они ниже при работе по методике ISO Status E по сравнению с методикой Status T, распространённой в Северной Америке. При замере плотности листовых офсетных оттисков часто применяют поляризационные фильтры, сокращающие количество белого света, который попадает на сенсор, отражаясь от бумаги. Тем самым устройство имитирует замеры сырой красочной плёнки, где эффект рассеивания понижен из-за высокого глянца поверхности. Цель — получать одинаковые значения плотности, независимо от состояния сохнущей красочной плёнки. Поэтому полученные с поляризационным фильтром значения всегда выше, чем без него. В стандарте ISO 12647-2 эталонные значения для плашек CMYK представлены в величинах L*a*b*. Соответственно, возникает необходимость перевода стандартных значений для теней в показатели плотности. Чтобы сделать это максимально точно, надо отпечатать все триадные плашки плюс чёрный на нужном материале нужными красками. Оттиски выполняют с разными уровнями плотности (например, по возрастанию) и для каждого замеряют тени, сравнивая с эталонным значением. Вычислив цветовую разницу ΔE, можно найти оптимальную плотность — для неё разница ΔE будет наименьшей.

Измерения и контроль

Измерения и контроль в офсетной печати
В списке необходимого оборудования — анализатор изображений для контроля размера точек на печатной форме, денситометр, спектрофотометр и ПО для контроля и визуализации.
Источник: Sun Chemical

Чтобы корректно использовать в офсетной печати денситометрические и колориметрические измерительные приборы, важно понимать их цели, задачи и особенности работы.

Денситометрия

Денситометрические измерения напрямую связаны с толщиной красочного слоя, который с их помощью можно с высокой точностью контролировать в отдельных зонах. Работающий на отражение денситометр замеряет поглощаемый свет, рассчитывая плотность растра, растискивание, плотность красочной плёнки на плашках, баланс серого, контракт оттиска и треппинг. Собственно цветов устройство не различает — за их распознавание и замеры отвечают фильтры и ПО. Денситометры не рекомендованы при работе по ISO, поскольку данный стандарт использует значения L*a*b*. Часть типографий по-прежнему задействует денситометры в качестве контрольных устройств, согласовав результаты измерений со спектрофотометрией.

Спектрофотометрия

Для расчёта цветовых значений обычно используют спектральные данные, полученные от спектрофотометра. Цветовые значения определяют визуальные характеристики цвета и примерно соответствуют цветовому зрению человека. Если цветопередача признана приемлемой, эталонный цвет описывают именно с помощью цветовых значений. Определить нужные координаты цвета можно несколькими способами: замерить утверждённый оттиск (цветопроба, приладочный лист) и зафиксировать цветовые значения в качестве эталонных либо дать числовое описание (например, в значениях CIELAB). Расстояние между двумя цветами в соответствующем цветовом пространстве называют цветовым различием (ΔE).

Тестовая форма для калибровки печатной машины
Тестовая форма для калибровки печатной машины по методике ISO 12647-2 (растискивание) или G7 (баланс серого) с использованием GMG PrintControl 2.0 или аналогичного продукта.
Источник: GMG

Чтобы обеспечить точное определение и анализ цвета, спектрофотометр замеряет отражение света для всего диапазона видимых световых волн. Эти устройства применяют для получения цветовых профилей мониторов и печатного оборудования, замеров контрольных шкал и цветовых отклонений между цифровой цветопробой и тиражным оттиском. Их можно использовать в качестве денситометра, пересчитывая результаты замеров в показатели плотности. Часть типографий с помощью спектрофотометров фиксирует отклонения в новых партиях красок и пластин, чтобы избежать сюрпризов на производстве. Некоторые CTP-системы выполняют такие замеры автоматически.

По сырому или по сухому?

Стандарты рекомендуют замеры цветовых значений исключительно на сухих печатных листах, поскольку при высыхании краска меняет оттенок. Интенсивность изменений падает за считанные секунды по окончании печати и для автономного измерительного оборудования проблемы не представляет. Поляризационный фильтр денситометра обеспечивает аналогичные замеры плотности для сырой и сухой краски, позволяя точно контролировать красочные зоны печатной машины. Принцип действия фильтра заключается в устранении поверхностного рассеивания — сухая красочная плёнка по свойствам становится похожей на сырую. Наличие поляризационного фильтра особенно актуально для встраиваемых в печатные машины устройств, замеряющих абсолютно сырую краску сразу после печати. При замерах цвета спектрофотометром значения приближены к восприятию человеческим глазом: использование поляризационного фильтра в данном случае невозможно из-за непрогнозируемого влияния на цветовые значения. Следовательно, такие замеры не выполняют в линию — в отсутствие поляризационного фильтра результат отличается от значений для сухого печатного листа.

Вместо этого рекомендован вариант с денситометрическими онлайн-замерами и системой с обратной связью, которая обеспечит оперативный и точный контроль. Её обязательно дополняют автономными спектрофотометрическими замерами цветовых значений.

Белая или чёрная подложка?

Качество замеров зависит от непрозрачности бумаги: если контрольные шкалы с двух сторон листа расположены друг напротив друга, тёмная зона с обратной стороны повлияет на результаты.

Хотя при замерах тиражных оттисков, как правило, используют белую подложку, чёрная снижает эффект от запечатанного оборота. Поэтому по ISO 12647-2 результаты для чёрной подложки являются нормативными, для белой — исключительно информативными.

Стандартизация по ISO 12647-2

Стандарт определяет эталонные значения цвета (CIELAB) и растискивания, но не содержит показателей плотности, поскольку при её одинаковых значениях, но разных красках и/или бумаге цвет выглядит по-разному.

Первым шагом к стандартизации процесса станет оценка правильных значений плотности для конкретной комбинации краски и бумаги. Придерживаясь этой плотности, нужно выйти на эталонные значения цвета по ISO 12647-2 при допусках? E 5. Поскольку стандарт приводит эталонные цветовые значения для сухих листов, плотность сырых оттисков подбирают под соответствующие сухие значения. После, ориентируясь на значения плотности, печатают тестовый тираж для оценки печатной кривой. Если результаты стабильны в пределах допусков по цвету, начинают редактировать кривые печатных характеристик до соблюдения допусков ISO для растискивания. Процедуру повторяют для разных комбинаций краски и бумаги. В большинстве случаев достаточно нескольких сходных комбинаций.

Контроль баланса серого

Оценка качества формы
Оценка качества формы.
Фото: UPM

Контроль краски по плотности плашек лишь частично удовлетворяет требованиям качественной печати. Измерение и отслеживание баланса серого гораздо продуктивнее обеспечивает стабильность триадной печати (растровые изображения), особенно на тиражах со сложным дизайном.

Суммарная площадь покрытия

Определяется в % вычислением суммарной площади растровых элементов CMYK (тоновые величины): складывают значения для каждого цвета на самом тёмном участке цветоделённой формы. Теоретически, оптимальный чёрный дают 100% плашки всех цветов (суммарная плотность в 400%), но на практике это ведёт к разнооттеночности. Суммарную площадь покрытия (TAC) замеряют по оригинальному файлу и контролируют в процессе подготовки макета. Величину TAC проверяют по самому тёмному участку цветоделённой плёнки или электронного файла, а после фиксируют в той же точке для каждого цвета на готовой плёнке или в файле CTP. Предельная площадь красочного покрытия зависит от материала.

Другие устройства

Колориметр. Недорогой прибор, использующий фильтры и ПО для считывания и передачи значений CIELab с целью проверки цветового охвата (рекомендован в стандартах ISO 12647 и для замеров ICC-профилей). Также применяют для калибровки и характеристики мониторов.

Устройство считывания печатных форм. Замеряет плотность растра на печатных формах для проверки корректности экспонирования и обработки, соответствия допускам. Важный элемент калибровки и линеаризации CTP-системы.

При работе с беспроцессными пластинами не всегда удаётся замерить изображение сразу после экспонирования, поскольку контраст между обработанными и необработанными участками меньше, чем для традиционных пластин. Некоторые устройства способны замерять и беспроцессные пластины — после удаления свободных от изображения фрагментов пропитанной увлажняющим раствором тканью.

Измерительные инструменты гарантируют точность показаний лишь при условии регулярной калибровки в соответствии с рекомендациями поставщика. При выборе устройства убедитесь, что для калибровки не нужно отправлять его обратно на производство или приглашать специалиста со стороны. В регулярной замене нуждаются также лампы и фильтры.

Калибровка. Все измерительные приборы должны проходить регулярное техобслуживание и калибровку (обычно раз в год). Устройства для замера оптической плотности проверяют и подстраивают с помощью входящей в комплект специальной эталонной карты. Подробную информацию можно получить у поставщика.

Выбор фильтра Status E/Status T. Установите правильные настройки для фильтра плотности. Для США это обычно Status T (или ANSI T); для остальных стран Status E (или ANSI E). Выбор влияет преимущественно на жёлтый цвет: разница между режимами достигает 0,3 единицы плотности.

Условия замеров. Всегда проверяйте условия проведения замеров: освещение D50, наблюдатель 2°, геометрия 0/45° или 45/0°, абсолютный белый для колориметрических замеров, относительный или абсолютный белый для денситометрических замеров, поляризационный фильтр для измерения плотности (рекомендован, если его поддерживает устройство), но НЕ для колориметрии.

Подложка. С ней работа выглядит ярче. В допечатной подготовке предпочитают белую, это обязательный элемент оценки/замеров контрактных цветопроб (белая подложка должна соответствовать стандарту ISO). В печатном цеху допустима только чёрная подложка (либо стопа как минимум из 5-ти листов тиражной бумаги), чтобы не просвечивала нанесённая на оборотную сторону краска.

Altona
В тестовый комплект Altona входит тестовая форма для визуального сопоставления качества печати со стандартом.
Источник: www.eci.org

Условия просмотра. Освещение должно соответствовать стандарту ISO 3664. Для проверки качества света по индексу CRI (Colour Rendering Index) используют специальный измерительный прибор. Чтобы вовремя заменять лампы, регулярно проверяйте счётчик (если таковой имеется).

Тест-формы. Совместная отраслевая разработка Altona Test Suite, которая включает:

Altona Test Suite — Application Kit: тестовый комплект с эталонными отпечатками, цветовыми образцами (триадные плашки), пакетом тестовых файлов, стандартными параметрами, профилями ICC, документацией (выдаёт bvdm).

Altona Measure — измерительный комплект: ECI 2002, эталоны для характеризации, шкала для характеризации параметров печати, шкала для измерения плашек, шкала визуальной оценки Altona Visual, элементы для контроля допечатных настроек (бесплатно загружается на www.eci.org).

Altona Test Suite — тестовый комплект: готовая форма для визуального контроля, элементы для контроля допечатных настроек. Тестирование на совместимость с ISO 12647 для устройств вывода: цветопробная система, мониторы принтера (компьютера), печатные машины. Тест на совместимость со стандартом ISO для техпроцесса PDF X3 (бесплатно загружается на www.eci.org).

В 2011 г. bvdm выпустила абсолютно новый тестовый комплект Altona Test Suite 2.0 Application Kit для тестирования всех спецификаций PDF/X-4 (15930-7).

Продолжение следует...

* Публикуется с разрешения и при содействии PrintCity. Продолжение. Начало в Publish № 10, 2012.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Упаковка в центре внимания *
     

    Оперативная печать упаковки: главная стратегия Komori

    Упаковка составляет часть практически любого продукта на рынке по весьма веским причинам. Она защищает товар на всех этапах перевозки и распространения, а также даёт покупателям информацию о бренде товара и его особенностях в самый ответственный момент — при покупке.

     

  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Год у руля «КБА РУС»
     

    Год, с тех пор как Фёдор Смирнов занял пост главы московского офиса концерна KBA«КБА РУС», — это не только круглая дата, но и возможность подвести первые итоги. Мы воспользовались встречей на Printech 2017, чтобы обсудить с Фёдором изменения, произошедшие за это время в концерне и его российском представительстве, достижения и планы на будущее.

     

  • Прогресс в печати флаеров
     

    На этот раз мы решили повторить запрос прошлого года (https://www.publish.ru/articles/201605_20013586) и посмотреть, что изменилось. Сравниваем цены и сроки на флаеры в марте 2016 г. с апрелем 2017 г.

    Запрашиваем «Печать флаеров» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Флаеры 10×21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2 мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки изготовления и способ печати.

     

  • Газетная специфика
     

    На этот раз типографии побили рекорд ошибок в ценах. Помимо банальной невнимательности, вскрылась ещё одна проблема. Менеджеры явно не понимают запроса, но при этом мало кто что-то уточняет. И по ответному письму с ценами нельзя понять, что именно тебе посчитали.

     

  • Мастер цифрового этикета

    Основанная в 1935 г. итальянская Durst Phototechnik — настоящая легенда мира аналоговой фотографии. Более 50 лет оборудование этой марки служило эталоном качества и надежности для профессионалов и любителей по всему миру. В 1995 г. компания дебютировала в сегменте цифровой печати, представив первую фотолабораторию для лазерного экспонирования фотобумаги серии Durst Lambda, которая на десятилетие стала новым ориентиром для мировой индустрии фотопечати. В числе первых убедившись в перспективности струйных технологий для промышленной печати, компания начала быстро осваивать новый рынок. В 2001 г. были представлены первые широкоформатные струйные принтеры для интерьерной печати, с 2004 г. — машины для печати по керамике, с 2010 г. — для печати по текстилю, а с 2014 г. — по стеклу.

     


comments powered by Disqus