2012.12.24, Автор: Виктор Миленин4345 прочтений

Семь раз отмерь

Теги: Рабочий цех

Как правильно подготовить файл для цифровой резки.

Успешное внедрение цифровой резки начинается с основательного обучения для интеграции режущей системы в существующие рабочие процессы. Подготовка файла становится проблемой, когда дизайнер или рекламное агентство не знают о технологиях резки, в результате работу приходится исправлять. К сожалению, очень часто при подготовке файла для раскроя не уделяют должного внимания качеству чертежа, забывая, что это повышает как производительность режущего станка, так и качество изделия.

Перед началом работы задайте себе несколько простых вопросов: каково конечное назначение изделия? Из какого материала оно будет изготовлено? С помощью каких инструментов будет осуществляться резка (фрезерование, бигование, резка под углом и т. п.)? Не помешает хотя бы общее представление о работе режущего оборудования. Различные методы резки, инструменты и ножи — всё влияет на качество и скорость резки.

Даже если изображение выглядит хорошо на мониторе, нет никакой гарантии, что в реальности всё будет так же правильно и ровно. Часто на чертеже остаются посторонние элементы: лишние точки, двойные линии, незавершённые кривые. Их не будет видно на напечатанном изображении, поэтому дизайнеры обычно не обращают на них внимания.

Оптимизация

Цифровая резка упрощается при правильной подготовке файла. Печатаемое изображение, созданное в Photoshop, Illustrator, InDesign или QuarkXpress, может быть использовано для разработки простого рабочего процесса print&cut, в котором файл для печати и файл для резки создаются вручную при подготовке печати.

Дело оптимизируется соединением программ планирования производства с ПО режущей системы, которое, в основном, и относится к рабочему процессу rip to cut. Задание, с заранее определёнными траекториями резания или без них, передаётся в RIP-программу. RIP ищет встроенные траектории резания или создаёт их, а затем создаёт группу из нескольких копий одного задания или разных заданий, которые могут быть напечатаны вместе, что позволит оптимально использовать материал.

К макету добавляются метки приводки и штрих-код, и данные для печати отправляются на принтер. Данные для резки передаются по сети как файл, а чтобы его найти, оператор режущей системы сканирует штрих-код. Файл для резки может включать в себя и другие детали задания: очередность, срок выполнения и материал. Эти характеристики задания используются ПО режущей системы (например, Zünd Cut Center) для полной автоматизации завершения работы.

Разные способы и инструменты резки, использующиеся, например, для операций надсечки, высечки, резки и бигования, требуют различных опций и параметров режущего плоттера. Части изображения, предназначенные для бигования или резки, могут быть легко разделены за счёт того, что соответствующие элементы чертежа размещаются в разных слоях.

Формат файла с чертежом

Для вывода на режущее оборудование часто производитель станка поставляет свою управляющую программу (front-end), которая должна импортировать чертёж, сделанный в другой программе (обычно в CorelDraw, Abobe Illustrator или AutoCAD). Все они имеют свои внутренние форматы хранения данных, но для передачи данных между ПО должны использоваться стандартные форматы, поддерживающие векторную геометрию: dxf, pdf, ai, eps. Каждая программа имеет особенности работы с векторными данными (контурами), но при работе и подготовке файла с чертежом для вывода необходимо понимать и соблюдать некоторые требования:

  • на мониторе вы не видите многих погрешностей чертежа;
  • замкнутый контур должен быть замкнутым;
  • соединяющиеся отрезки/дуги должны быть действительно соединены;
  • не должно быть наложенных двойных, тройных и т. д. отрезков;
  • как правило, хорошее режущее оборудование и его программа могут «сами» правильно подготовить дуги и окружности к выводу, поэтому не следует на чертеже разбивать дуги и окружности на отрезки;
  • на чертеже вывода следует избегать слишком коротких отрезков и не допускать отрезков, длина которых сопоставима (и тем более намного меньше) с размером режущей части инструмента;
  • если контуры изделия будут вырезаться фрезой, то надо учитывать, что внутренний угол будет всегда скруглённым по радиусу фрезы.

Инструментальная зависимость

Создавая сложный контур резки, помните, что плоттер не сможет обеспечить степень детализации обвода, как вы сделали в программе. Там толщину линии обвода можно сделать минимальной, но нож и фреза имеют конкретные физические размеры. И даже если мелкие детали будут вырезаны, их внешний вид может быть не таким, как хотелось. А контур с множеством мелких деталей будет вырезаться очень долго. Поэтому хорошо подумайте, насколько точно надо вырезать печатное изображение. Степень детализации обводки также зависит от вида и толщины материала.

Часто при изготовлении изделия требуются два и более инструментов. Например, для коробки необходима биговка линий сгиба и резка контура. Чтобы уменьшить количество ошибок со стороны оператора, дизайнеру надо уже в чертеже создавать не только слой для резки, но и для биговки. Почему? Дизайнер как автор изделия точно знает, какая линия бигуется, а какая вырезается. По типу слоя, в котором находится данный контур, управляющие выводом на плоттер программы и определяют, какой инструмент использовать для конкретного контура. Соответственно, программа автоматически назначит инструменты для контуров, если чертёж сделан правильно.

Нож, показанный на левом рисунке, обеспечит хорошее вырезание более мелких деталей, чем нож с правого рисунка.

Семь раз отмерь Семь раз отмерь
Любой нож имеет определённую геометрию режущих кромок, что приводит к так называемому перерезу. На рисунке видно, что величина перереза X1 зависит от толщины материала и угла наклона режущей кромки

Если нож имеет так называемую мечеобразную заточку, то возникают уже два перереза — спереди X1 и сзади X2. Если материал режется с лица, то во всех углах, где нож поднимается для поворота, чтобы резать в новом направлении, будут видны такие перерезы — «засечки»

Толщина ножа не равна нулю! И это будет заметно при вырезании кривых, а при раскрое жёсткого материала кромка будет иметь сверху «буртик». Чем «шире» нож, тем больше диаметр качественно вырезаемой им окружности. Приводы плоттера отработают траекторию кривой одинаково для всех ножей, но толстый и широкий нож будет сильнее деформировать кромку реза.

Чтобы нож не сломался при изменении направления резки, его поворот без подъёма из материала допускается до определённого угла. Если угол поворота больше, нож поднимается над материалом, поворачивается и только потом опускается, и раскрой продолжается. Когда важна производительность и допустимо скруглить углы, делаются скругления соответствующего радиуса (минимального для данного материала).

При работе с фрезой также есть специфические правила. Любая фреза имеет толщину, поэтому нельзя делать раскладку контуров без зазора между ними, равного диаметру фрезы. При фрезеровании возникают большие боковые силы, что приводит «к вырыванию» вырезанной детали, когда остаётся прорезать 2–3 мм. Чтобы избежать этого, можно на чертеже предусмотреть «мостики» — прорезаемые не насквозь участки, они и удерживают деталь от вырывания.

Фрезой можно сделать острый угол «снаружи», но никогда — внутри.

Об авторе: Виктор Миленин (victor.milenin@oktoprint.ru) — руководитель проекта Zünd компании Oktoprint.

Ключевые моменты проверки файла:

  1. Формат файла
  2. Названия слоёв в файле для резки могут использоваться для экономии времени при выборе инструментов резки (V-резка, резка насквозь, надсечка, бигование, фрезерование и т. п.)
  3. Замкнутые контуры
  4. Лишние элементы в файле
  5. Метки приводки
  6. У линий контура резки не нулевая толщина
  7. Учёт технологических особенностей (диаметр фрезы, толщина ножа)
  8. Учёт толщины материала

Когда нужна чёрная метка

При печати из-за нелинейности подачи материала могут возникать искажения, деформации виниловой плёнки при сушке красок и т. п. Чтобы после этого нож или фреза вырезали контур точно по печати, необходима приводка по меткам (обычно – чёрный круг диаметром около 6 мм). Они печатаются одновременно с основным изображением и включаются в файл резки. Современные RIP-программы имеют удобные функции, позволяющие расставлять метки приводки автоматически.

Тем не менее, чтобы вырезать сложный контур, метки надо расставлять исходя из практического опыта. Дизайнер должен, например, в Adobe Illustrator, создать несколько слоёв: для печати растрового изображения и заливки меток приводки; для размещения векторного обвода меток приводки; для резки контура изделия.

Для отпечатков большого размера на жёстком материале, если принтер не даёт видимых искажений при печати, достаточно трёх меток приводки вокруг вырезаемого контура: это позволяет надёжно определить положение отпечатка на столе плоттера. Если раскладка из мелких отпечатков, то вначале имеет смыл поставить по три метки вокруг каждого отпечатка, позднее можно корректировать количество точек, уже исходя из опыта. При вырезании контуров отпечатков на самоклеющемся виниле (он подвержен деформации, особенно после сушки краски УФ-лампами) следует расставлять метки приводки вдоль контура чаще.

Профи помогут

Так как многие описанные «особенности» являются типовыми, в профессиональных программах уже предусмотрены инструменты, которые помогают устранить или уменьшить величину «перереза», реально замкнуть замкнутый контур, рассчитать траекторию движения фрезы с учётом её радиуса/диаметра и т. д. Такие программы помогают более тонко управлять процессом раскроя на конкретном оборудовании.

Наметилась тенденция, когда в программу front-end вставляются функции, обычно использующиеся в профессиональном ПО. Например, Zund Cut Center (front-end ZCC) позволяет управлять величиной «перереза», рассчитать траектории как вырезания фрезой, так и выборки площадки; при импорте чертежа ZCC проверит замкнутость контуров, совпадение концов отрезков, организует направления резки в контуре, удалит совпадающие линии и, если в исходном чертеже примитивы были распределены по слоям, автоматически пытается распределить их по слоям, соответствующим типу инструмента.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus