2012.12.21, Автор: Юрий Захаржевский3271 прочтений

Страна контрастов

Не секрет, что у продукции из Китая специфическая известность. Мы попытались найти реальные случаи работы с китайским оборудованием или расходными материалами, когда полиграфисты остались довольны сделанным выбором.

Кто ищет — тот находит

Быстрые аналоговые UV-пластины Xingraphics
Быстрые аналоговые UV-пластины Xingraphics.
С ними и пластинами Huanguang-UV машина даёт паспортную производительность. На PNE необходимо от партии к партии подбирать режимы, а скорость экспонирования оказывается немного меньше 

Чтобы вытянуть из моря китайских товаров продукцию достойного качества, приходится прилагать немало усилий. Зато они окупаются сторицей. О выборе офсетных пластин рассказывает главный инженер Ижевского полиграфического комбината Илья Полников: «Сейчас технологического и вспомогательного оборудования китайского производства, за исключением начинки рабочих станций (и оборудования типа электрических чайников), на предприятии нет. Однако расходными материалами из Поднебесной комбинат успешно пользуется.

В 2010 г. был принят в эксплуатацию комплекс СТР Kodak TrendSetter 800 III Quantum. Был заключён договор и на поставку расходных материалов: термальных пластин Kodak Electra XD (для газетных форм) и Kodak Capricorn VT (для форм коммерческой печати: журнальной, этикеточной и пр.), проявителя, гуммирующего раствора и пр. Но чтобы не зависеть только от одного поставщика, главный технолог комбината Елена Шамшурина (по согласованию с продавцом оборудования) подобрала режимы экспонирования и обработки термальных пластин производства других фирм: LH-PYA (Fuji), P-970 (Agfa), китайских Konita (KTP). Наиболее подходящими по критерию цена/качество оказались китайские PNE ТР-1.

Кроме того, мы испытывали Huaguang TP-2 и ТР-3. Как уверяют конкуренты, ТР-3 не прошли ОТК производителя и были выброшены на рынок по сниженной цене (советский 3-й сорт). То же самое можем сказать и о ТР-2, второсортном по отношению к ТР-1. Это выражается в некачественном поливе и неравномерности копировального слоя, наличии металлических и неметаллических вкраплений в нём, зазубрин и заусениц на кромках пластин. Форма и размеры далеки от идеала, качество нестабильно, в т. ч. внутри партий. Использование форм, изготовленных на ТР-2 и ТР-3, для печати коммерческих изданий — дело рискованное, но они вполне удовлетворяют требованиям к качеству газет. Мы решили для всех видов работ использовать только ТР-1, так как в последнее время качество пластин, даже выпускаемых под маркой Kodak, заметно ухудшилось.

Демонстрация прочности книги, склеенной с помощью полиуретанового клея
Страна  контрастов На боковой стороне машины есть устройство для измерения толщины блока. Оператор выставляет полученную величину на пульте управления, что ускоряет приладку

На предприятии используются и другие китайские материалы (мелованная бумага Art-Tech и Velvet-Tech), результаты же испытания красок оказались неудовлетворительными».

Знаете ли вы…

Многие ли знают о таком производителе пластин, как Xingraphics? Работая без лишнего шума, через дистрибьюторов, компания уже достигла заметных успехов.

Рассказывает генеральный директор репроцентра «Позитив-Пресс» (Москва) Игорь Сретенцев: «При заказе форм у наших клиентов есть выбор — на каких пластинах выводить. Клиент сам может оценить качество изображения, тиражестойкость, цену и выбрать наиболее подходящие. И в результате такого выбора сейчас примерно 74% от всего объёма пластин, используемых нами, — это китайские Xingraphics.

Хотя есть и другие пластины из Китая. Сначала мы брали Huanguang (под торговой маркой NextPose) и PNE TP-1. Некоторые наши клиенты и сейчас их используют. Но затем появились пластины от Xingraphics и заняли лидирующее положение по объёму вывода, потеснив и европейские, и азиатские марки.

Такой выбор клиентов связан с тем, что у этих пластин самое стабильное качество. Разумеется, все производители говорят о контроле на производстве, но у кого-то он лучше, чем у других. Отчасти стабильность пластин Xingraphics объясняется тем, что производитель использует европейский алюминий, от свойств которого в немалой степени зависит качество продукта.

А совсем недавно мы приобрели СТР Cron: китайская система прямого экспонирования аналоговых пластин с 96-ю лазерными диодами. По надёжности её работы у нас статистики пока нет. Производительность очень приличная — 86 форм 650×530 мм в час».

Тяжёлый, железный, не немецкий

Андрей Атанов
А. Атанов: «В течение года поводов для нареканий не появилось»

Что касается оборудования, то решение о том, брать ли китайское, зависит не только от контроля качества на заводе-производителе. Надо оценить и свои возможности. То, что по силам одним, может оказаться нереальным для других, считает директор группы компаний «Репрос» (Казань) Евгений Челяков: «Мы сознательно выбирали именно аппарат, экспонирующий аналоговые пластины, т. к. цена готовой формы играет очень важную роль, а в регионах — даже первоочередную. На тот момент мы могли выбирать из трёх производителей: Lüscher, basysPrint и Cron. Как всё швейцарское, Lüscher красив, надёжен, но дорог. Cron и basysPrint не внушали доверия. Но нас убедили два фактора: цена и инсталляция Cron в Москве. Съездили, посмотрели и рискнули.

Конечно, это не немецкий аппарат. Периодически вылезают мелкие недоделки и сюрпризы. Если не готовы изучать аппарат самостоятельно, решать проблемы на месте, не дожидаясь приезда сервиса, то это не ваш выбор. Но собран он на совесть, тяжёлый, железный и со своей задачей справляется. Китайцы выпустили неплохую вещь, и даже при всех недостатках и недоработках меня она вполне устраивает.

Александр Юсипов
А. Юсипов: «Принтер работает в том же помещении, где мы находимся сами. Благодаря качественным японским экосольвентным чернилам проблем не возникает, даже запах почти никогда не ощущается. Нам известно по опыту коллег, что не все чернила, на которых написано “эко”, обеспечивают комфортные условия»

Проблем при экспонировании практически не было. Так называемые UV-пластины, предназначенные именно для таких СТР, он «рисует» довольно шустро и практически не пылит. С обычными пластинами возникает проблема пыления, но при правильной эксплуатации, своевременной чистке и смазке всё работает нормально.

Стараемся использовать только UV-пластины, хотя при необходимости можем прибегать и к обычным: изначально брали аппарат с мощными диодами и не привязаны к определённой марке пластин. Сейчас работаем на китайских.

После 4-х месяцев работы в нашем казанском репроцентре были выявлены недостатки и достоинства аппарата, мы научились оперативно решать проблемы (а работает репроцентр круглосуточно и без выходных). Пришло понимание, что работать на этой технике можно. И для своего нижегородского репроцентра мы купили тоже Cron. Второй аппарат оказался с небольшими модификациями, но видно, что китайцы не стоят на месте. Думаю, скоро создадут достойную конкуренцию европейской технике».

А всегда ли виноват производитель?

Порой проблемы возникают не столько из-за качества оборудования, сколько из-за желания поставщика непременно продать товар, особо не вникая в потребности клиента. С такой невесёлой историей (с благополучным концом) нас познакомил директор компании «Кройтер-канцелярские товары» (Серпухов) Владимир Кройтер: «В своё время мы приобрели китайскую бумагорезальную машину. Однако нормальной работы не получилось. Оказалось, что модель предназначена для гораздо меньших объёмов работы, чем были у нас. Машина стала «рассыпаться», поломки следовали одна за другой. Конечно, нам следовало брать машину другого класса, но при продаже поставщик об этом не предупредил, поэтому мы ориентировались только на длину реза. Ну а когда начались проблемы, оказалось, что они только наши, а не поставщика…

Пришлось приобретать новую машину. Несмотря на печальный опыт, мы снова рискнули и приобрели китайскую гильотину Guowei QZYK 78C. И, кажется, не прогадали. Правда, отдельные недостатки всё же есть. Например, к этой машине даже поставщик оборудования не может предоставить марзаны точно по размеру — ни по длине, ни по ширине. Их приходится не только укорачивать, но ещё и забивать в машину! Но в целом она пока нас не подводила.

Для тиснения используем тигельный пресс известной китайской марки YAWA — машина надёжная, за исключением редких случаев неполадок с электрикой, с которыми вполне можно справиться своими силами. Фольгу для него предпочитаем тайваньскую».

Уже есть из чего выбирать

Сюжеты на автомобилях бывают довольно сложными с технической точки зрения: клиента «с улицы» не убедишь, что нужно выбрать сюжет, с которым принтер справляется лучше

А бывают и такие случаи, когда китайское оборудование работает без особых усилий персонала и повышенного внимания сервиса. О таком приятном варианте поведал руководитель типографии «Интерштамп» (Москва) Андрей Атанов: «КБС BindEx PUR Adventure мы приобрели в прошлом ноябре. Одна из главных причин — работа с PUR-клеем при умеренной цене. Он позволяет скреплять и тонкие, и толстые блоки до 5 см толщиной. На обычном клею они разваливаются. Теперь на одном устройстве можем скреплять самые разные изделия — от тонких брошюр до солидных каталогов или книг.

По прочности крепление PUR-клеем сравнимо со швейно-клеевым, когда склеивают прошитые тетради, но цена получается меньше. Хотя и несколько выше, чем при обычном термоклеевом скреплении.

Среди недостатков машины разве что невозможность биговать обложки перед склеиванием. Но это всё-таки младшая модель, самая простая в линейке. Да и на коротких тиражах, которые у нас преобладают, обложки можно биговать и вручную. Выбор модели, рассчитанной на короткие тиражи, был связан со спецификой нашей типографии, которая, кроме официального названия, именуется экспресс-типографией. Цифровая печать подразумевает небольшие объёмы, но высокую оперативность.

За всё время работы никаких поломок на машине не было. Она вполне устраивает нас и по надёжности, и по качеству работы. Несколько лет назад выбрать хорошую китайскую машину было значительно сложнее. За последнее время они стали совсем другими».

А что внутри?

Сергей Еременко
С. Еременко: «Принтер у нас уже около года. Взяли его не новым, со стенда в демозале поставщика: с ними мы работаем не первый день и доверяем их оборудованию и рекомендациям»

В эпоху глобализации бывает не просто определить происхождение некоторых товаров. Многие китайские производители использует при сборке немецкие, японские и т. п. импортные узлы. В основном это относится к электронике, иногда — к электродвигателям. Например, производимые в Китае принтеры оснащаются печатающими головками ведущих производителей, так что о качестве ключевого узла вопросов не возникает. Об опыте работы с одним из них рассказал арт-директор компании «Брэнд кар» (Москва) Александр Юсипов: «Мы оклеиваем автомобили плёнкой и брендируем корпоративный транспорт. Главное орудие производства — принтер Wit-Color 900DX. Основной объём работы — плёнки для оклеивания транспортных средств, правда, делаем на нём и обычную внешнюю рекламу (на баннере, холсте).

Оклеиваем машины для корпоративных клиентов, рекламных акций и частных лиц. Зачастую люди покрывают кузов плёнкой не только для украшения, но и чтобы защитить от повреждений. Она довольно прочная: даже если на кузове образуется вмятина от удара камнем, краска обычно не страдает. Если клиент заботится в основном о сохранности кузова, печать также служит приятным дополнением к защите.

Если роспись по кузову сделана с помощью аэрографии, то при повреждении нужно искать того же мастера, чтобы не было видно разницы между старым рисунком и восстановленным. Преимущество цифрового способа — высокая повторяемость. Разработав один раз макет, можно делать абсолютно одинаковые автомобили в любом количестве.

Такая работа требует не столько скорости, сколько качественного изображения: клиент не будет оклеивать автомобиль, если результат его хоть немного не устраивает. Разумеется, если бы принтер печатал некачественно, с дефектами (например, с полошением), никто не стал бы пользоваться нашими услугами. А так у нас множество очень требовательных клиентов. Совсем недавно разработали дизайн, напечатали и оклеивали автомобили для экспедиции Артемия Лебедева «МосЭтноЭксп». Так что качеством работы принтера довольны и мы, и клиенты».

Сергей Еременко, начальник производства: «Принтер собран в Китае, а электроника и используемые в нём чернила — японские, как и печатающая голова Epson. Максимальное разрешение печати — 1440 dpi, что позволяет делать детализированные изображения с высоким качеством.

Плёнки для автомобильной графики лучше использовать западные: американские, английские, бельгийские. Китайские берём только для работы по прямым поверхностям.

Китайские расходные материалы бывают разными. Один рулон плёнки, который взяли на пробу, пришлось забраковать полностью: клей не держался на плёнке. То есть клеевая основа оставалась на кузове при монтаже, а плёнка отслаивалась. Несмотря на наши поиски расходных среди китайских производителей, пока отдаём предпочтение проверенным лидирующим компаниям».

Китай большой…

В Китае производится масса разнообразных товаров, и продукция, которую он поставляет, — очень разная, даже слишком… От электроники ведущих мировых брендов, продаваемой во всём мире, до совершенно негодных механизмов, которые даже собрать на месте невозможно без доводки кувалдой и болгаркой. А потом ещё надо ухитриться это запустить… А ведь есть ещё Гонконг и Тайвань — можно ли их продукцию приравнивать к изделиям из материкового Китая? Да и его районы сильно отличаются. На юге до сих пор гордятся, что именно у них начиналась индустриализация страны, и считают свои производства лучшими.

Продукция солидных компаний, которые разместили свои производства в Китае и тщательно следят за соблюдением стандартов, часто не отличается от сделанной в развитых странах. Многие ли задумываются, где выпускаются печатные машины такой уважаемой марки, как GOSS? Да, самые новые и сложные — в США и Франции. А вот модели попроще, пользующиеся наибольшим спросом, — в Шанхае.

Конечно, «коренным» производителям, выпускающим местные бренды, надо ещё многому научиться: по части технологий, конструкций, организации производства.

Размещённый на нашем сайте опрос о китайском оборудовании и материалах вызвал оживлённую реакцию: такого количества голосовавших не было уже давно. Вариант «Никогда не достигнут уровня Европы и Японии» выбрали менее 1/5 проголосовавших. Большинство полиграфистов, даже зная все трудности выбора китайских продуктов, не исключают, что ситуация изменится к лучшему. Очевидно, сказывается пример той же Японии: 60 лет назад первые попытки японцев производить высокотехнологичные изделия встречались с неприкрытой иронией. А теперь «родные» японские изделия — дорогое удовольствие. Нынче на пятки японцам наступают корейцы, которых 30 лет назад тоже не воспринимали всерьёз. Пример Гонконга, Тайваня, Сингапура даёт надежду, что и материковый Китай со временем подтянется к уровню стран, которые принято называть развитыми, и обгонит их не только по количеству выпускаемой продукции.

Выбор — за клиентом

Ольга Балан, генеральный директор репроцентра «Выражайтесь печатно» (Москва): «Мы перепробовали термальные пластины практически всех европейских производителей. Сейчас у всех нормальное качество, сравнимое с ведущими компаниями. Среди китайских марок есть и вполне стабильные, и отличающиеся от партии к партии — приходится возвращать их поставщику. В конечном счёте, выбор более или менее дорогих пластин остаётся за клиентом».
Захаржевский Ю. СТР: застой или эпоха развитого «ситипизма»? // Publish № 9, 2012

Сафвэн Хиязи, вице-президент Xingraphics: «Стремимся в этом году удвоить наш бизнес в России. Цифры продаж более чем позитивные. Наша доля в России за 2011 г. составила 10% рынка. В этом году ожидаем более 20%, и к концу апреля вышли на эту цифру».
И. Терентьев. Под небом голубым // Publish № 9, 2012

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

    comments powered by Disqus
    301 Moved Permanently

    301 Moved Permanently


    nginx/1.4.1