2012.12.20, Автор: Игорь Терентьев2820 прочтений

Дракон всё ближе

Теги: От редактора

В романе американского писателя Тома Клэнси «Медведь и дракон» китайские авантюристы пытаются решить свои внутренние проблемы за счёт России. Буквально идут на нас войной. В самый критический момент за Россию вступается Америка, и вместе союзники громят зарвавшегося дракона. А в его логове происходят необратимые политические перемены.

Роман вышел в 2000 г., а в нынешней политической обстановке вероятность образования коалиции «Мы с дружественной Америкой» против враждебного Китая мне лично кажется стремящейся к нулю. Об этом можно спорить, но Китаю вообще нет нужды ни с кем воевать. Более перспективным путём завоевания мирового господства для Пекина представляется мирный. Экономический. Будучи настоящим бельмом на глазу у западных экономистов, всю жизнь доказывавших преимущества свободной капиталистической экономики над плановой, Поднебесная даже в самый кризисные годы продолжала активный рост. А коллеги, посещающие страну с интервалом в несколько лет, регулярно возвращаются с круглыми глазами. Настолько грандиозны и скоротечны происходящие там изменения…

Но давайте отвлечёмся от геополитики, в которой, как и в футболе, разбираются все. Обратим внимание на вещи более приземлённые: насколько происходящее (а точнее — производимое) в Китае влияет на российский полиграфический рынок. Здесь есть два аспекта — полиграфические услуги и поставки оборудования, а также расходных материалов.

Что касается конкуренции со стороны китайских типографий, то она наиболее заметна в производстве книг. Цитата из доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок бумаги для печати»: «Основной импорт книжной продукции, как показал анализ таможенной статистики, идёт из Китая. В 2009 году был зафиксирован наибольший объём импорта книг и брошюр за последние три года, 53 тыс. тонн. При этом в натуральном выражении объём импорта в 2011 году по отношению к 2009 году снизился лишь на 19%, а в денежном — на 63%, что говорит о демпинговой политике зарубежных типографий». Душат нас демпингом, радует лишь тенденция к снижению. С другой стороны — наличие такого конкурента, безусловно, бодрит…

Что касается оборудования из Китая, то наиболее активны производители широкоформатных принтеров. С начала 2000-х в России установлено несколько сотен сверхширокоформатных принтеров от 3 до 5 м. Чуть позже начали активно поставляться экосольвентные аппараты шириной до 2 м. На прошедшей «Рекламе-2012» китайских принтеров на стендах было около 40% — это не считая известных японских брендов, выпускающих некоторые свои аппараты на заводах в Китае. Для многих студий широкоформатной печати именно китайские принтеры стали путёвкой в жизнь. При этом есть множество примеров, когда, «помыкавшись» с капризными машинами, для дальнейшего роста выбирали более дорогостоящую, но надёжную корейскую, японскую, европейскую или американскую технику.

Популярны, хотя и не делают погоды, разнообразные послепечатные решения — от резальных машин до КБС. С начала кризиса почти незаметно влияние Китая на рынок офсета, за исключением довольно значительного количества газетных машин GOSS, изготовленных в Шанхае. Зато с прошлого года наблюдается экспансия в допечатный сектор — 6 установленных CTP Cron равны 6% рынка в 2011 г. В этом будет ещё больше.

С началом кризиса в 2008 г. заметно вырос интерес к китайским расходникам. Прежде всего бумаге, материалам для широкоформатной печати (включая чернила) и пластинам. В 2010 г. Китай вышел на второе место в мире по производству мелованной бумаги — 6 400 000 т. Импорт её в Россию постепенно увеличивается, однако пока уступает европейским и другим азиатским производителям. Вероятно, наиболее сильные позиции у Китая по офсетным пластинам. Китайские производители весьма амбициозны, тот же Xingraphics заявляет о претензиях на 20% российского рынка по итогам 2012 г. Конечно, у представителей «большой тройки» иные взгляды и планы на этот сектор, но игнорировать наступление из Китая у них точно не получится.

За многие годы поставок китайского в Россию, производители порядком подпортили свою репутацию почти во всех областях, где были активны. Привлекательная цена оборачивалась плохим качеством. Но они быстро учатся и пробуют. Снова и снова. Дракон всё ближе и настойчивее. Это не угроза, а реальность, с которой нашим полиграфистам нужно научиться жить. А ещё — возможность, которую грех не использовать.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     


comments powered by Disqus