2012.12.12, Автор: Юрий Захаржевский7540 прочтений

Мал тираж, да дорог

Малотиражная упаковка — одно из направлений, которое пока у нас развито слабо. И дело не только в оборудовании…

Мы изучили опыт нескольких российских компаний — типографий, рекламно-производственной фирмы и дизайн-студии — в области малотиражной упаковки. Оказалось, что при грамотном подходе на подобных заказах можно зарабатывать деньги. Но деньги эти — нелёгкие.

«Цветофор» указывает путь

Игорь Вышегородцев, «Цветофор»Первое, что приходит в голову, когда речь идёт о коротких тиражах упаковки, — это, разумеется, цифровые технологии: струйная, по преимуществу, печать, резка на плоттере. Так делаются заказы от одного экземпляра.

Рассказывает генеральный директор типографии «Цветофор» (Москва) Игорь Вышегородцев:

«В сентябре нашей компании исполнилось три года. Среди прочей продукции изготавливаем и малотиражную упаковку: берём в работу тиражи от 1-го экземпляра. Основные клиенты — организации, заказывающие упаковку для сувениров под праздники либо корпоративные события. Например, это может быть упаковка под шампанское с фирменной символикой, коробочки под сувениры и т. п.

Планшетные УФ-принтеры Mimaki
Два планшетных УФ-принтера Mimaki наносят изображения на разнообразные изделия и материалы, в т. ч. толщиной до 15 см. Справа: коробки с набором для клуба «Сапсан» были запечатаны в уже собранном виде

Заказчиками выступают и производители с небольшими объёмами продукции, требующей упаковки, либо разрабатывающие её дизайн-бюро.

На планшетном плоттере режутся заготовки для опытных образцов и изделий тиражом до 100 экз. Благодаря набору инструментов для резки и биговки, на нём обрабатываются разнообразные материалы: от бумаги и гофрокартона до пластика и поролона (для изготовления ложементов). Сейчас хотим заменить плоттер на новый: с большими форматом, спектром обрабатываемых материалов и производительностью.

На мой взгляд, рынок малотиражной упаковки достаточно востребован и перспективен: производителями постоянно выводятся новые продукты, которые требуют оригинальной упаковки, и многие резонно хотят перед запуском в тираж увидеть, как это будет выглядеть. Да и рынок подарочной упаковки развивается год от года. А ещё небольшие тиражи, которые просто не рентабельно изготавливать на промышленном оборудовании, — это тоже наши клиенты!»

Mimaki CF2-0912
Режущий плоттер Mimaki CF2-0912. Справа — инструменты для резки и биговки различных по толщине материалов
Ламинатор

Большая разница между малыми тиражами

Евгений Тимощенко, «Вишнёвый пирог»Несмотря на вторжение «цифры», аналоговые технологии продолжают удерживать позиции, в т. ч. на тиражах в несколько сот экземпляров. Типография «Вишнёвый пирог» (Москва), известная как ньюсмейкер по части цифровых технологий, имеет разную технику, включая аналоговую. Особая гордость — отдел шелкотрафаретной печати.

Рассказывает директор по развитию типографии «Вишнёвый пирог» Евгений Тимощенко: «Нужно разделить два основных направления в данном сегменте: печать мало- и микротиражной упаковки и «цифровая» упаковка — это две большие разницы. Разумеется, цифровая печать наиболее выгодна на малых тиражах, но до сих пор не вытеснила старые методы нанесения изображения — шелкотрафарет и пр.

Типография «Вишнёвый пирог» (Москва)Цифровая упаковка — это, в первую очередь, возможность персонализации каждого изделия в тираже. Имя, фамилия, фотография — всё что угодно может быть индивидуальным (например, мы используем персонализированную упаковку для фотокниг и фотоальбомов).

При изготовлении «цифровой» упаковки есть свои сложности: вообще отсутствует возможность брака, каждое изделие индивидуально, а использование стандартных отделочных технологий может привести к тому, что количество приладочных листов и брака превысит сам тираж — существенно снизится прибыльность заказа.

Рынок малотиражной упаковки для нас только развивается, в основном это работы для уже имеющихся клиентов в рамках комплексных заказов (в основном от рекламных агентств, разрабатывающих комплексные решения). Малотиражная упаковка бывает необходима при запуске стартапов. И естественно, все стремятся к оригинальности.

Так как доля упаковочных заказов растёт, мы решили расширять сектор малотиражной упаковки. Трудности здесь связаны, в первую очередь, с тем, что большинство ЦПМ не приспособлено для изготовления упаковки, а именно — для работы с традиционными упаковочными материалами. Многие ЦПМ имеют очень узкий спектр запечатываемых материалов либо не могут качественно запечатывать материалы необходимой толщины. Мы используем HP Indigo 3550 и Xerox iGen4 110 EXP. Обе отличаются широким спектром запечатываемых материалов, причём то, что можно запечатать на одной, не всегда приемлемо для другой. Благодаря двум машинам ведущих производителей, мы обрабатываем очень широкий спектр материалов.

Пример редкой упаковки с персонализированной печатью
Пример редкой упаковки с персонализированной печатью

У Xerox, кроме того, один из самых больших в России форматов: до 364×660 мм. Это тоже важно при работе с упаковкой, поскольку у большинства ЦПМ в формат укладывается не так много заготовок либо есть существенное ограничение по размеру изделия. Поэтому традиционно цифровая печать используется для изготовления диджипаков и т. п. продукции небольшого размера, которая не требует печати по необычным материалам. Но мы идём гораздо дальше и уже конкурируем в традиционном упаковочном сегменте.

Другая трудность, мешающая цифровым типографиям заниматься упаковкой, — требуется много отделочного оборудования, которое не задействовано в обычных оперативных тиражах: заготовки надо высекать, биговать, лакировать, тиснить… У большинства же цифровых предприятий в наличии только техника для простейшей отделки: резак, ламинатор. Поэтому предложение на рынке эксклюзивной упаковки минимально, особенно когда дело касается продукции со сложной отделкой.

Наша типография, в отличие от большинства остальных «цифровиков», имеет богатый набор оборудования. Мы, например, можем делать упаковку из толстого упаковочного картона, из микрогофрокартона, предварительно кашированного, и даже из специализированных синтетических материалов, с которыми работает очень мало компаний.

Единственная на сегодня в России машина Scodix для цифровой объёмной лакировки также позволяет нам изготавливать поистине уникальную продукцию: с её помощью можно не только делать выборочное лакирование, но и создавать различные текстуры и эффекты на поверхности за один проход. Сейчас эта установка уже имеет загрузку для ежедневной работы.

Типография «Вишнёвый пирог» (Москва) Книга отпечатанная цифровым способом
Книга, отпечатанная цифровым способом, помещена в специальную коробку с тиснением
Изображение на белой коробке в центре композиции нанесено трафаретом: он вполне пригоден даже для тиражей в несколько десятков экземпляров — разумеется, если речь о дорогой продукции. Тем же способом нанесён рисунок белилами на тэйбл-тент (подставка для меню или особых предложений на столе в ресторане или кафе — слева в заднем ряду). А вот остальные изделия — «цифровая» продукция. Например, красная «летающая тарелка» не только напечатана, но и покрыта выборочным лаком с текстурой цифровым способом 

Для некоторых цифровых заказов во главе угла стоит скорость исполнения, и просто нет времени ждать изготовления штампа (либо это экономически невыгодно), поэтому малотиражные изделия мы высекаем на режущем плоттере. Для этого купили дополнительные инструменты для резки и биговки. При конструировании будущего изделия используем специальное ПО для разработки упаковки, осуществляем 3D-моделирование.

Но всё это не означает, что мы используем только «цифровые» методы изготовления и отделки на малых тиражах упаковки. Например, шелкотрафаретную печать применяем и на микротиражах (был бы клиент). Мы очень гордимся участком «шелкухи», накопленным опытом и возможностями, но никогда не останавливаемся на достигнутом и постоянно экспериментируем с материалами и красками. Также обычным способом делается тиснение (конгревное, блинтовое с использованием специальных материалов форматом до А2). При этом материал штампа выбирается в зависимости не от тиража, а от сюжета: на качестве не экономим, у эксклюзивной упаковки оно всегда должно быть наивысшим».

плоттер Z?nd Пример персонализации серийной упаковки
Пример персонализации серийной упаковки: тампопечать на металлической банке с напитком. Было изготовлено несколько десятков штук
Благодаря высокой скорости и точности плоттер Zünd может использоваться как для широкоформатной продукции, так и для небольших изделий, в частности — эксклюзивной упаковки 

А мы ещё и упаковку делать умеем…

Илья Тен, «БУМ-АРТ»Не так легко найти типографию, готовую сделать короткий тираж упаковки, да ещё и нестандартной. Поэтому за работу зачастую берутся специалисты из других областей — например, рекламные предприятия.

Опытом делится ведущий дизайнер рекламно-производственной компании «БУМ-АРТ» (Москва) Илья Тен: «У нас несколько направлений. В отличие от специализированных компаний, мы делаем разнообразные продукты: от декораций и плакатов до сувенирных изделий и открыток.

Среди прочего, и упаковку — например, для своих сувениров. Но делаем её и для внешних клиентов. Заказчиками часто являются компании, проводящие различные мероприятия: продюсерские агентства, организующие промоакции, частные и корпоративные квесты (приключенческие интеллектуальные игры); вендинговые агентства, организующие бракосочетания. Всем им надо упаковывать подарки, сюрпризы.

Размещают у нас заказы и упаковщики, которые сами не занимаются короткими тиражами. Но если клиент, среди прочего, заказал им маленький тираж, то его переразмещают у нас. Поскольку направлением малых тиражей упаковки никто специально не занимается, именно рекламные компании могут занять эту нишу.

Благодаря широкому выбору оборудования и опыту сотрудников наше производство самодостаточно. Упаковку у нас можно делать различными способами, с применением как цифровых, так и традиционных технологий, начиная от одного экземпляра.

Для высечки совсем коротких тиражей, для которых невыгодно делать высечной штамп, используется режущий плоттер Zünd. Эта универсальная техника работает практически со всеми материалами — от тонкой бумаги до алюминия, из которого тоже пришлось как-то делать упаковку».

цифровая печать на мелованной бумаге с ламинацией коробки с цифровой УФ-печатью
Мы уже рассказывали о применении в РПК «БУМ-АРТ» УФ-принтера Mimaki UJF-3042 (См. Захаржевский Ю. УФ-открытия в малом формате // Publish № 6, 2011). На фото — коробки с цифровой УФ-печатью
Подарочная коробка: цифровая печать на мелованной бумаге с ламинацией, вырубка штампом

Взгляд со стороны заказчика

Андрей Тараканов, TomatdesignДизайн-студии гораздо больше, чем типографии, общаются с заказчиками и лучше понимают их нужды и чаяния. К тому же агентствам чаще приходится реализовывать сложные проекты, выбирая разных исполнителей для отдельных этапов. Как обстоит дело с малотиражными упаковочными проектами, рассказывает креативный директор креативного агентства Tomatdesign (Москва) Андрей Тараканов: «Мы довольно часто выполняем заказы, для которых требуется делать упаковку тиражом несколько сот экземпляров. В основном это промопродукция, хотя бывают и исключения. Например, мы получили приз на профессиональном конкурсе за персонифицированную подарочную упаковку с пивом: индивидуальным было всё, включая этикетки и транспортную упаковку. Проект был очень сложный по логистике, поскольку всё это пришлось делать в разных типографиях. В проекте «Гремо-Прыго-Хобо» упаковка играла важнейшую роль. Была поставлена задача: сделать для детей компании-заказчика новогодний подарок. При этом дети разнополые и в возрасте 7–12 лет, т. е. с совершенно разными интересами.

Упаковка выступила как элемент игры
Упаковка выступила как элемент игры. Часа на полтора-два отдых родителям был обеспечен

Мы придумали состоящую из множества коробочек упаковку, в каждой коробочке — своя «история»: кружка, калейдоскоп и т. д. Изготовили 500 комплектов по 15 коробочек. Печатали их на офсетной машине. При выборе исполнителя начали с самых известных типографий. И тут оказалось, что даже самые раскрученные полиграфические предприятия не любят связываться с короткими тиражами. Большинство типографий привыкли к большим тиражам, им такая работа ближе и понятнее.

Исполнителя для малых тиражей найти очень сложно, поскольку на них затрачивается сравнительно много ресурсов и рабочего времени. К тому же мы стоим над душой, контролируем исполнение задания — это многим не нравится. Более того — в одной типографии обычно не делают все необходимые операции. Выбирая исполнителя, я побывал в разных типографиях. Культура работы в них очень сильно отличается. Встречалось и очень плохое: грязь, опрокинутые палеты с готовыми заказами, мигранты в качестве рабочих.

В конце концов, для «Гремо-Прыго-Хобо» нашли типографию в Подмосковье — небольшое, практически семейное предприятие. Для них этот маленький тираж оказался выгодным — даже без использования «цифры». Есть у нас и постоянные подрядчики, которым мы компенсируем хлопоты по малым и трудоёмким тиражам потоком других работ — печать брошюр и т. п.

Интересный был заказ на праздничную упаковку для алкоголя. Компания решила сделать один заказ сразу на весь год, поэтому мы выбрали пять самых популярных праздников: Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, профессиональный праздник заказчика. Логотип компании нанесли на коробки с помощью небольших этикеток на самоклейке, запечатанных на ЦПМ.

Для изготовления коробок выбрали кашированный материал. Получилось достаточно декоративно, так что в качестве украшения и символа праздника оказалось достаточно высечки отверстия в форме звезды, цветка и т. д. Высечка делалась обычным штампом.

Иногда для малотиражной упаковки используется много ручного труда. Например, когда нам надо было сделать тубы, то тысячу штук для нас изготовили практически вручную.

Сейчас хотим приобрести режущий плоттер для макетирования. При изготовлении сложной упаковки, не сделав образец, очень трудно оценить итоговый размер и физическую возможность изготовить конструкцию именно в задуманном виде».

Новогодняя игрушка «Дракон-злодей»

Есть куда расти

И клиенты, и производители согласны, что предприятий, выпускающих малотиражную упаковку, в России недостаточно. Если в других секторах полиграфии слышны жалобы на демпинг, то здесь — жалобы на то, как трудно найти исполнителя.

Сказывается отсутствие необходимого оборудования, культуры труда и организации работ: исполнители и менеджеры не имеют заинтересованности при выполнении таких заказов.

Разумеется, тенденции в этом секторе, как и вообще в полиграфии, во многом зависят от общей экономической ситуации: потрясения не способствуют расходам на полиграфию.

Что касается технической части, то положительную роль должно сыграть увеличение количества планшетных принтеров и режущих плоттеров. На рынке уже появляются «сувенирные» принтеры с УФ-чернилами второго формата, что пригодится при изготовлении эксклюзивной упаковки, когда не столько важна скорость устройства, сколько его универсальность. А работе с тиражами до 1000 экземпляров, надо надеяться, поможет появление у нас «большой цифры», т. е. ЦПМ второго формата.

По шаблону, зато быстро

Типографиям, не имеющим возможностей по отделке запечатанных листов, Xerox предлагает своеобразные «полуфабрикаты», на основе которых можно получить готовые изделия. Серия DigiBoard — это картонные заготовки, позволяющие выпускать действительно штучные изделия. Не все эти решения производителя имеют спрос в России. Например, у календаря слишком простая конструкция, его можно сделать с помощью простейшего резака, а заготовка обходится в 20 рублей. Также не очень популярны наборы из разных заготовок.

Мал тираж, да дорог
Несмотря на натиск сетевого видео, упаковки для компьютерных дисков ещё пользуются спросом: например, для фильма об отпуске
Коробка для вина (хотя её можно использовать и иначе) состоит из двух частей: собственно готовая коробка, которую нужно только собрать вручную, и «рукав», на который наносится печать и который потом надевается на коробку с помощью специальных прорезей

Спасает ситуацию то, что не всегда эти заготовки используются для целей, предусмотренных производителем. Сказываются особенности местного рынка и фантазия пользователей. Например, коробки для визиток чаще используются для сувениров: в этом случае ещё имеет смысл покупать несколько заготовок для персонализированных коробок по 30 рублей (и это только стоимость заготовки без печати), в то время как цена такой заготовки, полученной с помощью традиционной высечки, в несколько раз меньше.

Коробка для вина (гостиницы дарят в ней алкоголь ВИП-клиентам) может служить и для конфет, парфюмерии и т. п.

Серия Create Range представляет собой пластиковые заготовки для персонализированных пакетов, папок, ковриков для мыши и других изделий.


Коврики для мыши давно перестали быть актуальным аксессуаром. Но заготовки для них можно использовать по-другому: например, для меню в летних кафе. На улице бумажные меню сдувает ветром, а в такой оболочке оно не пострадает от ветра, дождя и неаккуратного обращения
Мал тираж, да дорог
Пакеты из ПВХ с запечатанным бумажным вкладышем позволяют практически моментально подготовить персонализированный подарок, они пригодятся для раздачи материалов на семинарах и презентациях

Для подготовки макетов к печати для верстальщиков есть бесплатные «раскладки» всех этих изделий на сайте Xerox.

Разумеется, изделия из этих заготовок даже с натяжкой нельзя назвать эксклюзивными: это типовая продукция без дизайнерских изысков. Упор в данном случае делается не на оригинальность формы или роскошь отделки, а на мгновенную персонализацию и рентабельность сверхмалых тиражей: не нужны штампы для высечки и время на приладку послепечатной техники. Остаются, правда, ручные операции по сборке или вкладыванию отпечатков в готовое изделие, но, учитывая тиражи, это не требует много рабочих рук и времени.

Один из перспективных заказчиков такой продукции — Дом Правительства Московской области. Заместитель начальника отдела копировально-множительных работ Ксения Кузичева сообщила, что для нужд этой государственной организации закуплены пластиковые пакеты из матового полипропилена. Запечатывать бумажные вкладыши в отделе будут на собственном печатном оборудовании: Xerox DocuColor 5000 и Xerox 700.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

    comments powered by Disqus
    301 Moved Permanently

    301 Moved Permanently


    nginx/1.4.1