2012.12.06, Автор: Игорь Терентьев3198 прочтений

Кому нужна «короткая» упаковка?

Теги: От редактора

Когда-нибудь во время шоппинга в супермаркете всё будет происходить так: на входе в секцию камера или что-то другое автоматически вас распознает (правила обращения с личными данными как-нибудь научатся обходить — может быть, мы будем сами это разрешать с помощью специальной NFC-метки), а изображения на упаковках товаров по мере прохождения вами будут подстраиваться под ваши личные предпочтения. Покажут что-нибудь завлекательное, пустят бегущую строку с упором на натуральность происхождения продукта, предложат персональную скидку на любимый сыр и т. п. Надеюсь, в изготовлении сверхтехнологичной упаковки примут участие и наши коллеги-полиграфисты — всё-таки печатная технология для изготовления «встроенной» электроники пока выглядит как самая разумная, недорогая и перспективная альтернатива существующим способам.

Но сейчас подобные штуки можно предложить разве что для оживления сценария очередного голливудского блокбастера о далёком будущем. Мы же живём в настоящем, и упаковка на полках магазинов выглядит как 10, 20 или даже 50 лет назад. Ну, хорошо, как 50 лет назад там, за границей. Не сильно изменились и технологические цепочки при изготовлении картонной упаковки…

Современные цифровые технологии печати активно вмешались и кардинально изменили многие сектора полиграфического рынка. Например, в широком формате «цифра» уже доминирует. Похожая картина и на рынке оперативной полиграфии, где цифровые, а не офсетные отпечатки стали эталоном качества. Пока только набирает ход, но с неплохой динамикой, цифровая этикеточная печать. Однако упаковочный бизнес «оцифрован» только до этапа печати — дизайн и подготовка макетов, изготовление прототипов, вывод форм. Далее всё обычно происходит по старинке, хотя множество усовершенствований на офсетных и флексографских печатных машинах, послепечатном оборудовании позволяют выиграть время на приладке, сэкономить краску, материалы и т. п. Даже самые современные послепечатные машины тоже основаны на традиционных аналоговых принципах — резка, высечка, тиснение, склейка выполняются с высокой производительностью только на больших тиражах.

Грамотный читатель резонно возразит: уже есть ЦПМ, печатающие на картоне, и разнообразные цифровые системы послепечати — контурная и лазерная высечка, даже не требующие форм системы тиснения фольгой. Но такие решения имеют массу ограничений — по форматам, себестоимости печати, способам отделки. Во всяком случае, при попытке конкурировать с традиционными упаковочными типографиями.

Однако куда более значимая проблема — отсутствие реального спроса на подобную продукцию. Понятно, что речь должна идти о малых или персонализированных тиражах — со всеми остальными традиционные технологии успешно и эффективно справляются.

Вроде бы, всё должно развиваться по схеме, сходной с соседними рынками — оперативной полиграфии или этикеточным. То есть тенденция снижения тиражей должна докатиться и до упаковочного рынка. Но наше небольшое исследование для темы номера показало: на практике этого не происходит. Как ни старались, нам не удалось найти ни одной российской компании, специализирующейся на малотиражной упаковке. То есть те немногие заказы, за исполнение которых по остаточному принципу берутся цифровые типографии, рекламно-производственные фирмы или дизайн-студии, пока не сформировали критической массы. Той, что оправдала бы появление компании, специализирующейся на малотиражной упаковке.

Более того — никто даже не пытается оценить реальные потребности рынка в подобной продукции. Международные консалтинговые агентства, посчитавшие всех и вся, в упор не видят малотиражной упаковки как отдельного сектора. Перспективы перехода этикеточной печати (включая гибкую упаковку) на «цифру» — замечают и тщательно просчитывают проценты и динамику. А малотиражную упаковку — нет. Ещё не время?

Рискну предположить, что импульсом к раскрутке этого маховика послужит начало серийного выпуска специализированных ЦПМ, рассчитанных на упаковочный рынок. Их производителям потребуется рынок сбыта, а это оживит аналитиков. А там, глядишь, и заказчики подтянутся…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     


comments powered by Disqus