2012.12.06, Автор: Игорь Терентьев2844 прочтений

Кому нужна «короткая» упаковка?

Теги: От редактора

Когда-нибудь во время шоппинга в супермаркете всё будет происходить так: на входе в секцию камера или что-то другое автоматически вас распознает (правила обращения с личными данными как-нибудь научатся обходить — может быть, мы будем сами это разрешать с помощью специальной NFC-метки), а изображения на упаковках товаров по мере прохождения вами будут подстраиваться под ваши личные предпочтения. Покажут что-нибудь завлекательное, пустят бегущую строку с упором на натуральность происхождения продукта, предложат персональную скидку на любимый сыр и т. п. Надеюсь, в изготовлении сверхтехнологичной упаковки примут участие и наши коллеги-полиграфисты — всё-таки печатная технология для изготовления «встроенной» электроники пока выглядит как самая разумная, недорогая и перспективная альтернатива существующим способам.

Но сейчас подобные штуки можно предложить разве что для оживления сценария очередного голливудского блокбастера о далёком будущем. Мы же живём в настоящем, и упаковка на полках магазинов выглядит как 10, 20 или даже 50 лет назад. Ну, хорошо, как 50 лет назад там, за границей. Не сильно изменились и технологические цепочки при изготовлении картонной упаковки…

Современные цифровые технологии печати активно вмешались и кардинально изменили многие сектора полиграфического рынка. Например, в широком формате «цифра» уже доминирует. Похожая картина и на рынке оперативной полиграфии, где цифровые, а не офсетные отпечатки стали эталоном качества. Пока только набирает ход, но с неплохой динамикой, цифровая этикеточная печать. Однако упаковочный бизнес «оцифрован» только до этапа печати — дизайн и подготовка макетов, изготовление прототипов, вывод форм. Далее всё обычно происходит по старинке, хотя множество усовершенствований на офсетных и флексографских печатных машинах, послепечатном оборудовании позволяют выиграть время на приладке, сэкономить краску, материалы и т. п. Даже самые современные послепечатные машины тоже основаны на традиционных аналоговых принципах — резка, высечка, тиснение, склейка выполняются с высокой производительностью только на больших тиражах.

Грамотный читатель резонно возразит: уже есть ЦПМ, печатающие на картоне, и разнообразные цифровые системы послепечати — контурная и лазерная высечка, даже не требующие форм системы тиснения фольгой. Но такие решения имеют массу ограничений — по форматам, себестоимости печати, способам отделки. Во всяком случае, при попытке конкурировать с традиционными упаковочными типографиями.

Однако куда более значимая проблема — отсутствие реального спроса на подобную продукцию. Понятно, что речь должна идти о малых или персонализированных тиражах — со всеми остальными традиционные технологии успешно и эффективно справляются.

Вроде бы, всё должно развиваться по схеме, сходной с соседними рынками — оперативной полиграфии или этикеточным. То есть тенденция снижения тиражей должна докатиться и до упаковочного рынка. Но наше небольшое исследование для темы номера показало: на практике этого не происходит. Как ни старались, нам не удалось найти ни одной российской компании, специализирующейся на малотиражной упаковке. То есть те немногие заказы, за исполнение которых по остаточному принципу берутся цифровые типографии, рекламно-производственные фирмы или дизайн-студии, пока не сформировали критической массы. Той, что оправдала бы появление компании, специализирующейся на малотиражной упаковке.

Более того — никто даже не пытается оценить реальные потребности рынка в подобной продукции. Международные консалтинговые агентства, посчитавшие всех и вся, в упор не видят малотиражной упаковки как отдельного сектора. Перспективы перехода этикеточной печати (включая гибкую упаковку) на «цифру» — замечают и тщательно просчитывают проценты и динамику. А малотиражную упаковку — нет. Ещё не время?

Рискну предположить, что импульсом к раскрутке этого маховика послужит начало серийного выпуска специализированных ЦПМ, рассчитанных на упаковочный рынок. Их производителям потребуется рынок сбыта, а это оживит аналитиков. А там, глядишь, и заказчики подтянутся…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Мода, нишевая технология или революция?

    С момента широкого распространения офсета, забравшего корону основной полиграфической технологии у высокой печати во второй половине прошлого века, конструкторы продолжали работать над его усовершенствованием. Некоторые результаты этих работ можно сравнить с модой — многим понравилась, но через сезон-два оказалась забытой. Другие привели к созданию нишевых технологий, не перехвативших первенство у обычного офсета, но востребованных для определённых применений. Интересно, что в начале пути большинство подобных разработок претендовали — ни много, ни мало — на революцию в офсете. Но до сих пор настоящей революции в этой технологии пока не случилось. Давайте вспомним некоторые интересные вехи в развитии офсета, оказавшиеся модой или всё-таки отвоевавшие себе место под солнцем в узких нишах.

     

  • Ярко и празднично
     

    Мы хотели праздника! Юбилейный, 200-й номер Publish заслуживал «парадного костюма» — яркой обложки. Разумеется, нам также хотелось, чтобы сделано всё было по последнему слову техники — с помощью самых передовых цифровых решений, о которых мы так любим писать. Именно поэтому мы обратились в российский офис Konica Minolta.

     

  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     

  • Фотокниги: «блочные» тонкости
     

    В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

     


comments powered by Disqus