2012.12.06, Автор: Игорь Терентьев3807 прочтений

Кому нужна «короткая» упаковка?

Теги: От редактора

Когда-нибудь во время шоппинга в супермаркете всё будет происходить так: на входе в секцию камера или что-то другое автоматически вас распознает (правила обращения с личными данными как-нибудь научатся обходить — может быть, мы будем сами это разрешать с помощью специальной NFC-метки), а изображения на упаковках товаров по мере прохождения вами будут подстраиваться под ваши личные предпочтения. Покажут что-нибудь завлекательное, пустят бегущую строку с упором на натуральность происхождения продукта, предложат персональную скидку на любимый сыр и т. п. Надеюсь, в изготовлении сверхтехнологичной упаковки примут участие и наши коллеги-полиграфисты — всё-таки печатная технология для изготовления «встроенной» электроники пока выглядит как самая разумная, недорогая и перспективная альтернатива существующим способам.

Но сейчас подобные штуки можно предложить разве что для оживления сценария очередного голливудского блокбастера о далёком будущем. Мы же живём в настоящем, и упаковка на полках магазинов выглядит как 10, 20 или даже 50 лет назад. Ну, хорошо, как 50 лет назад там, за границей. Не сильно изменились и технологические цепочки при изготовлении картонной упаковки…

Современные цифровые технологии печати активно вмешались и кардинально изменили многие сектора полиграфического рынка. Например, в широком формате «цифра» уже доминирует. Похожая картина и на рынке оперативной полиграфии, где цифровые, а не офсетные отпечатки стали эталоном качества. Пока только набирает ход, но с неплохой динамикой, цифровая этикеточная печать. Однако упаковочный бизнес «оцифрован» только до этапа печати — дизайн и подготовка макетов, изготовление прототипов, вывод форм. Далее всё обычно происходит по старинке, хотя множество усовершенствований на офсетных и флексографских печатных машинах, послепечатном оборудовании позволяют выиграть время на приладке, сэкономить краску, материалы и т. п. Даже самые современные послепечатные машины тоже основаны на традиционных аналоговых принципах — резка, высечка, тиснение, склейка выполняются с высокой производительностью только на больших тиражах.

Грамотный читатель резонно возразит: уже есть ЦПМ, печатающие на картоне, и разнообразные цифровые системы послепечати — контурная и лазерная высечка, даже не требующие форм системы тиснения фольгой. Но такие решения имеют массу ограничений — по форматам, себестоимости печати, способам отделки. Во всяком случае, при попытке конкурировать с традиционными упаковочными типографиями.

Однако куда более значимая проблема — отсутствие реального спроса на подобную продукцию. Понятно, что речь должна идти о малых или персонализированных тиражах — со всеми остальными традиционные технологии успешно и эффективно справляются.

Вроде бы, всё должно развиваться по схеме, сходной с соседними рынками — оперативной полиграфии или этикеточным. То есть тенденция снижения тиражей должна докатиться и до упаковочного рынка. Но наше небольшое исследование для темы номера показало: на практике этого не происходит. Как ни старались, нам не удалось найти ни одной российской компании, специализирующейся на малотиражной упаковке. То есть те немногие заказы, за исполнение которых по остаточному принципу берутся цифровые типографии, рекламно-производственные фирмы или дизайн-студии, пока не сформировали критической массы. Той, что оправдала бы появление компании, специализирующейся на малотиражной упаковке.

Более того — никто даже не пытается оценить реальные потребности рынка в подобной продукции. Международные консалтинговые агентства, посчитавшие всех и вся, в упор не видят малотиражной упаковки как отдельного сектора. Перспективы перехода этикеточной печати (включая гибкую упаковку) на «цифру» — замечают и тщательно просчитывают проценты и динамику. А малотиражную упаковку — нет. Ещё не время?

Рискну предположить, что импульсом к раскрутке этого маховика послужит начало серийного выпуска специализированных ЦПМ, рассчитанных на упаковочный рынок. Их производителям потребуется рынок сбыта, а это оживит аналитиков. А там, глядишь, и заказчики подтянутся…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Обложка с клапаном, защита и цифровая печать…

    Выпуская журнал для полиграфистов, мы сами никогда не упускаем случая попробовать что-то новое. На этот раз такую возможность нам предоставили коллеги из «Европапир» вместе со своими партнёрами из Konica Minolta Business Solutions Russia. Хотя в тот момент, когда пишутся эти строки, обложка ещё не напечатана, будем надеяться, что всё получится, как задумано.

     

  • Взгляд Терминатора

    Это был вызов — визуализировать такую сложную тему. «Цифровая трансформация в офсетной типографии» — как это вообще может представить себе дизайнер? К счастью, к моменту выдачи задания Ане Бурлакиной у нас была не только тема номера, но и готовая статья по итогам нашей конференции на выставке Printech 2019. Это помогло Ане, что называется, «войти в тему». Результат вы можете увидеть на обложке этого номера…

     

  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     


comments powered by Disqus