2012.12.06, Автор: Игорь Терентьев3452 прочтений

Кому нужна «короткая» упаковка?

Теги: От редактора

Когда-нибудь во время шоппинга в супермаркете всё будет происходить так: на входе в секцию камера или что-то другое автоматически вас распознает (правила обращения с личными данными как-нибудь научатся обходить — может быть, мы будем сами это разрешать с помощью специальной NFC-метки), а изображения на упаковках товаров по мере прохождения вами будут подстраиваться под ваши личные предпочтения. Покажут что-нибудь завлекательное, пустят бегущую строку с упором на натуральность происхождения продукта, предложат персональную скидку на любимый сыр и т. п. Надеюсь, в изготовлении сверхтехнологичной упаковки примут участие и наши коллеги-полиграфисты — всё-таки печатная технология для изготовления «встроенной» электроники пока выглядит как самая разумная, недорогая и перспективная альтернатива существующим способам.

Но сейчас подобные штуки можно предложить разве что для оживления сценария очередного голливудского блокбастера о далёком будущем. Мы же живём в настоящем, и упаковка на полках магазинов выглядит как 10, 20 или даже 50 лет назад. Ну, хорошо, как 50 лет назад там, за границей. Не сильно изменились и технологические цепочки при изготовлении картонной упаковки…

Современные цифровые технологии печати активно вмешались и кардинально изменили многие сектора полиграфического рынка. Например, в широком формате «цифра» уже доминирует. Похожая картина и на рынке оперативной полиграфии, где цифровые, а не офсетные отпечатки стали эталоном качества. Пока только набирает ход, но с неплохой динамикой, цифровая этикеточная печать. Однако упаковочный бизнес «оцифрован» только до этапа печати — дизайн и подготовка макетов, изготовление прототипов, вывод форм. Далее всё обычно происходит по старинке, хотя множество усовершенствований на офсетных и флексографских печатных машинах, послепечатном оборудовании позволяют выиграть время на приладке, сэкономить краску, материалы и т. п. Даже самые современные послепечатные машины тоже основаны на традиционных аналоговых принципах — резка, высечка, тиснение, склейка выполняются с высокой производительностью только на больших тиражах.

Грамотный читатель резонно возразит: уже есть ЦПМ, печатающие на картоне, и разнообразные цифровые системы послепечати — контурная и лазерная высечка, даже не требующие форм системы тиснения фольгой. Но такие решения имеют массу ограничений — по форматам, себестоимости печати, способам отделки. Во всяком случае, при попытке конкурировать с традиционными упаковочными типографиями.

Однако куда более значимая проблема — отсутствие реального спроса на подобную продукцию. Понятно, что речь должна идти о малых или персонализированных тиражах — со всеми остальными традиционные технологии успешно и эффективно справляются.

Вроде бы, всё должно развиваться по схеме, сходной с соседними рынками — оперативной полиграфии или этикеточным. То есть тенденция снижения тиражей должна докатиться и до упаковочного рынка. Но наше небольшое исследование для темы номера показало: на практике этого не происходит. Как ни старались, нам не удалось найти ни одной российской компании, специализирующейся на малотиражной упаковке. То есть те немногие заказы, за исполнение которых по остаточному принципу берутся цифровые типографии, рекламно-производственные фирмы или дизайн-студии, пока не сформировали критической массы. Той, что оправдала бы появление компании, специализирующейся на малотиражной упаковке.

Более того — никто даже не пытается оценить реальные потребности рынка в подобной продукции. Международные консалтинговые агентства, посчитавшие всех и вся, в упор не видят малотиражной упаковки как отдельного сектора. Перспективы перехода этикеточной печати (включая гибкую упаковку) на «цифру» — замечают и тщательно просчитывают проценты и динамику. А малотиражную упаковку — нет. Ещё не время?

Рискну предположить, что импульсом к раскрутке этого маховика послужит начало серийного выпуска специализированных ЦПМ, рассчитанных на упаковочный рынок. Их производителям потребуется рынок сбыта, а это оживит аналитиков. А там, глядишь, и заказчики подтянутся…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     


comments powered by Disqus