101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Новый мир виртуальных страниц

  • Алексей Клецель
  • 15 ноября 2012 г.
  • 5451
Современным электронным публикациям тесны рамки бумажных форматов. Однако создателям инструментов ещё предстоит немало работы – дизайнерам нужны удобные средства для внедрения мультимедиа и реализации интерактивных элементов без углубления в программирование.

Представьте ощущения библиофилов пятисотлетней давности, держащих в руках первопечатное издание — Библию Гуттенберга. «Фу, — наверное, говорили они, — бездушная книга, сделанная машиной из одинаковых букв. Её не касалась рука переписчика. А этот невыносимый запах типографской краски и клея!» Или средневекового монаха, взвешивающего на одной руке исписанный лист новомодной бумаги, весь в подтёках расплывшихся чернил, а на другой — бесценный пергаментный свиток, по слухам, спасённый из горящей Александрийской библиотеки. Или древнего шумера, злорадно подкладывающего под клинописную доску привезенный от западных варваров пергамент с закорючками…

Хочется того или нет, но нам повезло жить в эпоху, когда вновь происходит смена носителя информации. Людям всегда трудно отрываться от привычных представлений о вещах. А между тем время печатной машины проходит, на смену бумажным изданиям идут электронные. Давайте разберёмся с основными типами и тенденциями издательского мира будущего.

ePub и подобные ему

Форматы книг ePub (Electronic Publication), mobi (формат Amazon Kindle) и распространённый в России fb2 разработаны преимущественно для текстовых книг. Они отлично походят для многословных описаний в стиле «что думал Раскольников, состригая окровавленную бахрому: тварь он дрожащая или право имеет?». Одно из преимуществ такого типа электронных книг — простота создания и распространения. Теперь автор может самостоятельно издать книгу: сделать файл и распространять через интернет-магазины. Издатели в страхе дрожат. Назревает перелом, похожий на тот, что произошёл в последние 10 лет в музыке.

Технически ePub — ZIP-архив с текстом в формате XHTML (это верно для наиболее распространённой 2-й версии стандарта ePub), картинками, шрифтами и вспомогательными файлами. Он основывается на web-технологиях, однако для его создания необязательно уметь писать код. Есть немало и простых, и профессиональных программ (например, Adobe InDesign), генерирующих ePub-файлы.

Текст и изображения | Текст в ePub сохраняется в виде XHTML, при этом он существует в виде одной длинной полосы и не имеет разбивки на страницы — эту задачу решает программа-ридер. На количество и вид страниц влияют выбор шрифта, размеры букв и экрана. Например, на iPhone для той же книги будет создано в несколько раз больше страниц, чем на iPad.

XHTML-полосу принято рубить на части (по главам или иному принципу), получаются несколько файлов вместо одного, содержащего всю книгу. Причины две: во-первых, каждый файл начинается в ридере с нового экрана, во-вторых, «слабым» в аппаратном плане читающим устройствам легче загрузить в память и оперировать только частью «Войны и мира», чем всем трудом в одном файле XHTML.

Иллюстрации сохраняются в виде файлов JPEG, GIF или PNG по выбору создателя книги, не очень больших (в пикселях), чтобы не слишком увеличивать её размер, но и не слишком маленьких, чтобы хорошо смотреться на экранах с высоким разрешением.

Интерактивный функционал | Поддерживаются перекрёстные гиперссылки внутри книги и ссылки в интернет. Сноски также живут как ссылки. Они, как правило, появляются не внизу страницы, а в конце главы: звездочка или цифра в тексте ведёт туда.

ePub-издания имеют оглавление как функцию файла книги, которое показывается программой-читалкой в специальном окне или меню. Ридеры обычно оснащены возможностью сохранять закладки, выделять и подчёркивать текст, искать по нему.

Медиа | ePub и многие подобные форматы могут содержать внутри видео- и аудиофайлы. Это не очень распространённая практика, поскольку такой материал многократно увеличивает размер книги. Но и просто ставить ссылку на видео/аудио тоже нельзя — неизвестно, будет ли у читателя доступ в интернет на ридере. И хотя в ePub-подобных форматах медиаматериалы не очень применимы, они весьма полезны в других типах изданий, о которых будет сказано ниже.

В целом контроль над внешним видом ePub-издания весьма ограничен. Нельзя задать цвет фона, многие программы игнорируют в той или иной мере информацию о шрифтах.

Новый мир виртуальных страниц

Экраны и устройства

Важная особенность ePub: издателю не всегда известно, какой программой или читающим устройством (ридером) будет пользоваться читатель. Даже в случае с магазином, например, канадским Kobo, продающим защищённые книги, которые можно прочитать только на его устройствах и программах, издателю надо проверять, как будет выглядеть его книга при всех вариантах просмотра (да ещё не забыть горизонтальное и вертикальные представления). У того же Kobo есть две модели ридеров на e-ink на базе Android, программы для чтения других Android-устройствах, на iPad, iPhone, Mac- и PC-версия, BlackBerry и веб-интерфейс. Не слабо! Особенно если учесть, что западный писатель сегодня публикует свою книгу не только в Kobo, но и в iBookstore, Amazon, сети Barnes & Noble или Sony и других магазинах. Конечно, задачу облегчает простота дизайна, что не отменяет необходимость тестирования.

Защита

Хотя ePub является открытым стандартом, поддерживающимся большинством мировых издателей, наиболее распространённым продолжает оставаться mobi — формат Amazon Kindle. Amazon первая научилась зарабатывать на электронных книгах и предпочла собственный формат. Вероятно, в выборе играла большую роль необходимость защиты от копирования, применения DRM (Digital Right Management). В общих чертах самый эффективный способ защиты сегодня подразумевает чтение издания только на авторизованных устройствах или программах пользователя. Так, к своему аккаунту в Amazon надо привязать конкретный Kindle, компьютер, Android- или iOS-устройство. С покупкой читатель посылает книгу на нужное устройство (или на несколько), где они скачиваются автоматически; на не-iOS-системах есть возможность покупать прямо в читалке. Другие магазины используют похожие схемы, главной черта — связка с авторизованным устройством чтения защищённых файлов.

Кроме того, DRM, применяющийся Amazon, iBookstore, как и Adobe DRM и другие западные решения, по сей день не поддерживает языки не на латинской графике. И продавать книги они могут, скажем, на литовском языке, но не на русском.

Другой подход (его можно назвать социальной защитой) подразумевает продажу незащищённого файла в надежде на сознательность пользователя, который не будет передавать покупку дальше. И не нужно думать, что это, ха-ха, метод для дураков. Электронные книги в ePub-подобных форматах, как правило, стоят несколько долларов — не более 10?12. Ради нескольких сот центов большинство вряд ли будет пробиваться через запутанные интерфейсы пиратских ресурсов да ещё с риском заразиться вирусом, а пойдёт и купит за эти небольшие деньги книгу гарантированного качества в хорошем магазине, с грамотно разработанной навигацией и поиском. Так работает российский «ЛитРес» или израильский Mendele.

Конечно, будет какое-то количество передач книг другу и попаданий на пиратские ресурсы, как это немедленно случилось с биографией Стива Джобса. Пираты прессуются беспощадным правосудием, ну а потери магазина на передаче книг между товарищами компенсирует экономия на отказе от DRM. Цены на адаптацию и установку уже готовых DRM-систем начинаются от 10–15 тыс. долл. (Adobe DRM, например) и могут доходить до миллионов для специализированных решений с максимальной защитой.

К тому же любое защищённое DRM-издание можно взломать. Но трудозатраты, не сопоставимые с ценой книги в магазине, делают это неблагородное занятие уделом школьников.

Учебники

Дело не столько в том, что у технически продвинутых подростков будет достаточно времени на возню со взломом DRM, сколько в том, что это просто увлекательный для тинейджера процесс, способствующий самоутверждению. Эти факторы накладываются на то, что создание электронного учебника — процесс часто дорогостоящий. Самое простое — взять PDF печатной версии учебника и раскошелиться на покупку и установку Adobe Content Server, обеспечивающего защиту продаваемых книг методом Adobe DRM. Хорошая новость — Adobe DRM защищает PDF заметно лучше, чем ePub. Но есть и плохая: в такой PDF-книге нельзя писать, читалки, работающие с Adobe DRM, поддерживают крайне ограниченную интерактивность файлов PDF (ссылки, не более), нельзя создать глоссарий, не всегда можно даже копировать текст. IDPF собирается (да-да, конкретные действия только планируются) интегрировать необходимый для учебников функционал в стандарт ePub 3. Тем временем Apple, не дожидаясь, пока в IDPF расшевелятся, в начале 2012 г. выпустила собственное решение для создания учебной литературы.

Apple iBooks Author | Интересное решение. Во-первых, оно первое из заметных, ориентированное на цели обучения, во-вторых, нацелено не на издательских профессионалов, а на учителей. По задумке разработчиков (читай, Джобса) учитель на iBooks Author сам сможет создавать учебные материалы и распространять через Apple iBookstore. Программа бесплатна, очень проста для понимания и использования. Читатель может сам создать глоссарий и потом учить термины по карточкам прямо в iBooks, поддерживается видео и аудио. Тем не менее, успех этой экосистемы сомнителен. С января про iBooks Author, ридер iBooks и систему обучения iTunes U ничего не слышно, не было ни одного обновления, хотя система сырая. Это похоже на проект, которым занимаются по остаточному принципу. Apple до сих пор, как правило, получала успех в областях, которые интересовали лично Джобса и чем он пользовался: будь то компьютеры, сенсорные интерфейсы или музыка. Джобс в социальные сети не ходил, возможно, поэтому не получил развития Ping (кто помнит, что это?). Когда Стив умер, на его iPad нашли всего одну книгу…

Учебные программы

Интерактивная книга «IBM Think»
Интерактивная книга «IBM Think»

С раннего Средневековья университеты служили двум целям: собирания и преподавания знаний древних. Фронт науки уже давно расширился за пределы мечтаний Аристотеля, переход от охоты за знаниями столетия назад перешёл к их генерации, поэтому учёным уже не обязательно работать при университете. Теперь его величество интернет дал возможность обучаться удалённо. Появились признаки разрушения университетского подхода к обучению.

В Сети полно записанных на видео лекций, но учебные программы, прежде всего для планшетов, могут вывести обучение, локальное и удалённое, на новый уровень. Например, учебник истории может нести интерактивные карты: нажимая на значок события, получаешь краткую справку о нём и ссылку на место в книге, где оно подробно описано. Карта может показывать изменения по годам. В учебники биологии ставят интерактивные схемы эволюции существ и функционирования биологических систем. А уж про демонстрацию физических эффектов в учебнике физики и говорить не приходится…

Навигация в программо-подобных изданиях бывает нелинейной, с перекрёстными связями между разделами и несколькими типами оглавления и поиска по книге. Такое издание может целиком строиться вокруг базы данных понятий, ключевой схемы или карты, а не быть набором глав.

Всё говорит о том, что возможностей ePub и PDF недостаточно для учебной литературы — это должна быть программа, а не набор подготовленных для печати статичных страниц или файл в формате сильно ограниченного стандарта цифровых книг. Но при всей гибкости у книг-программ есть существенный недостаток: их производство дорогое и медленное. Этим методом трудно создать сколько-нибудь сложную и большую книгу по причине отсутствия в средах программирования функционала для контроля больших масс текста и картинок, характерного для издательских программ. Тем не менее, направление очевидно: учебник должен стать программой с игровыми элементами, возможностью выделять и собирать материал, делиться им, заполнять опросники внутри учебника и отсылать их учителю, у которого есть системы анализа выполненных заданий. Пока готового издательского формата для создания учебного материала и обработки генерируемых им данных не существует.

Adobe DPS и подобные

Adobe Inspire для iPad и Android
Пример хорошо изданной публикации — Adobe Inspire для iPad и Android

Adobe DPS намного ближе к идее программо-подобных изданий, чем ePub. Он сочетает возможности мощного издательского пакета (InDesign) с веб-технологией. Формат, в котором создаются журналы и книги в среде DPS, называется folio, он требует программы-«обёртки», которая будет его открывать и проигрывать у пользователя. Таковые делятся на multi-folio (с несколькими выпусками в киоске) и single-folio с одним файлом folio, зашитым в программу-просмотрщик.

Сегодня дизайнер уже не экспортирует folio-файлы — они посылаются из InDesign напрямую на сервер Adobe, в облако. Файл folio представляет из себя, как и ePub, DOCX или FXP (Flex Project), переименованный ZIP-архив. Внутри PNG-, JPEG- или PDF-картинки в XML-оболочке, обеспечивающей функционирование и интерактивность. DPS-проект может содержать HTML-контент, внедрённые видео и аудио.

Изначально в Adobe планировали для создания folio-контента использовать технологию Flex, однако Стив Джобс запретил это вместе с обычным Flash для iOS-устройств. В мире современных планшетов, если тебя нет на iPad, ты не существуешь на рынке. На первых снимках экрана Wired от 2010 г. была функция поиска по тексту, отсутствующая и по сей день в DPS, — это был AIR-прототип. В конечном итоге Adobe пошла по пути развития DPS на основе HTML и др. открытых веб-технологий. У этого подхода есть значительный, но неизбежный недостаток: чтобы интегрировать новый функционал, Adobe должна сначала «протолкнуть» его в стандарт HTML 5, что замедляет разработку. Но скоро мы наконец увидим живой текст в DPS-публикациях, возможности поиска и анимацию.

Большинство аналогичных Adobe DPS-решений базируются на использовании программы вёрстки, как правило InDesign, такое решение есть даже у Quark, имеющей собственную программу вёрстки. Сейчас все создатели интерактивных издательских платформ постепенно переходят с решений, базирующихся на Flash/Flex, на веб-стандарты.

Анимация и интерактивные элементы

Wired от 2010 г. На первых снимках экрана Wired от 2010 г. была функция поиска по тексту, отсутствующая и по сей день в DPS

Одна из ключевых особенностей DPS и его аналогов — поддержка интерактивности. Многие были, однако, недовольны её видами, выбранными Adobe для DPS: различные смены картинок типа панорамы, image sequence, галереи плюс кнопки и показ веб-контента. Связано это, очевидно, с возможностями на момент вынужденного отказа от идеи использования Flex как основы DPS, а не с заговором разработчиков.

Наличие интерактивного и анимированного контента — одно из ключевых преимуществ электронных публикаций перед бумагой, поэтому скорее всего вектор развития будет направлен на Flash-подобную разработку публикаций, напоминающих программы. Издательству необходимы технически простые инструменты для создания интерактивного и анимированного контента. Чтобы ими мог оперировать дизайнер без поддержки группы разработчиков, без написания кода. Этому критерию худо-бедно соответствует Flash, однако ему путь на самые популярные планшеты заказан. В итоге Adobe решила в плане создания контента сделать ставку на современные веб-технологии. Но дизайнер всё равно не хочет писать код. В «волосатые» 80-е один из основателей Adobe Джон Варнок пару лет безрезультатно пытался заинтересовать свою жену-дизайнера увлекательным миром программирования на PostScript. А потом написал программу, которая генерировала код, пока жена чертила по экрану мышкой, и назвал её Illustrator.

Джон Варнок Джон Варнок создал Illustrator, потому что его жена-дизайнер отказалась изучать PostScript

С тех пор мимо дома Варнока в ручье Адоби протекло много воды, но дизайнеры по-прежнему не любят код. Посему была создана программа Adobe Edge, создающая анимацию с начатками интерактивности в веб-формате. На момент написания статьи она находилась в стадии беты, но уже показывала неплохой потенциал. Кстати, написана с помощью Flex.

Результатом работы в Edge становится файл или группа файлов, понимаемых браузером как анимация. Поскольку каждая программа, читающая mobi, ePub, folio и подобные файлы, имеет браузерный движок, анимация Edge может быть проиграна. В Edge есть функция экспорта анимации для DPS. Разовьётся ли Edge в новый Flash (в хорошем смысле этого слова), покажет время.

PDF

PDF был разработан лично Варноком как формат электронной документации. Годами казалось, что именно так должна выглядеть электронная книга, пока с увеличением количества разновеликих экранов не стало ясно, что жёстко разбитый по страницам фиксированного размера материал не совсем удобен. Кроме того, Adobe повела развитие PDF по пути интеграции с Flash, что казалось логичным и перспективным. В качестве основы DPS был первоначально выбран Flex, а не PDF, но их тесная связка помешала после провала идеи с Flex перевести DPS на PDF (хотя PDF используется в DPS как один из внутренних форматов представления графики).

Программы чтения PDF очень распространены (его несомненное преимущество), но ограниченно поддерживают интерактивность в PDF-файлах — на уровне гиперссылок, редко больше. Судя по всему, PDF стал тупиковой ветвью развития электронных книг, хотя идея была хорошая.

Видео и аудио

Видео — это вам не Flash! Бери ролик в подходящем формате и втыкай его в публикацию. Всё просто?..

По использованию видео интерактивные публикации ближе всего к сайтам. Здесь также не принято ставить длинные клипы: чаще всего — несколько минут. Видео, например в DPS, активно используется для создания движущихся декоративных элементов. В Photoshop CS6 был даже добавлен базовый функционал для редактирования видео. На сегодня оно чаще всего внедряется в журналы и книги, чтобы читатель не был зависим от подключения к интернету. Нетрудно догадаться, что это сильно увеличивает размеры файлов.

Наиболее применимый формат видео в современных интерактивных изданиях и в ePub — это H.264 в MP4-оболочке. Для кодирования видео и аудио Adobe поставляет с пакетами CS программу Media Encoder. В версии CS6 она дошла до хорошего уровня и, хотя несколько сложновата для любителей (могли бы сделать два режима: для видеопрофессионалов и обычных людей), справляется со своей задачей хорошо. Режим плавающего bitrate позволяет снижать размеры итоговых файлов без потери качества.

Область использования звуковых файлов (MP3) в интерактивных публикациях это прежде всего аудиоверсии текстовых материалов: вот вам статья, а вот вам её начитка, можете слушать её, пока едете на работу. Аудиокнига сама по себе — отдельный способ издания, который, не заменяя визуальный способ потребления информации, хорошо подходит для беллетристики.

Новый подход

Каждый раз со сменой носителя информации менялся подход к созданию и потреблению материала. Во времена глиняных табличек для древних шумеров имела информативное значение глубина вдавливания клина. Да, письмо было трёхмерным. Китайцы писали сверху вниз, потому что это направление диктует вертикальная полоска бамбука. Наконец, слабая по сравнению с пергаментом бумага потребовала перейти от свитков к переплёту нарезанных станиц.

Сегодня мы снова можем вернуться от постраничной книжки к интернетовской манере книги-свитка (реализовано в ряде ридеров). Но её можно развить: глава прокручивается сверху вниз, переход между главами — слева направо. Похожий метод двухмерной навигации реализован в Adobe DPS для журналов.

В случае журнала можно обойтись и без нумерации страниц, одним интерактивным оглавлением. Для книги же нужен указатель места, чтобы можно было точно ссылаться среди большого объёма информации. В Amazon придумали нумеровать в электронной книге фрагменты текста, соответствующие страницам печатной версии. Можно пойти дальше и ввести нумерацию абзацев, прямо как стихи в Библии, с функцией поиска номера фрагмента. Разбиение Библии на нумерованные стихи было введено в средние века для любителей диспутов именно с целью точного местоуказания. В те нелёгкие времена только книга с фиксированным содержанием могла быть разбита на мелкие нумерованные части. Современная техника с лёгкостью позволяет любую книгу разбить на нумерованные абзацы и обновлять нумерацию с изменением содержания. Читатель приглашается самостоятельно развивать новые подходы для новых инструментов. Сейчас, именно сейчас, когда появились новые средства, есть редкий шанс стать Полом Маккартни, перебирающим струны одной из первых электрогитар. Потом, будь хоть трижды рыцарем Британской империи, будешь иметь дело с тем, что за тебя придумали другие…

Об авторе: Алексей Клецель (publishing.kletsel.com; alexey@kletsel.com), сертифицированный эксперт и инструктор по Adobe DPS, г. Холон, Израиль.

IDPF (International Digital Publishing Forum) — организация, регулирующая и развивающая стандарт ePub. С ней на постоянной основе работают инженеры Adobe: ими было разработано обтекание HTML-текстом объекта и подход, известный как CSS Regions, позволяющий HTML-тексту перетекать из одного текстового блока в другой.

ePub 3 — стандарт, окончательно утверждённый IDPF осенью 2011 г., подразумевающий перевод формата текста внутри ePub с XHTML на HTML 5, использование в ePub-изданиях JavaScript, CSS 3, векторной графики в формате SVG, поддержку фиксированных страниц со свободной вёрсткой макета (а-ля PDF) и пр. Формат уже поддерживается Apple iBooks и другими ридерами, Amazon выпустила подобный ePub 3 формат KF8. ePub 3 получил ограниченную поддержку в InDesign CS6, ожидается её расширение в последующих версиях программы.

Flex — среда разработки, изначально позиционировавшаяся Macromedia и впоследствии Adobe как замена Flash. В отличие от Flash она использует XML-подобные языки разметки для создания контента, JavaScript и CSS, т. о. также основывается на веб-технологиях. С помощью Flex можно создавать SWF-контент для сайтов и программы типа AIR. Последние требуют предустановленного движка проигрывания (что-то типа метода Java), т. о. одна программа теоретически может запускаться везде, где установлен движок AIR. При всех многообещающих преимуществах за 8 лет не удалось создать по-настоящему работоспособную и универсальную систему. AIR-программы медлительны, бессовестно «давят» на процессор и расходуют энергию батареи без всякой меры. AIR-движок существует для Android, но не разрешён в iOS. Для iOS есть метод конвертации Flex-программ в формат приложений iOS. Почти все программы от Adobe в App Store сделаны именно так.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110