2012.07.107644 прочтений

Лак по требованию

Теги: Специальный обзор Publish

Цифровые оттиски нередко нуждаются в лакировании, но делать это с помощью аналоговых способов не всегда разумно, особенно если тираж невелик, а хочется каких-то креативных изысков. Поэтому до последнего времени цифровые типографии были ограничены в способ

Тонерные системы лакирования

Как понятно из названия, речь идёт об электрографических системах печати. В них для получения декоративного эффекта служит прозрачный тонер. Ведёт он себя практически аналогично обычному тонеру, только не содержит пигмента. Естественно, что лакирование в этом случае возможно не только сплошное, но и выборочное — по любому желаемому сюжету.

В некоторых случаях оно может быть не просто выборочным, но и рельефным. Образец отделки на Kodak NexPress с опцией рельефного лакирования был на обложке номера 10 нашего журнала за прошлый год (см.: Терентьев И. ВДПХ // Publish № 10, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/10/19353133/). На Kodak Nexpress SX 2700/3300/3900 опциональная пятая печатная секция позволяет наносить два вида прозрачного тонера. Мелкодисперсный создаёт покрытие, выглядящее как матовый лак или водяные знаки. Крупнодисперсный тонер создаёт более толстый слой порядка 50 мкм, именно он позволяет создавать рельефные текстуры на изображении или получить износостойкое глянцевое покрытие.

Опционально оснащается пятой секцией для сплошного и выборочного нанесения прозрачного тонера и ЦПМ Xerox Color 800/1000. В этой машине используется прозрачный тонер EA. Прозрачные сухие чернила — усовершенствованный вариант эмульсионно-агрегационного тонера с очень низкой температурой плавления. Технологию разрабатывали в Fuji Xerox и научно-исследовательском центре Xerox в Канаде.

Фьюзерное масло в этой машине не используется, поэтому изображение получается близкое к офсетному. Благодаря более глянцевому «лаку» заказчики могут привлечь внимание читателей к заголовкам, фрагментам текста, фотографиям, логотипам и другим изображениям. Можно создать и такие художественные эффекты, как «водяные знаки».

Canon ImagePRESS C1+ , 5-красочная ЦПМ средней производительности, кроме 4 тонеров CMYK в стандартной комплектации имеет прозрачный (Clear) тонер. По уверению производителя, эта модель не имеет аналогов в своём классе, так как её цена гораздо меньше, чем у больших производительных ЦПМ.  При выборочном нанесении на поверхность с помощью прозрачного тонера получаются интересные дизайнерские эффекты: «водяные знаки», металлизированная поверхность, сочетание глянцевых и матовых областей для привлечения внимания.

Одна из самых необычных печатающих систем, способных лакировать свой отпечаток, — широкоформатное устройство Summa DC. В нём краситель на основе синтетической смолы переносится с несущей ленты на носитель (винил) с помощью термоголовки. Если пигмента в смоле нет, получается прозрачное защитное покрытие, которое в несколько раз увеличивает стойкость изображения.

В HP Indigo Press 7600 тоже используется прозрачный тонер, именуемый производителем «цифровым лаком» (digital varnish). Но он жидкий, как и прочие, используемые в печатных машинах Indigo. С его помощью можно реализовать следующие эффекты: Texturizer effects — лак повторяет текстуру объекта, например апельсиновую корку, змеиную кожу и т. д.; Raised print — выборочный лак; Digital Watermarks — тонкий слой лака (1–2 прогона) воспроизводит эффект водяного знака.

Надо признать, что результат лакирования с помощью тонеров трудно сравнить с эффектом от УФ-лака (особенно по уровню глянца), да и водно-дисперсионные лаки при достаточной толщине слоя дают неплохой эффект. И это одна из причин, по которым офсетные машины всё ещё удерживают свои позиции даже в малом формате. Чтобы получить действительно заметный результат, стоит обратить внимание на струйные системы, о которых рассказано ниже.

Поэтому, несмотря на возможность тонерного лакирования на HP Indigo Press 7600, директор по стратегическому маркетингу Indigo Division Симон Льюис (НР может // Publish № 6, 2012, с. 33) считает: «Возможно, появятся системы выборочного лакирования в линию с нашими машинами. Но, скорее всего, это будут решения от третьих компаний».

Блеск без компромиссов

Если хотите поразить клиента, необходим УФ-лак. Если рассматривать цифровую печать в целом, придётся рассказать о планшетных и гибридных УФ-принтерах. Сейчас такие решения с возможностью лакирования есть у многих производителей. Но это направление заслуживает особой статьи, а здесь речь пойдёт о специализированных решениях для лакирования листовой продукции на машинах, называемых ЦПМ или родственных им.

Типичный пример таких машин — машина JETvarnish компании MGI, в которой струйная технология Drop on demand используется для выборочного УФ-лакирования. Её демонстрация состоялась на Drupa 2008. Это было первое цифровое устройство УФ-лакирования в формате B2. Головки закреплены на литой станине и расположены в шахматном порядке. Машина оснащена высокостапельным вакуумным самонакладом с датчиком двойного листа и приёмкой (60 см, примерно 4000 листов 135-граммовой бумаги). Скорость нанесения лака — до 1000 листов в час. Особенность конструкции цифровой струйной машины MGI JETvarnish — предварительный подогрев ИК-лампами слоя УФ-лака, нанесённого струйным способом, чтобы увеличить текучесть лака и сделать его поверхность более гладкой и глянцевой. Лист проходит через машину абсолютно прямо, на сплошном вакуумном ремне — это тоже помогает получить высококачественную продукцию. JETvarnish не требуется подключения к вытяжке (система Ozon free), её профилактическое обслуживание занимает у оператора не более 10-ти минут.

Судя по образцам, JETvarnish в модификации 3D догнала Scodix по толщине и глянцу отделки, оставшись более приемлемой по цене

Чешская Komfi предлагает Spotmatic 54 (на фото) и Spotmatic 72 — системы, в общих чертах похожие на MGI JET VarnishНа машину может устанавливаться дополнительная струйная печатная головка, чтобы что-либо впечатывать во время лакирования или независимо от него. В комплекте с ПО для управления машиной есть программа для печати переменных данных (штрих-кодирование, датирование, впечатывание логотипа, текста, работа с базами данных и т. д.).

На выставке Drupa-2012 компания MGI представила следующее поколение машин – JETvarnish 3D. В них реализовалась технология трёхмерного нанесения лака, т. е. лака с текстурированной поверхностью. Скорость при обычном выборочном УФ-лакировании увеличена до 3000 листов формата B2 в час. Такой результат стал возможен благодаря использованию новых печатных головок.

Предполагаемый ресурс — до 500 000 листов в месяц. Обычная машина JETvarnish стоит примерно 180 000 евро в зависимости от комплектации, новая JETvarnish 3D – от 250 000 евро. Расход лака составляет 1 литр на 1800 листов формата 520×740 мм при 25% покрытии поверхности. Себестоимость оттиска по лаку получается примерно 1 рубль за 10% заливку при формате B2. При выполнении «объёмного» лакирования расход и цена, естественно, будет выше.

Вполне естественно, что представленные MGI ЦПМ второго формата Alphajet B2 и JET 7540 могут иметь опции сплошного и выборочного лакирования: производитель просто совместил свои устройства по печати и лакированию.

Специалисты Scodix заявляют о создании нового класса оборудования — МЦО, т. е. машины цифрового облагораживания печатной продукции. Также они наотрез отказываются называть лак «лаком», именуя его УФ-закрепляемым полимером. На самом деле получился термин из разряда «масло масляное»: УФ-лаки — это и есть УФ-закрепляемые полимеры; не совсем понятно, о чём тут спорить. Право же, не знаю, насколько такая маркетинговая концепция полезна и не будет ли она путать потенциального покупателя. Директора и технологи типографий мыслят иными категориями, чем покупатель в торговом центре, измышление новых терминов в данном случае может пойти не на пользу. В чём рекламисты от Scodix правы, так это в том, что создание оттисков, которые вызывают тактильные ощущения, действительно служит отличительной чертой печатной продукции от электронных средств массовой информации. Эти ощущения играют большую роль в мировосприятии человека и делают технологию Scodix SENSE особенно привлекательной для производства рекламной продукции.

Scodix с опцией Rainbow: на лак наносятся частицы глиттера, придающие поверхности роскошный вид. При наличии этой опции действительно можно говорить о

Несмотря на маркетинговые странности, надо признать, что результат на оборудовании Scodix получается действительно блестящий. До появления MGI JETvarnish 3D, на рынке не было ничего подобного по толщине слоя и глянцу (хотя, к сожалению, и цена для оборудования такого рода у Scodix тоже рекордная).

На Drupa-2012 имелось две серии устройства: S52 и S74 с соответствующей шириной подачи в сантиметрах. Была усовершенствована печатающая головка. Самое заметное новшество — опции Rainbow (первая в мире струйная система с последующим нанесением глиттера, раньше такой способ отделки был доступен только для трафаретной печати и с помощью ручного труда) и Braille print mode (возможно получать лак толщиной до 250 микрон, что позволяет наносить на продукцию знаки шрифта Брайля).

Цифровая струйная машина для выборочного струйного УФ-лакирования Autobond Spot UV предназначена для автоматического лакирования материалов формата до 760×1050 мм. УФ-лак наносится с помощью головок XAAR, для отверждения используются диодные источники УФ-излучения. Толщина слоя за один прогон от 20 до 150 мкм — это достигается различным количеством капель, наносимых в одну точку, и разрешением печати от 360 до 720 dpi. Можно наносить изображение в несколько слоев за счёт дополнительных прогонов.

Машина работает в линию с ламинаторами любой марки, независимо от технологии ламинации. Единственное требование — наличие системы автоматического разделения листов. Заламинированный лист попадает на стол равнения, а затем на вакуумный ремень с зональной регулировкой уровня вакуума. Скорость транспортировки листа синхронизирована со скоростью струйных головок. Производительность системы достигает 30 м/мин (около 3500 лист./ч), независимо от того, наносится ли УФ-лак поверх ламинации, ВД-лака или без таковых. Возможно нанесение лака на оттиски после цифровой печати без праймера.

Зачем лакировать плёнку? Вспомните обложки дорогих книг, на которых с помощью лака поверх матовой плёнки создаются интересные декоративные эффекты.

Сложности

Почему цифровое лакирование пока относительно слабо распространено? Главная причина прозаична — цена. Это становится понятно уже из интервью с пользователем. Также и в опросе по теме этого номера значительная часть ответивших в качестве главного критерия для ЦПМ выбрала стоимость оттиска. Именно его высокая цена тормозит развитие «цифры». А использование лака ещё более повышает стоимость оттиска. При этом надо учитывать не только расход прозрачных чернил или тонера, но и стоимость самой машины, а у некоторых ЦПМ — стоимость опции, позволяющей производить лакирование. Бывает, типографии даже отказываются от опций, позволяющих производить лакирование из-за опасений, что не найдётся достаточно клиентов, которые смогут оценить услугу.

Лакирование цифровых оттисков при печати представляет ценность для типографий, которые сумели найти творческих клиентов, делающих упор не на стоимость, а на креативность. Как объяснил Евгений Тимощенко, директор по развитию типографии «Вишнёвый пирог», единственной в России имеющей устройство Scodix: «Мы не занимаемся подсчётом копеек себестоимости. Я не хочу, чтобы машина работала 24 часа в сутки, принося минимальный доход. Мы обеспечиваем клиентам качество, сервис, инновации и этим помогаем им заработать больше денег». В частности, на этой машине лакируется специальная и подарочная упаковка.

Остаётся надеяться, что количество заказчиков, для которых важны эффектный внешний вид продукции и скорость её изготовления, будет расти. И тогда, с помощью новой цифровой техники, в т. ч. с возможностью лакирования, типографии смогут предложить им уникальные продукты: приглашения, открытки, билеты, флаерсы, визитки, буклеты, фотоальбомы, календари и пр. Они будут востребованы как за счёт неповторимого дизайна, так и благодаря возможности усилить защиту от подделок и копирования, причём с персонализацией.


«Технический» лак

У струйников возможность лакирования появляется начиная с настольных принтеров. Но там прозрачные покрытия исполняют скорее технические функции – до декоративных эффектов дело не доходит.

Например, в Epson Stylus Photo R2000 применяется технология оптимизации глянца. Каждая частица пигмента в чернилах Ultra Chrome Hi-Gloss2 заключена в полимерную оболочку. При попадании на бумагу полимер скрепляет частицы пигмента между собой и бумагой, образуя ровную поверхность. Это обеспечивает оптимальное светоотражение и улучшает цветопередачу. Однако в некоторых областях изображения, например, светлых и нейтральных, для передачи используется минимальное количество красителя, поэтому глянцевая поверхность может быть неравномерной из-за низкой концентрации пигмента, что приводит к рассеянному светоотражению и ухудшает цветопередачу. Именно в таких областях и применяется глянцевый прозрачный полимер, выравнивающий поверхность. Драйвер автоматически анализирует изображение и использует глянец в необходимых областях с низкой концентрацией пигмента. Однако владелец может сам контролировать глянец и использовать его и по всей печатной поверхности в режиме печати «с полями» и «без полей». В НР Designjet Z3200 также есть картридж с бесцветными чернилами: это усилитель глянца НР 70, который наносится и на краску, и на чистую бумагу, если печатают по глянцевому или полуглянцевому материалу. Задача — нивелировать разность глянца между запечатанной и незапечатанной областями.

Но эти усовершенствования для настольных принтеров ещё не дают представления о том, чего можно достигнуть благодаря УФ-лакированию.


Статьи по теме

Захаржевский Ю. Roland Versa UV LEF-12 // Publish № 6, 2012
Обзор настольного УФ-принтера, конкурента Mimaki UJF-3042.

Старцев Д. Светлее и прозрачнее // Publish № 11, 2011;
http://www.publish.ru/publish/2011/11/19639012/
Модификация Mimaki UJF-3042 — с индексом FX.

Захаржевский Ю. УФ-открытия в малом формате // Publish № 6, 2011;
http://www.publish.ru/publish/2011/06/18822004/
Практика использования Mimaki UJF-3042 в рекламном агентстве.

Лыгун А. Mimaki UJF-3042 // Publish № 6, 2010;
http://www.publish.ru/publish/2010/06/14310141/

Терентьев И. Манящий блеск «цифрового» лака // Publish № 6, 2008;
http://www.publish.ru/publish/2008/06/5316727/


Цифровой лак: уже в Москве

Почему | Один из немногих пока пользователей MGI JET Varnish в России — типография «АМ-графикс». Заказов с выборочным УФ-лакированием в ней было немного, но вполне достаточно, чтобы всерьёз задуматься о собственном оборудовании. «Когда практически каждый день отправляешь очередной тираж на лакировку в другую типографию, — объясняет генеральный директор Андрей Федотов, — хочешь не хочешь, учащаются разного рода накладки, мешающие своевременной сдаче тиража заказчику. Поэтому идея создания своего участка по нанесению выборочного лака созрела давно».

Останавливало то, что для шелкотрафаретного оборудования, кроме самого станка, нужен ещё и копировальный участок со своим специалистом, а территория производства не так велика. Если же изготавливать сетки на стороне, под угрозой окажется оперативность изготовления новых форм и «ремонт» старых, если вдруг изображение «не сидит» относительно печатного листа.

На IPEX-2010 внимание Федотова привлекла струйная цифровая машина MGI для нанесения выборочного лака. Хотя это был всего лишь прототип, интерес к идее возник и сохранился. Спустя год, когда эти машины начали выпускаться серийно, он специально поехал в Париж, подробно её изучил и посмотрел в работе, много говорил с французскими разработчиками. Затем посмотрел эту же машину на производстве в одной из московских типографий, отлакировал на ней тестовые тиражи и решил приобрести.

Как | Выборочному лакированию на цифровой машине подвергаются папки, листовки, обложки и другие полиграфические изделия с любым сюжетом, вписывающиеся в формат от А4 до 52×104 см, но не толще 1 мм. Качеством лакирования типография и клиенты очень довольны, хотя на некоторых материалах возникают проблемы. Цифровой лак сам по себе очень жидкий, в этом и его преимущество, и недостаток — в зависимости от материала. Наиболее подходящими для цифрового лака являются материалы с гладкими невпитывающими поверхностями, на которых получается ровная глянцевая плёнка на больших площадях лакируемых сюжетов, без таких дефектов, как «апельсиновая корка» или недостаточное прилипание лака к листу. А вот на бумаге и картоне жидкий лак «проваливается». Чтобы этого избежать, необходимо их предварительно праймировать с помощью акрилового или водно-дисперсионного лака.

Устройство может наносить лак в различных режимах, изменяя количество капель, наносимых в одной точке: «1 капля» — «сатиновый» лак; «2 капли» — глянец; «3 капли» — суперглянец. Режимы можно комбинировать на одном оттиске за один прогон, воплощая самые причудливые дизайнерские решения. 

Cколько | «На этой машине не надо тратить время на изготовление форм — мы сразу начинаем лакирование», — доволен теперь генеральный директор. Также нет необходимости переделывать формы, если печатный лист усаживается — а это неизбежно, когда оттиски хранятся некоторое время, особенно после ламинации. Процесс приладки очень простой, с помощью встроенного ПО оператор легко может «посадить» лакируемое изображение на лист, при необходимости он может как угодно трансформировать, смещать или изменять лакировальный сюжет.

На приладку требуется всего несколько листов. Самый рентабельный тираж — один экземпляр. В машине есть возможность персонализации выборочным УФ-лаком, т. е. каждый следующий оттиск будет индивидуальным.

Рентабельность и, следовательно, прайс-лист жёстко привязаны к заполнению площади листа УФ-лаком. Он намного дороже, чем обычный трафаретный, поэтому величина заливки сильно влияет на себестоимость оттиска. Если процент заполнения лакируемой поверхности больше, чем 25-30% листа формата В2, то классический трафарет становится выгоднее.

Если ориентироваться на среднерыночную московскую цену за выборочный УФ-лак, то тиражи с большой площадью заливки в «АМ-графикс» становятся рентабельными при нескольких сотнях экземпляров. Но клиенты готовы платить большие деньги за качественную и стабильную работу, достигаемую на этом оборудовании.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • «Малышки» на все руки

    Выбираем универсальное устройство для послепечатной обработки: резки, биговки, перфорации, фальцовки.

    Разумеется, высокоспециализированное и производительное послепечатное оборудование — это хорошо. Но, чтобы оно окупалось, необходимы соответствующие объёмы. А как быть малым типографиям и начинающим предприятиям? Для них имеет смысл рассмотреть вариант универсальных машин, способных выполнять несколько операций.

     

  • Лак лично в руки
    Печатная продукция со сплошным и выборочным лакированием, а также текстурированной поверхностью оказывает на потребителя воздействие, на которое не способны электронные средства коммуникации. А цифровые технологии делают возможными даже персонализированные сообщения… лаком.
  • Опасные «игрушки»
    Пока полиграфисты жалуются на кризис, всё большая доля корпоративной печати выполняется их клиентами (в т. ч. бывшими) самостоятельно: эксплуатация цветных МФУ формата А3 становится проще и дешевле. Нередко их выбирают и начинающие полиграфисты — в условиях небольшой загрузки на старте бизнеса более доступные МФУ бывают предпочтительнее ЦПМ. Не лишние они и для уже устоявшего полиграфического бизнеса — не всякими работами есть смысл загружать «тяжёлую» технику.
  • Дупликаторы: третья сила
    Некоторые полиграфисты до сих пор скептически относятся к дупликаторам. А ведь эти скромные "пластмассовые" устройства уже догнали однокрасочные офсетные машины не только по скорости (особенно на коротких тиражах), но и по качеству в некоторых приложениях
  • Операция "чистые руки"
    Устройства, автоматически подающие краску в офсетную печатную машину, помогают сделать процесс печати стабильнее, сэкономить краску, повысить скорость работы и количество печатных секций без увеличения числа персонала.
  • Просто, быстро, дёшево
    Цифровые дупликаторы позволяют отпечатать тиражи от десятков до нескольких тысяч экземпляров, когда самое важное - низкая цена оттиска, а требования к качеству уступают оперативности. Статья посвящена новинкам и тенденциям в этом секторе рынка.

comments powered by Disqus