101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Drupa-2012: альтернативный взгляд на широкий формат *

  • Николас Хельмут
  • 6 июля 2012 г.
  • 6409

За неделю до Drupa я был в Новосибирске и на выставке каждый день слышал русскую речь. Россияне, как и специалисты из других русскоговорящих стран, проявили к ней большой интерес. Однако большинство работников типографий слишком заняты, не всем удалось побывать в Дюссельдорфе. Кроме того, для такой поездки нужно запастись приличной суммой денег и получить визу.

Эта статья для тех, кто не смог посетить Drupa-2012.

За три месяца до Drupa: ничего, кроме рекламы

Наиболее рекламируемой технологией на Drupa была нанография от Landa. Это попытка заменить офсет новым видом струйной печати в коммерческом и упаковочном секторах.

На рекламную компанию были потрачены миллионы. Ещё больше вложили в оснащение стендов, а сами прототипы ЦПМ стоили ещё дороже. Презентация господина Ланды была великолепна. Брошюры продуманны до мелочей, например, в них ни разу не упоминался термин «печатающая головка». Как будто нас очень хотели убедить — изобретён принципиально новый способ печати. В описании продукта использовалось бессмысленное словосочетание «эжекторы чернил».

На самом деле они используют печатающие головки Kyocera. Решайте сами, хорошо ли скрывать происхождение отдельных комплектующих системы, когда идёт о стандартной печатающей головке…

Когда я услышал плохие отзывы о качестве печати, решил убедиться сам. Жаль, но так и не удалось получить свежеотпечатанную копию. Вся эта шумиха и презентации были организованы, просто чтобы привлечь внимание к продукту, но за этим ничего не оказалось. Пока.

Тем не менее, я считаю, что в течение трёх лет компании из Японии, Германии и других стран, которые «купились» на эту чудо-технологию, всё же смогут превратить её во что-то функционирующее. Но сколько на это уйдёт времени? Год, два или три?

Представитель Memjet предлагает Хельмуту оценить размеры сопел печатающей головки на базе технологии MEMSВторой примечательной технологией была Memjet. И хотя в комнате для прессы о ней говорили не так уж часто, потенциально она интереснее, чем «ландаграфия». По крайней мере, Memjet уже способна печатать (хотя не более нескольких часов или дней, и ни один принтер ещё не зарекомендовал себя в условиях реальной типографии с пылью, жарой и т. п.). Единственная российская компания Lomond использует печатающие механизмы и чернила Memjet в настольных принтерах. Но пригодного к эксплуатации широкоформатного ещё нет нигде — ни в США, ни в Западной Европе, ни в Азии (по крайней мере, сейчас). Но я уверен, что технология может стать легендарной, если когда-нибудь её доведут до ума и принтеры смогут функционировать за пределами демозалов. Интересно посмотреть стенд Memjet в 2016 г. на следующей выставке.

Каждый день меня приглашали посетить стенд Memjet. Их технология обладает достаточным потенциалом, чтобы произвести революцию в печати этикеток, т. е. заменить офсетную печать в коммерческом и упаковочном сегментах (как это обещает нанография от Landa), а в широком — репрографию. Но для этого нужно, чтобы появилось более конкурентоспособное поколение головок MEMS.

Océ показала принтер Océ Velocity, работающий на технологии Memjet. На стенде Caldera RIP был прототип FujiXerox с этой технологией. Меня огорчило отсутствие принтера OWN-Х на их стенде. Представители Xanté, кроме своего стенда, были и на соседнем стенде Memjet.

Если не смогли посетить Drupа, не беспокойтесь: ни одна из «выдающихся» технологий пока не дееспособна. Если нам повезёт, они заработают к концу 2013 г., но скорее всего — не раньше 2014 г.

На самом деле

Примечательно, что камнем преткновения в нанографии и MEMS стала одна проблема: что делать с засорившимися соплами в однопроходной печати на сверхскоростях?

Никто из изготовителей MEMS или Landa ещё не нашёл способ очистки сопел без остановки печатного процесса. А ведь скорость печати во время чистки равняется нулю! Об этом не напишут ни в одной спецификации…

Я посещал Drupа в 2000, 2004, 2008 гг. и теперь провёл здесь более недели. 8 лет назад видел презентацию рулонной УФ-печати на широком формате (NUR были первопроходцами).

На Drupa-2004 мы увидели УФ-принтеры ColorSpan начального уровня — первые гибридные УФ-принтеры в мире. У FLAAR Reports есть отчёты о всех их поколениях. HP, ещё до приобретения NUR, купила ColorSpan. В 2012 г. мы всё ещё делаем отчёты по текстилю, латексу и принтерам УФ-отверждения. Ещё две марки, о которых мы писали, сменили владельцев. Поэтому на Drupa-2012 и после неё мы стараемся не упустить из вида интересные марки продуктов, которые рано или поздно могут сменить владельцев.

Концепты первых УФ-принтеров были показаны в конце 90-х. Но именно на Drupa-2000 и Photokina-2000 мы увидели первые серьёзные модели УФ-принтеров от Durst, предшественники PerfectaPrint от Zund.

Тогда Durst Rho 160 даже не мог печатать и стоял просто для красоты. А всего через год уже прекрасно работал. В последующие два года Durst улучшила результаты и с Drupa-2004 лидировала в этом секторе рынка, на Drupa-2012 экспонировала невероятно производительные принтеры.

Надеюсь, что к Drupa-2016 «ландография» будет нормально печатать. Возможно, и третье поколение Memjet сможет выдерживать круглосуточную эксплуатацию.

Не все новинки, которых ждали

На выставке не было ни чернил Canon на основе смол, ни их же латексных. Принтеры Roland и другие аппараты, работающие с инновационными чернилами, пребывали в отдельном помещении (их показывали только по cоглашению о неразглашении).

Почему была лишь частная демонстрация? Потому что принтеры не доведены до ума, и любой добросовестный специалист это бы заметил. Латексные чернила HP и новые латексные Mimaki хороши по-своему. Поэтому Canon, Roland, Epson и Seiko следует как можно скорее показать свои латексные принтеры публике. И лучше бы им быть заметно быстрее, качественнее или менее энергоёмкими, чем HP и Mimaki. Причиной того, что Roland и Epson не проводили публичную демонстрацию своих принтеров, может быть их «сырость»: или они слишком медленные, или им сложно конкурировать с другими чернилами.

Если пропустили Drupa-2012 — ничего страшного. Но если бы всё-таки нашли свободное время и деньги для поездки, она бы стала для вас очень познавательной. Сначала мы поехали на выставку вдвоём, но обнаружили там так много любопытного, что мне пришлось пригласить ещё двоих членов команды FLAAR на последние пять дней.

Широкий формат

Не так давно Drupa специализировалась на офсетных машинах и других традиционных видах аналоговой печати. Но сегодня всё больше офсетных машин малого формата заменяются ЦПМ.

Хотя на Drupa выросло присутствие листовых и рулонных ЦПМ, количество широкоформатных струйных производителей сильно снизилось. В 2004 и 2008 гг. было гораздо больше марок УФ-принтеров. К сожалению, нынешняя Drupa не принесла много по-настоящему инновационных продуктов. Однако Efi VUTEk, Efi Rastek, Matan, Durst, JETRIX, Dilli, Oce, Agfa, Swissqprint, Teckwin, HP всё же в ней участвовали.

В фокусе — LED-отвержение

Работники FLAAR специально посещают огромную выставку Drupa, чтобы из первых рук сообщить о всех ярких моментах нашим читателям, которых насчитывается уже больше миллиона.

И хотя в прессе в основном отзывались о низкой посещаемости, я бы обратил внимание на то, что в этом году нигде не было такого широкого выбора светодиодных (LED) технологий для УФ-отвержения, как на Drupа.

Я бы назвал российскую Sun Innovations лидером в этой области. Их менеджер по технологиям чрезвычайно увлечён вопросом LED-отверждения, и вся команда вместе с владельцем компании терпеливо работает над развитием этой технологии. Российская струйная индустрия может гордиться наличием лидера в своих рядах.

На Drupa было так много стендов LED-отверждения, что это не может не отразиться на будущем выставки. Здесь, лучше, чем на FESPA или Viscom, можно было познакомиться с разными видами LED-отверждения. Мне особо запомнился инновационный метод отверждения в принтере Efi VUTEk HS100 Pro. Если хотите узнать больше, посетите их демо-центр. Принтер можно будет увидеть этой осенью и на выставке «Реклама-2012» в Москве.

Возможно, Hongsam выпускает лучшие чернила для текстильных принтеровХимия чернил

Сам по себе принтер — бесполезная масса из металла и пластика. Чтобы он работал, необходимо установить и настроить разнообразное ПО — от RIP до цветокоррекции, а иногда — специализированные программно-аппаратные контроллеры печати. Но кроме ПО и «железа», очень важны чернила. Новинки имеют такое же значение, как и новые печатающие головки.

Сегодня несколько видов новых очень интересных чернил не-УФ-закрепления предлагает Sun Innovations. Не менее выдающиеся чернила были на стенде Hongsam. Возможно, это самые лучшие чернила для текстильных принтеров. Их цвет насыщеннее, чем у некоторых принтеров стоимостью 400 000 долл. А замечательный текстильный принтер d-gen печатал ярче, чем его дорогостоящие конкуренты.

Прогресс в латексных чернилах

Они были официально представлены на Drupa-2008. К 2011 г. заговорили о втором поколении в связи с многочисленными проблемами первого. Основным недостатком была слишком дорогая сушка. Теперь конкуренты пытаются создать латексные чернила, закрепляющиеся при более низких температурах. Mimaki была первой, представившей новые чернила публике на FESPA-2012. На Drupа идентичные чернила вместе с принтером показала Ricoh.

Подобная конкуренция способствует появлению новых марок широкоформатной печати и служит стимулом для инноваций.

Не менее важно, что в Mimaki уже отказываются от печатающих головок Epson и начинают работать с головками Ricoh. А всё потому, что Epson начинает активно бороться за долю на рынке экосольвентных принтеров, который сейчас разделён между Mimaki, Mutoh и Roland. Все оформившие подписку на FLAAR TRENDs знали об этой стратегии Epson ещё два года назад. Но никто из Mutoh или Roland не подписывались на наши отчёты и, похоже, до сих пор не догадываются, что их доля на рынке под угрозой: на её третью часть нацелилась Epson, а остальная может достаться китайским маркам. В последние годы Epson продавала свои печатающие головки японским компаниям, чтобы новые производители развивали рынок. И теперь, когда рынок созрел, Epson стремится забрать себе 30%.

По иронии судьбы, в Epson слегка с этим опоздали. На рынке давно и прочно окопались УФ-чернила, и постепенно происходит смена экосольвентных чернил на латексные. Mutoh оказалась наименее подготовленной к переменам: у них нет ни УФ-принтера, ни латексного, да и Epson активно наступает на их позиции.

В прошлом году Mimaki вместе с перспективным партнёром Ricoh первыми из японских производителей осознали происходящее. Выпуск принтера Ricoh — первая глава в новой жизни широкоформатной индустрии. И это сигнал, что в будущем струйная печать окончательно заменит тонерную. Подробный обзор рынка читайте в специальных отчётах TRENDs (можете подписаться на нашем сайте).

Инновации в печатающих головках

Печатающие головки становятся лучше с каждым поколением. Fujifilm, Dimatix, Spectra выпускают их для принтеров — от китайских начального уровня до сверхсовременных. Печатающие головки Konica Minolta продаются по средней цене и очень популярны. Они хороши для качественной печати рекламы.

Xaar прежде всего известны моделью 1001 для однопроходной печати и патентами, которые используют Toshiba Tec и другие производители. Печатающие головки Ricoh не играют важную роль на рынке и имеют довольно низкий статус на большинстве выставок, однако их используют всё больше и больше марок. Высший статус имеют Spectra и Xaar (косвенно его можно оценить по количеству их менеджеров на выставке). Один или два вида лучших головок Konica Minolta также участвуют почти во всех выставках. Менеджеры остальных брендов печатающих головок или не участвуют в выставках, или не настолько хорошо презентуют свой продукт, чтобы выделиться среди других участников.

FLAAR очень ценит Spectra и Xaar за гостеприимность на выставках и знания, которыми они делятся с нашими специалистами по технологиям.

Яркие продукты

Производители по всему миру годами тщательно разрабатывают новые модели, чтобы презентовать их на Drupa. Очевидно, что Landa затратила огромные средства на подготовку нового химического состава для нанографии. Gandy Digital представила свой Dominаtor на Drupa. Sun Innovations здесь впервые показала новый LED-принтер TurboSpeed.

Но самые разрекламированные премьеры — нанография от Landa и печатающие головки MEMS от Memjet — по сути не использовались ни в одном серийном устройстве, способном функционировать в реальных производственных условиях.

Стенды-пустышки

Слишком многие производители не показали ничего принципиально нового, особенно в сравнении со стендами Sun Innovations и Mimaki. На стенде Roland это было заметно сразу — всё старое в области УФ-отверждения, та же экосольвентная химия (хотя Epson захватывает рынок). И это меня очень удивило — у Roland есть новые чернила и даже новый планшетный принтер. Но почему-то широкой публике не показали ни того, ни другого.

Ещё меня очень разочаровала Mutoh — ни нового латексного принтера и ничего для чернил на основе смол. У неё есть очень популярный принтер Mutoh ValueJet и более старый Mutoh DrafStation, которые используются для разнообразных задач по всему миру, но на стенде не было новинок, и я не слышал, чтобы она разработала что-то новое.

А вот стенд Epson был в два раза больше, чем Mutoh и Roland вместе взятые. И они привезли очень много новых принтеров (хотя это и были старомодные экосольвентные машины). Но ведь слово «Drupa» должно быть синонимом фраз «новые чернила, новые технологии». К сожалению, большая часть инноваций широкоформатной печати уже была показана на FESPA… Даже все детали технологии MEMS от Memjet были явлены ещё в 2011 г.

Надеемся, что в следующий раз Drupa привлечёт больше инноваций в широкоформатных струйных технологиях. Иначе FESPA в Европе, ISA и SGIA в Америке, Serigrafia SIGN FutureTextil в Бразилии так и останутся лидерами в мире струйной печати.

Международная аудитория

Значительная доля была из Восточной Европы и Среднего Востока, очень мало из США. А вот уроженцы России и русскоговорящих стран чувствовали себя как дома. Посетителей насчитывалось более 300 000, но явно меньше, чем в 2008 г. Сказались высокая стоимость отелей поблизости от выставочного центра, да и большую часть информации о широкоформатных струйных принтерах можно получить на других выставках — FESPA, Viscom, «Реклама». Но если интересуетесь офсетными машинами, тонерными или струйными ЦПМ, постепенно вытесняющими офсет, то Drupa незаменима. А для разработчиков широкоформатных принтеров это не самая главная выставочная площадка.

Китайцы на выставке

На двух больших китайских стендах (таких как Shanghai Electric) оказалось больше офсетных машин, чем широкоформатных струйных. Только у Teckwin и Crystal были струйные широкоформатные принтеры. И я встретил очень мало стендов с материалами производства Китая. На ISA, SGIA и FESPA обычно 25–40 стендов с китайскими материалами для печати. На D-PES и APPPEXPO материалам из Китая может быть посвящён целый зал.

Даже у Human Digital, широкоформатного подразделения Shanghai Electric, не было своего стенда, хотя их генеральный директор посещал выставку. Для сравнения, на любой из крупных китайских выставок найдутся десятки марок принтеров китайского производства. Даже на самых маленьких шоу в Пекине обычно целый зал заполнен «родными» широкоформатными принтерами. 95% этих марок не присутствовали на Drupa. По-моему, и на «Рекламе» в Москве можно насчитать вдвое больше китайских марок широкоформатной струйной печати, чем на громадной, дорогостоящей Drupa.

Российские широкоформатные принтеры

Стенд Sun Innovations в 7-м холле каждый день был заполнен жаждущими посетителями. В 9-м зале был отдельный стенд филиала компании, нацеленной на оказание услуг типографиям.

Весь ключевой состав Sun Innovations, партнёров из «Роснано» и других подразделений компании присутствовали. Новый принтер NEO UV-LED TurboSpeed печатал целыми днями. Публике очень нравилось наблюдать печать на пиве и воде. Из возможностей принтеров Sun Innovations мне больше всего запомнилась функция многопроходной печати с созданием рельефа. Было особенно приятно видеть успех российской компании на международной выставке таких масштабов. С удовольствием в июле посещу их стенд на APPPEXPO в Шанхае.

Принтеры и качество изображений

Как бы хороши не были чернила, за печать в низком разрешении и плохом качестве награду не дадут. А вот с высоким разрешением и лучшим качеством печати можно произвести фурор. Хотя многие типографии тратят время на поиск лучшего принтера, секрет успеха кроется в использовании лучшей технологии для захвата изображений. На Drupa было два примера таких технологий — Cruse и Dr Wirth (6to5). Компании предлагают две разные, но великолепные системы для качественного захвата изображений с высоким разрешением.

Унаследованные проблемы

Большинство посетителей жаловались, что выставка длится слишком долго — 14 дней. Последние два кажутся совершенно лишними, да и в первый день посещаемость очень низкая. Со второго до десятого она была нормальной, но намного меньше, чем в 2004 г.

Вторым крупным просчётом, по оценке посетителей, было отсутствие достаточного количества гостиниц в районе выставочного центра. Да и общая нехватка гостиниц в Дюссельдорфе привела к тому, что многим пришлось добираться из Кельна или ещё более дальних мест. Замечу, что большинство немецких отелей повышают цены на время выставки.

Стоит ли ехать на Drupa-2016?

Или достаточно посетить FESPA и «Рекламу»? У FLAAR Reports есть специальные отчёты для работающих в индустрии струйной печати, посвящённые этому вопросу (см. на www.large-format-printers.org). Если желаете лично обсудить тенденции в области чернил и широкоформатных принтеров, назначьте встречу с Николасом Хельмутом на Viscom в Милане или «Рекламе» в Москве. Но если вам нужна традиционная флексопечать, офсетные машины или тонерные ЦПМ, производительное офисное или транзакционное оборудование, то Drupa-2012 была бы для вас раем на земле. Тогда вам точно следует посетить Drupa-2016. А для тех, кому интересна печать узкого формата (меньше 60 см), — Drupa лучшая выставка в мире.

И если вам, вашей компании или партнёрам нужна информация из первых рук о листовых и рулонных струйных ЦПМ, которые постепенно заменяют традиционные офсетные машины, то прошедшая и последующая Drupa были бы идеальными. Струйные принтеры для малых тиражей встречались везде, даже у Epson! Рулонные машины в этой категории от Screen из Японии или HP — наиболее солидные варианты среди подобных устройств.

Офсетная, флексо, транзакционная, этикеточная и малоформатная струйная печать — это в первую очередь многомиллионная индустрия. Но лично я наслаждаюсь каждой минутой пребывания на выставках. И мне очень нравится посещать такие инновационные компании, как Sun. С нетерпением жду своей третьей поездки в Москву на «Рекламу-2012».

Примечательно, что многие производители широкоформатных струйных принтеров пытаются заменить принтеры для этикеток и другие узкие. Пример — Dilli из Кореи. На выставках вы не найдёте ни одного узкоформатного принтера Dilli.

Да, на Drupa стоит поехать, особенно если вы заинтересованы в печати общего назначения и узком формате. Очень надеюсь, что в 2016 г. мы всё-таки увидим реальные плоды работы нанографии от Landa и работающее поколение печатных головок Memjet. Уверен, что там будет много принтеров и с чернилами на основе смол и латексными. Думаю, увидят свет новые принтеры от Seiko, Roland, Epson и даже Canon. А вот Mutoh придётся разработать нечто особенное, чтобы догнать успешных конкурентов с их УФ-принтерами.


* Специально для Publish Николас Хельмут, FLAAR Reports (с). Июнь, 2012.


( Наши

OWN-X сообщила, что готовит к выпуску широкорулонный принтер WideStar 2000 с шириной материала 1067 мм. Производство планируют начать не ранее августа. — Арик Петросян, руководитель направления цифрового печатного оборудования отдела решений для гибкой упаковки и этикетки ГК «Терра Принт»

Инновационная компания «САН» была единственным экспонентом из России, развернувшим на Drupa-2012 полномасштабную стендовую экспозицию. Безусловно, нам было крайне сложно выставляться наравне с трансконтинентальными мировыми брендами, которые обрушили на участников и посетителей всю свою рекламную и маркетинговую мощь. Впрочем, в большинстве случаев ведущие производители копировального и печатного оборудования создавали масштабные… иллюзии: каждый второй из заявленных ими в качестве носителя революционных технологий образец был даже не прототипом, а скорее муляжом. На этом иллюзорном фоне наш новый действующий суперскоростной UV-LED-принтер NEO Turbospeed, например, вызвал реальный ажиотаж: скорость печати свыше 110 м2/ч — величина, всё ещё недоступная для большинства производителей широкоформатного печатного UV-LED-оборудования.

Drupa меняется. Это очевидно даже неискушённому посетителю. Её стилистика переходит в более эмоциональную, оригинальную презентационную форму. И часто она вступает в явное противоречие с содержанием — маркетологи стали увлекаться спецэффектами, превращая презентацию технологий и инноваций в шоу. Признаюсь, и мы не избежали такого соблазна — пригласили на открытие экспозиции наших «Бурановских бабушек». Впрочем, воспользоваться приглашением они не успели — готовились к конкурсу «Евровидения». И это к лучшему: уникальные инновации и разработки «САН» всё же из сегмента B2B, а посему не нуждаются в цирковых эскападах и находят путь к заказчику, ценящему реальные потребительские качества наших широкоформатных принтеров и чернил, через рациональные каналы коммуникаций. — Александр Радченко, заместитель генерального директора «САН»


Тонерная печать на каждом шагу

Я оценил стенд KIP как лучший для изучения тонерной печати на широком формате. Хотя струйная имеет хорошие показатели скорости, качество и дешевеет с каждым годом, многие типографии предпочитают более простые в эксплуатации тонерные электрофотографические принтеры таких производителей, как KIP. Струйный принтер почти всегда нуждается в cпектрофотометре, ПО для управления цветом и RIP. Тонерный принтер часто можно просто включить и нажать кнопку «Печать».


Хорошее место для изучения систем автоматизации

Ещё 10 лет назад большинство типографий работали только с базовым ПО RIP. Теперь они постепенно внедряют дополнительные программы для управления цветом. А за последние два года растёт популярность автоматизированных систем управления производством и техпроцессами (АСУП и АСУ ТП). Увеличение спроса вызвано тем, что многие производители RIP постепенно переключаются на разнообразные АСУ.

Есть много предлагающих ПО для широкоформатной печати (RIP) компаний и более десятка производителей АСУ, поэтому следовало бы посвятить им отдельную статью в Publish. В качестве предварительного обзора сообщу, что Efi, ErgoSoft и другие разработчики RIP предлагают АСУ и сопутствующие программы для оптимизации рабочего процесса и даже бухгалтерского учёта.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
ARK-JET SOL 1804

Сочетание качества печати, эргономичности и надёжности делает этот принтер хорошим выбором при изготовлении вывесок, рекламных конструкций, POS-материалов, фотообоев, интерьерной продукции и т. д.

«Надо работать на себя»

Эта мысль 15 лет назад не давала покоя молодому полиграфисту Виктору Хныченко. Он работал после окончания института в старейшей новосибирской типографии, которая вдруг неожиданно закрылась. Благо, к тому времени уже был накоплен богатый опыт в сфере полиграфии, что немаловажно, список постоянных клиентов, которым по-прежнему нужно печатать свои тиражи. А почему бы не повернуть эту ситуацию в свою пользу? Может, это шанс для собственного развития? Но как говорится, не попробуешь — не узнаешь.

Когда ты — вне конкуренции

Уход с российского рынка западных и японских производителей широкоформатной печатной техники дал возможность расширить своё присутствие на нём компаниям из других регионов мира. Одна из таких — LIYU Platinum не только раньше других вышла на российский рынок, но и открыла в этом году собственное представительство в Москве. Глава представительства LIYU International в России, компании LIYU Russia, Сергей Белоусов о том, чего уже удалось достичь и как устроен этот бизнес сейчас.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22