2012.02.153079 прочтений

Безводная арифметика

Теги: Печать Publish

Судя по росту интереса к офсетной печати без увлажнения, устранение воды из привычной технологической формулы даёт немало практических преимуществ. Попробуем разобраться, какие плюсы вытекают из одного минуса на очередном эволюционном витке развития техно

На «ПолиграфИнтер-2011» было несколько событий, связанных с офсетной печатью без увлажнения. В ноябрьском номере за прошлый год мы уже сообщали о начале продаж «МТ-инвест» печатных машин КВА Genius 52, основанных именно на этой технологии, а в рубрике «Например» рассказали о работе типографии, имеющей такую машину. На выставке прошли два семинара, посвящённых этому способу печати.

Хотя значительная часть изложенного совпадает, посетить стоило оба. Выступающие честно признали: на начальных этапах развития новой технологии её создателям пришлось преодолеть немало препятствий. Ещё в 1967 г. американцы выпустили на рынок первые пластины для этого способа печати. Однако их поверхность оказалась очень чувствительной к царапинам, для реального производства это не подходило. Лишь в 1977 г. эстафету приняла Япония: интерес к перспективной технологии проявил крупный химический концерн Toray Industries. Доработка пластин продолжалась: например, в 1998 г. появилась термальная форма для безводного офсета.

Параллельно с повышением стойкости форм улучшалась консистенция красок. Ещё десять лет назад краска для печати без увлажнения была подобна густой пасте, из-за её высокой липкости возникала большая проблема с выщипыванием бумаги. Сейчас краски для безводного офсета имеют такую же вязкость, как и обычные; удалось добиться, чтобы при увеличении скорости печати липкость не возрастала. Краски выпускаются разных видов: окислительной полимеризации, УФ-полимеризации, газетные для печати без сушки и с горячей сушкой, печатные лаки и т. д.

Зачем?

В чём же технология безводного офсета превосходит обычную, для чего понадобилось преодолевать столько препятствий, когда имелась давно освоенная технология? Её достоинства являются, естественно, оборотной стороной проблем, которые возникают в обычном офсете из-за увлажняющего раствора. Если из процесса печати исчезает «вода», то печатник получает несколько преимуществ:

  • не надо устанавливать баланс краска/вода, что сокращает приладку и делает стабильнее цвет в тираже;
  • без увлажняющего раствора при печати меньше деформация бумаги, особенно на широкоформатном и рулонном оборудовании; следовательно, быстрее происходит совмещение красок в многокрасочной печати, в результате — меньше макулатуры;
  • меньше колеблется величина растискивания, следовательно, уменьшаются макулатура и разнотон в тираже;
  • нет эмульгирования краски, приводящего к её матовости;
  • не требуется ИПС — экономия средств и более экологичный процесс печати;
  • остатки увлажнения не оставляют следов на гладкой поверхности пластиков;
  • нет коррозии деталей из-за действия увлажняющего раствора и разбрызгивания краски — снижаются издержки на чистку и обслуживание машин;
  • поверхность обычных пластин очень пористая, что мешает передаче тонких элементов (особенно при стохастических растрах). В сухом офсете печатные элементы на форме углублены, как в глубокой печати. В сочетании с отсутствием жидкости на форме это даёт перенос более толстых красочных слоёв, но и более чёткую, не размытую растровую точку, у которой на 30-50% меньше величина растискивания. В результате печатаются более тонкие линии и высоколиниатурные растры (или увеличивается градационный охват), шире цветовой охват;
  • в некоторых машинах, специально сконструированных для печати методом «сухого» офсета, нет регулировки краски по зонам — быстрее приладка и меньше макулатуры.

Питер Бенц: Опыт KBA

В рамках выставки 5 октября KBA провела конференцию на тему «Будущее газетной печати: KBA Cortina. Встреча с изобретателем машины и технологии сухого офсета в газетной печати». Проект-менеджер Koenig & Bauer AG Питер Бенц откровенно рассказал о трудном прошлом и перспективном будущем газетных машин, работающих по технологии офсета без увлажнения.

Cortina впервые была представлена на Drupa-2000. Но печатать она тогда могла не долее 10 минут, т. к. технология была ещё не отработана, мешали серьёзные проблемы с краской, которая целый час распределялась в системе. Отсутствовал и опыт работы по этой технологии. В результате передача машины заказчику была отложена, и она вернулась в Вюрцбург. Была построена бета-машина, на которой испытали много красок, офсетных полотен, видов бумаги. Изменили конструкцию и состав красок. Лишь в 2003 г. получили «добро» на продажу. Первая машина обновлённой конструкции была продана в Голландию. Сейчас продано 18 машин (84 башни, 672 печатных аппарата).

В Дубае, где установлена одна из Cortina, была проблема с водой для традиционного офсета: её приходилось привозить в типографию. Подходящим решением стал офсет без увлажнения. Блоки газет в этой типографии печатаются без сушки, а обложки — с горячей сушкой, потому что газета не должна пачкать белые арабские одежды. Интересно, что на Cortina в обоих случаях используется одна и та же краска, что даёт большую экономию времени и краски при необходимости перестраиваться с одного вида печати на другой. Cortina — единственная система, где это возможно.

В Западной Европе, разумеется, нет таких проблем со снабжением водой, зато важно соответствие строгому экологическому законодательству. Использование изопропилового спирта означает большие налоги (они могут быть в 4 раза больше, чем стоимость самого ИПС).

Стимулом к поиску новых методов печати является то, что тиражи газет сокращаются, а требования к их качеству со стороны издателей и рекламодателей растут. На этом фоне становятся видны недостатки традиционной газетной печати:

  • недостаточно стандартизированное производство;
  • слишком много влияющих на качество параметров;
  • различные результаты печати у разных печатников;
  • много макулатуры.

Издателям газет необходимо повышение рентабельности и понижение затрат, постоянно высокое и стандартизированное качество печати. Перечисленные выше особенности машин, использующих технологию «сухого» офсета, позволяют избавиться от этих проблем.

 

При печати без увлажнения можно использовать растр с линиатурой 150 dpi или стохастический, который хорош для печати тонких линий и растрированного текста.

Какие же препятствия мешают быстрому распространению столь выгодной технологии?
Во-первых, сравнительно дорогие формы, всё ещё более обычных чувствительные к царапинам, из-за чего у них невысокая тиражестойкость. Но производители постепенно их улучшают, и сейчас качество гораздо выше, чем несколько лет назад. Пока основной изготовитель — Toray. В 2013 г. она начнёт производство в Европе. Но есть такие пластины и у Kodak, и у Presstek (потенциальная мощность её завода — 5 млн м2 в год). Цена на формы выше, чем у обычных термальных, но зато падает быстрее. AGFA и Fuji пока выжидают, но последняя уже продаёт пластины Toray в США и Азии.

Другая причина — дорогие краски. Потенциальных клиентов пугает ограниченное число производителей, но краски, подходящие для Cortina, уже делают Huber group, Epple, Flint group, Toyo, Siegwerk. За год для всех машин сухого офсета выпускается 6-7 тыс. т.

В конечном счёте, причиной медленного продвижения безводного офсета в производство является своеобразный замкнутый круг: полиграфистов отпугивают цены на пластины и краски для сухого офсета, а производители не могут их снизить, поскольку мало потребителей. Однако Питер Бенц полон оптимизма и считает, что в ближайшее годы произойдёт перелом и ситуация изменится к лучшему: увеличится количество потребителей и, соответственно, снизятся цены.

В последнее время много говорится о цифровой печати газет, но на больших тиражах она ещё не рентабельна. MAN Roland представила машину DicoWEB на Drupa-2000, т. е. на той же выставке, на которой КВА была представлена Cortina. Сегодня в типографии, где когда-то её установили, работают две Cortina: цифровая печать по технологии DI пока оказалась слишком дорогой*.

Рентабельность, стандартизация, качество, экологичность — качества, способствующие росту технологии сухого офсета в области газетной печати.

Пришли, чтобы развеять мифы

А 6 октября Marks-3zet объявила об открытии представительства в России с целью продвижения технологии офсетной печати без увлажнения. На семинаре о преимуществах этого способа печати рассказал Йенс Фэльшоу — ответственный за Восточную Европу в области сбыта и технической поддержки.

Как поспешил уверить докладчик, его компания давно знакома полиграфистам как основатель и лидер мирового рынка калиброванного картона и самоклеющейся калиброванной плёнки с цветовой маркировкой. Marks-3zet активно участвует в разработке технологий по безводному офсету (например, в сотрудничестве с Toray была создана новая модель проявочной машины), способствует продвижению новых серий пластин и красок для безводного офсета, проводит разъяснительную работу среди полиграфистов.

А по цене, настаивает Фэльшоу, сравнивать надо не пластины, но формы. С учётом расхода проявителя и другой химии разница в стоимости готовых форм хотя и есть, но гораздо меньше, чем у пластин.

Чтобы печатная машина заработала по новой технологии, недостаточно просто отключить систему увлажнения. Краски для безводного офсета чувствительны к колебаниям температуры: изменения всего на 3 градуса достаточно, чтобы нарушить условия адгезии (прилипания) на печатной форме. Поэтому машина должна быть оборудована системой термостабилизации. И она уже не редкость, особенно на б/у машинах из развитых стран, где давно поняли экономическую целесообразность стабилизации процесса печати. У нас, к сожалению, даже новейшая модель может быть куплена без этой полезной опции.

Если же такой системы нет, а приобретение новой машины не входит в ближайшие планы типографии, Marks-3zet поможет с выбором подходящего (в зависимости от целей и имеющейся машины) способа модернизации, от простейшей переделки своими силами до подбора специализированной техники. Несколько фирм уже производят системы термостабилизации для любых видов печатных машин (разумеется, речь о серьёзном оборудовании для высококачественной полноцветной печати). В самых развитых системах возможно даже поддержание своей температуры в каждой печатной секции.

Для работы в областях, которые особенно подходят для этой технологии, компания предлагает решения, которые формально не относятся к печати, но могут помочь в производстве защищённой продукции, печати по лентикулярному пластику и т. д. Речь о СТР с высоким разрешением, ПО для печати по CD/DVD-дискам, картам и т. п.

Фэльшоу считает, что наибольший вклад со стороны печатных машин внесла именно КВА**. В Европе приблизительно 80 машин Genius и Rapida, оборудованных для безводной печати. С помощью безводного офсета печатаются этикетки, компакт-диски. Машины применяются и для защищённой печати, поскольку воспроизводят очень тонкие линии, а Genius-52 имеет очень точное совмещение и приспособлена для печати на пластике.

Печатная машина KBA Genius52 хорошо подходит для печати по дорогим материалам, например, лентикулярному пластику. Благодаря планетарному красочному аппарату без деления на зоны, совмещение практически идеально, а на приладку требуется около десятка листов

Будущее без воды

По словам Фэльшоу, печать газет на КВА Cortina наглядно доказывает, что безводный офсет превратился в рабочую технологию: издатель газет не купит печатную машину, если не будет уверен, что она способна работать безостановочно.

Достоинств у новой технологии, действительно, немало. Не случайно количество её приверженцев в мире растёт. Остаётся надеяться, что открытие представительства Marks-3zet в России поможет её распространению среди российских полиграфистов.


* КВА в цифровой печати идёт своим путём и развивает технологию на базе симбиоза струйной печати и сухого офсета.

** Машины безводного офсета производят (производили) и другие компании. Например, по информации Presstek, в мире было около 5000 инсталляций её техники, обычно работающей именно по этой технологии. Французская Codimag производит рулонные машины для печати упаковки, в т. ч. без увлажнения — около 150. В конце 90-х и начале 2000-х большой серией была выпущена машина Heidelberg Quickmaster DI 46-4, продавались и её аналоги — RYOBI 3404DI и KBA 46 Karat, а Kodak поставляла KPG Direct Press 5034.


Без воды, но с лаком

КВА старается сделать своё решение ещё привлекательнее. На IFRA была показана продукция, отпечатанная на Cortina при использовании технологии в рулонной печати без сушки с лаковой секцией.

Это делает возможным выпуск продукции, близкой к акцидентной, но на более дешёвых марках бумаги и без сушки. Продукция получается первоклассная, без смазывания или отмарывания краски даже при высоких уровне запечатывания и оптической плотности. Благодаря более высокой оптической плотности красок и нанесению лака достигается высокая контрастность. Лакирование защищает от повреждений при механических нагрузках после печати, что повышает производительность в послепечатной обработке. Отделка в линию с помощью дисперсионного лака рентабельна для малых и средних тиражей.

Лакировальный аппарат устанавливается над печатной секцией, и лак наносится непосредственно на бумажное полотно. Совместно с SunChemical разработан специальный лак на водной основе, быстро сохнущий при производственных скоростях, стандартных для газетной печати. Увлажнение в данном случае привело бы к сложностям с быстрой сушкой.

После успешной тестовой печати концерн KBA с партнёрами продолжат работу над темой лакирования в рулонной печати без сушки, в т. ч. над оптимизацией расходных материалов. Благодаря этому у KBA Cortina откроется ещё одна область применения, причём без больших инвестиций.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Упаковка в центре внимания *
     

    Оперативная печать упаковки: главная стратегия Komori

    Упаковка составляет часть практически любого продукта на рынке по весьма веским причинам. Она защищает товар на всех этапах перевозки и распространения, а также даёт покупателям информацию о бренде товара и его особенностях в самый ответственный момент — при покупке.

     

  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Год у руля «КБА РУС»
     

    Год, с тех пор как Фёдор Смирнов занял пост главы московского офиса концерна KBA«КБА РУС», — это не только круглая дата, но и возможность подвести первые итоги. Мы воспользовались встречей на Printech 2017, чтобы обсудить с Фёдором изменения, произошедшие за это время в концерне и его российском представительстве, достижения и планы на будущее.

     

  • Прогресс в печати флаеров
     

    На этот раз мы решили повторить запрос прошлого года (https://www.publish.ru/articles/201605_20013586) и посмотреть, что изменилось. Сравниваем цены и сроки на флаеры в марте 2016 г. с апрелем 2017 г.

    Запрашиваем «Печать флаеров» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Флаеры 10×21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2 мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки изготовления и способ печати.

     

  • Газетная специфика
     

    На этот раз типографии побили рекорд ошибок в ценах. Помимо банальной невнимательности, вскрылась ещё одна проблема. Менеджеры явно не понимают запроса, но при этом мало кто что-то уточняет. И по ответному письму с ценами нельзя понять, что именно тебе посчитали.

     

  • Мастер цифрового этикета

    Основанная в 1935 г. итальянская Durst Phototechnik — настоящая легенда мира аналоговой фотографии. Более 50 лет оборудование этой марки служило эталоном качества и надежности для профессионалов и любителей по всему миру. В 1995 г. компания дебютировала в сегменте цифровой печати, представив первую фотолабораторию для лазерного экспонирования фотобумаги серии Durst Lambda, которая на десятилетие стала новым ориентиром для мировой индустрии фотопечати. В числе первых убедившись в перспективности струйных технологий для промышленной печати, компания начала быстро осваивать новый рынок. В 2001 г. были представлены первые широкоформатные струйные принтеры для интерьерной печати, с 2004 г. — машины для печати по керамике, с 2010 г. — для печати по текстилю, а с 2014 г. — по стеклу.

     


comments powered by Disqus
301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.4.1