101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

CTP 101: выше ожиданий

  • Игорь Терентьев
  • 10 февраля 2012 г.
  • 7229

Англоязычные журналисты любят вставлять в названия статей, представляющих собой «ликбез» по какой-либо тематике, число 101. Всё просто — этим числом обычно обозначают вводную лекцию по новому предмету в американских университетах. В России в «ликбезе» по CTP уже никто особенно не нуждается, однако с точки зрения количества инсталляций 101 — это всё ещё немного ниже 107. Столько CTP было продано в 2006 г. *, когда «ликбез» был ещё нужен, а мы начали проводить позже ставшие традиционными круглые столы поставщиков CTP. Увы, этот рынок восстанавливается после кризиса не столь активно, как, например, автомобильный. Тот в 2011 г. лишь немного не дотянул до рекордного 2008 г. — 2,6 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей против 2,74 млн. Зато по процентам роста относительно 2010 г. мы «сделали» автомобилистов — 46,4% против 39% на рынке авто!

Есть и другие поводы для оптимизма. В редакции снова был аншлаг — нам даже пришлось выбрать для мероприятия другое помещение. Заявили об участии представители 10-ти компаний-поставщиков («Гейдельберг-СНГ», «НИССА Центрум», «Терем», «ЯМ Интернешнл», «Центр HGS», «Паритет», «Терра-Принт», «Легион», «МакЦентр», «НекстПоуз»), а также два представителя производителей — Agfa и Kodak. Люди из «Гейдельберг-СНГ» присутствовать не смогли, но предоставили полные данные об инсталляциях CTP Heidelberg, включая две, выполненные InitPress. Более того – при содействии «Гейдельберг-СНГ» мы проверили все инсталляции по марке Heidelberg за год и убедились в достоверности данных. Таким образом, 6-й круглый стол стал самым представительным за всю историю проведения и охватил 100% поставок оборудования.

Традиционно в начале статьи мы приводим четыре диаграммы, отражающие продажи по производителям и поставщикам за прошедший год и ранее (данные за 2010 г. представлены здесь: http://www.publish.ru/publish/2011/01-02/17650402/). Общая инсталлированная база достигла 802 (и даже 804 — при подсчёте по производителям). Очевидно, что даже при сокращении темпов роста заветную тысячу мы «разменяем» уже по итогам 2014 г. Хотя экономическая ситуация в мире в последние годы такова, что загадывать на два года вперёд нет никакого смысла.

Анализировать продажи 2011 г. очень удобно — 1% рынка почти равен одному устройству. По сравнению с 2010 г. лидер среди производителей остался прежним — Heidelberg (28,7%), но его доля снизилась (было 33,3%). В том числе за счёт прогресса Kodak — 23,8% (21,7% год назад). Зато на третье место вышла марка ECRM с 10,9%. Продажи остальных производителей не превысили однозначных цифр. И ещё одно любопытное совпадение с результатами 2006 г.: как и тогда, сумма долей по пяти первым маркам составила 80% и заметно снизилась с 87% прошлого года. Одна из причин — расширение партнёрской сети и повышение конкуренции. Количество марок осталось неизменным — 10, а вот списочный состав поменялся. «Терра-Принт» прекратила продажи СТР basysPrint и струйных CTP от Glunz&Jensen, зато возобновила продажу HighWater. Незадолго до сдачи номера стало известно, что с 2012 г. единственным поставщиком струйных Glunz&Jensen iCTP назначена «НИССА Центрум», которая установила iCtP PlateWriter 3000 в своем демозале, а первую инсталляцию у клиента проведет уже в феврале. После долгого перерыва российские покупатели снова заинтересовались CTP Luescher — в версии для аналоговых пластин.

Фёдор Смирнов (представительство Kodak) выразил удовлетворение сотрудничеством с Ситуация за все годы изменилась незначительно. Первое место с почти теми же 27,1% за Kodak, на 1,5% ** (с 16,2 до 17,7%) выросла доля Heidelberg, далее следуют сохранившие позиции ECRM (12,6%), Agfa (11%), Screen (9,9%) и Fujifilm (9,2%). Об Escher-Grad — ни слова, в России у этой марки перспектив нет. В тесной группе марок с долей менее 2% выделяется прирост Cron, которой до 1% не хватило 1-й инсталляции. А начиналось всё с единственной CTP в 2010 г. Рост — 600%! Более того — это знак, поскольку может символизировать приход в Россию китайских CTP. Основательно это и надолго ли — покажет время…

Среди поставщиков в 2011 г. лидер также прежний — «Гейдельберг-СНГ» (26,3%; 27 инсталляций ***), установивший на 4 CTP больше, чем в 2010 г. Не изменился и порядок следующих поставщиков: вторая позиция — за «НИССА Центрум» (20,8%), далее — «Терем» (14,9%), «ЯМ Интернешнл» (11,9%), «Центр HGS» (5%). Первые четыре поставщика в сумме имеют почти три четверти рынка. Почти не изменилось количество CTP, ввозимых типографиями напрямую, — 7 (8 в 2010 г.). Общий рост рынка и расширение круга поставщиков привели к тому, что даже существенное увеличение количества поставок не гарантирует повышения доли рынка. Это доказывает пример «Гейдельберг-СНГ», у которой в 2011 г. была треть рынка. Существенно повысили свою долю «НИССА Центрум» — на 6,3%, «Терем» — на 1,9%, «ЯМ Интернешнл» — на 3,2%. Оценивать рост или падение продаж поставщиков, установивших менее десятка CTP, смысла нет — каждая единица может вызвать огромные колебания, наподобие 600% роста по марке Cron.

Вероятно, самый важный для поставщиков (да и для клиентов, пытающихся оценить возможности сервиса) «зачёт» — доля рынка за все годы. Доли двух лидеров чуть снизились. На 0,5% увеличился отрыв лидера «НИССА Центрум» (23,3%) от второго места, где располагается «Терем» (20,3%). На 1,4% до 16,7% удалось вырасти «Гейдельберг-СНГ». Это элитная лига, пропуск в которую — трёхзначное количество инсталляций. Пока не дотянулись до неё обладающие солидными инсталлированными базами «ЯМ Интернешнл» (84 CTP и 10,5% рынка) и «Центр HGS» (49 и 6,1%). Первая пятёрка установила и обслуживает 77% CTP в России.

Но и другие поставщики готовы побороться за клиента. Из тех, кто по прежнему на рынке, — это «Легион» (26; 3,2%) и «Терра-Принт» (17; 2,1%). Последняя с начала года стала вторым после «Паритет» партнёром Cron, а летом к этому списку присоединилась вновь образованная «НекстПоуз». Обсуждение перспектив китайских CTP и пластин стало самой горячей темой круглого стола. Ещё одну компанию трудно назвать новичком — «МакЦентр» начала сотрудничество с Agfa по CTP и установила два аппарата.

Технологии и форматы

Тенденцию заметного преобладания термальных систем на рынке можно считать устоявшейся. Но вот что интересно: второй год подряд наблюдается небольшое снижение доли «термала» (68%) — каждый раз на 2%. После существенного снижения доли «фиолетовых» систем на 6% в 2010 г. в прошлом она зафиксировалась на отметке 22%. Резонный вопрос: «Где деньги, Зин?» В смысле, а где прибыло? 10% рынка заняли CTP для аналоговых пластин. Оказалось, что из вариантов, предлагаемых Cron (компания выпускает термальные и УФ CTP), наилучшим российские типографии видят для себя УФ-системы. Их установили 6, остальные 4 — более дорогие аппараты Luescher (справедливости ради отметим, что 3 из них — б/у).

А что происходит с системами для разных типов пластин? Доля аппаратов для экспонирования стандартных термальных пластин сохранилась — 65,3%, но, на первый взгляд, заметно уменьшилась доля фотополимерных — с 18,8% до 14,9%. Однако следует учесть, что свободные от химии решения реализованы на базе фотополимерных пластин от Agfa (среди них – 6 инсталляций ECRM и одна Agfa). То есть доля фотополимерных решений, если отнести к ним свободные от химии «подклассы» (которые мы учитываем отдельно), равна доле фиолетовых CTP минус решения для серебросодержащих пластин, коих в этом году не было. Поэтому фактически доля продаж систем для фотополимерных пластин даже выросла.

Приросли аналоговые — с 5,8% до 9,9%. Не менее впечатляющий прирост по системам для экспонирования пластин, свободных от химии ****, — с 4,3% до 7,9%. Добавьте к этому 2% беспроцессорных систем, и станет ясно — лёд тронулся. Самый активный продавец «свободы» — «Терем», установивший 8 подобных решений от Agfa. Конкуренты критикуют их примерно в таком стиле: «В реализации от Agfa нет настоящей свободы от химии, нужен гум. К тому же требуется специальное устройство очистки экспонированных пластин, которое при переходе на обычные или беспроцессорные пластины зависает мёртвым грузом, — вы лишаете клиентов выбора, привязываете к одному поставщику пластин и не защищаете их инвестиции». Илья Князев (представительство Agfa) парирует: «Гум намного экологичнее, чем традиционная химия, да и расход меньше. Устройство для очистки пластин намного проще и дешевле проявочных процессоров. А выбор у клиентов всегда остаётся. Бесхимические решения выбирают вполне сознательно, зная все их преимущества и недостатки». Александр Киреев («Терем») добавляет, что Agfa защищает инвестиции клиентов, например, разрабатывая более скоростные свободные от химии пластины.

У каждого своя правда. У Kodak есть решение, полное отсутствие химии в котором никто не оспаривает. Хотя конкуренты критикуют и его, указывая на необходимость окончательной обработки в процессе приладки на печатной машине, а также на низкую контрастность и сложность контроля («пластины нельзя проверить после вывода»). Впрочем, у Kodak есть достойные ответы и на это, вполне подтверждаемые российской практикой. Алексей Разумовский («НИССА Центрум») отметил: «В беспроцессорных инсталляциях мы ориентируемся на небольшие типографии с малыми объёмами вывода (не превышающими 150-200 м2 в месяц) и площадями. Исходя из сложившейся структуры продаж, это, например, образовательные учреждения, ведомственные типографии. Стоимость пластин там особой роли не играет, важны удобство и простота эксплуатации, а также уровень начальных инвестиций».

Что касается серебросодержащих систем, то 2010 г., видимо, можно считать последним годом их поставок в Россию. По факту.

Распределение продаж по форматам говорит о «нормализации» рынка — оно более равномерное. Почти на 10% снизилась доля недорогих 4-полосных аппаратов — с 47,8% до 37,6%. Соответственно, выросли продажи 6- и 8-полосных. Что касается сверхбольшого формата, то это отдельные крупные проекты — здесь год на год не приходится. Первый для себя проект VLF-формата по CTP Screen реализовала «ЯМ Интернешнл». Ещё один на счету «Терем».

В малом формате игрок один — похвастаться инсталляциями может только «Гейдельберг-СНГ», и это бесспорный лидер в самом массовом 4-полосном секторе с 15-ю аппаратами, почти вдвое опередивший следующую второй «ЯМ Интернешнл» (8). С ещё более убедительным преимуществом в секторе 6-полосных систем лидирует «НИССА Центрум» — 11. По 8-полосным системам одинаковые результаты у «Гейдельберг-СНГ» и «НИССА Центрум» — по 8, лишь на одну инсталляцию отстаёт «Терем».

Типографии и регионы

Новшество этого года — заметно выросли продажи в репроцентрах. Поэтому было решено добавить ещё одну колонку в таблицу, все предыдущие годы инсталляции в них учитывались в колонке «смешанные». И оказалось, что на репроцентры пришлось сразу 11% инсталляций, что говорит о заметном повышении интереса к этому бизнесу. По сравнению с 2010 г. существенно снизилась доля инсталляций в коммерческих типографиях — с 71% до 62%. До 9% сократилась и доля газетных.

Среди поставщиков заметно сфокусированы на коммерческий сектор «Гейдельберг-СНГ» (24 инсталляции) и «НИССА Центрум» (12). У всех остальных в ячейках раздела «по типографиям» только однозначные числа. Любопытно, что репроцентры — самый активный покупатель УФ-систем для экспонирования обычных пластин. В сектор пошли 4 таких аппарата Luescher и 2 Cron, что составляет более 50%. Видимо, чистая арифметика выигрыша в себестоимости изготовления форм за счёт более доступных пластин особенно убедительна для владельцев репроцентров. Это сейчас. А что будет через год-два?

О выравнивании ситуации на рынке говорит и более сбалансированное распределение продаж по регионам. После того, как в 2010 г. более половины инсталляций (52,2%) пришлись на Центральный федеральный округ, в 2011 г. его доля снизилась до 43,6%. Прибавили почти все остальные округа, за исключением Уральского (было 5,8%, стало 5%).

Тенденции и перспективы

Илья Князев (представительство Agfa): Во время круглого стола почти каждый участник затрагивал тему пластин. Это не удивительно — рынок пластин и развитие формных технологий оказывают прямое влияние на рынок CTP. И даже поставщики, не имеющие в ассортименте пластин, стараются это учитывать.

Исходя из позитивных результатов года, Марченко ожидает роста интереса к CTP для обычных пластин и общего роста на рынке в 2012 г.

Сизов надеется, что в наступившем году поставщики сосредоточатся на предложении наиболее востребованных решений, а не на «кулуарной» борьбе. Он даже предположил, что в условиях повышения спроса на фототехническую плёнку и роста цен 2012 г. может стать последним для владельцев ФНА, что приведёт к увеличению спроса на CTP. Впрочем, Князев тут же заверил, что Agfa не собирается прекращать производство и поставку плёнки: «Она будет производиться до тех пор, пока будут потребители. А подорожание — следствие повышения цены на серебро… И мы не монополисты, поскольку на рынке появилась альтернатива в виде плёнки от Fujifilm, которая начала активно продаваться и в России. Причём цены на плёнку выросли одинаково у обоих производителей… Тенденция снижения потребления, конечно, есть — только за два года с 2009 по 2010 гг. оно упало в 1,5 раза (с 3 до 2 млн м2), но это не значит, что плёнка исчезнет уже завтра».

Александр Киреев (Среди тенденций Езерский отметил, что повышение цен на плёнку действительно влияет на принятие решений о покупке CTP. Рост спроса на CTP опережает аналогичный показатель для печатного оборудования. И даже клиенты, старающиеся выбрать самое дешёвое решение, перестали интересоваться «фиолетом» и предпочитают доступные, но термальные аппараты. Что касается CTP китайского происхождения под китайскими марками, то Андрей очень скептически относится к их перспективам: «Это всегда нулевой сервис, поэтому большинство клиентов пока не готовы рисковать, говоря: пусть лабораторными крысами будет кто-то другой, а мы на них посмотрим… Нет статистики по стоимости владения, которая есть по известным маркам».

Езерский также рассказал о повышении интереса к сберегающим технологиям. В частности, к недавно выпущенным проявкам серии Green. В ближайших планах — установка не менее трёх таких проявок с системами экономии проявителя/воды либо обоих вместе.

Киреев сообщил, что из 15-ти установленных CTP 10 было ECRM, что можно назвать прорывом после 2010 г., когда было запущено только одно устройство этой марки. Посетивший Россию представитель ECRM был очень доволен таким результатом. Александр добавил: «Ещё важнее, что более половины наших инсталляций — бесхимические комплексы. Если добавить ко всем преимуществам бесхимических технологий ценовое преимущество “фиолетовых” CTP, которые примерно на 30% дешевле аналогичных термальных, плюс возросшие стабильность и качество, то клиент получает отличное решение». Вячеслав Стрельников («Терем») добавил: «Рынок большой, на нём есть разные покупатели, в т. ч. интересующиеся китайскими CTP и пластинами. Но для нас этот сегмент не очень интересен, мы больше ориентируемся на клиентов, которые не только требуют, но и понимают, что надёжность и гарантия стоят денег… Не думаю, что под влиянием дешёвых пластин пострадают поставки большой четвёрки компаний, а при стоимости евро менее 1,2 долл. интерес к китайским решениям существенно снизится. К тому же долговременной статистики по использованию китайского оборудования и пластин в России нет. Возможно, на практике всё это окажется не так выгодно».

Алексей Разумовский (Князев отметил, что рынки CTP и пластин связаны. В России появляется всё больше недорогих китайских пластин, качество их растёт. Поэтому Agfa предпринимает необходимые шаги для защиты своей доли рынка. Один из ответов — свободные от химии пластины, дающие существенный экономический выигрыш с учётом сокращения расходов на химию. Хотя продвигать свои технологии под лозунгом экологической чистоты в России Agfa не пытается — этот аргумент у нас никого не убеждает. И не пытается противопоставить в прямой ценовой конкуренции европейские пластины с китайскими. И хотя последние захватили значительную долю рынка, доля Agfa не сократилась. Что касается произведённых в Китае пластин Agfa, то они по официальным каналам в Россию не поставляются. А серым поставкам представительство противодействует.

По поводу конкуренции со стороны Китая по CTP и пластинам Разумовский сказал: «Мы живём в мультивалютном мире, и если завтра кросс-курс евро/доллар вдруг станет 1:1, всё ценовое преимущество китайских решений улетучится». На что коллеги заметили, что в перспективе главной мировой валютой может оказаться юань. И это будет совсем другая история…

Рулёв отметил повышенную активность по оснащению CTP репроцентров в Москве и регионах — за 2011 г. этот бизнес заметно вырос, можно ожидать его развития и в 2012 г. Причём для успешной работы совсем не обязательно выбирать самые дешёвые пластины — известные Рулёву компании-репроцентры как раз используют дорогие и качественные формные материалы. Князев добавил, что качество пластины — критически важный элемент для репроцентра, поскольку вся добавленная стоимость заключается именно в готовых формах. То же касается и требований к надёжности CTP.

Антон Рулёв (Степанов заметил, что возможны разные варианты. Все 4 CTP Luescher (хотя только одно — новое) были установлены в репроцентрах в расчёте на экономию от работы на дешёвых аналоговых пластинах. При этом в качестве и надёжности оборудования этого производителя никто не сомневается. Luesher также собирается выпустить более доступную версию CTP для аналоговых пластин. Андрей считает, что в перспективе можно ожидать роста спроса на термальные и CTcP, а вот в будущем «фиолета» он не уверен. Клиенты всё чаще пытаются сравнить стоимость владения решением на разных технологиях, и тогда всё определяет себестоимость расходных материалов, особенно при больших объёмах вывода. И если на рынке уже представлен большой ассортимент недорогих китайских термальных пластин, то фотополимерных аналогов пока нет.

Денис Подобед («ЯМ Интернешнл») констатировал, что наблюдается стабилизация интереса к «фиолетовым» CTP. У этой технологии есть свои достоинства и покупатели. Валуйский добавил: «В 2012 г. грядёт вал замен ранее установленных нами и нашими коллегами CTP, и мы к этому готовимся».

Николай Сизов (Говоря о перспективах, Князев сначала сделал ремарку, что экспансия китайских пластин пока наиболее заметна в термальном секторе. А это способствует росту именно термальных CTP. Впрочем, и на рынке «фиолета» ассортимент достаточный. Например, у Agfa более 60% поставок пластин — для «фиолетовых» CTP, поэтому не следует торопиться их хоронить. Что касается продаж CTP в 2012 г., то можно ожидать влияния политических факторов на рынок. Например, вполне возможны трудности с поставками оборудования во второй половине года. Но для многих заказчиков действительно подошло время замены аппаратов, установленных в начале 2000-х. «Первыми кандидатами на замену будут газетные типографии, которых гораздо больше, чем больших коммерческих», — считает Илья. А спрос со стороны таких клиентов чаще сосредоточен на «фиолетовых» CTP.

Князев поддержал своих партнёров из «Терем» и заявил: «Мы делаем ставку на бесхимические технологии… На волне технологического обновления препресса переход на свободные от химии решения (а они действительно дают выход на следующий качественный уровень и позволяют полностью отказаться от химии) — логичный и оправданный выбор. Прорыв 2011 г. даёт все основания надеяться на хорошее продолжение. Разумеется, при благоприятных экономических условиях». А у клиентов есть выбор — термальные или «фиолетовые» бесхимические решения, для которых у Agfa постоянно появляются новые пластины. Следующий этап — пластины на переключаемых полимерах, но таких коммерческих продуктов пока нет.

Михаил Ложников (Ложников, как и некоторые другие участники круглого стола, уверен: как минимум в течение 2012 г. высокие цены на фототехническую плёнку будут способствовать переходу на CTP, и в первую очередь — на CTP для аналоговых пластин. Типографии, потребляющие 1–1,5 тыс. м2 формных материалов в месяц, просто вынуждены сделать выбор: обзаводиться собственным CTP либо становиться клиентами репроцентров, каковых в регионах пока мало. Для подобных типографий недорогой (около 3 млн руб.) и простой аппарат без дополнительных опций — настоящая находка. А проявку для аналоговых пластин, у кого она есть, можно сохранить. Другая категория потенциальных заказчиков — репроцентры, получающие существенную экономию своих главных расходов за счёт аналоговых пластин. В наступающем году Михаил надеется на более активные продажи ещё более доступной малоформатной 26-й серии. Первый аппарат уже на пути в Россию.

Фёдор Смирнов (представительство Kodak) с удовлетворением констатировал, что компания сохранила общее лидерство и долю рынка, а количество инсталляций CTP Kodak в России превысило круглую цифру 200. (Компания весьма заметно опережает занимающую вторую строчку Heidelberg — 218 против 142.) «На рынке СНГ — 300 единиц Kodak, причём, по нашим оценкам, общее количество инсталляций CTP в СНГ превысило 1000», — привёл ещё две круглых цифры Фёдор. И подчеркнул, что единственный дистрибьютор офсетных СТР Kodak в России «НИССА Центрум» выполнил план продаж, никаких изменений в партнёрской сети по CTP не будет — Kodak доволен сотрудничеством.

Марина Вакатова («НИССА Центрум») добавила: «Анализ инсталляций “НИССА Центрум” 2011 г. показал, что 12 из 21 — повторные. 9 типографий снова выбрали Kodak, они довольны качеством оборудования и сервиса. Ещё 3 клиента раньше эксплуатировали CTP конкурентов. Всё это — примеры лояльности марке Kodak и доверия к дистрибьютору». В связи с этим Разумовский предложил по итогам года анализировать также количество повторных инсталляций, показывающих уровень удовлетворённости клиентов и лояльность определённым маркам. Что касается итогов года «НИССА Центрум», то среди важных аспектов Алексей назвал преобладание региональных инсталляций над столичными. Это хороший знак — региональная полиграфия развивается.

Андрей Степанов (  В

Говоря о будущем, Смирнов настроен оптимистично — в 2012 г. Kodak рассчитывает на рост продаж в 30%. Такие ожидания имеют реальную основу в виде уже заключённых контрактов и осуществляемых поставок. Плюс — грядёт волна замен первых инсталляций, а газетные типографии совсем не обязательно снова обратятся к «фиолету». Во II квартале вероятно предсказуемое снижение спроса в связи с Drupa-2012, ещё до начала которой Kodak обязательно представит новинки в CTP и пластинах. Компания также видит перспективу в подлинно бесхимических технологиях. «Пластины Thermal Direct — единственные, имеющие право называться полностью цифровыми, поскольку не подвержены каким-либо флуктуациям в процессе обработки. После CTP и до печатной машины они не нуждаются в прохождении через проявочный процессор или заменяющее его устройство», — заявил Смирнов. Kodak предлагает и малохимическое решение, интересное крупным типографиям – высококачественные пластины Trillian SP c пониженным потреблением химии.

Игорь Марченко (Разумовский добавил, что Kodak примет активное участие в волне перевооружения. Речь идёт не только о высокой лояльности марке, но и хороших позициях компании в типографиях рулонного офсета (журнальных и газетных), а также упаковочных, имеющих отличные перспективы. «Естественные потребности человека никуда не денутся, печать упаковки будет жить куда дольше, чем многие другие полиграфические направления», — пояснил Алексей. По его наблюдениям, цикл замен CTP составляет 3-4 года для марок конкурентов и 5-6 для аппаратов Kodak. «Что поделаешь, компания делает очень надёжные машины, это также осложняет повторные продажи», — признал Разумовский. Учитывая, что первый пик продаж пришелся на 2006-2008 гг., то очередная волна замен в ближайшие 1-2 года вполне вероятна. Есть также надежды, связанные с типографиями, которые пока работают на системах с серебросодержащими пластинами.

Касательно возможного выбора газетчиков Олег Гурулёв («Легион») заметил: «То, что крупные газетные типографии, имеющие также коммерческое печатное оборудование, интересуются в первую очередь термальным оборудованием — это логично. Объясним и выбор “фиолета” чисто газетными предприятиями — для них эта технология подходит лучше».

По морям, по волнам?

Андрей Езерский (О главных тенденциях года красноречиво говорят цифры продаж: на фоне усилившейся конкуренции ускорился переход на CTP — рост рынка выше ожиданий, среди покупателей заметна активность репроцентров. Растёт интерес к устройствам для экспонирования аналоговых пластин и бесхимическим технологиям, появились и сразу начали пользоваться спросом проявочные модули с функциями экономии воды и химии. Наибольшую долю проданных устройств составляют термальные, но «фиолетовые» продолжают продаваться (в т. ч. на волне внедрения свободных от химии решений), а вот серебросодержащая технология ушла с рынка. Впервые заметную долю продаж составили китайские CTP — пока только от одного производителя.

Что нас ожидает в 2012 г., в какой части очередной волны бурного моря рынка мы будем находиться — на подъёме, гребне или спуске? Поставщики проявляют сдержанный оптимизм. Несмотря на приближающуюся Drupa-2012, обычно оживляющую спрос, неопределённость экономической ситуации в мире и политической в России не позволяют уверенно прогнозировать рост. Многое будет зависеть от ситуации на рынке пластин, связанном с рынком CTP отнюдь не тонкими нитями, а прочными морскими канатами…


* По-видимому, это был первый год, когда количество установленных в России CTP перевалило за сотню — с 2000 по 2005 гг. мы насчитали 199 аппаратов.

** Строго говоря, здесь и далее при описании изменений долей рынка речь идёт о процентных пунктах, но для краткости пишем проценты.

*** Ещё два CTP Heidelberg были поставлены InitPress. Ранее «Гейдельберг-СНГ» сохраняла за собой эксклюзивное право поставки CTP серии Suprasetter. Нам сообщили, что сотрудничество с InitPress осуществляется по отдельным проектам.

**** В статье мы будем придерживаться терминологии, принятой поставщиками для своих продуктов, хотя она не всегда бесспорна.


Реорганизация Kodak: «кина не будет»?

19 января 2012 г. «Eastman Kodak объявила о подаче заявок совместно с её дочерними компаниями, являющимися резидентами США, о добровольной реорганизации бизнеса согласно законодательству о реорганизации в суд США по делам о банкротстве Южного округа Нью-Йорка». Это цитата из официального релиза компании. В подобных случаях конкуренты начинают атаковать клиентов «пострадавшей» компании со словами: «Вот видите, мы же вам говорили!» И намекают, что самое время подумать о смене поставщика, старому, мол, конец…

Kodak заявляет, что это не так. Компания не собирается выходить из бизнеса, планирует продолжать поставки продуктов и сервисное обслуживание, инвестировать в НИОКР, участвовать в Drupa-2012. На период реорганизации, которая должна завершиться в 2013 г., получен специальный заём (950 млн долл.). Более того — проводимая Kodak реорганизация не затрагивает дочерние компании за пределами США, которые продолжат работу в обычном порядке. Так что ситуация с Kodak скорее проходит по категории «Не дождётесь!» Подробности — в разделе новостей этого номера.


  Практика 

Практика внедрения — обязательный пункт обсуждения на наших круглых столах. Среди множества инсталляций всегда найдутся такие, о которых поставщики рассказывают с особой гордостью.

«Терра-Принт» установила два CTP Cron (соглашение было достигнуто в январе 2011 г.) для аналоговых пластин и одно — Highwater. Игорь Марченко отметил: «В этом году нашими специалистами успешно введены в эксплуатацию UV СTP компании Cron. После инсталляций оборудование работает в штатном режиме».

В типографиях «Волжская бумажная компания» (Казань) и «Типография "Александрия"» (Клинцы, Брянская обл.) установлены UV CTP CRON для работы с аналоговыми пластинами. Устройства позволяют существенно экономить на пластинах.

Николай Сизов («НекстПоуз») рассказал, что после подписания контракта с Cron летом 2011 г. установлена первая машина, которую компания демонстрировала на «ПолиграфИнтер-2011». Она также предназначена для работы с аналоговыми пластинами.

Андрей Езерский («Центр HGS») представил две интересных инсталляции. В типографии «КЕМ» (Москва) запущено устройство Screen PlateRite 8600S в расширенной конфигурации. Отдел препресса удалён от типографии на значительное расстояние (расположен в другом городе), поэтому организовать рабочий поток было нетривиальной задачей.

В типографии «Диамант» (Набережные Челны), решившей срочно перейти на CTP, устан

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23