2011.08.263580 прочтений

Картонный бастион полиграфии

Теги: Бумага Publish

Несмотря на широкое внедрение пластмасс, картон остаётся основным материалом как в упаковке, так и при изготовлении другой полиграфической продукции: открыток, папок, книжных обложек и т. д.

Популярность картона объясняется сочетанием цены, технологичности и экологичности. Он запечатывается офсетом и другими видами печати, бигуется, тиснится, т. е. предоставляет большие возможности для оформления, при этом используются знакомые большинству полиграфистов технологии, сравнительно дешёвые материалы и оборудование. Он делается из возобновляемого сырья и подвержен утилизации.

Чёткой границы между бумагой и картоном нет. По крайней мере, по этому вопросу нет единого мнения. Картоном обычно называют материал, отличающийся большей толщиной и массой квадратного метра, но кто-то считает картоном материал с массой 1 м² более 150 г, а кто-то — более 250, а то и 300 г. Иные специалисты считают картоном материалы толще 0,2 мм (вариант — 0,25 мм) и даже любую многослойную бумагу независимо от плотности. Впрочем, разночтения не мешают пользоваться самим картоном — было бы качество на высоте.

На рыхлых, пористых материалах ухудшается чёткость растровых элементов, а краска глубже проникает в поверхность — «проваливается». Эти проблемы решаются мелованием поверхности. Оно повышает белизну и гладкость материала, улучшает чёткость растровых элементов.

На качество изображения влияет и постоянство толщины картона: чем больше она «гуляет», тем сильнее пятнистость оттиска. Наибольшая равномерность по толщине обычно у чистоцеллюлозных картонов (недаром их ещё называют графическими), а вот у картонов с добавлением макулатурной массы с этим показателем проблема. Через меловальный слой на макулатурных картонах иногда просвечивает внутренний серый, создавая «облачность». Скорость печати на таких картонах ниже из-за сильного пыления, которое вынуждает печатников чаще останавливать машину и протирать офсетную резину. Меньше у них и жёсткость, а конгрев и тиснение получаются хуже.

Разумеется, всё это не означает, что макулатурные картоны совсем уж никуда не годятся. Но, выбирая материал, следует сознавать, что себестоимость изделия зависит не только от цены материала. Используя макулатурные картоны, заранее обратите внимание на дизайн: его разработка должна быть основана не на «мне так нравится», а на «это мы можем сделать на данном материале».

Новинки на рынке картона

Поскольку рынок картона очень консервативен, новинками мы решили считать материалы, разработанные или поступившие на российский рынок за последние пару лет.

  • Sappi (Германия)

Algro Design — чистоцеллюлозный картон с двухслойным мелованным покрытием лицевой стороны и белым оборотом. Предназначен для изготовления высококачественной упаковки, открыток.

Algro Design Card — чистоцеллюлозный картон с двухслойным мелованным покрытием лицевой стороны и однослойным мелованием оборота. 
Применяется для рекламных нужд и элитной полиграфии — печать открыток, календарей, постеров, рекламы, обложек и т. д.

Algro Design Duo — чистоцеллюлозный картон с двухсторонним двухслойным мелованным покрытием.

Все они отличаются высокой белизной и шелковистостью, подходят для печати продукции с самыми высокими требованиями по качеству и изготовления высокотехнологичной упаковки.

  • M-real (Финляндия)

Carta Elega — обновлённый Galerie Card. А картоны Simcote и Simwhite теперь будут выпускаться с более высокой жёсткостью и пухлостью, что позволит сэкономить 5-6% на плотности картона при сохранении жёсткости.

  • StoraEnso (Финляндия)

Aurocard (Performa Alto) — чистоцеллюлозный картон с двухслойным мелованным покрытием лицевой стороны и однослойным мелованием оборота.

  • Tullis Russell (Великобритания)

Trucard 1 gloss и Trucard 1 matt — картоны одностороннего мелования. Как графический картон Trucard используют при производстве брошюр, обложек, открыток, скрэтч-карт, лотерейных билетов, бирок и папок, а в качестве упаковки — для компакт-дисков, косметики, парфюмерии, продуктов питания.

Новые виды картонов Trucard:

  • Trucard с различными видами тиснений (например, «лён»);
  • Trucard recycled (макулатурный);
  • Trucard 0 (немелованный чистоцеллюлозный);
  • Trucard Ice (с литым односторонним мелованием).

Хотя в России всё ещё сильны позиции европейских производителей, что связано с географическим положением большинства её типографий, ощутимее становится присутствие азиатских компаний.

  • APP (Китай)

Одна из новых разработок китайского концерна АРР — Ningbo Classic. Упаковочный картон повышенной жёсткости с односторонним мелованием и плотностями 235, 250, 270, 295, 325 г/м²,
летом ассортимент пополнится плотностями 200, 220, 350 и 380 г/м².

MasterBoard (APP) — собственный бренд «Европапир». Это целлюлозный картон с двухслойным мелованием лицевой стороны и пигментированным оборотом, повышенными
пухлостью и жёсткостью, плотностью 220–380 г/м². Область применения — упаковка для фармацевтической и косметической продукции, товаров повседневного спроса.

  • Fuyang Kaima Paper (Китай)
Односторонне мелованный упаковочный картон Kaima Duplex обеспечивает качество офсетной печати за счёт гладкой поверхности и равномерной впитываемости краски. Отличные результаты при ламинировании, каландрировании и горячем тиснении.
  • Hansol Paper (Корея)

Матовый макулатурный упаковочный картон с белым и серым оборотом. Оба вида на основе сортированной макулатурной массы широко используются для упаковки пищевых продуктов, текстиля, электроприборов и т. д.

  • Moorim (Корея)

Новинка-2010 — чистоцеллюлозные картоны Neo Knight с двуслойным двусторонним мелованием для изготовления открыток, POS-материалов, папок, обложек, упаковки для фармацевтических, парфюмерных и пищевых продуктов.

  • Hanchang (Корея)

Чистоцеллюлозные картоны «Арт Борд» — новинка 2011 г.: Hanchang PW с двусторонним мелованием для высококачественной графической продукции и Hanchang BV с односторонним мелованием для упаковки.

  • ITC (Индия)

Art Maestro — двусторонний высококаландрированный картон двойного мелования для всех видов печати, блинтования и тиснения фольгой. Подходит для печати открыток, визиток, брошюр, проспектов и ярлыков.

Safire Graphik — мелованный целлюлозный картон с двухслойным или трёхслойным мелованием, отличается белизной и яркостью. Применяется для упаковки гигиенических и фармацевтических продуктов, обложек для книг и годовых отчётов, открыток.

Cyber Plus — картон одностороннего мелования с пропиткой оборота. Имеет высокую пухлость, жёсткость и гладкость. Подходит для упаковки гигиенической продукции, фармацевтики, кондитерских изделий.


Европа: есть ещё нанопорох…

Компания Stora Enso  построила завод в городе Иматра (Финляндия), на котором будет налажено производство наноцеллюлозы, или микрофибриллярной целлюлозы (MFC). Новый вид возобновляемого материала может использоваться при производстве как существующих, так и новых уникальных сортов бумаги, картона и т.д. Благодаря MFC компания планирует разрабатывать облегчённые, более прочные упаковочные материалы, которые в будущем могут заменить не только старые виды картона, но и пластик. Компания планирует начать производство на новом заводе к концу 2011 года.

Тому, что именно Stora Enso  одной из первых начала производство этого материала, удивляться не приходится: компания уделяет много внимания новым разработкам, имеет свой научно-исследовательский Inno-Center, в котором установлены цифровые печатные машины и оборудование для послепечатной обработки.


СartoСan — новая для России упаковка из многослойного материала с участием картонаДля жидких продуктов

Для жидкостей употребляются картоны с покрытием, обычно — ламинированные полиэтиленом с одной или с обеих сторон. Многослойные материалы с фольгой делаются для продуктов длительного хранения. Иногда печать производится перед нанесением внешнего слоя пластика. Например, асептический материал для упаковки CartoCan имеет следующие слои: полиэтилен, адгезив, алюминиевая фольга, полиэтилен, картон, краска, полиэтилен. Потребители, как правило, — специализированные предприятия.


Картон в стаканчиках

Продукция, которая формально не является упаковкой, но занимаются ей именно упаковщики. Для производства бумажных стаканчиков используются ламинированные материалы 120–450 г/м². Их называют и картоном, и бумагой, но очевидно, что самые тонкие из этих материалов трудно назвать картоном, а самые толстые — бумагой.

Для холодных напитков используется картон с двухсторонним покрытием полиэтиленом, для горячих — с односторонним, только с внутренней стороны. Для стаканчиков под горячие напитки для эффекта термоизоляции используется более толстый картон толщиной до 0,5 мм. В качестве примера можно привести АРР Cup Board 2S PE — картон с двухсторонним полиэтиленовым покрытием и картоны с двухслойным мелованием лицевой стороны и полиэтиленовым оборотом — Ningbo Fold 1S PE и Zenith 1S PE.

Производитель оборудования для производства стаканчиков из бумаги и картона Hörauf (Германия) рекомендует картоны производства Stora Enso, APP, Georgia Pacific, Inernational Paper и Westvaco, хотя завод не отказывается протестировать и другие виды. При выборе картона для стаканчиков надо учитывать естественную закономерность: чем дешевле оборудование, тем большие требования к картону оно предъявляет.


Статьи по теме

Терентьев И. Романтикам картона // Publish № 4, 1998.
http://www.publish.ru/publish/1998/04/4041507/

Овчаренко М. Упаковочный картон на любой вкус // Publish № 5, 2001.
http://www.publish.ru/publish/2001/05/4043796/
Разобрана структура и классификация упаковочного картона.

Терентьев И. Картон для эксклюзива // Publish № 5, 2003.
http://www.publish.ru/publish/2003/05/4048692/
Популярный словарь с расшифровкой таких терминов, как Geschtrichener Duplex, а также классификация картона.

Хайэм Р. Популярная упаковка // Publish № 4, 2005.
http://www.publish.ru/fsp/2005/04/4083813/

Терентьев И. Картон меняется — меняем картон? // Publish № 6, 2006.
http://www.publish.ru/publish/2006/06/4056945/
Содержит международную классификацию картонов и разъяснения аббревиатур SBB, GC3 и т. д.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • Вера Бубело: «Если рынок позволит, мы готовы увеличить выпуск мелованной бумаги в любой момент»
     

    Когда в конце 2012 г. Группа «Илим» объявила о планах по выпуску мелованной бумаги в России, это вызвало определённый скепсис среди полиграфистов. О подобных проектах другие компании объявляли и ранее. Но ни один из них не был реализован. Сейчас на дворе уже 2017 г., и мелованная чистоцеллюлозная бумага «Омела» прочно заняла своё место на рынке. Иногда полиграфисты даже жалуются, что её бывает непросто приобрести — «Омела» бывает дефицитным продуктом, поскольку при вполне достойном качестве она обычно продаётся заметно дешевле импортной бумаги. На наши вопросы о текущем состоянии и перспективах производства отечественной меловки отвечает директор по продажам белых бумаг и пиловочника Группы «Илим» Вера Бубело.

     

  • В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

    Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

     

  • Роль бумаги в цифровую эру

    Antalis выступила инициатором и спонсором проекта «Бумага для дизайна в эпоху цифровых технологий» французской писательницы и журналистки Вероник Виенн, которая задалась вопросом о роли бумаги в эпоху цифровых технологий и её влиянии на реализацию дизайнерских решений.

    Участники Coffee Chat в Бумажной лавке Antalis

     


comments powered by Disqus