2011.08.2610509 прочтений

Что важнее всего для хорошего старта бизнеса на фотокнигах?

Теги: Publish

Максим Румянцев, генеральный директор типографии «Любавич» (Санкт-Петербург):

Рынок фотокниг любопытен для полиграфиста тем, что не традиционен. Обычная ситуация — много конкурентов и жёсткая ценовая война. Здесь же конкурентов мало, но и рынок в начальной стадии. Пока в нашей стране не сложилась «мода» на печать фотокниг для себя любимого, все попытки работать на этом поприще — в лучшем случае, вложения в будущее. Конечно, есть примеры удачных игроков, но это «боинги». Маленькие самолеты пока на этих маршрутах не летают.

Чтобы человек после очередного отпуска захотел потратить время на возню с сайтом для формирования фотоальбома или пошёл в ближайший торговый центр, дабы проконсультироваться и всё-таки заказать фотокнигу, нужно сильное давление социума. Мол, стыдно не иметь такой фотоотчёт о своём путешествии. Вот о свадьбе — обязательно (поэтому и рынок свадебных фотобуков успешен). Когда придёт мода на «фотобучное всё» — неизвестно. В Европе это растянулось на десятилетие. У нас пока остаётся мода на фотографование себя (и это уже даёт шанс), но в основном снимки остаются в электроном виде: с компьютера их и показывают друзьям.

Чтобы всё-таки стартовать на рынке фотокниг, нужно набраться терпения, здорового авантюризма и начать с «доступа к телу потребителя»: организовать облегчённый вариант заказа фотобука. Это может быть и дружелюбный сайт, и киоски в спальных районах.

Логистика и способ получения денег с клиента — вторая важная часть «балета». А какое оборудование выбрать — не столь важно. Хотя лучше иметь две машины: типа Xerox DC 8000 для любителей «ядрёных блестючих» снимков и типа HP Indigo или Xerox 1000 для искушённых потребителей, ценящих «глубину в тенях».

Михаил Сенаторов, директор типографии «21 цифровая типография» (Москва):

В своё время мы размышляли о том, чтобы организовать производство фотокниг, но до реализации не добрались по нескольким причинам.

Чтобы быстро делать качественный продукт, нужно дорогостоящее оборудование — печатное и послепечатное. Тогда мы не располагали такими финансовыми возможностями. А без качественного оборудования не будет действительно качественного продукта. Всё, что предлагается сейчас на нашем рынке, не дотягивает до европейского уровня. С моей точки зрения, у многих компаний, предлагающих фотоальбомы, страдает качество переплёта. Ведь в этот бизнес многие пришли стихийно — купили печатное оборудование под давлением поставщиков, но не задумались о послепечатной обработке. А она по инвестициям зачастую превосходит печать, что явно не устраивает наших полиграфистов.

Ещё одна причина, по которой мы не пошли в этот бизнес, — нам не нравится ситуация, когда софт предлагают компании, продающие печатное оборудование. Это неправильно, на наш взгляд.

И чтобы проект стал успешным, нужно огромные силы и средства потратить на его раскрутку, как и для любого продукта b2c. Нужна агрессивная реклама, а затраты на неё, по нашим расчётам, значительно больше, чем на оборудование и софт. Корпоративные продажи также требуют усилий и новых людей в отделе продаж.

Одним словом, бизнес интересный, но пока он у нас практически отсутствует. Да, в интернете много предложений, но, в основном, это только сервис, т. е. создание альбома на сайте. И одна компания зачастую предлагает несколько веб-ресурсов (производители софта это предусматривают). Производства своего у компаний нет, следовательно, ни контроля качества, ни гарантии соблюдения сроков у них быть не может. Ненадёжная модель бизнеса в наших условиях, где не работают договорные отношения.

Геннадий Боев, технический директор компании «Технологии рекламы» (Москва):

Подбор печатного и послепечатного оборудования, безусловно, важно. На мой взгляд, большинство ЦПМ не подходит для воспроизведения фото. А хорошее переплётное оборудование тоже стоит очень хороших денег (на коленке делать не стоит). И ПО потребует очень крупных инвестиций (иногда существенно больших, чем в «железо»). Помимо внешней программы вёрстки фотоальбома, которую клиент скачивает с сайта, нужны специальные фильтры, корректирующие RGB-фото, плюс внутренняя часть сайта с логистикой.

Доступ к потребителю — это проблема, но она глобальна для нашей страны. Если решится, то для всех участников бизнеса. Логистика во многом зависит от двух описанных факторов: ПО и доступа к потребителю. По организации продаж возможности у всех доступные и равные (т. е. очень дорогие). Главный путь распространения фотоальбомов — интернет. Результат зависит от качества сайта и его продвижения в Сети.

Для нашей компании этот бизнес сейчас невозможен. У нас уже достаточно заказов для существующего печатного оборудования. Фотобизнес и всё, что с ним связано, на мой взгляд, требует отдельного производства. Новое оборудование, софт, реклама и прочее на данный момент слишком дороги.

Раиса Неяглова-Колосова, генеральный директор интернет-издательства «Вебов и Книгин» (Москва):

Разумеется, мы считаем этот бизнес перспективным, иначе бы за него не взялись. Для распространения фотокниг создали специальный веб-ресурс. Естественно, рынок только формируется, обороты пока небольшие. Но быть в начале процесса и тяжело (приходится самим создавать спрос, формировать потребности), и очень заманчиво. Европейский рынок фотокниг составил в прошлом году более 500 млн евро. Выход даже на 20% таких объёмов для всех игроков нашего рынка — вполне достойная цель. Что касается упомянутых условий вашего опроса, то всё перечисленное важно для старта, нет ничего второстепенного, одно без другого не позволит создать качественный бизнес.

В качестве печати и послепечатной обработки своих фотокниг мы уверены, поскольку типография «АСКОН», где они делаются, — аффилированная с нами структура. Конечно, на этапе отработки технологии очень хорошо, когда типография «своя», потому что приходится решать кучу проблем, но не думаю, что это обязательное условие. Она может быть и чужая, но хорошая и заинтересованная.

Как продукт фотокнига нравится всем, то есть потенциально у неё огромная целевая аудитория. С появлением у каждого в кармане фотоустройства (мобильного телефона или фотоаппарата) в разы увеличилась «частная фотоистория» каждого человека. Миллионы людей выкладывают фотографии в социальные сети и другие ресурсы в интернете, обмениваются ими и т. п. Но сделать фотокнигу пока под силу далеко не каждому. Тормозит процесс существующее ПО. Скачать, освоить и использовать фоторедактор не так просто. Именно поэтому мы большое значение придавали приобретению лицензионного ПО. Пока только на нашем ресурсе можно, не скачивая ничего на свой компьютер, делать фотокниги в браузере. Это прогрессивно, но тоже не просто. Как только разработчики продвинутся вперёд (а это случится быстро) и сделают простые до примитивности пользовательские продукты для создания фотокниг, рынок вырастет в разы. 

Максим Спасский, исполнительный директор компании «Депо рекламной печати "Локомотив"» (Екатеринбург):

Мы занимаемся печатью фотокниг уже год. Производство организовано на базе HP Indigo Press 7000 (первая инсталляция в России).

Расставлю вопросы по значимости для себя.

  • Нет смысла стартовать — такой бизнес у нас бесперспективен.

Запускать проект с нуля не имеет смысла, если нет 2-3-х миллионов долларов. И стоимость оборудования, конечно, важная, но далеко не единственная составляющая этой суммы. Это цена в Екатеринбурге, а для Москвы, думаю, потребовалось бы денег раза в два больше. Если у вас уже есть полиграфическая база, то затраты будут значительно меньше.

  • Подбор печатного и послепечатного оборудования.

Рынка печати фотокниг в России нет, и его создание — сложная и затратная процедура. Сейчас можно добиться успеха только в премиальном сегменте, а для этого потребителя подойдёт только качество, которое обеспечивает HP Indigo Press.

  • Подбор программного обеспечения.

Потенциал дорогостоящего оборудования может раскрыть только качественное ПО. Основное требование к нему — законченность бизнес-процесса (от веб-сайта и онлайн-оплаты до производства и доставки). И, разумеется, по адекватной цене.

На поиск такого решения пришлось потратить более года. Многие системы либо очень сложные, с избыточным функционалом, либо слишком простые, либо стоимость поддержки слишком высока. В конце прошлого года я остановился на продукте Intexsoft Publishing. Решающим фактором при выборе стало то, что белорусские разработчики установили ПО «под ключ» и гарантировали поддержку и развитие в будущем.

  • Доступ к потребителю.

В сущности, мы даем нашим заказчикам допуск к печатной машине посредством интернета. Они сами делают дизайн, выбирают тираж, производят оплату. Поэтому важно обеспечить широкие интернет-каналы, ведь печать фотокниг — это бизнес больших цифр, когда делаешь не десятки, а сотни книг в месяц.

  • Логистика.

Очень важный вопрос, но сначала надо собрать заказы. Плохая логистика — наша горе, но и благо: если бы с логистикой в России было всё хорошо, шансов на открытие национальных сервисов печати фотокниг у нас бы не было. А так мы имеем фору год-полтора, к этому моменту надо застолбить рынок.

  • Организация продаж.

Только интернет, иначе операционные издержки на сопровождение заказа поглотят всю возможную прибыль. А для интернет-торговли важен удобный, интуитивно понятный сервис, грамотная логистика и качество товара.

Валерий Погорелый, основатель сервиса iprintphoto.ru:

На рынке фотокниг сегодня большой разброс по ценам, качеству и технологии изготовления, а значит, он весьма далёк от насыщения и зрелости. Самое главное для хорошего старта — найти своего клиента и предложить продукт, востребованный именно им.

Например, мы поначалу сфокусировались на узкой нише — пользователях «Маков». В России их не так много, чтобы самой Apple было рентабельно запускать здесь бизнес по печати фотокниг, а крупных игроков рынка фотоуслуг эта ниша также не интересовала по причине своей узости. Перед «маководами» стояла невесёлая альтернатива — или заказывать книги за рубежом, или платить здесь втридорога. Так что позиция для старта была вполне ясной. Основной упор был сделан на качество. Мы начали с того, что добились полной аутентичности своих изделий фотокнигам Apple, производимым в США (благо, я регулярно заказывал там книги для себя), а затем начали их улучшать — поставили бумагу потолще, вклеили дизайнерскую кальку и т. д. Всё это принесло плоды. Помимо традиционных маковских клиентов, к нам стало обращаться всё больше пользователей PC, и через год мы анонсировали программу и для этой платформы.

Выбор оборудования обуславливается именно ассортиментом продукции. С печатным оборудованием всё просто. Хотя все основные производители ЦПМ сейчас предлагают модели для фоторынка, достаточно отпечатать тестовые изображения и проанализировать себестоимость оттиска, чтобы понять — при кажущемся разнообразии выбор весьма невелик. С постпрессом дела ещё хуже. Автоматизированные решения в основном позволяют выпускать дешёвый ширпотреб. Если же вы собрались производить качественные фотокниги в твёрдой обложке, готовьтесь к тому, что львиная доля трудозатрат придётся на ручной труд, причём весьма квалифицированный, а потому недешёвый.

Выбор ПО в первую очередь определяется кругом клиентов. Если профессионалы, специализирующиеся на свадебных или школьных альбомах, могут «сваять» фотокнигу в любом верстальном пакете, то для конечных пользователей надо предложить простую и удобную программу, которая позволит создать привлекательную фотокнигу даже без знаний основ дизайна и композиции.

Фотолюбителей, заказывающих штучные фотокниги к семейному торжеству или после путешествия, сложно назвать любимыми клиентами цифровых типографий, борющихся за благосклонность профессионалов. Но ведь любителей гораздо больше. Они не настолько хорошо разбираются в производственных вопросах, часто требуют повышенного внимания, зато уж если вы удовлетворите такого клиента, его лояльность будет обеспечена надолго. Именно здесь я вижу основной резерв развития этого рынка. Человек, получивший хорошую фотокнигу, уже не вернётся к фотокарточкам 10×15. Мы давно заметили, что после доставки заказа в какой-нибудь крупный бизнес-центр, оттуда сразу же наблюдался всплеск заказов. А ведь круг клиентов был ограничен пользователями «Маков»! Думаю, что эффект положительной обратной связи будет действовать ещё долго. Чем больше людей сталкиваются с фотокнигами, тем больше будет заказов, и потенциал этого рынка огромен.


Сухие или мокрые?

Рассуждая о перспективах фотокниг, следует помнить, что на рынке есть не только книги, напечатанные на ЦПМ, но и сделанные на основе традиционной фотопечати по «мокрому» техпроцессу. А по качеству изображения они дадут фору многим ЦПМ. Фотолаборатории переходят и на новые технологии: лазерное экспонирование фотобумаги, термосублимация, струйная печать. Лазерные фотолаборатории выпускаются многими фирмами, есть и модели под знакомыми полиграфистам брендами AGFA и Fuji. С другой стороны, у Fuji есть термосублимационное устройство Photobook Maker, выдающее за несколько минут готовый фотоальбом формата А5. Понятно, что послепечатные операции в такой «тумбочке» не будут образцом шикароной отделки, но производитель делает упор на скорость и «спонтанный спрос». Также и новый дуплексный принтер Kodak D4000 Duplex Photo Printer создан на основе термосублимационной технологии. Фотокниги и календари печатаются на нем на специальной двусторонней бумаге с размерами страницы 20×30, 20×25, 20×20 и 15×20 см.

Заметьте: когда говорят о ЦПМ для печати фотокниг, подразумеваются в первую очередь тонерные устройства — с жидким или твёрдым тонером, но всё же основанные на принципе электрографии. Между тем, струйные принтеры для фотопечати демонстрируют замечательное качество картинки, их недостатки — низкая скорость и высокая цена отпечатка. Но скорости растут, а цены снижаются.

Например, Fujifilm предлагает фотолаборатории с двусторонней струйной печатью Dry Minilab Frontier. А в 2012 г. Европе будет доступен коммерческий профессиональный струйный принтер Canon DreamLabo 5000 со скоростью печати 40 листов в минуту и максимальным форматом 305×635 мм. Он позиционируется как альтернатива аналоговой технологии, но может составить конкуренцию и тонерным системам. Производитель определяет его именно как инструмент для печати полиграфической продукции: фотоальбомов премиум-качества, фотокниг, календарей и т. д. Если цена печати будет разумной, то можно надеяться, что развитие техники позволит преодолеть проблемы с качеством, о которых упомянули некоторые опрошенные нами руководители. — Ю. Захаржевский

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus