101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

От допечатного к мультимедийному

  • Михаил Борисов
  • 18 февраля 2011 г.
  • 5167

В конце года принято подводить итоги, намечать планы на будущее. Что происходило на рынке допечатного ПО в 2010 г. и как отразится на нашей работе?

Событие, породившее волну, имеет глобальный характер и по глубине затрагиваемых вопросов сравнимо с издательской революцией при появлении компьютеров.

Планшеты — фактически новый класс устройств, способный стать платформой для разнообразных информационно-развлекательных и деловых проектов следующего поколения. Какое это имеет отношение к издательской индустрии? Самое непосредственное, поскольку они составляют конкуренцию бумаге. Тиражи традиционных бумажных изданий падают по всему миру, а, например, в США — катастрофически быстро. Одно из объяснений — бесплатная информация из интернета. Тот же финансовый вопрос уводит пользователей от дорогих бумажных версий к дешёвым электронным (хотя последние оказываются дешевле далеко не всегда). Планшеты ускорили процесс, поскольку чтение журналов на них превращается в увлекательное занятие, сродни просмотру развлекательной телепередачи, ведь хорошие электронные журналы насыщены мультимедийными возможностями. То же происходит на книжном рынке. В конце года Amazon сообщил о том, что количество проданных электронных книг почти вдвое превысило продажи бумажных. Результаты следующего года, надо думать, будут ещё более впечатляющими, поскольку рынку нужно определённое время на раскачку.

В Европе дела не столь драматичны. Там электронные журналы/книги не получили столь массового распространения, однако причина такого перекоса — чисто фискальная. Издатели выторговали преференции, и теперь, хотя электронные версии обходятся дешевле (минус бумага, печать, минимум затрат на распространение), стоят дороже бумажных. Что касается России, то недавно издатели на 5 лет получили послабления по отчислениям в фонд оплаты труда; на 10% снижены таможенные пошлины на мелованную бумагу (и, скорее всего, в 2011 г. снижение продлят), что в определённой мере тормозит падение продаж бумажных тиражей. Среди других сдерживающих факторов — проблемы с инфраструктурой: по большому счёту, дешёвый и быстрый доступ к интернету есть только в городах-миллионниках, а это ещё далеко не вся страна. А масса узкоспециализированных изданий (например, строительные) в силу специфики аудитории вообще мало подвержены веяниям моды. Однако тенденция смещения приоритетов обозначилась чётко и будет только нарастать. Что это означает для рынка допечатной подготовки?

А будет ли работа?

Начнём с тех, кого новшества должны коснуться в первую очередь, — специалистов, непосредственно готовящих макет к печати. В самих издательствах, как правило, таковых немного — они обслуживают исключительно поступающую рекламу (обычно один человек на 2-3 издания). Что касается выпуска самих журналов, то верстальщики самостоятельно, по определённым профилям, создают PDF, и на этом подготовка к цветоделению заканчивается. Вот в рекламных агентствах специалистов по препрессу хоть отбавляй. Однако доля заданий, связанных с подачей материалов в прессу, невелика, а потому сокращение количества печатных изданий в общем объёме их работы будет малозначительным.

Что касается остальных специалистов, занятых в производстве печатной продукции, например, верстальщиков или дизайнеров, то им работы даже прибавится, поскольку кроме традиционной портретной ориентации, придётся создавать ещё и ландшафтную, ведь все планшеты чувствительны к поворотам. Поскольку кардинальное переформатирование автоматизировать невозможно, могут появиться новые вакансии — для создателей интернет-версий. Должен увеличиться спрос на программистов и специалистов по мультимедиа-разработкам, но об этом чуть дальше.

Итак, опасения проблем на рынке труда допечатной подготовки развеяны; перейдем к тенденциям в ПО.

Какие понадобятся программы?

Рынок ПО взял курс на автоматизацию. Это обширное направление, к которому относятся инструменты, упрощающие работу ретушёра, многочисленные средства расширения функциональности при написании сценариев (скриптинга), а венчают пирамиду комплексные системы управления техпроцессами.

На помощь традиционным инструментам, требующим скрупулёзности при ручной работе над изображением, всё чаще приходят интеллектуальные автоматы, при грамотном применении ощутимо экономящие время ретушёра. Это касается исправления мелких дефектов и наращивания целых областей изображения. Отсутствие каких-либо настроек должно способствовать расширению аудитории, но хотя бы минимум настроек для Content-Aware Fill не помешал бы. Сейчас же заливка выполняется полностью без участия человека и потому имеет ограничения. В будущих версиях Adobe Photoshop наверняка дебютировавшие инструменты усовершенствуют. Разумеется, изменится механизм автоматизации обработки документов — в первую очередь у Adobe InDesign. С каждой новой версией его модуль скриптинга улучшается, а с учётом современных тенденций будет развиваться интерактивная составляющая (обработка нажатий на кнопки формируемых HTML, PDF-документов, динамические переходы, работа с XML). В Photoshop, Illustrator и Acrobat ожидаем исправления старых ошибок и уточнения документации (особенно в Photoshop — поправки в последней версии никак не отражены в документации).

Всё больший вес приобретает автоматизация процессов на системном уровне. Это связано с укрупнением издательств/полиграфических предприятий, сознающих необходимость в механизме эффективного контроля на всех стадиях производственных процессов. Интегрированные программные комплексы, работающие с билетами JDF, автоматизируют практически все задачи допечатной стадии полиграфических процессов, а архитектура «клиент-сервер» обеспечивает их высокую производительность (используются специализированные решения). Автоматизация сводит к нулю влияние человеческого фактора, минимизируя риск появления ошибок и обеспечивая равномерную нагрузку на все производственные мощности. Свои решения постоянно совершенствуют такие гранды, как AGFA, EskoArtwork, Heidelberg, Kodak, Fujifilm, Xerox.

Ожидать принципиально новых обновлений не приходится, поскольку уже достигнут чрезвычайно высокий уровень — например, существующее ПО для растрирования выполняет треппинг не только векторных объектов, но и растровых изображений (!), возможен удалённый и интерактивный доступ к рабочим станциям, разбросанным по разным городам (через интернет). Системы легко интегрируются с другими программными комплексами для обеспечения полного цикла управления процессами, такими как системы финансового учёта и т. п. Хоть и медленно, но растёт количество типографий, принимающих в печать документы Acrobat версии от 1.4 и выше. Для них допечатная подготовка не требует рутинных операций, не изменившихся за последние полтора десятилетия. При этом высвобождается время для более творческих задач, как например, цветокорреция и ретушь, результат которых в прямом и переносном смысле виден на печати. Но это — дополнительная нагрузка на принимающую сторону, и случается, что после пары неудач типография прекращает работать с современными форматами и переходит на традиционные примитивные формы подачи.

Интересная ситуация с вопросами предсказуемости цвета при печати, особенно в наружной и интерьерной рекламе. Хотя системы управления цветом установлены, профили построены, цвета очень часто не соответствуют макетам. Среди причин — непостоянство рецептур красок, большой разброс параметров даже среди однотипных машин, текучка квалифицированного персонала и др. Даже цифровая цветопроба для офсета имеет множество ограничений, поскольку не в состоянии полностью повторить реальный «мокрый» процесс; если потенциально опасные моменты исполнитель вовремя не заметил, они вылезают в тираже в виде брака. Вот где место для приложения сил разработчиков систем управления цветом!

С сокращением тиражей растёт спрос на цифровую печать, которая используется и для печати переменных данных (печати по требованию). Однако специального ПО для подобных задач не нужно, достаточно функций традиционных редакторов (в Illustrator — панель Variables, в InDesign — Data Merge).

Новая издательская парадигма

Поскольку подготовка планшетного издания принципиально не отличается от традиционного, справятся и редакторы из коллекции Creative Suite. Чтобы соответствовать рыночной конъюнктуре, разработчикам придётся добавить в них новые возможности и расширить функциональность существующих. Ведь сейчас основная сфера использования планшетов — бизнес-применения, но с выходом на рынок альтернативных устройств и снижением цен произойдёт смещение к домашнему использованию, что приведёт к росту спроса на развлекательную часть, а значит, на мультимедийные инструменты и на специалистов в данной области.

Впрочем, уже есть специализированные инструменты, в большинство использующие как источник вёрстку в InDesign или Xpress. Такие решения предлагает Adobe, Woodwing, Quark. Они позволяют не только создавать электронные версии журналов и газет, но и управлять их размещением в киосках, доставкой читателям.

В Photoshop (версия Extended) создаются и визуализируются 3D-объекты, однако ещё весьма далеки до совершенства; работы на этом фронте должны активизироваться. Illustrator уже коснулись современные тенденции: появился модуль с механизмом экспорта векторных объектов в виде, готовом к вставке в новый тэг Canvas, введённый в HTML5 (напомним, что напрямую Adobe Flash не поддерживается iPad, и вообще закрытые форматы уже не в фаворе). Поскольку в качестве мастер-приложения для создания планшетных версий в пакете Adobe используется InDesign, логично ожидать расширения его функционала по интерактивности. Впрочем, у компании есть отдельный пакет для внедрения интерактивных элементов.

Новая издательская парадигма предполагает больший объём информации, в частности, графической. Размеры бумажной версии накладывают жёсткие ограничения на количество и размер иллюстраций, а электронная от этого свободна — при хорошем интернет-соединении размеры документа не принципиальны. Увеличение массы изображений неизбежно влечёт за собой рост временных затрат на их подготовку — в частности, на ретушь, поэтому поднимется спрос на специалистов, умеющих быстро и качественно выполнять большой объём работы. Поскольку работать придётся в пространстве RGB, навыки и умения, полученные на CMYK, могут и не помочь.

Обслуживание нового рынка — тема отдельного разговора. Переход на подготовку журналов для чтения в мобильных устройствах приведёт к развитию аналитических, маркетинговых служб, которые обретут широкую базу для получения ответов по всему спектру вопросов. Появились соответствующие продукты: у Adobe — SiteCatalyst, обладающий мощным инструментарием для всеобъёмлющего мониторинга читательской активности.

К техническому совершенству

Среди остальных направлений развития издательского ПО — совершенствование механизма отображения текста на экране (проблема в визуальной разноширинности мелкого текста, связанная с дискретностью решётки ЖК-матрицы). В Photoshop аж 4 вида сглаживания краёв (antialiasing), но все не идеальны. (Интересный материал на эту тему читайте на http://cogniance.com/expertise/research_papers/creating-pixel-perfect-text-of-small-size.) Потенциал для улучшения признает и сама Adobe, которая с предложениями о совершенствовании механизма рендеринга текста недавно подключилась к группе разработчиков движка WebKit.

Среди трендов технической направленности отметим перевод в Photoshop части вычислений на графический процессор, что даёт весьма ощутимый прирост производительности. Однако таких операций немного — вывод всего или части изображения на экран и ряд трансформаций. Вышло экспериментальное расширение, которое ещё шире задействует ресурсы графического процессора, но, кроме демонстрации колоссального потенциала, практической пользы пока не даёт. Что будет дальше — посмотрим. По всей видимости, разработчики параллельно ищут новые способы реализации операций, напрямую видеокартами не поддерживающихся, при которых будет задействована мощь специализированных решений. Кстати, по объективным ощущениям, Photoshop, недавно обновлённый до версии 12.0.2, стал работать быстрее (оптимизаторы кода хлеб едят не зря).

Очень хотелось бы, чтобы разработчики все же изыскали возможности по использованию всех имеющихся в процессоре вычислительных ядер. Хотя такие конфигурации существуют уже давно, приложениями Adobe используются слабо. Одно из объяснений парадокса: формирование нескольких параллельных потоков не даёт столь ощутимого прироста в производительности, как при передаче части полномочий графической подсистеме. C другой стороны, ряд операций, связанных с открытием/сохранением/растрированием в принципе не входят в зону ответственности графического процессора, а потому реализация многопоточности была бы очень кстати. Впрочем, некоторые шаги всё же предпринимаются: уже вышла 64-разрядная версия Photoshop Extended, существенно ускоряющая манипуляции большими файлами.

В ближайшем будущем препресс-направлению есть куда расти — как в количественном, так и в качественном смыслах. Ведь большой плюс любого нового направления в том, что оно открывает новые перспективы. Удачи всем!

Об авторе: Михаил Борисов (bmike68b@gmail.com), независимый автор.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Женский взгляд на цвет

В преддверии международного женского дня прилично вспомнить о вкладе прекрасной половины человечества в историю цвета. И мы поговорим о женщинах, которые написали прекрасные книги, посвящённые цвету, которые по каким-то причинам до сих пор не переведены на русский язык. Взглянем на цвет и его историю с позиции историка-прозаика, практика работы с цветом, исследователя цвета в моде и химика.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Традиции качества или качество традиций

Делать как привыкли или делать по-новому? Такой сложный выбор, который определяет стратегический успех компаний. Или нет?



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105