2011.02.181274 прочтений

Проверено Временем

Теги: Справочник покупателя Publish

«Новое или хорошее?»

Европейский рынок «вторичного», или «подержанного», полиграфического оборудования очень велик. Сотни больших предприятий и мелких владельцев регулярно распродают массу разнообразного оборудования. Выбор превышает ассортимент новой техники, и не удивительно — ведь на полиграфических предприятиях в том или ином виде находится в употреблении почти вся техника, выпускавшаяся где бы то ни было за последние десятилетия. Соответственно, больше шансов найти нужные машины, запасные части или сменное оборудование.

Но стоит ли приобретать «подержанные вещи»? Надёжны ли они? Перспективны? Не лучше ли заплатить подороже, но купить «с гарантией»? Приступая к делу, неплохо сначала поразмыслить, что большинство из нас и делает. Конечно, есть и предпочитающие думать задним умом, о том… почему этого не сделали «до того». Но речь не о них.

Проклятый вопрос: «Новое или хорошее?» Казалось бы, ясно… но ведь не всегда новое — хорошее, а хорошее — новое. А ещё бывает так: хорошее, да не по карману; по карману, да нерентабельно; рентабельно, но не эффектно; эффектно, да неэффективно, и т. д. и т. п.

Несомненно одно — решение солидного хозяина в любом случае должно быть практичным. Для настоящего специалиста производство увлекательно, азартно и даже романтично. Недаром же знаменитый конструктор из Кёльна, создатель классического автомобильного двигателя внутреннего сгорания (в основе не изменившегося по сей день), Николаус Август Отто любил черпать творческое вдохновение в металлургических цехах своего завода, где вид трудившихся в чаду и дыму среди грохота металла и рёва огня плавильных печей приводил его в детский восторг. Опытный инженер и руководитель с удовольствием подключался к работе, получая новый заряд сил. Бесспорно, специалист, ставший художником или поэтом своего дела, — высший уровень мастерства, вызывающий уважение. И все-таки, производство — не игра, а рабочий инструмент, поэтому производственник прежде всего должен быть предельно прагматичным.

На чём же остановить выбор, когда нужно обновить оборудование?

Начнём с примера из Германии. Ведь мы хотим поделиться опытом немецкого рынка печатного оборудования — классического и самого авторитетного в полиграфии. Да и практичности немцев доверять пока ещё можно. Тамошние компании давно партнёрствуют со многими полиграфистами в России, хорошо знакомы с их проблемами и пожеланиями.

Сразу оговоримся – в Германии не любят слово «восстановленное» в контексте оборудования. Под ним понимается старая, поломанная, неисправная или негодная техника, которую нужно серьёзно восстанавливать, прежде чем продать. Без этого никто не купит. Правда, «неновое» ещё не значит «старое»…

Как вы думаете, какое авто популярнее всего в Германии?

Ну, может быть, «Мерседес», BMW, «Фольксваген» или, скажем, «Порше»… Не угадали! Самый популярный в Германии автомобиль — годовалый и из хороших рук. Узнав о пенсионере, продающем прошлогодний «Мерседес» («Опель», «Рено» и т. д.) из своего гаража, покупатель помчится в другой город среди ночи, даже в ливень или снегопад, приравниваемые в Германии к стихийному бедствию. Ведь годовалая машина стоит намного дешевле новой, иногда даже вдвое, а все прочие качества — будто только что с конвейера сошла, если не лучше. Аккуратный пенсионер держит машину в гараже, постоянно её обслуживает и всё проверяет до мелочей, будто к ралли готовится, но выезжает лишь по выходным с супругой в гости или в магазин, и только когда сухо. На дорогах такая машина прочно занимает крайний правый ряд и следует всем правилам и знакам одновременно. А если дорога в одну полосу? Немецкие водители специальное ругательное слово придумали: «шофёр выходного дня»… Так почему эта машина лучше новой? Потому что, проехав за год свои 5–7 тысяч, такой водитель выявит все скрытые дефекты, вплоть до последней царапины на днище, и уж отремонтирует на совесть (как минимум, обо всём сообщит вам при продаже). А для немецкого покупателя главный критерий — разумная комбинация цена/качество. Здесь не принято щеголять дорогими покупками, но — практичными.

В немецких журналах объявлений и на автомобильных сайтах почти всегда есть колонка «Годовалый автомобиль». Но чаще всего такие машины ни на какой рынок не попадают — по знакомым расходятся.

Аналогичная ситуация и с печатной техникой. Хотя бы раз соприкасавшиеся с огромным рынком подержанного полиграфического оборудования знают: ценность машины — в её рабочих показателях, а они (их сохранность) зависят только от режима эксплуатации техники и условий её содержания. Год выпуска — понятие условное.

Действительно, что определяет возраст сам по себе? Пробег, техническое состояние, даже внешний вид зависят не от года выпуска, а от того, в каких руках была машина. На это опытный покупатель и обращает внимание. Очень похоже на человеческие отношения: если есть серьёзные планы связать с кем-либо свою жизнь — обязательно идёшь познакомиться с семьей. Стараешься, так сказать, найти партнёра из хорошего дома.

А почему с машинами должно быть по-другому? Ведь они созданы, чтобы верно служить нам долгие годы. Поэтому и отбор проводится по человеческим законам. Перед покупкой немецкие специалисты всегда приходят в типографию (картонажное предприятие) на родное место машины — туда, где она впервые была смонтирована. Смотрят на всё: кто и как работает, где она стоит, какой ещё парк имеется. Учитываются все факторы и особенности эксплуатации, вплоть до порядка и климата в цехе или подхода к организации производства.

Например, выясняется, что, хотя машине 15 лет, печатала она совсем мало: в одну смену, да и то не всегда, т. к. загрузки не было. При этом на ней постоянно проводилось техобслуживание (система налогов в Германии поощряет типографии к заключению долгосрочных контрактов с производителем на сервисное обслуживание купленной новой техники). То есть машина регулярно смазывалась, проверялась, тестировалась, валики и подшипники менялись пунктуально по графику. Вот и получается: несмотря на солидный возраст, она ухожена, выглядит отлично, а главное, может ещё проработать целую жизнь. Такие машины отбирают и готовят к продаже по обязательной процедуре: тестируют, профессионально демонтируют, чистят, смазывают (не взирая на то, что она «и так чистая»). Затем заменяют все износившиеся части.

Почти всё полиграфическое оборудование состоит из движущихся и неподвижных частей плюс электрическое и электронное оборудование. Неподвижные сломаться не могут, скорее уж заржавеют, но это как раз и зависит от условий хранения и эксплуатации. Подвижные, разумеется, изнашиваются. Бывает, что и ломаются. Но их можно заменить и чаще всего — на более новую модель. То же и с электроникой. В результате машина получается не просто отремонтированной, а модернизированной. Причём по цене намного ниже оригинальной. А иногда удаётся переоснастить машины или расширить их комплектность, получив новую систему. И снова с выигрышем в цене.

По аналогии с годовалым автомобилем: в руках хорошего хозяина машина быстро продемонстрирует все скрытые дефекты (если они есть), которые будут своевременно устранены. И преподнесёт гораздо меньше неприятных сюрпризов, чем иная новая с завода.

Ну, а как же найти такого рачительного хозяина?

Преимущество подержанной техники в том, что она всегда подбирается по предварительному заказу и обязательно демонстрируется заказчику на своём рабочем месте. Разумеется, прицениваясь к предполагаемому объекту покупки, каждый задаётся вопросом: «Почему продают? Нет ли проблем?» К счастью (для конкретного клиента, разумеется), в последние годы эти вопросы потеряли актуальность. Пресловутый кризис прервал работу многих европейских полиграфических производств, и теперь, на радость покупателям, на рынке уже не отдельные машины, а целые обанкротившиеся (или убыточные) типографии с большим выбором всего на свете. «Кому — война, а кому — мать родна», — говорят в России.

В некоторых типографиях возраст основного машинного парка не насчитывает и трёх-пяти лет, но по существующим законам и традициям, а чаще — по реальному финансовому положению предприятия, всё продаётся по заниженным ценам. Годовалый «Мерседес»! Но, как видите, к техническому состоянию цена не имеет никакого отношения.

Подробно осветить все коммерческие проблемы и технические детали, связанные с подержанным оборудованием, в одной статье невозможно, поэтому здесь тема только обозначена в общем виде. В следующих номерах журнала вас ожидает новая тематическая рубрика, рассказывающая о специфике и новостях этого рынка, чтобы каждый читатель сам мог стать экспертом по всем интересующим его темам.

Нюансов много: типы машин, проблема запасных валов и других расходных материалов, запчасти и дальнейшее техобслуживание, демонтаж непосредственно в типографии, где тестировалась машина, профессиональная упаковка и погрузка оборудования, транспортировка в Россию, монтаж у покупателя и т. д.

Будем рады, если своими письмами и отзывами поможете наметить круг важнейших вопросов.

Об авторе: Др. Ирина Нитусова (mail@garfimex.de), директор компании Grafimex GmbH.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

comments powered by Disqus