2011.02.18, Автор: Игорь Терентьев3801 прочтений

CTP-2010: осторожно вверх

Теги: Publish

Итоги года и тенденции на российском рынке устройств прямого вывода офсетных форм (CTP). После провального 2009 г. цифры продаж внушают оптимизм - рост на 15%.

Есть такая традиция: «Каждый год под Новый год мы с друзьями идём…» Мы не претендуем на такие масштаб и популярность, как воспетые гением Рязанова. Зато наша традиция более деловая — вот уже пятый год незадолго до новогодних праздников и ещё на трезвую голову представители поставщиков российского рынка CTP собираются на круглом столе в редакции Publish. Рассказывают о результатах, обсуждают итоги года и тенденции рынка, дают прогнозы. На этот раз нам удалось собрать самый полный за все годы состав участников, включая производителей.

На этот раз нам удалось собрать самый полный за все годы состав участников, включая производителей

Мы пригласили всех, кто в течение 2010 г. поставил и запустил CTP для металлических форм в России — 8 компаний (в порядке убывания количества инсталляций): «Гейдельберг-СНГ», «НИССА Центрум», «Терем», «ЯМ Интернешнл», «Центр HGS», «ТЕРРА ПРИНТ», «Легион», «Паритет». По сравнению с 2009 г. круг сократился — ряды покинули «Полиграфические системы» (компания закрылась в марте 2010 г.), «Комлайн» (компания сообщила, что её интересы сместились в другие направления). Осенью о возобновлении поставок CTP Agfa объявил «МакЦентр», но реализованных проектов пока нет.

Важно, что на круглом столе согласились присутствовать все представители производителей — Agfa (к сожалению, директор представительства Илья Князев участвовал заочно), Heidelberg (имеет в России дочернюю компанию «Гейдельберг-СНГ») и Kodak (в лице руководителя допечатного направления Фёдора Смирнова). Это повышает доверие к результатам наших исследований.Подсчёты внушают оптимизм: установлено

69 устройств, что на 15% выше прошлогоднего показателя (60). С итогами 2009 г. можно ознакомиться в Publish № 1/2, 2010 и на нашем сайте: http://www.publish.ru/publish/2010/01-02/12079231/. Сумма инсталляций за все годы достигла 702 (703 при подсчёте по производителям) — рост базы на 11%. Подробные данные по производителям и поставщикам представлены на четырёх диаграммах — за 2010 г. и за все годы.Среди производителей в 2010 г. сменился лидер: доля Heidelberg беспрецедентно высока — 33,3%. Доля первой тройки, в которую вошли также Kodak (21,7%) и Agfa (15,9%), — 71%. Замыкающие пятёрку Fujifilm и Screen доводят её до 87%. Это почти магическое число — первые пять компаний удерживают такую долю рынка уже 3 года. Росла она постепенно (80% в 2006 г., 82% в 2007 г.), тогда ещё продолжалось перераспределение продаж в пользу более крупных игроков, а в последние годы цифры говорят о стабилизации. На фоне происходивших на рынке метаморфоз такое постоянство удивляет…

Общее количество проданных за год марок CTP осталось неизменным — 10. А вот состав команды изменился: отсутствуют HighWater, Xante, Optotec. По Xante всё ясно — её дистрибьютор «Комлайн» сознательно покинул рынок CTP. Не собирается продолжать продвижения Optotec и её российский партнёр «Паритет» — найден более перспективный бренд, китайский Cron. Касательно HighWater ситуация не совсем ясна. Оба партнёра компании («Иприс» и «ТЕРРА ПРИНТ») отчитались об отсутствии продаж. Впрочем, «Иприс», не имеющая поставок CTP уже второй год, объяснила это тем, что концентрируется на продажах цифрового оборудования Oce и новой для себя темы — печатного оборудования KBA-Metronic. Зато «ТЕРРА ПРИНТ» выполнила прошлогодние обещания, расширив список марок за счёт BasysPrint и Glunz & Jensen. Последние две вместе с Cron сохранили общее количество строк в таблице производителей. Сколько убыло — столько и прибыло.

Успех Heidelberg в прошедшем году сказался на общей доле компании за все годы — отыграно почти 2% рынка. Позиции лидера Kodak (194 инсталляции; 27,6% рынка) в обозримой перспективе недостижимы для преследователей, но ECRM (91; 13%) потеснена на третье место прочно обосновавшимся на втором Heidelberg (113; 16%). Положение Agfa, Screen и Fujifilm осталось неизменным, как и их доли на рынке. Доля рынка первой шестёрки — 87,8%. Это ещё одна магическая цифра, за все пять лет наших исследований не выходившая за пределы 86–88%, хотя состав шестёрки менялся.Среди поставщиков успехи «Гейдельберг-СНГ», являющейся 100% дочкой головной компании, ещё заметнее. Поставив 23 системы, «Гейдельберг-СНГ» почти вдвое улучшила прошлогодний результат, далеко обойдя «НИССА Центрум» (10; 14,5%). По факту, CTP с лейблом Made in Germany стали в 2010 г. локомотивом российского рынка. Владислав Бугаков («Гейдельберг-СНГ») на вопрос о секрете успеха скромно объяснил его оптимальным сочетанием характеристик аппаратов серии Suprasetter А52/А75: гибкость конфигураций, надёжность, привлекательная стоимость. Третье место сохраняет «Терем», также несколько потеряв в продажах, — 9 против 10 год назад. А вот на солидную четвёртую позицию неожиданно (а для кого-то — вполне предсказуемо) вышел игрок под названием «Прямая поставка». Справедливости ради отметим: в инсталляции и запуске машин обычно всё равно принимают участие официальные поставщики, хотя контракт на поставку заключался не с ними.

Владислав Бугаков (

Да, это заметная тенденция — сразу 8 типографий решили самостоятельно приобрести CTP за границей. Часть — б/у аппараты заслуженных и хорошо зарекомендовавших себя марок Kodak и Agfa. Насколько это оправдано, покажет время — всё-таки в секторе допечатного оборудования технический прогресс идёт намного быстрее, чем в традиционном печатном, поэтому аппараты, выпущенные несколько лет назад, существенно уступают современным. Хотя… На презентации в ноябре 2010 г. в итальянской «Ротолито» я обратил внимание на работающее в допечатном отделе устройство с маркой CreoScitex. Ему не меньше 10 лет, а делать своё дело продолжает в далеко не самой бедной европейской типографии.

Несколько улучшила позиции «ЯМ Интернешнл» — 6 инсталляций (5). Но достигнутое в мае 2010 г. соглашение со Screen на результатах пока не отразилось: хотя первый контракт уже заключён, исполнение его должно быть завершено в 2011 г. Зато работу с этим производителем продолжает «Центр ХГС», увеличив продажи, — 5 (4). Ещё один аппарат был намечен к поставке до конца года, но установка будет перенесена на следующий год. «ТЕРРА ПРИНТ» продемонстрировала успехи в нишевых рынках: установлено 3 CTP BasysPrint для обычных пластин и 2 струйных машины iCTP от Glunz & Jensen. Право на поставку последних имеют все поставщики, работающие с Glunz & Jensen, однако всерьёз заняться «экзотическими» системами пока решили только в «ТЕРРА ПРИНТ». Стабильный результат в 2 инсталляции уже второй год показывает «Легион» — это газетные системы Dotline, а «Паритет» предпочёл сменить партнёра — первая система от Cron экспонирует обычные пластины и установлена в репроцентре. Кстати, в начале 2011 г. о сотрудничестве с Cron объявила и «ТЕРРА ПРИНТ», поэтому здесь можно ожидать плотной конкуренции. Впрочем, ситуация, когда с одним производителем сотрудничает больше одного поставщика, для российского рынка CTP — дело обычное. Это также Agfa, ECRM, HighWater, Luescher, Screen. Правда, до последнего времени реальную конкуренцию мы наблюдали лишь среди партнёров Screen, остальные марки по факту продавались одним партнёром.

В общем положении поставщиков кардинальных изменений нет. Это было ожидаемо, ведь общие продажи за год всё равно заметно ниже максимумов 2006—2008 гг., внёсших наибольший вклад в формирование долей лидеров рынка. Естественно, улучшил позиции «Гейдельберг-СНГ», повысив долю с 14,2% до 15,2%. Этот процент потеряли лидеры: «НИССА Центрум» — 23,6%, «Терем» — 21%. В остальном изменения произошли уже после десятичной запятой, что не представляет особого интереса для анализа.

Технологии и форматы

Термальных устройств купили больше, тенденция продолжается. Конечно, это обусловлено потребностями рынка, на которые реагируют производители и поставщики: только такие устройства выпускают Kodak, Heidelberg, Screen. Предпочитает «термал» Agfa, имеющая в портфолио и «фиолетовые» аппараты. С этой точки зрения, неслучайна договорённость между Screen и «ЯМ Интернешнл». Хотя Fujifilm имеет в своей линейке и термальные аппараты, традиционно они в Россию не поставлялись и даже не представлялись на сайте поставщика. При этом доля «термала» несколько снизилась — с 72% до 70%, но заметно больше упала доля «фиолетовых» CTP — c 28% до 22%. Объяснение простое — альтернативные технологии.

Доля CTP для «обычных» термальных снизилась до 65,2%, но ещё больше потеряли фотополимерные — осталось 18,8%. Зато на третью позицию вышли CTP для аналоговых пластин — 5,8%. Возобновились поставки CTP для пластин, свободных от химии (4,3%). Не иссох ручеёк аппаратов для серебросодержащих пластин (2,9%), хотя это б/у системы. Есть и экзотическое новшество — специальные металлические пластины для струйных CTP (2,9%). На самом деле доля систем в секторе «свободные от химии» заметно больше: по политическим соображениям похожие решения от Fujifilm позиционируются как «малохимические», или low-chem. Пока мы поместили их в таблицу в графу «фотополимерные».

Три диаграммы продаж по форматам хорошо иллюстрируют печальную «улыбку» рынка, когда в год начала и разгара кризиса заметно упали продажи 8- и 4-полосных устройств. Результаты 2010 г. обнадёживают. Сегмент заметно вырос, ландшафт спроса на рынке выравнивается. Безоговорочный лидер 4-полосного формата — «Гейдельберг-СНГ». Именно здесь собран самых богатый урожай — 17 инсталляций (более 50% сегмента), что и обеспечило общий прорыв. Плюс компания оказалась единственным игроком в малом формате — все три проданных машины несут марку Heidelberg. Самая жаркая битва разгорелась в 8-полосном сегменте, где победил игрок… «прямая поставка» — 6 аппаратов. По три у «НИССА Центрум», «ТЕРРА ПРИНТ» и «ЯМ Интернешнл». Зато «НИССА Центрум» активнее других работала в сегменте 6-up, популярном у газетных типографий. 6 инсталляций — больше всех остальных, вместе взятых. Совсем малая доля пришлась на VLF-машины. 2 проданы «Гейдельберг-СНГ», одна — «НИССА Центрум». Впрочем, и это неплохо — аналогичная цифра здесь была и в благополучном 2007 г., а в остальные годы колебалась между 4 и 5.

Практика

Важный пункт обсуждения — интересные инсталляции и практика эксплуатации CTP. Поставщики рассказывали, чем примечательны отдельные проекты.

Александр Киреев («Терем») начал с рассказа об успешной инсталляции в типографии «Полиграфсервис» (Брянск). Там запущен газетный высокоскоростной комплекс — новейшее CTP Agfa :Advantage N-DL (в модельном ряду Agfa дополняет хорошо известную линейку Polaris) с производительностью 100 форм/ч и автоподатчиком. С собственной АСУ ТП типографии комплекс стыкуется через 1-битные TIFF. Инсталляция в «Полиграфбанксервис» (Москва) интересна тем, что в типографии используются свободные от химии пластины :Azura TS — это был конкретный выбор заказчика. Оборудование — CTP Agfa :Avalon N4-10S и промывной процессоор Azura С95 плюс ПО :Apogee Prepress. Ещё один подобный комплекс для свободных от химии пластин запущен в типографии «Сбербанка». «Теперь в "Сбербанке" вы наверняка увидите маркетинговые материалы, напечатанные с пластин :Azura TS», — добавил Киреев. Растет интерес и к специализированному ПО для допечатных процессов от Agfa. Типография «Вива-Стар» почти полностью перешла на технологию гибридного растрирования Sublima с линиатурой 340 lpi. Для этого был закуплен дополнительный модуль к работающей там АСУ ТП Agfa :ApogeeX, проведены настройки, калибровки и профилирование. Это заняло около двух недель, и результат оправдал все ожидания.

Слева направо: Андрей Степанов и Олег Гурулёв (

Максим Круглов («ТЕРРА ПРИНТ») напомнил, что в 2010 г. компания развивала два направления — basysPrint и Glunz & Jensen iCTP. По первому наиболее интересная инсталляция состоялась в московском репроцентре. К концу года среднемесячная загрузка на CTP basysPrint там достигла 6000 м2. Аппарат работает на самых разных пластинах, поскольку около 80% предоставляют заказчики. Интересно, что 2 из 3-х систем basysPrint установлены в репроцентрах.

Владислав Бугаков («Гейдельберг-СНГ») рассказал, что самое важное достижение — установка двух аппаратов формата VLF. В прошлом году компания успешно вошла в этот сегмент рынка — в типографии «Славянка» запущено первое CTP Heidelberg Suprasetter SuSe VLF 145, впервые установлено специальное ПО для производства упаковки и сложных этикеток — Package Designer (для проектирования) и Signa Packaging Pro (для электронного спуска полос). Ещё одна интересная инсталляция в типографии «ТБС Инжениринг» — комплекс для вывода форм сухого офсета и подготовки вывода для печати лентикулярных изображений.

Среди инсталляций также было 3 двухполосных CTP. Как правило, их покупают начинающие типографии, стремящиеся сэкономить. Машины могут быть прямо в типографии превращены в 4-полосные — это позволяет покупателю расти постепенно.

Михаил Ложников («Паритет») рассказал, что единственная инсталляция CTP Cron была для компании знаковой. Во-первых, это первое китайское CTP, во-вторых, предназначено для экспонирования обычных пластин. «До поставки у нас были опасения, что с китайским аппаратом могут быть проблемы. Однако опыт эксплуатации в работающем круглосуточно репроцентре доказал надёжность продукции Cron и соответствие реальных характеристик заявленным. Поэтому мы изучаем вопрос установки такой же машины и в собственном репроцентре. Экономия от обычных пластин оправдывает вложения. Да и сама машина заметно дешевле европейских аналогов». В «Паритете» уже обучены специалисты для работы с CTP Cron. При инсталляции совместимость с существующим допечатным ПО выполняется через 1-битные файлы TIFF.

Михаил Ложников (

Алексей Разумовский («НИССА Центрум») отметил, что состоялось несколько повторных инсталляций. Из примечательных — запуск полностью автоматизированного комплекса на основе CTP Kodak Magnus 400 с мультикассетной загрузкой в типографии «ВИНИТИ». Две системы Kodak Thermoflex в типографии «ГОЗНАК» используются для выпуска защищённой продукции, причём на них выводятся как офсетные, так и флексоформы. Формально инсталляция проведена не «НИССА Центрум», но компания участвовала в запуске оборудования и осуществляет сервис. Состоялась инсталляция 6-полосного аппарата в республиканской типографии в Улан-Удэ.

Лев Орлов («Центр HGS») отметил, что компания показывает стабильный результат, продолжая поставки проверенного оборудования Screen. Оно решает задачи клиентов — этим всё сказано. Не навязывая клиенту конкретный тип пластин, основной упор поставщик делает на оптимальной конфигурации машины для нужд заказчика.

Михаил Шпилькин («ЯМ Интернешнл») самым важным считает начало внедрения малохимических технологий — из 6-ти инсталляций CTP Fujifilm таковых 5. Одновременно компания переводила на новую технологию Pro V работающие системы — это ещё 4 проекта. Речь идёт о модернизации проявочных процессоров, которых в некоторых типографиях было больше одного. Наиболее очевидная выгода от перехода — сокращение расхода химии. Переход на новую технологию не повлиял на качество печати, даже улучшил. Причём Fujifilm постоянно улучшает качество пластин, поэтому в перспективе перешедшие на Pro V типографии могут получить ещё больший выигрыш. По цене же Pro V не отличаются от «обычных» цифровых. Уже есть первая продажа CTP Screen, запланированная к установке в 2011 г.

Перспективы

Оживление рынка и заделы на будущее вызвали более позитивные прогнозы, чем год назад.

Оптимистичен был Андрей Степанов («Легион»): хотя в 2010 г. произошло только две «обычных» для компании инсталляции CTP Dotline, он надеется, что компания расширит ассортимент за счёт других марок и таких перспективных технологий, как системы на пластинах, свободных от химии.

Лев Орлов (

Круглов («ТЕРРА ПРИНТ») упомянул, что, помимо реализованных проектов, в работе несколько систем, которые должны быть установлены зимой 2011 г. Открытое в 2010 г. направление iCTP он считает перспективным — решение, стоимостью от 40 000 евро, оптимально для корпоративных и ведомственных типографий с малыми объёмами вывода пластин, ограниченными площадями и стремящихся исключить работу с химией. Будут продолжать продвижение систем basysPrint для обычных пластин. После круглого стола стало известно, что в январе 2011 г. «ТЕРРА ПРИНТ» заключила соглашение с Cron.

Шпилькин («ЯМ Интернешнл») обратил внимание на отмеченную наградой Intertech Award за 2010 г. технологию Fujifilm ZAC. Процессоры для обработки пластин на ней позволят типографиям ещё больше сэкономить на химии (при использовании сочетания химии и термальных пластин от Fujifilm – до 90%) и повысить экологичность производства. Первая инсталляция намечена на I квартал 2011 г. В мире уже установлено более 4000 таких процессоров. По итогам 2011 г. среди инсталляций «ЯМ Интернешнл» появится уже два бренда — Fujifilm и Screen.

Киреев («Терем») уверен, что в следующем году удастся заметно улучшить позиции за счёт продаж ECRM — уже заключено 4 контракта. Хорошие перспективы у решений Agfa со свободными от химии (бесхимическими) пластинами — они очень легки в инсталляции, неприхотливы в эксплуатации, экологичны и экономичны. По его мнению, тенденция спроса на экологичные решения обязательно придёт в Россию.

Михаил Кувшинов (

Илья Князев (Agfa) отметил: «По поводу перспектив и ожиданий Agfa Graphics в части оборудования СТР значительное внимание, безусловно, уделяется бесхимическим технологиям. При существующем спектре и уровне качества бесхимических пластин марки Agfa было бы странно ожидать иного. Хотя, конечно, и традиционные цифровые технологии остаются в планах развития. Если говорить про российский рынок, то в связи с открытием в рамках представительства Agfa сервисного центра по допечатному оборудованию, равно доступного всем потребителям, ожидается дополнительный рост объёма поставок устройств за счёт расширения канала поставки. В целом же можно прогнозировать повышение спроса на СТР в ближайшее время, так как существенный рост мировых цен на серебро значительно удорожает использование плёночных технологий, что является очень весомым аргументом для перехода на СТР».

Ещё обсуждая итоги, года Кувшинов («НИССА Центрум») намекнул, что у компании есть серьёзный задел на будущее в виде реализуемых, но пока не законченных проектов. Среди важнейших направлений названы VLF, формат 8-up и 6-up, обсуждаются перспективы активности в 4-полосном формате. Наибольшие надежды связаны с заменой оборудования на новое (особенно систем конкурентов). «Увы, оборудование Kodak слишком долговечно, чтобы требовать замены, если не изменились задачи типографии», — полушутя посетовал Михаил. Но в целом в ближайшее время бурного развития офсетной печати в форматах B2/B3 ожидать не стоит. Разумовский добавил, что всплеск продаж в 4-полосном формате этого года — следствие наступления цифровой печати на позиции офсета. Чтобы этому противостоять, типографии выбирают резервы скорости и эффективности, в т. ч. за счёт допечатных процессов.

Смирнов (представительство Kodak) отметил, что после реорганизации управляемый ранее из-за границы, а теперь – из России бизнес Kodak стал гибче и отзывчивее на запросы потребителей. Открыт производственный участок по резке пластин. Перестроена логистика — всё оборудование и расходные материалы теперь ввозятся производителем. Всё это в ближайшее время должно благотворно отра-
зиться на развитии бизнеса и в 2011 г. поможет компании вернуть первое место по продажам CTP. Фёдор высоко оценил сотрудничество с «НИССА Центрум», заметив: «Развитие бизнеса Kodak невозможно без помощи нашего многолетнего дистрибьютора, работой которого мы очень довольны».

Ложников («Паритет») считает, что китайские CTP Cron будут востребованы рынком, особенно типографиями с малаформатными печатными машинами. Сыграют роль сочетание доступной цены аппарата (от 70 000 долл. в термальной конфигурации) и его «всеядность» в УФ-варианте, рассчитанном на обычные пластины. Продвигать решения Optotec компания больше не планирует.

Орлов («Центр HGS») отметил, что, не будучи поставщиком пластин, компания связывает надежды прежде всего с общим ростом и оживлением рынка. Спрос на печатную продукцию восстанавливается, а вместе с ним  появляются и потребности в оборудовании.

Владислав Бугаков («Гейдельберг-СНГ») подчеркнул значение правильного выбора расходных материалов для высокого качества печати и эффективности производства в целом. «Гейдельберг» предоставляет комплексные решения, поэтому расходные материалы Saphira оптимально сочетаются с оборудованием Suprasetter. В наступившем году компания предложит своим клиентам новые усовершенствованные артикулы пластин в линейке марки Saphira — Thermoplate P, Thermoplate PN, Thermoplate IQ.

Чтобы планировать, нужно знать

«Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно когда её там нет». Китайская мудрость приходит на ум каждый раз при виде разнообразных статистических данных по российскому полиграфическому рынку. Увы, заслуживающих доверия цифр почти не встречается — таковы реалии и непрозрачность рынка. Но, благодаря активному содействию представителей поставщиков CTP, хотя бы одну «кошку» в этой комнате мы успешно находим уже пятый год подряд. Может, дело ещё в том, что глаза её светятся лучиками лазеров… А если серьёзно – мы очень надеемся, что подобных лучиков будет больше. Потому что всем — и поставщикам, и заказчикам-полиграфистам — очень сложно оценивать рынок, делать прогнозы и строить планы при полном отсутствии достоверных данных. А ведь от его нормального и предсказуемого развития зависит благополучие практически всех наших читателей…


Типографии и регионы

Возвращение роста доли инсталляций в коммерческих типографиях, упавшей в 2009 г., прежде всего объясняется выравниванием рынка в сегменте 4-полосного формата. Итог — 71%. Заметно сбавили темп смешанные и газетные типографии — до 20% и 9%. Одно из объяснений даёт анализ распределения продаж по регионам. Выросли продажи в Центральном федеральном округе — с 45% до 52%. А ведь большинство газетных и смешанных типографий расположены в других регионах. Очевидно, там осторожнее инвестируют в допечатное оборудование либо не располагают достаточными средствами. По сравнению с прошлым годом изменилась тройка лидеров: вслед за ЦФО теперь расположились Приволжский ФО (14,5%) и Северо-Западный ФО (10,1%). Тяжелее всех пришлось регионам на востоке: Уральский, Сибирский и Дальневосточный ФО в сумме потеряли 11%. Интересно сравнить, как инсталляции образца 2010 распределяются по регионам в сравнении с общим итогом за все годы.


Продажи CTP в России

Продажи CTP по форматам

Продажи CTP по округам

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus