2010.07.203287 прочтений

Когда типографии заказывают музыку *

Теги: Печать Publish

Конструкционные особенности печатных машин стали определять заказчики: правила игры диктуют полиграфисты. Насколько приспособились к требованиям рынка производители флексографских печатных машин?

С незапамятных времён хорошо известен принцип: кто платит, тот и заказывает музыку. До недавнего времени производители печатных машин отказывались снисходить до такого благородства: полиграфисты получали то, что им могли на тот момент предложить, и должны были сами извлекать из техники максимум. В результате каждые несколько лет типографиям приходилось выкладывать немалые суммы за привилегию обладать машиной, которая делала то же самое, что и предыдущая, только чуть быстрее, чуть лучше. А ограничения оставались прежними…

Но ситуация изменилась: цифровая революция оказала серьёзное влияние на конструирование печатных машин и расширение их функциональности. Только сейчас полиграфисты начинают понимать, что музыку заказывать им: теперь не производители, а клиенты решают, что можно или нужно.

В Gallus ECS 340 гранитная станина

«В ответ на потребности клиентов, заинтересованных в дополнительных способах выделения своей продукции, наблюдается повышенный интерес к самым сложным конфигурациям печатных машин», — рассказал Ник Хьюс, менеджер по продажам в Великобритании компании Nilpeter, одного из ведущих мировых производителей флексографского печатного оборудования.

На вопрос, имеется ли в виду пересмотр технологии производства печатных машин, он, ненадолго задумавшись, ответил: «Не совсем. Определённые изменения в базовой конструкции позволяют нам добавлять новые элементы (например, устройства сушки горячим воздухом или снятия напряжения с полотна) и, само собой, создавать комбинированные модели с опциональными возможностями офсетной, глубокой и даже цифровой печати в линию. При этом сам подход к производству не претерпел радикальных изменений».

Сложность и функциональность

Многие нововведения в современных флексографских печатных машинах внедряются поэтапно: это объясняется, в том числе, и модульной конструкцией с возможностью постепенного наращивания сложности и функциональности. Среди преимуществ такого подхода — соответствие машины требованиям конкретного заказчика, с выдачей конкурентоспособной продукции для дизайна практически любого уровня сложности. В итоге клиент получает музыку ровно на ту сумму, которую готов заплатить.

Производство флексомашин постоянно оптимизируется, затрагивая отдельные элементы оборудования. Рулонная флексография не замедлила воспользоваться преимуществами сервоприводных двигателей с компьютеризированным управлением, практически полностью распрощавшись с приводными валами, редукторами и сложными системами муфт. При всей технологичности современной печатной машины само производство стало проще, чем десятилетие назад. А усложнилось входящее в комплектацию машины ПО.

В листовом офсете ситуация во многих отношениях диаметрально противоположная. Настолько, что для флексографии есть вероятность захватить сегмент рынка с неплохими прибылями. Поставщики офсетных машин, включая Heidelberg, manroland и Komori, реализуют амбициозные планы по переформированию производственных мощностей. Существенно изменили они и конструкции печатных машин с целью упростить сборку оборудования и повысить его эффективность. Но когда инициативы cтали набирать обороты, начался экономический кризис…

Возможно, именно такими, как :Dotrix, будут машины во флексотипографиях

Полагаю, уже не за горами тот день, когда значительная доля объёмов коммерческой печатной продукции будет выпускаться на комбинированных машинах с высокоскоростными модулями цифровой печати, надёжной основой для которых выступят флексографские технологии. Один из первых примеров работы такой схемы — Dotrix, совместное предприятие Agfa и британской Edale. Поначалу предложенное соотношение флексографской и цифровой составляющих представлялось не совсем верным. Казалось, что цифровая технология доминировала, а возможности флексографии были задействованы недостаточно.

Менеджер по маркетингу Edale Джереми Весткотт уверен, что сейчас такая точка зрения безосновательна: «Мы стараемся дать клиенту лучшее из обеих технологий. Например, нанесение кроющей белой и полноценных смесевых цветов, включая поддержку металлизированных оттенков и лакирования, можно реализовать в любой точке запечатываемого полотна. А спроектированное нами устройство порезки на листы выполняет рез по меткам: длина одного отпечатка может составлять 1,5 м, второго — 30 см. Мы крайне заинтересованы в перспективах Dotrix».

Но Edale не ограничивается ставками исключительно на эту разработку: её внушительная линейка печатного оборудования включает решения Alpha, Lambda и ряд технических инноваций для производства этикеток с защитой от вскрытия, холодным и горячим тиснением в один прогон, вставкой RFID-меток, голограммами, этикеток «оторви и прочти».

«Цифра» догоняет, но на ней свет клином не сошёлся

Набирает опыт в цифровой сфере и Nilpeter, в основном работающая с печатающими модулями Xeikon. Первые предложения компании подводила чересчур медленная работа цифровых компонентов, не успевавшая за скоростью флексографии. Сейчас ситуация меняется — Хьюс намекнул на готовые к коммерческому производству разработки.

Наглядно характеризует тенденции будущего коммерческой печати новая Gallus ECS 340. Машину конструировали специально под выпуск больших тиражей высококачественной продукции (в основном, этикеток), но она прекрасно справится со множеством других задач. Рассказывает вице-президент Gallus по исследованиям и разработкам Стефан Хайнигер: «В этикетках для потребительских товаров (продуктов питания, лекарств) стоимость запечатываемого материала достигает 50%. Мы проектировали ECS 340 с расчётом на максимальное сокращение отходов: так, длина запечатываемого полотна в 8-красочной конфигурации составляет всего 11 метров».

Такие достижения не могут не радовать, но это лишь один из аспектов современных технологий рулонной печати, на который упорно налегают все производители. Другие хорошо известные источники отходов — выход на приводку и поддержка стабильности цвета. В этом отношении машина Gallus достигла качественно нового уровня — благодаря стабилизирующей машину основе из гранита.

Пусть вам не кажется, что мы возвращаемся к временам Флинстоунов и каменному веку, — в производстве печатного оборудования гранит используется часто. manroland в офсетных машинах VLF устанавливает базовую конструкцию модулей на гранитную основу. Та стабильна, практически не подвержена расширению либо сужению, а монтаж вспомогательных конструкций с помощью лазеров обеспечивает непревзойдённую точность.

Но Gallus в работе с гранитом пошла на шаг дальше, задействовав его в конструкции печатной машины. Весьма разумно, ведь флексографская печатная форма монтируется достаточно мягким способом и любые вибрации в процессе работы — даже самые незначительные — в той или иной степени влияют на воспроизведение растровых элементов.

Стабильная основа, короткий тракт бумаги, современный уровень печати — ECS 340 объединяет все необходимые для максимального результата составляющие. Она и другие высокотехнологичные машины есть смысл комплектовать производительными цифровыми принтерами — например, Xerox 980 или новейшими струйными моделями HP с водными чернилами. Эти системы нового поколения наносят переменные данные с качеством коммерческой печати на скорости флексографского оборудования. Такая комбинация станет достойным конкурентом для Dotrix в этом быстро развивающемся сегменте.

Пока же стратегический подход к конструкции печатных машин таков: сокращать общую длину запечатываемого полотна и потребление электроэнергии, упрощать работу с оборудованием. Эти задачи ставила перед собой Mark Andy, разрабатывая новую печатную линию Performance. И, похоже, компания здесь преуспела.

Соответствие всем перечисленным критериям очевидно: в течение года после анонса продано уже, как минимум, 12 машин. При этом налицо дилемма, с которой сейчас сталкиваются все поставщики. Современная печатная машина в некотором смысле парадоксальна: улучшения в одном аспекте создают проблемы в другом. Итог — постоянная необходимость в компромиссе.

Конфигурации и цены

Менеджер Mark Andy по маркетингу Джил Смит так характеризует ситуацию: «На Labelexpo была представлена наша Performance 7, нацеленная на верхний ценовой сегмент рынка. Её успех поставил нас перед приятными проблемами: мы не успеваем предоставлять информацию по запросам на конфигурации и цены. Думаю, это хорошо, поскольку показывает заинтересованность рынка в новой технологии».

Для сокращения внутреннего тракта проводки полотна при сохранении точности подачи оптимальна установка печатных валиков с охлаждением. Этот подход и выбрала Mark Andy для P7. В УФ-конфигурации длина тракта составляет 1,35 м (такая конструкция несколько повышает энергопотребление). В отсутствие охлаждаемых валиков длина полотна увеличивается на треть, а сушка горячим воздухом добавляет к этому показателю ещё 50%. Сказанное выше отнюдь не критика, а наоборот — похвала. Mark Andy и её конкуренты получают множество заказов на самые разные конфигурации, поскольку типографиям приходится оперативно реагировать на запросы заказчика. Будет ли этому конец?

Упрощённая установка формных цилиндров, рассчитанные всего на 200 г краски аппараты и прочее — всё это плоды оперативных исследований и программ развития. Бесплатного сыра не бывает — инвестиции необходимо окупать. И здесь главный вопрос для производителя не в том, какую ещё опцию добавить, а в том, где остановиться. Всегда будут патенты, которые хочется скопировать, стоящая идея для разработки, требующий внимания потенциальный рост затрат. Конструкция печатных машин приближается к стадии выверенности, и акценты пора сместить в другую область. Очевидно, что одна из них — сокращение энергопотребления. Но расходуемую печатной машиной энергию можно и нужно использовать неоднократно. Возьмём двигатели с водным охлаждением и компрессоры. Возможно, есть способ направить скапливающуюся в воде энергию на другие цели?..

Если такой способ есть, одним из первых его внедрит, конечно же, производитель печатных машин.


* Журнал FlexoTech, апрель, 2010. Публикуется с разрешения издательства Whitmar Publications Ltd. ©, 2010.


Nilpeter F-4: ход в направлении очень комплексных машин

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Работы японских мастеров

    Дни открытых дверей Komori в Нидерландах — высокие полиграфические технологии встречаются с многовековыми традициями художественного мастерства.

     

  • На память о главном: готовимся к Новому году

    Перед самым главным праздником — Новым годом — мы решили ещё раз повторить запрос на открытки (Publish № 12, 2016, http://www.publish.ru/articles/201612_20013659), но решили сделать это на месяц раньше. Разве типографии не мечтают о заказчиках, которые делают всё загодя? Итак, наш запрос: открытка евроформата со сгибом, 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, печать — 4+4, бумага — мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     

  • Koenig & Bauer: старейшая компания с молодой душой

    Празднование 200-летия KBA, ознаменованное также ребрендингом и возвращением исторически более точного названия Koenig & Bauer, докатилось до России.

     

  • Диалектика Anicolor: переход количества в качество

    Самые современные модели печатной техники обычно появляются у нас в первую очередь в столицах. Но в этот раз было иначе — новинка была установлена в провинциальном городе. В типографии «А-Гриф» (Иваново) запущена первая в России печатная машина Heidelberg Speedmaster XL 75–4+L с коротким красочным аппаратом Anicolor 2. 5 октября компания «Гейдельберг-СНГ» организовала презентацию этого оборудования.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • У истоков книжной реки
     

    Открытая в 2014 г. в Таджикистане книжная типография «Гандж» стала, вероятно, самым масштабным полиграфическим проектом года не только в Средней Азии, но и на всём постсоветском пространстве. В августе 2017 г. мы приехали в Душанбе и убедились — это не «потёмкинская деревня», как иногда случается с масштабными проектами, а работающее с хорошей загрузкой и растущее предприятие.

     


comments powered by Disqus