101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

CTP-2009: рынок "улыбался"

  • Игорь Терентьев
  • 12 марта 2010 г.
  • 7193

В декабре 2009 г. в редакции Publish состоялся 4-й ежегодный круглый стол, посвящённый российскому рынку устройств прямого вывода форм для офсетной печати (CTP). Результатов мы ждали с беспокойством — состояние рынка в прошедшем году не обещало приятных эмоций; итоги оказались предсказуемо плохими — продажи снизились до 60-ти устройств, на 55,5% меньше прошлогодних 135. По объёму продаж рынок откатился на 4, а то и на 5 лет назад — ведь в 2006 г., когда круглый стол состоялся первый раз, было продано 107 CTP (при общей базе 199 устройств с 1999 г.). Но мы обнаружили и немало поводов для оптимизма. Например, процент падения оказался почти таким же, как по данным PricewaterhouseCoopers на рынке новых легковых автомобилей (в нём часто находят аналогии с полиграфическим) — 56%. А ведь на авторынке как-то работала государственная программа компенсации процентов по кредитам — полиграфистам о подобной поддержке остаётся лишь мечтать.

В переговорной было тесновато

Число представителей компаний («НИССА Центрум», «Терем», «ХГС», «Полиграфические системы», «ТЕРРА ПРИНТ Трейд», «Паритет»), принявших очное участие в круглом столе, оказалось рекордным за все годы. Заочно участвовали «Гейдельберг-СНГ», «Комлайн» и «Легион». В сумме количество инсталляций участников составило 86,7% рынка, а с учётом данных о прямых поставках — 91,7%. До двух сократилось количество компаний-«отказников» («ЯМ Интернешнл» и InitPress). Данные по их продажам (8,3%) мы оценили консервативно — по пресс-релизам и проверенной информации из типографий. Общие же итоги представлены на четырёх диаграммах — доли по поставщикам и производителям за 2009 г. и все годы. Сумма инсталляций за все годы достигла 633 (634 при подсчёте по производителям) — рост на 10%. Любопытно, что среди производителей на первые пять марок — Kodak, Heidelberg, AGFA, Screen и Fujifilm — в этом году пришлись те же 86,7%, что и в прошлом. Но тогда состав пятёрки был иным: Kodak, Heidelberg, Screen, ECRM, AGFA. Наиболее заметное изменение — потери позиций ECRM: за год продана всего одна система после 16-ти в 2008 г. Михаил Шпилькин («Терем») объяснил это тем, что основными покупателями CTP этой марки были региональные газетные типографии, которые в 2009 г. почти полностью приостановили инвестиционные программы. Как следствие — доля ECRM за все годы снизилась с 15,6% до 14,2% и равна доле Heidelberg. Почти на 1% увеличила долю AGFA — до 11,2%, доля Highwater выросла на 0,7%.

Среди поставщиков первая тройка и положение игроков в ней остались неизменными: «НИССА Центрум» (15 инсталляций), «Гейдельберг-СНГ» (12) и «Терем» (11). Но если в прошлом году на них в сумме пришёлся 71% продаж, то в этом «вес» призёров снизился до 63,3%. Впрочем, существенный отрыв от остальных игроков сохранился — «ЯМ Интернешнл» с 5-ю инсталляциями более чем вдвое отстаёт от «Терема». Далее следует «ХГС» (4), а «Полиграфические системы» и «ТЕРРА ПРИНТ Трейд» установили по 3 системы. На этом фоне не теряется и игрок под названием «прямая поставка» — ещё 3 машины были закуплены и ввезены типографиями самостоятельно.

В общем зачёте по поставщикам положение изменилось несущественно — на десятые доли процентов. Лидеры, суммарная доля рынка которых превышает 70%, прежние: «НИССА Центрум» и «Терем», далее с заметным отрывом — «Гейдельберг-СНГ» и «ЯМ Интернешнл». Доля «ТЕРРА ПРИНТ Трейд» выросла до 1,47% за счёт коррекции общего количества инсталляций компании за все годы — компания впервые участвовала в круглом столе, и мы задним числом учли ранее не включавшиеся в таблицу продажи.

Технологии и форматы

Как справедливо заметил Михаил Кувшинов («НИССА Центрум»), споры о важности технологии экспонирования — термальная или фиолетовая — практически прекратились, переместившись в другую плоскость. Констатируем: в прошедшем году было продано 72% термальных систем, остальные — «фиолетовые». Влияния альтернативных технологий на российском рынке не заметно. В общей инсталлированной базе термальных систем 55%, «фиолетовых» — 43%, оставшиеся 2% погоды не делают — только 6 систем работают с обычными пластинами.

М. Шпилькин (на снимке справа – А. Киреев):

По типам пластин год оказался консервативнее предыдущего. Лишь две CTP Agfa были установлены в конфигурациях для свободных от химии пластин. Очевидно, поддерживаемая производителями пластин и борцами за экологию тенденция перехода на беспроцессные или свободные от химии технологии себя ещё проявит — при оживлении рынка. Сейчас явно не время. А вот продажи систем для серебросодержащих пластин вряд ли будут расти — за год установлена только одна (в 2008 г. — 5, в 2007 г. — 9). Вероятная причина — такие пластины выпускает только Agfa. Но, как заметил Шпилькин, и миграции пользователей серебросодержащих пластин на другие также не наблюдалось. Сравнение диаграмм продаж 2008 г. и 2009 г. по форматам позволяет говорить о том, что гипотетическое предположение об «улыбающейся» кривой продаж для любых рынков в период кризиса проявилось и в секторе CTP. В такие периоды наибольшее снижение кривой наблюдается в среднем секторе, а самые дешёвые и самые дорогие решения страдают меньше. Хотя прямой зависимости между форматом и ценой нет, для рынка CTP 4-полосные системы обычно представляют собой ту самую золотую середину. В какой-то степени к ней можно отнести и 6-полосные газетные машины. В общей структуре продаж доли этих секторов снизились, хотя 6-полосный потерял немного. Именно нахождением в золотой середине Кувшинов объяснил и отсутствие за прошедший год продаж беспроцессных систем Kodak. Зато однозначно самые дорогие VLF-решения (помимо формата, они обычно богато оснащаются периферией и ПО) выросли с 3% до 8,3%.

Среди поставщиков в секторе 4-полосных систем лидируют «Гейдельберг-СНГ» (6) и «Терем» (5). По три 6-полосных машины установили «НИССА Центрум» и «ЯМ Интернешнл». В 8-полосном секторе первенство у «НИССА Центрум» (7), далее – «Гейдельберг-СНГ» (5). И почти все «сливки»VLF-системам сняла «НИССА Центрум» — 4 системы составили 80% продаж. Ещё одна инсталляция у «Терема».

Типографии и регионы

Процент инсталляций в коммерческих типографиях, два года находившийся почти на одном уровне (63–64%) снизился до 60%. Упала и доля чисто газетных инсталляций — с 16 до 10%. К выросшей до 30% доле смешанных мы отнесли и две инсталляции в репроцентрах — направление вывода форм на заказ постепенно набирает силу.

Как и ожидалось, продажи в регионах пострадали больше. И это тоже своеобразное следствие печальной «улыбки» рынка. Половина инсталляций пришлась на Центральный федеральный округ, а следом неожиданно вырвался Приволжский с 13%. Поскольку мы уже третий год подряд подсчитываем инсталляции по регионам, интересно взглянуть на общую картину с 2007 г. Она представлена на карте России. 70% CTP в стране за три года были установлены в трёх федеральных округах: Центральном, Сибирском и Северо-Западном.

Работа на местах: инсталляции

Говоря об интересных инсталляциях, Александр Киреев («Терем») выделил крупный проект в Московской газетной типографии (МГТ, бывшая типография «Московская Правда»). Он включает единую газетную АСУ ТП Agfa :Arkitex Prepress новейшей версии, две скоростные термальные CTP Agfa :Avalon N8, оснащённые системами полностью автоматической загрузки пластин, а также автоматизированный онлайн-комплекс пробивки-загибки форм немецкой Berth Maschinenbau. Киреев отметил: «Интеграцию газетной АСУ ТП с термальными CTP мы реализовали впервые». Программная часть комплекса :Arkitex, построенная на многоплатформенном решении, организует автоматизированный приём файлов, удалённое утверждение полос для неограниченного числа редакций, автоматизирует обработку полос и их немедленный вывод на CTP. МГТ обновила парк печатного оборудования, с вводом в строй современной рулонной машины предъявлялись исключительно высокие требования к надёжности и уровню автоматизации допечатного участка. Этим условиям комплекс от Agfa полностью удовлетворяет, обеспечивая печатный цех типографии непрерывным потоком форм в течение многих часов без участия человека.

А. Разумовский: «Небольшие типографии - покупатели CTP формата 4-up пострадали в кризис сильнее всего»

О. Запорожец: «Интересно и важно, что все три инсталляции этого года состоялись у новых клиентов»

Ещё одна инсталляция — термальное CTP сверхбольшого формата :Avalon N24 в красноярской типографии «ПИК-Офсет». Вместе с CTP поставка включает АСУ ТП :Apogee Prepress 6 и интернет-портал :Apogee Portal для удалённого утверждения полос. Смешанный тип производства типографии, печатающей журналы, книги и множество газет, требовал установки CTP, способного обеспечить одновременно высочайшее качество вывода и высокую производительность. Как и ожидалось, с вводом в строй :Avalon N24 были закрыты все потребности производства «ПИК-Офсет» в формах, существенно выросло качество печати. Киреев подчеркнул, что в поставку входит первая русифицированная Agfa совместно с «Терем» и другими партнёрами компании система Agfa :Apogee Portal. В 2010 г. начнутся её официальные поставки.

Наиболее интересной инсталляцией «Полиграфических систем» Олеся Запорожец считает установленную в Тюмени коммерческую CTP Screen PlateRite 6600E для вывода газетных форм и небольшого объёма коммерческих (в типографии всего несколько одно- и двухкрасочных листовых машин формата А3). В комплексе была спроектирована и запущена АСУ ТП Screen Trueflow SE Rite 6.01 с дополнительными модулями, запрошенными заказчиками. Реализованы генерация данных CIP3, нестандартный пакет растров: гибридный Spekta 2 для большого объёма работ коммерческой печати и АM-растр с разрешением 1200 dpi для газетной печати (аппарат имеет разрешение 2400 dpi). Вторая инсталляция интересна тем, что для компании это был первый опыт запуска CTP в репроцентре — «Позитив-пресс» (Москва). Их выбор в пользу Screen диктовался в том числе требуемым объёмом вывода.

С. Валуйский:

Михаил Ложников («Паритет») рассказал, что термальная 8-полосная CTP Optotec стала основой для собственного репроцентра компании. «Мы не собираемся конкурировать с клиентами-покупателями пластин и CTP — просто решили попробовать пока ещё не заполненную нишу», — отметил он. Технологически аппарат очень интересный — после замены лазера превращается в «фиолетовый», что дает возможность работать с аналоговыми пластинами, обеспечивает качественный вывод. Алексей Разумовский («НИССА Центрум») отметил две наиболее интересные инсталляции – в «Парето-Принт» (Тверь) и на Ижевском полиграфкомбинате. В первом случае был выигран тендер на масштабное решение по допечатной подготовке – получился уникальный комплекс, подобных которому «НИССА Центрум» ещё не поставляла. Мультикассетный CTP Kodak Magnus VLF-формата обеспечивает скорость вывода более 35 форм в час и состыкован с проявочной линией Techno-Grafica. Управление обеспечивается АСУ ТП Kodak Prinergy Connect.

Разумовский отметил примечательный факт, назвав его историческим: на Ижевском полиграфкомбинате термальное CTP Kodak установлено пользователям «фиолетового» фотополимерного CTP Fujifilm. Специалисты типографии провели подробные технологические тесты и убедились в достоинствах термального решения. «Если бы каждый выбирал CTP так тщательно, как это делал Вадим Севрюгин, то поставщиков на рынке могло остаться и меньше», – заметил Разумовский. Хотя на предприятии уже была АСУ ТП, из которой можно было бы организовать вывод через 1-битные TIFF-файлы, была установлена развернутая система Kodak Prinergy Evo.

Антон Перехода («ХГС») выделил инсталляцию недорогой «фиолетовой» системы Screen в Москве. При реализации проекта использовалось финансирование по линии программы поддержки малого бизнеса правительства Москвы. Для полиграфических предприятий это пока большая редкость.

Ещё более интересный проект — продолжение развития допечатного участка ИД «Алтапресс» (Барнаул). Установлена вторая СТР Screen 8800 — высокопроизводительная, на базе технологии GLV. Она интегрирована в общую структуру имеющейся АСУ ТП на базе Screen TrueFlow без дополнительных затрат на новое ПО.

«ТЕРРА ПРИНТ Трейд» оказалась единственной компанией, выполнившей собственный план по продажам CTP на год. Стефан Валуйский рассказал: «Мы выполнили план продаж в кризисный год, заключив 6 контрактов на поставку систем CTP: 3 на поставку HighWater (все инсталляции завершены), 2 на поставку систем BasysPrint (4- и 8-полосные машины для УФ-чувствительных аналоговых пластин) и машины iCTP Glunz&Jensen с применением технологии струйной печати. Инсталляции трёх последних запланированы на 1 кв. 2010 г.».

«Гейдельберг-СНГ» участвовал в круглом столе заочно. Среди наиболее интересных проектов компания отметила два комплексных проекта на базе CTP формата А1 с полной линейкой ПО и технологий: в типографиях «Картон Полиграф» (Калуга) и «Тверь-Контакт» (Тверь).

Ещё один заочный участник «Легион» отметил инсталляцию системы Dotline в ИД «Дважды-Два» (Благовещенск). Компания успешно выполнила задачу поставить комплекс в очень сжатые сроки. Срок поставки и надёжность оборудования были основными критериями выбора, поскольку ранее установленное CTP по ряду причин не устраивало заказчика.

Тенденции и перспективы

Хотя ситуация отнюдь не радужная, определённые перспективы просматриваются. Особенно с учётом наметившегося во второй половине года подъёма.

В «ТЕРРА ПРИНТ Трейд», как отметил Валуйский, всё ещё идёт поиск оптимальной модели развития допечатного направления. Будут продолжать продажи HighWater (ожидается до 5-ти). Получив опыт первых инсталляций систем BasysPrint, начнут активно продвигать и эту линейку. Но наибольшего роста по количеству ожидают от струйных iCTP, поскольку это очень доступная технология. Интересно, что при этом «ТЕРРА ПРИНТ Трейд» сотрудничает с «Теремом» по поставке CTP Agfa в связке с печатными машинам Shinohara. По мнению Валуйского, в ближайший год будут продаваться главным образом дорогие системы для типографий, крепко стоящих на ногах. «ТЕРРА ПРИНТ Трейд» планирует успешно поставлять доступные решения Highwater и iCTP в рамках тендеров по госзакупкам. Перераспределение долей производителей на рынке будет зависеть от гибкости реакции на запросы клиентов.

Алексей Искоростинский («ТЕРРА ПРИНТ Трейд»): «Первую систему от Glunz&Jensen iCTP PlateWriter мы сначала установим у себя и за пару недель тщательно её протестируем. Только после этого машина уйдёт к клиенту»

М. Ложников: «Выбирая производителя CTP из Китая, мы опирались на рекомендации наших давних партнёров по пластинам»

Перехода («ХГС») удовлетворённо отметил, что опасения не сбылись: большого альтернативного рынка б/у CTP не возникло — у таких решений совершенно другие покупатели, чем у новых. На рынке же с началом работы лизинговых компаний должно появиться больше покупателей, хотя и не так много, как раньше. Разумовский («НИССА Центрум») отметил: «Россия – огромный рынок, на котором обязательно будет движение. Будут заказчики, которым необходимо заменить устаревшие машины – ведь в 2009 г. мы отметили 10-летие прихода CTP-технологии в Россию. Другим заказчикам потребуется расширить мощности – установить вторую CTP. Мы будем развивать продажи комплексов, когда вместе с печатным (Ryobi) или послепечатным оборудованием предлагается CTP. За прошлый год таких проектов было 4. Должно положительно повлиять на рынок и решение об отмене пошлин на мелованную бумагу – уже начали возвращаться из-за границы заказы на печать. В текущем году эта тенденция должна сохраниться. Мы также предлагаем очень доступные и популярные решения – восстановленные на заводе производителя системы Kodak Trendsetter и Magnus. Причём с гарантией производителя – это может быть неплохой альтернативой для тех, кто резонно опасается любых б/у систем. Мы верим в наш рынок и выводим на него новые решения – такие как Flexcel NX и HIFLEX MIS».

Кувшинов («НИССА Центрум») заметил, что в прошлом году рост продаж начался во многом благодаря тому, что «люди устали бояться». Это относится и к полиграфистам, и к финансовым организациям, которые получили огромные денежные ресурсы от государства, но долго опасались вкладывать их в какие-либо проекты. Ложников («Паритет») рассказал: «Наш основной бизнес — пластины, рынок CTP для нас относительно новый. Имея большой опыт сотрудничества с китайскими поставщиками пластин, мы решили найти хорошего производителя CTP. Cron имеет многолетний опыт выпуска не только CTP, но и ФНА, ЦПМ и др. Посетили завод, на котором в тот момент собиралось около 70-ти устройств. Считаем, что сочетание возможностей CTP для вывода аналоговых форм с доступной ценой должно привлечь клиентов, особенно тех, кому так или иначе придётся перейти с ФНА без изменения технологической цепочки, — даже сохранив старую проявку».

Запорожец («Полиграфические системы») также подчеркнула роль финансистов: «Именно на их совести срыв множества лизинговых сделок — ведь даже отрицательного ответа от банков порой приходилось ждать месяц». Но осенью ситуация изменилась к лучшему — лизинговые компании повернулись лицом к клиентам. Поэтому есть ожидания возобновления отложенных проектов.

Киреев («Терем») заметил, что финансовый климат становится теплее. В конце 2009 г. возобновились работы над проектами, замороженными годом ранее. Проводятся и маркетинговые акции, подобные осенней — по замене ФНА. В ближайшие три года вполне возможно определённое восстановление рынка. По оценкам «Терем», речь примерно о 300 типографиях, готовых заменить ФНА на CTP. Этому будет способствовать и положение с фототехнической плёнкой — один за другим основные производители прекращают её выпуск.

«Легион» констатировал общее падение рынка, из-за которого были отложены многие проекты по развитию типографий, завязанные на печатную технику. Это привело к приостановке продаж перспективных систем CtCP Luescher.

«Гейдельберг-СНГ» ожидает от следующего года восстановления рынка — до уровня примерно 70% от докризисного.

Назад в будущее?

Окинем взглядом диаграммы, отражающие рост инсталлированной базы за весь период проведения круглых столов в Publish — с 2006 г. Увы, за последний год рынок выполнил пятилетний план со знаком минус — продажи упали до уровня 2004 г. Как скоро удастся отыграть потери? Оценивая рынок легковых авто, PricewaterhouseCoopers называет срок: не ранее 5-ти лет. Всё та же пятилетка… Но мы вместе с игроками полиграфического рынка надеемся на более благоприятный исход. Впрочем, любые прогнозы сейчас — дело малоперспективное. Просто надо работать и верить!


Продажи CTP в России

Продажи CTP по форматам 2008 - 2009 год

Инсталяции в регионах с 2007г.

Рост инсталлированной базы CTP в 2006 -2009 гг.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104