101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Кризис пришёл, что дальше?

  • Теги
  • FSP |
  • Игорь Кистенёв
  • 5 мая 2009 г.
  • 5632

Идея публикации антикризисных предложений носилась в воздухе и вызвала много положительных откликов. Было поддержано и желание редакции сопроводить рекламный блок заочным обменом мнениями между специалистами.

Предмет обсуждения — способы безболезненного переживания кризиса, анализ текущей ситуации и попытки её прогнозирования. Участники виртуального круглого стола — представители компаний-поставщиков оборудования и материалов (в следующий раз планируем пригласить руководителей печатных производств): Ашот Акопов, руководитель центра узкорулонного и флексографского оборудования Heidelberg; Олег Коптелин, генеральный директор Alliance Flexo; Андрей Комаров, менеджер по продажам «Реалайн»; Сергей Кузин, генеральный директор компании B2Print; Владимир Кулаков, генеральный директор группы предприятий УПАК; Светлана Мамаева, коммерческий директор Wasberger Group; Константин Михайлов, директор Norcross Viscosity Control по продажам в Восточной Европе; Виталий Москалёв, управляющий директор «Wasberger Россия»; Борис Петухов, руководитель направления «Grafotronic Россия», Павел Просветов, директор по маркетингу «Тампомеханика»; Дмитрий Пчёлкин, генеральный директор НЛК; Сергей Сатушев, технический директор российского отделения Rotoflex; Сергей Сафронов, начальник отдела продаж компании «Тампотрафарет»; Алексей Якимов, менеджер по продажам компании «ВИП-Системы».

Как стало ясно из частной беседы с представителем зарубежной фирмы-производителя, на рынке началась война льготных кредитов, финансируемых из собственных или государственных источников. При современных банковских кредитных ставках, далеко зашкаливающих за 20%, это единственный способ привлечения крупного потенциального клиента на свою сторону. И кто добьётся успеха сейчас, получит карт-бланш на успешную работу в ближайшие годы.

Печатное оборудование

Вышесказанное подтвердили Якимов, Коптелин и Акопов, сообщивший о наличии решений по целевому финансированию как силами самой фирмы, для чего создана структура Heidelberg Print Finance, так и с помощью банков-партнёров и работающих с ними лизинговых компаний. Анализируя ситуацию по срокам отгрузки изготавливаемой техники, Акопов отметил, что существовавшие ранее «очереди» на машины по понятным причинам резко сократились и теперь их можно получать с завода в среднем через два месяца (в зависимости от конфигурации).

Как отметил Кузин, «зарубежные партнёры всегда шли нам навстречу, понимая, что финансовые потоки в России сильно зависят от географического положения потребителей, а не только от их возможностей и рыночного статуса. Текущая рыночная ситуация прозрачна для всех участников рынка, и естественно, что наши партнёры предлагают более привлекательные условия для заказчиков их продукции, хотя многие европейские страны, например Великобритания, существенно пострадали от мирового кризиса. Так, падение фунта стерлингов составило около 25% по отношению к другим валютам».

Не менее интересны варианты продаж невостребованной техники. По утверждению Акопова, с которым согласились Кузин, Сафронов и Якимов, на российском рынке, слава Богу, таких прецедентов нет, но есть предложения по продаже техники из Европы, а также из демо-залов Gallus и EskoArtwork. «Наше главное антикризисное предложение, — сообщил Акопов, — будет представлено на LabelExpo-2009. Gallus уже несколько лет разрабатывала бюджетную модель флексографской машины (наши машины самые дорогие на рынке), подоспевшую как нельзя кстати. И это будет не “усечённая” или “лимитированная” версия имеющихся моделей, а образец новой архитектуры, базирующейся на современных технологиях, но ориентированной на низкобюджетные сегменты рынка».

Коптелин отметил преимущества небольших фирм-поставщиков, способных работать с минимальной прибылью и готовых поддерживать низкие цены: «От имени производителя мы предоставляем рассрочку на некоторые виды оборудования, не привлекая к проекту российские банки или лизинговые компании. На первый план выходит компактная, не требующая больших помещений техника, отличающаяся простотой в эксплуатации и не предъявляющая высоких требований к навыкам операторов. Предлагаем гарантию до 3 лет на некоторые виды оборудования, серьёзное внимание уделяем обучению клиентов и технологической поддержке».

Кулаков подчеркнул, что вопросы финансирования (размеры процентов по кредитам, условия платежа, сроки оплаты) всегда играли решающую роль при выборе оборудования российскими компаниями: «Предприятия, печатающие по упаковке, до недавнего времени создавались энтузиастами, которые рассчитывали на собственные силы и лишь в редких счастливых случаях могли заручиться поддержкой богатой компании-спонсора. Недаром среди печатных машин высшего класса, установленных за последние годы в российских типографиях, преобладает техника производителей, наиболее успешно решавших вопросы финансирования клиентов. А выпускать малобюджетные машины кризис заставил даже такую известную фирму, как Comexi, в конце прошлого года представившую, в дополнение к полностью автоматизированным суперсовременным моделям, “эконом-вариант” планетарной флексографской машины, по минимуму укомплектованной 8 секциями». Мамаева, согласившись с высоким спросом на малобюджетные решения, сообщила о начале поставок контрольно-перемоточных машин Grafotronic Light, а также о предложении приобрести по стандартной базовой цене перемотчик с функцией реверса: «Его задача — реверсивная перемотка полотна с целью контроля и выбраковки некачественных участков печати и персо-
нализации». Как отметил Якимов, EskoArtwork и «ВИП-Системы» уже несколько лет предлагают пакетные варианты поставки оборудования и/или ПО, благодаря чему стоимость компонентов заметно снижается.

«Стараемся предлагать оборудование во всех ценовых диапазонах», — сказал Кузин, одновременно обративший внимание на то, «что, исходя из кризисной ситуации, европейские производители качественной техники зачастую идут на беспрецедентное снижение цен, в результате чего при наличии средств можно приобрести отличные машины по низкой цене».

Отвечая на вопрос: всегда ли мощное современное оборудование на производстве — одно из важнейших условий выживания в условиях кризиса, Коптелин сказал, что и очевидные преимущества этой техники не застрахуют владельцев в условиях кризиса от больших затруднений.

Кулаков добавил, что «преимущество такого оборудования лишь в выпуске тех видов продукции, которые нельзя производить на простых машинах, и соответственно в работе с "продвинутыми" заказчиками. Но выживание предприятия в условиях кризиса, помимо наличия заказов от платежеспособных клиентов, сильно зависит от эффективности работы службы контроля качества при минимальных затратах».

Как считает Сатушев, «имевшиеся до кризиса большое портфолио заказов и высококвалифицированный персонал, в т. ч. управленческий, дают предприятию фору перед остальными игроками рынка. Когда это дополняется эффективным использованием современной флексографской техники, оснащённой системами контроля качества и печатающей на скоростях до 600 м/мин
с помощью высоколиниатурных анилоксов, позволяющих конкурировать с глубокой печатью при выпуске некоторых видов упаковки, успех обязательно будет».

Касаясь специфики рынка трафаретной и тампонной печати, Сафронов отметил: «Сейчас на первый план вышла гибкость производства/оборудования/персонала. Тиражи сильно сократились, поэтому для выживания компаниям приходится браться за любую работу, в т. ч. нестандартную. Но ведь и на современном оборудовании работают люди. Неквалифицированный работник даже на самом совершенном аппарате ничего хорошего произвести не сможет!»

По мнению Петухова, «если типография купила новое, мощное оборудование непосредственно до кризиса, то прямым следствием падения тиражей и неплатежей заказчиков являются простои, проблемы с оплатой кредитов, вынужденное сокращение расходов на персонал. Такие предприятия борются за заказы, значительно снижая цены и пытаясь выпускать непрофильную продукцию, что подрывает смежные секторы полиграфии». Вывод — наличие нового оборудования становится жёсткой проверкой способности его владельцев адаптировать производство к складывающейся ситуации.

Петухов уверен, что для хотя бы частичного ослабления влияния кризиса на типографии необходимо увеличить таможенную пошлину на готовые полиграфические изделия (журналы, самоклеящиеся этикетки и т. п.) по сравнению с пошлиной на бумагу, ибо последняя формирует 60–65% себестоимости готового продукта. «Все разговоры о том, что российские типографии не обеспечивают соответствующего качества, — блеф. Подобная мера позволит оживить рынок полиграфии. Что же касается закупки нового оборудования, то сейчас малые и средние предприятия откладывают проекты до лучших времён, а крупные ищут более дешёвые решения».

«При грамотном управленческом аппарате вопрос выживания вообще не должен подниматься», — считает Кузин. «Это всё равно, что играть в футбол при хорошей погоде или при проливном дожде – более техничная команда имеет больше шансов на успех вне зависимости от условий. Мы работаем на рынке технологий и продаём технологии, базирующиеся на оборудовании и расходных материалах, так что более оснащённые компании всегда будут находиться в более выгодных условиях, хотя бы потому, что смогут предложить более широкий ассортимент товаров».

Расходные материалы, комплектующие, сервис

Самый расходуемый материал в полиграфии — краска, поэтому неудивительно, что многие антикризисные предложения связаны именно с ней. Об одной из технологий рассказал Коптелин, предложивший для изготовления рулонной этикеточной продукции использовать ротационную машину высокой печати, традиционно работающую с УФ-отверждаемыми красками, но способную печатать и более дешёвыми офсетными. Повлияет ли кризис на организацию печатного производства и ассортимент расходных материалов? Тут ответы были различны…

По мнению Сатушева, «наши крупные производители упаковки, как это уже случилось в Европе, перестанут быть всеядными, сосредоточившись на выпуске продукции определённого типа. Уже известны предприятия, сконцентрировавшиеся на изготовлении ламинированной упаковки, создавшие мощный ударный кулак из специализированного оборудования. То же будет и при выборе материалов, например ПЭТ для ламинирования. В Европе более чем в 90% случаев применяется дешёвый физически активированный (коронированный) ПЭТ, а у нас в ходу импортный химически активированный от разных производителей, у каждого из которых своя технология, материалы и не поддающиеся входному контролю требования к качеству. Кризис резко ускорит переход упаковщиков на коронированный ПЭТ, тем более после начала его производства в России».

Кулаков согласился, что в условиях кризиса переход на дешёвые материалы, в т. ч. коронированный ПЭТ, очевиден: «Но нельзя забывать, что печать по нему требует специальных красок (на основе ПВХ для глубокой печати либо PVB/PU-смол для флексографской), которые дороже нитроцеллюлозных, и высокой технологической дисциплины, особенно если на одной машине печатают разными сериями красок». «Какого-либо заметного изменения ассортимента ждать не приходится, так как вариантов немного, а практически все дешёвые азиатские материалы сильно не дотягивают по качеству и стабильности до европейских и американских», — прокомментировал Пчёлкин.

Как отметил Сафронов, «рекламный рынок пострадал очень сильно, но наши клиенты, привыкшие работать на качественных материалах, стараются не изменять себе до последнего. А мы их в этом поддерживаем — где скидкой, где технологической помощью. Сейчас стараемся диверсифировать поставляемые материалы». Ассортимент расходников, по его мнению, должен сократиться, на рынке останутся лишь самые востребованные: «Если раньше я старался расширить его, то теперь ситуация не позволяет возить на склад редкие сорта красок, различных добавок и спецэффектов. Главное — обеспечить заказчиков наиболее востребованными материалами и не допустить перебоя в поставках».

По мнению Кузина, предприятия, занятые в этикеточной индустрии давно поняли, что экономить на расходных материалах недопустимо. «Печатники усвоили, что скупой платит дважды и стараются уменьшить затраты за счёт получения более выгодных условий поставок, но не новых материалов. Как и прежде, мы нацелены на поставку качественных, проверенных материалов и оборудования по более привлекательным ценам». Повлияют ли характеристики расходных материалов и комплектующих на сокращение простоев печатного оборудования, а следовательно, на снижение затрат при выпуске печатной продукции?

Отвечая на этот вопрос, Сатушев справедливо отметил: «Поскольку стоимость простоев оборудования велика, любые мероприятия, их сокращающие, можно только приветствовать. Например, использование красок со стабильными печатно-техническими характеристиками, не требующими частой остановки для очистки анилоксов и печатных форм; корректировки рецептур смесевых красок с учётом теоретической величины краскопереноса анилоксов; изготовление красок, желательно на станции смешения, с учётом характеристик запечатываемого материала и требований к упаковке; жёсткое соблюдение стандарта предприятия по оптическим плотностям СМУК».

«Не думаю, что это возможно, за исключением случаев откровенно некачественной и бракованной продукции или оборудования, с чем приходится иногда сталкиваться на предприятиях. Это вопрос профессионализма технологической службы производства», — считает Кузин.

Как отметил Кулаков, «по утверждению многих клиентов, не только обычные, нитроцеллюлозные краски Flexoplastol VF/5 или UniFlexo позволяют без остановок и перемывок отпечатать большой тираж, но даже более капризные на основе PU+NC-смол, типа Cinilam CF или LamiFlexo. А с клеем для ламинирования нового поколения от COIM-Novacote/Flexpack можно кашировать материалы при более низких температурах, на больших скоростях, без образования тумана и меньшем расходе, ибо из-за более жидкой консистенции он лучше растекается.

Помимо расходных материалов на загрузку печатного оборудования сильно влияет качество допечатной подготовки. Все согласятся, если печатные формы при минимальном времени настройки обеспечат соответствие контрактной цветопробе, а залитая в секции краска при минимуме временных затрат (вся работа по контролю рецептур и концентрации проведена ранее) даст точное совпадение с заданными величинами оптических плотностей, простои печатной машины будут сведены к минимуму. И тогда, как говорит генеральный директор “Полиграфоформление-Флексо” Иван Мисюченко, можно будет продавать не упаковку, а машинное время».

«Надеюсь, кризис поспособствует повышению грамотности управленческих и технологических отделов предприятий», — сказал Кузин. «В целом отрасль должна стать более эффективной. Это касается и расходных материалов и комплектующих — на рынке должны остаться не дешёвые и ненадёжные продукты, а стабильные и технологичные: придерживающиеся этой стратегии предприятия добьются максимального успеха».

По мнению Якимова, влияние расходников на эффективность работы огромна: «Качественные материалы и комплектующие позволяют увеличить интервалы планово-профилактического обслуживания, что повышает эффективность производства и снижает эксплуатационные затраты».

По словам Мамаевой, «качественные комплектующие значительно сокращают простои оборудования. Например, срок работы УФ-ламп свыше гарантированных 1000 часов повышается благодаря высококачественному сырью и новым технологиям. Немаловажный итог — только плановые замены ламп. Специальная серия гибких вырубных ножей 3L от Kocher&Beck имеет срок службы, соизмеримый с ресурсом цельнолитых валов, — в 5 раз больше, чем у стандартных штампов. Высокая твёрдость керамики современных анилоксовых валов (сегодня этот показатель не должен быть ниже 1600 ед. по Викерсу) и её низкая пористость (менее 1%) обеспечат высокий уровень повторяемости печати и их надёжную работу в течение многих лет, что чрезвычайно важно для отраслей печати этикетки и гибкой упаковки. В кризис важно не экономить на качественных комплектующих и материалах, ведь скупой платит дважды. И не бойтесь работать с новыми технологиями: они не только помогут сэкономить сегодня, но и расширят ваши возможности завтра!» Интересные и порой противоречивые мнения был высказаны при обсуждении вопроса: можно ли сэкономить на краске, не теряя в качестве?

«Можно, и мы предлагаем решение, базирующиеся на современной допечатной подготовке, — рассказал Якимов. — Система концентрического офсетного растрирования сэкономит 15–35% краски. Представление растровой точки в виде комбинации концентрических окружностей ограничивает толщину красочного слоя, способствуя стабильности печати и повышению линиатуры без побочных эффектов в виде муара, растискивания и резких переходов».

«Смотря что и как печатать, — заметил Сафронов. — Для дешёвой продукции можно использовать дешёвую краску, но есть и другая сторона медали. Разумный хозяин сто раз подумает, прежде чем в дорогую машину лить «заборную» краску. Это как в бак автомобиля, который ездит на бензине, залить дизельное топливо со словами: оно же дешевле!»

Комаров считает, «самое главное — разделять экономию на расходных материалах от экономии на качестве. Не секрет, что в докризисные времена многие могли себе позволить не тратить время и средства на поиск оптимального набора материалов. Предпочтение отдавалось известным, привычным брендам; предложения с лучшим соотношением цена/качество игнорировались
с безапелляционным вердиктом:
у меня и так всё хорошо, зачем что-то менять?! Сейчас всё больше типографий пытаются сэкономить на расходных материалах, переходя от поставщика к поставщику.

Но сократить издержки при сохранении требуемого уровня качества поможет лишь беспристрастный выбор, когда критерием выступает достижимость необходимого результата, а не абстрактных показателей. Надо трезво анализировать условия поставщика. Заманчивая цена может обернуться дополнительными издержками из-за срывов поставок, а то и отсутствием стабильности (по сути, качества) материала. К сожалению, демпинг также встречается. А значит, есть риск, потратив силы, время и деньги на подбор материалов, вновь вернуться к выбору поставщика из-за поменявшихся условий работы или постоянных срывов поставок».

«Можно, улучшив эффективность работы отделов подготовки краски на печатных производствах», — считает Кузин. «При смене поставщика, в зависимости от объёмов производства, можно эффективно сэкономить лишь при снижении цены на краску не менее 20%, что сложно обеспечить при сохранении её качества. Столь высокий процент объясняется затратами на повторную калибровку и настройку технологического цикла».

Об интересном способе сэкономить краску с помощью систем автоматического контроля её вязкости рассказал Михайлов: «Нынче многие рассматривают подобные устройства чуть ли не как предмет роскоши, откладывая их приобретение, но забывают, что повышение качества печатного процесса позволит сэкономить гораздо больше. Основных причин три: точное и пропорциональное добавление растворителя в краску; стабильная печать благодаря стабильной вязкости, сокращающая отходы материала и количество возвратов; сокращение простоев из-за вынужденных смывок печатных секций. Цена типовой системы контроля вязкости для 6-секционной машины начинается с 20 000 долл., а ущерб от простоев оборудования и потерь запечатываемого материала бывает с ней несопоставим. Чёткая тенденция сокращения расходов на персонал — дополнительный аргумент в пользу автоматизации.

Экономить краску можно, постепенно снижая её вязкость при тщательном одновременном контроле качества печати. Если исходная вязкость, например, равна 22 с, то первые проблемы с цветом могут начаться при её падении до 18 с. А удерживая вязкость на уровне 19 с, сэкономим краску, не снизив качества. По данным Flint Ink, доля растворителя, добавляемого для коррекции вязкости всего на 1 с, — 5–16%. Самые консервативные расчёты показывают: благодаря системам контроля вязкости экономия на краске достигает 10–11%. Да и само их использование — отличное конкурентное преимущество в глазах заказчиков, ибо гарантирует стабильность цвета на оттиске». Как отметил Сатушев, «хотя использование современного оборудования в полутоновой растровой печати и требует красок с очень высокой пигментацией, малый краскоперенос также даёт ощутимую экономию. Появление новых флексомашин, у которых 10 печатных секций дополнены модулем ламинирования, потребовало создания составов, обеспечивающих после печати и ламинирования в линию минимальное содержание остаточных растворителей. Именно таковы новые краски Rotoflex серии 27, устойчивые к пастеризации и даже лёгкой стерилизации (121 °С). Вполне реальна экономия при работе с красочными высококонцентрированными составами, ибо их разбавление лаком даёт возможность рационально использовать пигмент (самую дорогую составляющую красок) и получить максимальную насыщенность оттисков. При достаточном содержании свободного связующего в краске улучшаются экономические (пониженный расход краски в расчёте на 1 м2 продукции; общий объём продукции, запечатанный с помощью 1 кг краски) и качественные (связанные с липкостью краски) показатели печатной продукции». Как рассказала Мамаева, производители анилоксовых валов предлагают технологические решения, позволяющие сэкономить на дорогостоящей трафаретной краске. В большинстве случаев её (как правило, кроющую белую или металлики) можно заменить флексографской печатью: «Плотность и толщину обеспечит большой объём краски, переносимый специальным анилоксом. Экономия значительная — трафаретная краска дороже флексографской, не нужны трафаретные формы, следовательно, и вся химия для их изготовления. Правильно выбранные анилоксы обеспечат плотный укрывистый слой при печати в один проход, а не как раньше — в два. Поможет в этом новая технология Easyflo HD от Cheshire Engraving, использующая обычную белую или другую флексографскую краску».

Особое мнение высказал Кулаков: «Соотношение цены материала к его качеству должно быть оптимальным. Это особенно характерно для производства упаковки, где в роли запечатываемых носителей используется огромный ассортимент материалов, при дальнейшей обработке подвергаемых различным воздействиям. Не следует забывать и про требования к совместимости с упаковываемым продуктом. Особенность российского рынка — отсутствие большого числа нормативных документов, определяющих требования к качеству и характеристикам упаковки, порой, приводящее к парадоксальным ситуациям. Так, при введении акцизов на денатурированный этиловый спирт и продукцию с его применением многие, дабы сохранить конкурентную цену на лакокрасочные продукты, перешли на иные растворители, зачастую не безвредные. В то время как количество остаточного растворителя в упаковке у нас не нормируется.

Другой пример — упаковочный материал, в роли внутреннего слоя которого для обеспечения возможности сварки выступает белый полиэтилен, чьё набухание под воздействием агрессивных веществ, входящих в состав майонезов, тоже не регламентируется. А ведь набухание — не что иное, как начальный этап растворения полиэтилена в майонезе. Да и суперконцентрат для производства такой плёнки, как правило, используют со скользящей добавкой на основе олеамида, а не стойкого к агрессивным средам, но более дорогого и используемого во всём мире эрукамида. И таких примеров множество».

На неочевидную, казалось бы, взаимосвязь между качеством печатной продукции и экономией красок указал Сафронов: «Печать на текстиле — дорогой сегмент рынка, самый дешёвый носитель (футболка) стоит не менее 3 долл. Экономия от печати недорогими красками может привести к заметным потерям. Потому среди наших предложений — качественные краски Excalibur со скидками до 20% (результат импорта из долларовой зоны). Экономия достигается не только благодаря скидкам, но и вследствие высокой кроющей способности красок, уменьшающей их расход». Вопрос качественного сервиса и консалтинга в нынешних условиях ставится острее, чем прежде. Как рассказал Москалёв, «регулярно, благодаря помощи зарубежных партнёров, проводим для клиентов технические семинары, модернизируем установленную технику. Например, заменяем контроллеры перемоточных машин на более современные, более функциональные версии. Тут и удалённая диагностика, и защита от несанкционированного доступа. Регулярно обновляется список опций для машин Grafotronic, позволяющих работать с новыми материалами (фольга, плёнка, картон). С апреля по июнь приглашаем желающих для аудита покрытий и монтажных шеек анилоксовых валов (от 6 экз., постоянные партнёры — на любых условиях), который произведут приглашённые в Россию специалисты английской Cheshire Engraving. Суть инспекции — оценка состояния ячеек, стенок, измерение реального краскопереноса. Будут даны рекомендации для пополнения парка анилоксовых валов в рамках небольших бюджетов». На расширении спектра сервисных услуг сделал акцент Якимов, сообщивший о практике EskoArtwork по заключению пакетных сервисных договоров, покрывающих все работы по обслуживанию техники и поставке запасных частей. В рамках подобных, касающихся программных средств соглашений выполняются все необходимые обновления, предоставляются консультации, делается диагностика.

«Сервисные услуги несколько расширились, что связано с уменьшением затрат на рекламу. Мы начали устраивать локальные семинары-презентации прямо на производствах: нам проще приехать к клиенту, чем ему к нам, тем более если речь о регионах», — говорит Кузин. «Кризис ускорил расширение спектра сервисных услуг», — согласился Сафронов.

Платежи и ценовая политика

Низкая цена или льготные условия поставок становятся в кризис одними из главных конкурентных преимуществ. Поэтому акцентирование Пчёлкиным внимания на этой стороне вопроса не удивило: «Мы по-настоящему серьёзно приступили к работе с американскими производителями расходных материалов (INX International, Ashland), что при нынешнем соотношении курсов евро/доллар даёт приличную экономию без потери качества. В нашем ассортименте — широкий спектр УФ-отверждаемых материалов “Графилак” отечественного производства. Ценовую политику не меняли, система скидок в зависимости от объёма заказа была всегда, хотя сейчас актуальнее специальные цены при наиболее интересных условиях оплаты (небольшая отсрочка или предоплата)».

«Система скидок в зависимости от объёма практиковалась нами всегда, — говорит Комаров. — В условиях кризиса проводим большую работу с зарубежными партнёрами, чтобы сформировать у них реальное представление о ситуации на отечественном рынке расходных материалов. Что позволяет в большинстве случаев фиксировать цены для типографий на прежнем уровне. На ряд материалов удалось сделать практически «антикризисное» предложение. В ситуации, когда объёмы заказов основной массы клиентов упали, можно считать, что условия их работы с нами изменились в лучшую сторону».

«На импортируемую продукцию невозможно удерживать рублёвые цены на докризисном уровне, — в свою очередь подчеркнул Сафронов. — Но когда клиент реально заинтересован в наших товарах или услугах, всегда стараемся договориться, для постоянных же заказчиков скидки всегда были и будут!»

На проблеме своевременных платежей заострил внимание Просветов: «С конца 2008 г. принимаем меры по сокращению просроченной дебиторской задолженности, которые, откровенно говоря, не всегда находили понимание у клиентов. Самая популярная отговорка — "Нам ведь тоже не платят…" Но если не платят, зачем отгружать? Постепенно большинство осознало, что поставщик сможет выполнять обязательства лишь при своевременных выплатах клиента. Если полиграфические предприятия не научатся добиваться того же от своих заказчиков, скорее всего, у них скоро не будет денег не только на закупку сырья, но и на зарплату сотрудникам».

Своё видение ситуации высказал Пчёлкин: «До определённого момента относимся с пониманием к проблемам партнёров. Но, в любом случае, работа с дебиторской задолженностью во время кризиса выходит на первое место, так как получить назад свои деньги становится намного сложнее, чем осуществить отгрузку. В идеале эти риски должны брать на себя банки, но, к сожалению, они сейчас либо совсем не предоставляют услуг по факторингу, либо делают это крайне неохотно и под огромные проценты».

«Стараемся быть честными с партнёрами и не боимся диалога об условиях работы, — говорит Комаров. — Бывает, управленцы типографии не до конца осознают серьёзность финансовой ситуации. Принимая товарный кредит от поставщика за панацеею, они только усугубляют положение. Итог может быть печальным для обеих сторон. На страницах отраслевых журналов периодически поднимается тема о выступлении поставщиков расходных материалов в роли банков, дающих типографиям беспроцентные кредиты. Сейчас это актуально как никогда. Зная о нынешней ситуации с банками и условиях получения кредитов, несложно представить цену каждого дня отсрочки платежа. Постоянно разъясняем обоснованность наших условий, стараемся найти с клиентами компромисс. Как правило, находим понимание».

«Сами стараемся не залезать в долги и другим не советуем, — резюмирует Сафронов. — Максимум, на что идём, — отсрочка платежа на неделю. В условиях нестабильности задержки могут разорить любого, ведь большинство материалов для печати импортные. Их поставщик даёт отсрочку в валюте, а заказчик тиража, как правило, расплачивается с типографией в рублях. И если за период отсрочки происходит значительное изменение курса валюты, никакой прибыли не хватит, чтобы расплатиться с поставщиком материалов».

По мнению Кулакова, «всегда, а не только в условиях кризиса, основной фактор успеха предприятия — грамотное соотношение цена/качество для выпускаемой продукции и работа с заказчиком. Ситуация с платежами, их своевременностью и стабильностью, зависит от цепочки производитель-покупатель, наличия денег у клиента и желания покупать. Компании, изначально ориентированные на обман партнёров, из числа активных игроков российского рынка уже выбыли».

Действительность и прогнозы

Как отметил Москалёв, мировой кризис сильно повлиял на покупательную способность внутри России и в индустрии печати, в частности «налицо значительное снижение объёмов закупаемого оборудования и комплектующих. Многие предприятия не выдерживают долговой нагрузки вследствие значительных финансовых обязательств или от взятого в лизинг в предкризисное время оборудования. Слаба структура менеджмента, подчас отсутствуют программы антикризисного управления. Поэтому предполагаем, что в среднесрочной перспективе произойдёт передел рынка — слияния и поглощения, возможна консолидация вокруг более сильных игроков, главным образом концентрирующихся в центральной России, оснащённых современным печатным оборудованием и технологиями».

«Сейчас большинству предпринимателей приходится увольнять часть сотрудников и перестраивать организационные схемы в любом производстве, не только печатном, что для многих может оказаться благом, ибо штат сотрудников был непомерно раздут, особенно в сравнении с аналогичными производствами в Западной Европе», — подчеркнул Пчёлкин.

«Надо признать всю глубину и остроту нынешнего кризиса и не делать вид, что нас это не коснулось или у нас всё в порядке, — говорит Акопов. — Сейчас главное — проанализировать ситуацию, своё место в ней, найти оптимальный путь выхода. Многие согласны, что нужно извлечь из неё максимум, использовать для интенсификации деятельности, очищения и оздоровления «организма», выйти из кризиса ещё сильнее, чем были. Именно такой стратегии мы придерживаемся,
в этом же направлении работают (или
думают, что работают) остальные. Посмотрим на результаты года через два (а сколько, вы думаете, продлится кризис?)… Полагаю, первый шок от осознания самого факта кризиса у многих прошёл. Некоторые наши клиенты даже и не очень-то его в своей повседневной работе ощутили. Да, тяжелее стало с кредитами, хуже платят заказчики, но жизнь и работа не остановились! Мы уже ощущаем некоторый подъём активности по сравнению с осенью-зимой прошлого года. Это не означает конец кризиса, но говорит о том, что люди стали адаптироваться к новой обстановке, которая уже никогда не станет прежней».

По мнению Коптелина, одним из результатов кризиса станет разукрупнение больших предприятий: «Когда тиражи сокращаются, а регулярность поступления заказов нарушается, большой структуре сложно содержать огромный штат. Возможно, процесс разукрупнения приведёт действующие предприятия к популярной на Западе модели — небольшому парку машин и минимальному штату сотрудников, когда дешевле содержать иногда простаивающее оборудование, чем платить людям зарплату. Скорее всего, увеличится число «семейных» фирм, где 2–4 человека выполняют все функции, от директора до печатника».

Кулаков считает, что «мировой кризис дал всем огромный шанс по-новому взглянуть на ситуацию, пересмотреть взгляды и отношения. Перестроившие политику и видение бизнеса имеют большие перспективы. К сожалению, не всё зависит от предприятий, многое определяет экономическая политика правительства. Будем надеяться, что элементарное чувство самосохранения заставит его сделать, наконец-то, правильные шаги, которые позволят развиваться России так, как того заслуживает населяющий её народ».

Говоря о будущем европейского рынка печатного оборудования, Михайлов отметил произошедший за последние годы резкий рост качества печатной техники изготавливаемой в Бразилии, Азии и Восточной Европе. При явных проблемах западных компаний, например итальянских, это вполне может помочь «новичкам» потеснить грандов из сегментов техники высшего уровня, учитывая высокую стоимость машин последних.

Ещё оптимистичнее взгляд Москалёва, словами которого хочется завершить наш виртуальный круглый стол: «В долгосрочной перспективе, на фоне девальвации рубля, когда выгодность импорта снижается, следует ожидать появления отечественных производителей оборудования и комплектующих, переноса ряда зарубежных производств на территорию России».


Владимир Кулаков: «Выпускать малобюджетные машины кризис заставил даже такую известную фирму, как Comexi»

Олег Коптелин: «От имени производителя мы предоставляем рассрочку на некоторые виды оборудования»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 19



LOGO

«Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-63551 от 30.10.2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Политика обработки персональных данных

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
КОНТАКТЫ
  • Руководитель проекта
  • Денис Самсонов
  • denis@osp.ru
  • Главный редактор
  • Дмитрий Старцев
  • dimastar@publish.ru
  • Рекламный отдел
  • Александра Козлова
  • kozlova@osp.ru
LOGO

Авторские права на все статьи, размещённые на сайте Publish, принадлежат издательству "Открытые системы". Их полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом допускается только с письменного разрешения правообладателя..

12+

© 1996-2024, ООО «Издательство «Открытые системы»