2009.02.05, Автор: Дмитрий Старцев3518 прочтений

Чёрно-белый мир

Теги: Справочник покупателя Publish

Выбираем монохромную ЦПМ.

Ricoh Pro 1356 EX

Oce 6250

Canon iR7105

Kodak Versamark Products

Xerox Nuvera

Konica Minolta bizhub PRO 1050e

Монохромные цифровые печатные машины, изначально менее конкурентоспособные для массового рынка печати, стоят порой ничуть не меньше цветных. Казалось бы, преимущество на стороне последних. Например, HP Indigo, хоть и машина цветной печати, с успехом выполняет ч/б работы, так как цена оттиска зависит от количества используемых красок, то есть «чёрный» отпечаток ровно в 4 раза дешевле CMYK. А вот монохромная ЦПМ цвет не сможет напечатать по определению. И отношение к ч/б печати не вполне уважительное — «чернуха», особенно с внедрением в повседневную жизнь устройств с цветными экранами — люди привыкли получать информацию в цвете. А заказчики ч/б печати традиционно менее требовательны к качеству.

Но монохромная печать не довольствуется ролью бедной родственницы. Есть задачи, которые она решает успешно и эффективно: от печати бланков и книг до создания сложных персонализированных документов. И цифровой способ играет здесь весьма важную роль.

Что за зверь

Эпоха цифровой монохромной печати началась с момента, когда Xerox в начале 1980-х потеряла патентный эксклюзив на изобретённую ею электрофотографическую технологию изготовления копий и перестала быть монополистом. Компьютер как раз в то время стал персональным, а благодаря открытой архитектуре IBM PC, был доступен для изготовления каждым желающим. Множество компаний бросилось осваивать новые рынки. Резко выросла и потребность в офисной печати. Копировальные центры, предлагавшие печать как услугу, впервые стали конкурировать с офсетными типографиями. В 1990 г. Xerox выпустила машину семейства Docutech 6000, печатающую 180 А4 стр./мин, а потом в линию сшивающую или склеивающую брошюру. Машину в больших количествах стали использовать типографии для печати коротких и нерегулярных тиражей ч/б продукции — это дешевле и, главное, быстрее, чем большинство офсетных производств. Так родилась модель производства Print on Demand («печать по требованию»). С тех пор Xerox поставил около 25 тыс. машин DocuTech. Kodak не осталась в долгу и выпустила устройство на той же технологии, но под именем Digimaster, которое и сейчас можно считать одним из первейших конкурентов Xerox DocuTech.

Другим серьезным конкурентом стала голландская фирма Оce со своей оригинальной технологией переноса изображения на бумагу OCE CopyPress. Для закрепления не требуется высокая температура печки, так как тонер фактически «вдавливается» в бумагу с помощью ремня переноса без использования электрических полей.

Производительные (их ещё называют промышленными, видимо, из-за большой печатной нагрузки, которую они могут выдерживать) листовые ЦПМ работают на бумаге формата большего, чем А3. И у некоторых машин это весьма значительная «прибавка», например, у Kodak Digimaster — 364×470 мм, а у Xerox серии 4000EPS — 330×488 мм. Это позволяет печатать продукцию стандартного формата с полями на вылет, для последующей подрезки. Хоть скорость машин и рассчитывается в оттисках А4, реально печатать можно на вдвое большем формате. А цифру производительности для листов А3 нужно делить пополам.

Для радикального повышения скорости печати Oce разработала для своих листовых машин серии VarioPrint 6000 новую технологию ОСЕ Gemini, позволяющую осуществлять двустороннюю печать без снижения скорости. Благодаря конструкции с двумя печатными модулями, запечатывающей лист сразу с двух сторон, печать идет без переворота с идеальным совмещением лица с оборотом. Самая быстрая модель Varioprint 6250 выдаёт 250 А4 или 132 А3 изображений/мин, причем на материалах любой плотности, максимальная месячная нагрузка до 8 млн отт. А4. Xerox представила рынку семейство Nuvera. Флагманская модель Nuvera 288 ещё быстрее — 288 А4 или 144 А3 изображений/мин, максимальная месячная нагрузка до 6 млн отт. А4.

При высоком качестве растрирование и разрешении цифровая печать сравнялась с офсетной технологией в печати полутоновых изображений. Теперь непрофессионалу невозможно отличить цифровой отпечаток от офсетного. А значит, всё больше типографий оперативной печати выбирают цифровые машины для печати ч/б работ. В любом случае, уже стало правилом, что офсет используется только при печати больших форматов и длинных тиражей без переменных данных.

Путь рулона

В 70-е гг. компьютерные центры обработки данных требовали печати огромных объёмов. В 80-е были разработаны принтеры с рулонной подачей бумаги с шириной печати до 45 см. Для непрерывной печати на обеих сторонах полотна использовался второй, дуплексный модуль в тандемном построении. Между двумя модулями полотно автоматически переворачивалось. В большинстве современных машин два печатных модуля объединены в одну систему. Например, новая IBM Ricoh InfoPrint 4100 с лазерной технологией запечатывает эквивалент 1354 А4 стр./мин, светодиодная ЦПМ Oce VarioStream 9710 справляется с 1425 А4 стр./мин, а струйная Kodak Versamark VJ1000 DE500 — с 2050 А4 стр./мин.

Системы формулярной и непрерывной печати 80-х трансформировались в машины для транзакционной печати. Кредитные организации и телекоммуникационные компании  — примеры потребителей услуг этого вида печати, которым необходимо печатать и рассылать миллионы различных документов ежемесячно. И большая часть этих работ выполняется именно на монохромных рулонных ЦПМ. Подобным образом делаются прямые почтовые рассылки, когда на предварительно запечатанное офсетом цветное изображение наносится персонализированная информация в один чёрный цвет.

Кого посчитали

Монохромные ЦПМ стоят особняком в линейке производителей. Требования к ним очень серьёзные, машины постоянно могут работать в режимах на пределе возможностей, а стало быть, кроме собственно ЦПМ, очень важно сервисное обслуживание и скорейший ремонт, а это означает создание соответствующей инфраструктуры. Сегодня на российском рынке несколько компаний представляют оборудование указанного класса. В справочник вошли ЦПМ Canon, Eastman Kodak, Konica Minolta, Nipson, Oce, Xerox. Основные характеристики представлены в сводной таблице. Справедливости ради отметим, что конкуренция между производителями очень велика, ряд моделей весьма схожи по характеристикам и функциональности.

Итак, ЦПМ — это устройство для получения тиражных отпечатков сравнимого с традиционным полиграфическим (офсетным) качества, но с использованием тонера или чернил. Низкие скорость работы и качество отпечатков, как и высокая себестоимость, давно уже канули в Лету. Но машины пока не выбились далеко за пределы сегмента рынка печатной продукции переменной информацией и малых тиражей.

Как правило, ЦПМ имеет возможность двусторонней печати, в случае листовой подачи есть набор лотков для разных форматов и типов бумаги, управляющий компьютер (внешний или встроенный), содержащий на борту растровый процессор и служебные утилиты для контроля печати, управлением цветом и т. д. Есть ещё несколько параметров, которые важно принимать в расчёт при выборе конкретной модели.

Скорость печати и допустимая нагрузка

Важны оба параметра. Для машин промышленного назначения, ориентированных на выполнение работ соответствующих масштабов, мало только высокой скорости. Например, при печати коммунальных счетов вся месячная нагрузка приходится на несколько рабочих дней, разумеется, круглосуточной безостановочной работы машины. Совершенно нормально требование к отсутствию увеличения количества сервисных вызовов (превышающих средний уровень), даже при работе 7 дней в неделю в 3 смены на всём протяжении заявленного производителем срока эксплуатации.

Качество печати

Кажется, здесь вопросов уже не осталось: выше качества от ЦПМ уже никто не требует, с офсетом они давно сравнялись. Так как нет самого нестабильного процесса цифровой печати (смешения базовых цветов для получения оттенков), проблема настройки сводится к заданию плотности изображения. Для ценителей есть выбор, например, между качественной и по умолчанию высоконтрастной печатью картинок на Xerox и не менее качественной, но более мягкой передачей оттенков серого на Oce.

Обрабатываемые материалы

Могут стать одним из важнейших критериев, в зависимости от характера работ. Кому-то важно, чтобы ЦПМ хорошо запечатывала необходимые материалы нужной плотности и типа. Иногда важно, чтобы машина с лёгкостью работала на мелованной бумаге, причём не только поставляемой производителем специально подготовленной для цифровой печати, но и обычной для офсетной. Для «цифры» мелованная бумага не совсем обычный материал: она загрязняет валики, бумагопроводящий тракт. Поэтому все машины, изначально рассчитанные на работу с подобными материалами, относятся к промышленному классу. Бывает так, что машины, позиционирующиеся как промышленные, но изготовленные на более лёгкой базе (скорее МФУ, чем ЦПМ), не работают с мелованной бумагой. Возможность печати на фактурной, самоклеющейся бумаге или самокопирующейся нужно проверять заранее для каждой модели. Также важно понимать: работа на специализированной бумаге для цифровой печати значительно снижает количество проблем.

Программная часть

Включает в себя в первую очередь растровый процессор — RIP, который на современной ЦПМ обладает дополнительными функциями по раскладке страниц задания на печатном листе, печати персонализированных данных, наличие программных средств автоматизации производственного процесса — очереди печати, библиотеки материалов, программируемые вставки и исключения и т. п.

Иногда характер работ требует решения дополнительных задач при помощи софтверной части. Мощный контроллер позволит печатать любые по сложности документы без замедления скорости. Заказы могут содержать очень насыщенные задания по переменным данным: картинки, графики и т. д. Офисные модели принтеров большую часть времени могут простоять, обрабатывая эти данные для создания задания печати. Скорость печати может упасть в разы. Внешний RIP? Не всё так просто… С лёгкой печатной техникой он, как правило, в комплекте не поставляется. И вот почему: кроме довольно высокой цены, он требует дополнительных усилий по установке, наладке, обеспечению стабильной работы. И не всегда это под силу оператору, необходима соответствующая сервисная поддержка на местах, что не каждая компания может гарантировать. А неработающий RIP (или работающий, но неправильно) делает бесполезным и всю ЦПМ.

Требование к софтверной части может стать дополнительным стимулом для покупки ЦПМ определённого класса. У типографии может быть и не круглосуточная загрузка, и материалы самые обычные, но задания на печать формируются, например,в специализированном промышленном формате, таком как потоки данных VIPP, IPDS, LCDS, PPML. Тогда необходимо промежуточное звено, на котором будет конвертироваться этот поток данных в понятный язык для обычного принтера, либо серьёзная система печати, изначально поддерживающая промышленные форматы передачи данных.

Возможность модернизации

В машинах Oce имеется два модуля формирования изображения. Штатно они оба печатают черным цветом. При необходимости добавить дополнительный цвет в одном из модулей меняется тонер и машина может печатать в два цвета.

В Kodak Versamark система печати модульная. В каждом модуле может быть установлено определённое количество печатных головок. Требуемая конфигурация получается установкой необходимого числа печатающих головок и печатных станций (подача краски, управление головкой и пр.) Клиент может купить минимальную конфигурацию по цветности, ширине рулона и скорости печати и потом сделать модернизацию по каждому из этих трех параметров.

Послепечатная обработка

Как правило, это финишное оборудование, которое может поставляться в линию либо работать офф-лайн. Компании, поставляющие оборудование, подобное монохромным ЦПМ, продают не столько одно устройство, сколько систему, направленную на решение определённых задач. Поэтому важно задачи эти описать на самом раннем этапе проектирования, и поставщик предложит вам несколько вариантов на выбор. Бывает, что покупатель просто называет необходимое финишное оборудование, а поставщик связывается с названной компанией и берёт на себя труд и ответственность за подключение его в общий производственный процесс.

Для чего нужны

На рынке монохромных ЦПМ две ниши: корпоративная и коммерческая. У корпоративных заказчиков приоритетные цели — снизить издержки и уменьшить количество усилий, направленных на непрофильную деятельность, к которой относится и печать. Они готовы купить более дорогое решение, но и более специализированное и подходящее под их требования и решающие их конкретные задачи. Для многих корпораций переход от офисной техники к ЦПМ — логичный шаг при определённом росте бизнеса. Понятно, что товаром такой компании является не отпечаток, а информация на нём, то есть сам отпечаток не подлежит перепродаже. Для корпоративных приложений траты на инфраструктуру печати — вложение разовое, и большую часть затрат компании стараются сделать в самом начале, чтобы потом просто получать решение своих задач. Поэтому важным параметром будет ресурс ЦПМ, его цена, скорость (при определённых ограничениях, накладываемых спецификой бизнеса). А себестоимость отпечатка не будет играть решающей роли.

Для коммерческой печати покупка подобных машин — инвестиция в основное производство. Полиграфисты имеют целью заработать деньги, соответственно, будут брать не самое дорогое решение, скорее — удовлетворяющее минимальным требованиям. И дополнительную нематериальную ценность Added Value, которую им может дать компания-поставщик, они будут брать в минимальном размере. Типографии больше полагаются на свои силы, что и правильно, при верном понимании своего рынка. С другой стороны, ЦПМ открыли для многих книжных и журнальных издательств, музеев, учебных заведений недорогой способ печати по требованию. Они позволяют выпускать книг столько, сколько нужно, и тогда, когда нужно, экономя на печати и складских помещениях. При соединении ЦПМ с брошюровочным оборудованием создаётся поточная линия для изготовления книг. Применение цифровых машин позволяет избежать необходимости подборки оттисков, поскольку все листы каждого экземпляра могут печататься последовательно. В плане обеспечения максимальной оперативности изготовления продукции оптимальными способами скрепления тетрадей и листов являются шитье проволокой и клеевое скрепление.

И ещё мировой тренд — аутсорсинг. Пригодится для тех компаний, которые нуждаются в такой услуге, но связываться с организацией собственного производства по какой-то причине не желают. Он пока не представлен широко в России, в первую очередь из-за недоверия и страха лишиться конфиденциальности при передаче данных на сторону. Но движение заметно, поэтому можно легко прогнозировать рост именно этого сегмента для монохромных ЦПМ, особенно на фоне тенденции отказа компаний от непрофильной деятельности.

Сколько это может стоить

Разговор о цене подразумевает не только стоимость ЦПМ и расходных материалов. Очень важно соотношение себестоимости отпечатка со временем окупаемости оборудования. Ведь чем выше класс машины, тем она дороже, а значит, и больше срок окупаемости, но одновременно снижается стоимость отпечатка, что делает её более конкурентоспособной. Но при условии, что типография будет обеспечена заказами, ведь в противном случае простой оборудования превращается в необоснованные убытки.

Аппаратная часть сама по себе давно перестала быть конкурентным преимуществом. Основное отличие в методах предоставления услуг и их качестве. Конкурирование по цене — это путь в простой примитивный бизнес, который по совместительству является и высококонкурентным.

Компании, видящие свое конкурентное преимущество лишь в самой низкой цене на рынке, рано или поздно окажутся в тупике. Лишь те организации, которые смогли найти и использовать свое уникальное неценовое конкурентное преимущество, с уверенностью смотрят в будущее. Они могут работать как в узкой нише (сфокусированная стратегия), так и иметь широкую конкурентную стратегию.

Что в итоге

Если решили покупать монохромную ЦПМ для продажи услуг печати на открытом рынке, значит, вы очень уверенный в себе человек. И вопросов без ответов у вас не осталось. Всем остальным придётся многое для себя прояснить. Начать лучше с изучения рынка. Покупка со словами «Была бы машина, а заказы найдутся» больше характерна для цветных ЦПМ. Учитывайте, что многие компании приобретают оборудование стоимостью в несколько сотен тысяч долларов, только когда уже заключены контракты на печать и определены сроки и объёмы.

Многолетний опыт эксплуатации цифрового печатного оборудования не прошёл даром: практически каждый в индустрии знает, что тонер и чернила ведут себя по-особому, и хотя постепенно требования к запечатываемым материалам снижаются, всё, что ни попадя, в машину не засунешь. Если вы предполагаете работать на разнообразных материалах, выбирайте только способные на это модели ЦПМ.

Промышленные машины требуют промышленного подхода. Принцип электрофотографических принтеров основан на статическом электричестве, поэтому важен контроль влажности. В некоторых цифровых машинах есть встроенные системы контроля температуры и влажности. Но для стабильных результатов потребуется отдельное помещение.

Стоимость эксплуатации и техобслуживания ЦПМ часто рассчитывается «за оттиск» (иногда включается и цена расходных материалов). Сумма обычно зависит от месячных объёмов — чем они больше, тем затраты ниже. Большинство покопийных контрактов означает: чем больше печатаешь, тем дешевле каждая копия. Но тут очень важно точное планирование, поэтому внимательно проанализируйте структуру заказов, а не берите число с потолка. Заранее проясните все нюансы сервисного обслуживания: за что будут браться дополнительные деньги, чтобы это не стало сюрпризом после покупки машины.

В отличие от сегмента офсетных печатных машин, тонер или чернила, комплектующие для оборудования и сервис предоставляет исключительно поставщик. Здесь можно опереться только на чужой опыт, поэтому попытайтесь выяснить этот вопрос у ваших коллег. Даже машина по очень выгодной цене без достойного обслуживания принесёт лишь проблемы. Возможно, для кого-то это не самое важное, но лучше иметь полное представление обо всём, что может касаться любого послегарантийного обслуживания. Любая цифровая машина живет на расходных материалах: любая задержка может не просто повлечь упущенную прибыль, но и сильно ударить по клиентам типографии.

Печатный модуль лишь воспроизводит информацию на бумаге. Контроллер печати принимает и готовит файлы к печати. Одни поставщики предлагают некий базовый комплект, другие — комплектацию на выбор. Внимательно выбирайте систему управления: при наличии множества объёмных файлов рискуете получить проблемный участок производства. Контроллер печати — часть техпроцесса, а уровень последнего определяется по самому слабому звену. Имейте в виду, что иногда (в первую очередь для корпоративных проектов) программная часть может стоить 10–50% от стоимости машины. Бывают сложные проекты, в которых главное — даже не печатная машина, а способ решения задач.

Все владельцы ЦПМ, с которыми я беседовал, отметили важность обучения операторов, ознакомления с тонкостями техпроцесса и обслуживания оборудования. Основные проблемы в первые полгода после запуска связаны именно с человеческим фактором, когда люди должны теоретические знания переводить в практическую плоскость.

И помните, что совокупная стоимость владения состоит не только из стоимости машины и расходных материалов, но зарплаты специалистов и убытков от поломок. Здесь поднимается проблема, свойственная российским типографиям: создать идеальные условия производства практически невозможно, а ведь подобные машины делаются для более ответственного отношения к обслуживанию.


Конкуренты кто?

До сих пор во многих типографиях трудятся старенькие офсетные «Ромайоры», которые печатают «ещё ничего себе». Они, по существу, и являются главными конкурентами ЦПМ со стороны офсетной технологии. Здесь основная проблема — кадры. Печатников в нужных количествах учебные заведения уже давно перестали выпускать. Чтобы обучить человека работе на не самом современном и удобном оборудовании, требуется время. Да и труд это специфический: не каждому по душе всё время возиться с однокрасочными бланками, куда интереснее печатать полноцвет на больших немецких машинах.

Условным конкурентом можно считать и дупликаторы. На их стороне простота обслуживания (по сравнению с офсетными машинами) и возможность работы на дешёвых материалах. Но в целом, ограничения, накладываемые технологией, оставили дупликаторам очень узкую нишу: печать простых работ (без фотоизображений), в узком диапазоне тиражей.

Цифровые устройства печати офисного класса тоже поджимают рынок ЦПМ: в продаже есть высокоскоростные принтеры и МФУ с возможностью персонализации. Например, на предприятии работают несколько десятков офисных принтеров, на которых и выполняется персонализированная печать. На первый взгляд идеальный бизнес, главное — легко масштабируемый: понадобилось увеличить мощность на 2% — купил ещё один принтер и порядок. На деле не так: с ростом объёмов печати опять встаёт кадровый вопрос — один оператор может обслуживать не более определённого количества принтеров (допустим, пяти). Если нужно поставить хотя бы ещё одну единицу оборудования, потребуется ещё один оператор. В какой-то момент зарплата персонала может съесть всю прибыль. А ведь ЦПМ, при более высокой скорости работы и меньшей занимаемой площади, обслуживает всего один человек.

Где же у него кнопка?

К слову о важности софтверной части — поучительная историю, случившаяся в нашей типографии. Нужно было отпечатать несколько тысяч персонализированных почтовых обращений. На офсете сделали фон, а мы на монохромной «цифре» должны были впечатать переменную информацию: на лицевой стороне — имя-отчество, на обороте — почтовый адрес (рассылка должна была идти в конвертах с прозрачным окошком). А мы раньше подобным не занимались… Проблема была усилена тем, что ЦПМ стояла на территории объекта главного заказчика — завода с пропускной системой. Так просто туда было не попасть — с оператором, обслуживающим машину, общались по телефону.

Мы подготовили файл в Excel с информацией по персонализации, оправили в удалённый офис. Вроде, с себя проблему стряхнули, но не тут-то было. У оператора там ничего не выходит: сколько ни бьётся, чего только ни нажимает — не получается! И никто помочь не может: у сервис-инженера знаний по персонализированной печати оказалось не больше, чем у нас. У истории этой счастливый конец, но только условно: заказ мы выдали, но делали его два дня практически вручную человек десять дизайнеров. Ясно, что ни о какой прибыли речь уже не шла — одни убытки… А ведь функция персонализации изначально в этой машине присутствовала, но только никто не смог её заставить правильно работать в приемлемый срок.

Как оно в жизни?

Арсен Манукян, «Вовремя»: Мы печатаем цифровые книжки на монохромных машинах — для нас такой набор оборудования оказался оптимальным с учётом стоимости владения (цена машины, ликвидность, стоимость сервиса, стоимость оттиска). Мы делаем от 1 до 1000 экз. Наши клиенты — агентства, издательства, типографии, но не частные лица. Требования к машинам, которые мы купили, были: экономичные, отказоустойчивые, работающие с повышенной нагрузкой. Дополнительный плюс — возможность сразу пускать отпечатки в работу, не снимая статическое электричество и не дожидаясь, пока оно само «стечёт». Дело в том, что книги и брошюры печатаются в подбор с податчика, запрограммированного на подачу с одного лотка обложки, а с другого — определённого количества уже подобранных листов. Если на этом этапе слипнутся два листа, сразу останавливается весь процесс.

Борис Бобрович, «Наука»: На «цифре» мы печататаем лет 8. Связано это с особенностью наших основных заказов. Это журналы формата А4, около 90 наименований в месяц. Средний тираж — до 500-600 экз., хотя есть тираж и 121 экз. У нас очень хорошая экономика, очень хорошая прибыль на подобных заказах. Но чтобы такое оборудование приносило прибыль, машина должна работать без остановки. Покупая новую ЦПМ, мы предъявляли особые требования к материалам, на которых машина могла бы работать. Хотелось, чтобы она не была очень притязательной к качеству бумаги, чтобы можно было печатать на той же бумаге, которую мы приобретаем для своих офсетных машин: мелованной, офсетной, вплоть до писчей.

Виталий Панков, «Эрмитаж»: Монохромная ЦПМ нам понадобилась для внутренних нужд «Эрмитажа», в основном для печати брошюр. Почему «цифра»? Наши тиражи — от 100 до 1000. Плюс в том, что мы можем отпечатать и в подбор, когда нужно быстро получить несколько экземпляров. И хотя средний тираж 500-600 экз. (вроде бы подходит и офсетная машина), нужно учитывать, что в наших книгах большая страничность, а значит, пришлось бы выводить много форм — это дорого и медленно. Меньшие трудозатраты и большая оперативность перевесили, и мы предпочли ЦПМ. Покопийный контракт не очень выгоден, так как у нас не типография в чистом виде, а издательство, поэтому загрузка нерегулярна и меняется от месяца к месяцу. Для нас важные параметры: работа на обычной «меловке», хорошая приводка в дуплексе, надёжная подача бумаги, большая ёмкость лотков.


Монохромные листовые ЦПМ

Монохромные рулонные ЦПМ

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

comments powered by Disqus