1998.08.26, Автор: Игорь Терентьев10736 прочтений

Краски с секретом

Теги: Бумага Краски, лаки, чернила, клей, тонер Publish

Обдумывая дизайн нового проекта, не ограничивайте свою фантазию узкими рамками красок из "стандартной" триады.

Наверное, никто не будет спорить, что самым популярным способом печати в России, да и во всем мире, в настоящее время является листовой офсет: в Западной Европе и США доля офсетной печати (включая и ролевую) составляет около 45%. А что нужно, чтобы, имея хороший офсетный пресс, формы, бумагу и располагая опытными печатниками, получить качественную продукцию? Есть еще одна важная составляющая - подходящие краски. Красок для листовой офсетной печати великое множество, и самые распространенные из них - триадные (голубая, пурпурная, желтая и черная). Об этих красках знают все или почти все, поэтому мы решили провести небольшой экскурс в мир необычных красок, теми или иными свойствами отличающихся от "стандартной" триады.

Смесевые краски

Кто из дизайнеров не пользовался или хотя бы не слышал о знаменитых "веерах" PANTONE для подбора цветов? Такие каталоги выпускаются американской компанией PANTONE в нескольких сочетаниях: на мелованной и немелованной бумаге; обычных и металлизированных цветов; для системы цветоделения Hexachrome и другие. (Подробнее о том, какие бывают каталоги PANTONE см. во врезке "Радуга PANTONE".)

Для многих цветов из PANTONE Matching System существуют формулы, по которым выбранный оттенок можно воспроизвести при помощи красок CMYK, однако в некоторых случаях это либо просто невозможно (поскольку цветовой диапазон, воспроизводимый триадой, уже, чем PANTONE), либо заказчику необходима 100-процентная гарантия попадания "в цвет" (например, при воспроизведении логотипов известных компаний). В подобных случаях возникает необходимость использовать готовые смесевые краски.

Например, компания Akzo Nobel Inks, которая входит в концерн Akzo Nobel, поставляет 11 основных и 55 наиболее часто используемых оттенков красок PANTONE. По специальному заказу могут быть изготовлены и другие оттенки.

Многие компании-производители красок поставляют смесевые краски не только цветов PANTONE, но и других систем подбора цветов (Toyo, Focoltone, Trumatch, HKS и других). В частности, компания Hubber-Gruppe наряду с красками по шкале PANTONE поставляет и краски по распространенной в Германии шкале HKS. Модификации таких красок для мелованных бумаг - HKS K, для натуральных бумаг - HKS N и для газетных бумаг - HKS Z. Некоторые компании, наряду с цветами PANTONE, разработали и поставляют краски "своих" цветов, а также для цветоделения по шестикрасочной системе Hexachrome (в России пока большая редкость), как это сделала голландская компания Van Son.

Кроме цветных смесевых красок существуют еще металлизированные. Например, один из ведущих производителей металлизированных пигментов, немецкая компания Eckart, предлагает несколько серий таких красок (готовых к печати). Серия MetalStar 07 предназначена для печати на высокоскоростных машинах и включает следующие цвета: богатое золото, бледно-богатое золото, бледное золото, серебро, глянцевое серебро, а также золотую и серебряную MIPP для растровых работ. Кроме того, можно заказать различные оттенки серебра и бронзы по шкале металлизированных красок PANTONE. Новинка компании - MetalStar 07 Super Gloss - изготавливается на основе пигмента, размеры частиц которого на 40–50% меньше по сравнению со стандартным. Это обеспечивает более высокий блеск и яркость, а также улучшенные краскоперенос и печатные свойства.

Радуга PANTONE

Существует несколько каталогов PANTONE, каждый из которых предназначен для разных целей.

PANTONE Formula Guide содержит 1012 образцов цвета с номерами и способы получения каждого из них путем смешения в определенной пропорции нескольких красок из 14 базовых. Образцы напечатаны на мелованной и немелованной бумагах. Вариант этого каталога PANTONE Color Specifier 1000 изготовлен с отрывными листами (два отдельных альбома - на мелованной и немелованной бумагах).

PANTONE Pastel Formula Guide содержит 127 пастельных цветов с большим количеством белого и бесцветного компонентов. PANTONE Color Pastel Specifier - такой же каталог с отрывными листами. Данные каталоги больше не выпускаются.

PANTONE Process Color System Guide содержит более 3000 образцов цветов с указанием процентного содержания триадных красок для воспроизведения.

PANTONE Process Color Imaging Guide описывает цвета PANTONE и их ближайшие аналоги, полученные смешением триадных красок. PANTONE Process Color Simulator - аналогичный каталог с отрывными образцами. При необходимости воспроизведения какого-либо цвета PANTONE в четырехкрасочной печати художник, используя данный каталог, может представить реальные цвета графических элементов на этапе разработки, а не при печати тиража.

PANTONE Color Survival Kit - это набор из трех каталогов: Color Formula Guide, Process Color System Guide и Process Color Imaging Guide.

PANTONE Color Standards Kit - это набор из трех каталогов: Color Formula Guide, Process Color System Guide и Hexachrome Selector.

PANTONE Metallic Color Guide содержит 200 образцов металлизированных цветов с лакированием и без, а также формулы построения соответствующих красок на основе 7 базовых металлизированных красок и базовых смесевых красок. PANTONE Metallic Color Specifier - аналогичный каталог с отрывными образцами, кроме того он содержит образцы использования цветов: растры, полутон, текстовые эффекты, дуплекс-автотипию.

PANTONE Hexachrome Color Selector - два каталога цветов, которые могут быть получены при печати в разработанной PANTONE системе цветоделения Hexachrome, использующей 6 базовых красок (желтую, голубую, пурпурную, черную, зеленую, оранжевую).

PANTONE Color Tint Selector (на мелованной и немелованной бумагах) содержит по одной странице для каждого из 942 цветов PANTONE, на которой представлены 34 полутоновых эффекта (растровый тон, полутоновые изображения, текст на фоне, выворотка и т. д.), которые можно получить из данного цвета. Аналогичный каталог выпускается в варианте только на мелованной бумаге.

PANTONE Two Color Selector содержит 240 специально подобранных пар цветов, обеспечивающих наибольшее разнообразие эффектов при воспроизведении двухкрасочных полутонов.

PANTONE Black Colors and Effects - каталог, демонстрирующий возможности печати при помощи одного черного цвета.

PANTONE Color and Black Selector содержит двухкрасочные полутона с черным и одним из 240 цветов PANTONE.

PANTONE Color Selector Film/Foil демонстрирует использование 109 цветов PANTONE для печати на металлической фольге, прочной и непрозрачной пленке.

PANTONE Foil Stamping Color Guide содержит 112 блестящих и матовых образцов золотых и серебряных фольг для горячего тиснения, металлизированных цветов и их идентификаторы.

PANTONE The Color Bible - объемистый том в твердом переплете, в котором для каждого цвета отведена отдельная страница, где оттенки цвета представлены растрами с плотностями от 0% до 100% и шагом 5%

 

Компания Hubber-Gruppe поставляет краски на масляной основе - однокомпонентные серебряную, золотую с красным и бронзовым оттенками; и двухкомпонентные - с широким диапазоном оттенков от золотого с желтым до меди. Специальные краски Acrylac на водной основе с пигментами из латуни и алюминия обеспечивают получение золотого и серебряного эффекта, которого ранее было сложно добиться при офсетной печати. Кроме металлизированных, в ассортименте специальных красок этой фирмы - цветные краски на водной основе с металлическим блеском, а также золотые грунтовые краски различных оттенков, обеспечивающие адгезию при бронзировании.

Хорошо известная на российском рынке марка Hartmann также представлена серией металлизированных красок для глянцевой и этикеточной бумаги нескольких различных оттенков - от серебра до меди. Металлизированные краски производит и компания Akzo Nobel Inks - серебряную, два оттенка золота и 6 основных цветов по шкале PANTONE. Широкий диапазон смесевых красок - как цветных PANTONE, так и металлизированных (одно- и двухкомпонентных), а также основных оттенков металлизированных красок PANTONE - выпускается и компанией Janecke + Shneemann. В Россию поставляются также серебряные и золотые офсетные краски компании OpenShaw. Компания Van Son поставляет однокомпонентные металлизированные краски серии Unipak девяти оттенков золотого и двух - серебряного цветов.

Без запаха...

Печатные краски обычно обладают довольно сильным запахом. А как быть, если необходимо изготовить упаковку для продуктов, когда наличие посторонних запахов недопустимо? Производители красок давно решили эту проблему, разработав специальные виды красок, не обладающих запахом (или с небольшим запахом) и сертифицированных для использования при изготовлении упаковки продуктов и сигарет.

Такая продукция выпускается, в частности, компанией Hubber-Gruppe. Это комплекты триадных красок Corona и Universa 6800 (с небольшим запахом), а также смесевые краски (McDonald’s Gruen, Milky Way Blau и другие). В качестве примера можно привести триаду Irocart GN компании Hartmann, в которую входит два типа черной краски - S3890 и S3880 (обладает стойкостью к растворителям). У Akzo Nobel Inks также разработана специальная триада с минимальным запахом - Litho-Candy (без прямого контакта с пищей). Печатать упаковку и вкладыши для пищевых и табачных продуктов (без соприкосновения с продуктом) можно всеми красками компании Van Son. Компания Janecke + Shneemann также разработала триаду и базовые оттенки PANTONE со слабым запахом - Ancor GA.

Заслуживает упоминания серия MetalStar 08 компании Eckart, включающая в себя металлизированные краски с низким содержанием органического растворителя и растительными связующими, что позволяет использовать их для печати по пищевым и табачным упаковкам.

Фолиевые краски

Печать по невпитывающим поверхностям, таким как различные пленки, металлизированные бумаги и ламинаты, окрашенные печатные материалы с дополнительным лакированием и другим, всегда требовала использования специальных фолиевых красок (об особенностях печати такими красками можно прочитать в статье "Не все то золото...", Publish, № 5-6, с. 44). В состав таких красок входят оксидативно сохнущие, то есть закрепляющиеся на воздухе связующие.

В качестве примеров фолиевых красок можно привести триаду Foilprint (Akzo Nobel) с желтой и пурпурной красками повышенной стойкости; специальную триаду 5030 (Hubber-Gruppe); триадные и Pantone серии Tough Tex (Van Sol), которые не являются красками на масляной основе; а также триаду Folen (Hartmann). В серию Ancor Folien (Janecke + Shneemann) кроме триадных красок входят и базовые оттенки PANTONE.

Защитные краски

По вполне понятным причинам информацию об этих красках добыть не просто. И продают их не каждому - если любой "пират" сможет купить такую же краску, которой напечатана упаковка или этикетка оригинальной продукции, смысла в такой "защите" никакого. Разумеется и стоимость защитных красок существенно выше, чем обычных. Кроме того, как продавцу, так и покупателю защитных красок необходимы специальные разрешения.

Все защитные краски можно по их свойствам разделить на группы: реагирующие на световое излучение; реагирующие на воздействие воды и растворителей; реагирующие на электромагнитное поле; термохромные, то есть реагирующие на температуру. Термохромные краски производит, в частности, компания Eckart. Ee краска для листового офсета MetalStar Thermochromic при комнатной температуре невидима, но если лист с нанесенной краской охладить до температуры ниже плюс 8-12 градусов, краска становится голубой. Обратный процесс - исчезновение рисунка после нагрева бумаги - напоминает кадры известной фантастической комедии про Фантомаса. Основная область применения защитных красок в России - изготовление этикетки, особенно для спиртных напитков.

Краски, реагирующие на световое излучение, также могут быть различными. Например, есть люминесцентные краски, невидимые при обычном, дневном свете. Зато под воздействием ультрафиолета они становятся заметны, то есть они преобразуют излучение невидимого спектра в видимый и отражают его. Другие защитные краски в дневном свете имеют один оттенок, а в ультрафиолетовом - другой. Подобные краски широко применяются для защиты банкнот во многих странах, в том числе и в России.

Кроме уже упомянутой компании Eckart весьма широкий ассортимент различных защитных красок производит, в частности, компания Akzo Nobel Inks.

Есть еще один вид красок, реагирующих на свет - флюоресцентные. Эти краски сами по себе довольно яркие, а под воздействием УФ-излучения они начинают светиться. Хотя их также можно отнести к защитным, особого разрешения на их приобретение не нужно. Следует помнить, что флюоресцентные краски обладают очень невысокой светоустойчивостью, то есть довольно быстро выцветают на солнце. Пример подобных красок - Day-Glo компании Van Son (7 цветов).

Черные, но разные

Помимо обычных черных красок, которые входят в состав триад для печати по различным типам бумаг, существуют еще несколько особых видов черной краски.

Например, Huber-Gruppe выпускает черную краску с металлическим блеском - это краска с очень высоким уровнем глянца. В ассортимент этой компании входят и черные краски с голубым оттенком (кроющая краска для запечатывания очень больших плашек), для картона с полиэтиленовым покрытием и другие.

Выпускает различные специальные черные краски и компания Akzo Nobel Inks: Dense Black, дающая очень глубокий черный цвет; Perfecta - черная с голубым отливом и прочие.

Компания Van Son выпускает магнитную черную краску, предназначенную для печати банковских депозитов и квитанций. Не так давно сортировка проводилась вручную. Сейчас эта работа может производиться с помощью системы распознавания символов. Такая сортировка производится путем пропускания квитанций и депозитов, через сильное магнитное поле, в котором символы намагничиваются. После чего они проходят под специальной считывающей головкой, где созданные сигналы усиливаются электронным способом и используются для управления сортировочными автоматами. Черная краска Van Son Sonogloss Royal Black отличается повышенной насыщенностью и глянцем.

Без увлажнения

Печать методом сухого офсета без увлажняющего раствора пока еще не приобрела большой популярности в России, однако имеет определенные преимущества перед традиционным офсетом. Поэтому практически все ведущие производители печатных красок выпускают специальные краски для сухого офсета. У компании Hubber-Gruppe это триада Reflecta Dry 5070 для прочных невыщипываемых и мелованных подложек; у Akzo Nobel Inks - Star-Dry, триадные и PANTONE для печати на мелованной, матовой бумагах и картоне; у Janecke + Shneemann - триадные и PANTONE Ancor WLP, которые из-за сильного запаха не подходят для печати упаковки и этикетки пищевых продуктов; у Hartmann - триада Irodry; у Van Son - триадные и Pantone SonaDry. Отличительной особенностью подобных красок является обеспечиваемая ими высокая резкость растровых точек, что достигается за счет пониженной липкости и вязкости по сравнению с традиционными красками.

В экстремальных условиях

Иногда к печатной продукции предъявляются особые требования. Например, краска на афишах и плакатах, предназначенных для вывешивания на улице без защитных покрытий (ламинирования), должна быть устойчивой к свету и другим природным факторам.

Компания Janecke + Shneemann выпускает специальную серию красок Ancor Affichen, обладающих повышенной светостойкостью и устойчивостью к действию щелочей; подобные свойства присущи и триадным краскам серии 5010/5020 компании Huber-Gruppe; аналогичные краски выпускаются и другими производителями. Фолиевые краски серии Tough Tex LR (Van Son) содержат в своем составе устойчивые к выцветанию пигменты. А краски Ancor Laser (Janecke + Shneemann) и Mega-Laser (Van Son) выдерживают кратковременное воздействие высокой температуры (до 200 градусов) и предназначены для изготовления бланков, которые затем будут допечатываться на лазерном принтере, либо пропускаться через ксерокс.

От идеи до тиража

Как известно, любой продукт (например, рекламный буклет), который в его конечном виде можно увидеть и потрогать руками, начинается с идеи, не имеющей никакого материального воплощения. Сам процесс рождения идеи, как и любой другой творческий процесс, по большей части покрыт мраком. Однако можно смело утверждать, что на формирование идеи оказывает влияние множество факторов - от пожеланий заказчика до имеющихся в распоряжении дизайнера инструментов и материалов. Поэтому любые дополнительные знания о возможностях современной полиграфической техники и используемых для воспроизведения тиража материалов (в том числе красок) могут оказаться именно тем исходным толчком, который поможет вам найти новые интересные идеи и воплотить их в жизнь. 

* * *

Автор глубоко признателен работникам компаний Intraco, Itraco, PrintHouse, SoftUnion, Yam International, "Электрограф ИНК" за помощь при подготовке публикации

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus