101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ролевая печать

  • Алексей Ильин
  • 26 августа 1998 г.
  • 6586

Впервые за последние годы отечественные типографии оказались в более-менее выигрышных условиях.

Издательский бизнес, переживавший до недавнего времени период бурного роста, вместе со всей страной испытывает кризис. Рекламный рынок, приносивший в редакции решающую долю доходов, сократился, перестав предоставлять средства к существованию в прежних объемах. Настолько, что перед многими изданиями во весь рост встал вопрос о выживании. И - о чудо! - некоторые из них стали подумывать о том, чтобы печататься в России. Идея, едва ли кому-то казавшаяся реальной еще год назад, прорабатывается сейчас с небывалой активностью. А местами уже и воплощается.

Чем не мила Родина

Желание печататься в России естественно. Это и быстрее и удобнее. Да и свежи еще воспоминания о миллионных тиражах газет и журналов, выходивших в советское время. Тем не менее, подавляющее большинство журналов и цветных еженедельников печаталось за границей.

Идея, едва ли кому-то казавшаяся реальной еще год назад, прорабатывается сейчас с небывалой активностью.

Российский издатель предпочитал западные типографии по многим причинам. Во-первых, до недавнего времени качество отечественной печати не соответствовало художественным запросам трудовых коллективов журналов и цветных еженедельников, выдерживающих жесткую конкуренцию на ограниченном рекламном рынке. Во-вторых (а может, это и наиболее существенный фактор), печать за рубежом - хорошее средство для легального вывоза денег за границу и, как следствие, ухода от налогов. Ведь стоимость печати тиража сложно проверить, а значит, в нее можно записать и часть прибыли. Хранение денег российских издательств на своих счетах - фактически одна из наиболее популярных услуг, предоставляемых иностранными типографиями. В-третьих, печататься в России в докризисные времена было, как это ни удивительно, просто дороже. Согласно закону "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", освобождающему российских издателей от уплаты НДС, отечественные печатники были в менее выгодных условиях, чем их западные коллеги. Российские типографии обязывались платить НДС с расходных материалов и оборудования, ввозимого из-за границы, и перекладывали эти расходы на плечи заказчиков. Дешевле было отпечатать тираж за рубежом и потратиться на доставку, чем работать с отечественными типографиями, помимо прочего, нагруженными большими социальными затратами, сохранившимися с советских времен.

Долгая дорога домой

Сказать, что идея попробовать печататься в России родилась в момент обвала национальной валюты, нельзя. Начало этому процессу было положено несколько лет назад. В середине девяностых годов был введен в строй ряд современных ролевых машин (в частности, в 1997 году был закончен монтаж двух машин MAN Colorman C30 в "Молодой Гвардии"). В то же время значительно повысилось качество бумаги отечественного производства. Все это привело к тому, что в Москве стали печататься "Собеседник", воскресный выпуск "МК", "Новые Известия" (хотя последние и чисто технически не могли печататься вне России). Но драматически изменил положение вещей все-таки финансовый кризис. Перед издателями, пользовавшимися услугами иностранных типографий, встала дилемма - существенно повысить свои расходы и продолжать печататься за рубежом, либо, не обращая внимания на технические препятствия, переходить на печать в России.

Под "техническими препятствиями", среди прочего, подразумевается то, что все более-менее современное оборудование не подходит большинству изданий по формату. Ведь оно закупалось еще в советские времена. Был СССР, а значит был ГОСТ на выпускаемую типографиями продукцию (в частности, формат рубки 594). А это значит, что все журналы, которые печатаются в России на старом оборудовании, будут примерно на два сантиметра короче, чем уже привычный для нашего читателя европейский формат.

ЭКСКЛЮЗИВ

В конце этого года в Москве должна вступить в строй типография, оснащенная всем необходимым оборудованием для печати журналов европейского качества. О новом проекте корреспонденту журнала Publish рассказывает генеральный директор компании "Алмаз-Пресс" Марина Переверзева.

- Какие печатные машины будут установлены на новой типографии?

- В Москву поступили и уже устанавливаются две ротационные машины Heidelberg Harris M600 B24 с фальцовкой. Это четырехкрасочные ротационные машины серии Acсident Press, для работы на мелованных бумагах, оснащенные на уровне лучших европейских образцов - автоматическая подача роля, система компьютерного контроля приводки, плотности и т. д. Производительность - 16 полос А4 со скоростью 50 тыс. оттисков в час. Немаловажно, что рубка у ротационных машин - 630 мм при ширине роля от 600 до 960 мм, что соответствует требованию 90% всех журналов.

Кроме того, закуплена листовая машина Heidelberg SpeedMaster 102 - 5 красок, с возможностью лакировки, оснащенная инфракрасной сушкой. Она будет использоваться для печати обложек, рекламы, вкладышей и т.д., на бумаге от 60 до 400 г/м2, то есть вплоть до картона.

До декабря 1998 года будет установлено также отделочное оборудование производства Muller Martini для бесшвейного скрепления, крепления на скрепке, автоматического вложения рекламы, а также упаковки продукции поэкземплярно в пачки, в соответствии с индексами.

Печать будет осуществляться как с пленок, так и по технологии CTP (computer-to-plate) с возможностью изготовления цифровой пробы.

Под типографию "Алмаз-Пресс" купила 4-х этажное здание - испытательный комплекс авиационного завода в центре Москвы, с удобным подъездом. В ближайшем будущем к типографии будут подведены различные коммуникации, что позволит передавать макет по электронным каналам, в том числе и по ISDN.

- На какой стадии находится монтаж оборудования и когда можно ожидать первый тираж?

- Ввод в эксплуатацию, гарантированный Heidelberg - ноябрь-декабрь 1998 года. Монтаж, инсталляцию и ввод в эксплуатацию обеспечивают специалисты Heidelberg из Германии и Франции.

- Кто занимался осуществлением проекта и на каких условиях было продано оборудование?

- Инициатором выступило ЗАО "Растерс", финансовое обеспечение предоставлено ГУПВО "АлмазЮвелирЭкспорт". Генеральный директор ЗАО "Алмаз-Пресс" - Марина Переверзева, исполнительный директор Сергей Власов (ранее руководивший Пятой Московской типографией), коммерческий директор В.И. Татарчук.

Общая стоимость оборудования около 30 млн. немецких марок. Компания Heidelberg предоставила нам кредит на оплату оборудования 6 лет по минимальной европейской ставке Libor+2. Помимо того, компания-производитель гарантирует сервис и сопровождение производства в течение 12 месяцев, а также постоянное присутствие своих специалистов в Москве и наличие склада запчастей.

- Сложилось мнение, что для работы с отечественными типографиями нужны крепкие нервы - это неповоротливые структуры с большим количеством сотрудников, крайне негибкие в работе. Вам также придется нанять много новых людей. Как будет организована работа типографии и насколько высок будет уровень персонала?

- У нас уже есть команда печатников из 8 человек, прошедших обучение во Франции и в Польше на точно таких же машинах. Кроме печатников обучение за границей пройдут и остальные специалисты, включая менеджеров. Всего мы нанимаем порядка 150 человек.

Работа с клиентами всегда была одной из сильных сторон "Растерс". Мы в свое время уговорили многих крупных иностранных заказчиков (Nestle, Siemens-Bosch, L'Oreal, Cadbury - прим. Publish) печататься в России.

- Каких клиентов будет в силах обслуживать типография?

- Производительность машин можно описать так: издание объемом 96 полос, тиражом в 60 тыс. с брошюровкой мы сможем отпечатать за 16 часов. На двух машинах за 8 часов. Последние изменения в номер можно будет вносить за два часа до непосредственной печати тиража. Мы планируем принять в производство до конца 1999 года 6 еженедельников, около 30 ежемесячных журналов и иметь около 30% свободных мощностей для производства периодических и срочных изданий.

- Общеизвестно, что один из минусов печати тиража в России - банальная дороговизна. Как вы планируете решать эту проблему и на что рассчитывали, когда прорабатывали проект?

- Проект готовился к окончанию срока действия закона о СМИ.

В начале 1999 г. мы ожидаем изменения законодательства - достижения паритета с западными типографиями - либо введения налога на ввоз продукции, отпечатанной за рубежом, либо снижения таможенных тарифов на ввоз оборудования и расходных материалов. ГосДума, к сожалению, решила оставить все по-прежнему, продлив существующее законодательство еще на 3 года. Но мы все же надеемся на изменения.

При существующем законодательстве наши затраты на 10-15% выше, чем у европейских конкурентов. Кроме того, за оборудование, которое мы ввезли, выплачен НДС, что дает дополнительный расход в 50 долл. на машину в час, при условии двухсменной работы на протяжении 6 лет. Мы будем стремиться создать конкурентноспособные цены за счет уменьшения рентабельности.

Сейчас мы также ожидаем ужесточения валютного контроля. Но ведь российским типографиям, в отличие от западных, можно платить в рублях. Кстати, один из учредителей "Алмаз-Пресс" - экспортер, так что проблем с поставками расходных материалов не будет.

- Кто-нибудь из отечественных издателей уже успел проявить интерес к вашему проекту?

Первый клиент уже есть, это издательский дом Independent Media. Они собираются попробовать печатать у нас один из своих журналов, предположительно Yes!, если их устроит качество, мы получим приоритетное право на печать всех их изданий. Проведены переговоры с большинством крупных издательских домов, и везде наши предложения были встречены с огромным интересом.

- Не секрет, что многие издания переживают сейчас тяжелые времена. Многим, видимо, придется и вовсе закрыться. От их жизнеспособности напрямую зависит успех новой типографии "Алмаз-Пресс". Насколько мрачны ваши прогнозы развития ситуации?

- Мы ожидаем падение рынка на 30-50% по объемам. Но мы в любом случае можем печатать не больше 10% прежнего объема журналов, выходивших в России. Кроме того, некоторые издания переходят с глубокой печати на офсет, хотя мы на них и не рассчитывали.

Доверие издателей к российским партнерам придется восстанавливать почти с нуля, но мы готовы к этой работе и понимаем, что успех возможен только при оптимальном соотношении цены, качества и сроков

Неудивительно, что за последние годы широкое признание получила аксиома о том, что в России ничего нормально напечатать нельзя в принципе. Оказывается, можно. При внимательном рассмотрении вопроса выяснилось, что вполне работоспособные машины установлены как в Москве, так и на периферии. Некоторые стоят еще с советских времен, другие были закуплены уже под конец перестройки, но из-за недостатка госфинансирования пролежали в ящиках несколько лет.

Так в Московских типографиях "Пресса" и "Молодая Гвардия" в 1997 году заработали машины MAN Colorman C30 (скорость печати 35 тыс. оборотов, газовая сушка, роль 168 см, рубка 546 мм), закупленные еще в начале 90-х. "Молодой Гвардии" повезло больше - туда поступили три машины из четырех. Однако смонтировать и запустить удалось лишь две. Еще одна до сих пор лежит на складе в ящиках - на монтаж нет денег. Несмотря на то, что эти машины считаются универсальными, до недавнего времени на них печатали только газетную продукцию: "Новые известия", воскресный "МК", "Собеседник", "Русский репортер" и др.

В гиганте отечественной печати - государственном ИПК "Московская правда" на выпуск журналов работают Solna D30S (роль 90 см, рубка 578 мм) 1989 года и практически новая машина Zircon 6610 (роль 60 см, рубка 452 мм) с газовой сушкой, установленная в 1996 году. Цветные газеты печатаются на относительно "немолодом" MAN Plamag Cromaset (роль 90 см, рубка 578 мм).

Типографиям, сделавшим себе имя еще во времена СССР, готовы составить конкуренцию частные предприятия, сумевшие завезти современное оборудование до кризиса.

Например, компания "Алмаз-Пресс", закупившая две ротационные машины Heidelberg, для печати на мелованных бумагах. Или ОАО "Тверь-Медиа", где в сентябре была запущена мощная газетная ротация двойной ширины WIFAG OF7, (роль 168 см., рубка 578 мм, 35 тыс. оборотов). Вскоре там же заработает машина Solna (роль 84 см, рубка 578 мм, 22 тыс. оборотов). Обе машины, правда, восстановленные.

В Мытищах на предприятии "РосПринт" установлена новая машина Solna D300, на ней печатается одно из многочисленных рекламных изданий.

Есть необходимая техника и в Санкт-Петербурге, в типографии "МДМ-Печать". В Казани установлена газетная машина Goss Universal 45 (роль 84 см, рубка 578 мм). В Костроме - работает Solna D200 с сушкой, в Иркутске ("Облмашинформ") - Solna D200 и Solna D300.

В попытках закрепиться на отвоеванных позициях

Последний год-полтора были отмечены повышенным интересом к проектам по закупке современного типографского оборудования. Пятьсот миллионов долларов, ежегодно проплачиваемых нашими издателями западным типографиям, вне всякого сомнения, казались лакомым кусочком. Желающие перехватить инициативу у иностранных коллег нашлись. Ответный шаг сделали и поставщики печатного и препресс оборудования.

Наибольшего успеха добилась, пожалуй, компания Heidelberg, давно и всерьез обосновавшаяся на российском рынке. Ее специалисты уже занимаются установкой двух ротационных печатных машин для компании "Алмаз-Пресс". Решения Heidelberg хорошо известны специалистам, и качество их не вызывает сомнения. В то же время техника этой фирмы - одна из самых дорогих в своем классе. И все-таки первыми за последние пять лет новыми ротационными машинами для журнальной печати, которые будут установлены в Москве, станут именно печатные машины марки Heidelberg. Это - лучшее доказательство того, что компания сумела найти подход к российскому рынку.

Может назвать свою деятельность успешной и швейцарская компания Intraco, изначально ориентированная на продвижение на российский рынок знаменитых печатных машин WIFAG и экспедиционного оборудования FERAG (оборудование для послепечатной обработки газетно-журнальной продукции), а некоторое время назад начавшая представлять и продукцию не менее известной марки Solna (Щвеция). Intraco, продававшая печатные машины еще в Советский Союз, за прошедшее время поставила целый ряд ролевых машин. Компанией установлены машины на предприятии "Тверь-Медиа", в Томске, Санкт-Петербурге, Иркутске.

Интересную позицию заняла компания "Центр ХГС", не подписавшая дилерского соглашения по ротационным машинам ни с одним из производителей. "Центр ХГС" оказывает консалтинговые услуги в области закупки оборудования для ролевой печати. То, что компания не связана ни с кем из производителей, позволяет консалтинговому подразделению подбирать марку машины, соответствующую нуждам конкретного клиента. Руководит этим направлением В.В. Костров, курировавший поставки печатного оборудования еще в ЦК. Несмотря на то, что из-за кризиса ряд проектов разрабатывавшихся "Центр ХГС" оказался в "подвешенном состоянии", у компании уже есть завершенные контракты - поставка печатной машины в Казань.

Достаточно перспективное дилерское соглашение в этом году заключила с американской фирмой DGM компания Nissa. Хотя до подписания контрактов еще не дошло, Nissa и ее американский партнер настроены в отношении российского рынка достаточно решительно. Компания DGM долгое время занималась восстановлением печатных машин марки Goss. С некоторых пор компанией руководит бывший главный инженер Goss - человек, хорошо освоивший секреты создания первоклассных печатных машин. Nissa и DGM готовы поставлять отечественным заказчикам как новые, так и восстановленные газетные машины с форматом рубки 546-578 мм и скоростью 30 и 50 тыс. оборотов в час.

И, наконец, компания SoftUnion заключила договор с индийской компанией The Printers House (TPH), выпускающей машины марки Orient для газетной печати - клоны все той же Goss. Может оказаться, что SoftUnion сделала тактически правильный ход, решившись продавать именно продукцию TPH. Машины Orient очень дешевы и неприхотливы в обращении. В эпоху безденежья для региональных типографий, которым уже пора обновлять свое оборудование, недорогие индийские машины могут стать разумным выбором. Помимо разумной цены SoftUnion рассчитывает привлечь покупателей активной сервисной поддержкой и программами обучения.

На переправе

Итак, впервые за последние годы отечественные типографии оказались в более-менее выигрышных условиях. Число заказчиков растет с каждым днем. И, вопреки мнению пессимистов, оказалось, что печататься в России вполне возможно. В некоторых случаях, качество печати оказывается даже выше, чем в европейских типографиях. Более того, пока это даже недорого - отечественные типографии, хотя и используют преимущественно импортные расходные материалы, зарплату персоналу и коммунальные расходы оплачивают в рублях.

Номера, вышедшие в России, вряд ли можно назвать "кризисными" по уровню полиграфии. Фактически, единственной серьезной проблемой для отечественных типографий остается чрезмерная дороговизна мелованной бумаги. Все остальное вполне соответствует уровню, скажем, финских печатников. За исключением разве что умения работать с клиентами. Отправляясь печатать в крупную отечественную типографию, нужно быть готовым к встрече со всеми пережитками социалистического производства: неэффективной структурой управления, бесконечными согласованиями и проч. По словам руководителей типографий, они отлично видят эти проблемы. Может быть, возникшая конкуренция за реальные деньги крупных заказчиков заставит их принять более радикальные меры в этой области.

Конечно, оборудования, чтобы отпечатать с должным качеством все журналы и еженедельники, печатающиеся сейчас за рубежом, в России не хватит. Но в результате естественного экономического отбора эта проблема, как ни грустно, может отпасть сама собой.

По-настоящему расстраивает другое - основной причиной, побудившей издателей обратиться к отечественной полиграфии, стало не повышение уровня услуг, улучшение государственной политики или введение более разумного налогообложения, а падение рубля и кризис на рекламном рынке. А значит, никто не может поручиться за то, что с улучшением экономической ситуации в стране российские красочные издания не отправятся опять "кормить" иностранных печатников. 


Автор выражает признательность: В.М. Кричману (АО "Молодая Гвардия"), М.В. Ковалеву, Ю.Б. Мордовину (ИПК "Московская Правда"), М.Д. Переверзевой ("Алмаз-Пресс"), В.В. Кострову ("ХГС Центр"), О.Ю Карпенко (SoftUnion), А.В. Сафонову (Nissa), Л.В. Шейниной (Intraco)

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110