2014.08.073159 прочтений

Диалектика Printech

Теги: Publish Выставки Полиграфинтер Ricoh Оборудование

Борис Александрович Кузьмин, президент МАП, размышляет о том, как известный диалектический закон перехода количества в качество работает на примерах печатной индустрииГруппа компаний ITE объявляет о проведении международной выставки оборудования, технологий и материалов для печатного и рекламного производства Printech (16-19 июня 2015 г., МВЦ «Крокус Экспо»). Соорганизатор  выставки – Межрегиональная Ассоциация полиграфистов (МАП).

Борис Александрович Кузьмин, президент МАП, размышляет о том, как известный диалектический закон перехода количества в качество работает на примерах печатной индустрии и отражающих её состояние отраслевых выставок. И почему нацеленному на «количество» и массовый печатный продукт «Полиграфинтеру» пришло время уступить дорогу ориентированной на «качество» и диверсификацию выставке Printech.

Кризис «Полиграфинтер» | Выставки, прошедшие в 2009, 2011 и 2013 гг., продемонстрировали последовательное развитие кризисных явлений в их организации и проведении. Это нашло отражение как в сокращении экспозиционных площадей, так и в падении интереса со стороны традиционных участников (а порой и в откровенном демарше) и значительной части профессиональных посетителей.
Подобный кризис объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Не касаясь общеэкономических проблем, отметим только несколько специфических причин, связанных с развитием отрасли, изменениями технологического уклада и трансформациями рынка полиграфических работ. При этом надо принять во внимание тот факт, что каждая полиграфическая выставка представляет собой зеркальное отражение состояния отрасли в данный период времени.
Выставка «Полиграфинтер» на протяжении всего периода своего развития имела чётко выраженную медийную направленность, связанную, главным образом, с печатным производством газет, книжно-журнальной и акцидентной продукции. Это подтверждается тем фактом, что периодически на её основе организовывались самостоятельные тематические выставки – «Росупак», «Этикетка», «ПолиграфТех». Только в последние годы стало уделяться больше внимания технологическим решениям и оборудованию для печати рекламной и этикеточно-упаковочной продукции. Дело в том, что традиционно в нашей стране под полиграфической промышленностью понималась отрасль, неразрывно связанная с издательской деятельностью, основу которой составляли крупные полиграфические комплексы и типографии, представлявшие в определенные периоды наибольший интерес для поставщиков оборудования и материалов, учитывая фактор масштабности. Все эти предприятия были ориентированы на количество – выпуск печатной продукции массовыми тиражами.
Выставка «Полиграфинтер» – демонстрация проданного оборудования. Это определение вытекает из специфики, сформировавшейся в России инфраструктуры для полиграфии. Большая часть участников рынка – это отечественные фирмы-представители зарубежных компаний, а также многочисленные посредники, возможности которых, как правило, весьма ограничены в проведении операций, сопровождающихся  финансовыми и инвестиционными рисками. Кроме того, масштабы печатного производства в стране, отсутствие выраженной экспортной составляющей и неопределенность путей его дальнейшего развития снижают интерес ведущих поставщиков технологий, оборудования и материалов к отечественной полиграфии.
Выставка «Полиграфинтер» утратила национальную значимость. Возможность отечественного потребителя полиграфической техники систематически посещать ведущие международные форумы, выставки и презентации за рубежом, а также использование традиционными экспонентами новых маркетинговых форм взаимодействия с потенциальными заказчиками резко снизили конкурентоспособность данного мероприятия.

Качественные и структурные изменения в отечественном печатном производстве | Полиграфия утратила свой имманентный, индивидуальный признак – идентичность. Развиваясь, она пришла к своей противоположности: от изготовления множества одинаковых экземпляров издания к возможности широкого разнообразия вариантов в тираже одного издания. И здесь количество перешло в качество.
Это стимулировало в последнее время широкое применение специализированной печатной техники и дополнительных устройств для внесения персонализированной информации в процессе производства тиражной продукции, а также развитие организационно-технологического направления в печатном производстве, называемого «печать по требованию» (print-on-demand). Как следствие – современные технологии цифровой печати сводят роль печатной машины в производстве печатной продукции до периферийного выводного устройства той или иной компьютерной системы.
Полиграфисты стали печатать не только газеты и книжно-журнальную продукцию, но также расширять ассортимент и увеличивать объемы печати продукции промышленного назначения – упаковки, этикеток, обоев, бумажных и пленочных покрытий для мебельной  и строительной отраслей. Развитие рекламного рынка создало новое направление в полиграфии – масштабный сектор коммерческой печати рекламы. Помимо бумаги и картона (бумажного носителя), освоены новые материалы для печати: полимерные пленки, пластик, фольга, гофрокартон, жесть, стекло и готовые промышленные изделия (пишущие ручки, брелоки и значки, бутылки и посуда, игрушки ёлочные и из ткани, и многое другое).
В совокупности всё это обусловило структурные преобразования в самой отрасли печати, инициировало качественные изменения в номенклатуре печатной продукции, а также способствовало расширению сферы применения полиграфических технологий и процессов в различных областях экономики. До последнего времени под полиграфическим предприятием (типографией) понималась промышленная организация, способная осуществлять тиражирование визуализированной текстовой и/или графической информации при наличии одной или нескольких печатных машин, печатающих с материальных печатных форм. Именно на основе данного определения был установлен состав полиграфической промышленности в количестве 5,5 тысяч типографий (мониторинг 2007 г.). Но при этом из поля зрения исследователей практически полностью выпал большой пласт предприятий, которые осуществляют тиражирование визуализированной информации на базе новых цифровых технологий (электрографии, струйной печати, термографии и др.), не предусматривающих применения материальных печатных форм.
По предварительной оценке, в настоящее время в сфере полиграфической деятельности задействовано около 20 тысяч субъектов рынка производства печатной продукции. К ним относятся: промышленные полиграфические предприятия (5 тысяч), цифровые и «гибридные» типографии (2,5 тысячи), а также рекламные агентства, салоны печати, мини-типографии и специализированные производства.
Одновременно с этим печатно-отделочные процессы и оборудование широко используются непосредственно в издательских и редакционных структурах, на общепромышленных предприятиях и в учебных организациях, а также в сфере «офисной полиграфии».

Printech 2015 как подтверждение эволюции в печатном производстве | Новая зона контактов (новое название, новая дата, новая формула проектируемой выставки) позволит соединить в себе инновационность и более чем тридцатилетнюю традицию проведения московских полиграфических выставок.
Выставка Printech – это форум современных решений. Основная цель выставки – концентрация в одном месте предложений по новым технологическим решениям и оборудованию, демонстрация эффективных возможностей для модернизации существующего печатного производства, акцент на элементы креатива в производственных и технологических процессах, а не на экспозицию проданного оборудования.
Printech – выставка печатного производства (а не полиграфии как сложившегося отраслевого понятия), его применения в самых различных видах экономической деятельности: от медийной до промышленных сфер различной направленности.
Печатному производству в России уже 450 лет. Продолжение проведения выставки полиграфической направленности на новом концептуальном уровне определяется ее востребованностью для производителей и потребителей полиграфической техники, является демонстрацией устойчивого характера этого вида производственной деятельности, свидетельствует о перспективности развития полиграфического бизнеса и его инфраструктуры.

Экспозиционные направления выставки | Медийный сектор печатного производства. Учитывая результаты прошедших «Полиграфинтер-2013» и Ipex-2014, трудно ожидать на проектируемой выставке участия с экспозициями традиционных «столпов» этого сектора (в части демонстрации офсетной печатной техники для производства газетно-журнальной и книжной продукции). Основная причина – падение инвестиционной активности типографий в данной сфере и отсутствие у компаний принципиально новых предложений. Скорее всего, эти фирмы отделаются посещением выставки и проведением каких-либо акций за её пределами. Тем не менее, интерес клиентуры этого направления на выставке может быть поддержан демонстрацией IT-технологий (онлайн-сервисы, web-to-print, системы MIS и кросс-медиа), широким показом оборудования и технологий послепечатной обработки, а также аппаратных средств для внесения персонализированной информации при печати и осуществления в рабочем цикле рулонных печатных машин операций для дополнительных вложений, вклеек, приложений и т.п.

При формировании данного направления на выставке следует учитывать, что сохраняется большое количество специализированных типографий и полиграфических комплексов, осуществляющих печать широкого ассортимента тиражной продукции: газет, журналов, каталогов, книг и брошюр и различных видов рекламно-информационных изданий. Конечно, сегодня информационный, издательский и полиграфический ландшафт уже существенно отличается от того, что можно было видеть даже несколько лет тому назад. Однако жизненный цикл этих видов печатной продукции никак не обозначен. В то время как в одних сегментах может наблюдаться падение объёмов печати, в других происходит рост, несмотря на распространение цифровых форматов печатных изданий.
Следовательно, инновационные предложения и креативные решения весьма актуальны в этой части печатного производства, например, в направлении синергии офсетной печати с цифровыми печатными технологиями.

Сектор печати продукции производственно-технического назначения. Из прогнозных ожиданий следует, что объёмы печати промышленной продукции в целом ежегодно будут прирастать на 2% до 2020 г. В этой связи решение о проведении ежегодной полиграфической выставки одновременно с выставкой RosUpack вполне перспективно. Хотя бы только потому, что это существенно увеличит клиентскую базу и профессиональных посетителей и той, и другой выставки.
Как показывает сложившаяся практика, на выставке RosUpack широко представляются упаковочные решения для целого ряда обрабатывающих производств, в том числе готовая печатная упаковка и этикеточная продукция многих полиграфических предприятий. Технологические решения по её изготовлению и типографское оборудование здесь, как правило, отсутствуют. Как уже было отмечено, трудно ожидать участия традиционных фирм-производителей и поставщиков офсетного печатного оборудования на выставке Printech, но, учитывая её совместное проведение с упаковочным форумом, возможна демонстрация «уникальных» листовых печатных машин, предназначенных для печати упаковок на бумагах и картонах повышенной массы. Это, прежде всего, многосекционные листовые ротации с лакировальными секциями, предназначенными для печати УФ-красками и лаками, с секциями для выборочного и двойного лакирования, для 3D-лакирования (Heidelberg, KBA, Komori, Ryoby). К этому может подвигнуть отдельные фирмы возрастающая конкуренция со стороны компаний, представляющих оборудование, бывшее в употреблении, главным образом, офсетные печатные машины. Так, в общем количестве экспозиций на выставке Ipex такие участники составили более 12%.

Сектор брошюровочно-переплетных и отделочных процессов и оборудования. Можно с уверенностью предполагать, что это направление техники на выставке будет представлено наиболее масштабно, так как сегодня оно представляет интерес для всех видов типографий, специализирующихся в медиасекторе, секторах упаковки и малого полиграфического производства. Это подтверждают результаты прошедших выставок полиграфической тематики. По мнению ряда экспертов, в отсутствие на выставке крупных поставщиков оборудования у небольших компаний появляется возможность выдвинуться на передовые позиции, наиболее полно заявить о себе. Так было и на выставке Ipex-2014, где количество экспонентов данного профиля составило 25%, причём проявилась тенденция увеличения экспозиционных площадей этих участников.

Сектор цифровой печатной техники. Масштабы применения ЦПМ промышленного типа в отечественной полиграфии постоянно возрастают, и сохраняется большой интерес к рыночным предложениям. Однако не внушает оптимизма поведение ведущих производителей в этой области. Как известно, в Ipex-2014 не приняли участие Xerox, HP, Canon, Ricoh, Landa, Agfa, Kodak. При этом успешно себя позиционировали компании Epson, Konica Minolta, MGI, Xeikon, Fujifilm, Domino и другие.
Представляется целесообразным в соответствии с новой концепцией выставки (все о печатном производстве) расширить экспозицию данного сектора за счёт производителей широкоформатных цифровых принтеров, цифрового оборудования для печати по текстилю, цифровых резальных плоттеров.
Рынок широкоформатной цифровой  печати ещё далёк от насыщения и представляет собой сейчас наиболее рентабельную сферу деятельности в печатном производстве. Здесь наблюдается и определенный инвестиционный подъём. Сфера применения цифровой широкоформатной печати постоянно расширяется: визуальная реклама на баннерах, постеры и вывески, печать по текстилю, материалы для оформления интерьеров, печать обоев на заказ, производство строительных рекламных и фасадных сеток, печать в промышленных целях на листовых и рулонных носителях.
Инновации и появление новых возможностей в этой области вселяют уверенность в перспективность данного печатного бизнеса, что должно привлечь внимание экспонентов к выставке. Более того, этому должна содействовать  и развивающаяся конкуренция на рынке предложений цифровых широкоформатных принтеров: наряду с машинами для печати жёсткими сольвентными чернилами и техникой для струйной печати водными чернилами, получают распространение экосольвентная, «латексная» и УФ-печать.
В этом секторе особое место могут занять технологии и технические средства (сканирующая аппаратура, принтеры) 3D- и 4D-печати. Несмотря на то, что основная задача 3D-печати состоит в создании опытных образцов (прототипировании), мы рассматриваем эту технологию как эволюцию дальнейшего развития процесса печати. Сама принятая здесь терминология подтверждает это заключение: печать, принтер. Тем более что в полиграфии уже давно существует возможность достижения 3D-эффекта при многократном лакировании. Кроме того, применяемый принцип «печати» при прототипировании объемных изделий совпадает с цифровой струйной печатью.
Новая технология получает все более широкое распространение, и можно предполагать, что она в ближайшее время займет важное место и в печатном производстве, особенно в сфере 4D-цифровой струйной печати непосредственно на объемных изделиях.

Разумеется, будут широко представлены полиграфические материалы – это направление всегда востребовано.

Деловая программа Printech. Выставки,  помимо площадки для демонстрации продукции с целью последующей продажи, одновременно стали местом для обмена опытом и встреч профессионалов.  Презентации, семинары, круглые столы – мероприятия в рамках деловой программы выставки все чаще становятся неотъемлемой частью экспозиции и логично ее дополняют. Меняется рынок печатных технологий, и одновременно растут требования к кадрам печатных производств.  Специалисты, которые хотят владеть современными технологиями и, что называется, идти в ногу со временем, активно участвуют в профессиональных дискуссиях, знакомятся с презентациями нового оборудования и материалов.
Конференции, круглые столы, семинары, которые пройдут в рамках выставки Printech, несомненно, будут востребованы, и инновационные процессы в печатном производстве станут предметом пристального внимания и обсуждения участниками и посетителями выставки. 
То, что специалисты посетят это событие, у МАП, как у соорганизатора выставки, сомнений нет.  Выставка Printech, концепция которой основана, прежде всего, на потребностях  рынка, обязательно займет свое постоянное место в календаре мероприятий.

 

comments powered by Disqus