101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как дела у РПК?

  • Олег Вахитов
  • 20 января 2024 г.
  • 699
Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Когда проводятся подобные исследования, зачастую нет необходимости опрашивать 100% аудитории, особенно если эта аудитория многомиллионная и разбросана по всей стране. В этом случае исследователи сегментируют аудиторию по определённым признакам, а затем делают репрезентативную выборку, которая отражает характеристики исследуемой группы. В процессе опроса формируется статистика, которая с определённого момента практически перестаёт меняться при добавлении новых ответов. И когда корреляция становится незначительной, в рамках погрешности, опрос можно считать состоявшимся и интерполировать его данные на всю исследуемую аудиторию.

В индустрии производства средств визуальной рекламы и информации потенциальное количество респондентов может составлять несколько тысяч компаний. В нашем анкетировании приняли участие 292 компании из России (после вычета из списка тех, кто указал в качестве роли на рынке услуги непроизводственного характера и поставки материалов). На них и будем ориентироваться.

Предположим, что это 10% рынка. Цифра весьма неплохая и могла бы дать довольно точную проекцию всех показателей, если бы не несколько «но».

Анкетирование преимущественно проводилось через телеграм-чаты, в которых присутствуют наиболее активные участники рынка. Что из себя представляют компании вне этих чатов, неизвестно. А значит, неизвестно, можем ли мы срез характеристик компаний из чатов спроецировать на остальную часть рынка, т. е. является ли эта выборка репрезентативной.

Следующий момент. В опросе приняли участие большая часть всех крупных компаний (ну уж точно не 10% от всех крупных), а это значит, что не все статистические данные можно проецировать на весь рынок. Например, если анкетирование показало, что 10% опрошенных компаний имеют оборот свыше 100 млн руб. в год, это не значит, что 10% всех компаний в нашей отрасли имеют оборот свыше 100 млн руб. в год. С некоторой погрешностью можно предположить, что таких компаний на рынке менее 3%. То же касается количества персонала, производственных площадей и т. д.

Ещё один важный нюанс. Как правило, в подобных опросах, если они проводятся на добровольной основе, чаще других принимают участие компании, у которых всё хорошо. У остальных либо нет желания и настроения участвовать, либо они просто не хотят обнародовать негативное положение дел в своей компании на фоне «всеобщей эйфории», пусть и среди ограниченной группы исследователей. Таким образом, мы также можем получить искажённые статистические данные о состоянии дел в индустрии и оценке перспектив, хотя надо признать, что определённую тенденцию в индустрии даже такой опрос демонстрирует.

Наконец, на объективность данных могла повлиять корректность ответов респондентов.

С учётом вышесказанного опубликуем некоторые результаты проведённого анкетирования с комментариями.

Среднегодовой оборот компаний

В анкете не был указан период, за который нужно было посчитать оборот, поэтому одни респонденты могли указать оборот прошлого года, другие — прогнозный за текущий год. Несколько сглаживает картину тот факт, что необходимо было указать не точную сумму, а лишь диапазон.

Ещё один тонкий момент связан с тем, что некоторые компании имеют несколько направлений деятельности, в том числе не связанных с рекламой. Одни компании при этом указали общую сумму оборота, другие попытались выделить рекламно-производственное направление. Но в любом случае общая картина кажется вполне релевантной.

Среднегодовой оборот компаний

Как видно из диаграммы, почти половина компаний из анкетирования — это небольшие фирмы с оборотом до 20 млн рублей в год.

Чуть больше 40% компаний находятся в среднем сегменте рынка, получая доход от 20 до 100 млн руб. в год.

И оставшиеся 10% ответов приходятся на крупные и очень крупные (разумеется, по меркам нашего рынка) компании, годовой оборот которых составляет от 100 млн рублей до более одного миллиарда. Но, как мы отметили раньше, вряд ли эта доля справедлива для всего рынка.

Количество работающих сотрудников

Количество сотрудников

Здесь надо принять во внимание тот факт, что в большинстве компаний часть персонала привлекается к работам по мере необходимости, а часть находится в штате постоянно. Поэтому разумно предположить, что респонденты указывали лишь штатных сотрудников. Этим объясняется и большой диапазон связанных данных. Например, самое распространённое количество работающих сотрудников согласно анкете — от 5 до 10. Этот диапазон указали треть респондентов. При этом с таким скромным штатом компании имеют обороты от менее 5 млн руб. в год до 51–100 млн руб. То же касается площадей. Указанные компании отметили, что имеют производственные площади от менее 100 кв. м до 500–700 кв. м. Вероятно, верхние границы диапазонов «микрокомпаниям» удаётся достичь путём привлечения внештатных сотрудников (либо они работают как рекламные агентства, указав в анкете производственный характер своей деятельности).

Всего же около 70% компаний имеют в штате до 20 человек, что подтверждает тот факт, что на нашем рынке доминируют небольшие компании.

Производственные площади

Две трети компаний из анкеты (67%) имеют производственные площади до 500 кв. м, и лишь 13% компаний имеют относительно большие производственные площади от 1000 кв. м. Из них по-настоящему крупными производствами владеют единицы. Оставшиеся 20% распределены среди средних компаний (от 500 до 1000 кв. м).

Производственные площади

Конечно, масштаб производства — величина относительная. В городке с населением 100 тыс. человек, например, 500 кв. м — это уже крупное производство (для нашей отрасли), а в городах-миллионниках это средний или даже низкий уровень. Однако в последние годы развивается тенденция расширения географии заказов независимо от местоположения РПК. Не только московские компании могут обслуживать всю Россию, но и многие региональные компании покрывают своими заказами существенную часть страны, включая Москву и Санкт-Петербург. В этом смысле всё-таки можно говорить о некоторой усреднённой градации размеров производства без привязки к региону.

Оснащение производства

Около половины опрошенных имеют в парке оборудования бортогибы, что довольно много, учитывая относительно короткий период, за который произошли все эти инсталляции. Но в то же время этот станок сегодня уже является таким же стандартом, как режущий плоттер или фрезерный станок, а значит, у поставщиков ещё есть существенный потенциал поставок до насыщения рынка.

Кстати, о режущих плоттерах и фрезерных станках. Эти позиции в опросе РПК заняли соответственно 88% и 81%, что логично.

Также есть уверенность, что почти в каждой рекламной фирме есть тот или иной широкоформатный принтер, однако, чтобы дать по ним релевантную статистику, необходимо иметь понятную и принятую всеми классификацию печатных станков.

И также отметим, что 12% респондентов указали, что имеют на своём производстве вакуумную формовку, что несколько удивляет, так как формованные изделия — далеко не самый часто заказываемый вид рекламных конструкций и, по идее, такой станок не должен стоять в каждой восьмой компании. Вероятно, на статистику повлияла высокая активность в анкетировании средних и крупных компаний — две трети респондентов, у кого стоит вакуумная формовка, имеют штат от 21 человека. При этом данное оборудование установлено во всех (кроме одной) компаниях, чей штат превышает 100 человек. Напрашивается вывод — хотите стать крупными, ставьте вакуумную формовку.

Учёт и управление

Один из вопросов анкетирования касался использования CRM-систем. Однако многие не видят разницу между CRM и ERP, а потому свалили всё в одну кучу. Результат получился не совсем релевантным, но, вероятно, интересным для конкурирующих поставщиков программного обеспечения. Мы лишь отметим несколько фактов.

От 39 до 45% (раскорреляция произошла из-за не совсем корректной постановки вопроса) респондентов ответили, что не используют CRM-системы в своём бизнесе. То есть почти половина компаний всё ещё пользуются блокнотом, калькулятором или «экселем». 85% из этого списка — это компании с численностью до 20 человек, что весьма предсказуемо. Вероятно, у них вопрос с автоматизацией бизнес-процессов не стоит так остро. Таким образом, можно было сделать вывод, что потенциал рынка специализированного ПО для РПК, с одной стороны, почти исчерпан, а с другой стороны, есть большой потенциал делать предложения «на вырост», так как именно эта группа компаний, согласно диаграмме выше, является наиболее многочисленной и, согласно результатам ниже, настроена на рост бизнеса.

Но и это не всё! Оказывается, 41% респондентов, у кого уже есть та или иная программа, испытывают трудности с её внедрением, а это значит, что конкуренция может развернуться и на поле тех компаний, кто уже что-то у себя установил, но не смог внедрить и ищет более простое и понятное альтернативное решение.

Наконец, ещё один любопытный факт — около трети респондентов, кто автоматизировал свои бизнес-процессы, сделали это своими силами, т. е. самостоятельно написали программы под своё производство.

Через тернии к звёздам

Участников анкетирования также спросили, с какими процессами они испытывают наибольшие трудности. Лидируют в этом вопросе проблемы с внедрением систем управления, о которых было сказано выше. Следующей по значимости проблемой для нашего брата предсказуемо оказалось управление персоналом — об этом заявили 38% респондентов. В то же время о нехватке персонала заявили лишь в нескольких компаниях, что выглядит странно, так как в кулуарах именно эта проблема обсуждается наиболее остро в текущей ситуации, что подтверждает и официальная статистика по рынку труда.

Предсказуемо почти половина участников анкетирования указали на трудности с маркетингом и продажами. Мы объединили эти понятия, так как в анкете вопрос был поставлен не совсем корректно. Маркетинг был объединён с привлечением клиентов, а продажи выделены отдельно. Хотя надо было сделать наоборот. Продажи — это не совсем маркетинг, это его часть. А маркетинг — более сложный и всеобъемлющий процесс, которым в нашей отрасли, увы, почти никто не занимается.

Как дела у РПК?

 

Участие в сообществах и мероприятиях

30% респондентов указали, что уже состоят в профессиональных ассоциациях, правда, не совсем ясно, что имеется в виду. Многие предприниматели кроме участия в профильной Ассоциации «ВизКом» также могут состоять в РСПП, ТПП, АКАР, местных бизнес-сообществах и т. д. А считается ли участие в незарегистрированных в Минюсте объединениях? Так или иначе, результаты демонстрируют желание людей объединяться. Подтверждением тому служит и ответ трети респондентов, что они планируют вступить в профессиональную ассоциацию.

Практически все участники анкеты, за редким исключением посещают профильные выставки.

И около 80% посещают отраслевые мероприятия, что уже не совсем вяжется с общей картиной, если мы говорим о тех самых профильных мероприятиях, которые у всех на слуху, и не считаем региональные бизнес-мероприятия, корпоративные тренинги и т. п. Так как иначе посещаемость наших профильных событий исчислялась бы сотнями, а то и тысячами участников, учитывая цифру 80%. Но в любом случае показательно, что респонденты отметили, что важнее всего на таких мероприятиях — новые знакомства и нетворкинг (более 70% голосов) и лишь затем — выступление спикеров (около 50% ответов). Правда, не совсем ясно, речь идёт о том, что их привлекает на мероприятиях или какую пользу они извлекли по итогам?

Настроение участников отрасли

85% респондентов указали, что позитивно оценивают перспективы отрасли на ближайшие два года и планируют рост своего бизнеса. 12% думают, как удержать позиции, и лишь 3% респондентов считают, что перспектив нет. В целом положительные настроения в нашем бизнесе не являются исключением и логичны в период экономического роста. Причём в малом бизнесе позитива больше, так как он более гибкий, быстрее и легче приспосабливается к конъюнктурным изменениям всякого рода, а его субъекты имеют низкую осведомлённость о макроэкономике и вероятных рисках, т. е. меньше подвержены длительным стрессам.

В будущем для того, чтобы получить более точную картину рынка, необходимо, во-первых, грамотно классифицировать участников отрасли. Кстати, одной из задач Ассоциации «ВизКом» на 2024 год как раз является создание и наполнение такого классификатора.

Во-вторых, необходимо определить цели анкетирования и задавать вопросы, которые нельзя было бы трактовать двусмысленно. Исходя из этих задач выбрать целевую аудиторию, т. е. те самые классы для опроса.

И, в-третьих, постараться мотивировать принять участие как можно большее количество компаний, так как в нашем случае делать репрезентативные выборки непросто.

В любом случае хочется поблагодарить организатора анкетирования — сообщество SIGNCLUB.RU и всех, кто заполнил анкеты, а также формальные и неформальные объединения, которые мотивировали своих участников через чаты и соцсети: АПИРО, Академия Рекламного бизнеса, Лидеры РПК, Signforum, Ассоциация «ВизКом». Это был редкий, но так необходимый пример объединения участников нашей отрасли независимо от принадлежности к той или иной группе интересов.

Об авторе: Олег Вахитов, главный редактор журнала «НАРУЖКА. Издание для производителей рекламы»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30