101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Разница в чернилах

  • Михаил Кувшинов
  • 14 сентября 2022 г.
  • 1874
Из всего многообразия видов чернил струйной печати нашли в гофропроизводстве применение два — УФ-отверждения (далее — UV) и на водной основе (далее — WB).

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Струйные препринт-решения полностью основаны на WB. В постпринте, как одно-, так и многопроходном, востребованы обе технологии. Потому что каждая из них имеет преимущества и недостатки, в совокупности делающие их применение оптимальным в разных приложениях.

Отмечу, что есть и попытка мимикрии. Компания Durst продвигает собственную разработку — WT (Water Technology). Несмотря на маркетинговое название, включающее слово «вода», состав* этих чернил таков: «Вода, высококипящие растворители, УФ-реактивные связующие (мономеры и олигомеры), водорастворимые фотоинициаторы и пигменты». Маркетологи, конечно, могут называть такую смесь как угодно, хоть вермутом. Но с технической и химической точки зрения это смесь UV-чернил с водой. Сушка применяется гибридная, с использованием ультрафиолета. Цены, кстати, согласно тому же документу соответствуют ценам UV-чернил.

UV-чернила — жидкость, состоящая в основном из смеси мономеров и олигомеров (маленьких органических молекул, которые потом сшиваются в огромные цепи — полимеризуются). В эту смесь добавлены красители, инициаторы полимеризации и, обычно, различные присадки. Поглотив квант УФ-излучения, молекула инициатора возбуждается, передаёт возбуждение молекуле мономера, инициируя цепную реакцию сшивания молекул в трёхмерную сетку. Обрывается цепочка полимеризации обычно на молекуле кислорода (т. н. кислородное ингибирование). Процесс идёт очень быстро, в доли секунды реагирует основная часть моно/олигомеров. Основная, но не 100%.

После нанесения на гофрокартон капля чернил остаётся на поверхности, затем полимеризуется УФ-излучением. Отсюда более яркие краски УФ-печати.

Преимущества UV проистекают из их физико-химической природы — устойчивость к внешним, в том числе атмосферным, воздействиям и яркость красок. Более простая сушка — УФ-излучением. Как и недостатки — более высокая цена и, главное, химическая активность, заложенная в саму суть УФ-отверждения. Следствия — характерный неприятный запах (непрореагировавшая доля мономеров) и плохая совместимость с пищевой упаковкой, даже с вторичной (они же плюс инициаторы полимеризации). С этим можно бороться и за счёт изменения рецепта чернил, и за счёт усложнения оборудования (не будем лезть в технические детали). Но если запах удаётся подавить относительно легко (да и обычно он за несколько дней исчезает сам), то борьба за совместимость с вторичной пищевой упаковкой обходится очень дорого и по железу, и по расходным.

Водные чернила химически просты. Есть два варианта: пигментные (pigment) и на красителях (dye). В русском языке пигмент и краситель — полные синонимы, в английском под водными пигментными понимаются чернила, где в воде взвешены мелкие твёрдые частицы пигмента. А во втором варианте краситель растворён в воде. Почти всегда пигменты/pigment — минеральные, неорганические вещества. А красители/dye — органические. Но, строго говоря, это не обязательно. Практическая разница между ними в том, что пигментные чернила немного дешевле и более стойкие к атмосферным воздействиям, чем на красителях. Но менее яркие. В гофрокартоне доминируют пигментные водные чернила.

После нанесения на гофрокартон водные чернила впитываются, что существенно приглушает яркость красок. Бороться с этим эффектом можно нанесением грунтовки, т. н. праймированием — но всё это стоит денег.

Сравнительные преимущества и недостатки WB-чернил, соответственно, обратные UV. Химия проще, вода дешевле смеси мономеров — поэтому водные чернила в целом дешевле. И за литр, и за единицу запечатываемой поверхности. При работе с гофрокартоном это особенно важно. Все компоненты можно подобрать безвредные, поэтому пригодность для пищевой упаковки очень высокая. Делают даже первичную, без постоянного прямого контакта с пищей — упаковку пиццы, например. А это очень тяжёлый случай — пицца жирная. И недостатки — воду надо испарить, что сделать мгновенно невозможно, то есть мы имеем большие энергозатраты и громоздкие сушки.

 

Если рассмотреть эти достоинства и недостатки, то оказывается, что в цифровой печати на гофрокартоне WB-чернила, скорее, подходят для печати на упаковке пищевых товаров, напитков, кормов для животных. А это основная часть упаковки. А UV-чернила очень хороши для наружной рекламы и POS-материалов.

Об авторе: Михаил Кувшинов, директор по развитию «Нисса Центрум». Независимый автор.

* Q&A: Durst Water Technology. Sponsored content from Durst.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
iGen умер, да здравствует Xerox!

Xerox заявила, что прекращается производство ЦПМ iGen5 и Nuvera.Казалось бы, очередная резко негативная новость: еще один гвоздь в крышку гроба компании. Но так ли это?

Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 2